Автомобиль номера Mitsubishi Lancer Evolution
БЕСКОНЕЧНАЯ
ЭВОЛЮЦИЯ
MITSUBISHI LANCER EVOLUTION
Эволюция
модели нашла свое отражение в названиях
модификаций
|
|
Evolution I (1992 год)
|
|
Evolution II (1993 год)
|
|
Evolution III (1995 год)
|
|
Evolution IV (1996 год)
|
|
Evolution V (1998 год)
|
|
Evolution VI (1999 год)
|
|
Evolution VII (2001 год) |
Первый
Lancer Evolution был создан в 1992 году —
именно для участия в
чемпионатах мира по ралли. С
довольно скромной внешностью,
похожий на серийный Lancer, этот
автомобиль легко сокрушал своих
именитых конкурентов —
Subaru, Toyota, которые были
подготовлены для категории WRC, а
ведь Evolution был разработан для другой
группы. Машины категории WRC
построены на базе серийных моделей
с объемом годового выпуска не менее
25000 экземпляров. В моделях WRC
допускаются любые изменения в
конструкции, за исключением
применения другого двигателя (от
мотора собственного изготовления
должен остаться хотя бы блок
цилиндров) и переноса силового
агрегата. Остальное зависит от
фантазии разработчика —
привод на все колеса, новая
подвеска или тормоза. В общем, на
сколько денег хватит. Главное, не
нужно повторять все изменения в
серийных автомобилях, достаточно
подготовить для ралли хотя бы один.
У
создателей Lancer Evo машина готовилась
к гонкам согласно техническим
требованиям так называемой «группы
А». По условиям
необходимо выпускать не менее 2500
серийных копий в год! По своим
характеристикам «гражданские»
версии практически ничем не
отличались от тех, что участвуют в
соревнованиях, а купить такую
машину можно было в японских
автосалонах.
Lancer
Evolution VI была последняя машина «группы
А», выпущенная
Mitsubishi. С 2000 года автомобиль
готовится по требованиям WRC.
Выпускаются
две модификации Evolution —
RS и RS-2 (имеет также обозначение
GSR). Первая преподносилась как «раллийная»
— более спартанская и по
оборудованию салона, и по
комплектации, именно на ее базе
строились заряженные автомобили
для заводской команды, причем RS
окрашивалась только в белый цвет (видимо,
предполагалось, что команда сама
раскрасит свой болид). Вторая версия
— «дорожная»
GSR — побогаче — отделка,
кондиционер, электропакет, тормоза
Brembo, были отличия и в передаточных
числах трансмиссии.
Настоящая
раллийная версия Lancer Evolution в
действительности имеет обозначение
RS и отличается в первую очередь
характеристиками двигателя,
который развивает 300 л.с. и 490 Нм
крутящего момента. Помимо этого на
ней используется 6-ступенчатая
коробка INVECS с секвентальным
переключением передач.
За
одиннадцать лет, что выпускается
эта модель, в ней
усовершенствовалось и поменялось
практически все, кроме двигателя.
Это классический 4G63Т, который
устанавливался и на первые «эволюции».
В
чем же причина такого постоянства?
Ведь Mitsubishi выпускает и другие
рядные четверки, одна из таких —
достаточно легкая 4G94 —
устанавливается на Galant. Однако
последний имеет необычайно большой
ход поршня. Величина в 95,8 мм вполне
допускается для двигателя обычного
легкового автомобиля, однако совсем
не подходит для соревнований.
Двигатель 4G63 предпочтительнее с
точки зрения максимальной отдачи.
Помимо
простых Evolution компания Mitsubishi
выпускала и различные модификации.
К примеру, Evo VII GT-A, особенностью
которой была пятиступенчатая
автоматическая коробка передач
INVECS-II Sport Mode, позаимствованная у Galant
VR-4. Впервые в истории фирмы Mitsubishi
управление трансмиссией возложено
на подрулевые клавиши. Правда, эта
версия была доступна лишь в Японии
по цене в $25000. Но были версии,
которые продавались и на внешнем
рынке, самая известная из них —
Tommi Makinen Edition. Таким образом,
Mitsubishi решила выразить
благодарность своему топ-пилоту
Mitsubishi Ralliart Томми Мякинену, который в
1999 году установил рекорд, выиграв
чемпионат мира по ралли четвертый
раз подряд. Сверхмощный 2-литровый
двигатель с титановым
турбокомпрессором и промежуточным
охладителем развивает 280 л.с.,
автомобиль разгоняется до «сотни»
примерно за 5 секунд.
Из
всех революционных изменений,
которые происходили с Evolution, самые
значительные случились в седьмом
поколении и поначалу даже вызвали
тревогу у поклонников. Наибольшее
неприятие вызвало увеличение длины
(на 105 мм) и высоты автомобиля, что в
итоге привело к утяжелению на целых
40 кг. Но при этом удалось
оптимизировать силовую структуру
кузова. Была увеличена также
колесная база, что дало более
высокий уровень устойчивости, и
произошла прибавка внутреннего
пространства.
Особенностью
последней «Эволюции»
стало то, что модель впервые
продается в США. Для этого рынка
Evolution разрабатывался с учетом
особенностей американского
вождения — более
мягкая подвеска и шестиступенчатая
МКП. Особое внимание в Lancer Evo VIII
уделено аэродинамике —
улучшился общий баланс
прижимаюших и подъемных сил,
уменьшено аэродинамическое
сопротивление, а у моторного отсека
улучшилась вентиляция. Впервые на
седане установлено заднее
антикрыло, у которого основные
элементы сделаны из карбона. |
Lancer Evolution, пожалуй, самая
известная и легендарная модель марки
Mitsubishi, которой пели и продолжают петь
дифирамбы многочисленные поклонники —
и рядовые любители адреналина, и
профессиональные спортсмены. В мире
моторов соперник у Evo только один —
Subaru Impreza, о котором мы уже
рассказывали в одном из номеров «Автомаркет
плюс Спорт». Теперь
настала очередь Evo пролить свет на
историю своего происхождения. Хотя
когда имеешь дело с такими легендарными
и уникальными аппаратами, то уже не
удивляешься крайней скупости
официальных источников информации —
ведь история подобной модели
обязательно должна таить в себе интригу.
Появление полноприводных
турбонаддувных автомобилей на дорогах
общего пользования произошло благодаря
тому, что Международная федерация в
чемпионатах мира по ралли заявила
требование о необходимости товарных
образцов прототипов, тем самым заставив
автопроизводителей выпускать тысячами
экземпляров боевые болиды. Именно таким
образом появились первые шесть Evolution. И
тем не менее до 1999 года встретить Evolution в
России было невозможно, да и сейчас есть
они только в Москве, где продаются по
линии официальных дилеров. Вряд ли в
ближайшее время в Иркутске найдется
любитель выложить крупную сумму за «поезженный»
автомобиль, ведь за те же деньги
можно купить новую иномарку. И понятно
почему — Evolution настоящее
произведение инженерного искусства, к
воплощению которого Mitsubishi шла очень
долго.
Эволюция Mitsubishi
Слово Mitsubishi переводится как
три бриллианта. Эмблема появилась
благодаря слиянию двух японских кланов —
Ятаро и Тоса. Эмблема имеет
смысловое значение: три бриллианта
символизируют три принципа работы
компании: ответственность перед
обществом, честность, а также открытость
для международного сотрудничества.
|
Эволюция интерьера от первой (вверху) до седьмой версии |
В начале ХХ века
автомобилестроение в Японии считалось
самым прибыльным делом, и Mitsubishi, как и
многие другие концерны, принимала
участие в поставке армии всевозможных
передвижных средств — от
самолетов до военных судов. Mitsubishi
считается первопроходцем среди всех
японских автопроизводителей, ведь в 1917
году она выпустила первый конвейерный
японский автомобиль —
Model A. Вообще же, для Mitsubishi
свойственно постоянно быть лидером
автомобилестроения. Например, в 1931 году
был создан первый японский дизельный
двигатель с непосредственным впрыском,
в 1934 году появился прототип
полноприводного пассажирского
автомобиля, а в 1937 году началось
производство грузовиков с полным
приводом. И если бы не Вторая Мировая
война, Mitsubishi был бы крупнейшим японским
автопроизводителем. Лишь двадцать лет
спустя в Японии вновь появился спрос на
легковые автомобили. В 1960 году на рынок
выходит модель 500 — экономичный
седан, рассчитанный на массового
потребителя, который в своем классе в
свое время стал победителем престижной
гонки Гран-при Макао. Это была первая
победа на арене автоспорта. Затем модель
Сolt год за годом выигрывает различные
японские гонки и ралли.
|
Такие сиденья устанавливаются стандартно |
Lancer начинает свой отсчет с 1973
года, предвестник Evolution —
Lancer 1600 GSR появился в 1975 году. О
многочисленных победах Mitsubishi в
различных классах рассказывать можно
очень долго, все машины для соревнований
готовила фирма Ralliart, которая начала
работать с Mitsubishi с 1984 года (причем не
только для ралли, но и внедорожных
рейдов). Самым ярким примером работы
Ralliart и может служить Lancer Evolution.
О технических
особенностях
Конечно, одного только
внешнего обвеса, внушительного
регулируемого антикрыла, огромных колес
с мощными тормозами недостаточно, чтобы
машина радикально поменяла свой
характер. Но Mitsubishi Lancer Evolution всех
выпусков славился, прежде всего,
техническим наполнением. Это в первую
очередь мощный двигатель с
турбонаддувом, спортивная подвеска и
полноприводная трансмиссия. Такая
комбинация обладала огромным
потенциалом, что позволило машине с
успехом выступать в автомобильных
соревнованиях, а также стать популярным
объектом тюнинга.
|
«Горячее сердце» Evolution |
Evolution имеет поперечно
расположенный силовой агрегат и
трансмиссию. Таким образом, передняя
часть автомобиля неизбежно получается
более тяжелой. Более того, отсутствует
симметрия в продольной плоскости, что
приводит к нарушению равновесия
относительно продольной оси. Автомобили
Lancer Evolution с I-й по III-ю генерацию
использовали обычную систему 4WD, ту же,
что применяется на Subaru Impreza. Однако Evo IV,
пришедший в 1996 году, был оборудован
революционным механизмом под названием
AYC (Active Yaw Control). С английского это слово
можно перевести как «система
управления поворачивающим моментом».
Установленный в заднем
дифференциале, AYC распределяет крутящий
момент между левым и правым колесами.
Чем же так революционен AYC? Сравнивая его
с обычной системой 4WD, получаем ответ на
ваш вопрос. Управляя автомобилем,
оснащенным традиционной системой 4WD,
водитель при движении в повороте
теоретически не сможет эффективно
давить на педаль акселератора.
Дросселирование должно быть умеренным
вплоть до выхода на прямую. Чрезмерное
нажатие на педаль способствует
недостаточной поворачиваемости,
которая, в свою очередь, вынуждает
снижать скорость в повороте. AYC —
это механизм, который провоцирует
поворот автомобиля относительно
вертикальной оси, повышая тем самым
возможности предельного прохождения
поворотов. Evolution VII получил новые
возможности с использованием системы ACD
(Active Center Differential) — устройство
с помощью электроники управляет
степенью блокировки центрального
дифференциала практически по той же
схеме, как это делается на раллийных
автомобилях группы А. И вновь оно
используется для преодоления
врожденного недостатка системы 4WD —
плохой поворачиваемости. Управление
системой ACD полностью автоматическое (на
Impreza ручное), степень блокировки
снижается при входе в поворот, для
облегчения «входа»,
и повышается вплоть до полной
блокировки в ситуациях, где необходима
максимальная тяга, например, на выходе
из поворота. Благодаря этим системам
Evolution сделал шаг вперед относительно
своего главного конкурента Subaru.
|
Спортивная подвеска с алюминиевыми рычагами — одна из составляющих успеха |
Регулируемое антикрыло на
Evolution впервые появилось в пятом
поколении. Это было монокрыло —
над багажником устанавливалась
только одна плоскость, регулируемая по
углу атаки. А Evolution VI стал бипланом —
под регулируемым антикрылом стоит
еще одна жестко установленная плоскость.
Аэродинамика серийного седана Lancer
такова, что подъемная сила, образующаяся
при обтекании воздушного потока,
разгружает передние колеса меньше, чем
задние. А у полноприводного Evo все
наоборот — подъемная
сила, которая действует на заднюю часть
кузова почти нулевая. Это и есть
результат работы антикрыла —
набегаюший на его плоскости
воздушный поток догружает заднюю ось.
Вертикальные плоскости антикрыла могут
работать как авиационные стабилизаторы —
при увеличении боковой парусности
они увеличивают устойчивость машины на
прямой. В отличие от множества подобных
изделий разных тюнинговых фирм, это
антикрыло отнюдь не псевдоспортивный
аксессуар, а инструмент, с помощью
которого настраивается поведение
машины.
|
Прошлогодняя
премьера — это уже VIII версия суперкара |
Принципиальных отличий в
работе с моторами всех версий нет. Ведь
это один и тот же агрегат под индексом 4G63Т.
Новшества у последней «эволюции»
есть, но они лежат вне зоны доработок,
разрешенных в WRC. Мотористы Mitsubishi
использовали другие поршни, сделали
распределительные валы полыми для
облегчения. Клапанная крышка
изготавливается из магния (раньше
применялся алюминий). Новый клапан во
впускном коллекторе — явный
кивок в сторону экологии: он
обеспечивает сжигание части
отработанных газов. Естественно, в угоду
возрастающим нагрузкам производитель
позаботился и об охлаждении. Интеркулер,
радиатор, масляный радиатор —
увеличенных размеров.
|
Самая экстремальная версия GT-A |
Немало потрудились японские
мотористы для того, чтобы мотору стало
легче дышать. Впускной тракт —
от воздухозаборника, через фильтр,
турбину и интеркулер и до дроссельной
заслонки — сделан
более «просторным».
Вместо стальных патрубков теперь
используются алюминиевые, а их
геометрия не так затейлива. Выхлопная
система имеет теперь более прямую
компоновку, обеспечивающую уменьшение
обратного давления. В глушителе
используется клапан обратного давления,
обеспечивающий более низкий уровень
шума при низких оборотах и меньшее
обратное давление на высоких оборотах. К
тому же сама выхлопная труба теперь
перенесена на правую сторону, чтобы
избежать изгиба в задней части
глушителя.
Продолжение следует...
Не успели улечься страсти по
Evolution VIII, как в Японии уже представили
экстремальную версию Mitsubishi Racing. Она
отличается от базовой модели некоторыми
изменениями в технической начинке,
позволившими сделать автомобиль еще
более быстрым. Прежде
всего, надо отметить тот факт, что
мощность двигателя Evo VIII MR осталась
неизменной — 280 лошадиных
сил. Однако за счет изменения алгоритма
работы турбонаддува и перенастройки
программы управления двигателем,
специалистам японской компании удалось
добиться от мотора повышенного
крутящего момента на более низких
оборотах и как следствие —
лучшей эластичности. Помимо этого
новинка легче стандартного Evo VIII и
получила модернизированную систему
управления полным приводом, что в лучшую
сторону сказалось на управляемости и
динамических характеристиках. Поставки
этой машины ожидаются в Англию, но
только уже с 300-сильным двигателем. В
других странах Evo VIII MR продаваться не
будет, поскольку будет выпускаться
только с правым рулем. В Японии продажи
начнутся уже с февраля 2004 года.
Модель |
RS |
RS2
(GSR) |
Максимальная
скорость |
250
км/с |
Время разгона до 100
км/ч |
5.3
с |
Двигатель |
2,0
л 16-клапанов DOHC |
Привод |
Постоянный
полный |
Размеры и
вес |
Ширина/длина/высота,
мм |
1770/4455/1450 |
Колесная база,
передняя |
1500 |
1515 |
задняя, мм |
1500 |
1515 |
Клиренс, мм |
140 |
Вес, кг |
1320 |
1380 |
Двигатель |
Тип |
4G63
, турбина, промежуточный охладитель |
Цилиндры |
4,
в один ряд |
Клапаны |
16 |
Распредвалы |
2
(DOHC) |
Объем цилиндров,
куб. см. |
1997 |
Степень сжатия |
8,8 |
Максимальная
мощность, л.с. |
280
при 6,500 об./мин |
Максимальный
момент, Нм |
383
при 3,000 об./мин |
Система впрыска |
ECI-MULTI |
Топливо |
97
и выше, неэтилированный |
Емкость топливного
бака, л |
48 |
Подвеска |
Передняя |
Тип
McPherson, алюминиевые рычаги |
Задняя |
Многорычажная,
алюминиевые рычаги |
Тормоза |
Передние |
15’’,
вент. диски, 2 поршня Brembo |
17’’
вент.диски,
4 поршня |
Задние |
15’’,
вент. диски |
16’’
вент. диски, 2 поршня |
ABS |
Спортивная
ABS |
Колеса |
Диски |
15’’,
стальные |
17’’
алюминиевый сплав |
Шины |
205/60R15
91H |
235/45ZR17 |
Олег СЫЧЕВ
"Автомаркет+Спорт" №41 21.11.03
|