Автомобиль номера Toyota Platz
И ВЗРОСЛЫЕ ИГРАЮТ В
ИГРУШКИ
Маленькие машины у нас
недолюбливают еще со времен социализма.
Правда, тогда не в почете был «Запорожец»
во всех его «горбатых»
и тому подобных проявлениях. А
сейчас народ брезгливо отворачивается
при виде японских малюток. На то, конечно,
есть свои причины. Ну не может русский
человек ездить на чем-то ущербном в
размерах и лошадиных силах. Менталитет,
понимаешь, такой — игрушки
на колесах нами не воспринимаются в
принципе. К тому же дороги к покупке
самоходных тележек совершенно не
располагают. Однако нынче и тележки эти
уже не те, что, скажем, были во второй
половине девяностых. Подросли,
возмужали, обросли электроопциями,
подкачались турбинками и меняющимися
фазами. Да и правительство, отстаивая
интересы отечественного автопрома, даже
и не подозревая об этом, поддерживает
японских продавцов такого рода
автомобильчиков. Имена последних нам
хорошо известны: Honda Capa, Daihatsu Sirion, Mitsubishi
Mirage Dingo. Естественно, и Toyota в этом
типоразмере на нашем рынке засветилась.
Вначале своими хэтчами Vitz/Yaris, а через
некоторое время созданным на их базе
седанчиком Platz, который мы недавно
протестировали.
ОРЕОЛ ОБИТАНИЯ
Platz — уникальный
автомобиль. Хотя бы потому, что впервые
он был представлен не в Японии, а в
Соединенных Штатах. Предположу, что
таким образом модель этого класса
дебютировала не у себя на родине первый
раз. Произошло это в 1999 году —
на Детройтском автосалоне Toyota
предложила янки модель Echo, отличающуюся
от Platz оперением кормы и передка. Кроме
того, в Америке автомобиль продается
только с 1,5-литровым мотором, в то время
как в Стране восходящего солнца наряду с
этим двигателем существуют литровый и
1,3-литровые агрегаты. К тому же вместе с
передним приводом в Японии для
внутреннего рынка выпускается версия full
time.
В 2002 году Platz сделали
рестайлинг, изменив форму капота,
решетки радиатора и передней оптики. А
год спустя в Китае на предприятии Tianjin
Toyota была показана модель Vios, созданная
на базе Vitz/Platz. Предполагается, что в год
в КНР будут продавать 30 тыс. автомобилей.
Причем внешне Vios даже симпатичней
прародителей, к тому же за доплату
покупателям предлагают DVD-систему.
|
Крыша, словно купол, под которым светло и просторно |
В Европе и Японии машины
класса В со второй половины 90-х
находятся на пике популярности. Места
там мало, налоги, которыми облагаются
владельцы более крупных машин,
приличные, да и обслуживание дорого
стоит. У нас ситуация другая —
страна широка, стоимость
эксплуатации от габаритов машины особо
не зависит, плюс извечная тяга ко всему
объемному присутствует. Тем не менее
благодаря новым таможенным пошлинам
ситуация постепенно изменяется... чуть
не сказал «к лучшему».
На самом деле уж и не знаю к чему, но
то, что она меняется — определенно.
Судите сами, с июля этого года разница в «растаможке»
между автомобилем с литровым и 2,5-литровым
двигателем равна порядка четырем
тысячам евро. Потому-то ряды second-hand,
раньше состоявшие в основном из бизнес-класса,
сейчас интенсивно разбавляются
небольшими машинами сегмента В. Конечно,
о смене приоритетов говорить не
приходится, однако автомалыши более чем
успешно отбивают для себя у старших
собратьев место под солнцем. Platz в этом
процессе участвует непосредственно,
являясь, пожалуй, единственным седаном
такого класса, широко реализующим свои
амбиции в нашем регионе. Чем он хорош? Да
тем, что за ту же сумму, которую вы
отдадите, к примеру, за 7-8-летний Mark, Platz
достанется вам всего лишь в возрасте
трех лет. Равноценно ли сравнение? Судя
по количеству этих седанчиков на
дорогах, видимо, да. Кто-то свой выбор в
пользу В класса уже сделал. Попробуем
разобраться, что он дает, кроме более
свежего года.
