искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Автомобиль номера
Chevrolet Niva

БРАК ПО РАСЧЕТУ: ПЕРВЕНЕЦ

Chevrolet Niva

Перед поездкой в Новосибирск на презентацию Chevrolet Niva я постоянно задавал себе вопрос — «А нужно ли это для наших читателей?». Ведь автомобиль мы тестировали менее чем два месяца назад (смотрите № 36 от 17 октября), да и при необходимости машину можно взять покататься и у иркутского дилера. И все-таки я съездил не зря — главным для меня было убедиться, что «совместный» менеджмент предприятия сможет, наконец, в России сделать качественный и современный автомобиль и сумеет продвигать его на рынок.

О СТАТУСЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Chevrolet Niva
Генералитет GM уже во время пресс-конференции показал: в производство автомобилей в России пришло «новое мышление»

Не знаю, кто как, а я в будущее «чисто русского» автомобиля не верю. Ну, невозможно ни на ВАЗе, ни на УАЗе, ни на другом АЗе переломить психологию людей, складывавшуюся десятилетиями: где бы ни работать, только бы не работать. Даже у «Базового элемента» с его «новым русским менеджментом» на ИЖе пока мало что получается, кроме роста производства «кузовов с оцинковкой». Возможно, это звучит приговором, но другого выхода, как объединяться с мировыми производителями, у нас нет. И главное при этом, может быть, даже не инвестиции (без которых, конечно, тоже никуда), а те технологии управления и стандарты качества, которые принесут в Россию мировые лидеры автомобилестроения.

Ровно год назад я присутствовал в Сочи на презентации первого в России крупного совместного проекта — Ford Focus, собираемого на заводе во Всеволожске. Организовано все было на уровне мировых стандартов — номера в четырехзвездочных гостиницах в Сочи и Москве за $300 долларов, кавалькада тестируемых машин, доставленных автовозом из Санкт-Петербурга, обширная разъездная программа с многочисленными пикниками в горах, банкет до утра. При этом представителей провинции там практически не было — в основном журналисты из Москвы.

В Новосибирске, на презентации Chevy Niva, все было гораздо проще. Во-первых, это была чисто региональная акция с громким названием «Экспансия в Сибирь» (причем первая из подобных — в других регионах они пройдут позже). Во-вторых, все было обставлено достаточно скромно. Даже сам тест-драйв был в форме коротких «покатушек» — на мотодром загнали две машины от местного дилера, на которых поочередно и раскатывали журналисты.

Chevrolet NivaЯ бы не стал посвящать в нюансы проведения подобных мероприятий, если бы за ними не стояла философия продвижения двух крупнейших в России на сегодняшний день автомобильных проектов с участием иностранного капитала. Ведь Chevy Niva, в отличие от Focus, автомобиль не для верхнего сегмента среднего класса, проживающего преимущественно в российских столицах, а массовый внедорожник для глубинки. И чтобы сделать его максимально доступным, считать приходится каждую копейку. Да и концептуально эти проекты разные. Ford — сборочное производство иностранного автомобиля на территории России со стопроцентным иностранным капиталом. Niva — российский автомобиль, собираемый на паритетных началах между АвтоВАЗом и крупнейшим мировым производителем — General Motors.

СП GM-АвтоВАЗ

Зарегистрировано 2 августа 2001 года. Первый автомобиль Chevy Niva выпущен 23 сентября 2002 г. Общий объем инвестиций — $338 млн. Основные акционеры: General Motors (41,5%), АвтоВАЗ (41,5%), Европейский банк реконструкции и развития (17%).
В 2004 году начнется производство Chevy Niva с 1,8-литровым 125-сильным двигателем Ecotec от Opel и японской коробкой передач Aisin (механической и автоматической). В стандартной комплектации будут ABS, подушки безопасности и кондиционер. Машина будет отвечать современным стандартам пассивной безопасности. При розничной цене в районе 13800 евро автомобиль будет поставляться как на внутренний, так и на внешний рынки.
В январе 2005 года начнется производство седана Chevrolet Astra второго поколения. Объем производства — 17000 автомобилей, которые будут продаваться исключительно на российском рынке. Ориентировочная цена — 9000 евро.

ЭТО ГРОМКОЕ СЛОВО — ВПЕРВЫЕ

Вообще относительно роли Chevy Niva в российской автомобильной истории во многом можно говорить с определением впервые. Ну, разве вообще можно было ранее представить, чтобы российский автозавод проводил презентацию для журналистов. Похоже, наши российские автогенералы до сих пор искренне считают, что товар сам пробьет себе дорогу на рынок: «что ни сделаем, все купят».

Или то, что с началом производства машины в нее постоянно вносятся изменения, а мнения потребителей (и журналистов в том числе) самым доскональным образом отслеживаются. Знающие люди говорят, что первые Chevy Niva, выпущенные год назад, и сегодняшний автомобиль — две большие разницы. Были проблемы с генератором — изменили конструкцию и перенесли его в верхнее положение. Вибрировали наружные зеркала — решили вопрос кардинально: заменили их на электрорегулируемые в базовой комплектации. Не устраивала отечественная система выпуска отработанных газов — заменили ее на немецкую конструкцию от фирмы Tenneco. К слову, вопреки слухам, импортных комплектующих в машине не много — вакуумный усилитель тормозов Lucas, гидроусилитель руля ZF, кое-что по мелочи — прокладки, заглушки, шайбы — то, что в России невозможно найти приемлемого качества. Основной поставщик СП — АвтоВАЗ, с которого приходят двигатель, трансмиссия и неокрашенный кузов (запущенное на СП в апреле окрасочное производство от немецкой фирмы Aizemann считается современным даже по мировым меркам). На производстве комплектующих на самом ВАЗе действует входной контроль по стандартам GM — при подозрении на дефекты все бракуется. Один из немногих иностранных специалистов на заводе — директор по качеству, много лет проработавший в системе GM в Германии. С ним не «договоришься» и «откат» не предложишь. Поэтому мы не удивились, когда на пресс-конференции из уст одного из руководителей СП прозвучала фраза «Мы собираемся произвести революцию качества на автомобильном предприятии в России». Если бы то же самое сказали ВАЗовцы, над этим можно было только посмеяться. Но в версии директора по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию СП Максима Серегина это звучало вполне убедительно. Да и вообще речи молодых менеджеров СП производят впечатление: говорят азартно, мыслят широко. Таким многое по плечу. В подтверждение их слов о «революции» уже во время «покатушек» не удалось обнаружить какого-то криминала: все зазоры кузова и панелей салона ровные, никаких задиров на пластмассе, потеков в моторном отсеке (а гонялся автомобиль на полигоне третий час). Да российский ли это автомобиль?

Chevrolet NivaРоссийский! Ведь в основе его конструкция ВАЗ-2123, в который внесены некоторые косметические изменения. Такой автомобиль два года назад в Иркутске продавался за $13000. И вряд ли бы имел какую-то перспективу на рынке — слишком он был «сырой», если бы на АвтоВАЗ не пришли американцы и не предложили — «конструкция и комплектующие ваши, идеи и управление наши». И вот в таком гремучем коктейле дело закипело.

На задворках АвтоВАЗа появился чистый цех (единственный, в отличие от «города в городе» — АвтоВАЗа), никак не напоминающий мрачные и суровые российские производственные ангары. Рабочие в нем ходят в светлых рубашках, а менеджеры (именно так, но никак не бригадиры) не ругаются матом. Кстати, набор персонала на завод (всего-то около тысячи человек) производило немецкое рекрутинговое агентство, и опыт работы на АвтоВАЗе претендента был для них, скорее, отрицательным фактором. Выработка на одного сотрудника здесь на уровне мировых стандартов: произведено уже 20 тысяч автомобилей, в следующем году их будет 60 тысяч, проектная мощность предприятия — 100 тыс. автомобилей в год.

Для их продажи и обслуживания создается современная дилерская сеть, преимущественно на основе дилеров General Motors. Уже до конца этого года в России должно быть 40 дилеров, а к 2005 году — 91. Дилерскую сеть «ставит» немец Бернхард Клаус — говорят, он открыл в Германии 250 центров Opel. К формированию дилерской сети GM подходят по своим (но никак не «совковым») стандартам — обязательное наличие шоу-рума, машин для тест-драйва, склада запчастей, сервисных постов, обучение персонала на заводе. В Иркутске дилером СП стал «Сибавтоцентр», директор которого Алексей Панцевич также был на презентации. Продажи помимо официальных каналов маловероятны — скидка предоставляется только дилерам, а розничные цены по всей России на машины едины.

