Эксклюзив. ЗАЗ-965А
Горбатого исправят!
Когда-то он был самым доступным, самым массовым и, безусловно, самым обсуждаемым советским автомобилем. Предметом роскоши. Несколько лет назад таких как он покупали за бутылку водки и дарили внукам за пятерки — для технического развития. Сегодня он — уже история, их осталось очень мало. Он самый популярный герой анекдотов — а это верный признак любви. Он всегда будет вызывать улыбку водителей и дарить частичку радости унылым прохожим. Ведь не может быть иначе, потому что Он — знаменитый ЗАЗ-965. «Горбатый Запорожец»!
Из истории |
Прототип "Запорожца" был продемонстрирован в 1957 году как "Москвич-444" и был собран на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Донором кузовных деталей стал Fiat 600, признанный в те годы лучшим автомобилем в своем классе. 444-й передвигался с помощью двухцилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения. МД-65 Ирбитского Мотоциклетного завода мощностью 17,5 л.с. В 1959 году вся техническая документация на модель "965"(такой индекс получил автомобиль) была передана в Запорожье на завод сельскохозяйственных машин "Комунар". Кузов взяли за основу, а вот с двигателем пришлось повозиться. Мощность 17,5 л.с. даже по тем временам считалась явно недостаточной, и поэтому были разработаны три прототипа будущего двигателя: четырехцилиндровый оппозитный НАМИ 965Г (копия VW Kafer - всеми известного "Жука"), четырехцилиндровый V - образный НАМИ 965В (на базе BMW 600) и двухцилиндровый оппозитный МЗМА (привет Citroen 2CV). Последний вариант сразу отбросили в связи с малой мощностью и аналогичным ресурсом, а из первых двух выбрали все-таки V - образную четверку, так он был почти готов к серийному производству (хотя техническое преимущество было явно на стороне оппозитника). Но чтобы разместить довольно объемный двигатель в тесном подкапотном пространстве, была изменена форма задней части: вместо покатой, как у Fiat 600, она стала выпуклой. Так "Запорожец" и стал "Горбатым". Его конвейерный век для того времени был очень короток - с небольшими модернизациями он выпускался всего девять лет. Изначально на ЗАЗ - 965 был установлен 23-сильный двигатель, в 1962-м мощность подняли до 27 л.с., а в 1966-м провели последнюю модернизацию: немного видоизменили передок, ввели повторители поворотов на крыльях и подняли планку мощности до 30 л.с. В 1964 году с конвейера сошел автомобиль с номером кузова 54188 - герой нашего материала родился. |
Герой этого материала, выпущенный в далеком 1964 году, был куплен два года назад в весьма плачевном состоянии. С момента рождения он всю жизнь нещадно эксплуатировался, да еще несколькими хозяевами. Сколько он пережил на своем веку — одному Богу известно. Но какой бы длинной не была жизнь, она все равно заканчивается, и наступает неминуемая смерть. Она не обошла его стороной. Он почти умер... Но воскрес, чтобы начать новую жизнь.
Клиническая смерть
На протяжении 39 долгих лет он исправно служил своим хозяевам и в последние годы своей жизни находился во владении древнего дедушки, который ездил на дачу, возил на бедняге доски, рассаду и мешки с картошкой. В общем, держал в черном теле. А тело уже было на последнем издыхании — умершие амортизаторы, сцепление, требующий капитального ремонта двигатель... Плюс неработающие стоп-сигналы, поворотники, щиток приборов и угнетающий внешний вид. Пора была автомобилю на свалку.
Но тут ему на пути попался ваш покорный слуга, который почему-то решил, что списывать со счетов этот антиквариат еще рано. Все дело в том, что с недавнего времени я стал увлекаться старинными автомобилями: собирал о них литературу, искал информацию в Internet, и постепенно увлечение полностью меня захватило. Когда однажды я увидел стоящий на обочине прекрасно отреставрированный ЗАЗ-965, понял — вот то, что мне нужно! Приобщаться к рядам владельцев классических авто нужно постепенно и начинать надо именно с «Запорожца», несложного в обслуживании и ремонте и очень недорогого при покупке.
После длительных поисков я нашел этот экземпляр. В процессе подбора попадались и автомобили в очень хорошем состоянии, но хозяева просили суммы, за которые можно купить, скажем, подержанную иномарку. Такие варианты меня, естественно, не устраивали, и пришлось согласиться на покупку ЗАЗ-965 1964 года в предсмертном состоянии. Процесс сделки вместе с оформлением документов занял полдня, и предмет моего трепета — горбатый неуклюжий автомобильчик отбуксировали в гараж. Встал вопрос — с чего же начать?
Bторое рождение
Как любое важное дело, восстановление автомобиля нужно начинать с определения конечной цели, способов ее достижения и бюджета проекта. Итак, по порядку: наш «Запорожец» после всех манипуляций должен обернуться эксклюзивным автомобилем для неспешного передвижения по городским улицам, обладающим всеми качествами «поворачивателя голов». Должно получиться эдакое «лекарство от стресса», воплощенное в металле. Что касается способов достижения, то самый простой из них — отдать «Запорожец» в автомастерскую на профессиональную реставрацию. В этом случае возникают два нюанса: во-первых, в Иркутской области трудно найти профессиональных мастеров-реставраторов, во-вторых, если таковые находятся, то за свою работу они попросят сумму, равную стоимости уже упоминавшейся подержанной иномарки. А мой бюджет строго ограничен и равен тысяче долларов. Но если руки растут, откуда нужно, то большинство работ можно сделать самому, тогда как раз можно уложиться в указанную штуку зеленых.
|
-Ты че?! - Я ничё! - Ну и всё!! |
Так я и поступил, но перед началом работ пришлось изучить кучу документов, инструкций и руководств по ремонту автомобилей (это заняло львиную долю всего времени, потраченного на реставрацию). И работа закипела...
Старичок ЗАЗ был полностью разобран: снят двигатель с коробкой передач, вся оптика, наружное остекление, двери и убранство салона. С помощью болгарки и металлической щетки с кузовных деталей была снята краска, точнее несколько ее слоев общей толщиной с палец (!). Да еще шпатлевки оказалось немерено — прежние хозяева не слишком утруждали себя рихтовкой вмятин, просто замазывали их толстыми слоями шпатлевки. Все это требовалось удалить до чистого металла. Кстати, о металле. Он оказался на удивление прочным, и сварочному аппарату пришлось вмешаться только в нижнюю часть передних крыльев: старый металл был вырезан, а на его место аккуратно вварены фрагменты крыльев от ВАЗ-2106. Встали, как родные! После полного удаления старого лакокрасочного покрытия взору открылись «боевые раны» — многочисленные вмятины разных размеров и происхождения. В геометрию кузова явно требовалось серьезное вмешательство исконно русских инструментов: молотка и кувалды.
На этом этапе работ самое главное — четкое дозирование усилий, терпение и настойчивость. Больше всего времени заняла рихтовка крыши — на ней будто когда-то устраивали танцы до упаду! Нужно было максимально выровнять поверхность, чтобы впоследствии накладывать как можно меньше шпатлевки.
Итак, не без помощи кувалды и такой-то матери геометрия кузова частично восстановлена, пора взяться за шпатель. Технология накладывания слоев шпатлевки была мною тщательно изучена, в итоге получилось очень даже неплохо.
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Вес снаряженного автомобиля, кг |
665 |
Габаритные размеры (Д/Ш/В), мм |
3330/3395/1450 |
Двигатель |
V-образный 4-цилиндровый, воздушного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. |
30 |
Максимальная скорость, км/час |
100 |
Объем бензобака, л |
30 |
Далее пошла основная статья расходов — грунтовка поверхности и покраска. Скажу сразу: если нет глубоких знаний, достаточного опыта и оборудования, лучше не браться за покраску самостоятельно. Покрасить можно, а вот добиться высокого результата вряд ли удастся. Вот и я не стал испытывать судьбу и обратился в автосервис. Тем более, покрытие — «металлик», в который было решено выкрасить ЗАЗик, требовало исключительно профессионального подхода. За работу попросили 15 тысяч деревянных. В эту сумму входила и стоимость расходных материалов, а их оказалось немало: сама краска цвет № 248 (сине-фиолетовый металлик), разбавитель, лак, отвердитель лака и грунт. В стоимость также входит окончательная обработка поверхности перед грунтованием — чистовая шлифовка. В сервисе машина простояла около двух месяцев из-за большой очереди и очень уж неторопливой работы мастеров. В то время как «Запор» находился в малярке, был проведен капитальный ремонт двигателя, навесное оборудование заменено новым, заменено сцепление, отрегулирована КП.
Многие скажут: «Родной двигатель — отстой, если уж ставить, то хотя бы от Таврии!». Соглашусь с тем, что двигатель МеМЗ-966 — это, конечно, не шедевр, но... Изучение внушительной стопки материалов, посвященных «вживлению» в ЗАЗ-965 двигателей от «Оки», «Таврии», продукции ВАЗа и т. д. привело к однозначному выводу: это настолько серьезная переделка ВСЕГО автомобиля, что для ее осуществления нужно быть как минимум талантливым профессиональным инженером. Поэтому решено было хорошо отрегулировать имевшийся МеМЗ. Он неприхотлив в обслуживании и отремонтировать его можно буквально «на коленке». Это отличная отправная точка для начинающего тюнера: увеличивать его характеристики путем легкого вмешательства в конструкцию можно почти бесконечно!
|
И вот настал долгожданный день, когда из автосервиса позвонили и сообщили, что можно забирать машину. Когда я ее увидел, у меня не было слов, только эмоции! Я никогда не видел перед собой ТАКОГО «Запорожца». Передо мной стоял совсем другой автомобиль — настолько он изменился. Сверкающий глянцем свежего покрытия красавец был доставлен в гараж, и работа над ним продолжилась. Были поставлены на свое законное место двигатель с коробкой передач, полностью заменена передняя подвеска и рулевой механизм. Диски колес в связи с полной негодностью были заменены на аналогичные, находящиеся в хорошем состоянии. Как известно, в 60-х годах на автомобили любили устанавливать хромированные детали. ЗАЗ-965 не стал исключением: он обзавелся хромированными бамперами, рамками и ручками дверей, ободками фар и подфарниками, эмблемой на капоте и надписью «Запорожец» на передке. Купленный мной экземпляр был вообще без бамперов, а остальные детали, которые должны быть хромированными, закрасили. Их удалось отмыть отечественной смывкой для удаления старой краски (страшная вещь — отдирает краску комками и воняет жутко). Смывка также помогла удалить краску с мест, куда болгарка со щеткой добраться не могли.
|
С бамперами получилось сложнее... В процессе поиска попадались исключительно ломаные и ржавые, но кто ищет, тот всегда найдет! Случайно попался такой же «Запор» с новенькими хромированными бамперами. Сама машинка восстановлению не подлежала, а вот бамперы каким-то чудом сохранились. Но ее хозяин наотрез отказался отдавать их отдельно от машины, настаивал, чтобы забрали ее всю. Так я стал владельцем еще одного ЗАЗ-965, который приобрел почти даром и только из-за бамперов. Однако позже выяснилось, что с него еще много чего можно скрутить, ведь владея такой машиной, надо заботиться о наличии в гараже необходимых запчастей. Затем я поставил стекла, которые также пришлось покупать: родные были в плачевном состоянии и не внушали оптимизма.
Итак, мой «Запорожец» наконец-то стал обретать черты настоящего автомобиля, но лишь внешне — салон был только в планах. Решили оформить его в светлой цветовой гамме, которая будет удачно сочетаться с темно-синим кузовом, ведь нам нужен шоу-стоппер! Перетяжку салона, как и покраску, доверили специалистам, которые все сделали в лучшем виде, удачно сочетав ретронотки и современный дизайн. Плюс «кричащие цвета», придавшие салону эксклюзивность.
Bыход в свет
5 февраля 2004 г. ЗАЗ-965 под сценическим псевдонимом «Железный Капут» отпраздновал свое второе рождение. Первый выезд в город превратился в театрализованное представление: прохожие и водители рисковали свернуть себе шею, когда я проезжал мимо. На бывший когда-то невзрачным «Запор» показывали пальцем, на стоянках рассматривали, расспрашивали, за сколько купил это чудо.... И неудивительно — я управлял легендой! Труды не прошли даром, эта машинка никогда не затеряется в безликом потоке современных авто и будет напоминать о ностальгических 60-х.
Планы на будущее
Сделано много, а в планах, как всегда, еще больше: установка дисковых тормозов, увеличение мощности движка, небольшой тюнинг подвески, установка аудиосистемы и т.д. Так что впереди у моего ЗАЗика долгая и насыщенная жизнь. Уже вторая по счету...
Андрей РИХТЕР
"Автомаркет+Спорт" №36 15.10.04
|