Теория и практика
Правила дорожного движения - 2
ПДД — правила дорожного движения обязан знать
каждый, кто впервые садится за руль. Говорят, что они написаны кровью.
Но есть и другие Правила, которых нигде не найти — их мы познаем всю
свою водительскую жизнь, часто оплачивая за них слишком дорого. В данном
материале мы попытались обобщить печальный опыт — свой и своих знакомых.
Не претендуя на полноту представленной информации, надеемся, что
прочитанное позволит нашим читателям избежать значительных неприятностей
или сэкономить время.
* На загородной
узкой трассе как источник повышенной опасности надо воспринимать машины,
движущиеся за крупногабаритным транспортом — они в любой момент могут
начать обгон просто потому, что не видят, что находится на встречной
полосе. Особенно опасна ситуация на переломе дороги.
В своей водительской практике я насчитал с пяток
случаев, когда у меня перед носом из-за автобуса или грузовика
выскакивала легковушка (в основном с правым рулем).
* На трассе старайся не обгонять при
примыкающей дороге слева, особенно тихоходный транспорт — он в любой
момент может начать маневр поворота.
Совсем недавний случай — ехал на дачу по дороге на
Мельничную падь и начал обгон УАЗа-«батона». Когда я с ним уже
поравнялся, он начал поворот налево.
* Будь осторожен при переезде луж,
особенно в незнакомом месте — под поверхностью воды может быть что
угодно — от штыря до открытого колодца.
Как-то серьезно пробил защиту картера «девятки» —
в месте, где я постоянно проезжаю, после дождя образовалась огромная
лужа, а под ней — откуда-то взявшийся валун.
* В пробке придерживайся правой полосы —
по ней, как правило, движение быстрее. Поворачивающий налево транспорт
надолго парализует движение левой полосы, особенно если напряженное
движение наблюдается и на противоположной стороне дороги.
Попадая в пробку на Байкальской, развлекаюсь тем,
что засекаю какую-нибудь машину в соседнем левом ряду, а затем смотрю,
на сколько она отстанет. Исключения бывают, но не часто.
*
На загородной трассе серьезно относись к знаку «Примыкающая дорога»
слева, когда она не просматривается — оттуда в любой момент может
выехать пьяный тракторист или безумный мотоциклист.
Как-то двигался в районе Зимы под 150 км/час.
Нисколько не обращая на меня внимания, на дорогу выполз трактор. Хорошо
хоть дорога была широкая, а на встречной полосе никого не оказалось.
* При движении в темное время суток как
источник повышенной опасности воспринимай одиноко горящую фару — не
обязательно, что это будет мотоцикл, вполне вероятно — автомобиль с
одной негорящей фарой.
Пару раз разъезжался впритирку с «одноглазыми»
только потому, что принимал четырехколесных за мотоциклы.
* На светофоре или при выезде на главную
дорогу держи запас дистанции до впереди стоящего автомобиля — если
какой-нибудь растяпа ударит тебя сзади, то поврежденной окажется только
задняя часть автомобиля.
Кто же не видел, когда у светофора или, скажем,
при выезде на Байкальское кольцо один зазевавшийся нанизывал два-три, а
то и четыре автомобиля.
* При выезде на главную дорогу всегда
бросай взгляд по сторонам два-три раза — очень часто движущиеся по ней
машины попадают в «мертвый» угол обзора из-за стоек собственного
автомобиля, либо по каким-нибудь другим объективным причинам.
В первые годы вождения пару раз чудом избежал ДТП
при выезде на главную дорогу — двигавшихся по ней автомобилей я по
каким-то оптическим причинам (стойка, дерево, взаиморасположение
автомобилей) я просто не видел.
* Заезжая в гараж, всегда фиксируй ворота
— в один прекрасный момент сильный порыв ветра может наделать кузовных
неприятностей.
На 10-м году водительской жизни обзавелся гаражом
и тут же получил урок — при заезде не закрепил ворота и получил царапину
на ширину кузова.
* Не паркуйся впритык к крупногабаритному
транспорту — он может сдать назад, просто не заметив тебя.
Случай, произошедший с сотрудницей редакции —
поставила автомобиль за УАЗом-«буханкой», водитель которой спал в
кабине. Когда ему поступила команда ехать, резко сдал назад, разодрав
Corolla всю переднюю часть своим фаркопом. Возместить ущерб оказалось
довольно сложно — у водителя за душой, кроме престарелого УАЗа, ничего
не было.
* Стоящий на обочине на загородной трассе автомобиль
— всегда источник повышенной опасности — из-за него может, к примеру,
выбежать ребенок, или автомобиль просто начнет разворот перед самым
вашим носом.
Случай, описанный в книге Ю. Гейко «Автоликбез» —
в такой ситуации погиб известный советский автогонщик.
* Перед тем как начать движение назад,
обязательно поверни голову — за то время, пока вы садились в автомобиль,
на свободном пространстве сзади могла уже припарковаться другая машина.
Не так давно несильно стукнул машину. При посадке
в салон сзади никого не было. А пока поворачивал ключ в замке зажигания,
за моим бампером кто-то вплотную пристроился. Мне же надо было немного
сдать назад, чтобы спокойно выехать. Хорошо хоть скорость была
небольшая, и все обошлось мелкими царапинами.
* Никогда не воспринимай сигналы
повторителей поворота как истину в последней инстанции — действия
водителя в силу самых разных причин могут быть прямо противоположными.
С этим приходится сталкиваться постоянно при
выезде на Байкальское кольцо — «поворотники» показывают, что машина
продолжает движение по кольцу, а на самом деле автомобиль резко берет
вправо.
* Пьяный или ребенок у обочины — источник
повышенной опасности. Таким же источником становятся все пешеходы, если
на противоположной от них стороне останавливается что-то из
общественного транспорта.
К кому же под колеса не кидались вышеназванные
граждане?
* В последнее время в Иркутске все чаще
автомобили уступают дорогу пешеходам — видимо, сказывается, что многие
поездили по Европе. Но прежде чем нажать на педаль тормоза (как и в
другом случае в городе), посмотрите в зеркало заднего вида — как бы не
наступила расплата за галантность.
Уже не раз притормаживая перед пешеходным
переходом, слышал сзади визг тормозов.
* Если кто-то на дороге ведет себя
слишком безрассудно, не исключено, что сейчас может произойти ДТП —
держитесь от такого безумца подальше.
Именно в такой ситуации я попал в единственное в
своей жизни крупное ДТП. Во время страшного гололеда, когда все
двигались со скоростью 30 км/час, «лохматый» Nissan Bluеbird пролетел
мимо на всех 80-ти. И тут же машины раскидало, как бильярдные шары —
стоило «Ниссану» задеть один автомобиль. С тех пор я стараюсь как можно
дальше находиться от источника нестандартного поведения на дороге.
Ефим НЕЗВАННЫЙ
*
При любом перестроении влево, кроме взгляда в зеркала заднего вида,
оглянись через левое плечо для просмотра «мертвой» зоны зеркал. Кстати,
в США это требование является обязательным при сдаче экзамена по
вождению.
* Не обгоняй в гору перед переломом
дороги, даже если кажется, что обгон пройдет молниеносно. На переломе
обычно недостаточно места, чтобы разойтись со встречным, а там может
оказаться такой же торопящийся или просто едущий близко к осевой. Помни
о поговорке: «Лучше приехать на двадцать минут позднее, чем умереть на
двадцать лет раньше».
* Не обгоняй по наружной дуге поворота,
это хоть и считается у гонщиков шиком, но требует значительно большего
времени, да к тому же ускорение на повороте чревато заносом и стягивает
автомобиль от центра поворота.
* Делая остановку, не останавливайся у
больших ям или препятствий. Ситуация может сложиться по-разному, вдруг
придется торопиться и, забыв про препятствие, залетишь в него при
трогании. Особенно это опасно в городе при деловых поездках.
* Маневрируя задним ходом, особенно в
тесном пространстве, не забывай про перед автомобиля — он движется по
своей траектории и крыльями можно зацепить столбы, деревья, автомобили.
* Почувствовав неладное с автомобилем,
прими вправо. Останавливаясь, уйди как можно дальше на обочину. Если же
автомобиль встал на проезжей части, прими все меры убрать его с нее,
включенная аварийка и выставленный знак аварийной остановки — только
предупреждение остальным водителям. Даже если спустило колесо,
десять-двадцать метров езды не повредят шину, а освободив проезжую
часть, обезопасишь себя и других, да и менять колесо спокойнее в стороне
от проносящихся машин.
* Совершая даже незначительный маневр,
предупреди об этом окружающих. К примеру, не лишним будет мигающий
поворотник на повороте главной дороги, особенно если эта дорога
двухрядная.
* Увидел между скатов задних колес
впереди идущий грузовик, застрявший камень или кирпич, отстань от него
или обгони. По какой траектории и когда полетит этот камень, неизвестно.
* Проявляй особую осторожность при
обгонах сельскохозяйственной техники и разъездах с ней. На дороге она
прямую держит с трудом, да и машинист, ее ведущий, привык к безграничным
полям. Особое внимание ночью — фары и фонари на комбайнах и тракторах
обычно на кабине, а все оборудование значительно шире ее и не обозначено
огнями. Насторожись, увидев высоко расположенные фары, так они
располагаются у комбайнов и другой самоходной сельскохозяйственной
техники.
* Готовясь к повороту с шоссе на
примыкающую второстепенную дорогу, снижай скорость заранее, на
перекрестке часто асфальт покрыт слоем гравия, песка или глины,
интенсивно на котором тормозить опасно.
* Выезжая на шоссе со второстепенной
дороги, не спеши. Даже далеко едущий автомобиль лучше пропустить,
двигается он быстро, набрать его скорость не удастся, и ему придется
тебя объезжать, меняя направление и рядность на высокой скорости.
*
Увидев близко выезжающего со второстепенной дороги на шоссе автомобиль,
лучше притормозить, объезжать его опасно, потому что не понятно, по
какой полосе он поедет.
* Ребенок на велосипеде — это всегда
опасно, даже если он едет по тротуару. Тротуар заканчивается, надо
пересекать дорогу, а машину дети замечают в самый последний момент, как
правило, теряясь в такой ситуации. Положение усугубляется тем, что на
багажнике велосипеда может оказаться пассажир. Самое безопасное —
остановиться и пропустить велосипедиста.
* Если при возвращении к автомобилю на
стоянке надо начинать движение задним ходом, за автомобиль надо
заглянуть. В ваше отсутствие там может появиться какой-то предмет или
играющий ребенок.
* Избегай остановки елочкой у тротуара,
что сейчас очень распространено в Иркутске. Это запрещено правилами и
таких обозначенных мест в городе почти нет. При выезде будут трудности,
да и помеха движению создается серьезная.
* Обращай внимание на переходящих дорогу
родителей с детской коляской. Ее катят перед собой, плохо рассчитывая
расстояние до идущего транспорта,ориентируясь в основном по собственному
корпусу, а коляска находится далеко впереди.
Николай РУДЫХ
"Автомаркет+Спорт" №27 02.07.04
|