Закулисье
НАША СЛУЖБА И ОПАСНА И
ТРУДНА
Они часто грубят нам, когда
мы садимся к ним в машину. Они подрезают
нас на дорогах, когда мы сами за рулем. Но
они — основа
общественного транспорта, без которого
многие уже не представляют нормального
передвижения. Мой товарищ —
один из них, недавно он был
владельцем трех такси. И ему есть что
рассказать об этом деле.
БИЗНЕС ПО-РУССКИ
Водка
и шапки — вот чем
занимался народ в начале славных 90-х, в
пору расцвета криминала и накопления
начального капитала. Затем настал черед
турецких и китайских шмоток, бананов и
конфет, муки и сахара. Наш знакомый
первый этап благополучно пропустил,
зато принял непосредственное участие во
втором. Держал продуктовую точку, потом
две. Но в какой-то момент то ли все
потерял, то ли надоела ему торговля, то
ли процент прибыли не устраивал. В общем,
надолго ушел он из бизнеса, устроившись
в охранную структуру, где, будучи на
страже одного из увеселительных
заведений, успокаивал отморозков и «разводил»
разбушевавшихся пьяных. Резкому и
жесткому по характеру, ему подобное
удавалось легко, наверное, даже
удовлетворение от этого какое-то
испытывал. Однако только моральное, но
никак не материальное.
Поэтому сама собой пришла
мысль о продолжении коммерческой
деятельности. Было это больше двух лет
назад и, казалось, куда ни кинься, везде
обещаны хорошие прибыли при условии не
слишком больших начальных вложений.
Хотел, как и прежде, заняться продуктами,
но, видимо, вовремя вспомнил собственный,
не слишком успешный опыт. Короче, после
долгих умозаключений и подсчетов решил —
надо обзаводиться микроавтобусом и
выпускать его на маршрут. Тогда в
Ангарске подобных такси было совсем
мало, не то что сейчас. Соответственно,
отсутствие конкуренции обещало скорое
обогащение. Тем не менее еще целых три
месяца наш герой провел в борьбе с самим
собой. Денег-то, накопленных в процессе
охранной деятельности, хватило бы разве
что на комплект «резины»
для будущей маршрутки, а из
собственности, которую можно было бы
пустить в «расход»,
имелась только квартира, да и та
родительская. Но именно она была
положена на алтарь будущего финансового
благополучия. Родители сдались и
переехали на съемную жилплощадь, родные
пенаты были выставлены на торги и очень
быстро ушли новому хозяину. Деньги жгли
карманы.
|
Обертка новая, начинка старая |
Тут стоит сказать, что в
Ангарске не жалуют корейские
микроавтобусы. Местные бизнесмены от
транспорта подсели на изделия
отечественного автопрома. Сначала на
раздолбанные «Рафики»,
потом на «Газели».
Так что у знакомого по большому
счету и выбора-то не было —
раз все ездят на ГАЗах, то значит, это
экономически выгодно. Словом, в тот же
день, когда квартира сказала
приветливое «здравствуйте»
очередному владельцу, на площадке
одного из дилеров новая с иголочки «Газель»
с ульяновским мотором уже кланялась
в ноги своему первому хозяину.
Моментальное оформление справки-счета,
постановка на учет в ГАИ —
хоть сейчас на маршрут выезжай. Ан
нет — где ЧП, где
лицензия?
Ну, с регистрацией-то частного
предприятия все гладко вышло, а вот
лицензия в иркутской транспортной
инспекции прочно забуксовала. То одну
бумажку принеси, то другую, то машину
разукрась, как положено, и предъяви на
сверку. Тогда, по крайней мере в Ангарске,
подобной ерундой никто себе голову не
забивал, ездили лишь с номером маршрута
на борту. Причем последний меняли с
легкостью легкового такси —
с утра по одному ходил, после обеда
по другому. При таком транспортном
беспределе как-то не хотелось все делать
по закону. В общем, пришлось к знакомым
бандитам обращаться. Те, выслушав
проблему, были коротки —
подъезжай туда-то, там тебя будет
ждать человек, ему все и расскажешь.
Подъехал, рассказал, и вот уже
ненавистный транспортный инспектор
ожидает тебя как дорогого гостя. Гость и
правда оказался дорогим, потому как
принес щедрые дары — коньячок,
балычок и т.д. Но взамен, конечно, получил
долгожданную лицензию.
Вот теперь можно и на тропу
войны выйти — за
клиентов и их деньги.
ДОРОГУ ОСИЛИТ СИЛЬНЕЙШИЙ
А
ведь на самом деле около года назад в
Ангарске шла настоящая война. Сражения
развертывались по всем фронтам и
уровням, начиная от низшего —
между конкретными водилами, и
заканчивая официальными органами
власти. Оно и понятно — среди
легальных видов бизнеса маршрутное
такси по части прибыли занимает далеко
не последнее место. С машины «штука»
в день — это
минимум. А если машин несколько, а если
десяток! На такой «курице»,
несущей золотые яйца, можно
нагреться не только хозяину. Вот и
тянули на себя «маршруточное»
одеяло все кому не лень —
бандиты, госчиновники,
госпредприятия. Каждый лоббировал свои
интересы, заключающиеся в продвижении
одних перевозчиков и вытеснении других.
А потому то поколотят кого-нибудь, то
перестанут пускать частных
перевозчиков на отдельные территории,
издав соответствующий указ, то с
маршрута кого-то в приказном порядке
выкинут. Не избежал этой участи и наш
герой. К нему применили последний метод
воздействия, а чуть позже, как самый
эффективный, и первый.
Началось с того, что в
процессе установления в городской
администрации маршрутов один из
чиновников не подписал ему тот номер, по
которому он уже отъездил год с лишним.
Почему? Ясно почему, по тому маршруту «ходил»
довольно крутой бизнесмен, и
конкурент под боком ему был без
надобности. Однако знакомого такой
расклад, понятно, не устроил. Тем более,
что тот инспектор, уже почти ставший
родным, на вопрос о законности подобного
решения ответил недвусмысленно —
езди, дескать, и не беспокойся, ты
будешь абсолютно прав. Что наш герой и
делал некоторое, очень
непродолжительное время. Развязка не
заставила себя ждать.
Вечером, еще засветло на
конечной к нему подрулили пятеро —
трое подошли поговорить, двое
остались в машине. Без проблем, чего
бояться — вокруг
полно коллег по рулю, пассажиров,
поговорю. Однако просто говорить
подошедшие не собирались. Охватив
кольцом, стали грубо прессовать. Как-то
умудрился вывернуться и схватить
универсальное оружие любого водилы —
монтировку. Они тоже свое «табельное»
достали — нож и
ствол. Но, видимо, убивать в планы
нападавших не входило — на
том и расстались. А тут и милиция, за
действом издали наблюдавшая,
подтянулась. На почти ехидный и по-своему
жестокий вопрос, что случилось, скупо
бросил: «Упал, не
видите?». После чего
провалялся две недели в больнице —
голову здорово стряхнули. А затем
все-таки сменил от греха подальше
маршрут, посчитав, что бандиты и
госчиновники — гремучая
смесь, от которой стоит держаться
подальше.
НА ИЗНОС
Разборки
разборками, а часто гораздо большие
трудности обещают обычные трудовые
будни, чья серость и неотвратимость
изматывает донельзя. Хотя вроде бы сам
хозяин, владелец, «чэпэшник»
— должен лишь плоды пожинать, то
есть деньги считать. Но на карту было
поставлено не что-нибудь —
квартира. Поэтому, чтобы скорее
вернуть вложенное, первые полгода
работал сам. Вставал в пять утра, в шесть
уже на маршруте, в полночь обратно на
стоянку, а ведь надо еще до дома дойти.
Дойти и провалиться в глубокий сон на
четыре часа, после которых снова почти
сутки работы. И лишь на пару выходных его
подменял нанятый водитель, потому как
каждый день пахать сил не было. Но и в
таком режиме «Газель»
превращалась в изощренное орудие
пыток: спину ломит от «деревянного»
сиденья, которое едва ли удобнее
лавочек в парке, от вращения баранки,
лишенной гидроусилителя, к концу дня (точнее,
началу ночи) сводит руки. И нервы на
пределе. Конечно, как только появилась
возможность, нанял еще одного водителя,
однако сам за руль маршрутки все равно
постоянно садился. А все потому, что
кадровый вопрос в бизнесе подобного
рода стоит очень остро. Хороших
водителей раз-два и обчелся. Остальные —
сплошная пьянь, наркоманы и
разгильдяи. Правда, нарки, слава Богу,
пока не попадались. Зато первых и вторых
хватило в достатке.
Даже такое бывало —
выйдет новый водила в шесть утра на
маршрут, а часиков эдак в семь машина уже
на штрафстоянке: ГАИшники в нетрезвом
виде остановили. Когда успел? Вчера
принятие на работу отмечал. Естественно,
работы у такого больше не будет, но кто,
спрашивается, убытки возместит?
Подобные типы сразу в кусты —
денег нет, семья бедствует и т.д.
Выбивать же силой — на
всех таких уродов мощей не хватит. Вот и
приходится часто рулить самому. Так,
кстати, и автомобиль целей получается.
|
|
У «Газелей» двери ненадежные, приходится чопик забивать. Отвертка в стекле тоже
не от хорошей жизни |
К примеру, последняя и на
данный момент единственная «Газель»
без серьезных поломок отходила уже
год. На ней практически все время ездил
наш герой. Впрочем, поломки —
отдельная тема. Вернемся к трудовым
будням и связанным с ними проблемам.
Через полгода после
приобретения первой машины появился,
наконец, кое-какой капитал, требовавший
либо траты, либо разумного вложения.
Покупка квартиры — реальный
шаг. Другой бы на месте моего знакомого
так и поступил, но он посчитал, что
деньги должны работать. И взял еще одну
машину. На этот раз бэушную, «восьмого»
года выпуска. Причем с кузовом
фургон. Так получилось много дешевле.
Правда, пришлось потратиться на
превращение ее в нормальную 13-местную
маршрутку, что к 90 тысячам за сам
автомобиль добавило еще 15-20 тыс. руб.
Однако две машины дают вдвое больший
доход. Будущее виделось довольно-таки
обеспеченным, а чтобы оно наступило
скорее, наш герой залез в долги. Не
успела вторая «Газель»
отпахать и пары месяцев, как на
взятый в банке кредит он приобрел третий
ГАЗ, став таким образом хозяином мини-автопарка.
К сожалению, три автомобиля отходили
совсем немного, началась полоса неудач,
выход из которой только-только
наметился.
Первым неприятным звоночком
стал заклинивший на второй «Газели»
мотор. В общем-то, ничего страшного —
406-й двигатель не какой-нибудь D4-агрегат,
ремонтируется легко и быстро. Но, видимо,
не везде. В одной из ангарских СТО мотор
делали три(!) недели. Сколько денег
утекло за это время из кармана хозяина,
нетрудно посчитать. Ну да ладно, в конце
концов «Газель»
отремонтированную выдали. Но не
повезло другой. Причем раз и навсегда.
Опять же по причине наплевательства
наемного водителя. На самую первую с
ульяновским двигателем машину был
принят вроде бы неплохой мужик, казалoсь,
ответственный и рассудительный. Но
именно он выкинул фокус, стоивший целого
автомобиля. И ведь всего лишь не
поставил (как это делалось до и после)
ГАЗ на ночь на стоянку. Бросил возле дома,
думал, в шесть утра сядет и поедет. Но
проснулся гораздо раньше —
от того, что машина, словно факел,
полыхает. Вот это был удар ниже пояса! Не
для водилы, конечно. С того взятки гладки,
живет с престарелой матерью, за душой ни
гроша. В активе только она и имеется, ну
так не дьявол же, чтобы души забирать. Да
и не до этого, сам в три погибели
скрючился, долги ведь отдавать надо.
Надеялся страховку получить, но в
страховой компании указали на маленький
такой пунктик в договоре —
автомобиль должен храниться на
стоянке. А посему в выплате было
отказано. Правда, сейчас с этой
компанией судится, надеется все-таки
хоть что-то да получить.
После того пожара, который
оставил от машины одни головешки,
естественно, был проведен анализ и некое
подобие расследования. Результат
оказался нулевым, не было на тот момент (а
событие происходило еще до
общегородских разборок) у нашего героя
недругов, способных решиться на
подобный шаг. Не пассажир же, сервисом
недовольный, «Газель»
поджег. В общем, после мысленных
изысканий знакомый пришел к выводу, что «кидали»
его водителя. Ну а «кинули»
конкретно владельца. Причем не
только на одну машину. Скоро, чтобы
расплатиться с банком, пришлось брать
новый кредит. Но и это не помогло —
от безысходности «Газель»,
покупавшаяся бэушной, вновь
отправилась на рынок. Так и без того
небольшое автохозяйство сократилось до
одной машины. Впрочем, для хозяина
осиротевшего автопарка это не причина
впадать в депрессию. Напротив, у него
будто открылось второе дыхание.
Планирует, отдав долги, влезть в новые и
взять еще одну-две машины. Без
перспективы, пусть даже едва видимой, —
как без воздуха.
РАБОТА С ЛЮДЬМИ
До
нашей встречи я не видел знакомого
довольно долго. А увидев, был удивлен,
насколько разительные перемены
произошли в его характере. Все-таки
работа на маршрутке накладывает
определенный отпечаток. У него, кроме
более спокойного восприятия невзгод,
которые пришлось пережить за последние
пару лет, этот отпечаток выражается еще
и в философском отношении ко всем тем
гадостям, которые приходится слышать,
чувствовать, воспринимать в процессе
управления маршруткой. А гадостей этих
бывает, порой, ой как много. Настолько,
что без толстокожей защитной оболочки
здравый рассудок не сохранить. Вот бабка
вся на взводе, куда-то опаздывающая,
подначивает «гони
скорей», заряжает
отрицательной энергией. В другой раз
мужичонка пьяненький, чем-то
недовольный, раздраженно бубнит. Это все
мелочи, рутина, к этому быстро
привыкаешь, уже как раньше не прошибает.
Правда, однажды вроде бы интеллигентная
на вид женщина, которую высадил на
остановке, а не там, где она пожелала,
едва не заставила сорваться. Вышла и с
ненавистью так бросила: «Придурок».
За что, спрашивается? Хотел было
выдать трехэтажный изысканный мат в ее
адрес, да вовремя передумал —
зачем, отвечая таким, унижать себя.
Усмехнулся и двинул дальше. В общем,
трудовые будни за рулем маршрутки
протекают более чем весело. Бывает
настолько весело, что и «помахаться»
на маршруте удается, и после в «обезьяннике»
посидеть.
Было это под Новый год, точнее,
даже в самый его канун. Десять часов
вечера, вызов такси до соседнего
квартала стоит уже сотку, народу тьма-тьмущая.
Вот и поднял наш герой стоимость проезда
до десяти рублей, чего зря мотаться.
Пассажиры вроде бы подобное оценили, все-таки
водила почти в праздник пашет. Однако не
все, вначале подвыпившие парни что-то
зло пробубнили и вышли. Потом и вовсе
кулаками пришлось поработать. А все из-за
того, что села в машину под хмельком
молодая пара с детьми и отказалась по 10
рублей платить. Сказал им —
выходите, они ни в какую. Говорят, в
суд на тебя подадим за увеличение
стоимости проезда. Подумал знакомый и
решил — черт с ними,
с деньгами, сейчас этих высажу,
остальных развезу и домой, Новый год
встречать. Не тут-то было, мужик в
сиденье вцепился, не выходит. Пока его
вытаскивал, жена проскользнула на
водительское место и давай по бардачкам
шарить. Ну, попались пассажиры, два
сапога пара. Кинулся к ней, то же самое —
вцепилась в руль и держится. А сзади
в это время муж ухватил. Вот так карусель.
Баба ногти в ход пустила, лицо
расцарапала, кофту стянула. Мужик руками
работает, поколачивает. Пока на него
отвлекался, жена ключи из замка
зажигания вытащила и бежать. В конце
концов, с обоими, конечно, справился, но
какой после подобного Новый год?
Вернулся домой весь в крови,
отлежался в ванне и снова на маршрут
вышел. Не успел и пару остановок
проехать, милиция останавливает —
такой-то, такой-то? Добро пожаловать
в участок. 12 часов там просидел, менты
ведь тоже праздник справляли. Только 1
января какой-то чин появился и решил, что
в действиях водителя «Газели»
нет хулиганских намерений.
Отпустили. Правда, бешеные пассажиры
подали на нашего героя в суд за
причинение им телесных повреждений.
Требуют 150 тыс. руб.
Вот в таких условиях и
приходится работать, по праздникам и
пятницам (точнее, «питницам»)
успокаивая пьяных, и каждый день
выслушивая грубости. На мелочи, вроде
сильного хлопанья дверью, он уже не
обращает внимания. Говорит, нервы важнее.
Тем более, что машина все равно орудие
производства и в не малой степени
расходный материал, который не только
позволяет зарабатывать деньги, но и
вытягивает их с упорством пылесоса.
СЛЕДУЯ СЛОГАНУ
Отечественные
автомобили — они все
такие, коварные и непредсказуемые.
Конечно, для тех, кто имел с ними дело,
гнилое естество российской машины будет
не в диковинку. Но у моего знакомого до «Газелей»
некоторое время был лишь «Москвич»-«шиньончик».
Надо сказать, не слишком
обременявший. Поэтому, покупая первый
свежий с иголочки ГАЗ, он и вовсе где-то в
глубине души полагал, что тратиться
придется только на бензин, масло и
фильтры. Как бы не так. Похоже, уже
изначально «газовцы»
отмерили своему детищу определенный
срок жизни, не зря же рекламный лозунг
гласит — «Окупаемость
год». То есть год «Газель»
еще как-то худо-бедно отъездит, а
потом хоть трава не расти. Крикливый,
многообещающий слоган выполняется
вплоть до запятой. И то верно —
откуда у машин, которые штампуют
словно консервные банки (а они таковыми
по сути и являются), взяться хоть какому-то
качеству. Неоткуда. Производство на
заводе поставлено на поток,
восстановление в процессе эксплуатации
у владельцев «Газелей»
тоже. Особенно, конечно, если
автомобиль бегает по маршруту,
наматывая за день в среднем около 350
километров (соответственно, в год
порядка 130 тыс. км). Вот это режим, вот это
нагрузки! Ей-Богу, проверка реальной
действительностью, а не какими-то
виртуальными заводскими тестами. И
газовский микроавтобус эту проверку,
естественно, не выдерживает.
|
ЗМЗ — в год три капиталки. Считай, легко отделался |
Это при том, что, по крайней
мере, наш герой относится к машинам
довольно бережно. Во всяком случае, от
несвоевременной замены расходных
материалов «Газели»
никогда не страдали. Напротив,
получали, если и не самое лучшее, то
всегда вовремя. В частности, масло в
двигателе вместе с фильтром заменяется
через 6-7 тыс.км, редко когда выхаживая до
десятки. Правда, заливается туда круглый
год простейший минеральный «Лукойл»
с вязкостью 10W40, однако за свой
мизерный пробег в солидол он не
превращается, да и чернеет не особо
сильно. А потому и не понятно, что им
нужно, этим «газелевским»
движкам. Привередливые они крайне.
Причем вне зависимости от того, где
созданы — в
Ульяновске или на ЗМЗ. Оба —
что тот, что другой —
нервы трепали порядком. Доходило
даже до обидных и в то же время смешных
казусов — только
двигатель откапиталят, а он снова стучит.
Впрочем, тут стоит все по
полочкам разложить. Как уже говорилось,
первая машина была куплена с мотором УМЗ.
Будущий бизнесмен тогда почему-то решил,
что ульяновский двигатель —
самое лучшее для пассажирской «Газели».
Пришлось буквально через несколько
месяцев в своем решении раскаяться. Хотя
какие там месяцы — архаичный
нижневальный мастодонт объемом 2,9-литра
за сто пройденных в городе километров
съедал никак не меньше 20 литров бензина.
Хотел было перевести на газ, да все кто-то
останавливал. То скажут, что скоро
запретят установку подобного
оборудования, то напугают быстрым
износом мотора. В общем, впоследствии
так ни одну свою «Газель»
на альтернативное питание и не
перевел. Сейчас об этом жалеет, говорит,
если бы сразу так поступил, глядишь, еще
бы на один автомобиль денег сэкономил.
Повышенный аппетит —
это одно, с ним и мириться кое-как
можно. Другое дело, что УМЗэшный мотор
стуканул. Первый раз где-то тысячах на
пятидесяти. Почему — одному
ему и известно. Конечно, режим
эксплуатации легким не назовешь.
Львиную долю времени приходится
двигателю работать на холостых оборотах,
что ресурса, естественно, не прибавляет.
К тому же хранилась эта маршрутка (как и
все последующие) на открытой стоянке.
Зимой, хоть и не успевала за менее чем
шесть часов полностью остыть, холодный
пуск все-таки место имел. Причем каждый
день. Летом же другая напасть —
ульяновский двигатель, равно как и
заволжский, оказалось, не любит
повышенных температур. Точнее, он сам их
себе создает, начиная греться при долгом
движении на пониженных. Впрочем, до
кипячения дело не доходило —
особенность эту хозяин вовремя усек,
стал подкладывать под капот пластиковые
бутылки, оставляя его слегка
приоткрытым. И ведь масло, при обкатке
литрами в выхлопную трубу уходившее,
вовремя доливал. Но, видно, не в коня овес.
Короче говоря, непонятно почему
стуканул мотор. Вскрыли его, а там поршни
в цилиндрах, словно карандаши в стакане
болтаются, износ такой, будто «Газель»
в несколько кругосветок сходила.
Восстановили мотор и опять на маршрут.
Однако не тут-то было — спустя
каких-то пару месяцев ульяновский
двигатель снова приказал долго жить.
Масло в трубу погнал, тянуть перестал, в
общем, каюк. Впоследствии УМЗэшный
архаизм капитально восстанавливали еще
дважды. И до своего финального пожара за
год эксплуатации мотор капитально
восстанавливали четыре(!) раза. Горел,
что называется, на работе.
|
А вот УМЗ бьет все рекорды. И это, наверное, не предел |
С двигателем ЗМЗ отношения
сложились более доверительные, даже
несмотря на то что карбюраторный 406-й
также едва-едва укладывается в 20 литров
на сотню. Сейчас последняя «Газель»
уже отходила около ста тысяч
километров и ремонта пока не просит.
Хотя эту заслугу хозяин относит скорее
на свой счет. Ездил-то на ней в основном
он. А вот со второй машиной, которая
приобреталась бэушной, тоже пришлось
серьезно понянчиться. Правда, меньше,
чем с первой, но все-таки пришлось. Ее
двигатель делался трижды. Причем, сделав
его впервые, владелец понадеялся на
безоблачное будущее, но через две-три
тысячи вынужден был снова отдавать «Газель»
в сервис. Водитель не углядел за
уровнем масла (обкатывался ведь мотор), в
итоге коленвал пошел в разнос. Не в
последний, кстати, раз. В целом же за пару
лет два двигателя ремонтировали
кардинально аж семь раз. Результат,
достойный книги рекордов. Однако,
пожалуй, в среде маршруточников отнюдь
не уникальный. Скорее, живучесть мотора
последней «Газели»
что-то из ряда вон выходящее.
Кроме капитальных ремонтов,
заставлял заволжский агрегат лазить в
себя и по другим причинам. Так, одно из
его слабых мест — карбюратор.
Разрегулируется гад, и давай спускать
дополнительные пять литров горючки. Я уж
молчу про СО, которое, что на нем, что на
ульяновском моторе в принципе не
поддается регулировке. Конструктивно
так в них заложено. Ну а что вы скажете
про такой случай? Однажды при полном
салоне пассажиров ЗМЗэшная установка
вдруг заглохла и завестись отказалась.
Покумекали с водителем и решили —
цепь газораспределительного
механизма по шестерне проскочила.
Увезли автомобиль в сервис, сняли
клапанную крышку и рты разинули —
оттуда шестерня с куском
распредвала выпала. Из пластмассы на ЗМЗ
валы делают, что ли?
|
Обычная картина:
«Газель» на конечной, текут тормоза |
Конечно, двигатель не
единственная (хоть и основная) головная
боль. Серьезно заставляет помучиться
трансмиссия. Точнее, с коробкой-то
ничего особенного не происходит, а вот
сцепление у «Газели»,
работающей в подобном режиме, все
равно что расходный материал. Меняется,
пожалуй, чуть реже, чем фильтры с маслом.
При этом прослеживается такая
закономерность: первый, еще заводской
диск, ходит относительно долго.
Остальные, альтернативные, могут
выдюжить максимум тысяч 20-25. А это, между
прочим, всего-то пара месяцев. Недавно,
кстати, на последней «Газели»
был поставлен настоящий ресурсный
рекорд — оригинальное
сцепление прошло что-то около
полтинника. Впрочем, когда его сняли,
оказалось, что заклепками здорово
задран маховик. Вот вопрос —
почему феродо наклепывают, а не
клеят? Денег на заводе на клей не хватает?
А может, левак какой? В общем-то, неважно,
главное, что пришлось из-за этого
маховик снимать и к токарю обращаться.
Погибают молодыми и резиновые
уплотнения в гидросистемах приводов
сцепления и тормозов. Сколько раз обе
педальки в день нажимаются —
посчитать и ужаснуться. Так что
резинки по полной программе получают.
Хотя у иномарок, бывает, они только
вместе с автомобилем умирают. На «Газели»
же один месяц, и вот уже тормозная
жидкость изо всех щелей потекла. А
потому каждые четыре недели машина
встает на небольшое ТО —
на замену сальников и манжет. Сразу
же и колодки передние в утиль идут. Эти
тоже не дольше десяти тысяч живут.
Правда, опять же на последнем автомобиле
они выдюжили аж 40 тыс. км. Вот что значит
оригинал.
Вообще, можно сказать, что с
последней «Газелью»
нашему герою повезло. И капиталки
еще ни одной не было, и комплектующие
иные, отпущенные им конструкторами
сроки перехаживают. Что говорить —
ездит сам хозяин, заботится. Тем не
менее не очень-то везет непосредственно
автомобилю. Вначале произошел такой
казус. Ни с того ни с сего вдруг по дороге
вылетел один из рулевых наконечников.
Неожиданно — не
стучал ведь, подлый. Просто взял и
покинул насиженное место. Рулевая тяга,
естественно, в свободный ход
отправилась. Ну что тут делать,
пассажиров высадил, тягу подвязал и в
сервис потопал. Едет 30 км/ч., музыку
слушает, из двух колес только одно рулит.
В повороте крутом друг к другу
повернулись, машина плугом идет. Вышел,
от души ногой приложился, на путь
истинный наставил и дальше поехал.
Оказывается, наши машины и так могут
передвигаться.
|
ТО на обочине. А что делать... |
Впрочем, если бить их с ходу и
в лоб, то тут уж никакая консервная банка
не выдержит. На век последней «Газели»
выпало и такое. Бравый «жигулист»,
шедший никак не меньше сорока,
угодил аккурат между лонжеронов. Если бы
чуть вправо или влево, может быть, и рама
новая понадобилась бы. А так отделался,
как говорится, испугом. Ну и, конечно,
вытяжкой обоих силовых элементов. Кроме
того, бампер пришлось разбитый поменять.
Теперь ГАЗ как новый — лишь
«резину»
слегка подъедает.
Что еще про «Газели»
сказать? Подвеска у них на удивление
крепкая (или повезло просто?). Ни на одной
из трех не менял ни амортизаторы, ни
рессоры, ни сайлент-блоки с втулками. Да
что там, шкворни на каждой лишь пару раз
в год шприцевал. И ничего, не скрипели. А
в общем-то, если что, то уж подвеску
обновить на «Газели»
обойдется в сущие копейки. Да и
вообще, чересчур много средств на свое
содержание машина не просит. Дешевизна
запчастей и, соответственно, ремонта —
главное и, пожалуй, единственное
достоинство пассажирского ГАЗа. Времени
только жалко. Ведь в случае с маршруткой
оно, как никогда, оборачивается
потерянными деньгами.
Вот
такая у этих ребят работа —
сложная, нервная (не зря же они
развешивают по салонам приведенные
здесь колкости, это попытка сберечь
нервы за ширмой юмора), а порой и вовсе
опасная. И хотя мы привели лишь один
сюжет, так сказать, частный случай, думаю,
другие развиваются по тому же сценарию.
В чем-то лучшему, а часто и худшему.
Пожалуй, стоит помнить об этом, когда они
грубят нам и стопорят весь поток, чтобы
прихватить единственного пассажира. Все-таки
за их работу им подобное можно и
простить. Не так ли?
Максим МАРКИН.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №38 31.10.03
|