ДУША НАРАСПАШКУ
|
Сзади пара взрослых поместится без проблем |
Говорят, глаза —
зеркало души. У Platz они совершенно
уникальные. Есть в них и ребяческий
восторг, и осознание собственного
технического совершенства, особенно на
фоне российских аналогов, и буквально
осязаемая игривость. Кажется, Platz порой
улыбается, а иногда и вовсе смеется. Во
всяком случае в его прямом, где-то даже
наивном детском взоре нет и намека на
какую бы то ни было агрессию или
суровость. Соответственно, и настроения
при взгляде глаза в глаза рождаются
такие же — солнечные
и радужные. Понимаешь ведь, что душа у
такого светлая, не испорченная какой-то
имиджевой нагрузкой. Platz просто и без
затей сообщает: я такой, какой я есть,
таким меня и берите, настроение я вам
портить не буду.
|
Для такой крохи багажник хоть куда |
И внешность вся его сродни
игривому взгляду. Пухленькие бочки,
небольшие колесики размерности 155/75R13,
покатый капотик, удивительно большие
окна и высокая, прилично скругленная
линия крыши. Это не транспортное
средство, это домашнее животное, член
семьи, мягкая игрушка, если хотите,
которую, думаю, будет жалко грузить по
полной или насиловать долгими
загородными пробегами, да еще по плохим
дорогам. Такого надо жалеть и любить.
Благо подобное можно делать уже только
за облик. А если, кстати, отбросить все
эти аналогии, что тогда? И тогда Platz
покажется весьма оригинальным. Конечно,
в его внешности нет и намека на то, что
теперь модно называть hi tech
направлениями. Достаточно взглянуть на
парад премьер Токийского мотор-шоу,
чтобы убедиться, что дизайн Platz, если и не
устарел, то весьма и весьма
непритязателен. Правда, при этом он
гармоничен и, можно сказать, ласкает
взгляд. По крайне мере, стайлинг
автомобильчика в лучшую сторону
отличается от иных творений
западноевропейских автокомпаний, чьи
уродливые формы, преподносимые в
основном на рынках развивающихся стран,
называются не иначе как выдающимися
находками. Я имею в виду как дизайн
полностью, так и то обстоятельство, что
японцы не побоялись создать в очередной
раз машину такого класса с кузовом седан.
Надо сказать, рискованный шаг, но почему-то
всегда в Стране восходящего солнца
удающийся. Особенно в отношении Platz. И
ведь ругают японцев за их тягу к
безликости и усредненности, но как иной
раз увидишь на дороге Clio Symbol, созданный
не кем-нибудь, а Renault, одним из
законодателей, между прочим,
автомобильной моды — ужаснешься.
Такое чудо-юдо сделали и не краснеют. Platz
же со своим умеренным дизайном
воспринимается много более органичнее и,
я бы сказал, душевнее. Как и подобает
почти игрушечному автомобильчику,
который помимо того, что возить обязан,
еще и располагать к себе должен.
Кстати, а кто должен сидеть за
его рулем? Ну там, в Японии вполне
понятно — кто угодно,
кому йены дороги. А у нас? Опять же
учитывая менталитет, резонно было бы
предположить, что исключительно
представительницы прекрасного пола.
Однако видел я в «Платцах»
и довольно крупных мужиков. А что
такого, на «Приусах»
ведь дядьки здоровые ездят, чем же
наш герой хуже.
ДЕТСКИЙ УГОЛОК
Внутри у Platz везде игрушки... |
|
...навигационные |
В интерьере подобного
автомобильчика главное, чтобы он
полностью духу и экстерьеру
соответствовал. А то бывает, заглянешь
внутрь какой-нибудь сверхстильной
машины — там
сплошная банальность и полнейший
диссонанс с яркой внешностью. Будто
денег не хватило на доработку. На Platz
тойотовцам средств хватило, и делали они
его, похоже, с душой. В итоге интерьер
получился что надо. Не на всяком авто
гораздо выше классом и, конечно, дороже
подобное соответствие встретишь. А тут,
что называется, в тему.
|
...автоматические |
Высокие двери Platz открывают
взгляду наследие той эпохи, которая
имела много общего с биодизайном. И хотя
я не являюсь его поклонником, все же
отдаю должное тем дизайнерам, которые
рисовали эти стильные, слегка
аляповатые формы, так здорово
напоминающие что-то игрушечное, детское.
|
... электронные |
Все внутри Platz создано с таким
расчетом, чтобы подчеркивать его
исключительность, чтобы выделять его
среди себе подобных. Причем в данном
случае дизайн с приставкой био
использован по назначению. Не зря же при
погружении в салон машинки взгляд сразу
же выхватывает отдельные детали
интерьера. Вот, к примеру, эффектные
дефлекторы, круглые с пропеллеровидной
решеткой, сшибают наповал своим
футуристичным внешним видом. Честное
слово, такие штучки нередко встречаются
в фантастических фильмах, но никак не на
серийных транспортных средствах. А как
вы находите округлые стыки нижней
темной части торпедо с верхней светлой?
