Событие Nissan
РОЖДЕННЫЕ ПОД
СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ
Японская автомобильная
промышленность моложе, чем европейская
и американская. И при этом на равных с
ними успешно конкурирует. Одна из
японских марок, которая за десятилетия
прошла путь от зарождения до одного из
лидеров мирового автомобилестроения —
Nissan. 25 декабря ей исполняется 70 лет.
|
Datsun, 1935 г. |
|
Patrol, 1952 г. |
|
Datsun bluebird |
|
Datsun pickup, 1960 г. |
Автопромышленность Японии,
которая оторвана от всего остального
мира, развивалась по своему, особому
пути. Энтузиасты отправлялись на учебу
за границу, а уж затем воплощали
полученные знания у себя на родине. Одна
из версий возникновения Nissan говорит, что
ее предшественником является
автомобиль DAT, который был создан еще в
1911 году. Название DAT было образовано из
первых букв фамилий предпринимателей,
которые профинансировали эту
рискованную затею своего
соотечественника. Формально считается,
что это был вообще первый японский
автомобиль, который собирался вручную.
Из особенностей первой японской машины
можно выделить разве что
цельнометаллический кузов, который был
редок даже у законодателей тогдашней
автомобильной моды, а в качестве
двигателя применялся
четырехцилиндровый 12-сильный моторчик.
|
Top1 |
|
Datsun Sport, 1952 г. |
Тогда спрос на легковые
автомобили в Японии только зарождался —
основным видом транспорта были
трициклы, которые из-за своей дешевизны
пользовались спросом вплоть до середины
XX века. Поэтому, видимо, и решили
объединить свои усилия предприятия по
сборке автомобилей DAT и трициклов,
которые слились воедино в 1925 году. Тогда
же была придумана сегодняшняя эмблема
Nissan — фирменное
название на фоне красного круга,
символизирующего солнце. Но официальная
история фирмы начинается с 1933 года,
когда это совместное предприятие
выпустило свой первый легковой
автомобиль. К сожалению, это была всего
лишь копия английской машины —
Austin Seven, получившая название Datsun. Sun
по-японски означает проворный. Почему же
была выбрана именно эта модель для
подражания? Может, такой выбор был
оправдан тем, что Austin Seven был полноценной
малолитражкой — четыре
места, тормоза на всех колесах, 12-сильный
двигатель. В первый же год производства
этой машины значительная доля
выпускаемых моделей была отправлена на
экспорт в страны Азии, а также в Южную
Америку.
Но долго довольствоваться
достигнутым успехом первого Datsun
производитель не смог, в 30-х годах все
машиностроение переходит под
управление военных, которым, как и
следовало ожидать, городская
малолитражка оказалась не нужна. Все
производство было сосредоточено на
сборке грузовиков и другой тяжелой
техники, которая делалась для нужд армии
всеми автопроизводителями Японии. Но
это не спасло страну от поражения и
дальнейшей оккупации.
|
Datsun Sunny, 1966 г. |
|
Prince Skyline, 1967 г. |
Уцелевшие отделения Nissan с
подачки американцев, которые разрешили
производство транспортных средств,
начали выпуск грузовиков и автобусов. Но
становление автомобилестроения
началось с выпуска в 1951 году
внедорожника Datsun Patrol, который во многом
повторял легендарный Willys MB. Помимо иного
оформления передка джип получил
6-цилиндровый двигатель
вместо 4-цилиндрового. Nissan начал первым
производство джипов в послевоенной
Японии, что, конечно, не могло не
привлечь внимание государственных
структур, которые и сделали госзаказ,
что позволило Nissan вырваться вперед
среди всех автопроизводителей Японии.
Но встать на ноги оказалось не так легко,
и потребовалась помощь извне. Поэтому-то
в 1952 году Nissan возобновляет
сотрудничество со старым партнером,
начав сборку Austin A40 под именем Datsun.
Спустя некоторое время все
комплектующие уже изготавливались на
месте в Японии. Такие мощности позволяли
производить автомобили не только для
себя — Bluebird с
копиями английских моторов, но и начать
экспорт в США.
Создается впечатление, что
вся история марки Nissan — это
изготовление лицензионных машин. Но так
было не долго, руководство фирмы
прекрасно понимало, что нужно
собственными силами развивать свой
модельный ряд. Поэтому уже в 1960 году
японцы продемонстрировали свои силы в
бизнес-классе, представив первое
поколение модели Cedric. Но эта модель
пришла еще слишком рано, в Японии, как и в
Азии, куда она экспортировалась, еще не
было столь состоятельных покупателей,
готовых приобрести эту машину, а у кого
деньги водились, те были не сильно
удовлетворены возможностями 45-сильного
мотора. Дальнейшая попытка создать что-то
подобное оказалась более успешной. Так в
высшем классе появилась модель Gloria,
которая базировалась на шасси Austin F95 со
118-сильным 2,8-литровым мотором. Такие
цифры были достигнуты благодаря
сотрудничеству с одной из известных по
тем временам японских фирм —
Prince Motor, которая производила
авиационные двигатели и делала
роскошные автомобили. Такое
сотрудничество пошло только на пользу и
буквально через три года Nissan покупает
Prince Motor. Оба седана — Cedric и
Gloria были сделаны с оглядкой на
американский дизайн — большие,
чопорные, с килями и обратной стойкой
лобового стекла. Такое подражание было
воспринято покупателями на «ура».
|
Cedric, 1960 г. |
|
|
Nissan Skyline |
Но развиваться в одном
направлении Nissan не собирался,
одновременно с этими пожирателями
пространства дебютировал новый джип —
Patrol 60. В те далекие времена это был
настоящий прорыв — несколько
модификаций кузовов, бензиновые и
дизельные двигатели, 3-ступенчатая
синхронизированная на высших передачах
КПП с демультипликатором. Конструкция и
дизайн оказались настолько удачными,
что Patrol выпускался до 1979 года и обрел
популярность не только у себя на родине,
но и в тех странах, куда экспортировался.
Имелось одно «но»
— это был не массовый автомобиль,
который так хотел создать Nissan. Цена по-прежнему
«кусалась»
для многих японцев. Требовалось
создать такой автомобиль, который бы
стал доступен всем тем, кто хотел
четырехколесного друга. И цель была
достигнута — но в
этом был успех не только Nissan, но и самой
страны, чье экономическое положение
улучшалось с каждым годом.
Автомобилизация Японии росла,
как на дрожжах, вот тут-то и наступил
черед Nissan, который представил поистине
народный автомобиль — модель
Sunny. Дебют ждали сотни тысяч
автомобилистов, имя Sunny, то есть «солнечный»,
определялось по результатам
конкурса. Малолитражка стала самой
популярной как в Японии, так и на внешнем
рынке, благодаря ей экспорт Nissan в конце
60-х перевалил за миллион автомобилей в
год. Причиной успеха Sunny была не только
доступная цена, но и экономичный
литровый двигатель, на который уже тогда
предоставлялась двухлетняя гарантия.
На достигнутом Nissan не
остановился, а продолжил представлять
новые модели. Только теперь требовался
эффектный экземпляр, который бы
перевернул представление о японском
автомобиле как о скромном и внешне не
примечательном. Воплощением всех этих
задумок и стала модель Fairlady 2000, которую
представили в 1967 году на Токийском
автосалоне. А через два года
дебютировало уже купе Fairlady 240 Z, которое
только упрочило позиции Nissan в классе GT.
Многие авторитетные издания США и
Великобритании в один голос заявляли,
что Nissan вступил в новый период развития,
характерной чертой которого является
расширение гаммы выпускаемых моделей —
от экономичного седанчика до
амбициозных купе. Успех Nissan можно
подкрепить и цифрами — за
десять лет продаж Fairlady в США было
раскуплено 500 000 тысяч экземпляров.
Причиной успеха этой модели называется
не только отличный дизайн, но и
динамические характеристики 150-сильного
мотора (рядная «шестерка»
с объемом 2,4 литра) и отличная
управляемость на фоне конкурентов.
Дальше дела пошли как по «маслу»—
все выпускаемые модели приходились
ко времени. Если Sunny появился на волне
общей автомобилизации, то субкомпактный
Cherry пришелся на время бензинового
голодания. Конечно, сейчас эти времена
мы вспоминаем по историческим хроникам,
а тогда, в 1970 году был острейший нефтяной
кризис, вследствие чего многие
американские автомобили с
многолитровыми двигателями вымерли, как
динозавры, но именно тогда и выжил Nissan
Cherry. Его 4-цилиндровые моторы объемом 1,0 и
1,2 литра пожирали не так много бензина, а
небольшой мощности в 50 лошадок вполне
хватало для маленькой машинки, поэтому
пока крупные автопроизводители
уменьшали количество цилиндров и объем
двигателя, Nissan считал денежки от больших
продаж Cherry.
|
|
|
|
Модификации Nissan Fairlady от 1968 (вверху) до 1981 гг. |
Как только нефтяной кризис
сошел на нет, Nissan вновь начал удивлять
мир своими обновленными моделями. Так в
первой половине 80-х годов на рынке
появился новый Patrol GR, который располагал
всеми дисковыми тормозами, пружинной
подвеской и трехлитровым турбодизелем.
Обновился также и седан Bluebird, но это были
уже проверенные ниши с реальными
покупателями. И Nissan вновь взялся за
поиски той ниши, где его еще не было и где
еще можно было бы привлечь на свою
сторону новых покупателей. Так и
появился первый УПВ Nissan —
Prairie с многочисленной
трансформацией салона и прочими
удобствами.
Но долго праздник на улице Nissan
не продлился, и причин тому много, стоит
вспомнить хотя бы, что к концу 80-х —
началу 90-х годов свою активность
начали проявлять и другие японские
марки — Honda и Mitsubishi,
поэтому предложение на рынке
автомобилей достигло просто эпохальных
размеров, выросли и запросы покупателей.
Но Nissan оказался проворней всех своих
японских конкурентов и принял решение,
которое позже стали перенимать все
остальные, а именно разместил свое
производство непосредственно в Европе.
Теперь разработкой моделей занимались
не только в Японии, к тому же в скором
времени Nissan построил завод и в Англии,
все производство на котором
соответствовало японским стандартам, а
значит, и машины получались не хуже, чем
в самой Японии, и соответственно
пользовались спросом. Из них нам знакомы
модели Micra, Maxima QX, Serena, Terrano II и прочие.
|
Patrol, 1962 г. |
В середине 90-х годов Nissan
принял участие в гонке 24 часа Ле Мана.
Модель для этого разрабатывалась
совместно с английской инжиниринговой
фирмой TWR — Nissan R390 GT1. Это
была, наверное, самая мощная модель,
которую до этого делал Nissan —
ее показатели зашкаливали за 500 л.с.,
а максимальная скорость превышала 350 км/ч,
установленный двигатель был уникален —
V8 с двойным турбонаддувом и объемом
в 3,5 литра.
Но беда пришла, откуда не
ждали. Желание японцев быть первыми во
всем, в том числе и в производственной
программе, чуть было не привело к краху
Nissan Motor Cor. Платформы для автомобилей
буквально плодились каждый год, а их
число дошло до двух десятков, а это все
надо было довести до производства!
Поэтому Nissan пошел на альянс с Renault,
автогиганты обменялись пакетами акций.
Сейчас дела Nissan заметно лучше,
стоит вспомнить хотя бы премьеры
последнего времени — кроссовер
Murano, новую Maxima (Teana), пикапы Titan, минивэн
Presage (Quest), малышку Micra и еще много чего
другого.
А к своему юбилею Nissan
приготовила модификацию 70-th Anniversary, в
самой Японии в этой версии выйдут в
ограниченных экземплярах все имеющиеся
модели, но эта тема заслуживает уже
отдельного разговора.
Олег СЫЧЕВ
"Автомаркет+Спорт" №45 19.12.03
|