Автомобиль номера Lincoln Town Car Continental Sedan
МОНУМЕНТ
Знаете, что нас объединяет с
американцами? Культ автомобиля! В Европе,
Японии и прочих Африках машина не более
чем средство потребления —
как, скажем, пылесос или утюг,
которое, в отличие, например, от
профессии или недвижимости, практически
не влияет на социальный статус
владельца. В той же Германии какой-нибудь
таксист может иметь в собственности
Mercedes, а крупный банкир будет ездить на
банальном VW Golf — для
окружающих это не имеет ровно никакого
значения. В США, как и в России,
автомобиль — первый
показатель социальной значимости
владельца. Почему так произошло —
отдельный разговор. К тому же
российские и американские автомобили
при всех своих конструктивных различиях
едины и по своей идеологии. Ведь в
отличие, скажем, от японских машин, эти
автомобили могут эксплуатироваться
десятилетиями, даже при отсутствии
запчастей. Что и подтверждает наш
сегодняшний знакомый —
Lincoln Continental 1977 года выпуска,
восстановленный в одном из иркутских
автосервисов.
ИСТОРИЯ ВИДА
Компания Lincoln Motor
Company (название она получила в честь
президента США Авраама Линкольна)
основана в 1917 году Генри Лиландом и
начинала свою производственную
деятельность с выпуска двигателей
для военных самолётов. В 1921 году
компания освоила выпуск
автомобильных V-образных 8-цилиндровых
двигателей и выпустила первый
автомобиль класса люкс. В 1922 году
компанию покупает Генри Форд.
Первое упоминание
о модели Continental относится к 1939 году: с
таким названием появился кабриолет
класса люкс. Модель эта стала
легендарной. В разные годы
автомобили модели Lincoln вместе с Cadillac
были машинами президентов США. В 1946
году в концерне Ford организовано
подразделение Lincoln-Mercury Division, которое
возглавил прямой потомок Генри Форда,
внук Бенсон. Одновременно легковые
автомобили Lincoln и Ford официально
разошлись. Компания Lincoln
сосредоточилась на выпуске дорогих
моделей, ориентированных на
представительские цели. В разные
годы выпускались различные модели:
Continental Mark III, Continental Coupe, Continental Mark IV, Mark V,
Continental Town Car Sedan, Continental Sedan. Все машины
отличались монументальным дизайном
и незаурядными техническими
характеристиками.
В шестидесятых
годах прошлого века Lincoln Continental был
автомобилем президента США Джона
Кеннеди.Эти автомобили никогда не
были массовыми, в лучшие годы объем
выпуска достигал 25000 экз. В конце
прошлого века Lincoln стал выпускать и
переднеприводные автомобили. Ими
стали Сontinental.
|
ДУХ СВОБОДЫ
|
Парковка: от переулка до переулка |
Таких машин уже не будет —
монументальные формы, строгий цвет.
Классическая внешность: строгие прямые
линии с килями крыльев, спрямленные
молдинги «а`ля
шестидесятые», нет
уже и круглых, выступающих над основными
панелями кузова крыльев, линии капота и
багажника еще граненые, но уже без
острых ребер. Поневоле приходят
аналогии с монументальными образами «членовозов»
— «Чайкой» и ЗИЛ-114,
тем более, что габариты кузова
сопоставимы. Бамперы, повторяющие форму
кузова, естественно, хромированные, с
черной вставкой по всему периметру.
Передние и задние крылья «заступают»
за границы кузова и заканчиваются «выносной»
оптикой. А оконечности бамперов,
изгибаясь, служат внешней границей
габаритов. Дополняет эпическую картину
монументальная решетка радиатора,
больше похожая на постамент памятника,
чем на служебный и, в общем-то,
декоративный элемент автомобиля.
Жаль, что потерялась
фирменная эмблема, которая крепилась
именно к этому элементу, без нее картина
выглядит несколько незавершенной.
|
«Дохлый» руль диссонирует с монументальными формами |
|
Шик 70-х: хром и ломаные линии |
Передние и задние фонари
также окантованы массивом хрома, причем
чисто в эстетических целях.
Светотехника по моде тех лет «слепая»
— фары прикрыты ставнями,
отъезжающими куда-то вверх при
включении света. Причем внешне это сразу
и не поймешь — за
фары можно принять габариты и
поворотники. В отличие от многих японцев,
где подобное решение выглядит
искусственным, в данном случае все
гармонично — ставни
при включении света не подпрыгивают, а
уезжают медленно и с достоинством —
как закрылки у
трансконтинентального лайнера. Но здесь
выявляется еще одно «белое
пятно» — пугающая
чернота вокруг оптики. В качестве
рассеивателей фар применены «жигулевские»,
а вот окантовку подобрать так и не
удалось. Задние вертикальные фонари
гармонируют с дополнительными на
бампере и по всей ширине автомобиля, под
кромкой багажника, линия катафотов
зрительно соединяет их между собой.
Ручки дверей хромированные, с
кнопками под большой палец (может,
некорректное сравнение, но нам подобное
решение знакомо по «Волге»
ГАЗ-21). На средней стойке —
вертикальные габариты. Задняя
стойка массивная, с овальными окнами с
фирменной эмблемой. Оригинальное
дизайнерское решение, хоть и сложное в
технологическом плане. А как стильно
этот «иллюминатор»
смотрится из салона!
Для такого монументального
автомобиля нужен особый ракурс. Ни возле
ущербных пятиэтажек, ни рядом с
современными зданиями он «не
смотрится». И только
на фоне классической архитектуры
центральной части Иркутска приходит в
гармонию с окружающим миром.
А уж как американцы любят
комфорт! Кожа везде, где только можно —
начиная от нижней линии окон —
ею обтянуты все стойки и крыша.
Причем фактура кожи королевская —
черная, тисненая, с благородным
профилем и элегантными швами.
Показатель качества — за
25 лет она нисколько не постарела и по-прежнему
выглядит роскошно. Салон также выполнен
из кожи, но несколько иной фактуры —
более мягкой, с глянцевым оттенком,
высочайшего качества выделки,
аристократического светло-бежевого
цвета. Правда, в данном случае пора
вводить термин «суперкожаный»
салон — с
современными интерьерами он имеет также
мало общего, как классический диван с
казенными складывающимися стульями для
посетителей. Кожей не прикрыты разве что
немногие панели и вставки на дверях, да
передняя панель — они
отделаны под благородное дерево. В те
годы — компромиссное
решение. Выделка кожи исключительная, до
сих пор нет не единого повреждения и
даже бросающейся в глаза потертости. На
сиденьях отформовано что-то вроде
подушек, но когда садишься, никакого «вздутия»
под задним местом не чувствуешь.
Форма сидений чисто
американская. Два дивана, разделенных
подлокотником — что
впереди, что сзади на две персоны, но
сзади свободно усядутся и трое, если
убрать подлокотник. А вот места для ног
по современным меркам задним пассажирам
маловато — все же за
четверть века стандарты в этом плане
существенно изменились. А ведь диван
здесь можно было запросто отодвинуть —
при почти шестиметровой длине
конструктивный запас есть.
Передние кресла с помощью
вынесенных на двери пультов
регулируются электрикой в шести
направлениях (вперед-назад, углы наклона
подушки и спинки, а также раскладывание
до горизонтального положения).
Роскошные кресла (только такой термин
здесь и уместен) требуют привыкания —
сказывается комплекс сидения в
российских и японских «ковшиках».
На фоне кожаной роскоши хиленько
выглядит тоненький обод руля, просто
куриная косточка какая-то. Опять же,
может, это сравнение и не совсем
корректно, зато образно —
руль больше напоминает «обруч»
от «копейки».
На руле кнопки круиз-контроля, да
какого — можно не
только стабильную скорость держать, но и
увеличивать ее. Само рулевое колесо
расположено низко, что вызывает
неудобство при посадке. Зато оно
регулируется по углу наклона —
тонюсенький рычаг указателя
поворота надо для этого передвинуть
назад, высвобождая ход регулировки
наклона.
Педальный узел выполнен с
американским размахом: на тормоз можно
хоть двумя ногами давить —
еще и место останется. Хотя это вряд
ли потребуется — усилие
на педали необходимо минимальное. Под
левой ногой «ножник»
стояночного тормоза, автоматически
разблокирующийся при трогании. Под ним
переключатель света фар —
такое решение сейчас уже не
применяется. Слева на передней панели
маховичком включается ближний свет, а
педалью-кнопкой включается-выключается
дальний.
Передняя панель —
американская классика. Минимум
приборов — спидометр,
указатель количества топлива, пара
одометров. Под приборами ряд
индикаторных ламп (некоторые, видимо,
уже погасли навсегда) с плохо заметным
указателем положения селектора КП в
центре (то ли стекло потускнело, то ли
лампочки «выгорели»).
Селектор автомата — на
рулевой колонке, классика жанра. Консоли
как таковой нет, просто сверху вниз идут
часы (цифровые от Сartier!), пустая ниша под
магнитолу и панель управления
кондиционером (скорее всего, уже от Toyota
Crown, причем весьма гармонично она
установлена еще в Японии, откуда и
прибыл в Иркутск автомобиль).
|
Из дополнительных емкостей в
салоне только перчаточный ящик. А вот
освещение весьма обильно: над спинками
передних сидений есть плафон общего
освещения, по бокам два регулируемых
ярких фонарика. Слева на задней стойке
еще один фонарь на гибком держателе —
для чтения книги или маршрутной
карты. А еще оригинально работают
форточки в передних дверях —
сначала опускается уголок и только
потом все стекло. Удачное решение.
Несмотря на столь
классический внешний вид, в конструкции
автомобиля много современных, даже по
меркам сегодняшнего дня, технических
решений. Дисковые тормоза всех колес.
Регулируемая рулевая колонка. Шесть
электрорегулировок передних сидений.
Электроприводы боковых зеркал (правда,
последний механизм, как и сами зеркала,
до наших дней не сохранились: стоят
первые попавшиеся под руку).
Гидроусилитель рулевого управления как
у ЗИЛ-130. Ну и, конечно, «автомат»,
без этого американская машина
таковой уже и не будет. Причем древний
механизм работает так, что и современным
машинам завидно будет — какие
режимы мы ни пытались у него вызвать, так
и не смогли посчитать количество
зашитых в него «передач»,
тем более, что тахометра в машине нет
— американцам его
показания малоинтересны. Показалось,
что коробки передач нет вовсе, работает
гидротрансформатор, а пятилитровый
восьмицилиндровый V-образный двигатель
и без редуктора свободно справляется с
шестиметровой махиной. Тем более
удивительно было позже узнать, подняв
архивы, что передач всего три —
все гениальное просто!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Биография нашего
Lincoln Continental Town Cаr Sedan весьма запутана.
По документам он 1986 года рождения, но
по различным косвенным признакам
относится к 1977 году выпуска (такую
модификацию выпускали всего-то два
года). По имеющейся информации, в США
он не эксплуатировался, а сразу попал
в Японию в руки лидеров местной мафии
— якудзы (обладание
автомобилем с левым рулем в Японии —
это своеобразный вызов обществу,
позволить себе это могут немногие). В
Россию автомобиль попал в 1999 году
благодаря крупному бартерному
договору. Сначала автомобиль
эксплуатировался в Черемхово, после
осел в Иркутске в одной из частных
усадеб, где долго простоял без
движения. Затем были два года
кропотливого восстановления. Он чуть
было не вернулся в США —
его дарили знаменитому
голливудскому Чаку Норрису как
победителю парусной регаты на
Байкале. Покатавшись по нашим
дорогам и одарив Lincoln резиной от УАЗа,
герой блокбастеров от
транспортировки машины в Америку
отказался. Автомобиль опять попал в
ремонт. После того как (не без труда)
машине подобрали фильтрующий
элемент воздушного фильтра, а родной
механический бензонасос поменяли на
электрический от Toyota Corolla, расход
топлива снизился с 40 до 25 литров/100 км.
Других конструктивных изменений
почти не было, а вот восстановлением
пришлось заниматься глобально.
|
ДРЕДНОУТ
Именно это слово пришло на ум,
едва мы тронулись на Lincoln с места. В
начале двадцатого века так называли
крупные корабли-броненосцы с мощной
дальнобойной артиллерией (буквальный же
перевод этого слова с английского —
бесстрашный). Позднее этот термин
прицепился к большим американским
автомобилям. Что же, ассоциации тут есть:
огромные габариты, высочайшая
надежность, двухмиллиметровая сталь
панелей кузова, мощная рама. Удары колес
о многочисленные дорожные препятствия
почти бесследно гасятся не только
шинами и подвеской, но и демпфирующими
проставками между рамой и кузовом. Эх,
сюда бы еще современные шины —
на эффектных литых дисках
установлены покрышки от УАЗа.
|
«Плита» мотора теряется на фоне объема подкапотного пространства |
Двигатель запускается
нажатием на кнопку после включения
зажигания. Только для зажигания
применяется ключ, а не чип-карта, как в
современных автомобилях. Замок
зажигания вообще «жигулевский»
— родной давно где-то сгинул. Пять
литров рабочего объема и восемь
цилиндров V-образно при пуске ничем себя
не проявляют. Нет никакого дискомфорта и
при управлении с первых метров движения,
а ведь с двухметровым капотом дело
приходится иметь впервые. Так
получилось, что почти сразу же пришлось
двигаться по очень тесным улочкам
Лапина и Красноармейской —
никаких проблем! Габариты
автомобиля четко контролируются, а
радиус разворота при таких размерах
кажется чем-то вроде фокуса.
Двухрычажная передняя подвеска с
шаровыми опорами и задний привод
позволяют выворачивать колеса почти под
прямым углом к направлению движения.
Lincoln буквально плывет над
дорогой, даже раскачка типично
корабельная. Реакция на дорожные
препятствия происходит с запаздыванием:
сначала яму отрабатывают колеса и
подвеска, а затем только качнется кузов.
С педалью газа надо быть осторожным:
чуть нажал лишнего, а колеса уже
проворачиваются на асфальте, тем более
на гололеде. Разгонная динамика весьма
впечатляет: только чуть прибавил газу, и
окружающие автомобили плывут назад.
Причем ощущения возникают как при
трогании поезда: так как ни акустически,
ни тактильно ускорение себя не
выказывает, создается впечатление, что
все окружающие автомобили на дороге
включили задний ход или внезапно
остановились.
|
«Кожаный рай», вот только сзади тесновато |
Прочувствовать такой
автомобиль можно только на хайвэе, но
сгодится и наше загородное шоссе. Lincoln
Continental и здесь великолепен, он просто
парит над асфальтом, как будто не
касаясь его. Мелкие ямы почти не заметны,
а на пологих волнах происходит просто
легкая качка. Даже при резком повороте
руля автомобиль выполняет маневр
степенно и надежно, сглаживая резкий
характер действий водителя. Заваливание
в поворотах понятно и простительно.
Изменения скорости почти не ощущается —
уловить разницу, если не смотреть по
сторонам, между 60 и 160 км/час
затруднительно: двигатель не меняет
своего баритона, внешние акустические
шумы минимальны, а подвеска к изменению
скорости и вовсе равнодушна. А вот
педаль газа в любых режимах отзывчива,
как будто мотор и не имеет ограничения
мощности. Не отстают от других элементов
и тормоза, легко справляющиеся с двумя с
лишним тоннами веса, причем, несмотря на
отсутствие ABS, при этом не вызывают
критической блокировки колес.
...Такой вот он —
автомобиль американских
президентов, которым владели якудза и
Чак Норрис. Ему самое место в музее, а он
все продолжает наматывать километры по
иркутским дорогам.
Николай РУДЫХ,
фото автора
"Автомаркет+Спорт" №42 28.11.03
|