Экспертиза
Чисто конкретно
автошампуни
Несмотря на то что автомобильные мойки прочно
вошли в повседневный обиход, многие автовладельцы периодически или
постоянно моют машины самостоятельно. Естественно, с помощью
автошампуней, которых на прилавках великое множество. Кто-то уже
определился — чем мыть, кто-то постоянно меняет препараты с целью найти
лучший. То же попробовали сделать и мы — купили 8 автошампуней и
отправились в автомойку «Пит-Стоп» (Иркутск, ул. Р. Люксембург, 1).
Конечно, кроме практической мойки, неплохо бы было провести и химическую
экспертизу составов с определением содержания поверхностно-активных
веществ (ПАВ), показателя активности водородных ионов (рН), как и тест
моющей способности шампуней, но сделать это в Иркутске технически
сложно.
НА ТЕСТ ВЫЗЫВАЮТСЯ...
Мы постарались приобрести составы из
разных ценовых ниш в совершенно разных местах. Причем выбор был случайным —
увидели, купили...
Golden Wax
Автошампунь, суперконцентрат с полирующим
эффектом, высокопенный с фруктовым запахом. Производство «Астрохим», Москва.
Объем 1 литр. Цена 30 руб.
Auto wash & wax ASW
Концентрированный шампунь с воском для
мытья автомобилей. Производство Mannol, Германия. Объем 1 литр. Цена 90 руб.
Smart car wash
Шампунь-кондиционер, концентрат.
Производство DoctorWax, США. Объем 0,3 литра. Цена 86 руб.
Smart wash & wax
Шампунь с воском, концентрат. Производство
DoctorWax, США. Объем 0,3 литра. Цена 83 руб.
Extreme, Rahid Drying wash & wax
Быстроосушающий восковой автошампунь.
Производство TurtleWax, США. Объем 0,5 литра. Цена 177 руб.
Soft Wash Gel
Концентрированный шампунь. Производство
Meguiar`s, США. Объем 0,473 литра. Цена 165 руб.
Rich suds car wash
Автомобильный шампунь для поклонников
исключительно чистых автомобилей. Производство Meguiar`s , США. Объем 0,473
литра. Цена 163 руб.
Gold Class car wash shampoo & conditioner
Автомобильный шампунь-кондиционер.
Производство Meguiar`s, США. Объем 0,473 литра. Цена 223 руб. |
СУХА ТЕОРИЯ...
Основное, что должно быть в составе шампуня, хоть и в
очень небольшом количестве, это поверхностно-активные вещества (ПАВ).
Они определяют чистящую и моющую способность средства. Их задача —
эффективно удалять масляные и другие загрязнения с кузова автомобиля и,
поддерживая поднятую и размельченную грязь во взвешенном состоянии над
поверхностью эмали, обеспечивать легкое ее смывание. Массовая доля ПАВов
в шампуне должна быть не менее 0,5 %. Конкретное их содержание можно
определить только в лабораторных условиях. В нашем тесте обращалось
внимание на легкость удаления грязи при мойке смоченной в растворе
губкой с минимальным усилием. Если ПАВов в шампуне мало, то моющий
раствор мало чем отличается от воды, даже если пена суперинтенсивная.
Пена при мойке шампунем быть должна, но большое ее количество не говорит
о высоком качестве моющего вещества, к тому же обильную пену приходится
долго смывать, что при мойке вручную неприятно и требует много времени.
Показатель активности водородных ионов — всем
известный рН — позволяет судить о кислотно-щелочном балансе моющего
вещества и уровне его агрессивности ко всему, с чем оно контактирует:
эмаль кузова, резиновые уплотнители стекол, пластик и, конечно же, кожа
рук мойщика. При лабораторном исследовании 30-ти шампуней, проведенном
журналом «Авто-Ревю», ни один из них не проявил большей, чем установлено
химиками синтетическим моющим средствам, агрессивности. Мы надеемся, что
наши экземпляры также отвечают этим параметрам, что подтвердилось
субъективными ощущениями мойщиков. Пена с рук сходила после легкого
споласкивания водой, неприятных ощущений и покраснений кожи не
наблюдалось.
Добавки в виде полиролей и воска оставляют на
поверхности эмали тонкий слой, защищающий от проникновения
ультрафиолета, препятствующий осаждению грязи, не задерживающий пыль и
способствующий последующим мойкам. Здесь есть некоторые ограничения —
при наличии в шампуне воска использовать необходимо теплую воду и кузов
автомобиля не должен быть холодным. При температуре воздуха ниже 15
градусов соблюсти последнее условие уже проблематично — на поверхности
остаются разводы, удалить которые можно только интенсивной полировкой
сухой поверхности. Эти неприятные последствия усугубляются на темных
кузовах автомобилей.
Ароматизирующие добавки, кроме приятных (или
неприятных) ощущений, ничего практического не дают и предназначены для
того, чтобы привлечь внимание при покупке.
Мойка с применением аппарата высокого давления отличается от простой.
Использование струи воды ускоряет и облегчает процесс, в промежутках
между обливанием автомобиля из брандспойта кузов моется вручную губками
с шампунем. Ручной рутины не избежать и человеческий фактор не
исключить. Струя высокого давления хорошо сбивает грязь, но очень
высокое давление может повредить покрытие, «отмыть» молдинги и различные
накладки на кузове и даже снять эмаль со шпатлевкой после
некачественного кузовного ремонта.
Особо не афишируется, но большинство иркутских моек в
целях экономии пользуются средствами для мытья посуды — Fairy или
«Каплей», а не автошампунями. Ведь в стоимость одной мойки, к примеру
100 рублей, входит, помимо зарплаты мойщиков, стоимость электроэнергии,
воды, аренды помещения, налоги, стоимость моющего средства, есть еще
некоторые дополнительные расходы, а также прибыль фирмы. Значит, чем
дешевле средство, тем выше прибыль. По большому счету пользование
средствами для мытья посуды особого вреда автомобилю не нанесет. И все
же проведенные исследования говорят, что постоянное применение Fairy
вызывает коррозию металла в местах, где средство плохо смывается водой —
это щели, различные карманы и глухие уголки кузова.
НА ПРАКТИКЕ
Из
восьми наших шампуней никто из мойщиков, а каждое средство опробовали по
три человека, не забраковал ни одного. Зато все в один голос выделили
лидера — Gold Class от Meguiar`s. Этого шампуня для разведения в воде
требуется меньше всего, и эффект от него чувствуется сразу: после
первого движения смоченной в нем губки видна смытая грязь, даже если
автомобиль выглядит чистым. Пены этот шампунь дает не много, но для того
чтобы смыть ее, потребуется достаточное количество воды, что чувствуется
только при ручной мойке. После сушки эмаль выглядит обновленной, как
будто по ней прошлись полиролью. Налицо явный стабилизирующий эффект.
Казалось бы, самый недорогой шампунь должен и эффект
дать пропорциональный, однако отечественный Golden Wax проявил себя
неплохо — кузов после него на солнце блестел и разводов не осталось.
Пены, может, он дает многовато, но при неоднократном использовании можно
получить требуемую концентрацию моющего раствора с приемлемым
количеством пены. Сильного полирующего эффекта, обещаемого на этикетке,
незаметно, но какой-то налет на эмали чувствуется. Слабо ощущается и
обещанный фруктовый запах.
Приблизительно так же проявил себя и Mannol, только
его необходимо разводить в горячей воде и мыть теплый автомобиль (на
холодном остаются разводы, требующие дополнительной полировки на сухую).
Образовавшееся покрытие явно ощущается при соприкосновении, вода
собирается в крупные капли. Плохо, что не написано, в какой концентрации
использовать шампунь.
Требуют теплой воды и два шампуня с воском —
DoctorWax и TurtleWax. При холодной мойке на кузове остаются разводы, и
чем темнее цвет автомобиля, тем они виднее, и на их располировку
требуются большие усилия. Однако если все правильно сделать, эффект
порадует. Первое — это легко скатывающиеся капли воды и скользкая
поверхность кузова, не задерживающая грязь и пыль. И при последующей
мойке этот процесс явно облегчается.
Остальные шампуни — твердые середнячки, купив
которые, в проигрыше не окажешься. Они облегчают процесс мойки, излучают
аромат, имеют умеренный расход (одного флакона хватит на 10-15 моек).
После первого применения шампуня облегчается и
процесс последующих моек. В то же время если перед этим мыли или
натирали автомобиль неизвестно чем (мойщики говорят, что «китайскими
средствами»), то первая мойка может оказаться проблемной, особенно
шампунем с воском. Прежнее вещество «скатывается», оставляя не просто
разводы, а скорее даже пятна на кузове, для удаления которых требуются
дополнительные усилия.
Николай РУДЫХ
РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ
ПРОФЕССИОНАЛОВ
Идеальный вариант — мыть автомобиль
ежедневно, при любой погоде и полном отсутствии воды на дорогах: пыли все
равно не избежать и лучший способ удалить ее — смыть. При ежедневной мойке
достаточно 15 минут, за это время качественно протереть автомобиль от пыли
вряд ли удастся. Кстати, при ежедневных мойках шампунь применять не
обязательно, достаточно раз в три-пять дней и при загрязнении кузова.
Мойку грязного автомобиля следует начинать
с отмачивания, то есть сначала просто ополоснуть водой. Для мойки лучше
применять не тряпку, а губку. Не обязательно фирменную и дорогую, можно и
обыкновенную бытовую за 10 рублей.
Сначала моется крыша автомобиля и стекла,
моющий раствор, стекая, отмачивает нижнюю, более загрязненную часть
автомобиля. Постепенно спускаясь, моют нижнюю часть, причем лучше не сразу
до самого низа, а полосами, по периметру автомобиля. По намыленному
автомобилю желательно еще раз пройтись губкой с чистой водой и потом
ополоснуть. После мойки автомобиль желательно сразу вытереть насухо, и здесь
лучше всего подойдет
специальная
ткань — искусственная или натуральная замша, которая хорошо удаляют влагу,
практически высушивая автомобиль, и не оставляет разводов. Протирать насухо
автомобиль надо из-за пыли, оседающей на капли воды, тогда он сразу же
теряет чистый вид. В сухую ветреную погоду автомобиль лучше не мыть, пыль
оседает мгновенно — пока моешь одну сторону, другая уже опять грязная. Если
мойка проводится на природе, где нет пыли, к примеру на даче, и водой, не
содержащей много солей, то протирать автомобиль не обязательно. Чистая вода,
высохнув, почти не оставляет пятен. Нежелательно мыть автомобиль на солнце и
уж совсем никуда не годится обливать холодной водой разогретый солнцем
автомобиль — стекла могут потрескаться, что нередко случается летом на
берегах наших холодных рек. Опасен и обратный процесс — горячая вода на
холодный кузов.
Для исключения воздействия на ваш
автомобиль неизвестного моющего средства, при посещении мойки можно иметь
свой шампунь. Мойщики сильно возражать не будут, ведь стоимость процедуры не
меняется. |
"Автомаркет+Спорт" №31 10.09.04
|