Большое путешествие Монголия
ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ
Часть 2.
САМЫЕ ВЫСОКИЕ БАРХАНЫ МОНГОЛИИ
Каждая наша экспедиция по Монголии, как
правило, включает посещение знаковых,
понравившихся нам ранее мест, посещение
которых не утомляет и оставляет желание
увидеть их снова. Знаменитые песчаные
барханы Хонгорын-Элс («Светло-рыжие
пески») к югу от хребта
Гурван-Сайхан простираются на 185 километров,
из них непосредственно высокие барханы
тянутся на 120 км. Эти внушительные барханные
пески самые большие и высокие в монгольской
Гоби и привлекают путешественников со
всего мира. У их подножия есть зеленеющий
луг с кристально чистым родником и
живописный сайр с водой. Чтобы посетить
барханные пески Хонгорын-Элс, мы делаем
дополнительный большой трехдневный круг на
юг Монголии. От развилки дорог на Нэмэгэту и
Хонгорын-Элс около обо до песков 150 км пути,
по необозначенным на карте дорогам. На
плоских каменистых поверхностях здесь
можно разгоняться до 100 км в час. Дважды я
уже ездил по этому маршруту, каждый раз
сильно плутая среди саксауловых зарослей и
песчаных дюн. На этот раз мы тоже в конце
пути сбились и были вынуждены ехать
напрямик по мелкосопочнику, прямо к дюнам, у
подножия которых была хорошая дорога.
Вся южная часть Монголии занята пустыней
Гоби (около одной трети территории страны).
Само название в переводе с монгольского
языка означает пустынную, безводную и
бесплодную местность. На юг, вдоль
основания пустынных гор, пролегают большие
гряды песчаных дюн, которые часто трудны
для пересечения на автомобилях. Свирепый
весенний ветер каждый год меняет очертания
дюн и заносит дороги. В первый раз, когда мы
достигли песков Хонгорын-Элс, у нас не было
ни GPS, ни опыта ориентирования в Монголии.
Тогда, вблизи песков, мы несколько дней
плутали среди незнакомых гор и по обширным
межгорным впадинам. В дневниках тех поездок
сохранились записи о непрерывных поисках
дороги: «Движемся по
высохшему сайру».
Абсолютное бездорожье, никаких следов
автомашин. На скалах ущелья спугиваем стадо
горных козлов — по-монгольски
аргали. Успеваем насчитать 12 голов, прежде
чем они исчезают из вида. Наконец, перед
нами едва ли не отвесно поднимаются
величественные барханы Хонгорын-Элс —
совершенно необычное для нас, сибиряков,
зрелище. В предрассветные сумерки, когда
медленно угасают звезды, мы, закутавшись в
теплые вещи, начинаем подъем на песчаные
барханы, чтобы встретить момент появления
солнца из-за гор.
Остывший за ночь песок — холодный,
на нем долго не посидишь. Начинается
утренний ветер, и песок струится вокруг
ботинок. Синий купол небосвода чист, нет ни
единого облака, не слышно никаких звуков,
кроме завывания ветра в ушах и звона тишины.
На восходе возникает редкое ощущение
единства с миром — звенящая
тишина уходящих до горизонта песчаных
холмов, стремительно розовеющее небо и
неуловимый момент кратковременного
появления яркого золотистого цвета песков.
Мы совершенно одни в этом обособленном
царстве, где фантастические картины
совершенных линий выполнены одним из
главных художников природы —
ветром. Материалом для этого послужили
миллионы тонн песка, и на их создание
потребовались десятки миллионов лет.
В 2003 году у подножия песков стояло уже три
турбазы. Проезд к роднику был закрыт
шлагбаумом и запрещающим въезд знаком, а
вокруг песков появилась слабая, но
проходимая дорога для автомобильных
экскурсий. Дополнительно к автомобильному
переходу через пески по сайру на Сэврэй
вблизи родника появилось еще два новых. Из-за
закрытого подъезда к роднику за водой
приходится идти около 2 км пешком под
палящими лучами солнца. Обычно у нас
расходовалось в день по 1,5 литра воды на
человека, и запас воды был рассчитан как раз
до этого родника.
Для ночевки мы подъезжаем вплотную к
высоким барханам, чтобы поставить палатку
прямо на одном из барханов. Соответственно
садимся на все четыре колеса, так, что кроме
коротких досок, которые мы специально везли
с собой на такой случай, приходится
подкладывать под колеса и походный стол, и
разорванный картон от продуктовых ящиков.
Провозились мы с полчаса, но фотографии
получились хорошие. В этих местах в каждую
поездку кто-нибудь обязательно закапывался,
и приходилось доставать лопаты. Буксовали
мы здесь раньше и на «Паджеро»,
и на «Дефендере»,
и на российском «УАЗике».
Сравнивая поведение всех машин, на
которых нам довелось бывать раньше в этих
местах, мы пришли к выводу, что преимущество
имеет более легкий вездеход. Всех лучше и
проходимей была облегченная «Нива».
У УАЗов гарантированно грелся
двигатель, у дизельных Land Cruiser температура
совершенно не росла, но в песках они быстро
сами себя закапывали. Однако, как бы глубоко
машина не закапывалась в песок, после
откапывания ее лопатами всегда удавалось
выехать из песка без помощи другой машины.
Утром для встречи восхода мы традиционно
забираемся на самый высокий бархан. И
удивительное дело, уже в который раз
убеждаемся в неповторимости мгновений:
освещение, цвет и фактура песка совсем
другие, чем в прошлые разы.
ЯЙЦО ДИНОЗАВРА ИЗ БАИН ДЗАКА
Следующая наша цель — найти
окаменелые фрагменты костей динозавра. Для
этого надо попасть на одно из известных
палеонтологических местонахождений. Среди
знаменитых на весь мир палеонтологических
местонахождений Монголии в Нэмэгэтинской
впадине и урочище Хэрмэн-Цав, удаленных от
дорог и существующих туристических баз,
песчаные обрывы Баин-Дзака находятся всего
в 15 км от Булгана. Поездка в Хэрмэн-Цав
сопряжена с пробивкой пути по пескам в
условиях полного бездорожья и требует
нескольких дней пути, запаса воды и топлива,
а на Баин-Дзак можно завернуть практически
по пути по накатанному проселку с
межаймачной дороги, затратив на экскурсию
не больше часа. Близкое расположение от
Булгана и турбазы «Три
верблюда» превратили
это место в известный экскурсионный объект
для туристов. Стоит подъехать машине с
туристами, как сразу же появляются местные
продавцы сувениров. В этой местности, в
отличие от монастыря Эрдэнэ-Дзу, где также
развита торговля сувенирами и у продавцов
преобладают предметы буддийского культа и
древние монеты, здесь широко представлены
ископаемые фрагменты костей динозавров
возрастом около 65 млн. лет, окаменелые яйца,
окаменелое дерево с Арц-Богда, цветные
минералы пустыни Гоби и небольшие арбузы с
орошаемых плантаций Булгана. Стоимость
яйца динозавра составляет $60-100, образец
окаменелого дерева $1-8, набор маленьких
окатанных гобийских цветных минералов —
$0,5-1. Говорят, что за хорошее
коллекционное яйцо динозавра в Японии
могут заплатить $30000. По монгольским законам
яйца динозавров нельзя вывозить из страны,
и в случае их обнаружения у туристов на
таможне они рассматриваются как
контрабанда и оцениваются по мировым ценам,
близким к указанным из Японии. Поневоле,
задумаешься, стоит ли покупать на сувенир
яйцо динозавра.
Мы подъехали к обрывам Баин-Дзака ночью
при свете фар. Дорога заканчивалась на
самом высоком утесе укатанной колесами
машин ровной площадкой, и мы решили
заночевать прямо на ней, даже не
догадываясь, что утром здесь возникнет
небольшой оживленный базар. Стоило нам
запустить электрический генератор, как из
степи к нашему лагерю подкатил мотоцикл с
монголами. Обычно при встречах, насколько
хватало словарного запаса монгольских слов,
мы всегда расспрашивали об агуй (пещерах),
алмасах (снежных людях), зурагах (наскальных
рисунках). В этот раз центральной темой
разговора стали ископаемые кости
динозавров. К нашей радости, молодые
монголы сообщили, что у них есть как
окаменелые кости, так и яйцо динозавра, и
если мы хотим, то через полчаса все это они
привезут к нам в лагерь.
Азарт свойственный всем коллекционерам,
подогреваемый необычной обстановкой:
темная ночь, при свете налобных фонариков
мы внимательно изучаем шершавую корку
тяжелого растрескавшегося яйца с
множеством мелких белых кристаллов внутри,
проверяем это яйцо биолокационными рамками,
смотрим на него в лупу, но так и не можем
принять решения о покупке. Подобное яйцо
попадает нам в руки впервые, никто из нас не
может с уверенностью сказать, что это
подлинное яйцо, в конце концов, мы скупаем
все: и яйца, и окаменелое дерево, и кости.
Вероятно, весть о чудаковатых русских
быстро распространяется по степи, и утром
нас буквально атакуют монгольские продавцы
с кошелками, полными всякой всячины.
Песчаные уступы Баин-Дзака не столь
внушительны, как монументальные обрывистые
стены Хэрмэн-Цава, их легко обойти пешком
или объехать на автомобиле. Дорога есть как
по верху утесов, так и у их подножия.
Отличительная особенность таких мест —
абсолютное отсутствие зелени,
обнаженная красная, белая или черная
запекшаяся земля. В обрывах часто
встречаются глубокие расщелины, промоины и
небольшие пещеры, а на песчаных покатых
склонах — глубокие
овраги и густая сеть промытых дождевыми
потоками следов с причудливыми песчаными
скульптурами.
Как правило, именно в таких местах
обнаруживают кости ископаемых животных. В
результате размыва и свирепых ветров в
течение многих десятков миллионов лет,
ископаемая фауна оказалась почти на
поверхности. Палеонтологи всего мира
считают Гоби своеобразной кладовой
окаменелых яиц и целых скелетов динозавров.
Здесь, в «мертвом слое»
Гоби на площади около 20 кв. км,
обнаружены громадные захоронения
мезойских динозавров. В «мертвом
слое» Гоби выявлено
большое содержание сажи, в 10 тыс. раз больше,
чем при обычных пожарах. Предполагают, что 65
млн. лет назад на границе мелового и
третичного периода в эволюции Земли
произошла глобальная катастрофа, вызвавшая
гибель всего живого, в том числе динозавров —
самых крупных хищников, когда-либо
существовавших на земле. Линия развития
этих животных прервалась, не оставив
потомков. Самые большие из них —
тираннозавры — достигали
длины 12-15 метров, высоты 4-6 метра, весили
около 5-8 тонн, а длина черепа составляла 1,5-2
метра.
Как ни парадоксально, легендарные «дороги
ветров» в центре Гоби,
романтически описанные И. Ефремовым и
считающиеся до сих пор для многих
недоступными, на самом деле за последнее
десятилетие превратились в накатанные
межаймачные дороги, по которым можно
уверенно перемещаться. Если знать, где
свернуть с этих дорог, то совсем не трудно
посетить по-настоящему удивительные места.
ЗАТЕРЯННЫЕ РАЗВАЛИНЫ ОВГАН-ХИЙДА
Не доезжая 5 км до сворота на Хар-Хорин, в 1
километре справа от дороги расположена
турбаза «Алтай-Гоби».
