искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспертиза

Mакияж для железа

Эмаль кузова

Эмаль кузова неприятности подстерегают повсюду — на дороге (камни), при заезде в гараж (ворота), при остановке (бордюры и неожиданные препятствия), при погрузке (неаккуратные действия), от вандалов (спектр действий непредсказуем). И даже мелкая царапина иному впечатлительному владельцу может доставить душевные муки, обострение которых происходит при каждом очередном взгляде на автомобиль.

Отдавать автомобиль в покраску? Подавляющее большинство покрасочных мастерских согласятся красить только элемент целиком. Вместе с подбором эмали это встанет владельцу тысяч в пять рублей, а то и больше. Стоит ли игра свеч?

Между тем, на рынке сегодня предлагается неплохой выбор средств для мелкого косметического ремонта. Мы решили испробовать их в деле.

ПОКУПАЕМ

В нашем случае нужна была эмаль белого цвета по заводской маркировке 040. Из тех, что встречаются в торговле, с таким обозначением предлагается только японская Soft 99, причем как в варианте «кисточка» (ее еще называют штрих-корректором), так и в аэрозольных баллонах (инструкция на русском языке). Продавец заметила, что этот цвет очень популярен и его быстро разбирают. Парадоксальна разница в цене: баллон 300 мл. стоит 287 рублей, баночка с кисточкой объемом 12 мл. — 148 рублей.

Встретили мы и эмаль Motip в аэрозольных баллонах объемом 400 миллилитров. Так как производитель европейский, коды эмалей не совпадают, так что продавец предложила четыре оттенка на выбор. Лючок бензобака для подбора снимать не хотелось, пришлось брать четыре колпачка баллона и подбирать цвет непосредственно на автомобиле. Задача не из простых. Каждый оттенок по отдельности вроде похож, но при сравнении все они имеют серьезные различия. Только разглядывание под разными углами позволило сделать окончательный выбор в пользу цвета с обозначением 45710. Баллон стоит 288 рублей и снабжается красочной инструкцией-раскладушкой. Штрих-корректоров Motip такого цвета не оказалось. Не нашлось их и в других торговых точках.

В одной из фирм, специализирующейся на подборе оттенков эмалей, всего за 60 руб. взялись приготовить «ноль сороковую» эмаль Мipa из немецких миксов. Уже на следующий день после заказа был получен нужный флакончик, напоминающий лак для ногтей (в таком качестве его тоже можно использовать). Ни названия, ни цвета не было обозначено, как не было и инструкции по применению. Продавец лишь уточнила, что это акриловая эмаль.

«Кто на свете всех белее...»

Знакомые профессиональные маляры не рекомендовали покупать баллоны эмали ABRO, но ради эксперимента мы взяли эту повсеместно продающуюся акриловую краску-спрей (объем 473 мл.). Оттенок подбирался по цвету крышки и сразу насторожил. Инструкция на корпусе баллона гласила, что «краска применяется для окраски металлических и деревянных поверхностей различных предметов как для домашнего, так и для уличного использования» — то есть автомобильное использование как бы не предполагается. Цена баллона 105 руб.

Остальные материалы для ремонта — шпатлевку (универсальную и отделочную) Novol, растворитель Dudaluks, наждачную бумагу (Mirka P800 и Hermes P1500), мы взяли первые попавшиеся.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СРЕДСТВА
ПО УСТРАНЕНИЮ ЦАРАПИН

 Средство

Цена, руб.

Эмаль в аэрозольном баллоне Soft 99 (Япония)

287

Эмаль в баночке с кисточкойSoft 99 (Япония)

148

Эмаль в аэрозольном баллоне MOTIP (Голландия)

288

Эмаль в баночке с кисточкой MIPA (Германия)

60

Наждачная бумага Hermes (Германия)

16

Шпатлевка Novol универсальная (Польша)

48

Шпатлевка Novol отделочная

55

Растворитель Dugaluks (Югославия)

70

Наждачная бумага Mirka (Финляндия)

11

КРАСИМ

Скол на верхней части пятой двери — ржавчина «залезла» под эмаль

В качестве подопытной была взята Toyota Corolla со множеством местных сколов от камней и царапин, часть из которых ведет родословную еще из Японии. Есть и пара не больших, но заметных вмятин — следы контактов с бордюром и грузовиком на перекрестке.

Мелкие сколы, если металл не оголен, просто обезжириваются. Там, где виден металл, приходится зачищать наждачкой, а если уже появилась ржавчина, то место коррозии приходится разделывать — ржавчина поползла под слой эмали, что хорошо видно по красному налету. Металл без коррозии темного серо-синего цвета, фосфатация крепко держится и не дает появиться коррозии.

Там, где произведена разделка, приходится шпатлевать. Шпатлевка необходима и в глубоких царапинах, причем сначала наносится универсальная, а затем отделочная. Процедура шпатлевания многоступенчатая: приготовление шпатлевки из двух компонентов, нанесение, сушка 15-20 минут, обработка наждачкой, затем нанесение еще одного слоя шпатлевки, потом зачистка. И так несколько раз до получения гладкой поверхности. Потом те же действия, но уже отделочной шпатлевкой, и только когда поверхность не просто ровная, а гладкая, можно наносить эмаль.

АЛЬТЕРНАТИВА

Неглубокие царапины в пределах толщины лака (от веток деревьев) можно скрыть (но не удалить или заделать) полировкой. То есть округлить острые кромки царапины. Но работа это тонкая, требующая опыта. Дилетант может протереть эмаль и до металла. При профессиональной полировке кузова такие царапины обрабатываются отдельно и в глаза потом не бросаются.

Нанесение кисточкой не вызывает проблем, только вот маленьких точек она не ставит: точечные сколы лучше обрабатывать спичкой или зубочисткой. При работе кисточкой или зубочисткой руке лучше иметь дополнительный упор, на весу эмаль можно размазать на большей площади, чем необходимо. Идеально попасть в скол невозможно, и эмаль вытекает за границы повреждения, а высыхая, в сколе оставляет ямку, и приходится красить еще раз или два. Царапины красятся движением кисточки, но и здесь идеально повторить профиль повреждения невозможно. Японская «ноль сороковая» почти «попала в цвет», а вот приготовленная Mipa оказалась заметно белее и от нее пришлось отказаться.

При кажущейся простоте процесса он довольно трудоемкий. Пока все сколы зачистишь, затем обезжиришь. Хорошо еще, что предварительно прошел по кузову тряпкой, смоченной в керосине, часть «сколов» бесследно исчезла. При повторном подкрашивании через 10-15 минут некоторые сколы и трещины приходится уже искать едва ли не с лупой. Не то что они стали совсем незаметны, но под различными углами они ведут себя по-разному и иногда незаметны, тем более под бликами солнца. Все закрашенные места видны, однако в глаза не бросаются, и с расстояния поверхность выглядит чистой, без сколов и царапин.

Там, где повреждения шпатлевались кисточкой, особо и не поработаешь — полосы остаются, надо браться за распылитель. Сразу пришлось отказаться от краски-спрея ABRO — контрольный напыл показал явное несовпадение оттенка. Жалко — свойства этой эмали нам остались неизвестны.

Традиционное место сколов — стык арок колес и задней двери

Перед покраской поврежденных участков из баллончиков на близлежащих поверхностях необходимо тщательно закрепить укрывной материал: вылетающий под давлением факел эмали способен поднять в воздух любую бумагу. Вообще, для этого предусмотрен специальный укрывной материал и малярный скотч, но этими составляющими качественного ремонта мы как дилетанты пренебрегли. Пришлось прибегнуть к старым журналам и традиционному прозрачному скотчу. Закрывать следует тщательно, на большой площади и без щелей. Как бы много на это времени не потребовалось, в другом случае результат будет плачевным: если распыляемая эмаль попадет на близлежащие поверхности и детали, то на ее удаление потребуется времени значительно больше.

При закрашивании распылять эмаль приходится несколько раз. За один проход закрасить повреждение невозможно, скорее всего, появятся подтеки, удалять которые сложно. Первый же распыл Motip это подтвердил. Пришлось быстро удалять эмаль тканью и начинать все сначала. А в общем, эта эмаль понравилась неплохим совпадением оттенка и хорошим распылом.

Японская эмаль тоже попала «в цвет», вот только к ее факелу приспособиться не получилось: поверхность после окончательного нанесения получилась не глянцевой, как у Motip, а слегка шершавой, так что последующая полировка неизбежна. Вообще в подобных случаях без полировки обойтись сложно — пылинки, частицы эмали, оседая, портят поверхность и восстановить ее можно только последующей полировкой. Причем делать это надо через несколько дней или даже недель. Окончательно эмаль «встанет» не скоро. Заполировывать затем придется и след от бумаги или скотча: снятые, они оставляют полосу — границу старого и нового покрытия.

На фото результат ремонта почти отличный, на деле
нюансы остаются

На эти упражнения ушло больше дня, и результат получился, прямо скажем, не блестящий. Везде, где прикладывалась человеческая рука, остался след. Выводы неутешительны: бесследно устранить царапину или скол самостоятельно не удастся (о чем нас и предупреждали маляры). Так что, если хочется достигнуть оптимального результата, лучше обратиться к профессионалам. Но это будет стоить другие деньги.

За ремонт со шпатлевкой лучше не браться вообще — это удел кузовщиков. Некоторые специалисты по полировке кузовов рекомендуют закрашивать неглубокие царапины без повреждения металла (их можно заполировывать). Еще надо иметь в виду, что эмали «металлик» и «перламутр» после окраски требуют и нанесения лака, что так же замедляет и усложняет процесс.

Есть еще один способ заделать царапины: в продаже встречаются специальные карандаши под цвет эмали кузова. В основе таких карандашей — воск, и небольшую царапину они могут сделать незаметной. Но только до первой мойки или стоянки на солнце — воск вымывается или вытекает от жары. Кстати, к вопросу о том, где и какие косметические средства для заделки царапин покупать, мы вернемся в ближайшем номере «Навигатора «Автомаркета» в нашей фирменной рубрике «Калькулятор».

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛов

Андрей АЛЕХНОВИЧ,
директор кузовной мастерской «Автокосмос»

— Браться за устранение царапин крайне невыгодно. На взгляд дилетанта, крошечный скол или царапинка не требуют особых усилий и можно быстренько сделать повреждение незаметным. На деле же времени на это уходит почти столько же, как и на покраску целого элемента, крыла или капота. За устранение небольшого скола маляр менее чем за 2000 рублей вряд ли возьмется и то без предоставления гарантий качества. Если же на крыле или капоте сколов и царапин несколько (а так часто и бывает — посмотрите внимательно на свой автомобиль), то на их заделывание-закрашивание времени уйдет немногим меньше, чем на перекраску элемента, и стоить это будет почти столько же, как и перекраска всего капота — 5000-6000 рублей. Причем полная перекраска даст куда лучший результат — при частичной заделке следы останутся все равно. Самое простое и недорогое, если нет особых претензий к внешности, купить подходящую готовую эмаль и закрасить повреждение самостоятельно.

А вообще, всякие кисточки, баллоны и прочие штрих-корректоры — просто детские игрушки. Это материалы невысокого качества, чуть лучше нитроэмалей. К тому же попасть «в цвет» почти невозможно. Просто так мазнуть кисточкой тоже не получится, потребуется и растворитель для обезжиривания, и наждачная бумага для зачистки, и шпатлевка для заделывания углублений, и скотч для заклеивания смежных с закрашиваемым участков. А еще нужны руки, голова и много времени. А также ясная теплая погода или гараж.

Андрей МЕШАНГОВ,
директор мастерской «Шик-Сервис»

— За заделыванием сколов и царапин лучше обращаться к малярам. Полировщики могут только скрыть неглубокие царапины. Мелкие сколы мы закрашиваем после полировки, лучше всего для этого подходят японские ремонтные эмали и штрих-корректоры. Ими можно пользоваться и самостоятельно.

ВЫВОДЫ

Эмали Soft 99 и Motip вполне пригодны для мелкого ремонта и позволяют добиться удовлетворительного результата. Но только в случае мелких повреждений. Сколы и царапины до металла требуют наличия профессиональных навыков.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЦАРАПИН

 

Действие

Средство

1

Зачистка скола, царапины

Наждачная бумага, отвертка

2

Обезжиривание

Растворитель, салфетка (ветошь)

3

Шпатлевание (при глубоких сколах)

Шпатлевка, шпатель

4

Зачистка шпатлевки
(пункты 3 и 4 повторяются несколько раз)

Наждачная бумага
 

5

Нанесение эмали в 2-3 слоя
 

Кисточка, зубочистка,
аэрозольный баллон

6

Полировка (через несколько дней)

Абразивная полироль

Николай РУДЫХ

"Автомаркет+Спорт" №32 17.09.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика