Off-road
Show must go (on/off)
Джип-спринт
|
Хорошая машина всегда грязь найдет |
К черту узкие ворота, за непрохождение которых
строгие судьи не жалеют штрафных баллов. К черту тесную «песочницу», где
каждая пядь ухабистой земли прощупана и «Гудричем», и «Купером», и «Симексом».
Знакомо, неинтересно, скучно. Качества машин на этой трассе изучены на
все сто. Оттого и кровь уже не закипает, и ум препятствия не будоражат.
Горячим джиперам, прошедшим в ритме внедорожного букса тысячи верст
сибирского бездорожья, необходимо что-то покруче, с адреналином,
скоростью и таким всплеском эмоций, который обязательно заразит всех
окружающих.
Признаться, это соревнование стало для меня полным
откровением. Проводимый раз в год джип-триал, казалось, так и останется
единственным, организованным клубом «Протектор». Нет, поднапряглись
ребята и выдали влюбленному в off-road и просто жаждущему поглазеть
народу еще одно шоу, на мой взгляд, даже поинтересней и подинамичней.
Прошло оно в минувшую субботу в Ангарске у Старого китойского моста.
Правила просты, как устройство внедорожной ходовой.
Присутствуют два класса — стандарт и подготовленный. В первый
допускаются обычные джипы,
имеющие всего лишь одну отличительную черту — либо лебедку, либо
шноркель, либо грязевую резину. Либо вообще ничем из этого не обладающие.
Если же из указанных позиций присутствуют хотя бы две, то добро
пожаловать в класс подготовленных, где царят настоящие монстры
бездорожья вроде «Сороки», «Секача» или «Танка». Засекается время, к
которому прибавляются штрафные минуты, например, за порванную ленту,
ограничивающую пределы трассы, или за непреодоленное препятствие, или за
помощь эвакуатора.
|
— А еще , говорят, эта грязь помогает от
ржавчины |
Специально подготовленная трасса на первый взгляд
показалась легкопроходимой. Неровностей много, виражи крутые, несколько
очень острых песчаных перегибов, на которые, видно, ушли многочисленные
бульдозерные нормо-часы. Ну и что? На известной «песочнице», где
проводится джип-триал, профиль поверхности больше похож на лунный. Там
рвут приводы, гнут пороги с бамперами и очищают машины от лишних
фандеров, подкрылков и тому подобной пластмассы. А здесь!? Однако
реакционеры из клуба «Протектор» и себе для кайфа, и зрителям на радость
практически в финальном створе подготовили основное препятствие — болото.
Представители стандарта должны были проходить его по краешку, по гати,
набросанной из небольших бревнышек и в обоих направлениях.
Подготовленным же предлагалось идти рядышком, там, где болотина
достигала опасной «гидроударной» глубины. Выйдя из нее, штурмовать
подъем, потом спуститься и пройти топкое место еще раз, но только по
другому руслу, где мутная вода заливает джиперскую ватерлинию еще выше.
В общем, не зря старались организаторы, выкапывая для машин участников
импровизированные могилы.
|
— Вы все еще в белом?
Тогда мы идем к вам! |
Первым, чтобы не увязнуть в отрытых могучими траками
подготовленной группы траншеях, стартовал стандартный класс. И сразу же
стало ясно, что финальное болото — самый привлекательный для зрителей,
опасный для участников и решающий для потенциальных лидеров-аутсайдеров
отрезок трассы. Остальной «танкодром» — это так, разминочка. Можно,
конечно, и там в эффектном разгоне стремиться катапультировать в небо, а
потом, подчиняясь гравитации, бухать до хруста рессор и глухого стона
амортизаторов на землю. Можно, добиваясь лучшего времени, срезать рамой
грунт с макушки и ровнять склоны бамперами. Но именно коварная топь
изначально предопределила расстановку мест. А вначале-то казалось, чего
сложного — пролететь эту водянистую склизкую грязь. Даванул на
акселератор и держи себе педальку, разбрасывая комья грязи
по журналистам-операторам, лезущим под колеса ради одного единственного
кадра. Ага, размечтались. Болотинка попалась с заковырочкой. Весьма
продолжительная, она в своем финале начисто сковывала обычные
полулегковые катки таким слоем грязи, от которого и ракетный
бустер-ускоритель задохнулся бы в попытке провернуть это хозяйство в
арках. А не перелетишь, не перескочишь. Внатяг трудно, с ходу невозможно.
Бампер, будто бульдозерный отвал, прессует килограммы вязкой жижи,
заставляя задыхаться и жиговскую движку, и невозмутимый тойотовский
дизель. Приводы, надрываясь в желании прокрутить колеса, кажется,
вспенивая масло в редукторах, убивают сами себя. А днище, глядишь, уже и
присосалось к топкой субстанции. Оторвать автомобиль в таком случае все
равно, что попытаться клеща вытащить. Только в паре, и не на одну мощь
лебедок уповая, а взрывным усилием. Да, подложили свинью организаторы.
|
— Танки справа!
|
|
|
— Все потому, что кто-то слишком много ест... |
|
|
— Злые вы, уйду я от вас!
|
|
В этом болоте, словно гудериановские танковые колонны
на русском бездорожье, свою надежду на победу оставили семь из десяти
участников в классе стандарт. Некоторые, выбравшись при помощи
эвакуаторов на сухую поверхность,
пробовали вторично, третично и далее бессчетное количество раз. Например,
всем запомнился HiLux, который под одобряющее улюлюканье зрителей,
быстро пройдя почти всю трассу, расположился в болоте так накрепко, что
два «Круизера» под дружное дизельное тянем-потянем едва не растянули его
до лимузинных размеров. Выдернули с поистине богатырскими потугами из
этой грядки (невольно задумаешься, каково приходилось дедке, бабке и
всем домашним животным с репкой возиться), а он во второй, в третий раз
в нее уселся. Русские не сдаются, русские к этим условиям обитания
привычны. В итоге штрафа, экипаж HiLux набрал добрый час с хорошим
лишком. И не он, надо сказать, один. С завидным постоянством в гиблом
местечке усаживались и «Нивы» с их почти паркетной идеологией, и УАЗы,
которым, по всему,
сам Бог войны велел такие препятствия перемахивать, словно спасаясь от
ударно-ядерной волны, и «датсуны»-«самураи», чьи клиренсы даже и не
предполагали взятие преграды без помощи настоящих «проходимцев». В итоге
реально на три подиумные позиции смогли рассчитывать лишь Surf, Escudo,
да появившийся под занавес выступления «стандарта» УАЗ, который
благодаря легкому лифту, зубастенькой «резине» и мастерству пилотов все
же умудрился пролететь топкое место с одного раза. Не иначе как
финалисты? Как бы не так — карты смешал решивший попробовать себя на
внедорожном поприще «левый» (в смысле не из клуба «Протектор») мужик на
абсолютно стандартном Safari, у которого из всего off-road оборудования
над капотом торчал лишь шноркель. Попробовал — в результате «привез»
секунду лидерскому Escudo, став таким образом победителем.
|
— Внимание всем отсекам!
Срочное погружение! |
Кто на свете всех страшнее, всех ужасней и быстрее?
Конечно, внедорожные монстры. Быстрее — естественно, на бездорожье,
потому как на нормальных дорогах эти, с позволения сказать, машины все
равно что объевшиеся стероидов и гормона роста качки на спринтерской
дорожке. Бегут не быстро и не далеко. Зато off-road-среда для них будто
вода для рыбы. Для того и созданы, чтобы безбрежные сибирские
пространства бороздить, по которым колесо автомобильное не ступало. Ну
и? Да танки натуральные. Проползли, перемололи связывающий колеса грунт
массивной «резиной» катков, утрамбовали жидкую почву железобетонными
картерами мостов. Не поперхнулись. Только пара представителей этих «земноводных»
оказалась бессильна перед глубокой канавой, расположенной посередине
болота.
Вначале
ухнул в него и намертво засел длиннобазный Prado 70 по прозвищу «бегемот».
Только ведущий соревнований известил зрителей об его имени и объяснил
любовью то ли машины, то ли ее хозяина купаться в различных водоемах,
как Cruiser с большим удовольствием встал в лужице по самые пороги.
Благо, вытянутый, он со второго раза форсировал это
природно-искусственное препятствие. Но за ним в соседнем русле тоже
уселся его короткобазный родственник «семидесятой» серии. Этого уже в
финишном направлении тащили до конца. Эх, маловата кольчужка лифта,
недостаточна для того, чтобы такие болота штурмовать. Да и протекторный
зуб, похоже, не так заточен. По всей видимости, он же не позволил
короткому «Прэдику» с первого раза взобраться на горку, помощью лебедки
заручился.
Остальные
участники в трясине не вязли и гору брали, будто Иван Грозный Казань — с
взрывным усилием и с первого раза. С одной стороны, конечно, неинтересно,
когда нельзя злорадно порадоваться за нечаянно увязшего в болоте джипера.
Но с другой, наблюдать, как каждый буквально пропахивает очередную
целину, жутко занимательно. Идет-то каждый, собственным бездорожным
опытом подкрепясь. Кто-то натуральным образом прощупывает почву под
колесами, особенно в районе топи. Внатяг, под глухое ворчание готового
задохнуться от нехватки горючей смеси уазовского агрегата, или спокойное
расслабленное бормотание ниссановского дизеля. Вот на этих было смотреть
не очень интересно — словно по гравиечке, слегка расквашенной прошлись.
Размесили болотце, да и все. В горку забрались таким же образом — без
напряга, будто бы играючи. Даже «сорока» — Land Cruiser BJ40 — прошел
трассу без эффектных скачков и порывов.
Другое
дело — хозяева «Секача», LC60 по прозвищу «бессмертный» и LC80. Эти
непонятно на кого больше работали — на победу или на публику. Но
работали качественно, легко доводя зрителей до экстаза. И если «шестидесятка»
и «Сафарь», разбрасывая вокруг себя комья грязи, окатывая ими зрителей,
просто прошли дистанцию очень быстро, то владелец «восьмидесятки»
умудрился преодолеть трассу так, словно она была не внедорожной, а
раллийной. Под занавес перед штурмом склона он вдобавок качнул свой «кукурузник»
в размашистом заносе. Но в итоге занял лишь второе место. Видимо, долго
таранил болото. Бронзового же призера подвел склон, который он взял лишь
со второго раза. А лидером среди подготовленных стал «Сафарь»-«Секач».
В
заключение джиперы предложили всем желающим покататься по трассе вместе
с ними. Не на своих, естественно, машинах, а на джипах участников.
Однако иные уникумы, поняв сие приглашение слишком буквально да
раззадоренные только что оконченным действом, решили на рукотворных
буераках проверить собственные, совсем не подготовленные автомобили. И
пока по кочкам, гремя мостами, режущими грунт, ползал малыш Pajero
Junior, на самом большом холме уселся Mitsubishi Canter. Прочно уселся,
рамой, в воздухе колесами, словно ножками, болтая. На что надеялся, имея
дорожный просвет как у легковушки и привод всего-то задний? Только его
столкнули, как туда же залез и вовсе Cedric-универсал. С тем же,
естественно, успехом. Неужто шоу продолжается!?
А продолжаться оно должно. Боевой настрой зрителей,
которые готовы были положить на алтарь собственного драйверского
удовольствия свои отнюдь не боевые машины, тому лишнее подтверждение.
Завели протекторовцы публику не хуже иных формул-ралли. Может, чаще
доводить ее до уничтожающего технику исступления и не стоит, но для пары
соревнований в год и клуб «Протектор», и не входящие в него областные
любители off-road вполне созрели. А меньше — уже будет несерьезно.
Максим МАРКИН
Фото автора
ПРИЗЕРЫ ДЖИП-СПРИНТА
|
Стандартный класс
|
1 Mихаил Бойчук |
Nissan Safari |
2 Андрей Тарасов |
Suzuki Escudo |
3 Рудольф Кавчик |
Toyota HiLux Surf |
Подготовленный класс
|
1 Владимир Ендальцев |
Nissan Safari |
2 Рудольф Кавчик |
Toyota Land Criuser 80 |
3 Константин Добровольский
|
Toyota Land Criuser 60 |
Спонсорскую поддержку в
проведении соревнования клубу «Протектор» оказали компании «МасКом»
и «Евраас», СТО Spoiler и сеть магазинов X-Мастер. |
"Автомаркет+Спорт" №35 08.10.04
|