Днем ее хорошо видно с дороги, найти
ночью оказывается значительно сложнее. Мы
проскакиваем ее на скорости и приходится
возвращаться назад. В 7 км от турбазы в горах
находятся руины монастыря Овган-Хийд. К
внушительным руинам из крупных камней,
расположенным в горах на высоте 1532 м нельзя
вплотную подъехать на автомашине, это и
сохранило их в диком состоянии и
неприкосновенности до наших дней. Сидя в
развалинах, легко представить себя
персонажем из приключенческого романа Жюль
Верна, настолько романтично окружение и
аура этого места. Беглая экскурсия занимает
2,5 часа. Проехать к действующему монастырю
можно прямо от турбазы внизу через брод
после озера, но лучше вернуться по
асфальтированному шоссе 3 км и после
второго моста свернуть к горам. От
действующего монастыря вверх по распадку
через березовую рощу по тропе (1 км 700 м)
можно за 30 минут неторопливой ходьбы
подняться к хорошо сохранившимся
развалинам буддийского монастыря.
Березовая роща с изогнутыми стволами
совершенно непривычное зрелище в центре
Монголии, нигде поблизости нам не
встречалось ничего подобного. Тропа вверх
начинается, если стоять лицом к вершине
распадка, справа.
Напротив храма, чуть выше тропы на
отдельном камне есть крупный рисунок
лошади. От этого места тропа, проходя через
ряд обо, поднимается по распадку вверх к
руинам, густо заросшим кустарником и
деревьями. Первый раз, когда мы их увидели,
они показались нам похожими на руины
знаменитого инкского города Мачу-Пикчу:
такие же густые заросли среди развалин, так
что пройти через них не оцарапавшись трудно,
и массивные каменные стены из крупных
камней со слоями мелких. Большие раскопки,
судя по всему, здесь не велись. Есть следы
трех примитивных шурфов. Около одного из
них я случайно обвалил край, и вместе с
землей под ноги мне скатился фрагмент
глиняной скульптуры с позолоченной краской.
Место настолько нам понравилось, что мы
возвращались к нему вторично на обратном
пути.
На юге Монголии известны развалины 9
крупных буддийских монастырей. Большинство
из них находится вдали от основных дорог. И
зачастую, чтобы найти эти развалины, нужно
несколько дней. Но иногда на них
натыкаешься случайно. Около двух дней мы
искали мертвый город Улгий-Хийд, о котором
знали, что он находится где-то в 90 км от
сомона Манлай. И хотя дорога к нему большей
частью была одна, она была настолько не
накатанной и шла по таким диким местам, что
мы невольно сомневались в правильности
выбранного пути. Сильнее всего запомнились
многочисленные стада куланов, рощи
развесистых тополей и абсолютное
отсутствие монгольских юрт и машин на
дорогах.
Особенно большие табуны куланов
собираются осенью, когда начинается их
миграция. Тогда степь буквально гудит, как
во времена передвижения тьмы-конницы
Чингисхана. Особенностью этого животного
является непропорционально большая и
длинная голова на короткой шее, превышающая
0,5 метра и длинные ослиные уши 25-30 см. При
беге кулан высоко задирает голову, что
сразу отличает его от обычных лошадей.
Недавние августовские дожди оставили
обширные заболоченные участки. В одном из
таких мест машина прямо на дороге
провалилась в грязь, спрятанную под тонкой
засохшей коркой земли. Дальше начиналось
настоящее болото, по которому нельзя было
даже пройти пешком, не оставив при этом в
трясине свою обувь. Но желание увидеть
древний город-монастырь, самый крупный в
южной Гоби, в котором в 1650 г. проживало до 2000
лам, было настолько сильным, что мы решили
найти проезд среди этой топи по сухим
перешейкам из подозрительного песка и
высоких зеленых кочек. Земля, впитавшая
дождевую воду еще не просохла, под тонкой,
потрескавшейся на ветру корочкой была
размякшая глина. Грязь из-под колес летела
во все стороны, попадая даже на переднее
ветровое стекло. Садиться на одной машине в
этом размокшем болоте совершенно не
хотелось. Поэтому каждые 100-200 метров мы
тщательно выбирали путь, проходя его весь
пешком и определяя на ощупь более твердую
почву.
