Длительный тест Nissan Expert.
Expertиза
Престиж или грузоподъемность? До недавнего времени
совместить эти два понятия любителям японских авто было почти
невозможно. Хочешь «суперовую», скажем, Caldina с престижным видом и
мощным движком — смирись с паспортной грузоподъемностью 275 кг. Хочешь
возить в багажнике 500 кг — получи грузо-пассажирскую версию —
«деревянную», с «полуторалитровым» движочком и с «велосипедными»
колесами на 13 дюймов. А внешность, мягко говоря, сильно проигрывает «суперовой»
сестре. То же самое было с «Ниссанами» — AD мог неплохо перевозить груз,
но ни о каком престиже и думать было нельзя. «Адэшка» и поныне один из
самых недорогих легкогрузовых универсалов. Если говорить об «Авенирах»,
то грузо-пассажирская версия практически один в один повторяла историю с
«Калдинами».
И вот, наконец, свершилось! В 1999 году появилась
новая версия «Авенира». И в общем-то, ничего удивительного здесь нет,
если бы не появился одновременно братец-близнец Nissan — Expert. И вот
мы стали счастливыми обладателями такого автомобиля — в наиболее
распространенной комплектации LX-G с передним приводом.
Expert лишь формально уступает брату-аристократу.
Конечно, суперсалон «Авенира» выглядит престижней, но и салон «Эксперта»
убогим не назовешь. Ему уже даже придумали название — «полусупер». Это
значит — на передних дверях есть стеклоподъемники, на задних — нет. То
же самое с ветровиками. У «Авенира», например, заднее стекло может
открываться независимо от двери багажника, у «Эксперта» — нет. Avenir
имеет большие дополнительные «стопы». Expert их не имеет, но
фальшнакладки делают практически неотличимыми задние фонари «Авенира» и
«Эксперта». Если Avenir имеет наверху «лыжи», то Expert — лишь гнезда
для установки верхнего багажника. Как-то мы даже видели такой вариант
«родного» багажника. Учитывая приличные размеры универсала — наверху
можно расположить немало груза.
Спинка заднего сиденья у «Эксперта» уж очень
спартанская. Это и понятно — при необходимости она падает вперед и
образует вровень с полом багажника огромный отсек. Без преувеличения
скажу, что (даже не раскладывая передние кресла) в таком багажнике могут
просторно разместиться на ночлег два полновесных человека — ростом под
180 и весом под сотню кг. А если еще сдвинуть передние кресла до
максимума вперед, сняв подголовники и разложив спинки, то и без того
большое пространство становится просто огромным. Этот момент может быть
полезен не только для выездов на природу или вынужденных ночевок, но и в
том случае, когда у вас не хватило места для груза. Разложенное
пассажирское сиденье позволит втиснуть еще несколько приличных коробок.
А для разумного количества грузов на спинке заднего сиденья
предусмотрена откидывающаяся трубчатая рамка. Она не позволяет грузу
смещаться вперед при торможении, а также может служить подголовником для
надувной подушки или матраца в случае ночевки.
Не могу не сказать еще об одной штучке. Все видели в
поездах компакт-вешалки для брюк и. т. п. — хромированная трубочка,
закрепленная с некоторым зазором от стенки. Точно такая же есть у
«Эксперта». Вещь, как мы убедились, чрезвычайно полезная, когда летом
возвращаешься с загородного купания, — плавки сушатся мгновенно.
«А запаска?» — спросите вы. А запаска крепится на
рамке под багажником, совершенно никому и ничему не мешая. Чтобы ее
«добыть», необходимо сделать несколько оборотов винта, крепящего рамку.
Его головка (размер под «баллонник») находится в багажнике, рядом со
скобой замка пятой двери, прикрытая пластиковой крышечкой. Отсек под
домкрат, что на боковой стенке багажника, казалось бы, невелик. Но мне
удалось разместить там (кроме домкрата) инструмент, приличный ножной
насос, аптечку, баллончик аварийного герметика для шин, флакон
стеклоочистителя и еще несколько мелочей, которые обычно надоедают, их
пытаешься распихать то под сиденья, то куда-нибудь еще. Впечатляет?!
Двигатель у «Эксперта» бывает либо дизельный, либо
бензиновый QG18 объемом 1769 кубиков. Сказать честно, хотелось дизель.
Уж очень пугал возможный расход бензина на большой машине с полной
массой под пару тонн, да при нынешних ценах. Но приглянулся именно
бензиновый вариант, о чем не жалеем. Смешанный «летний» расход топлива
составил 8,2-8,4 л на 100 км. При этом практически всегда был включен
кондиционер, и нередко нажималась клавиша спортивного режима на
коробке-автомате. Впрочем, об этом чуть подробнее.
Хорошо известные нам прежние грузо-пассажирские
версии Corolla-универсала, Caldina, Nissan AD и им подобные оснащались
двигателем 1,3-1,5 л. Коробка тоже без «наворотов», если взять
распространенную грузо-пассажирскую Caldina, то это был трехступенчатый
автомат без «овердрайва» и «режимов». Тенденция, думаю, понятна —
максимальное удешевление «рабочей» лошадки. Откуда ж японцам было знать,
что нам эту лошадку захочется и «пришпорить», представив породистым
скакуном, и в приличное место на ней подъехать, не вызывая ухмылок со
стороны более «престижных» наездников. А вот с «Экспертом» это легко.
Хочешь, вози пять центнеров кирпича, а потом несколько легких движений —
и можно ехать в театр, непринужденно «делая» соседей по полосе.
Внушительная «мужская» внешность, соответствующая размерам, чуть
раскосые удлиненные хрустальные фары, движок в 1,8 литра и
четырехступенчатый режимный автомат вполне это позволяют.
Тягались мы как-то на хорошей трассе с двухлитровой
Caldina 4WD 1993 года, за рулем которой был мой друг — опытный
водитель-перегонщик. И тут Expert в грязь лицом не ударил, оказавшись
чуть проворней. Хотя,
в общем-то, Expert — не скоростная и не гоночная машина. Да и резина по
штату положена полноразмерная легкогрузовая — 165R14-6PR LT. Кстати,
размер в 14 дюймов также выгодно отличает нашего героя от вышеуказанных
грузо-пассажирских авто, большинство которых имеют штатную размерность
13 дюймов. В связи с этим при «неубитом» покрытии разумная трассовая
скорость — 100-120 км/ч, хотя на идеальной трассе 160-170 км/ч — вполне
достижимый порог. Только есть ли смысл рисковать, перекручивать
двигатель, коробку и платить лишние деньги за бензин, портить экологию?
Кстати, если уж очень хочется — можно воткнуть резину и диски на 15 —
будет красивей и престижней. Арки вполне позволяют. Еще хорошо сделать
тонировку на задние двери, окна и дверь багажника — машина просто
преображается. Можно, конечно, тонировать и «вкруг», но это противоречит
последним ГОСТам и может быть причиной повышенного интереса гаишников.
Несколько слов о двигателе QG18. Это новый
ниссановский бензиновый агрегат с системой зажигания COP (coil on plug)
— «катушка на свече». На каждую свечу приходится по индивидуальной
катушке. Это позволяет исключить из системы распределитель зажигания
(трамблер) и ненадежные высоковольтные провода. В результате значительно
более стабильным становится искрообразование, улучшается работа
двигателя, снижается расход топлива и выброс вредных веществ в
атмосферу.
Подвеска несколько «жестковата» при пустой машине, но
не так, как это заметно у «заднерессорных» грузо-пассажирских
универсалов. Дело в том, что задняя подвеска у «Эксперта» не рессорная.
Отдельно пружины, отдельно амортизаторы. «Нерессорность» задней подвески
— еще один явный плюс «Эксперта», приподнимающий его над общей массой «грузо-пассажиров».
По поводу комфорта. Этим летом мы принимали в гости
пожилых родителей из Екатеринбурга. Сразу была задумка — съездить на
Байкал. Путь неблизкий, и я переживал, не устанут ли старики на заднем
кресле с его слишком прямой и жестковатой спинкой? Опасения оказались
напрасны. Многочасовое путешествие ничуть пассажиров не утомило. Никто
не устал, никого не укачало, все довольны и полны впечатлений. Кстати, я
давно подметил, что явным плюсом жесткой подвески является ее «неукачиваемость».
Места сзади вполне достаточно, в том числе и для ног пассажиров, чего не
скажешь о некоторых аналогичных машинах.
Перевозка грузов — прямое предназначение «Эксперта».
Случилось протестировать его и в режиме полной загрузки — около 500 кг.
Надо сказать, и здесь наш герой не подвел. Кузов «просел» до вполне
приемлемого уровня, а плавность хода при загруженной машине — просто
фантастическая. Динамика движения осталась достаточной для спокойной
езды (а кто гоняет с грузом 500 кг?), но лучше все-таки включить режим
Power на коробке. Погрузка-разгрузка несложная. Задняя дверь, как и
должно, открывается «от пола», который, как уже говорилось, получается
абсолютно ровный до спинок передних сидений. Кстати, в условиях горного,
сильно пересеченного рельефа режим Power тоже очень помогает. Мы в этом
убедились, проезжая проблемный участок Московского тракта — от Шелехова
до Култука. Режим коробки Snow включать еще не доводилось. Посмотрим
зимой. Во всяком случае его наличие радует — машина хоть как-то
предполагает зимнюю эксплуатацию.
Что касается управляемости и поведения на дороге,
ничего плохого сказать не могу, хотя родная легкогрузовая резина явно
предполагает умеренную езду с невысокими скоростями. Интересно будет
попробовать «Эксперта» на других шинах. Руль умеренно легкий,
естественно, с гидроусилителем, регулируется по высоте. Водительское
место эргономично, сиденья водителя и переднего пассажира имеют две
регулировки — вперед-назад и угла наклона спинки. Порадовало то, что
сиденья тканевые (а не дерматиновые) и достаточно приятные в
эксплуатации. Между сиденьями — стойка для мелочей, куда четко входит
среднестатистическая бутылка минералки. Там же несколько отсеков под
монетки (версия для такси, или доставка пиццы, или что-нибудь в этом
роде?). Приборная панель простая и приятная, большой спидометр,
электронный ж/к-одометр, стрелка указателя топлива энергонезависима и
точна. Вот только озадачило огромное число мест под индикаторные
лампочки (аж двадцать шесть), из которых используются всего несколько
штук. Кнопки включения «аварийки», обогрева заднего стекла также крупные
и удобные.
Официально заявленный клиренс (дорожный просвет) —
160 мм. Хотелось бы, чтобы «нос», то есть передний свес, был повыше.
Тогда машине в условиях России
просто
не было бы цены. «Корма» достаточно высока и так. Еще из «минусов»
следует отметить отсутствие эконом-режима на кондиционере. Стоит
пожалеть о том, что противотуманки встречаются на «Экспертах» нечасто, в
основном на их штатных местах находятся черные заглушки. А надо
заметить, что противотуманки внешний вид автомобиля значительно
облагораживают. На мой взгляд, не слишком удачно расположена маленькая
кнопка переключения режимов коробки (в районе ручника). Во время
движения ее с трудом находишь на ощупь (как уже говорилось, она
маленькая), не исключены случайные нажатия, а визуально контролировать
ее в пути очень сложно. Гораздо приятнее и удобнее было бы иметь ее на
передней панели. В нашей комплектации почему-то отсутствуют ручки для
пассажиров, что над окнами. Вместо них — заглушки. Вот, пожалуй, и все
недостатки.
Несколько слов о версии 4WD. Этот вариант проигрывает
переднеприводному в клиренсе — раз, в грузоподъемности (400 кг) — два, в
емкости топливного бака (50 л против 60 л у переднеприводного) — три.
Кроме того, продавец, что вручил нам нашего переднеприводного
«Эксперта», утверждал — у полноприводной версии существуют проблемы с
задней подвеской. Впрочем, не исключено, что это был его «маркетинговый»
ход.
Несколько слов о «расходниках» — все они доступны и легко меняются.
Разве что масляный фильтр расположен сзади блока и находится под
выпускным коллектором, так что доступ к нему возможен лишь снизу.
В целом, редко найдешь подобную машину — чтобы
полтонны возила, при этом не будучи «деревянной» ни внешне, ни снаружи.
Марк ПАВЕРМАН
В заключение предлагаю сравнить характеристики на
Expert и г/п Caldina (данные с сайта japancar.ru).
|
Toyota
Caldina (г/п)
2000 г. |
Nissan
Expert 2000 г. |
Модель двигателя
|
5E-FE, G |
QG18DE (NEO), G |
Кол-во
цилиндров, тип ГБЦ |
4,
DOHC |
4,
DOHC |
Объем двигателя куб. см
|
1496 |
1769 |
Крут. момент Hм/об.мин
|
13,7/4400 |
16,4/4400 |
Степень сжатия
|
9,0 |
9,0 |
Мощность л.с/об.мин
|
97/5400 |
125/5600 |
Трансмиссия |
3AT |
4AT |
Модель кузова
|
GC-ET196V-DXHNK
|
GC-VW11 |
Длина, ширина, высота мм
|
4545; 1695; 1425
|
4650; 1695; 1470
|
Колесная база мм
|
2580 |
2620 |
Колея передняя, задняя
мм |
1480; 1465 |
1475; 1440 |
Дорожный просвет мм
|
155 |
160 |
Снаряженная масса кг
|
1100 |
1220 |
Полная масса кг
|
1710 |
1830 |
Расход топлива
город/трасса л/100км |
6; 7.69 |
5,26; 7.69 |
Радиус разворота м
|
5,00 |
5,00 |
Объем бензобака л.
|
55 |
60 |
Шины |
155R13-8 |
165R14-6PRLT
|
К эксплуатации Nissan
Expert мы еще вернемся. |
"Автомаркет+Спорт" №34 01.10.04
|