Параллельные миры Алтай
АЛТАЙСКАЯ КРУГОСВЕТКА
Наши читатели уже
знакомились с рассказом о 7-й Гобийской
экспедиции иркутян по Монголии. Одна из
машин этой экспедиции (экипаж
Панцевичей) возвращалась из Монголии в
Иркутск через Алтай. Еще одна экспедиция,
в составе которой было три японских
внедорожника с командой ГЕОКАД из
Новосибирска и одна машина из Иркутска (экипаж
Манакова) с ветераном предыдущих
гобийских экспедиций совершили
разведку кольцевого маршрута по Алтаю.
Таким образом, Чуйский тракт на Алтае
был одновременно пройден в конце
августа иркутянами с двух направлений: с
юга, со стороны Монголии и с севера, из
Новосибирска.
МЕККА ДЛЯ ТУРИСТОВ
Алтай
— популярная среди
туристов горная система, расположенная
в центре Азии. По своей известности и
посещаемости она соперничает с Байкалом
и находится в первой пятерке самых ярких
и притягательных мест России. Горная
страна с остроконечными снежными пиками
по определению географов делится на
Русский, Монгольский и Гобийский Алтай.
Она находится на территории четырех
государств — России,
Казахстана, Монголии и Китая. Российский
Алтай включает в себя часть Алтайских
гор и равнины юго-востока Западной
Сибири. В начале 90-х годов здесь
образовалось два самостоятельных
субъекта Российской Федерации:
Алтайский край с административным
центром в городе Барнауле и Республика
Алтай с административным центром в
Горно-Алтайске.
Из Иркутска до Горного Алтая
можно доехать на автомобиле по
асфальтированным федеральным трассам
через Красноярск или Новосибирск за три
дня. Из Иркутска через Монголию по
берегу озера Хубсугул и затем через
Монгольский Алтай по грунтовым дорогам
за 5-6 дней.
Машина 7-й Гобийской
экспедиции от контрольно-пропускного
пункта на российско-монгольской границе
(село Ташанта) на дорогу до Иркутска
потратила 66 часов. Переход границы, в
отличие от Кяхты, был упрощенным и не
обременительным, особенно с монгольской
стороны, и занял около 40 минут. Машина
прошла весь путь от границы до Иркутска (около
3000 км) без остановок на ночлег за 3 дня
через Барнаул — Кемерово
— Красноярск. По
показаниям GPS, максимальная скорость на
перегоне достигала 124 км в час, средняя
составила 42 км в час. Водители, по
очереди сменяя ночью друг друга через
каждые два часа, спали во время движения
на заднем сиденье. Водитель за рулем,
чтобы не заснуть, слушал музыку и
непрерывно что-нибудь жевал, чаще всего
это были орешки, сухарики и сухофрукты.
Единственные неудобства в пути —
ночные остановки на всех дорожных
блокпостах и частые ограничения
скорости. От продолжительной вибрации
за время экспедиции по Монголии и Алтаю
частично отвалился передний бампер на
Land Cruiser 80. Это была единственная поломка
за все время путешествия, но случилось
это ночью, когда найти нужные по размеру
болты и гайки проблематично.
Самый современный участок
Московского тракта — несколько
рядов с разделительной полосой и ночным
освещением, с современными кирпичными
кемпингами для водителей на обочинах —
находится на выезде из Красноярска в
сторону Новосибирска. Хороший асфальт
на дороге от Кемерово до Красноярска.
Самый разбитый и неухоженный отрезок
Московского тракта с участками узкой
гравийной дороги — на
въезде в Иркутскую область со стороны
Красноярска около Тайшета. Особенно
неприятно ехать по этому участку ночью,
когда от встречных грузовых машин,
идущих на большой скорости, летит
каменный град гравия.
Главной автомобильной
магистралью на Алтае является Чуйский
тракт (М52), являющийся единственной
дорогой федерального значения Горного
Алтая. Начинается он от Бийска и
заканчивается у села Ташанта (617 км). Это
великолепная асфальтированная дорога
поддерживается на всем протяжении в
отличном состоянии, и по ней можно
путешествовать практически на любой
исправной машине. Состояние дороги
лучше в Республике Алтай: на дороге
нанесена разметка и установлены новые
дорожные знаки. В Алтайском крае, на
российской территории состояние
асфальта хуже: нет разметки на дороге,
многие дорожные знаки ржавые и
покосившиеся.
Строительство будущего
Чуйского тракта началось в 1901 г. Из
истории известно, что первый автопробег
по реконструированной дороге состоялся
в 1934 году на 28 грузовых автомобилях. Он
характеризовался как пробег по
труднейшей горной дороге
протяженностью 1100 км и продолжался 5
дней. Сейчас этот маршрут стал короче
благодаря новой дороге, легко
проходится за один световой день. Первые
147 км тракт идет по правому берегу реки
Катунь. После — 358 км
по берегу реки Чуи до границы с
Монголией. На Алтае можно также доехать
на легковой автомашине по улучшенной
дороге до Телецкого озера, до верховий
рек Черного Ануя и Кокса. От Бийска до
курорта Белокуриха с теплыми радоновыми
источниками 74 км по хорошему
Смоленскому тракту. Но если попытаться
свернуть куда-либо в сторону,
потребуется серьезный внедорожник со
специальной резиной. Отдельные дороги в
горные районы с глубокой колеей,
особенно после дождей, доступны только
для отчаянных джиперов с автомобилями,
оборудованными лебедками, или
экспедиционному ГАЗ-66. Именно подобный
сложный кольцевой маршрут с заездом на
каскад Мультинских озер, знаменитых
обилием рыбы, и был осуществлен командой
иркутян и новосибирцев.
Каких-либо
проблем для осуществления
автомобильных путешествий по Чуйскому
тракту нет. Можно не беспокоиться о
питании, ночлеге и заправках. Всего
этого здесь в избытке. По степени
обустройства этот тракт лучше
Култукского и Байкальского. Здесь
значительно больше современных
туристических баз и кафе, больше
туристов. Цены на питание, особенно на
юге, невысокие, чем ближе к границе с
Монголией, тем они ниже. За сто рублей
можно пообедать втроем, взяв на каждого
первое и второе блюда. Киргизский
лангман — мясо с
лапшой стоит всего 12 руб. На обочинах
дорог Чуйского тракта часто встречаются
продавцы душистого алтайского меда.
Лучшим считается горный цветочный мед,
иногда называемый местными «белковским».
В последнее время на Алтае
появились частные пансионы и уютные
элитные коттеджи. Большинство из них
расположено в низовьях реки Катунь, на
озере Ая, на Семинском перевале, на
Телецком озере. Среди наиболее
известных турбаз Алтая можно назвать «Катунь»,
«Золотое озеро» на
берегу самого глубокого озера Горного
Алтая — Телецкого, «Манжерок»,
«Новая империя туризма»,
«Ареда 1», «Берель»
и другие. Эти туристические центры
на уровень выше бывших профсоюзных
турбаз в типовых деревянных домиках.
Новые кемпинги отличаются
оригинальностью архитектуры,
повышенной комфортностью номеров со
спутниковым телевидением и широким
спектром предлагаемых услуг: от
организации сплавов и конных туров до
пейнтбола и катания по озеру на парусном
катамаране.
Горнолыжный
туризм на Алтае пока не имеет широкого
развития, покататься на обустроенных
трассах с подъемниками можно только на
курорте Белокуриха (примерно 10 трасс с
подъемниками, длина от 700-2050 м, перепад
высот от 160 до 550 м). Так как из
Новосибирска, особо ехать некуда,
большинство горожан-автовладельцев
стремится на выходные дни уехать по
асфальтированной дороге на Алтай. От
города это примерно 500-600 км. Если выехать
утром, то к обеду или к вечеру можно
доехать до одной из туристических
алтайских баз. Поэтому туристов здесь
больше, чем, например, на байкальском
берегу Малого моря. Единственное, что
надо иметь в виду автотуристам —
на Алтае, даже в городах, практически
не встречается бензин Аи-95 и Аи-98.
Ближе к границе с Монголией, в
верховьях реки Катуни туристическая
инфраструктура практически отсутствует,
и для посещения этих мест потребуется
палатка. Но зато здесь больше горной
экзотики: извилистый 10-километровый
серпантин дороги с мощным бетонным
заграждением — с
одной стороны дороги отвесные скалы, а с
другой — глубокий
обрыв к реке. Стоя на кромке обрыва,
можно видеть проплывающие внизу ярко-красные
надувные плоты с туристами.
Алтай по праву считается
Меккой водного туризма России. По своей
известности среди туристов-водников он,
пожалуй, уступает только Саянским рекам.
На реке Катунь организуются короткие
туристические сплавы с
профессиональными гидами-проводниками —
рафтинг для всех желающих. Ежегодно
более 3 тыс. человек участвуют в подобных
сплавах по средней и нижней части Катуни.
Этому способствует удобная
транспортная схема: заброска от
туристической базы по асфальтированной
дороге берегом реки вверх по течению и
сплав туристов вниз по реке на десятки
километров до турбазы.
Алтай
— в переводе с
тюркского языка означает «Золотые
горы». Знаменитый
снежный массив Белухи, высочайшей
вершины Алтая и Сибири (4506 м), овеянный
романтической аурой, является
своеобразной Меккой для рериховцев.
Именно здесь, в живописной Уймонской
долине у подножия горы Белухи Н. Рерих
добивался получить концессию на
разработку месторождений. Его «Великий
план» по созданию
монголо-сибирского буддистского
государства предусматривал
строительство здесь будущей столицы под
названием Звенигород. Но его планы не
сбылись, а распространяемые им легенды о
таинственных землях Беловодья и Шамбалы
причудливо перемешались и стали
ошибочно связываться с горой Белуха.
Ежегодно число туристов, приходящих к
подножию горы Белуха, превышает 2500
человек. Наибольший приток паломников
приходится на август, когда, по
убеждению рериховцев, гора Белуха «открывается»
для связи с Космосом. Подъехать
вплотную к подножию на автомашине
невозможно. Есть несколько конных троп,
по которым от автодорог за 3-4 дня можно
добраться до горы. Передвижения на
лошадях очень распространены в горной
части Алтая. Обычно лошадь можно взять
напрокат на турбазе, в лесхозе или в
одной из деревень (алтайцы держат много
лошадей).
На
Алтае, кроме снежных гор и синих озер,
можно увидеть и степные высокогорные
долины, по своему ландшафту
напоминающие монгольскую Гоби в
миниатюре. Чуйская степь длиной 70 км и
шириной от 10 до 40 км располагается на
высоте 1700-2000 метров над уровнем моря и
окружена горными хребтами, покрытыми
вечным снегом. Чуйская степь —
единственное место в России, где
разводят верблюдов, она является самым
сухим местом в стране. Еще южнее
находится плоскогорье Укок, ставшее
особенно известным после открытия в
скифских курганах замерзшего
погребения с хорошо сохранившейся
мумией — «Алтайской
княжной». Плато Укок
с цепочками древних курганов, как и
Чуйская степь, доступны для путешествий
на автомобиле.
ТРОФИ-РЕЙД НА
МУЛЬТИНСКИЕ ОЗЕРА
На Алтае около 20 тыс. озер.
Наиболее известное из них Алтын-Кель —
так алтайцы называют Телецкое озеро,
традиционно считающееся символом Алтая.
Множество живописных подпрудных
моренами озер лежит в долинах рек, у
верхней границы леса. К подобному типу
озер принадлежат Мультинские озера.
Приключения начались еще на
асфальте. Идущий впереди Surf проколол
правое заднее колесо, и водитель ехал, не
ощущая прокола, на диске, разжевывая на
наших глазах покрышку. Раций на машинах
не было, а мигания фар сзади идущей
машины водитель долго не замечал. Только
обогнав его, удалось остановить машину.
Быстро заменив колесо, мы решили
отказаться от шиномонтажа в ближайшем
селе Усть-Кане, чтобы успеть доехать до
места ночлега, за что и поплатились.
Съезжая вечером с асфальта, «Сурф»
повторно разорвал сбоку покрышку
того же злополучного заднего правого
колеса. Вот что значит пренебречь
своевременным ремонтом и не «брызнуть»
по шаманским обычаям. По размеру
подошла запаска с «Прадо»,
а утром пришлось возвращаться в
шиномонтажную мастерскую в Усть-Кан.
Чтобы
попасть к озерам на северный склон
Катунского хребта, нужно получить
разрешение в администрации маральника.
С 1991 г. территория Мультинских озер
входит в Катунский заповедник. Дорога к
озерам перекрыта шлагбаумом. За ним
охраняемый лес, в котором свободно
разгуливают около 1000 диких благородных
оленей — маралов. В
маральнике разводят оленей ради их
ветвистых рогов, содержащих пантокрин —
вещество, обладающее многими
лечебными свойствами. Здесь можно
принять пантовую ванну в бане
администрации маральника. Для
эффективности лечебных сеансов
рекомендуется 10-дневной курс лечения.
Туристов в это время практически нет, и
нас сразу тормозят на кордоне. Обычно на
озера заезжают на лошадях, и нас долго
отговаривают от попытки проехать туда
на автомашинах 12 км по грязной дороге. В
существующих путеводителях об Алтае
говорится, что автомобильная дорога
здесь отсутствует. По большому счету
егерь маральника оказывается прав:
глубокая колея и непролазная грязь
напоминает нам тяжелую дорогу вдоль
берега Хубсугула. Впереди идет
короткобазный дизельный Safari с
механической коробкой передач на
широкой резине. У него есть лебедка, и
как только позади идущие машины садятся,
он разворачивается передом к засевшей
машине, и с помощью лебедки и дюжих
мужицких «лошадиных
сил» застрявшая
машина выталкивается из грязи.
Длины троса лебедки хватает
примерно на 30 метров. Если бы не недавно
прошедший дождь, возможно, машины бы не
сползали так часто в глубокую колею,
набитую ГАЗ-66. Поочередно операция по
вытягиванию из грязи повторяется со
всеми машинами конвоя: с Prado, Surf и Isuzi Biqhorn.
Последний из этого списка автомобиль
оказывается наиболее проходимым, к тому
же он не погнул ни одного порога, правда,
расход бензина у него выше дизельных
машин и составил 15-18 литров на 100 км. Чаще
всех поперек дороги разворачивало Prado.
Он был наиболее загруженным в конвое,
поэтому садился на раму больше всех.
Всего
в бассейне реки Мульты насчитывается
более 10 крупных озер. До берега первого
Нижнего Мультинского озера не удалось
доехать приблизительно один километр.
Дорога просто закончилась крутым
непроходимым для машин обрывом, густо
заросшим лиственным лесом. Дальше
начиналась хорошо набитая конная тропа
через перевал Норильчан высотой 2800 м (категория
сложности 1Б). За три-четыре дня можно на
лошадях дойти до подножия горы Белуха.
Пришлось разбивать палаточный лагерь в
лесу под лиственницами, а на озера
ходить пешком. Три озера располагаются
каскадом друг над другом. Во всех озерах
кристальная вода, прозрачная, как весной
на Байкале, видно все камни и иногда даже
рыбу. Рыбалка просто изумительная. Много
хариуса. Нам показалось, что рыба лучше
клюет на Среднем Мультинском и Верхнем
Мультинском озерах. Озера живописно
обрамлены горами с шапками льда и снега
и имеют удобные для подхода к воде
сформировавшиеся песчаные и галечные
пляжи. Нижнее Мультинское озеро
расположено на высоте 1710 м, имеет длину
2370 м, максимальную ширину 900 м. Средняя
глубина озера составляет 21,5 м. Можно
купаться — дно без
ила с мелким гравием и песком. Особенно
приятно, что, в отличие от нашей
сибирской тайги, практически нет гнуса и
мошкары.
Сказывается осень и высота
над уровнем моря более 1700 метров.
Верхнее из озер, расположенное на высоте
1860 м, находится в 6-7 км южнее Среднего. На
склонах гор много кедрача, год урожайный
— много кедрового
ореха. Одним словом, Алтай создан для
отдыха, Мультинские озера —
это те места, которые не затронуты
еще цивилизацией и не замусорены
туристами.
СТАРОВЕРЫ АЛТАЯ
СЕГОДНЯ
На Алтае существует несколько
названий староверов: их зовут «кержаками»,
«каменщиками», «стариковскими».
Известно, что после реформ Никона
старообрядцы в поисках мужицкого
счастья и вольных хлебов перебрались в
Сибирь. Поселения староверов
сохранились на Алтае до сих пор. Они
обособленно проживают в больших чистых
поселках и очень щепетильно относятся к
приему новых членов в свою среду. Одно из
таких поселений, районный центр Усюкс,
мы посетили на своем маршруте.
Другое селение староверов —
Верхний Уймон, одно из самых старых
сел, ему около 300 лет, находится в 15 км от
Мульты. Отличительной его особенностью
является чистота в поселке и
раскрашенные яркими красками
палисадники и фасады домов. Раньше
староверы жили в русских избах-пятистенках
и носили льняную одежду, украшенную
символическими узорами. Сегодня их быт
изменился, появилось много кирпичных
домов и обычная европейская одежда, но
по-прежнему приезжие отмечают изобилие
молока и меда в селениях староверов,
колоритные колодцы-журавли и ухоженные
сады. В Верхнем Уймоне находится музей
им. Н.К. Рериха, экспозиция которого
знакомит с историей села, староверами-кержаками
и личными вещами, письмами и эскизами Н.
Рериха, останавливающегося в этом селе
во время своей экспедиции по Алтаю.
Сложившаяся на Алтае в XVIII
веке община староверов жила по своим
правилам и порядкам, по своим неписаным,
но строго соблюдавшимся законам.
Староверам запрещалось пить алкоголь,
курить табак. Воровство и ложь считалось
самыми страшными грехами. За тяжелые
проступки изгоняли из общины. Семьи у
староверов были большие, до 15-20 человек,
и дети работали вместе со взрослыми с 5-6
лет. Это были очень трудолюбивые и
чистоплотные люди, привыкшие много и
честно работать с детских лет.
Жизнь общины староверов в
настоящее время привлекает
любопытствующих туристов из больших
городов. Приверженцев старых обрядов
остается с каждым годом все меньше и
меньше. Случайным туристам практически
невозможно попасть в жилище старовера и
даже близко с ними пообщаться.
Замкнутость и настороженность по
отношению к праздным туристам отмечают
большинство современных исследователей
быта староверов.
В южной части Алтая, вблизи
монгольской границы проживают казахи,
которых изредка еще можно встретить в
национальной одежде. Отличительной
особенностью их поселений являются
деревянные дома с плоской крышей (зимой
здесь не бывает много снега) и войлочные
юрты, как у монголов, во дворе. В этих
поселениях можно попробовать молочный
напиток айран и национальное блюдо
бешбармак — тесто с
луком и вареной бараниной. Есть его надо
руками.
ДЕНИСОВА ПЕЩЕРА
Поиск пещер и их посещение в
последних экспедициях по Алтаю и по
Монголии были для нас достаточно
эффективными. На маршруте по Алтаю, по
настоянию нашего ведущего в группе
кладоискателя Сан Саныча, было решено
специально заехать на самую знаменитую
в плане археологических находок
Денисову пещеру. Эта пещера находится в
долине реки Ануй на границе Алтайского
края и Республики Алтай, в 4 км от деревни
Черный Ануй. Денисова пещера
заинтересовала нас как единственный
памятник Алтая с самыми древними
находками артефактов, датируемыми 300 тыс.
лет назад (для сравнения самые древние
артефакты Монголии имеют возраст 700 тыс.
лет). В Денисовой пещере обнаружено
свыше 50 тыс. археологических находок.
Особенность пещеры — своеобразный
«слоеный пирог»
из 20 культурных слоев, отражающих
разные эпохи жизни древнего человека.
Пещера представляет собой большой грот
диаметром примерно 15-18 м с высоким
сводом и расположена на высоте 600 метров
над уровнем моря. Наверху имеется еще
одно входное отверстие, через которое в
пещеру проникает дневной свет.
Пещера
называется Денисовой, по имени
отшельника Дионисия, проживавшего в
пещере во второй половине XVIII в. По
другой древней легенде, здесь жил черный
шаман, который, разозлившись на местных
жителей, наслал дождь, шедший без
перерыва несколько лет. Этот дождь
продолжался бы и дальше, если бы не
вмешался добрый белый шаман. Он изгнал
черного шамана, а все дожди скатал в один
комок, превратил его в камень и спрятал в
глубине пещеры. В настоящее время в
пещере археологами ведутся интенсивные
раскопки, и местные жители опасаются,
что если этот заколдованный камень
будет найден, то дожди возобновятся с
новой силой. Вся пещера освещена
электричеством, как в шахте стоят
подпорки, а все стены в дюбелях.
Первозданного покрова в пещере не
осталось, археологи практически вынесли
весь грунт наружу. Для экскурсантов
представляют интерес пронумерованные
черные и белые слои отложений разных
эпох и наблюдение за технологией работ
археологов.
На берегу реки Ануй, в 200 м от
Денисовой пещеры расположены 12 домиков
научно-туристического комплекса «Денисова
пещера» с
вертолетной площадкой. Здесь можно
переночевать. Подъехать к пещере можно
практически вплотную. От стоянки
автомашин до входа нужно подняться
около 100 метров вверх по тропе. Вход в
пещеру по подвесному мостику, денег за
посещение не требуют.
Кроме подробно изученной
Денисовой пещеры на Алтае известны
Тавдинские пещеры на левом берегу Катуни,
Чарышские пещеры в Горном Алтае, пещера
Музейная в среднем течении реки Каракол.
Горный Алтай спелеологи относят к
перспективным районам для поиска новых
пещер. Из окон автомобиля на маршруте
движения, в самом деле, можно видеть
загадочные чернеющие входы, ждущие
своих исследователей и археологов.
Для самостоятельной поездки
на автомобиле на Алтай нет никаких
преград. Суммарный пробег по Алтайскому
кольцу из Иркутска и обратно составил 5500
км. Экипажи обеих машин гобийской
команды, той, которая пришла из Монголии,
и той, которая прибыла ей навстречу из
Иркутска, единодушно признали
положительную ауру Алтая и чрезвычайную
живописность алтайских гор и дорог.
Поэтому в планах следующего лета, наряду
с традиционной гобийской экспедицией,
теперь значится возможный новый маршрут
в Убсу-Нурскую котловину в Туве с
заходом через Абакан и Кызыл.
Сергей ВОЛКОВ.
Фото А. МАНАКОВА
"Автомаркет+Спорт" №41 21.11.03
|