Личный опыт Toyota Vista Ardeo
Родео с Ardeo
- D4! Шах и мат!!!
Эта полная драматизма
история могла бы стать рядовой, не будь
она столь показательна для нашего
времени. Каждый, кто связывает выбор
автомобиля с японским second-hand, чем-то
рискует, но в каждом случае риск либо
оправдывает средства, либо нет. Как
снизить вероятность последнего, сказано-пересказано
много, но люди продолжают рисковать
почти безрассудно, доверяясь в своем
выборе братьям по разуму, и, как им
кажется, по совести.
И жестоко при этом ошибаются.
А хлебнув горя, сами вынуждены
обманывать, потому что законными
средствами возместить ущерб просто
невозможно. Порочный круг, а почему?
Потому что речь идет о той части рынка
second-hand, где внешне в лучшую сторону
меняется только товар, но человеческие
нравы остаются дикими и подлыми. И чем
выше ставки риска, а именно дороже и
богаче автомобили, тем выше вероятность
пострадать от технического прогресса,
застрявшего в нечестности людей.
Одним обычным утром у ворот
сервиса, практикующего диагностику и
ремонт японских автомобилей, появился
видный представитель современной
японской автошколы — красавец-универсал
Toyota Vista Ardeo. Никто бы в мире не смог
подумать, что этот завораживающий
благородным сиянием и чистотой линий
универсал мог на что-то жаловаться.
Четыре года как с японского конвейера,
несколько недель как с Владивостокского
рынка. Да кто бы сказал, что машине едва
меньше пяти лет от роду?
Да она, по виду, и бензина
нормально не нюхала, и дорог толком не
видела. Смехотворные цифры на одометре,
идеальная аура цвета, форм и деталей. Вся
звенит чистотой и слепит ладными
гранями, как новая хрустальная ваза.
Ну, наверняка, заехал
счастливчик поменять маслице и антифриз
— так подумал бы
любой, кто увидел машину на пороге
сервиса. Но когда хозяин сказал, что
приехал, вообще-то, поменять
маслосъемные колпачки, механиков хватил
ступор. Может, на какой другой тачке?
Нет, на этом Ardeo, кроме того,
как оказалось, двигатель здорово троил
на холостых оборотах.
Сначала в знак уважения к
высокому японскому сану обошли машину
вокруг и, когда не обнаружили никаких
идентификационных надписей, осторожно
открыли капот. А там... Наглядной надписи
тоже нет, но есть характерный «наплыв»
на головке блока и лихо изогнутый,
как мощная морская волна, впускной
коллектор. Неужели... Где тут табличка?
Ага, вот, он самый — 3S-FSE...
Печально известный тойотовский D4 с
прямым впрыском бензина, работающий
вопреки привычной моторной логике на
обедненных смесях. Выдающийся экономист
по топливу, он же камень преткновения
между Toyota и российским качеством
бензина. В каком другом сервисе
мастеровые сразу бы захлопнули капот с
прощальными словами «таких
не лечим».
Мол, наверняка накрылась
прецизионная топливная аппаратура
высокого давления вместе с мудреной
электроникой, а это не по нашему профилю
и вообще хлопотно. Но в этом сервисе так
не поступили, а сделали первичную и
самую верную в большинстве случаев
диагностику — вывернули
свечи... Оказалось, что D4 как таковой
здесь ни при чем, все его навесное было в
порядке. От бензина двигатель просто не
успел пострадать, что подтвердила
диагностика систем управления. Проблема
его спряталась глубже и куда как
банальней, но от того стала еще более
тяжелой по последствиям.
УДАР
Toyota Vista Ardeo может кому-то
нравиться или нет, но в
представительности и авангардизме ему
никто не откажет. Какой корпус, какой
салон, какая харизма! И вместе с тем,
очевидные практические функции
просторного универсала под «минивэн».
Кто выбирает солидный автомобиль по
цене свыше $10000, тот непременно остановит
взгляд на Ardeo. А покорить он способен.
Причем с первого взгляда. Заставит
голосовать сердцем, а не головой.
Головой над ним поработали другие.
Сначала те, кто конструировал и выпускал,
а потом те, кто готовил к продаже в
России.
Где и как смотрели машину при
покупке во Владивостоке, не столь важно.
Главное, что нечистоплотные продавцы
своего добились — состоятельный
покупатель за впечатляющими «декорациями»
просмотрел злокачественную опухоль
в организме. Неладное обнаружилось чуть
позже, когда машина была куплена,
пригнана домой, зарегистрирована и
наездила первые сотни километров.
Слишком высокий расход масла сначала
воспринимался как нечто естественное,
связанное со старой заливкой. Но когда и
свежая дорогая синтетика стала уходить
на глазах, без видимых внешних утечек, а
двигатель перестал нормально работать
на холостых, новоиспеченный владелец Ardeo
не мог поверить в какие-то серьезные
причины. Откуда бы им взяться в
благоухающем здоровьем и красотой
японском автомобиле? Наверное, можно
обойтись заменой маслосъемных
колпачков, — решил
он и отправился в сервис, где заодно
можно бы отрегулировать холостой ход.
Перебои холостого хода у
двигателя с прямым впрыском могут быть
по разным причинам, в том числе из-за
плохого бензина, конченных датчиков
давления впрыска и убитых топливных
насосов. А вот «жор»
на масло у столь молодого двигателя
без местного пробега выбора причин
особо не оставляет.
Когда из мотора, на котором не
было ни пылинки и ни пятнышка, одну за
другой вынули свечи с густо
промасленными электродами, многое стало
ясно. А когда их прочистили, поставили, и
двигатель на холостых заработал ровно,
можно было констатировать точно —
заменой колпачков ремонт не
обойдется. Надо снимать головку и
смотреть.
Не знаю, как переживают люди,
когда купленный только что дорогой
автомобиль подписывают на «капиталку»
двигателя, но ошеломление и смятение
человека в таком случае чувствуется на
расстоянии.
Признать себя «кинутым»
тяжело не материально, а именно
морально, тем более, когда предъявить
претензии абсолютно некому. Ты один на
один с этим позором, притом в
присутствии сторонних свидетелей,
которые только могут сочувственно
помолчать.
Впрочем, в данном случае была
предложена конкретная помощь, а выбора у
хозяина не оставалось. Его и не могло
быть.
Только разобранный двигатель
воочию открыл всю тайну этого
универсала. Спиральные канавки на
клапанах, по которым стекало масло,
задиры на вкладышах, зеркале цилиндров и
даже повреждение одного поршня.
Кто видел поршень D4, знает,
какое это произведение искусства со
сложной формой головки, призванной
эффективно «закручивать»
прямовпрыскиваемую смесь. Видеть
такой «изумруд»
побитым и полуразрушенным особенно
больно.
По всему, в Японии машину не
миновала участь попасть под тайфун, и
вода сделала свое мокрое дело. Тут,
видимо, и гидроудар имел место, и
проворот ремня ГРМ с последующей
встречей клапанов с поршнями, и водяной «клин»
вместо масляного в подшипниках и
кольцах. Мотор бы на свалку и новый
поставить, но какой нормальный японец
будет этим заниматься? Машина целиком по
дешевке пошла на рынок «вторчермета»,
где ее искусно отреставрировали и «загнали»
в Россию.
Тем не менее все следы «подводной
одиссеи» перекупщикам
скрыть не удалось. Под крышкой одной из
коробок предохранителей удалось
увидеть легкий налет не то ила, не то
высохшей морской пены. В общем, так или
иначе, этот явно топленный экземпляр
ничего доброго сулить не был расположен.
Так как же быть с машиной?
Вопрос повис над бездыханным Ardeo с
открытым капотом и пустым моторным
отсеком куда более мучительно, нежели
перед шекспировским Гамлетом.
ЕЩЕ УДАР
Капитально ремонтировать
оригинальными запчастями или менять на «новый»?
В сервисе предлагали доставить
запчасти из Японии и гарантировали
качественную «капиталку»,
но реальная цена за такие услуги
выглядела не очень выгодно перед
возможностью приобрести «контрактный»
двигатель second-hand. Вариант, надо
сказать, тоже рискованный. Ниоткуда
отдельно движки с автомобилей свежих
годов в Японии не берутся. Либо с
аварийных машин сняты, либо те, что не
способны пройти техосмотр. Может в
отличном состоянии оказаться, а может...
Зато такой двигатель в сборе
потенциально оказывался дешевле, нежели,
например, новая топливная аппаратура D4.
Хозяин решил заказать «бэушный»
двигатель в специализированной
фирме, а установить в этом сервисе. На
том и порешили.
Специализированная фирма
охотно взялась за выполнение заказа, но
его выполнение растянулось на недели.
Как оказалось, такой двигатель среди б/у
страшный дефицит. Как ни искали, ничего
не могли найти. Наконец, нашли, как и
следовало ожидать, с автомобиля после
серьезного ДТП. Такой же Ardeo с таким же
двигателем «уделался»
так, что восстанавливать его уже
никто не решился, только на разбор.
Привезли, значит, двигатель. Гарантию
дали на месяц и только в том случае, если
двигатель никоим образом не разбирать.
При этом никто не скрывал один внешний
механический дефект. Видимо, после
лобового удара «агрегатоносителя»
у двигателя из головки блока вырвало
шпильки крепления выпускного
коллектора. Ну, вырваны, так вырваны,
дело легко поправимое, ведь есть «расходный»
мотор, у которого внешние детали все
были целые. Главное, что это не «топляк»
какой-нибудь, тем более, найти лучше
все равно не получилось.
И вот, словно новое сердце для
убитого кинг-конга, донорский агрегат
торжественно и аккуратно подвезли к
месту временно «усопшего»
Vista Ardeo. В тот самый сервис. Скольких
душевных страданий стоил хозяину этот
момент, но они, к сожалению, еще не
закончились. Неизвестно, какими
принципами руководствуются поставщики
двигателей при их поиске, отборе и
проверке, но при первом же осмотре те же
самые механики удивлялись еще больше,
чем когда услышали о «маслосъемных
колпачках». У
донорского «сердца»
не проворачивался коленвал. Мотор
был в заклинившем состоянии!
Судя по всему, от удара при
аварии не только вырвало шпильки
коллектора, но и перескочил ремень ГРМ
на несколько зубьев. Клапаны уперлись в
поршни со всеми возможными после такого «поцелуя»
последствиями. А может, какие-то
более трагические причины? Но все
старались друг друга успокоить тем, что
обойдется без последствий. Ремень не
оборван, а его перескок еще не
гарантирует страшные «артефакты».
Но не в случае с этим двигателем, как
потом стало ясно.
Восстановили крепление
выпускного коллектора, настроили фазы
газораспределения и поменяли ремень,
поменяли масло, двигатель установили,
закрепили и подсоединили по всем
правилам. Он даже завелся с первого раза
и заработал нормально. И это после
трансплантации не какого-нибудь
карбюраторного движка, а D4!
Был повод расслабиться
хозяину и облегченно вздохнуть
механикам. Но предательский сизый дымок
из выхлопной трубы затмил все радости по
поводу первого пуска. Характерное
пощелкивание в двигателе на
определенных оборотах добавило далеко
не условный приговор всем стараниям и
надеждам. Вера в исправный двигатель с
аварийного автомобиля была поругана:
даже «легкая»
встреча клапанов с поршнями
вычурной формы, да при такой высокой
степени сжатия, какая присуща
прямовпрысковым, без «артефактов»
никак не обошлась. По всему, если
поршни и остались целыми, то клапаны от
удара подогнуло, масло полилось в
цилиндры.
НОКАУТ
Не отъездив и первой тысячи
километров на новом месте, красавец-универсал
Vista Ardeo, похоже, решил надолго и очень
обременительно прописаться в сервисах.
Точнее, прописку ему обеспечили
рыночные махинаторы, кто наловчился
толкать убитых кляч под видом жеребцов «кровь
с молоком». Обескураженный
владелец, конечно, уже не хотел ни ездить
на этом автомобиле, ни нормально его
ремонтировать, а ведь еще недавно
связывал с этой машиной долгую и
счастливую жизнь.
Вконец расстроенный, уехал
искать правды к поставщику двигателя, и
чем у него закончилось дело, неизвестно.
И можно уверенно сказать, что чем бы не
закончилось, бедовый Vista Ardeo вновь
появится на рынке и при удачном (или
неудачном?) стечении обстоятельств
будет продан следующему «фаталисту»,
потенциальному клиенту дорогих
магазинов запчастей и
высокооплачиваемых ремонтников. И таких
вот примеров на «диком
Востоке» японского
second-hand масса.
Обидно, что таким образом
подрывается доверие к ни в чем не
повинным японским автомобилям, но
поскольку у нас нет сколь-нибудь
серьезной ответственности за продажу
автомобильного неликвида (отечественные
заводы, бывает, штампуют сие уже на
конвейере), эта проблема не исчезнет.
Какой-то шанс снизить риски, возможно,
дают фирмы, кто несет хоть какую-то
ответственность за поставляемые
автомобили. Но некомпетентно покупать
машину на барахолке у незнакомцев —
это выходить неумелым тореро на бой
со свирепым быком. Может и повезти, а
можешь и рогом по одному месту получить.
Василий ЛАРИН
Рисунок Андрея Москвина
"Автомаркет+Спорт" №36 17.10.03
|