Остатки глинобитных строений монастыря
Улгий-Хийд занимают достаточно большую
площадь и вполне могут служить декорациями
для съемки фильма о запрятанных сокровищах.
На искусственных террасах, у подножия скал
раньше здесь стояли большие храмы. От
некоторых из них до настоящего времени
сохранились фрагменты высоких стен из
песчаника с мертвыми, зияющими арочными
проходами. Рассказывают, что будто бы ламы
при изгнании их из монастыря зарыли крупный
клад, состоящий из золотых и серебряных
вещей. До сих пор этот клад лежит где-то
здесь под толстым слоем песка, ожидая
будущих археологов. Нам удалось найти
только глиняное основание статуэтки Будды.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНГОЛИЮ
Для проезда в Монголию российским
гражданам необходима монгольская виза в
заграничном паспорте и международные
водительские права. Получить визу в
Монголию можно в Генеральном консульстве
Монголии в Улан-Удэ и Иркутске. Для
получения визы необходима 1 фотография в
монгольское консульство, заграничный
паспорт и приглашение из Монголии. Получить
самостоятельно визу, если есть приглашение
от знакомых в Монголии, в консульстве
Монголии можно за $27, через туристическую
фирму оформление визы будет стоить $55.
Стоимость одноразовой визы —
$25, многократной — $65-130. Оплата
удваивается, если виза оформляется в
течение одного дня.
Срок получения обычной визы 7 дней.
Российские водительские права в Монголии
действительны. Каких-либо ограничений на
передвижение по стране нет. На территории
Монголии при путешествии свыше 30 дней
необходима регистрация в паспортном отделе
одного из полицейских участков на маршруте.
При путешествии по визе до 30 дней такая
отметка не требуется. Единственное
ограничение, с которым могут столкнуться
автомобилисты, — это
нахождение в пограничной зоне и на
территории особо охраняемых природных зон.
Приближаясь к границе с Китаем, надо иметь в
виду, что нахождение в пограничной зоне
требует специального разрешения.
Пограничной зоной считается 30-ти км полоса
земли вдоль государственной границы
Монголии. Например, для посещения пещер на
плато Дарьганга необходимо иметь
согласование с пограничниками, так как вход
в пещеры находится в пограничной зоне. На
территориях заповедников, национальных
парков введен платный режим за пребывание
туристов и въезд автомашин.
Для провоза через границу домашних
животных требуется ветеринарный
сертификат. Пользование автомобильными
рациями (27 Мгц) не запрещено (закона о
пользовании радиостанциями гражданского
диапазона в Монголии нет). Провоз
огнестрельного и газового оружия,
металлоискателей при соответствующих
разрешительных документах декларируется
на таможне.
Бензин Аи-92 есть на всех центральных
автозаправочных станциях, Аи-95 только в
Улан-Баторе. Дизельное топливо везде, в
удаленных районах только Аи-72.
Рекомендуется иметь по 2 резервных канистры
на автомобиль для поездок в Гоби.
Обязательно поменяйте на границе или в Улан-Баторе
доллары на тугрики — сделать
это на бензозаправочных станциях
невозможно. Буксировочный фал или трос
должен быть длинным. Два запасных колеса на
дисках и две запасных камеры (часты проколы
на бездорожье об острые корни саксаулов и
камни). Кувалда и уголок для разбортовки
колес. Удобны кожаные водительские
перчатки. Запасные ключи от машины с
брелоком сигнализации. Запасные резиновые
хомуты для крепежа выхлопной трубы.
Холодная сварка для устранения течи из
радиатора или топливного бака.
Дополнительные фары для езды ночью и
запасные лампочки к ним, предохранители и
реле. Заднее сиденье снять (если в машине
два пассажира). Центровка нижняя —
на багажнике кузова только легкие
предметы. Опасна при скорости колея на
гравийных дорогах, со мной было уже два
случая переворота на машинах в Монголии.
При первых признаках заноса машины
снижайте скорость. Перед дорогой проверьте
работоспособность прикуривателя для
подключения раций и GPS. Компас на каждую
машину и бинокль. Линейка и лупа для
штурмана. Запас воды — 1 канистра
по 20 л. и 1 ящик байкальской воды. Расход воды
с приготовлением пищи в сутки на 1 человека
примерно 3 литра. Монгольские бутылки с
родниковой водой «Вояж»
можно купить в любом киоске вдоль
трассы. У каждого фонарик, запасная
лампочка и батарейки. Удобен светодиодный
налобный фонарик. При наличие таких
фонариков у каждого члена команды можно
обойтись без электрического генератора. У
экипажа машины должны быть раскладные
стульчики или шезлонги, раскладной стол и
клеенчатая скатерть для него.
Одноразовая пластмассовая посуда поможет
сэкономить воду и время. После лагеря не
оставляйте никаких следов, если нет
возможности увезти мусор с собой, сжигайте
его и закапывайте. Пляжный раскладной зонт
для ужина в дождь. Зонты и полиэтиленовые
плащнакидки. Важна гигиена ног и лица —
увлажняющие кремы и обязательно
защитные от солнца, крем для ног. Глазные
капли для промывки глаз от соринок.
Облепиховое масло для увлажнения ноздрей
носа. Запасные солнцезащитные очки, платок
на шею, головной убор с широкими полями.
Рубашки с длинными рукавами для защиты от
солнца. Берите больше маек, чтобы менять их
через день. На пыльной дороге они к вечеру
становятся неопределенного серого цвета.
Марлевая повязка от пыли и ветрозащитные
очки от песка, лучше фирменные, для
американских военных. Удобны шорты, но в них
обгорают ноги. Запасные сандалии. По одному
металлическому термосу на машину. Летом в
жару прекрасно зарекомендовали себя арбузы
и «Байкальское молоко»
в тетрапаке. Полиэтиленовые мешки для
мусора в машине. Удобно установить
держатель стакана на передней панели для
водителя. Полезно иметь на ремне чехол с
маленьким швейцарским ножиком. Защита от
пыли фото- и видеоаппаратуры: обязательно
герметичные чехлы, особенно для цифровых
фотоаппаратов. Нельзя оставлять
фотоаппаратуру открытой на сиденье
автомобиля во время движения —
много пыли. Запасные крышки на
фотообъективы. Мелкие сувениры для
монголов: сигареты, шариковые ручки и
блокноты детям.
В дальнее путешествие по монгольскому
бездорожью, особенно в жаркие и безводные
районы южной части Монголии, лучше
готовиться основательно, рассчитывая на
полную автономию и отсутствие какой-либо
возможной помощи со стороны. При поездке по
асфальтированным дорогам, например, от Улан-Удэ
до Улан-Батора или Арвайхээра, достаточно
взять с собой только деньги:
бензозаправочные станции, турбазы, гуанзы (позные)
и кафе есть вдоль всей трассы.
Проблемы возникают при значительном
удалении от оживленных дорог. Первое, к чему
надо быть готовым — это
отсутствие бензина Аи-93 и дизельного
топлива на значительном удалении от Улан-Батора.
Можно рекомендовать взять из России
несколько канистр с высокооктановым
бензином типа Аи-96, чтобы смешивать его с Аи-72,
который, как правило, есть на большинстве
автозаправочных станций. Обязательно нужны
запасные канистры с бензином, в баке
бензина часто не хватает, чтобы доехать до
следующей бензозаправочной станции. В Улан-Баторе
продаются карты автомобильных дорог с
указанием автозаправочных станций. Такая
карта помогает планировать маршрут.
Следующая по значимости проблема, с
которой сталкиваются путешественники, это
выбор правильного направления движения.
Дорог в степи превеликое множество, часто
они расходятся веером и в конечном итоге
просто теряются на каменистой почве. Для
ориентирования обязательно необходимы
компас, GPS (система определения координат),
бинокль, топографические карты, желательно,
на монгольском языке, русско-монгольский
разговорник или словарь. Географические
карты с русскими и английскими названиями
местные жители часто просто не понимают.
Монгольские 5-километровые топографические
карты по $4,5 за лист свободно продаются в
центральном универмаге Улан-Батора.
Путешествовать на одной машине по
безводным районам довольно безрассудно.
Оптимальное количество машин —
2. При движении нескольких машин есть
вероятность потерять друг друга. Ехать на
прямой видимости друг за другом из-за пыли и
несогласованных остановок не всегда
получается. Иногда это печально
заканчивается потерей одной из машин.
Подобный случай произошел однажды с
иркутскими автотуристами в монгольской
степи. В одной машине были все продукты и
вода, в другой — пассажиры
с детьми. Машины встретились только в
Иркутске!
Для безопасности путешествия необходима
полная автономия каждой машины —
запас бензина, воды, продуктов, теплых
вещей и т.д. В своих путешествиях мы
придерживаемся золотого правила —
на каждой развилке дорог впереди идущая
машина останавливается и ждет идущую
следом. Неоднократно нас выручали
радиостанции, которые на время путешествия
по Монголии устанавливаются на каждую
машину. Даже при полной потере радиосвязи и
незапланированном расхождении машин на 20-30
км, последующие поиски друг друга
облегчались, когда радиосвязь
восстанавливалась.
Особенности резкоконтинентального
климата, жара днем и холод ночью, легче
переносить, когда предусмотрительно взяты
с собой, например, такие вещи как солнечные
очки, шляпа с широкими полями, нашейный
платок от солнца, крем от загара,
увлажняющий крем для губ и рук и теплый
спальник на ночь. Для утоления жажды лучше
всего подходит негазированная, натуральная
вода (типа «Байкальской»
в пластиковых бутылках) и соки. Несмотря
на обширные, безводные местности, довольно
часто встречаются родники или колодцы с
достаточно качественной водой, которую
можно пить без кипячения. Такую воду мы
разливали в освободившиеся пластиковые
бутылки, предварительно оторвав наклейки,
чтобы бутылки с фабричной «фирменной»
водой не перепутывались с водой, взятой
из неизвестного источника. Иногда приятно
подмешивать в воду натуральный сок.
Экспедиционное снаряжение комплектуется
по индивидуальному вкусу и бывает
достаточно разнообразным. Кому-то нравится
спать на надувном матрасе на земле, другому —
на раскладываемых сиденьях автомобиля.
Однако есть вещи, которые полезны всем в
таких путешествиях. Очень выручает
переносной генератор переменного тока,
который обеспечивает электрическое
освещение лагеря вечером и подзарядку
аккумуляторов видеокамер. Газовые печки
незаменимы в степи, где нет топлива.
Прекрасное топливо — саксаул.
Можно использовать и засохший на солнце
аргал. Он достаточно хорошо горит и на его
огне можно кипятить воду.
Раскладные стульчики и столы делают
пребывание в полевом лагере более
комфортным. Наличие длинных буксировочных
фалов и тросов, а также профили или обычные
доски для песка и грязи, облегчают
прохождение сложных участков. При езде по
бездорожью представляют опасность для
колес песчаные кочки с корнями саксаула,
торчащими из земли наподобие стальных
лезвий, легко распарывающих покрышки колес.
Обязательно нужны запасные камеры и
ремонтный набор для вулканизации камер или
ремонта бескамерных шин.
Отремонтировать УАЗик можно в
большинстве населенных пунктов, иномарку
на специализированных СТО в Улан-Баторе. В
целом монголы доброжелательны и всегда
охотно помогают в случае необходимости. В
большинстве посещаемых мест есть
туристические базы из войлочных юрт, можно
иногда ночевать на этих турбазах.
Путешествие по Монголии на своем
автомобиле достойная альтернатива отдыху
на Байкале.
Сергей ВОЛКОВ.
Фото автора
Вернуться к первой части.
"Автомаркет+Спорт" №38 31.10.03
|