Chevrolet NivaА как вам новость, ставшая известной сразу после презентации — впервые российский производитель проводит предновогоднюю распродажу. Автомобиль в базовой комплектации теперь предлагается по цене 288888 руб. (из опций — гидроусилитель руля и электрорегулируемые зеркала), а в комплектации «люкс» (плюс легкосплавные колеса, электропривод стекол, противотуманные фары) — 329 тыс. руб. Еще в начале недели цены были 8499 и 9799 евро («дисконт» — 350 и 530 евро). Практика распродаж от производителя — самая обычная во всем мире, но могли ли мы представить подобное в России? Правда, возможно, это связано с тем, что с осени автомобили уже не в дефиците (на заводе запущены вторая и третья смена), и сейчас они постоянно есть в наличии у любого дилера, в том числе и в Иркутске (к нам до этого по официальным каналам автомобиль вообще не завозился).

«ПОКАТУШКИ»

Покатались мы на новосибирском мотодроме мало, но сердито. На весь тест-драйв времени отводилось всего-то два с половиной часа при двух имевшихся Chevy Niva (еще одну старую «Ниву» предоставили для сравнения) и команде в 30 журналистов от Екатеринбурга до Иркутска (наш город — последний форпост Chevy Niva в России). Мы с коллегами из программы «Мотор» решили переждать стартовый ажиотаж и потому записались на «покатушки» последними. Зато если первых «драйверов» страждущие коллеги буквально вытаскивали из-за руля после пары кругов по дорожкам мотодрома, то мы рулили целых полчаса.

Chevrolet Niva
Салон новой «Нивы»: простенько и со вкусом

Сначала о внешних впечатлениях. По меркам шестилетней давности (да ведь примерно столько и шел автомобиль до конвейера), по дизайну это современный автомобиль: мне он больше всего напомнил KIA Sportage. Но на фоне новой Toyota RAV4 смотрится куцевато. Ой, да о чем это мы — за цену RAV4 можно купить целый мини-автопарк таких «Нив». Самая яркая деталь впереди — массивный золотой крест «Шевроле» (на следующий день на новосибирском авторынке видели ВАЗ-2123 с «ладьей» — а ведь американский прикид идет машине больше!). Современный рисунок фар. Запаска на задней двери — стильно, современно. А под днищем-то мощный стальной лист — и защита картера, и помощник в проходимости.

КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CHEVY NIVA

Рабочий объем двигателя (куб.см)

1690

Мощность двигателя (л.с)

80

Максимальная скорость (км/час)

140

Контрольный расход топлива (л/100 км.)
90 км/час;

8,6

120 км/час;

11,6

гор. цикл)

10,8

Габаритные размеры:
длина

4048

ширина

1770

высота (мм)

1652

База (мм)

2450

Дорожный просвет (мм)

200

Радиус поворота (м)

5,7

Объем багажного отделения (л)

320

Полная масса (кг)

1800

Грузоподъемность (кг)

450

К своему стыду (а может, к счастью — ну, равнодушен я к рыбе-грибам-ягоде и тайге, не садовод и не дачник, и вообще испытываю жуткий дискомфорт вдали от душа и хорошей кухни), я впервые оказался за рулем джипа. А посадочка-то ничего — высоко сижу, далеко гляжу. За водительским сиденьем не тесновато (но и не просторно — необходимый минимум). Отделка не лоск, но на российских машинах ничего лучшего видеть не доводилось: пристойный эконом-класс. Управление отопителем на «крутилках» — шаг вперед от «совковых» рычажков, но еще не современная система климат-контроля. Времени настраивать сиденья нет, но и так посадка не кажется дискомфортной. А еще в машине тепло и уютно — сразу согреваемся — на улице-то мороз градусов под 25. Самый запоминающийся элемент салона — «вкусный» руль с толстым «пухликом» обода с «шевролетовским» крестом посередине. Его можно было бы назвать даже спортивным, но уместно ли такое определение для вседорожника?

Поехали. Сначала по кругу — прочувствовать машину. Сразу понимаешь — Chevy Niva не спортсмен: ускорение довольно посредственное, зато вперед машина идет уверенно. Обстоятельный мужчина! Очень рабочая вторая передача — без напряжения (заслуга непосредственного впрыска) машина разгоняется уже с 10 км/час. А вот настоящий подхват идет только с оборотов за 2500/мин. Хорошая управляемость (постоянный полный привод), несмотря на посредственные сцепные свойства родных покрышек «Баргузин» — при резком торможении автомобиль катится как на салазках. И отменный для вседорожника комфорт — это не УАЗ и даже не старая «Нива» — ни намека на «козление».

Chevrolet Niva
Иркутяне во время тест-драйва (слева направо): автор материала, оператор ИГТРК Алексей Савин, ведущий программы «Мотор» Константин Куликов, директор «Сибавтоцентра» Алексей Панцевич

Теперь переходим к внедорожной части нашего мини-теста, для чего переводим аккуратную совмещенную раздатку последовательно на пониженную передачу, а затем блокируем дифференциал. Это кажется невероятным, но машина идет по снежной целине (в Новосибирске выпал обильный снег — по самые пороги машины), как будто по дороге — никакого напряжения! Впереди участок с четырьмя положенными последовательно бревнами. Инструктор предупреждает — тормозить не надо. А ведь сказывается выработанный годами рефлекс. Хочется пройти бревна «шепотом», а препятствие берется с ходу — никаких пробоев подвески, только раскачка как на последовательных пологих волнах. Вперед — на искусственный косогор! Ожидаем скрежета днища, но машина просто лениво переваливается через препятствие.

Пересаживаюсь на заднее сиденье. Здесь мне уже нравится меньше. Ногам тесно, да и по ширине места не так уж много. Багажничек для джипа тоже не выдающийся (но зато заднее сиденье складывается по частям). Осваиваюсь и начинаю осматривать и прислушиваться к машине внимательней. Бах — а где же знаменитый «нивовский» вой раздатки? Нет, голос она подает, но децибелы не критические. Как выяснилось, звуковой настройке машины было уделено много внимания: установлены совмещенные карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей, изменена схема крепления силового агрегата, совмещена коробка передач и раздатка, что позволило существенно снизить шум и уровень вибраций.

Уже после испытаний нам показалась удачной концепция самой машины, сформулированная маркетологами GM: это «Нива» по своим ходовым качествам и доступности для потребителя и «Шевроле» по качеству сборки и технологии продаж.

Chevrolet Niva
На время «покатушек» была развернута полевая кухня

Обычный вопрос, который задают после подобных презентаций: а купил бы ты подобный автомобиль? Честно отвечу: нет, не купил бы. Просто — «не мой размер». Я ценю в машине, прежде всего, комфорт, динамику, стилистическую выразительность и надежность. Если комфорт передвижения для вседорожника здесь можно признать достойным, то следующие два качества привнесены в жертву доступной цене и вседорожным характеристикам. Тем, кому важны последние обстоятельства, я бы посоветовал присмотреться к автомобилю повнимательнее — все же на фоне японского second-hand это новый автомобиль, обеспечивающийся гарантией и фирменным обслуживанием и по весьма интересной цене. Я бы взял на себя смелость сказать, что это единственный российский автомобиль, который можно назвать современным. Но для успеха на рынке машина должна быть еще и надежной. Будет ли? Очень хочется верить — что-то в России меняется к лучшему.

Ефим НЕЗВАННЫЙ

CHEVY NIVA: КТО КОНКУРЕНТЫ?

Chevrolet Niva

Если сказать, что у Chevy Niva нет конкурентов, это будет не совсем верно. Необходимо уточнение — среди новых автомобилей 2004 модельного года. Тем не менее машина будет испытывать на иркутском рынке жесткий прессинг как справа — со стороны отечественных внедорожников «старой школы», так и со стороны японских джипов second-hand.
Во-первых, не надо сбрасывать со счетов старую «Ниву», которая сегодня в иркутских автосалонах оценивается в 200-220 тысяч рублей. Правда, машины в розничной продаже встретить сложно, да и, возможно, в ближайшее время их производство вообще прекратится (сведения об этом противоречивые). И именно под давлением GM — таковы были «правила игры» при заключении договора о создании СП.
Длиннобазная «Нива», которую собирают ограниченными тиражами на Опытном производстве ВАЗа, по цене уже вплотную подбирается к GM-скому продукту, причем в последнее время ее можно было найти в Иркутске в разных комплектациях по ценам 255-265 тысяч рублей. Правда, и базовая, и «длинная» модели по сегодняшним меркам могут устроить лишь людей невзыскательных, либо у которых нет возможности заплатить за современную машину чуть больше. Все же «Нива» — это продукт 25-летней давности с соответствующим уровнем комфорта и «фирменной» «вазовской» надежностью.
Специфичен и другой близкий по цене к Chevy Niva джип — УАЗ-3160 и его производные. Цена — 315-340 тысяч рублей. Но покупать такой автомобиль лучше все же жителям глубинки — это уже не ВСЕдорожник, а ВНЕдорожник, эксплуатация которого на асфальте или грунтовке не имеет особого смысла. Его стихия — направления, и больше он подойдет «профессионалам жанра» — охотникам, геологам или, скажем, сельской милиции.
Несомненно, в наших условиях соперниками номер один для Chevy Niva будут подержанные японские джипы. Мы специально отправились на авторынок в Рабочем, чтобы посмотреть, что может выбрать потенциальный покупатель, имеющий в кармане сумму 280-350 тысяч рублей. Вопреки ожиданиям, найти за эти деньги вседорожник в хорошем состоянии не так просто. Японских моделей без пробега по таким ценам сейчас единицы: сказывается недавнее повышение пошлин, после чего машины старше 7 лет (а именно они могли выступать основными игроками в этом секторе) на рынке — большая редкость. Реально без пробега машину можно взять, обладая суммой от $11000, но опять же не моложе 1997 года.
Главные игроки на этом поле — всем хорошо знакомые Toyota RAV 4 и Honda CR-V, а также активно продвигаемый в последнее время универсал повышенной вместимости Nissan R’nessa. А при чем здесь УПВ? Да просто R’nessa вполне можно отнести к классу «паркетников», ведь у нее большой дорожный просвет, да еще и полный привод. Большой выбор моделей порождает конкуренцию среди продавцов, а потому цены на R’nessa скачут, да и возможности торга неплохи — до $500 (некоторые машины продаются по нескольку месяцев). Самый подходящий по нашим деньгам вариант — серебряного цвета модель 1997 года за $10800 (с торгом в $400). И что мы получаем за эти деньги? В плане техники все стандартно — четырехцилиндровый мотор объемом 2,4 литра, АКП, постоянный полный привод, ABS, две подушки безопасности, велюровый салон, кондиционер, CD-проигрыватель, здоровенный люк и впечатляющие возможности трансформации салона, вплоть до поворачивания передних кресел «лицом» к пассажирам второго ряда, что весьма неплохо для выездов на пикники. При этом автомобиль будет превышать все уже названные по объему салона.
Honda CR-V сейчас на пике популярности, что не лучшим образом сказывается на ценах — они довольно высоки. За заявленные нами деньги автомобиль оказался с небольшим местным пробегом — 1996 год, $10000. Рубиновый кузов не выдавал никаких признаков эксплуатации в Сибири, напротив, все выглядело до подозрительности чисто и аккуратно. Это вполне обычный CR-V — 2,0-литровый двигатель, «автомат», полный электропакет, хорошая музыка Alpine с трехполосной акустикой и сабвуфером (без нее хозяин был готов «подвинуться» до $9600).
Toyota RAV 4 сейчас продается в основном (а за цену до $10000 исключительно) с местным пробегом. Правда, нам «беспробеговый» вариант встретился ненамного дороже — 1996 года выпуска, пятидверный кузов, цена всего $10500. Остальное давно знакомо — двигатель 3S, АКП, подушка безопасности для водителя, полный электропакет, кондиционер, магнитола. На машины с местной эксплуатацией цена могла опускаться до $7500 за «короткий» автомобиль. За «длинную» машину 1995 года с пробегом в два года по Иркутску просили $8500.
Suzuki Escudo больше вышеперечисленных собратьев похож на джип — у него рамная конструкция. Правда, встреченная модель отличалась экономичным 1,6-литровым двигателем, зато была без пробега, 1997 года, цена $11000.
За эти деньги можно купить даже Mitsubishi Pajero второй генерации — 1993 год, цена $8000 при местном пробеге в пять лет, 2,8-литровом двигателе с интеркулером, знаменитой трансмиссией Super Select, но с небольшими кузовными проблемами. Зато Mazda MPV выглядела идеально — 1996 год и «приемлемая» для нас цена $9500.
А может, желаете пикап? Четырехместный и неплохо оснащенный Nissan Datsun 1992 года выпуска, багажник которого вполне подойдет для перевозки чего-то основательного. Машина действительно работящая — дизель и МКП, цена $9500. А чего мы не нашли на рынке, так это популярного не так давно Kia Sportage, который называют ближайшим конкурентом «Нивы» по сумме потребительских качеств. Последнее такое предложение фиксировалось в начале октября — автомобиль 1997 года с МКП был продан за 270 тыс. рублей.
И тем не менее из всего вышесказанного ясно — Chevy Niva легкой жизни на нашем рынке никто не обещает.

Олег СЫЧЕВ

"Автомаркет+Спорт" №43 05.12.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика