Личный опыт
ИНТИМ-ЭКСТРИМ
32 часа мы были вдвоем и
отдавались нашей общей страсти —
дороге. Мелькали километры, поселки
и города, менялась погода, утро
сменялось вечером, но наше единение
продолжалось. Да, обстоятельства все же
оказались выше нас — граница
оказалась «на замке»,
и до конечной цели путешествия —
Улан-Батора, мы не добрались. Но ведь
процесс — полторы
тысячи пройденных километров —
бывает ничем не хуже результата.
ЗНАКИ
Идея была проста —
прокатиться на выходные в столицу
соседнего государства. С реализацией
тоже никаких проблем поначалу не было —
получили приглашение от монгольской
турфирмы, в консульстве оформили визы,
забронировали отель в Улан-Баторе. Но
когда надо было уже собираться в дорогу,
все вдруг разладилось.
В самый последний момент
обстоятельства сложились так, что я был
вынужден ехать либо один, либо
отказаться от поездки. В пользу
последнего говорило и то, что буквально
накануне старта в Иркутске выпал
обильный снег, ударил мороз, а на дороге
образовался страшный гололед —
но это вы все помните. Меня
отговаривали ехать едва ли не всей
редакцией. Да не боимся мы трудностей!
Утром вдруг засвистели
замененные накануне приводные ремни, и
вспыхнула лампочка «Внимание
— опасность!».
Ремни за час подтянули на станции, а
вот причина возгорания лампы так и
осталась непонятной — тормозная
жидкость была в норме, рычаг «ручника»
опущен. Лампочка сама собой погасла
через пару дней после возвращения в
Иркутск...
Я, конечно же, не раз читал
советы «бывалых»,
которые перед дальним пробегом
советуют разобрать и собрать автомобиль,
попутно заменив половину узлов, а в
дорогу рекомендуют взять тележку с
запчастями. По всей видимости, все это
относится к владельцам отечественных
автомобилей, я же привык своим близким (к
каковым отношу и машину) доверять,
поэтому за исключением плановых
мероприятий — замены
масла, диагностики двигателя (с
параллельной заменой уже упоминавшихся
приводных ремней) и подвески, да мойки
никаких спецмероприятий не проводилось.
В дорогу были куплены насос и трос —
пять лет собирался! Машина была
укомплектована дополнительной
канистрой бензина, воронкой и присадкой
Hi-Gear, повышающей октановое число топлива.
Естественно, бак и канистра под завязку
были заправлены 98-м бензином, выравнено
давление в шинах. Помимо традиционного
набора командированного —
трусы-носки, бритва-одеколон, были
взяты две бутылки дешевой водки —
как универсальное средство решения
возможных дорожных проблем. Продуктовый
набор составили чипсы, орешки, сухарики
и прочая «кола»:
ну не доверяю я придорожному
общепиту.
КУРС АНТИАВАРИЙНОЙ
ПОДГОТОВКИ
|
На слюдянском спецучастке большегрузы в горы затаскивают буквально «на руках» |
Из Иркутска стартовали (здесь
и далее множественное число
подразумевает — автор
и автомобиль) в час дня, рассчитывая до
наступления темноты быть в Улан-Удэ. Не
получилось: слишком много времени было
потеряно на преодоление участка Чистые
ключи — Култук. Вся
дорога была усеяна буксующими
грузовиками, попадались и
перевернувшиеся, а в одном месте мужики
рядом с лежащей на боку фурой
обосновались довольно основательно:
развели костер, соорудили что-то вроде
шалаша. Тем не менее передний привод и
нешипованные шины Bridgestone Blizzak, а также то,
что укатанный снег еще не успел
превратиться в лед, позволяли вполне
уверенно поддерживать среднюю скорость
в районе 50 км/час. А когда промелькнула
табличка, что следующий участок дороги
обслуживают слюдянские дорожники (забегая
вперед, скажу — состояние
дороги сильно меняется в зависимости от
ее «смотрящего»),
появилась подсыпка и несмотря на
очередной раллийный спецучасток
Слюдянка—Байкальск
ехать можно было достаточно комфортно.
Перед Байкальском серпантин
заканчивается, и дорога, постоянно
идущая вдоль Байкала, становится вполне «съедобной».
Я не поклонник сибирских красот —
почему-то мне больше по душе пальмы,
кипарисы и морские дали, чем заснеженные
сосны на фоне замерзших рек, но тем не
менее признаюсь: величественные
сибирские пейзажи завораживают.
...Монотонная дорога имеет
свойство усыплять бдительность. Мы
проехали уже километров 100 после
Байкальска (мысленно отметил, что
половина дороги до Улан-Удэ пройдена), и
я уже подсчитывал, через сколько времени
смогу по-человечески поужинать, как едва
не случилось непоправимое.
|
Переворот |
Очередной затяжной подъем на
скорости под 120 км/час. Вдруг в самом его
конце метров за 100 вижу, что вместо уже
привычного прямолинейного спуска
последует крутой поворот (отдам должное
дорожникам, на всем протяжении дороги об
опасностях предупреждают знаки, в
данном случае — характерная
красная стрелка, только вот увидел я ее
слишком поздно). Летом бы ситуация не
представляла никакой опасности, но
сейчас-то под колесами пусть и слегка
подсыпанный, но все же укатанный снег.
Не знаю — то
ли мне повезло, то ли сработал инстинкт
самосохранения, то ли помог ангел-хранитель.
Я все собираюсь пройти в Москве курсы
контраварийной подготовки в какой-нибудь
именитой школе, но, похоже, «все
правильно сделал». Главное
— я инстинктивно не
стал давить что есть силы на тормоз, тем
более что машина не оснащена ABS —
последствия были бы самыми
печальными. Я, конечно же, притормаживал,
но примерно на 2/3 хода педали —
на грани блокировки колес.
Параллельно передернул рычаг «автомата»
последовательно — сначала
в положении «2», а
затем и «L». Но и
этого бы мне не хватило, если бы на
внешней стороне виража не было площадки
для стоянки дальнобойщиков, на которой я
незамедлительно оказался. Скорость на
ней была уже не критической, но удара об
отбойник, казалось, не миновать. В
последний момент, когда зебра бетона уже
должна была соединиться с металлом
кузова, я резко вывернул руль и отпустил
тормоз — машина,
резко развернувшись, второй раз
преодолела встречную и медленно
выкатилась на свою полосу. Не
останавливаясь, мы продолжили движение
к Улан-Удэ.
|
Выезд под идущий состав здесь исключен |
А потом начался снегопад,
точнее — стенопад.
На дорогу уже опустились сумерки, откуда-то
появился туман, а снег был настолько
густым, что не видно было леса на обочине.
Включать дальний или даже ближний свет в
таких условиях было все равно что с
помощью фонарика посмотреть, что
находится за Кремлевской стеной.
Единственными полезными в таких
условиях оказались только
противотуманки, освещавшие
пространство непосредственно перед
автомобилем. Это было немного страшно и
жутко романтично. Весь мир сузился до
размеров салона: ночь, снег, машина и
голос Земфиры. Не обошлось и без
маячащего чуть впереди фантома —
что-то темное двигалось впереди меня,
освещая, как НЛО, дорогу под собой (когда
стена снега кончилась, я, улучив момент,
его обогнал — оказалось,
что это была черная «Волга»,
у которой не работали ни габариты, ни
стоп-сигналы — только
передние фары). А еще нашу связку обогнал
на довольно приличной в таких условиях
скорости какой-то белый автомобиль:
наверное, за рулем сидел Терминатор. Это
была единственная обогнавшая нас машина
за полторы тысячи километров. В условиях
снегопада мы шли часа два со скоростью
километров 30 в час — он
кончился километров за 100 до Улан-Удэ.
СТОЛИЦА
Перед Улан-Удэ наконец-то
появился чистый асфальт —
снега здесь было совсем мало.
Столица Бурятии, откровенно говоря, не
впечатлила — она
больше похожа на большой райцентр с
обилием унылых пятиэтажек. Почему-то
бросилось в глаза — в
городе почти нет наружной рекламы, а та,
что есть, почему-то какая-то обшарпанная
и выцветшая. И лишь Владимир Вольфович,
как всегда, свеж и взирает с билбордов
своим хмурым, осуждающим всех взглядом.
|
Так — с помощью лопаты — подсыпают дорогу в районе
Чистых Ключей |
В гостиницу «Саган
Мурен» (лучшей
рекомендацией для меня было то, что
недавно там останавливался Чубайс)
добрались к 20.00 — отыскать
ее труда не составило — этакий
анклав неона на общем тоскливом фоне.
Приятно порадовало, что полноценный
одноместный номер (есть даже
спутниковое телевидение и мини-бар)
стоил всего 750 рублей (еще 100 рублей отдал
охраннику, чтобы присмотрел за машиной).
Но вот ресторана, в общем-то, в
чистеньком и уютном отеле не оказалось.
Благо, что гостиница расположена в
центре. Ужин с хорошим разливным пивом
обошелся всего в 350 рублей —
пo иркутским меркам почти даром (по
счету 270, «чаевые»
официантка пыталась вернуть, догнав
меня уже на улице!).
Утром тронулись в путь в 7.00,
рассчитывая преодолеть 250 километров до
таможенного перехода Кяхта-Атанбулаг за
2,5 часа. На первой же АЗС на выезде из
Улан-Удэ было решено подзаправиться.
Парадокс, но это была первая
встретившаяся в городе заправка: с
Иркутском здесь столице Бурятии не
сравниться. Причем, похоже, в республике
удалось сохранить монополию на топливо —
все встреченные на трассе АЗС
принадлежат «Бурятнефтепродукту»,
как следствие — допотопное
оборудование и отсутствие какого бы то
ни было сервиса (я, честно говоря, уже
стал подзабывать, как пользоваться
заправочным пистолетом). И только на
одной АЗС был 95-й бензин (о 98-м и речи нет)!
Но тут проблема —
лючок бензобака отказался
открываться! Сразу понял: видимо, во
время последней мойки попала вода, и
лючок примерз изнутри. Что делать? Из
всех подручных средств у меня была
только водка, поэтому, отогнув край
лючка, я попытался вылить на защелку «огненную
воду». Что и успешно
сделал под осуждающим взглядом
скучающего оператора. Как и следовало
ожидать — эффекта
это не дало. И тут я вспомнил рекламный
ролик «Tefal всегда
думает о нас». Благо
бензина было еще достаточно и решили
двигаться вперед. Вскоре, как оазис в
пустыне, в голой степи появился целый
городок бурятских закусочных, хозяйки
которых, несмотря на ранний час (а было 8
утра), стали словно турецкие зазывалы
интенсивно махать руками. Чайник
кипятка обошелся всего в 20 рублей, и
лючок тут же сдался. Но вот залить 20-литровую
канистру на пронизывающем ветру
оказалось не так-то просто: в рукавицах
она выскальзывала из рук, а голые руки
металл мгновенно обжигал —
искусством подсоса я не владею! Кое-как
удалось залить литров пятнадцать, при
этом какую-то часть вылив на себя.
А в остальном все было в
штатном режиме. От Улан-Удэ до Кяхты
ведет неплохое шоссе, которое местами
реконструируется, и объезжать эти
участки приходится по гравийке.
Никакого гололеда — снега
здесь почти не было, никакого серпантина
— почти всегда
уходящая за горизонт прямая, на которой
вполне комфортно можно держать 140-160 км/час.
|
Коровы чувствуют себя на дороге
весьма уверенно |
Единственная опасность —
коровы, лошади и козы, вольно
пасущиеся вдоль дороги и имеющие
привычку переходить проезжую часть,
когда им вздумается. Причем коровы
какого-то степного цвета и на большой
скорости становятся заметны только в
последний момент, из-за чего пару раз
пришлось интенсивно тормозить.
В 10.30 я стоял перед въездными
воротами Кяхтинской таможни. И вот тут,
когда были пройдены все необходимые
процедуры и заполнены таможенные
декларации, случилось непредвиденное —
из-за отсутствия одной формальной
бумажки, о существовании которой я давно
забыл, Diamante оказался «невыездным».
Мне предложено было оставить машину
на стоянке и дальше следовать «пешеходным»
порядком, что в мои планы не входило.
Никакие доводы и уговоры не помогли:
граница оказалась на замке, а воевать с
государством в таких случаях бесполезно.
До Улан-Батора оставалось всего 300
километров. Что ж — придется
перенести визит на другой раз. В 12.20 мы с
Diamante взяли курс на Иркутск.
ШКОЛА ВЫСШЕГО ВОДИТЕЛЬСКОГО
МАСТЕРСТВА
|
Кяхта, к сожалению, стала конечной точкой нашего маршрута
|
И правду говорят —
дорога обратно короче. До Слюдянки
мы долетели за 7 часов, притормозив один
раз на дозаправку и сделав пару «технических
остановок» (благо в
таких случаях и в лес заходить не надо:
интенсивность движения на сибирских
дорогах не более 1 машины в 10 минут). А вот
после Слюдянки, когда до дома оставалось
меньше 80 километров, началось самое
сложное — этот
участок пришлось преодолевать два часа.
Отрезок между Слюдянкой и
Шелеховом оказался самым настоящим
раллийным спецучастком. Хорошо
укатанный снег при дороге туда при
отсутствии какого-либо внимания со
стороны местных дорожников за сутки с
небольшим превратился в зеркальный лед: «Сибскана»
запросто могла бы проводить здесь
ледовую подготовку. Намертво теперь
здесь встали не только грузовики, но
даже полноприводные внедорожники. От
мигающих авариек дорога стала
напоминать новогоднюю иллюминацию, а по
трудовой активности водителей и
пассажиров, вызволяющих из снежного
плена автомобили, обочины напоминали
великие стройки коммунизма. В одном
месте в сторону движения к Слюдянке из
буксующих грузовиков образовалась
огромная пробка — километра
на два, и это при том, что на свободных
участках движущихся машин почти не было —
мало кто в такую погоду рискнул
двинуться в путь.
Мысль, что одно неверное
движение рулем или педалью тормоза, и
ночевать придется на обочине (и на
сколько часов работы двигателя на
холостых может хватить оставшихся 10
литров бензина?), заставляла голову, руки
и ноги работать с филигранной точностью.
Самое страшное в таких условиях (при
хорошей резине, разумеется) не подъемы —
хоть и с отчаянной пробуксовкой, но
на них машина взбирается, а повороты на
спусках. Вот где с педалью газа, тормоза
и рулем приходится обращаться так же
нежно, как с женщиной. Главное, не
потерять контроль тяги (благо, у
автомата есть режим L) — ведущие
колеса должны постоянно тянуть машину.
Это продолжалось немыслимо
долго, но все же закончилось. А вскоре
показалась огни Синюшиной горы —
после полутора суток тайги и
покосившихся деревень на обочине они
показались огнями Лас-Вегаса.
И в заключение —
пару слов о мобильной связи и ГАИ.
Первая есть во всех городах по пути
следования, но как только выезжаете в «чистое
поле», она пропадает.
Активность ГАИ в такую погоду
минимальна — службу
несли только на крупных постах на выезде
из Иркутска, в Слюдянке и в пос.
Сотниково на въезде в Улан-Удэ. На
последнем оба раза остановили (что для
меня большая редкость — почему-то
гаишники меня игнорируют, и мой личный
план — не более
одной остановки в год). Причем при дороге
туда гаишник, поняв, что я еду из
Иркутска, живо поинтересовался —
где все грузовики, а узнав, что они
стоят под Слюдянкой, сильно выругался.
...А до Улан-Батора мы все же
доберемся: чем сложнее цель, тем
радостнее результат. Читайте «Автомаркет».
Ефим НЕЗВАННЫЙ
"Автомаркет+Спорт" №40 14.11.03
|