Мотошкола
Лучшие друзья мотоциклиста
Экипировка
Итак, вперед? На улицы города! Пр-р-рохватим по люкам и колодцам! Р-р-разгоним
автомобилистов! Стоп. Мотоцикл — это только начало. Чтобы падения или, не дай
Бог, аварии принесли вам минимум ущерба для здоровья, нужна экипировка, без нее
— никак! Я уже не говорю о том, что хорошая экипировка — это не только
безопасность, но еще и стиль. А если дождь? Как-то один знакомый со смехом
рассказывал, как он в дальней поездке встретил двух ортодоксальных байкеров — на
переделанных под чопперы «Уралах» оба красовались в кожаных штанах и косухах.
Дальше поехали вместе — естественно, начался дождь и, конечно, мой знакомый,
опытный турист, оделся в «гидрашку», непромокаемые брюки и куртку. Байкеры
щелкали от холода зубами, но упорно ехали дальше без защиты — отговаривались,
мол, стиль требует, чтобы они были «в форме». Мой приятель смотрел на них с
сожалением, потому что температура воздуха не превышала плюс десяти. Идея ясна?
Итак, перво-наперво шлемы. Их можно разделить на 5 типов — интегралы (полностью
закрытые шлемы, оборудованы защитной подбородочной дугой и плотно закрывающимся
стеклом), кроссовые (защитная дуга, козырек, иногда, на дорогих моделях,
опускающееся стекло), открытые или «чопперные» — оставляют открытыми лицо,
оборудованы козырьком или опускающимся стеклом, которое защищает лицо от ветра.
Открытые шлемы можно разделить на три класса — первые оставляют открытыми только
лицо, вторые закрывают только часть головы (обычно они оборудованы козырьком и
кожаным фартучком, который пристегивается к шлему сзади, прикрывая во время
непогоды уши — такие шлемы очень удобны в жару, недаром их так любят полицейские
в западных фильмах), а третьи вообще можно сравнить только с «чепчиками,
настолько они малы (их очень любят велосипедисты). Еще один тип — это
шлемы-интегралы с поднимающейся вверх подбородочной дугой — шлем из закрытого
может превращаться в открытый. Раньше такие шлемы выпускались только крупными
фирмами и были довольно дорогими, но теперь такой шлем можно приобрести всего за
5000-6000 рублей.
Какой предпочесть? Специалисты давно ломают копья насчет опасности интегралов:
как выяснилось, при падениях это самый опасный шлем — при сильном ударе он
сохраняет лицо, и вся тяжесть удара ложится на шейные позвонки, которые иногда
этого не выдерживают. Открытый шлем поможет вам сохранить жизнь, но, может
статься, выбьет зубы или сломает челюсть. К тому же некоторые модели интегралов
сильно суживают поле зрения, что не способствует уверенному вождению в городе. В
нем неудобно курить, а на постах ГИБДД придется каждый раз снимать шлем, чтобы
доказать гаишнику, что вы — это вы. Зато в нем удобно ездить в дождь и в холод,
особенно весной или осенью. Еще одно немаловажное удобство — он лучше открытого
шлема «держит скорость», — если вы едете в открытом шлеме, вам начнет задирать
голову вверх ветром уже на 100-110 км/час. Так что выбор модели шлема целиком за
вами. Если вы новичок, то лучше остановить свой выбор на открытом шлеме, по
крайней мере, на первых порах.
На что нужно обратить внимание при покупке? На размер шлема — он должен быть вам
как раз и даже чуть-чуть тесноват — через какое-то время внутренняя, мягкая
оболочка шлема примет форму вашей головы. Не покупайте китайские безразмерные
шлемы — на ухабе можно получить травму шейных позвонков. Вы же покупаете
мотоцикл для удовольствия, а не для мучений! Второе — проверьте застежку, она
должна работать. Существует два типа застежек — обычная двойная скобочка (такие
застежки используются на многих дорогих шлемах и считаются одними из самых
надежных) и пластмассовые. Убедитесь, что пластмассовая застежка функционирует и
надежно держит ремешок. Третье — стекло шлема: оно должно быть дорогим —
поинтересуйтесь у продавца ценой именно стекла, самое дешевое стекло с защитным
слоем должно стоить не менее 20 долларов. Стекло придется беречь как зеницу ока
— мельчайшие риски, которые остаются на поверхности из-за того, что вы в дождь
то и дело протираете его перчаткой, помешают вам ездить в вечерние часы,
особенно против солнца. Хотите шлем с тонированным стеклом? Не советую — в
сумерках видимость в таком шлеме равна практически нулю. Убедитесь, что стекло
хорошо держится в верхнем положении, на дорогих шлемах при полном закрывании
стекла должна срабатывать особая застежка — она не позволит стеклу открыться на
скорости. К хорошему шлему обычно прилагается инструкция с советами по уходу.
Сколько стоит шлем? По-разному. Открытый от 40, закрытый от 100 долларов. Цена
зависит и от раскраски — яркий шлем дороже черного. Самые дешевые шлемы
производит совместное белорусское предприятие по лицензии итальянской фирмы AGV.
Они отличаются современным дизайном, а при производстве их использован кевлар. Я
сам езжу в таком, нареканий нет, он не раз спасал мне жизнь, принимая на себя
удары. Одно но: по своим аэродинамическим свойствам они не выдерживают никакой
критики. Поэтому, если ваш карман позволяет купить шлем подороже — хотя бы
долларов за 300-400 — купите, не пожалеете.
Стоит ли говорить о том, что нельзя ездить в самодельных шлемах и в
полиэтиленовых шлемах 20-ти а то и 30-летней давности? Во-первых, это некрасиво,
а во-вторых, далеко не безопасно. В Европе, например, в таких шлемах просто
запрещено ездить — вас оштрафуют на крупную сумму.
Если вы упали, и шлем проломило — вам придется покупать другой. Производители
советуют покупать новый шлем даже в том случае, если ваш просто упал с высоты
мотоцикла на асфальт, и на его лакокрасочном покрытии появились трещины.
Считается, что микротрещины проникают в защитный слой «скорлупы» шлема, и он
перестает «держать» удар. Кроме этого производители рекомендуют покупать новый
шлем каждые три года. Сколько в этом правды, а сколько желания продать побольше
шлемов, судить довольно трудно.
Верхняя одежда. Понемногу уходят в прошлое те времена, когда каждый мотоциклист
старался обзавестись кожаными брюками и косухой. Это, может быть, и стильно,
зато неудобно — летом жарко, а от дождя кожа не спасает, протекает по швам, к
тому же впитывает в себя влагу, становясь тяжелой и холодной. Единственный плюс
— не продувает. Поэтому лучше купить себе куртку и брюки либо комбинезон из
современных материалов с защитными вставками — такие материалы не пропускают
воду и одновременно «дышат», а вставки защитят вас от «асфальтовой болезни» даже
при падении на асфальте.
Обувь. Проще всего кроссменам и спортбайкерам — купил себе мотоботы и никаких
проблем. Труднее тем, кто хочет сохранить «чопперовский» стиль — стильные
мотоботы к нам завозят редко, а стоят они дорого. Единственный выход, особенно
если вы хотите не только ездить, но и ходить — купить себе дорогие высокие
ботинки с металлическими вставками в толстой подошве и металлическим «стаканом»,
то есть вставками на носке и на пятке — это должно вас защитить.
Немаловажная деталь — перчатки. Кожаные «велосипедки» с отрезанными пальцами
могут защитить ладонь при падении на асфальт, но руки в них при езде в дождь
замерзают. Кожаные теплые перчатки тоже не выход — они настолько намокают под
дождем, что их приходится периодически выжимать. Лучше купить себе двойные
перчатки — ладонь из кожи или кожзаменителя, а верх — из синтетического или
текстильного материала, который обработан водоотталкивающим составом. Перчатки
бывают с мягкими защитными вставками из материала, похожего на полиуретан и с
более жесткими вставками из кевлара. Какие перчатки лучше купить, вам подскажет
ваш кошелек.
Гидрозащита. Самая дешевое — это купить себе костюм химзащиты, который обойдется
вам рублей в 500, правда, об эстетической стороне в этом случае лучше не
упоминать — смотрится такой костюм устрашающе. Можно купить себе непромокаемую
курточку и брюки из прорезиненной ткани — такие яркие комплекты иногда
встречаются в магазинах спорттоваров и в охотничьих магазинах. Но будет лучше,
если вы приобретете комплект фирменной гидрозащиты — он не пропустит воду и
будет «дышать». В таких комплектах даже предусмотрены специальные «чулочки» на
ботинки.
Где это все взять и сколько это будет стоить? Экипировку можно приобрести в
«Альпиндустрии-Байкал»(ТЦ «Автоград» павильон N 8) — здесь большой выбор шлемов,
бывают перчатки и куртки. А также в мотосалоне «Музыка ветра» (ул.
Красноказачья, д.9 «А») — здесь большой выбор шлемов ведущих производителей,
комбинезоны, перчатки. мотоботы, а кроме того, можно заказать необходимую
экипировку по каталогам. Проблема может возникнуть только в том случае, если у
вас нестандартный размер — очень большой, например, 56-58 или, наоборот, очень
маленький.
Шлем обойдется от 40 800 долларов, комбинезоны — от 250-300 долларов, примерно
такая же цена на куртки. Мотоботы от 150 долларов. Перчатки — от 70-100
долларов. Гидрозащита стоит от 100 долларов.
Тусовка
Одному ездить хорошо — никто не ломается и не ругается, но скучно, поэтому, даже
если вы по натуре одиночка, вам скоро захочется пообщаться с себе подобными. Как
найти байкеров? Не будешь ведь в самом деле бросаться под колеса каждому
мотоциклисту с дурацкими вопросами? Если у вас есть компьютер, то вы по ссылке
http://sibmoto.narod.ru/ можете выйти на сайт независимых иркутских байкеров и
узнать всю информацию о движении мотоциклистов на этот год. Кроме того, по
вопросам ремонта, тюнинга и поиска запчастей для мотоцикла можно непосредственно
связаться с администратором сайта Романом Абдусалямовым.
Если у вас нет Интернета — проще найти их «вживую». Примерно с 1 мая они
практически ежевечерне собираются возле стадиона «Труд». Заехать на площадку
можно со стороны улицы Красного восстания, возле стадиона нужно свернуть
направо, и вы их увидите. К сожалению, каждый день там собирается только
молодежь, люди постарше приезжают намного реже, однако информацию о больших
событиях, об открытиях и закрытиях сезона, о проведении ежегодного слета
мотоциклистов на Байкале «Байкал-шаман» и разных прохватах местного значения
здесь можно узнать.
Путешествие
Путешествие — неотъемлемая часть жизни байкера. С каждым годом все больше и
больше народу занимается мотодальнобоем — Владивосток и Питер, слет «Лицом к
лицу» в Малоярославце и Ирбит — где только не носит иркутян! Что взять с собой в
дорогу? Перечень зависит от вашего кошелька, но даже если вы в состоянии
ночевать в гостиницах и питаться в придорожных кафе, необходимо взять с собой
хоть какой-то минимум вещей, чтобы вам не пришлось туго в случае критической
ситуации — падения или поломки. Во-первых, вам необходимо позаботиться о кофрах
— многие японские туреры уже оборудованы ими. Если кофров нет, их можно заказать
или изготовить. Иностранцы не мучаются с пластиком — он недолговечен, а
используют самодельные алюминиевые ящики — в них не попадает вода, и ящик
надежно закрывается на самый обычный замочек. Кроме запаса теплых вещей вам
понадобится гидрозащита, мотоаптечка, насос, набор головок и шестигранников,
свечной ключ, пара запасных свечей и небольшая емкость с маслом — в пути вы
можете не найти нужной вам марки. Обязательно добавьте к этому джентльменскому
набору аэрозоль от комаров. Чтобы крепить на мотоцикле вещи, вам понадобятся
резиновые жгуты с крючками на концах. Ни в коем случае не привязывайте груз
веревкой! И не оставляйте груз незакрепленным, даже если он «так крепко засел
между сиденьем и кофром» — обязательно потеряете. Впрочем, если вы не
собираетесь ночевать в палатке, вещей нужно немного. Если же вы хотите быть
автономным от кафе и гостиниц — список вещей значительно расширяется — вам
понадобятся палатка, спальник, коврик и примус, а также запас еды и,
обязательно! — воды. Как только вы выедете из Иркутской области на запад, сразу
же поймете, что вода в большинстве рек для питья непригодна. В любом случае
укомплектуйте небольшую аптечку. Возьмите с собой фонарик с запасными
батарейками. Обязательно сделайте прививку от энцефалита. Да, и не забудьте
фотоаппарат — будет чем похвастаться перед друзьями.
Вот и все, встретимся на открытии сезона! Хорошей дороги вам и вашему мотоциклу!
Майкл СТЕПЛЕР
P.S. В прошлый раз я обещал найти сервис, в котором опытные мотоциклисты за
умеренную цену могут взять заказ запчастей, ремонт и обслуживание вашего
мотоцикла на себя. К сожалению, они все еще ищут помещение (на прежнем месте
закончился срок аренды). Возможно, сервис будет находиться на территории
радиозавода. Но и сейчас с ними можно связаться по телефону: 588-108 (спрашивать
Стаса) или по E-mail: Stas_Karabas@mail.ru
И пусть вас не смущает такой «несерьезный» адрес — ребята вполне серьезные и,
что немаловажно, давно занимаются мотоциклами.
Удачи!
"Автомаркет+Спорт" №12 26.03.04
|