Off-road
КАК ПРИБЛИЖАЮТ ГОРЫ
До последнего времени члены
иркутского off-road клуба «Протектор»
пребывали в полной уверенности, что
они лучшие эксперты в области «грязекопания»
в области, а их автомобили самые
проходимые и хорошо подготовленные для
бездорожья. Но вот однажды на нас, через
своего ангарского знакомого, вышли
жители деревни Тальяны, что под
Ангарском, с предложением устроить
совместный рейд в предгорье Саян. Как
оказалось, уже более 10 лет эти мужики
занимаются подготовкой вездеходов,
причем донорами органов выступают
всевозможные автомобили (от «Запорожца»
до КРАЗа). Мы не упустили возможность
познакомиться с новыми людьми и новой
техникой. Да и в тех краях наш клуб еще не
устраивал трофи-рейдов. И началась
усиленная подготовка к пробегу...
Нашлись спонсоры в лице «Группы
компаний ЕВРААС», которые
обеспечили нас топливом и спутниковой
связью. Так как поездка обещала быть
достаточно серьезной, то в состав
команды были включены только пять
хорошо подготовленных клубных
внедорожников из Иркутска и Ангарска. Из
Тальян с нами должны были поехать два
самодельных вездехода.
Старт экспедиции был назначен
на 8.00 15 ноября в деревне Тальяны. Чтобы в
такую рань прибыть на место, иркутской
команде пришлось выезжать в 5.00, а
ангарчанам в 6.00. Уже на выезде из
Иркутска случилась первая неприятность —
Toyota Land Cruiser 60 отказалась заводиться
самостоятельно. Времени разбираться с
неполадкой не было, поэтому ее завели с «толкача»
и поехали дальше. Эта маленькая
неисправность не могла испортить
приподнятого настроения в связи с
предстоящим путешествием.
Когда прибывшие на место
джиперы увидели деревенские вездеходы,
удивлению и изумлению не было предела.
Это были два «монстра»
на колесах от КРАЗа-«лаптежника».
Первая машина несла гордое название «Вепрь».
Рама и двигатель у нее были от ГАЗ-53,
мосты от ЗИЛ-157, а кузов полностью
самодельный. Второй аппарат назывался «Аркаша»
и был сконструирован в далеком 1990
году. Двигатель к нему приспособили от «Москвича-407»,
мосты от ЗИЛ-157, а рама была на
шарнире, благодаря которому кабина и
кузов могли перемещаться относительно
друг друга, как в вертикальной, так и в
горизонтальной плоскостях. Пока
решались организационные вопросы, «Аркашу»
как самую тихоходную машину
отправили вперед на прокладку дороги.
|
«Вепрь» и «Аркаша» — настоящие уникумы |
По карте еще раз уточнили
конечную цель нашего маршрута —
заброшенную геологическую базу в
верховьях реки Шара-Жилга примерно в 70
километрах от Тальян. Определив порядок
движения машин в колонне, примерно в 8.10
выехали из деревни. Первые километры
дороги особой сложности не представляли
— просто давно
неезженная лесная дорога, тем более, что «Аркаша»
ее неплохо укатал своими
гигантскими колесами. За окнами
проплывали красивые зимние пейзажи —
сосны и кедры, укрытые снегом, речки,
на которых только начал вставать лед,
звериные следы, пересекающие дорогу.
Неожиданно наша колонна остановилась. У «Вепря»
оказалось что-то не в порядке с
передним мостом. Александр, водитель «Вепря»,
залез под машину (клиренс у этого
монстра такой, что под ним можно ползать
на четвереньках) и вынес вердикт, что
рассыпался подшипник в переднем
редукторе, и на устранение этой
неполадки ему потребуется минут 40.
Оставив с раненым «зверем»
две машины, остальные отправились
дальше в надежде догнать «Аркашу».
Минут через 30 мы подъехали к
большой наледи на дороге, которая
образовалась от ручья, протекающего
рядом. Из-за морозов русло ручья
замерзло, и вода нашла себе новый путь
прямо по дороге. «Аркаша»
на своих колесах низкого давления (0.6
атмосфер) легко проехал по льду, не
проломив его, и остановился на сухом
участке дороги, поджидая колонну.
Ехавший первым в колонне Land Cruiser 40
провалился колесами под лед на первых же
метрах наледи. Пришлось вытаскивать его
назад другой машиной. Пока происходила
эта спасательная операция, подъехал «Вепрь»
и остальные машины. Решили пустить «монстра»
первым по еще не окончательно
проломанному льду. Проехав почти всю
наледь и лишь местами проломив лед, «Вепрь»
застрял на самом выезде. В попытках
выехать самостоятельно, окончательно
вышел из строя передний мост (порвался
сальник, масло вытекло, и мост долгое
время работал насухую). Старичок «Аркаша»
помог «младшенькому»
выбраться на твердый грунт.
Результатом проезда «Вепря»
стала плотина из шуги (вода с ледяной
крошкой), образовавшаяся в самом начале
наледи. Это произошло из-за того, что
освободившаяся из-под проломанного льда
вода хлынула потоком вниз, но была
остановлена целым льдом ниже по течению.
В результате за каких-то пять минут вода
на месте проломанной наледи поднялась
сантиметров на 20. Шуга превращалась в
лед прямо на глазах. Самостоятельно
проехать через такое препятствие
клубным машинам не представлялось
возможности. Помощь пришла в образе «Аркаши»,
который поехал в обратную сторону по
наледи, чтобы проломить плотину и
расчистить дорогу для остальных
автомобилей. Местами уровень шуги
доходил ему до бампера. «Аркаше»
пришлось три раза проехать туда и
обратно, чтобы хоть немного расчистить
проезд и уменьшить уровень воды в колеях.
Первой клубной машиной,
поехавшей через это препятствие, была
Toyota Land Cruiser 60 на больших колесах с
грязевым рисунком протектора и с
механической лебедкой. Пройдя успешно
почти всю дистанцию, на злополучном
выезде с наледи она заглохла. Отметим,
что причина незапуска двигателя так и не
была найдена, и все это время водитель
просто не глушил машину. Теперь же
заглохшая в столь неподходящем месте
машина не внушала перспектив по ее
реанимированию в условиях бездорожья.
На выручку поехал Nissan Safari, но при попытке
объехать Toyota и выбраться на твердую
поверхность, застрял сам. В попытках
выдернуть машину из ледового плена, был
порван лебедочный трос. В это время
водителю Land Cruiser 60 пришла в голову мысль
попробовать поставить взамен одного
своего аккумулятора другой, благо у
одного из участников была с собой
практически новая запасная батарея. И
чудо произошло — машина
завелась с пол-оборота. Пока менялся
аккумулятор, порванный трос на Nissan
наладили, и скоро обе машины выбрались
из ловушки. Остальные прошли этот
участок дороги самостоятельно.
Примерно через 500 метров нас
поджидала еще одна наледь от того же
ручья. Опыт, полученный при прохождении
первой наледи, позволил нам без особых
проблем преодолеть это препятствие.
Дальше наш путь продолжался по вполне
пригодной для движения лесной дороге.
Иногда попадались деляны, на которых
недавно рубили лес. Вскоре подъехали к
развилке. Левая
дорога шла через небольшое болото, а
правая круто поднималась в гору. Как
сказали наши проводники, через пару
километров эти дороги вновь соединяются.
Решили ехать по левой дороге через
болото, поскольку заднеприводному «Вепрю»
подняться в крутую гору практически
было нереально. Но, проехав по левой
дороге буквально 50 метров и хорошо
размесив не застывшую под снегом грязь,
они были вынуждены повернуть обратно.
Начался штурм горы. Слой снега был
примерно в 40 см, а в самом начале подъема
поперек дороги лежало бревно. Первым
стал подниматься УАЗ. Попытка
потихоньку переехать бревно не
увенчалась успехом, пришлось
откатываться назад и брать препятствие
ходом. При этом передние колеса
оторвались от земли сантиметров на 30.
Натужно ревя двигателем и временами
пробуксовывая, российский внедорожник
проложил колею для остальных машин до
самой вершины.
Ехавшую второй Toyota Land Cruiser 40
при прыжке с бревна развернуло почти
поперек склона, а передние колеса
автомобиля остановились в 10 сантиметрах
от края обрыва. Осторожно сдав назад и
развернувшись, машина продолжила свой
путь наверх.
|
Форсирование ручейков стало самой большой проблемой |
Последним поднимался «Вепрь».
Самостоятельно проехав всего
несколько метров, он беспомощно начал
вращать задними колесами на месте. «Аркаша»
решил взять его на буксир и затащить
на вершину. Но склон был достаточно
скользким, и из этой затеи ничего не
получилось. Тогда «Вепря»
принялись толкать руками все
участники экспедиции. Удалось подняться
метров на 20 вверх по склону, на большее
сил у людей и «Аркаши»
не хватило.
Затем решили попробовать
изготовить самодельные цепи на колеса
из подручного материала, которого в
избытке было в кузовах тальянских «монстров».
Минут через 40 цепи были изготовлены,
надеты на задние колеса, и вновь
лошадиные силы «Аркаши»
спереди и человеческие сзади
принялись помогать «Вепрю»
взбираться на вершину. Идея с цепями
себя оправдала, и машина доехала почти
до вершины горы, но на последних, самых
крутых метрах, вновь остановилась.
Затащить ее наверх помог Nissan Safari с
помощью механической лебедки.
Проводники сказали, что скоро
начнется очень длинный подъем в горы, и «Вепря»
было решено оставить в начале этого
подъема. Слив воду из радиатора и
переложив часть вещей в другие машины,
колонна продолжила свой путь. Уже начало
темнеть, и ехать пришлось в свете фар.
Зимняя тайга ночью, освещаемая фарами —
очень красивое зрелище. Описывать
его словами занятие бесполезное, лучше
один раз увидеть самому.
Следующим препятствием,
которое задержало движение на полчаса,
стала канава, пересекающая дорогу.
Самостоятельно преодолеть ее удалось
только длиннобазному Land Cruiser 60 и «Аркаше»,
остальные машины вывешивались в ней
по диагонали. Но механическая лебедка на
60-ке помогла всех застрявшим выбраться
на дорогу и продолжить восхождение
вверх по склону. Из-за неожиданной
поломки моста на «Вепре»
и сильно замедлившемся в связи с
этим темпом передвижения стало ясно, что
добраться до намеченной нами цели не
удастся. Поэтому решили ехать до
ближайшего зимовья, которое было в
нескольких километрах на базе «Снежная».
Начало отворота от основной дороги
на базу ознаменовалось очень глубокой
колеей и большим слоем снега. Почти все
машины садились на мосты. Около часа
ушло на преодоление 500-метрового участка
дороги до базы. Но вот, наконец, все
трудности позади и примерно в 22.10 нашим
взорам открывается «Снежная»,
которая находится почти на 1000 м выше,
чем Тальяны и полностью оправдывает
свое название — слой
снега в тех местах достигал 60
сантиметров, а зимой толщина снежного
покрова часто доходит до двух метров.
Дальше был долгожданный ужин, беседы у
костра и крепкий сон в тепле.
Обратная дорога на следующий
день особых сюрпризов не преподнесла и
была пройдена всего за 4,5 часа. Места, в
которых удалось побывать, нам очень
понравились и показались
перспективными для проведения
многодневных трофи-рейдов летом
будущего года. Уже запланирована
пятидневная экспедиция на Китойский
Жидой.
Вся информация по дальнейшим
мероприятиям клуба «Протектор»
будет размещена в Интернете на сайте
www.irkutsk-4x4.ru
Дмитрий КОНОНОВ.
Иркутский off-road клуб «Протектор»
"Автомаркет+Спорт" №44 11.12.03
|