Вообще, внутри у Platz ровных линий нет.
Разве что нижние части оконных проемов
да ремни безопасности их составляют. А
так сплошной овал, оригинальный и
стильный. Впрочем, внутри конкретно «наш»
Platz удивил не только дизайном.
|
А руль-то старый,
«королловский» |
Скажите мне, чем по части
комплектации характерны столь
небольшие машинки? Правильно,
исключительной бюджетностью опциона. Ну,
электроприводы стекол и зеркал имеются,
ну, кондиционер обязательный для «японцев»
присутствует. И все. Почему-то в
случае с Platz Toyota не пошла по этому
распространенному пути. Нет, она не «одеревянила»
все версии, хотя и совсем
дешевеньких модификаций полным полно.
Напротив, седанчик, на удивление,
получил очень хорошо упакованные
комплектации. Пожалуй, самая-самая как
раз и попала к нам на тест. Правда, как и
подобает автомобилю В-класса, некоторые
детали и материалы интерьера сделаны
чересчур экономно. Так, пластмасса
передней панели мягкая только на вид. На
ощупь же твердая и какая-то гулкая. На
более крупных моделях Toyota себе
подобного не позволяет (однако другие
производители запросто —
вспомним Nissan, который на престижных
Presage и R`nessa допускает применение столь
дешевого пластика). Далее внутренняя
часть дверных панелей также состоит
исключительно из пластмассы, лишь в
очень незначительном объеме обтянутой
тканью. Это нормально, это естественно. А
вот противоестественно то, что опцион
Platz в чем-то может поспорить со взрослыми
автомобилями. К примеру, в стандарте у
этой версии полный электропакет,
который не включает разве что
регулировок кресел (чего захотели!).
Магнитола с CD-проигрывателем, две
подушки (этому удивляться не стоит —
японцы в отличие от нас о своей
безопасности заботятся), телевизор с
навигацией и, что самое примечательное,
жидкое табло приборной панели. Вот до
чего прогресс дошел, еще каких-то лет
пять назад подобное было доступно
только в бизнес-классе. А теперь
получите — в центре
передней панели, прямо над консолью под
кругленьким козырьком расположился
глубокий колодец. При выключенном
зажигании он, как и подобает ЖК-дисплею,
темный. Но стоит вжикнуть стартером, и
вот где-то в глубине появляется цифровой
спидометр, одометр и пара шкал. Жаль
тахометра нет.
На этом достоинства Platz не
заканчиваются. Есть у него еще один
козырь, характерный для авто выше
классом, но никак не для таких карапузов —
объем внутреннего пространства.
Приличный, конечно, принимая во внимание
внешние габариты, объем.
Технические
характеристики |
Кузов |
Тип |
хэтчбек |
Конструкция |
несущий |
Количество мест/дверей |
4/5 |
Двигатель |
Тип |
бензиновый с
распределенным впрыском |
Количество и
расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем,
куб. см. |
998 |
Диаметр цилиндра/ход
поршня, мм |
69,0х66,7 |
Степень
сжатия |
10,0 |
Количество
клапанов на цилиндр |
4 |
Мощность, кВт (л. с.),
при об./мин. |
68(50)/6000 |
Крутящий момент,
Нм при об./мин. |
90/4100 |
Трансмиссия |
Расположение
двигателя |
продольное |
Привод |
передний |
Коробка
передач |
автоматическая
четырехступенчатая |
Тормоза |
Тип |
гидравлические с
ABS |
Механизмы
передние/задние |
дисковые/барабанные |
Подвеска |
Передняя |
независимая типа
McPherson со стабилизатором поперечной
устойчивости |
Задняя |
полунезависимая
со стабилизатором поперечной
устойчивости |
Колеса |
Диски |
литые,
алюминиевые |
Шины |
155/75R13 |
Размеры,
Объем, Вес |
Длина, ширина,
высота, мм. |
4145, 1660, 1500 |
База, мм. |
2370 |
Колея спереди/сзади |
1440/1420 |
Снаряженная
масса, кг |
910 |
Полная масса,
кг |
1185 |
Объем топливного
бака, л |
40 |
Динамические
характеристики |
Максимальная
скорость км/ч. |
156 |
Время разгона до
100км/ч. |
13,8 |
Расход
топлива л/100 км |
Пригородный
цикл |
5,1 |
Городской
цикл |
6,9 |
Уж и не знаю, как удается
эргономистам Toyota добиваться
просторного салона при столь скромных
размерах, вот только делают они это
далеко не в первый раз. Та же 190-я Corona до
сих пор подкупает многих именно своей
необъятностью. Platz в этом плане на нее
здорово похож. При длине чуть более
четырех метров он готов как спереди, так
и сзади принять довольно длинноногих
пассажиров. Но и это не самое основное
его качество. Удивительно, что и по
ширине, и по высоте салон отнюдь не
ущербен. Более того, запас пространства
позволяет поместиться в Platz людям с не
совсем стандартным телосложением. Вот
они раздутые бочки и высокая крыша.
Говорят о себе, во весь голос заявляют.
А что у нас с багажником? После
того как Platz показал столь просторный
салон под крышкой багажника,
предполагалось увидеть полную
противоположность. Но автомобиль удивил
и здесь. Конечно, не Бог весть какой
багажник, однако по размеру он чуть
меньше, скажем, королловского. Но ведь
Corolla на класс старше.
ВСЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ
До Platz я уже пробовал на вкус
представителей чуть ли не самой низшей
ступеньки автомобильной классификации.
Скажу честно, разочарован не был.
Поэтому садясь за руль тойотовского
седанчика, несмотря на его более чем
скромные технические данные, знал
наверняка, что и он в движении
произведет вполне благоприятное
впечатление. Однако все оказалось не
совсем так. Впрочем, об этом по-порядку.
|
Литрового моторчика в городе хватает за глаза |
Под капотом у Platz литровый
моторчик 1SZ-FE с системой изменения фаз
газораспределения. «Лошадей»
всего что-то около семидесяти. Даже
учитывая полную массу, лишь слегка
переваливающую через тонну, не густо.
Тем не менее не будем забывать, что литр
рабочего объема поделена не на три
цилиндра, как обычно, а на четыре. Все-таки
«четверка»
это уже серьезно, особенно вкупе с
тысячей куб. см. Имея подобные
составляющие, можно получить очень
тихий и сбалансированный агрегатик. Что,
собственно, в Toyota и сделали. Движочек не
слышно ни на холостых, ни на пониженных
оборотах. Жужжать он начинает лишь на
повышенных, когда становится слышным не
шум газораспределительного механизма,
но работа его цепного привода. Да и то
этот аккомпанемент лишь должным образом
дополняет весьма неплохой разгончик.
Последний, конечно, никак не назовешь
ураганным. Но тянет, причем с самых низов,
1SZ-FE неплохо. Это старается фирменная
система VVT-i. Хорошо старается —
в городском потоке, сидя за рулем Platz,
можно не беспокоиться о том, что в какой-то
момент не хватит мощей для обгона, или в
последний момент автомобильчик вдруг
откажется ехать. Естественно, если
грузить машину по полной, то она вряд ли
будет способна на такие подвиги. Впрочем,
не для того Platz предназначен. Так что
ущербными вы себя на городских улицах
точно не почувствуете. Другое дело
загородные трассы. Вот это уже не стихия
Platz, для междугородних рывков он не
предназначен.
Под стать взрослому мотору и
подвеска. Честно говоря, садясь в машину
я ожидал, что сейчас начнется дикая
долбежка. При такой-то массе обычно у
подвески может быть одно качество —
жесткость и сопутствующая ей
дряблость. Но Platz в какой уже раз развеял
мою уверенность. Ходовая у него
достаточно сбитая, и если отрешиться от
окружающего тебя веселенького
интерьерчика, то можно запросто
представить, что сидишь в ином
представителе D-класса. При этом
плавность хода соответствующая. Мелкие
неровности автомобиль перетекает
крайне неплохо, будто обволакивая их
своими колесами. Перед более крупными,
конечно, стоит притормозить, все же
колесики-то 13-дюймовые. Однако даже в
случае более-менее жесткого контакта
стойки Platz отработают нормально, без
всхлипа, без стона. Принимая во внимание
размеры машины, подобный характер
подвески следует признать куда как
незаурядным.
Что еще? А ничего. Вам мало
доводов, чтобы полюбить Platz хотя бы
гипотетически? Я вот тоже в него не
влюбился, не мой типаж. Однако при всем
своем неприятии автомобилей такого
масштаба (все-таки менталитет у меня наш,
народный), я отдаю себе отчет в том, что
модель у Toyota получилась довольно
интересная. Лучшая или нет в классе, не
знаю, но точно скажу, что по сумме
качеств далеко не последняя. А еще я
думаю, что несмотря на игрушечную
внешность и такой же детский интерьер,
Platz приглянется не только дамам или
людям, оставшимся в ребяческом возрасте,
но и автолюбителям, уже вкусившим
запретный плод более старших классов.
Все для этого необходимое у Platz имеется.
Тем более, что играть в игрушки любят не
только дети.
Максим МАРКИН.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №39 05.11.03
|