искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Большое путешествие

Покорение Pоссии

Часть первая
Прорыв на юг

Километр за километром серая лента дороги, уходящая далеко за горизонт, бесконечной змеей пробегает под колесами. Порой, когда по сторонам раскидываются унылые полевые пейзажи, этот процесс протекает уж очень однообразно тягуче. К тому же выжженная земля, палящее солнце и хронический недосып вгоняют сознание в состояние заторможенности, при котором унылое передвижение в пространстве становится изощренной пыткой. Лишь работающий на полную кондиционер и монотонный разговор бодрят разум, спасая от возможной ошибки.

Но порой словно искра в сознании вспыхнет. Пробьет толщу спрессованных жарой и скучным придорожным окружением мыслей. Заставит их шевелиться, бегать и воспринимать мир совсем иначе, живее, если хотите. А тут еще и дождик нагрянет. Смоет пыль с дороги, с машины, с мозгов, наконец. И заиграет, заблестит тоскливый до того пейзаж яркими, почти тропическими красками, кажется, напоминая о конечной цели нашего путешествия. Благодать. Теперь хоть сутки без сна и отдыха можно по трассе нестись.

Объездная вокруг Красноярска. Как после бомбежки

Собственно говоря, даже и не знаю, что стало первопричиной, побудившей меня провести отпуск именно таким образом. Возможно, дальние путешествия на автомобиле после перегона из Приморья стали для меня чем-то вроде наркотика, который, дабы не погрязнуть в рутине серых трудовых будней, необходимо принимать не реже, чем раз в полгода. Вероятно, огромную роль в выборе пункта назначения сыграли красоты, расписанные нашим редактором, бывавшим там много раз и заверявшим, что лучшего места как минимум на территории бывшего СССР просто не найти. А скорее всего, обе эти составляющие сплелись воедино, не оставляя мне никакого иного выбора в насущных отпускных вопросах «куда и как». Ведь Сибирь за годы дикого отдыха на Байкале порядком надоела, а отправляться в столь далекую и такую манящую Абхазию, куда нас приглашал редактор, на самолете или поезде мне, проехавшему через восточную часть нашей страны, было неинтересно, скучно и в принципе непозволительно. Журналистская жажда новых впечатлений просто-таки подталкивала к поездке на четырех колесах собственного «Марковника». Так сказать, чтобы прочувствовать каждую пядь российского асфальта (а иногда и грунтовки) японской бэушной «резиной», чтобы проверить машину и себя на прочность. Словом, выбора как такового не было. Было желание поскорее отбыть в далекие южные края, а потому быстро готовили автомобиль к пробегу (об этом и о состоянии автомобиля до и после будет отдельный материал), обклеивались спонсорскими наклейками «Кузьмихи», реально оказавшей нам помощь в обслуживании, приобретали колеса в фирме «Шина-Лидер», закупали продукты на дорогу и паковали необходимые вещи.

Надо сказать, что первоначально, кроме меня и моей подруги Нины, в турне по России собирались отправиться еще два экипажа, но по разным причинам в самый последний момент стартовая отмашка для них изменилась знаком, надеемся, всего лишь годового пит-стопа.

Итак, к сожалению, одни. Рассчитывать приходится только лишь на себя. Жаль, конечно, но делать нечего — душу уже поразил вирус дальнего и автономного рейда, в сосудах вместо крови чистый адреналин. В общем, только вперед и ни шагу назад.

Сказать, что мы отправлялись в неизвестность, значит, не сказать ничего. Несмотря на разовый перегон из Владивостока, тот мир, который называется Дорога, был для нас полной «терра инкогнито». Известный дальнобойщикам и перегонщикам, нам он представлялся чем-то вроде неразгаданной загадки, которую только предстояло раскрыть. Причем планы мы перед собой поставили по-настоящему наполеоновские. Абхазия — это минимум. Когда еще такой случай представится, чтобы на машине да практически через всю Россию. Решили еще остановиться у друзей в Краснодаре. Впрочем, он как раз на линии нашего пути. А вот навестить брата в Питере — для этого необходимо крюк в две тысячи км на север сделать. Что ж, убьем разом всех зайцев. Кстати, о пути на юг мы все же кое-что узнали. Мой коллега Василий Ларин познакомил с человеком, который уже трижды на «Таврии» посещал Черное море. Он-то и набросал весьма точный маршрут, указав буквально все промежуточные пункты и дав некоторые ценные советы. Например, приобрести атлас самого свежего издания, на котором трасса от Новосибирска до Омска представляет собой прямую стрелу лишь с небольшими изгибами. Если таковой нет, то этот путеводитель составлен аж в 80-х годах и практической пользы от него мало — и другие направления могут не соответствовать нынешней действительности. Спросили мы, конечно же, и о состоянии дорог. «В нашей области самые плохие, дальше асфальт — почти что столешница». Отлично! С тем 3 июля и выехали.

ТАКАЯ РАЗНАЯ СИБИРЬ

Это кафе носит название “От заката до рассвета”. Помня одноименный фильм, остановиться мы не рискнули

В процесс движения, как в омут — с головой. Максимально возможная скорость, исходя из дорожной обстановки, никаких лишних остановок. Да и не нужны они. Ведь за окном ничего интересного, лишь унылые возвышенности с редкими пролесками, отдаленно напоминающими то буйство природы, которое встречает по дороге в другую сторону, на Байкал. Вдобавок на каждом шагу попадаются городки, где царит его величество Захолустье в том или ином своем виде. Так, Усолье наряду с панельными домами встречает ужасными дорогами, по которым как будто прошлась эскадрилья американских B-52, заблудившихся на пути в Ирак. Воронки маленькие и большие объезжаются на километрах 20-ти в час, иначе не миновать первых потерь в подвеске. В других населенных пунктах, быть может, чуть лучшее асфальтовое покрытие соседствует с убогостью архитектуры и опять же Великим Запустением, которое я уже встречал в Еврейской автономии, в Амурской и Читинской областях. С той лишь разницей, что тогда лежащая где-то впереди Иркутская область воспринималась неким форпостом цивилизации. А теперь по другую сторону своего центра она превращается буквально в загнивающий край, оживить который, кажется, не смогут даже самые серьезные денежные вливания. Благо хоть дорога более-менее ничего. Покрытие, конечно, далеко от идеального — то тут, то там встречаются противные даже для «Марка» нашлепки, но, во всяком случае, ехать получается не ниже 100-120 км/ч. Думаем, если так дело пойдет и дальше, тысячу за день пройдем, особо не напрягаясь. Тем более, что за Куйтуном на пятикилометровом участке идет строительство шоссе в духе трассы «Амур» — глаз радует количество привлеченной техники и людей, снующие туда-сюда 25-тонные БЕЛАЗы, всеобщее оживление, в общем. А уж за этой новостройкой и вовсе начинается отличного качества асфальт, на котором темп возрастает еще на 20 км/ч. Где обещанная нашим ангарским «проводником» так называемая плохая дорога? Эта только радует.

Вот и порадовались — ровно до Тулуна, за которым обнаружилась узенькая гравийная тропинка, перемежаемая асфальтовыми проплешинами. Изредка в населенных пунктах расцветая твердым, но все-таки изуродованным ямами покрытием, подобная, с позволения сказать, дорога длится до Нижнеудинска, где вновь превращается в нормальный тракт. Впрочем, баловал он нас недолго. Еще за деревенькой с весьма говорящим названием Тины какое-то время под колесами стучала полоска дороги, выложенная из плит, какими у нас тротуары порой мостят. Но в целом добрые двести километров по закраинам Иркутской области пришлось не ехать — красться. Здесь не то что гравийка обнаружилась — настоящая грунтовка встретила. Вспомнились рассказы знакомых перегонщиков, которые гоняли машина на Запад и с Запада. Мрак и жуть, говорили, не сравнимые с тем, что на востоке творится. В этом мы убеждались с каждым новым толчком в отнюдь не самую жесткую подвеску «Марковника». Скорость всего 10 км, а едем то будто бы по стиральной доске, то по булыжной мостовой — камни из грунта торчат такие, что машина, словно на вибростенде расположилась, съезжать никак не хочет. Вдобавок на каком-то своем отрезке это направление, гордо называемое федеральной трассой М 53, сужается почти до односторонней улочки. Как мы там разъезжались с прущими во весь дух КАМАЗами и японскими грузовыми транзитниками, то отдельная история. Пару раз, чтобы не быть обстрелянными большущими булыжниками, приходилось прижиматься близко к кювету с громадными валунами, рискуя оказаться на них, как судно на коварных рифах.

Да и без этого ужаса от той «федералки» испытали мы немало. Раз, когда в закрытом повороте объезжали растущую из земли глыбу, навстречу вдруг выскочила целая армада бронированных УАЗов-«санитарок» с транзитами. Трое в ней шли на жесткой сцепке. Такие вряд ли быстро оттормозились, смяли бы наверняка нашего «японца» до крышки багажника. А на обратном пути, двигаясь ночью, да еще в тумане, выбрав участок пошире и остановившись на минутку у обочины, наблюдали, как шедшая на полном ходу «девятка» с громким металлическим лязгом чем-то приложилась о каменный ухаб. Наверное, не поддоном картера, судя по звуку, он явно бы не выдержал такого контакта, между тем «Лада» как ни в чем не бывало растворилась в темноте.

Дороги в Татарстане ремонтируют как в средневековье — гудроном и крепким словом

Словом, зло нас провожала родная область, будто бы желая поскорее от нас избавиться. Мы этой ее прихоти не противились. Ей-Богу, достало иркутское убожество. Когда проезжаешь мимо покосившихся домов, возле которых сидят вечно пьяные мужики, видишь яму на яме и беспросветную тоску во взглядах, да к тому же детей, сидящих на коленях у дороги и выпрашивающих милостыню у проезжающих, а совсем рядом, на центральной площади отдраенную до блеска золотого цвета небольшую фигурку Ильича (видимо, в натуральную величину), желание попадать сюда когда бы то ни было пропадает раз и навсегда. Особенно нас впечатлила деревенька под легендарным именем Варяг величиной в четыре двора. Вот они отголоски социализма, замешанные на нынешней рыночной экономике. Понятное дело, при таком сибирском великолепии особого наслаждения от путешествия по родному краю мы не испытывали. К тому же еще в самом начале плутанули в Усолье, а потом все эти в пятьсот-тысячу человек населения деревеньки проезжали мучительно долго. Везде знаки ограничения скорости висят, хоть и гаишников нет, но в метре от проезжей части дети играют, собаки, живность ходит. А интересно, как нас встретит край Красноярский?

Да практически так же, с единственным, правда, но весьма весомым отличием. В этом государственном образовании ужасная грунтовка длится не в пример меньше, плавно перетекая в асфальт неважнецкого качества. Узкий и довольно-таки корявый, он опять же гравийкой плутает вокруг Канска, то приближая нас к городу, то отдаляя от него, и, наконец, выводит на прямик до Красноярска. По ряду причин тот отрезок пути у нас до сих пор ассоциируется с опасностью и излишней нервозностью. В чем-то тут причина того, что мы еще не вошли в нормальный дорожный ритм, но во многом сама окружающая обстановка заставляла нас быть предельно внимательными и собранными. К примеру, именно за Канском мы в первый и последний раз на всем нашем пути повстречали бандитов. В том, что это были именно они, нет никаких сомнений. Разве могут быть такие говорящие морды у каких-нибудь менеджеров, слесарей или механиков. Три бычьи и по размерам, и по уровню проступающего на них интеллекта хари, высунувшиеся из обгонявшей нас «девять девять», отбили уже наваливавшийся вовсю сон. Медленно обошли, изучая для себя нашу финансовую привлекательность, похоже, по слогам прочитали рекламные наклейки и номера и неспешно удалились в черноте ночи. Похоже, ребята на дежурство заступили, объезд окрестных земель в поисках наживы вот делают. Какая уж тут ночевка. Теперь пилить и пилить — подальше от такого криминального Канска и до большой с множеством дальнобойщиков-перегонщиков стоянки, которых рядом с этим городком не видать.

По части организации
движения Новосибирск
можно назвать самым европейским городом Сибири

Впрочем, это была не последняя на тот вечер встряска. Словно разбуженные обогнавшими нас бандитами, на трассу вдруг выползли фуры, увлекаемые КАМАЗами с подслеповатой светотехникой. Несется такой по шоссе, прицеп мотает, а спереди лишь пара габаритов еле-еле светит. Прижимаешься на всякий случай к обочине, уходишь от возможного столкновения. Однажды и вовсе пришлось тормознуть и резко свернуть вправо. Навстречу нам надвигалось нечто. Мы сразу и не поняли, что это — просто в темной ночи по встречной полосе двигался какой-то черный сгусток, окруженный ореолом тусклого света. Неужто в красноярских краях НЛО объявился? Да нет, всего лишь “летучий голландец”, в качестве которого, как вы понимаете, выступил все тот же КАМАЗ, только уже совсем без света. А мистическим ореолом ему служили фары уткнувшегося прямо в корму другого грузовика. Такой вот связкой, раскачиваясь из стороны в сторону, и неслись они на совсем не маленькой скорости по трассе. Нет, пора спать. Такие «ангелы ада» пострашнее всяких бандюков будут.

Добрые полторы сотни километров до краевого центра сюрпризов по части дорожного покрытия не преподнесли. Наверное, по сибирским меркам, его все-таки можно считать неплохим, если закрыть глаза на частый ступняк, уже сидящие в печенках заплатки и другую схожую мелочь. Не привыкать. Зато на том отрезке пути мы как никогда убедились в том, что его величество случай, судьба, фортуна и рок вместе взятые — это не пустопорожний блеф повернутых на суевериях и мистике индивидуумов. Получилось так, что буквально на минутку тормознув у обочины, мы пропустили шедшую за нами фуру с тягачом Iveco, а через двести метров, за крутым поворотом наблюдали такую картину. Седельник завернулся глубоко на обочину, а под ним в кювете лежит ВАЗ-21099. Благо, на четырех колесах и, похоже, целый-невредимый. Что случилось, мы выяснять не стали, скорее всего, как гласят официальные формулировки, водитель легковушки не справился с управлением. Отчего? Непонятно, ведь встречных машин мы не заметили. Одно ясно — на месте автопоезда должен был быть Mark. И неизвестно, чем закончилась эта авария. Вот так пронесло.

Несмотря на то что по карте «федералка» идет через Красноярск, судя по указателям, имеется хитрый обход. Вот на нем-то уж точно проводились артиллерийские стрельбы. Шутка ли — обруливая разбросанные там воронки, я умудрился пару раз сесть порогами на грунт. Вскоре дорога стала лучше, и тем не менее еще продолжительное время приходилось объезжать зачуханные промбазы и переезжать через ж/д пути, в которых рельсы похожи на противотанковые заграждения.

Но как бы извиняясь за такие неудобства, трасса вдруг превратилась в двухполосное в одном направлении шоссе с обязательными домиками автобусных остановок, туалетами и ящиками с песком. Уже похоже на процветающую Сибирь. Населенные пункты разбежались куда-то в стороны, предоставляя широкую возможность для скоростного маневра, только на газ нажимай.

Народ под Омском ездит на таких вот «каракатицах»...
... а мотоциклы возит в багажниках

Даже когда этот красноярский автобан сузился до обычного однополосного шоссе, претензий мы, перенесшие все тяготы иркутского захолустья, к нему не предъявляли. Транспорта встречного и попутного мало, асфальт колеями не протоптан. Хотя опять же стоит попасть в следующий относительно крупный Ачинск, как опять трясемся на разбитой гравийке, штурмуем переезды, в общем, наслаждаемся нашей родной действительностью, лишенной к тому же указателей. Блудим, короче. К слову, в этом плане расположенные далее Кемерово и Новосибирск являют собой практически европейские города. По крайне мере, в сравнении с тем, что мы наблюдали на востоке и в Сибири. Широкие улицы, прикрытые металлом трамвайные рельсы, много зелени и радующая после банальных «хрущевок» оригинальная архитектура. Помимо этого в обоих этих областных центрах нас встречали весьма многочисленные и понятные дорожные указатели. Правда, только по дороге туда, на обратном пути часть их куда-то неведомым образом исчезла. Из-за этого в «Новосибе» мы плутали битых два часа (интересно, что двое гаишников на вопрос о том, как проехать в Иркутск, спросили: «А где это? В сторону Омска? А, в сторону Кемерово»...). Да и во втором областном центре дорогу нашли не сразу. Но в целом отношение, во всяком случае, к водителям там цивилизованное. Перед лежачими полицейскими огромные щиты, везде есть отчетливая разметка. Да и сами водители относятся друг к другу с уважением. Когда надо пропустят, притормозят. И никакого хаоса с постоянными прыжками из ряда в ряд. Цивилизация, словом. На федеральном шоссе между этими центрами, кстати сказать, тоже. Хотя порой это остатки былой советской роскоши, о которой напоминает, например, вывеска «Дорога контролируется вертолетами УВД». Какие вертолеты? Какое УВД? Там не то что воздушные — наземные посты редкость (о ГАИ и наших отношениях с ней будет отдельный материал, слишком уж плотными они получились).

Трасса, точнее, ее подобие, начинающаяся сразу после Новосибирска — это вообще еще тех времен реликт. Сколько можно трястись на ухабах? Да маленько совсем. Скоро начинается та самая «стрела»-бетонка, по которой можно без напряжения держать 160 и 200 км/ч. Ночуем, двигаем дальше, наслаждаясь не самым идеальным (все-таки бетонным плитам положены стыки), но тем не менее замечательным покрытием. Удручает лишь скучный, как и в Иркутской области, пейзаж — выжженное поле с редкими и хилыми деревцами. Как будто мы уже на среднерусскую равнину выбрались. Зато, пожалуй, только здесь средняя скорость превышает 100 км/ч. Да, хороша трасса. Рассказывают, что на нее даже АН-2 как-то сел. Мотор в масле, стуканул. В полете, естественно. Пилот, не долго думая, и уселся на эту «взлетно-посадочную» полосу.

Впрочем, как раз из-за высоких скоростных возможностей трассы тут часты весьма страшные со множеством жертв ДТП. Бывает, что и на кольцевых развязках, которых тут много, зимой, переусердствовав со скоростью, режут бамперами сугробы. Наверное, в Омск спешат или, наоборот, оттуда.

В последнем случае мы этих людей понимаем. Потому что на автомобиле в самом западном городе Сибири делать нечего. Нет, Омск очень красивый, зеленый мегаполис. Но дороги в нем... Забредя благодаря всякому отсутствию указателей трассы М51, меняющей собой М53, в центр города, мы попали на улочку, не то что лишенную асфальта — даже нормальной грунтовки на себе не имеющую. И так везде по городу. Добавьте сюда еще не имеющиеся кое-где знаки приоритета и весьма плотное движение, в котором каждый его представитель передвигается как Бог на душу положит. Зачем, спрашивается, омские дорожные служители неимением заветных синих табличек, которые мы к тому времени научились распознавать из множества аналогичной по цвету рекламы словно бедуины истинные оазисы от миражей, завели нас в свой город? Только купив карту Омска, чертыхаясь и ловя беспрестанно ямы, кое-как вылезли из этого центра Западной Сибири. Причем, в отличие от Кемерово и Новосибирска, по дороге домой все указатели находились с первого взгляда, и к тому же дорога проходила по самым окраинам города. Еще обязательно надо отметить тот факт, что во всех сибирских городах нас покидали шедшие по трассе дальнобойщики. Они, похоже, не ориентируясь на официальные указатели, знают какие-то свои пути.

ПРОЩАЙ СИБИРЬ, ПРИВЕТ УРАЛ

Выезжая из Омска, мы уже конкретно знали, что через Казахстан не поедем. По некоторой информации, с недавнего времени в этом независимом государстве введен визовый режим, да и без него живущие бедно казахи относятся к русским, мягко говоря, предвзято. Помню, как один мой знакомый, четыре года назад гнавший из Набережных Челнов «Газель», на казахской таможне подвергся досмотру, который навсегда отбил у него желание заезжать туда еще раз. Даже карманы с барсетками выворачивали. В общем, только объезд и никак иначе. Забегая вперед скажу, что, пускаясь вокруг Казахстана, мы намотали всего-то полторы лишних сотни километров, зато, избежав обидной процедуры, еще и удовольствие получили. Трасса 1Р402 Тюкалинск-Ишим и следующий за ней сворот на Петухово, то есть обратно на М51, в отличие от всяких там «федералок», хорошая и совершенно незагруженная. Весь попутный транспорт как будто рассосался куда-то, оставив нас одних-одинешенек, чему мы, естественно, были рады. Отличного качества дорога, лишь изредка разверзающаяся ямами и колеями (все же основной колесный грузопоток, идущий на запад, движется именно по ней), располагала к весьма быстрому перемещению. Мешали только вороны, огромными стаями рассевшиеся по обочинам, и многочисленные кольца-развязки, на которых сдуру и заблудиться можно. Например, по карте показано, что ехать надо через такой-то населенный пункт, а он на самом деле стоит в стороне от трассы. Между тем, указателя на следующую отправную точку нет. Подъезжаем к скучающе лузгающим возле стационарного поста семечки гаишникам, они в три руки лениво так машут — «Туда». Точно туда, метров эдак через двести знак соответствующий стоит, но с кольца-то его не видно.

Впрочем, это мелочи. В остальном объезд понравился. Даже хотели было остановиться, чтобы искупаться — вокруг деревеньки Частоозерье, оправдывая ее название, раскинулось несколько десятков водоемов — да ехать надо. Тем более, впереди опять федеральное направление, заткнутое плотной пробкой длинных медлительных автопоездов, обгон которых часто становится лотереей — успеешь, не успеешь.

Несмотря на то что Омск остался далеко позади, ритм движения на трассе под Курганом такой же, как в этом мегаполисе — рваный, дерганый и опасный. Обгоны через сплошную осевую прямо перед носом у встречных машин обычное дело. Никто не удосуживается показать поворотник ни туда, ни обратно. Более того, на обгон лезут вдвоем-втроем, перекрывая друг другу обзор и часто заставляя возвращаться обратно, подрезая соседей по потоку. То есть никакого уважения. А тут еще и разметка пропадает, предлагая самому, выглядывая из-за фуры, решать — спуск впереди, поворот или подъем. И это все семечки. За Курганом и Челябинском, которые имеют очень ясные, но очень долгие объездные, после очередной ночевки нас ждала скучная дорожная рутина. Начался настоящий горный Урал с его длинным тягучим перевалом. Вот где наша средняя скорость приблизилась к таковой на задворках Иркутской области. Упираешься в хвост ползущему в гору каравану, во главе которого грузовик пешком взбирается, и минут 10 пытаешься обогнать. Дорога узенькая, колеи, продавленные в асфальте, мешают, естественно, то спуск, то подъем, то поворот крутой. С правым рулем в таких условиях довольно сложно. Рассчитывать всецело на штурмана не получается. Пока получишь ответ, пока информация, пройдя все стадии обработки, выльется в резкий удар ногой по педали газа — время уходит. Уже какая-нибудь «десятка» «в тюнинге», надрывая «движку», идет в лобовую на себе подобный агрегат. За ней устремляются еще штуки четыре машины. Впереди слышится душераздирающий визг тормозов, и толпа пошедших на таран автомобилей, подрезая своих соседей, лезет обратно. Похоже, один все же успел обогнать. За следующим самоубийцей очередь. Впрочем, я тоже побывал в роли такового. Рискуя быть зацепленным задним бампером обгоняемого мною автопоезда, еле успел обратно на свою полосу вернуться.

Причина всему — перегревшиеся колодки. Только Golf успели спасти

Тому есть несколько причин. Во-первых, конечно, культура вождения оставляет желать лучшего — как у обгоняющих, так и у обгоняемых. Хотя подобное относится вообще ко всем западно-южным регионам. Единственное, что нам понравилось, так это обязательное предупреждение о впереди стоящем ГАИ, за которым непременно следует взмах рукой — «Благодарю». Но в остальном... Так, дальнобойщики не утруждают себя информированием сзади идущего, есть ли встречная машина. Причем всегда, собирая за собой приличных размеров хвост, при наличии широкой обочины не удосуживаются слегка подвинуться. Хотя именно фуры отечественного производства — источник повышенной опасности. Со слабыми моторами, лишенные горных тормозов, они с трудом карабкаются вверх и еще медленнее спускаются вниз. А порой, спалив колодки, и вовсе замирают посреди проезжей части. На одной из стоянок между перевалами мы, кстати, наблюдали последствия неправильного обращения с тормозами. У автовоза из Германии, съехавшего с продолжительного спуска, вспыхнули колодки. Пламя быстро перекинулось на машины, в считанные минуты уничтожив семь автомобилей. Спасти удалось лишь VW Golf, стоявший крайним. Интересно, что тягач был импортным, правда, выяснить, какой марки, уже не представлялось возможным — высокие температуры оплавили кабину до неузнаваемости.

Возвращаясь к факторам дорожного риска, нельзя не отметить совершенно глупую разметку. Неизвестно чем руководствовались те, кто ее рисовал, но в иных случаях, если строго ее придерживаться можно свести счеты с жизнью. Например, прерывистая линия запросто может располагаться перед закрытым поворотом или на не просматриваемом подъеме. Лучше бы такой разметки не было вообще. Как, например, в Башкортостане, Татарстане и Самарской области (надо отдать должное дорожникам — центры этих субъектов РФ обруливаются по высококачественным и вполне понятным развязкам).

В ПРЕДДВЕРИИ РАЯ

Как бы мы ни ругали уральский перевал за опасные дороги, не отметить буйства окружающей его природы просто-таки нельзя. Пожалуй, на всем пути, за исключением конечной точки да околочерноморских красот Краснодарского края, именно этот хребет открыл нашему взгляду родные горы и серпантины. Залитые ярким солнечным светом, они напомнили о прибайкальских сопках. Величина и размах, конечно, совсем другой, однако глаз радует настолько, что хочется обратно домой. Кроме того, стихийный придорожный сервис здесь один из самых мощных и широких. Обочины пестрят рекламными вывесками предлагаемых товаров и самим товаром. «Атлас», «Новый атлас», «Шашлык welcome», тут же продаются чайники, кипятильники и, о чудо, первые надувные круги, матрацы и тому подобные плавсредства (неужели скоро море?). А рядом с Юрюзанью встречаем целую аллею автомобильных холодильников. «Нам давно уже зарплату ими выдают», — жалуются продавцы. Но, видимо, торговля у них идет неплохо — буквально все приехали на «работу» на свеженьких ВАЗах.

Но кончается Урал, и дорога, оставляя за спиной почти сибирские пейзажи, вливается в башкирско-татарские степи, унылые и однообразные, как сама придорожная жизнь в этих республиках. Нет, торговля и здесь имеет место быть, однако лишь двумя фирменными товарами — медом и шалями. Но даже при желании купить то или иное мы бы там не остановились. Громадный поток транспорта, которого после Уфы стало еще больше, преобладание в нем надоевших автопоездов и узенькая трасса делали передвижение еще более тягостным, нежели на перевале. И потом зачастили ремонтные участки, серьезно снижавшие среднюю скорость. Не утомляя себя созданием объездов, дорожники в тех районах просто перекрывают одну полосу движения, отправляя двухсторонний поток по оставшемуся ряду. В итоге, с обеих сторон скапливается автомобильная колонна длиной эдак в километр. Загорелся зеленый или дал отмашку работник, прошло машин двадцать туда, затем еще столько же сюда, а всего по обеим сторонам до сотни жаждущих прорваться сквозь заслон авто. Понятное дело, лезут по обочинам, вклиниваются между грузовиками, сигналят, порой трутся друг о друга бортами, обостряя и без того нервозную обстановку. И над всем этим висит облако солярочно-бензинового смога, над которым поверху проходит черная туча от варящегося здесь же в котле битума (до и после на строительстве дороги мы наблюдали исключительно современную, в том числе импортную технику, а в республиках откровенное в этом плане средневековье). Как говорится, лепота.

Краснодарский край. Аллеи и поля

Но даже вырвавшись из нее, получить наслаждение от движения можно разве что барражируя в ночной темноте, когда схлынет напряженный поток транспорта. Мы там ехали днем и поэтому также вслепую, не ощущая разметки, выходили на обгон. Плавали в расплавленных солнцем глубоких колеях, бились защитой картера об асфальтовые выступы посередине них. Внезапно нагрянувший почти тропический ливень, казалось бы, должен был принести хоть какое-то облегчение, но, напротив, он сделал дорогу еще более опасной. Вода заполнила колеи, грозя аквапланированием. Естественно, сбросив скорость, мы с удивлением наблюдали, как через эти убийственные ванночки, подгоняемые глупостью своих водителей, с неумолимым упорством несутся «Лады», коих в тех краях великое большинство (Тольятти ведь рядом). Последние, кстати, еще один фактор риска. Благоразумия у их владельцев, похоже, столько же, сколько в этих машинах качества. Зато, будто бы заправленные реактивным топливом, «в тюнинге», то а-ля BMW, то а-ля Alfa Romeo, они гоняют не хуже иных иномарок. Во всяком случае мы от них отставали. Еще и по причине все того же никудышного дорожного полотна, которое перед Саратовом опять становится хуже!

Да куда уж хуже-то? Но, оказывается, нет предела русскому пофигизму. Уже и город совсем рядом, и сады с фруктами по обочинам раскинулись, и колея вдруг куда-то пропала, и мы было этому возрадовались, однако объездная вокруг Саратова, что дорожка до Волгограда — все тот же зубодробильный российский асфальт, который здесь никто не восстанавливает. Порой выливаясь в более-менее гладкое полотно, он позволяет разгоняться до внушительных скоростей, но в целом для подвески губителен как никакая гравийка. Обидно, конечно, тем более, что трасса-то такие легендарные города соединяет. Впрочем, не знаю, как Саратов, а Волгоград своими дорогами может с нею запросто поспорить. Несмотря на широту проспектов, покрытие на них... Да и, в общем-то, не ставя перед собой цели посмотреть на Родину-мать, архитектурой этого города на Волге мы были разочарованы — банально, скучно, серо. Поразила лишь его широта, от края до края, не блуждая, мы пересекали его час с лишним. А потом еще, следуя указателю, свернули на какую-то дорожку, вьющуюся мимо речных шлюзов. Это в Волгограде выезд на ростовский тракт.

Но нам на сам Ростов не надо. В Абхазию — только через Краснодар, а Ростов-на-Дону стоит чуть в стороне. Чуть — это лишних километров 150. Зачем? Лучше, как нам советовали, уйти влево, на городки Котельниково, Сальск, Тихорецк, чтобы на прямке достичь Краснодара. Сворачиваем и... Признаемся, от «федералки» мы уходили с опаской, ожидая попасть на что-то вроде иркутской грунтовки. Однако с удивлением обнаружили практически идеальный асфальт. Сейчас, проехав почти всю Россию, мы можем с уверенностью сказать, что там, на югах, самые лучшие дороги. Причем, по сравнению с таковыми в Волгоградских и Ростовских областях, дорожки в Краснодарском крае еще лучше! Без всякого преувеличения их можно сравнивать с формульными кольцами или раллийными допами, хотя мне больше по душе аналогия с виртуальными трассами автомобильных симуляторов. Всякое отсутствие даже мелких неровностей, яркая разметка и длинные, очень длинные прямики с пологими поворотами позволяли выжимать из «Марковника» все его 140 сил. Только там мне удалось несколько раз загнать стрелку спидометра до срабатывания ограничителя (попутно обнаружив, что прибор привирает на 10 км/ч). Только там средняя скорость ушла далеко за сотню.

Сочинская трасса. 30 поворотов
на погонный километр...
... в Адлере сменяют
длинные прямики

Так бы и мчали до Краснодара, если бы не густонаселенность края, сравнимая с китайской. Только разгонишься, пролетишь полсотни верст, как городок на пути встает, точнее, станица с ограничением в 60. А потом и знак «сорок» висит. Вырываешься на оперативный простор, опять газ в пол, но уже через 30 км снова одноэтажными домиками вырастает очередная кубанская деревушка. Такого количества населенных пунктов мы не видели нигде. Впрочем, это вполне объяснимо местным климатом. Благодатная земля манит народ со всей России. Шутка ли, пока у нас в Сибири вызревает первый урожай, скажем, пшеницы, здесь уже готовятся к снятию второго. И дорога, по которой мы ехали, как раз проходила среди полей, которые впервые не вызывали у меня приступа депрессии, связанной с открытыми пространствами. Если можно так сказать, то это были настоящие оазисы, кое-где обрамленные аллеями тополей и акаций, с цилиндрическими скирдами свежей соломы, простертые от горизонта до горизонта. Это кубанское великолепие не истощалось и в городишках, попав в которые, мы вспоминали песню Антонова «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную». Только в данном случае улицы могли носить такие названия по вполне объективной причине — здесь прямо на обочине раскинулись персики, там грецкий орех, чуть дальше тот же абрикос с виноградом. Подъезжай и срывай. Не меньше там радовала и чистота, воспринимавшаяся как вполне естественное явление. Притом ни дворников, ни каких-либо уборочных машин мы не замечали. Вероятно, тут причина в самом менталитете кубанцев, любящих свой край. Возможно, все дело в отношении к своей работе губернатора, которого обожает народ и который отвечает электорату тем же.

Так или иначе, но Кубань вызвала у нас исключительно положительные эмоции (чего нельзя сказать о тамошних служителях полосатого жезла), не сменившиеся на негатив даже в ее центре — Краснодаре. Это такой же цветущий и чистый, как все его сателлиты, город, на улицах которого, дотянувшись, можно отведать ничейные тропические фрукты. Причем город старый, заложенный еще при Екатерине II и потому насыщенный историческими памятниками, как родной Ангарск супермаркетами. Ей-Богу, рай, в котором, правда, все говорят на языке, далеком от русского, с такими характерными словечками, как «шо» и «гля».

Впрочем, настоящий рай ждал нас чуть-чуть дальше, в близкой уже Абхазии. Всего триста с лишним километров отделяют ее от Краснодара. Но шли мы их целый день, потому как двести верст из этих трех сотен дорога петляет между Черным морем и горами, открывая и с той, и с другой стороны шикарнейшие пейзажи. Картину праздника жизни усиливает аромат водорослей, попадающий в салон сквозь открытые окна, дурманящий и заставляющий бросить машину, бросить дорогу, остановиться, выйти, наслаждаться. Или, в крайнем случае, высунуться из окна и ловить этот тугой южный воздух. Но нельзя, нельзя. Трасса, петляя по горным склонам, перед которыми прибайкальские сопки просто кучки песка в песочнице, делает настолько крутые зигзаги, что кружится голова, а шины пищат в поворотах. Причем разогнаться, как и на уральском перевале, невозможно. Скоростные порывы прерывают медлительные колесные сухогрузы, чей обгон доступен только самоубийцам. Также много городков, расположенных прямо на берегу моря, где скорость ограничена злосчастными 60 км/ч. Только в этом случае, в отличие от внутрикубанских станиц, это вполне обоснованно. Народу, в том числе на проезжей части — словно муравьев в муравейнике. Кстати, Абхазию как место отдыха мы выбрали именно по причине безлюдности и покоя. А все приморье в Краснодарском крае — это все равно что один сверхкрупный мегаполис, непрерывно распростертый вдоль побережья. И Сочи с примыкающим к нему Адлером — апофеоз этого туристического ада. Скорее из него, скорее из этого душного, забитого пробками города, скорее в такую тихую и, кажется, дремлющую Абхазию, где нас уже ждут друзья.

Максим МАРКИН
Фото автора

P.S. Этот материал всего лишь первая и, надо сказать, не самая интересная часть, рассказывающая о нашем путешествии. Ведь мы еще не добрались до Питера и тем более, не направили колеса нашего «Марка» обратно на восток. Так что ждите продолжения.

"Автомаркет+Спорт" №28 20.08.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика