Мотошкола
Как выбирать японский мотоцикл.
Часть 2.
Итак, вы выбрали мотоцикл. Как отличить нормальный мотоцикл
от лохматины? Советы одинаковые почти ко всем моделям, независимо от того, где
вы покупаете мотоцикл — на авторынке или в салоне. На авторынке, конечно, нужно
быть на двести процентов внимательнее, и пусть продавец не впаривает вам про
честность японского аукциона и про то, что, если возникнут проблемы, он вам
обязательно достанет запчасти — скорее всего, после покупки мотоцикла вы его
больше не увидите. Кроме этого существует миф, что в Японии на мотике и
ездить-то, собственно говоря, некуда, и обслуживаются японские владельцы
мотоциклов исключительно в специализированных автосервисах, так что проблем в
принципе быть не может. Это ложь. Как и в России, в Японии мотоциклисты — самые
разные люди с самым разным уровнем достатка. Подростки и студенты с
удовольствием выжимают из мотоциклов все, что можно, а зачастую ремонтируют его
тоже «на коленке». Я уже не говорю о тюнинге, который и в Японии может достигать
чудовищных (чуть не сказал извращений) размеров. У мотоцикла может быть нарушена
регулировка карбюраторов. У вас есть глаза, значит, смотрите.
Во-первых, убедитесь, что у мотоцикла все в порядке с
геометрией рамы (оба колеса должны идти «в колею», понаблюдайте за
мотоциклом сзади), а передняя вилка не бита и не погнута. Кроме этого,
внимательно осмотрите раму спортбайка на предмет свежих сварных швов или
характерных складок на поверхностях боковых диагоналей. Осмотрите вилку
— на направляющих не должно быть коррозии и следов отпотевания —
последнее верный признак того, что скоро вам придется менять сальники.
Чтобы убедиться, что вилка не бежит, нужно несколько раз качнуть
направляющие. Если колеса спицованные, то на спицах не должно быть
коррозии — это признак того, что мотоцикл не один год простоял под
открытым небом. Смотрите на литье — не биты ли обода? Низкопрофильная
резина «японцев» не дружит с нашими дорогами — угробить литые обода
можно очень быстро! Сварка на литье недопустима. Кроме этого сразу же
обратите внимание на дисковые тормоза (на современных моделях они
установлены как спереди, так и сзади) — не отпотели ли диски? Эту
неисправность «на коленке» в гараже не исправишь. Ремонт может влететь в
копеечку. Если на мотоцикле гидропривод сцепления, внимательно осмотрите
его узел — отпотевания тоже не должно быть. Оцените поверхность
тормозных дисков — на них не должно быть радиальных бороздок и глубоких
царапин.
Оцените степень изношенности цепи и звездочек. Если
колесо приводится в движение карданом, проверьте редуктор — масло в нем
не должно содержать металлической стружки. В задней подвеске должен
отсутствовать люфт. Если на мотоцикле стоит моноамортизатор,
присмотритесь к нему — это очень надежный узел, если он «потеет»,
значит, мотоцикл совсем замучен. Проверьте (если вам, конечно, дадут)
колеса на люфт — он не должен превышать 2 мм. Рукоятки, подножки, рычаги
управления и оборотная сторона обтекателей расскажут вам о падениях
мотоцикла. Но это дело наживное. Главное — двигатель. Если вы не великий
спец по двигателям, то обязательно возьмите с собой приятеля, который
хорошо разбирается в автомобилях — наверняка он услышит многое из того,
что вы пропустите мимо ушей. Например, хромают цилиндры или работают
нормально, растянута ли цепь ГРМ (если растянута — она издает неприятное
жужжание на всем диапазоне оборотов). Единственный шум, который может
исходить от «вашего» мотоцикла — это «цоканье» разрегулированных
клапанов, которое пропадает по мере прогрева движка. Заметили, что
обороты плавают, а после перегазовки движок словно захлебывается?
Возможно, проблема в системе питания — засорены карбюраторы. А может,
проблема с жиклерами? Это уже серьезней.
Обязательно загляните в бензобак — там не должно быть
отложений и мусора. Обратите внимание на то, как заводится мотоцикл.
Если на холодную стартер сперва несколько раз прокручивает двигатель
вхолостую — может быть неисправен аккумулятор. Попросите продавца
заменить аккумулятор и снова завести мотоцикл. Завелся сразу? Тогда все
в порядке. Если не сразу — причин может быть несколько. Вы хотите
ремонтироваться или ездить? Насторожить должны любые шумы и стуки в
самом картере. Двигатель не должен нести на себе признаки вмешательства
в его работу, самодельные прокладки, потеки масла — все это не для вас.
Хорошо, если хозяин мотоцикла даст вам все же
прокатиться — тогда у вас будет возможность оценить и приемистость
движка, и его управляемость. Обязательно присмотритесь как следует к
шинам — у пожилых иномарок, долго простоявших на улице, шины покрываются
мелкими трещинами — это означает, что сразу после покупки мотоцикла вам
придется менять резину, потому что ездить на такой просто опасно,
особенно если резина бескамерная. Нужно ли говорить, что резина не
должна быть лысой? Обязательно убедитесь, что ключ зажигания подходит к
крышке бака и к бардачкам. Проверить правильность заявленного года
выпуска можно на шильдике возле рулевой колонки, на котором запечатлен
VIN. Первые три цифры — код изготовителя. Четвертая — говорит о том, что
перед вами именно мотоцикл, следующие пять знаков — модель мотоцикла.
Заводской номер изделия расположен в конце восьми последних знаков.
Кстати, они в обязательном порядке должны совпадать с отметками в ПТС.
Этот номер совпадает с номером рамы, который выбит недалеко от рулевой
колонки. Между буквой, в которой зашифрован год выпуска и порядковым
номером проставлены нули, с таким расчетом, чтобы общее количество цифр
было равно восьми.
Итак — первый знак в этой восьмерке и расскажет вам о годе. D-1983,
E-1984, F-1985, G-1986, H-1987, J-1988, K-1989 L-1990, M-1991, N-1992,
P-1993, R-1994, S-1995, T-1996, V-1997, W-1998, X-1999, Y-2000. Если
мотоцикл произведен в 2001-2004 годы, то на месте буквы стоит цифра от 1
до 4-х. На мотоцикле нет шильдика с VIN-ом? Тогда смотрите на тормозной
шланг — клеймо на нем указывает на соответствие стандарту и на год
выпуска. Ничего нет и на нем? Тогда вам придется поверить ПТС. Например,
на моем «Сузуки» нет ни шильдика, ни клейма на тормозном шланге — что
хочешь, то и думай.
Решились покупать? Не торопитесь, особенно, если вы
берете на авторынке или у малознакомых людей. Не покупайте мотоцикл по
доверенности, пусть его вначале снимут с учета, в противном случае вы
можете оказаться владельцем угнанного аппарата. Такое в Иркутске
случается не часто, но все же бывает. Обязательно сверьте все номера с
ПТС — они должны совпадать.
И еще: покупая мотоцикл, оставьте «заначку» — на
расходные материалы. Предпродажная подготовка, увы, в большинстве своем
всего лишь условность, направленная на внешний вид мотоцикла. Те
расходники, которые еще могут «походить» хотя бы сезон, продавцы обычно
оставляют. К тому же глупо отказываться от хорошего мотоцикла по сходной
цене только потому, что у него нужно заменить сальники на вилке или
поменять тормозные колодки (при условии, что вы неплохой механик).
Вы ждете конкретных рекомендаций по покупке
конкретных моделей? Рекомендовать ничего не буду — это дело вкуса. То,
что считаю красивым я, другим мотоциклистам может показаться уродливым.
То, что кому-то кажется верхом совершенства, я раскритикую в пух и прах.
Так что выбор модели исключительно за вами.
О том, что нужно делать сразу после покупки, как
обслуживать мотоцикл и куда обращаться в случае неисправности — вы
узнаете в следующем материале.
Майкл СТЕПЛЕР
"Автомаркет+Спорт" №09 05.03.04
|