искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Off-Road

Повод для размышлений (Иркутск - Кочергат).

Холодно, промозгло, сыро. Бродни с чавкающим звуком тонут в болотной жиже. Да что там бродни, в этой топи готовы погибнуть 35-е внедорожные «обутки» с тракторным протектором. Узенькая дорожка между деревцами, почти тропинка, по которой, нам сказали, не ездят даже УРАЛы, к этому вполне располагает. Засосет, проглотит и не подавится. В общем, жуть. А еще один из джипов с ног до головы окатил меня грязью (сам дурак, напротив колеса встал). Эх, скорее бы домой, в теплую ванну, подальше от этого экстрима, которым и за полдня я успел насытиться вдоволь. Но джиперам хорошо, наслаждение бьет, словно фонтаны склизкой жижи из-под внедорожных траков. В болотца, укрытые шапкой первого снега, ухают с удовольствием и разрушительным для всего передвигающегося на колесах ускорением. Короче, все по-старому: грязь, дизельная копоть, кайф, треск готовых порваться от натуги полуосей. Из нового лишь маршрут, точнее, направление, по которому клуб «Протектор» отправляется впервые.

Куда мы приехали?! Здесь Chevy Niva ходят!

Зацепили джиперов слова егеря из национального прибайкальского парка, который, посмотрев на несерьезную для него буржуйскую технику, ехидно процедил сквозь зубы, что, дескать, «по тем лесным тропинкам даже «лаптежники» не ходють, не то что вы на своих заморских каракатицах». Уязвленное самолюбие вынудило получить разрешение на проезд по заповеднику и пробить маршрут Иркутск — Кочергат. Из-за слов мужичка-лесовичка, предрекавшего неминуемую погибель всему, что передвигается на двух осях, в рейд решено было брать лишь самые подготовленные экипажи. На лифтованных машинах, с лебедками и стандартно-расширенным off-road ЗИПом. В итоге караван включил в себя восемь «проходимцев» (вспомните, на прогулках в порт Байкал их было больше десяти). В рейд пошли уже известные BJ40, Hunter, «Сафарь»-«Секач», УАЗ, два 70-х Prado, короткий и длинный, а также ГАЗ-69 «Газозавр». Кроме того, недавно к «Протектору» примкнул пятидверный Safari на чудовищных 35-х колесах известной малайзийской фирмы Siemex (как раз на нем ехал автор). Словом, компания подобралась стоящая. Как раз для покорения того, что местные жители считают непроходимым.
Hunter стал заднеприводным универсалом.

Водоплавающие еще не улетели. Они здесь, в клубе "Протектор"
И снова разочарование. Как и на зимнем туре в порт Байкал, дорога от Большой Речки в сторону национального парка для внедорожных монстров все равно что германский автобан. Ну, потряхивает слегка, ну, лужи встречаются, в которых можно разве что протекторный зуб слегка помочить. Где обещанное месиво, в котором весь полноприводный грузовой бомонд отечественного производства тонет, словно котята в мелком пруду? Где предрекаемые грязи, в чьих топях наши монстры засядут по самые капоты? Однако на въезде в парк мужики, скептически оглядывающие покрытые рекламными наклейками джипы, снова говорят о гибельном лесном маршруте. Но, миновав шлагбаум, мы вновь трясемся по вполне приемлемой дорожке, укатанной то ли браконьерами, то ли самими егерями. От безнадеги хозяин «Секача» при проезде через ручеек будто бы специально, упершись бампером в бережок, садит машину прямо в русле. Все равно неинтересно. А вот на следующем кордоне мы и вовсе наблюдаем душераздирающую для любого джипера картину — возле совершенно стандартного УАЗика-«буханки» стоит «Шнива», как ее называют протекторовцы (для тех, кто не понял — Chevy Niva). Если уж этот продукт нашего автопрома сюда добрался, то что нам здесь делать? Неужто костерок разводить и на отдых вставать? Но в какой уже раз местные, показывая нам направление, с русской тоской в голосе и ленцой во взгляде рисуют картины таежной глуши, куда еще ни один охотник не забредал.

А ведь, похоже, и правда не забредали. Чьи-то грузовые следы ушли куда-то в сторону, по лучшей тропинке. Мы же решили рубиться напролом через редкий лесок, по узенькой, в одну машину, дороге, проложенной здесь неизвестно кем и непонятно когда. Прошедшие в этих местах, видимо, проливные дожди сделали свое дело. Местами сухое направление подчас открывало такие топи, в которых, честное слово, спасовал бы и иной матерый лесовоз. Идущему первым, да со спущенными колесами, на подобных спецучастках было еще неплохо. Едва касаясь ногой педали газа, чтобы, не
Это в городе тепло и сыро, а за городом зима.
дай бог, не свернуть верхний более-менее твердый слой, он кое-как прокрадывался сквозь эти болотины. Но следующие экипажи, чем дальше от начала каравана, тем хуже, в полной мере вкушали прелести первопроходцев. Нетронутое дотоле покрытие уже разворочено агрессивной «резиной», прорезано колеями глубиной аккурат по высокий лифтованный порог. Взрыхлено плугами «гудричей» и «куперов». По такому идти все равно, что по тонкому льду. Чуть неверное движение рулем сделал, как машину стаскивает в колеи, выбраться из которых без посторонней помощи иной раз невозможно.

Вечный зов "Протектора": где бездорожье?!
Не знаю, как те, кто шел впереди, долго ли сидели, если вообще сидели, но наша группа из четырех машин (а перед началом конкретного бездорожья мы разделились на две команды) влипла основательно. Вначале несколько раз уселся мостами на грунт бедняга Hunter. Несмотря на лифт (его хозяин, наконец-то, перекинул рессоры поверх мостов), колеса и протектором, и неоправданно узким, да маленьким по внешнему диаметру размером, ну никак не соответствовали подвернувшемуся под них бездорожью. В итоге от долгого сидения в колеях у лебедки срезало шпонку, добраться до которой целая проблема.

Ладно, черт с ней, с лебедкой, и так вытащим, но тут японский «Охотник» подкинул другую неприятность. Один из бразильских механических хабов, не выдержав нагрузки, просто развалился по селуминовому корпусу. Все, дальше Hunter не ходок. Теперь он что заднеприводный универсал. Запусти сюда «вэдовую» легковушку, — лучше будет грязь месить. Вытаскиваем усевшийся редукторами УАЗ, у которого, к тому же, кончилась лебедка отечественного производства, и, взяв подбитого «Охотника» на буксир, двигаем к месту, от которого он и на одном мосту пойдет.

Пока еще не бездорожье, пока еще "паркет".
«Не гоните», — кричит в рацию его хозяин. Оказывается, его лифт вызвал собой интересное явление. Серьги, расположенные спереди и обязанные стоять вертикально, от толчков развернуло в горизонтальное положение. В результате — что есть спереди рессоры, что их нет — все одно. В салоне Land Cruiser — будто бы на вибрационном стенде. Тряска такая, что сидеть спокойно невозможно. Хозяин еще пытался исправить ситуацию («Давайте поддомкратим да выбьем мост вперед»), но бесполезно. Решение — домой, в гараж и на «перелифтинг».

Времени жалко. Пока тащили, пока старичка-владельца «Беларуси», дорогу перегородившего, искали («Ребята, вы не браконьеры? А есть у вас УАЗы? Я следы такие видел»), прошло почти два часа. Но «Протектор» своих не бросает. И нас не бросили. За время, понадобившееся для транспортировки раненого Hunter, пять машин ушли далеко вперед, однако нас остался ждать экипаж длиннобазного Prado. С ними мы и двинулись догонять основной караван.

Такой овражек только ходом. А если жалко машину, то с лебедкой.
А неплохо идет совсем не экстремально лифтованная «семидесятка».
Бразильскому хабу наша грязь не по зубам...
...a Simex ей только рад.
Трезво оценивая ситуацию, ее пилот четко выбирает траекторию, дабы реже прибегать к помощи лебедки. Но тяжела дорожка, тяжела. Вот в грязи увязли, вот в яме с очень крутыми склонами встали, словно на взлет пошли. Тут уж без «лебеды» не обойтись. Не обошла сия участь и нас, с нашим жутким лифтом и зубодробительным на асфальте, но незаменимым на бездорожье «симексом». Вначале сзади стали доноситься звуки трения «резины» об арки. Сильнее, еще сильнее. Черт возьми, «Сафарь» в какой-то момент просто порвал наращенную реактивную тягу (порвалась там, где тонко — по врезанному в нее болту). Тушите, что называется, свет, приехали. Лишенный поддержки тяги Панара мост, словно геморрой, вылез из-под рамы сантиметров на десять в левую сторону. На таком с ходу бездорожье штурмовать все равно, что со сломанной рукой драку затевать. Глядишь, ненароком и оторвется вовсе с мясом. То есть, сорвет пружины с посадочных мест. Ставь их потом в грязи по колено. В общем, сбросили мы темп, и везде — только шепотом. Отчего сели сперва в той же яме, где растележился «Крузер». А потом интересно так и основательно бросили кости на приличных размеров поле. И ведь, блин, только опору ЛЭП проехали, чуть-чуть сзади осталась. И спереди же, и по бокам деревца лишь метрах в семидесяти кронки хиленькие раскинули. Болотина, чтоб ее.
Понадеялись было, что «семидесятка» к нам вернется, но она, почти с поля на лесную тропинку выбравшись, сама всеми четырьмя увязла в грязи. Причем также не близко от нормальных деревьев, которые «якорями» могут стать. Словом, и они, и мы трос лебедки удлиняли конкретно. Только это и спасло. А так сидели бы долго. Помню, при первом рейде в порт Байкал увязший таким же образом Surf с помощью ваг и подкладок мы вытаскивали часа два. Но у «Сафаря»-то масса под три тонны.

Нет жизни со сломанной тягой. Боясь лишиться моста и потому двигаясь внатяг, мы сели еще раз, потом еще. В принципе, было бы все в порядке, проблемы у нас со штурмом бездорожья наверняка бы отсутствовали. Что касается других экипажей, то несмотря на многочисленные «посиделки» (а как без них?), маршрут многих участвовавших в рейде джиперов, мягко говоря, не устроил. Рассчитывали-то лишь в понедельник домой вернуться, а вышло так, что уже в субботу прибыли в Кочергат, преодолев, таким образом, по бездорожью полсотни верст. Не в кайф. Хотелось им, понимаете ли, порыться посерьезней, посущественней. А получилась вроде как прогулочка. Кто-то даже высказал мнение, что это, дескать, маршрут выходного дня. Для «нивоводов» и тому подобных любителей грязи, имеющих не очень подготовленные внедорожники. Не согласен. Да, для «Сафарей», которые в клубе «Протектор» уже можно в прототипы записывать, для «БиДжея», чью сущность иначе как тракторной и не называют, для УАЗов, подготовка которых ушла далеко от просто оборудования соответствующей «резиной» и лебедкой, направление Иркутск — Кочергат, конечно, можно назвать легким. Тем не менее абсолютно неподготовленным машинам на ту раскисшую тропинку соваться не стоит. Особенно без лебедки, лифта и колес, чей внешний диаметр с 31 дюйма начинается, да, черт возьми, без всего. Ведь разница между стандартом и тем, на чем ездит основной контингент клуба «Протектор» такова же, как между их машинами и, например, «Вепрем», который до Кочергата, я уверен, дошел бы, словно по асфальту. Это в очередной раз подтверждает то, что стандартный джип подготовленному не пара. Не зря же мужик на лакированном Land Cruiser 90, встретивший нас на какой-то турбазке под Кочергатом (что за база отдыха была, не знаю — подъехали мы к ней поздним вечером) только и смог, что от удивления выдохнуть: «А как это вы с той стороны приехали, как добрались?»

Без "лебеды" здесь увязал даже УАЗ с серьезным лифтом
Да и лично мне поездка эта понравилась поболе прежних. Лебедку отечественную кончили, хаб бразильский сломали, тягу с самопальной вставкой угробили, наверняка, еще что-нибудь впоследствии обнаружится. Вот она, журналистская радость. Ну а если серьезно, то опять же о любом рейде можно говорить как о полигоне, на котором испытываются и проверяются новые, собственного изобретения устройства и приобретенные узлы. Выискивается удачная конструкция ходовой части, при которой и кузов будет поднят максимально высоко, и в качествах первоначальных машина потеряет минимум. К примеру, я, наивный, предполагал, увидев поднятый до чертиков Hunter, что теперь эта машина покажет кузькину мать и УАЗикам, и «Сафарям». Оказывается, нет. Лифт тоже может быть неправильным, когда и рессоры не работают, и колеса абсолютно ему не соответствуют. В общем, зря джиперы сокрушаются. По-моему, поездка удалась. Во всяком случае, иные их представители определенные выводы сделают, конструкцию отрепетируют. А для чего еще такие рейды совершать? Разве что для того, чтобы в очередной раз доказать — можем, доедем, доползем. Ну, а кто в этом сомневается?

MАКСИМ МАРКИН
Фото автора

P.S. А тягу мы попытались заварить в Большом Голоустном. Заварили, но буквально минут через пятнадцать она лопнула вновь. Поэтому попытки взобраться на близлежащую и довольно крутую сопку (говорят, там расположена какая-то заброшенная турбаза) окончились для нас очередным выкатом моста. Что ж, не судьба. Повернем домой.
Спонсорскую поддержку клубу "Протектор" в рейде оказывали компании "Евраас" и "Маском", СТО "Spoiler", а также сеть магазинов "X - Мастер".

"Автомаркет+Спорт" №36 15.10.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика