искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Маршрут

4-й путь

Иркутск - Б. Голоустное

Когда говорят о дороге на Байкал из Иркутска, обычно вспоминают три трассы — в Листвянку, через Баяндай-Еланцы к острову Ольхон и Малому морю, а также по южному берегу Байкала (Култук, Слюдянка, Байкальск, Выдрино). Между тем есть еще одна дорога — через Малое и Большое Голоустное — пока еще малоисследованная, но не менее живописная и интересная, чем три других. Мы решили «пробить» эту трассу для наших читателей.

Асфальтовое сЧастье

Выезда из Иркутска два — один начинается от перекрестка улиц Ширямова-Дорожная (не доезжая аэропорта метров 800, нужно повернуть на светофоре налево по указателю «Пивовариха»). Здесь почти всегда толчея, часты ДТП. Основную информацию о населенных пунктах и расстояниях можно почерпнуть из придорожного указателя. На выезде из города можно заправиться бензином на современной заправке. Дорога идет через пригородный поселок Дзержинск вдоль аэропорта. В Пивовариху и на нужную нам трассу можно попасть также с поворота налево в районе 11-го км Байкальского тракта (направо Новолисиха) — в поселок ведет хорошая асфальтовая дорога длиной примерно 3 км.

Последний оплот цивилизации

Мы выбрали дорогу непосредственно из города — она порадовала хорошим асфальтом. Новое покрытие сделано по технологии поверхностной обработки, есть даже разметка и все положенные дорожные знаки. Нужно быть внимательным к скоростному режиму — трасса провоцирует на нарушения, и здесь часто дежурят сотрудники Иркутско-сельской ГАИ, славящиеся своим неуступчивым характером.

В Пивоварихе глаз радует обилие магазинов и кафе.

7-й километр. Опасный участок дороги
Покровский погост

На 7-м км следует притормозить, так как впереди сложный участок дороги: серия крутых поворотов, начало которых на спуске, а конец на подъеме. Качество дорожного покрытия провоцирует ехать под сотню, прибавьте к этому живописный пейзаж за окном. Как мрачное напоминание о том, что жизнь невечна, метров через 300 после этого участка по правой стороне расположился Покровский погост.

Где-то здесь потерялся целый километр дороги

В начале 9-го километра пропала мобильная связь «Байкалвесткома» и «Теле2», а через километр перестал приниматься сигнал «МТС». За окном, кроме полей и леса, дачные поселки. Первое село — Худяково — вместо 15-го километра, обещанного указателем на выезде из Иркутска, повстречалось на целый километр раньше. Может, дорога усохла, вследствие чего расстояние укоротилось? Количество попутных машин заметно растет, что объясняется большим количеством садоводств в этих местах (последовательно: Факел, Химик, Багульник, Зеленый сад).

Странная развилка за Худяково

После Худяково есть еще несколько небольших садоводств (на некоторые ведут дороги — Ромашка, Комби, Лесовик, Лесотехникум, Взрывник, Соболь) и совсем маленькая нежилая деревушка Кукша. После Худяково многие автопутешественники будут озадачены странной развилкой, которой нет на самых подробных картах (мы пользовались километровкой). На приличной скорости сложно сообразить, что трасса поворачивает налево, а прямо дорога ведет в лес. Хорошей подсказкой на этой развилке служит разметка, по ней и нужно ориентироваться. Жаль, что ее зимой не видно, а знаков нет. Вскоре после развилки дорога пересекает реку Ушаковку. Рыба в ней водится, да и места красивые. Здесь можно остановиться (для этого есть площадка) перекусить или просто отдохнуть. Летом тут наверняка очень людно: теплая вода, мягкая травка — красота! Не случайно здесь концентрация садоводств: Ясное, Проектировщик, Нефтеразведчик, Пульс.

Опасный поворот

Следующей точкой на карте маршрута значится село Поливаниха. Ничем не примечательное, кроме крутого поворота дороги. Вообще признаки цивилизации закончились еще в Пивоварихе. Вдоль трассы нет ни кафе, ни шиномонтажек, сотрудники ГАИ сюда почти не забираются. Только дорога шириной 7 метров, да дорожные знаки по обочинам. Встречаются, конечно, автобусные остановки — вдоль этой дороги в общей сложности расположено четыре десятка садоводств, но за Поливанихой их уже почти нет. В эти места ходит автобус № 133 по расписанию.

Дорога длЯ настоЯщих мужЧин

Верно говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Именно такие мысли приходят в голову на 30-м километре трассы: асфальт закончился, началась грунтовка. Скорость упала до 60 км/час, но при этом чувствуешь себя в автомобиле относительно комфортно.

Благодатное место для отдыха

На 32-м километре указатель информирует о населенном пункте с интересным названием Добролет (здесь к трассе снова подходит Ушаковка). Он справа от дороги. Километровые знаки по-прежнему встречаются регулярно, чего не скажешь о других дорожных знаках, а их местами явно не хватает. 80 км/час на этом участке оптимальная скорость, ям и колдобин нет. Много отворотов в лес — здесь частые гости грибники, ягодники и собиратели кедровых орехов. 35-й км примечателен протекающей речкой с необычным именем Солонянка. К речке можно съехать, есть место, где поставить машину, но как и прежняя стоянка на Ушаковке, эта также ничем не обустроена. Чуть дальше Ушаковка раздваивается — на Правую и Левую.

Рыба в Ушаковке есть!
Речушка Ручей

Рядом с Солонянкой у меня перестали приниматься последние радиостанции FM-диапазона. Сотовая связь отсутствует. Качество гравийной дороги описывать сложно; то идет отличное ровное полотно, и ехать 100 км/час вполне реально, то появляются ямы и валуны, но их немного.

Нечитаемые указатели у Горячего Ключа

Горячий ключ, как и было обещано на указателе, расположен на 40-м км. Перед населенным пунктом встречает развилка с нечитаемыми указателями. Но тем не менее налево Горячий ключ, а направо — Большое Голоустное (в любом случае дорога после поселка опять соединится). Раньше в Горячем Ключе был большой леспромхоз, о чем свидетельствуют горы опилок и обрезков деревьев. Сейчас это место славится производством пиломатериала, причем недорогого и хорошего качества. Здесь делают все, начиная от заборной доски до домов под ключ (из бруса или круглого леса на выбор). 43-й км примечателен маленькой речушкой Ручей, она имеет очень извилистый характер и пересекает дорогу аж 3 раза!

Бурятские юрты + электрификация = турбаза

Место, где можно отдать дань бурятским богам, находится на 44-м км — это первая стоянка, которая более-менее оборудована. Есть где посидеть, умыться в речке: она журчит рядом. Да, чуть не забыл, здесь имеется единственный на всей трассе туалет. Природа в этих местах просто сказочная, но иногда это великолепие нарушают большегрузные лесовозы: с ревом и с тучами пыли они проносятся в сторону Иркутска. Через дорогу — крутая скалистая гора, тут местные жители устроили что-то вроде каменоломни.

Выглядит необычно, но стоит надежно

После 47-го км мое внимание привлекли, как ни странно, телеграфные столбы. Ничего необычного в них, на первый взгляд, нет, но если присмотреться, то удивляет способ их установки. Он корнями уходит в глубину веков. Судите сами — вокруг каждого столба сложен небольшой сруб размером примерно 1х1 м, высотой четыре-пять венцов. А для устойчивости телеграфного столба, стоящего в центре, сруб заполнен крупными камнями. Выглядит это весьма непривычно. Коварство 48-го км заключается в очень крутом повороте направо, сам поворот сложно просматривается и, если потерять бдительность, можно вылететь с дороги в огромную котловину, водная гладь которой как бы является продолжением дороги. Будьте внимательны! Грунтовая часть трассы здесь сложнее и местами слабо предсказуема, особенно если проезжаешь по этой дороге впервые. Качество любой трассы без асфальтового покрытия очень сильно зависит от погодных условий. Представим, прошел хороший дождь, груженые лесовозы (а они встречаются повсеместно) 30-50 машин в день, да в оба конца. Представили? Что останется от дороги? Правильно — за два или три дня получится, пожалуй, только направление — если дорожники грейдером ситуацию не поправят. Поэтому, собираясь в поездку, стоит изучить прогноз погоды. Мне повезло: светило солнышко, было тепло и сухо, к тому же грейдер прошел недавно!

Малое Голоустное

Въезд в Малое Голоустное

Вот и долгожданное Голоустное, но пока только Малое — Большое еще впереди (через 35 км). На въезде с левой стороны находится священная гора Шаманка, и в той же стороне дальше по ходу движения другая бурятская святыня — Красная Скала (Эжэтэй Улан Шулуун). На карте их точного местоположения не отмечено. В древности у буpят, живших возле Байкала, существовал культ скал. Например, обвиняемый в пpеступлении пpибегал к священной скале и обхватывал ее pуками, это заменяло пpисягу. Веpили, что в случае лже-пpисяги он непpеменно умpет.

Каменоломня

Расстояние от Малого Голоустного до Иркутска — 74 км. Название это происходит от реки Голоустная, что означает буквально «голое устье». Так говорят местные жители. Имеется столовая, в которой можно вкусно и недорого поесть, в магазинах меня приятно удивили цены — такие же, как в Иркутске. Ассортимент товаров скромнее, но все необходимое есть. Сделав покупки и перекусив, можно посвятить час-полтора пище духовной. Начать лучше с дома-музея. В старинном русском доме оборудована гончарная мастерская. Если повезет, то на глазах мастер-гончар изготовит традиционные русские игрушки или предметы утвари. Это уникальная возможность познакомиться с древним ремеслом. Тем, кто увлекается изобразительным искусством, прямая дорога в Картинную галерею, где есть экспозиция местных художников. Все здешние достопримечательности найти просто. Спросите первого встречного, он наверняка растолкует более доходчиво, тем более, что заблудиться в Малом Голоустном негде.

А вот по автомобильной тематике информация крайне печальная: магазинов автозапчастей нет, как нет и шиномонтажки или захудалого сервиса. И что самое грустное, нет нормальной АЗС, хотя есть заправка лесхоза, продают там только 80-й бензин: по 12 руб. 40 коп., 92-й не помнят, когда привозили. Жаль, сфотографировать заправку мне не позволила грозная «королева бензоколонки». «Только с разрешения директора», — сказала она.

Корабли пыльных дорог

Дороги в селе в плачевном состоянии, особенно те, где раньше был асфальт. Народ не живет, а, как правило, выживает: работы нет, зарплата в 1000 рублей считается нормой даже для продавца в магазине. Но вместе с тем, на крышах домов можно увидеть спутниковые антенны. Крупнейшее предприятие — Голоустненский лесхоз влачит жалкое существование. Со слов жителей, в лесхозе остался один трактор и два лесовоза, поэтому цех, который занимается распиловкой леса, работает на треть своих возможностей. Те, кто работы не имеет, либо едут на заработки в город, либо строят на заказ срубы из круглого леса. Кстати, своими срубами Малое Голоустное славится далеко за пределами.

Самым распространенным транспортом является мотоцикл, их здесь больше, чем машин, да и потребляют они как раз 80-й бензин. А те, кому нужен 92-й, заправляются... в Иркутске, что в 74-х километрах, если кто забыл. Во как!

Последние 40 километров

Дорога до реконструкции...
  и после

Дорога после Малого Голоустного разительно меняется. Во-первых, качество покрытия из мелкой щебенки отличное, поверхность утрамбована катками. Во-вторых, там, где есть намек на ямы и прочие ухабы, ведутся дорожные работы.

В-третьих, местами трасса отсыпается в ширину. Одним словом, прекрасная дорога, скорость около 80 км/час — и это не предел! Отъехав от села километров 10, видишь, что качество покрытия начинает ухудшаться, видимо, у дорожников кончились деньги. Дорога изобилует поворотами, встречные лесовозы заставляют прижиматься к обочине.

В начале 89-го км скорость лучше сбросить, так как начинается спуск, одновременно крутой поворот направо, крутизна склона увеличивается, далее резкий поворот налево — короче, на этом участке ухо надо держать востро. Места за окном мелькают сказочные, чувствуется приближение к Байкалу.

Через четыре года здесь
будет автобан

На обочине 94-го км дороги стоит щит, который информирует о реконструкции трассы с 94-го по 102-й км. Работает на этом участке иркутская фирма ООО РСП Топка. Первые километры отсыпаны крупным щебнем, он местами не укатан, а посему ощущения от езды неприятные. Вскоре знак объезда заставляет повернуть направо — объезжаем строящийся мост. Впереди нас ждет еще одна развилка: налево Большое Голоустное, а направо — Нижний Кочергат (где сейчас расположена база хоккейного клуба «Байкал-Энергия»), но, как и раньше, указателей о ней нет. Спасибо дорожникам, что хотя бы поставили дорожные знаки, информирующие об опасных поворотах и ограничивающие скоростной режим.

Мотоцикл ИЖ. Лучший транспорт для деревни

Через пару километров после объезда дорога опять вызывает положительные эмоции — скорость 90 км/час. Вокруг живописные луга, края которых обрамляют величественные горы. Справа от трассы находится оборудованная стоянка. Поразило то, что вокруг нет мусора. Для ночевки есть спальные места в сарае, рядом обустроенное кострище, навес, стол, лавки. На случай дождя предусмотрительно заготовлена полиэтиленовая пленка. Приятно, что такие места встречаются.

Следующее яркое впечатление оставил пастух: был он не на лошади, как это принято, а на мотоцикле. Согласитесь, далеко не каждый день можно встретить моторизованного пастуха!
Сотый километр трассы Иркутск — Большое Голоустное ничем особенным не выделялся, кроме отменного качества покрытия дороги.

Последствия прошлогоднего пожара

Не доезжая 10 км до Большого Голоустного, по правую сторону от дороги в живописном месте расположилась первая на пути турбаза «Шантуйский мост». База разделена рекой на два лагеря. На правом берегу стоят дощатые домики (каждый рассчитан на двух человек), рядом баня, кухня, есть туалет. На левом берегу построены настоящие бурятские юрты. Здесь же баня и туалеты. Цивилизация, одним словом, есть даже электричество. В пяти минутах ходьбы небольшое озеро. В реке Голоустная водится ленок и хариус. К сожалению, мне не довелось увидеть хозяина турбазы, были только сторожа. Поэтому удалось выяснить лишь о стоимости проживания в бурятских юртах — 500 рублей с человека в день, включая питание. Неподалеку от турбазы есть уникальное в религиозном плане место — могила шамана. В ней по сей день покоится настоящая мумия бурятского шамана. (Телефон хозяина турбазы Альберта Евгеньевича — 401-132 (сотовый)).

Следующее, что обращает на себя внимание по дороге за «Шантуйским мостом» — интересное по форме и стилю сооружение, сообщающее о том, что вы находитесь на территории Прибайкальского национального парка (105-й км). Приятно отметить, с въезжающих в национальный парк денег никто не собирает, как это делают, например, в Еланцах.

 

 

Большое Голоустное

Конечная точка моего маршрута уже рядом, об этом говорит оригинальный по сути и незатейливый по исполнению, с позволения сказать, указатель. «Ура, в Большом Голоустном есть шиномонтаж и кафе!». Но увы, как оказалось, данные на указателе устарели, кафе уже не работает, а шиномонтажки вообще больше нет.

Раньше это место называлось Идин-Гол. Река Голоустная, разливаясь на шесть рукавов, создала отличное место для утиной охоты, но сейчас охота под запретом, национальный парк все-таки. Из достопримечательностей следует, прежде всего, отметить здешнюю Свято-Никольскую церковь. У нее интересная и непростая история. Первую часовню построили в 1701 году возле Голоустненского зимовья на берегу Байкала. Здесь же монахи Посольского монастыря в конце 17 века поставили крест. Свято-Никольский приход освятили 5 февраля 1867 года. Позже рядом была сооружена церковь святому Николаю — покровителю мореплавателей. В 1937 году церковь закрыли, колокола сняли, иконы сожгли, а в помещении храма открыли клуб с танцами. По свидетельству местных жителей, главу администрации, распорядившегося разрушить Дом Божий, вскоре постигла кара — он ослеп. Две иконы все-таки сохранились. В 1988 году начались работы по реставрации, а в 1995 — богослужения. Но завершить работы так и не удалось, вечером накануне Пасхи в 1998 году церковь сгорела дотла. Впоследствии храм снова восстановили, но он опять сгорел. Сейчас все отстроено заново, проходят службы, приезжают сюда даже из Малого Голоустного, венчаются, крестят детей.

Центральная улица Большого Голоустного. Асфальт!
Заходили в бухту корабли...
 

Большое Голоустное — село небольшое, всего несколько улиц. Кстати, центральная улица заасфальтирована, по остальным ехать нужно не торопясь — много ям. Магазины ничем особым не выделяются, цены от иркутских отличаются незначительно; на первый взгляд, этой разницы и вовсе не видно. Местные жители промышляют рыбалкой, охотой, летом и зимой принимают туристов. Приезжают сюда и иностранцы. Рядом расположились две турбазы: «Семениха» и «Юрты». Получить какую-либо информацию об условиях проживания в них не удалось, на месте никого не оказалось — не сезон. Желающие могут снять дом или комнату прямо в деревне: с питанием — 350 рублей в сутки, без питания — 100 рублей с отдыхающего. Если необходимо отыскать место для отдыха самостоятельно и поближе к берегу Байкала, то нужно проехать до конца деревни, затем свернуть направо, в сторону церкви. Дальше можно на турбазу, или по единственной дороге вдоль Байкала доехать до оборудованных стоянок или остановиться в любом другом понравившемся месте, благо их здесь хватает. Дальше дороги для автомобиля нет.

Домой, в Иркутск!

Приятно удивила сотовая связь, есть сигнал — работает «Байкалвестком»! Буквально неделю назад в Большом Голоустном заработал рыбозавод. Мне довелось увидеть несколько кораблей, стоящих в бухте на причале. Похоже на то, что жизнь в этих краях постепенно налаживается. По крайней мере, в это хочется верить, ведь недаром говорят «красота спасет мир» — а красоты тут несказанные.



Маршрутные советы

Отправляясь в Большое Голоустное, имейте в виду следующее:
* Последняя заправка — на выезде из Иркутска, там есть все виды бензина, цены городские. Полного бака наверняка хватит, так как расстояние до конечной точки не больше 125 км, дальше дорог нет, соответственно, и ехать некуда.
* При себе обязательно иметь исправную запаску (шиномонтажа нет по всей трассе), буксировочный трос и набор инструментов (автосервисы или СТО отсутствуют).
* Не забудьте взять с собой фотоаппарат или видеокамеру (а лучше то и другое) — похожих красот в других местах нет.
* Иметь подробную карту желательно, мобильная связь работает только в Большом Голоустном и пока только «Байкалвестком».
* Время в пути займет не меньше 2,5 часов — если на достопримечательности смотреть из окна машины.
* Как в Малое Голоустное, так и в Большое ходит рейсовый автобус от автовокзала.

Сергей ВАРУТИН

"Автомаркет+Спорт" №34 01.10.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика