Автострахование
Бомба замедленного действия
О коэффициенте "бонус-малус"
Медленно, но неотвратимо приближается тот счастливый день,
когда законопослушным автовладельцам предстоит продлить на новый срок
обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). И всем им, без
исключения, придется столкнуться с новшеством. Речь идет о применении
поправочного коэффициента к базовому тарифу при расчете стоимости полиса.
При первоначальном заключении договора ОСАГО
коэффициент «бонус-малус» Кбм не учитывался. Он должен отражать
результаты страхования за предыдущий период, поэтому при заключении
договора в первый раз его значение автоматически принималось равным 1.
Таким образом, этот коэффициент пока оставался как бы за скобками. При
пролонгации договора (т.е. продлении его на новый срок) он «вступит в
игру». И вступит в полную силу!
Вообще, применение коэффициента «бонус-малус» дает
повод задуматься, и очень серьезно. Чтобы понять суть, начнем с
терминологии. Для большинства из нас что «бонус», что «малус» — все одно
не понятно! Впрочем, термин «бонус» как-то больше на слуху. Бонус — это
премия, поощрение, вознаграждение. Малус же имеет противоположное
значение. Будем трактовать его как наказание. Применительно к ОСАГО
система «бонус-малус» означает поощрение и наказание (почти по
Достоевскому!) по итогам страхования за предыдущий период. Если
страховых выплат не было, вам причитается бонус. Выплаты были — малус
вам в руки!
В теории все ясно, логично и красиво. Давайте
посмотрим, как это выглядит на практике. Значения коэффициента
«бонус-малус» (Кбм) в зависимости от количества страховых выплат
приведены в таблице 1.
Таблица 1 |
Класс на начало срока
страхования |
Кбм |
Класс по окончании
срока страхования с учетом наличия страховых случаев по вине
страхователя |
|
|
0 выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 выплаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
М |
2,45 |
0 |
М |
М |
М |
М |
0 |
2,30 |
1 |
М |
М |
М |
М |
1 |
1,55 |
2 |
М |
М |
М |
М |
2 |
1,40 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
3 |
1,00 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
4 |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
5 |
0,90 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
6 |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
7 |
0,80 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
8 |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
9 |
0,70 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
10 |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
11 |
0,60 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
12 |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
0,50 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
На первый взгляд, суть таблицы так же проста и
доступна, как основы квантовой механики, сдобренные элементами теории
относительности. К счастью, не все так безнадежно! Маршрут вашего
передвижения по таблице совсем не сложен. Это увлекательное путешествие
начинается с того, что при заключении договора ОСАГО вам присваивается
определенный класс (1-й столбец таблицы). Каждому классу соответствует
свой поправочный коэффициент Кбм (2-й столбец). При первоначальном
заключении договора всем автовладельцам присвоен класс 3 и,
соответственно, Кбм = 1,00. Если за время действия договора ОСАГО
страховых выплат не было, при его пролонгации вам присваивается класс 4
(см. 3-й столбец таблицы, соответствующий «0 выплат»). Рассчитывая
стоимость полиса на новый срок, страховщик применит понижающий
коэффициент Кбм=0,95. Таким образом, благодаря безаварийной езде вы
сэкономили 5% от стоимости страховки! Если второй срок страхования вы
отъездили так же аккуратно, наградой вам станет перевод в класс 5 и
снижение стоимости полиса еще на 5% (Кбм=0,90). Затем следует переход в
класс 6 (Кбм=0,85) и т.д. В результате за каких-то 10 лет безаварийной
езды вы достигаете класса 13 (Кбм=0,50). Столь головокружительная
карьера позволит вам сэкономить половину стоимости полиса!
Приятно, не правда ли? Но это лишь одна сторона
медали. Есть и другая. Что будет, если по вашей вине произошло ДТП, и
страховщик произвел выплату потерпевшему? Ничего хорошего. Вы
автоматически переходите в класс 1 (см. 4-й столбец таблицы «1 выплата»)
и «наградой» вам станет повышающий коэффициент Кбм = 1,55. Если на
следующий год вы исправились и не утомляли страховщика выплатами, то
переходите в класс 2 (Кбм = 1,40). Еще через год примерного поведения вы
возвращаетесь в класс 3 (Кбм = 1,00) и далее по прежнему сценарию (см.
выше).
Если же в первый год страхования выплат было 2 и
более, вы «перескакиваете» сразу в класс М (столбцы 5-7 таблицы) и вас
ожидает Кбм=2,45.
Подведем итоги. При отсутствии страховых выплат вы
экономите 5%. При наличии одной-единственной выплаты стоимость полиса на
следующий год увеличится для вас более чем в полтора раза. Две же
выплаты обернутся подорожанием полиса почти в два с половиной раза.
Приехали... «Здравствуй, ужас!».
Не секрет, что даже сегодняшние тарифы вызывают
протест у «широких слоев трудящихся». А теперь давайте мысленно увеличим
их еще в 1,55-2,45 раза. Представляете, что вас ожидает, если за
прошедший год вы имели 1-2 страховых случая? Иначе как «бомбой
замедленного действия» эту ситуацию и не назовешь! И не получится ли
так, что громкие протесты, раздающиеся сегодня, завтра мы будем с
ностальгией вспоминать как невинный детский лепет?
Клиенты часто интересуются моим отношением к этому
вопросу. Скажу сразу — отношение неоднозначное. С одной стороны, система
«бонус-малус», на мой взгляд, безусловно полезна. Она экономическими
методами стимулирует водителей к безаварийной езде. С другой стороны,
принятые значения коэффициентов Кбм я расцениваю как драконовские.
Во-первых, бросается в глаза резкое различие между поощрением и
наказанием. Поощрение сводится к 5% за год, наказание же — минимум к 55%
(по итогам первого года страхования). Почувствуйте разницу! Во-вторых,
выплата выплате рознь. Или вы нанесли ущерб в 150000 рублей, или в 1,5
рубля — в любом случае вам светит Кбм = 1,55. Очень мило, не так ли?
Воистину, перед законом все равны...
В сложившейся ситуации следует, на мой взгляд,
ответить на два вопроса:
а) Как изменить систему «бонус-малус», чтобы исправить отмеченные
недостатки?
б) Что делать автовладельцам сегодня, пока эти изменения не внесены?
Не думаю, что в системе «бонус-малус» необходимы
кардинальные изменения. Я бы предложил лишь дополнить два «драконовских»
коэффициента (1,55 и 2,45) несколькими промежуточными значениями и
увязать их не только с количеством выплат, но и с суммарной величиной
этих выплат (в денежном выражении) за весь период страхования.
Автовладельцам посоветовать можно, пожалуй, лишь
следующее — не увлекаться обращениями к страховщику. За мелкий,
«копеечный» ущерб расплачиваться с потерпевшим по возможности
самостоятельно. Бесспорно, совет плохой. Очень плохой! Заплатить
страховщику кучу денег, а потом еще и с потерпевшим рассчитываться из
своего кармана? За что боролись?!. Обидно, согласен! Именно об этом и
идет здесь речь. Но ведь мы с вами исходим из существующих реалий. Дай
Бог, доживем до изменений к лучшему! Пока же, за неимением гербовой,
придется писать на обычной.
В каком случае целесообразно обратиться к страховщику
за выплатой? Когда лучше урегулировать вопрос с потерпевшим
самостоятельно? Найти ответ нам помогут простые расчеты. В качестве
примера выберем три автомобиля, типичных для нашего региона:
- скромная «девятка» (ВАЗ-2109) с мощностью двигателя 70 л.с.;
- популярная Toyota Corolla (110 л.с.);
- мощная Toyota Crown (200 л.с.).
Для расчета стоимости полиса возьмем следующие
исходные условия:
- страхователем является физическое лицо;
- территория преимущественного использования транспортного средства (ТС)
— Иркутск;
- в полисе поименно указаны лица, допущенные к управлению ТС;
- возраст каждого из допущенных лиц более 22 лет;
- стаж вождения каждого из допущенных лиц свыше 2 лет;
- период страхования — 1 год.
При первоначальном заключении договора ОСАГО
стоимость полисов для выбранных нами ТС составляет:
- ВАЗ-2109 — 1 801,80 руб.
- Toyota Corolla — 3 346,20 руб.
- Toyota Crown — 4 375,80 руб.
Как изменится стоимость этих же полисов при
пролонгации договора с учетом произведенных страховых выплат? Ответ
приведен в таблице 2.
Таблица 2 |
Кол-во выплат |
Новый класс |
Кбм |
Новая стоимость полиса,
руб.: |
ВАЗ-2109 |
Toyota Corolla |
Toyota Crown |
0 |
4 |
0,95 |
1 711,71 |
3 178,89 |
4 157,01 |
|
|
|
(- 90,09) |
(- 167,31) |
(- 218,79) |
1 |
1 |
1,55 |
2 792,79 |
5 186,61 |
6 782,49 |
|
|
|
(+ 990,99) |
(+ 1840,41) |
(+ 2 406,69) |
2 ... 4 |
М |
2,45 |
4 414,41 |
8 198,19 |
10 720,71 |
|
|
|
(+ 1 621,62) |
(+ 3 011,58) |
(+ 3 938,22) |
Цифры в скобках показывают, насколько изменится
стоимость полиса в результате применения коэффициента Кбм. Знак «минус»
означает уменьшение стоимости, знак «плюс» — ее увеличение. В последней
строке (для 2 ... 4 выплат) в скобках показано увеличение стоимости
полиса в сравнении с той, которая была бы при одной выплате.
Таблица наглядно демонстрирует, в каких пределах
целесообразно производить расчет с потерпевшим без участия страховщика.
Например, для владельца Toyota Corolla одна страховая выплата увеличит
стоимость будущего полиса только на следующий год на 1 840,41 руб.
Понятно, что обращение к страховщику имеет смысл лишь в том случае,
когда величина ущерба значительно превышает эту цифру. Ведь повышающий,
как и понижающий коэффициент, будет сопровождать владельца весь срок
страхования, скажем, если выплаты за первый год были две, то даже к
единице владелец, при условии безаварийной езды, вернется через 5 лет,
все это время выплачивая повышенный коэффициент — последовательно
2,45-2,30-1,55-1,40. В противном случае, проще и дешевле урегулировать
вопрос с потерпевшим на месте, «полюбовно».
Теперь, по аналогии с рассмотренными примерами, вы
можете самостоятельно выполнить расчеты для вашего автомобиля. И дай
Бог, чтобы эти расчеты вам не понадобились на практике!
Олег ЗМАНОВСКИХ, независимый страховой брокер
"Автомаркет+Спорт" №06 13.02.04
|