Большое путешествие
Осеннее танго по Иркуту.
Погожая осенняя суббота навевала грусть по уходящему лету. Когда листва столь щедро окрашивалась разноцветьем природных красок, в солнечный день в городе усидеть было трудно. Экспромтом родилась идея подняться вверх по течению реки Иркут до Большого порога на судне на воздушной подушке <Хивус-10>. Я начал наугад обзванивать знакомых с предложением составить компанию, и уже через час группа была сформирована. Когда в сумеречном рассвете, на безлюдном пятачке набережной реки Ангары, возле памятника Александру III, мы все собрались для посадки на судно, к удивлению многих, в составе нашего снаряжения оказались каски, надувные жилеты, байдарка и рыболовные снасти. И только тогда все узнали, что мы решили пройти Большой порог на надувной байдарке и при этом наловить рыбы для ухи.
САМАЯ УДОБНАЯ РЕКА
ДЛЯ СПЛАВОВ
Из 5000 прибайкальских рек для сплава на лодках, плотах и байдарках наиболее популярны спортивные маршруты по саянским рекам: Ока, Уда, Китой, Гутара, Ия. Такие реки, как Онот, Урик, Бий-Хем, имеют непроходимые пороги или же многокилометровые маловодные шиверы. Поэтому использовать их для сплава можно только на ограниченных отрезках и осторожно. На Хамар-Дабане отличается живописностью р. Зун-Мурино (IV кат. сложности, сплавной участок около 150 км); на р. Утулик, р. Лангутае проводят соревнования по водным видам сплава.
У иркутских спортсменов-водников, как идеальное место для проведения коротких сплавов популярен Иркут, давший название областному центру. Иркут впадает в Ангару в самом центре города, напротив площади им. Кирова. В нижнем течении Иркута долина плотно застроена пригородом Иркутска и дачными поселками, выше Шелехова и Баклашей начинаются берега, свободные от строений, а выше Мот — и от присутствия человека.
Река Иркут (в переводе — «несущий воронки», «крутиться, вертеться») имеет протяженность 448 км. Как место для сплава она относится к 2-й категории сложности с элементами препятствий в верховьях 3-й категории. Иркут вытекает из большого озера Ильчир (1952 метра над уровнем моря) вблизи самой высокой горы Восточного Саяна Мунку-Сардык. В верховье река стремительно протекает по узкому ущелью. Верхний участок — классическая горная река, быстрый поток среди камней, скал и песчаных пляжей. Средний участок — равнинная река, текущая среди заливных лугов Тункинской долины. В широкой Тункинской долине она успокаивается и, петляя, устремляется к Байкалу. Не доходя до озера 20 км, река круто поворачивает в горы, пробивая Зырказунское ущелье и ускоряя свое течение. Обычно от дома отдыха «Анчук» начинаются маршруты 2-х и 3-х дневных сплавов до Иркутска.
|
Технические характеристики "ХИВУС-10" |
Водоизмещение полное |
1670 кг |
Масса полезной нагрузки |
800 кг |
Пассажировместимость |
9 чел. |
Длина габаритная |
7,55 м |
Ширина габаритная (транспортировочная) |
3,30 (2,5) м |
Высота габаритная |
2,55 м |
Двигатель |
ЗМЗ-409 (бенз.) |
Мощность двигателя |
105 кВт/143 л.с. |
Крейсерская скорость хода по воде |
50 км/час |
Максимальная скорость хода по воде |
70 км/час |
Крейсерская скорость хода по снегу |
70 км/час |
Максимальная скорость хода по снегу |
90 км/час |
Угол преодолеваемого подъема |
6% |
Клиренс |
0,5 м |
Высота преодолеваемого препятствия |
0,4 м |
Расход топлива |
20л/час |
Емкость топливных баков |
120 л |
Дальность хода |
до 400 км |
Движительный комплекс |
6-лопастный винт в кольцевой насадке |
Ограждение воздушной подушки |
надувные скеги, носовая и кормовая "юбка" |
Минимальная эксплуатационная температура |
-40 0C |
Допустимая скорость ветра |
15 м/с |
Верховья Иркута легко доступны благодаря расположению на большей части своего течения рядом с асфальтированной дорогой в Тункинской долине, а так как рядом с рекой идет асфальтированный тракт, практически в любом месте можно прервать сплав и выйти на дорогу. Конечно, это не такая полноводная и мощная река, как алтайская Катунь, где соседство с Чуйским трактом дало возможность для раскрутки регулярных коммерческих сплавов на плотах-рафтах для всех желающих. Иркут, еще малоизвестный широкой публике, по удобству заброски на автомобиле в верховья не уступает алтайскому варианту. И если на Алтае такая услуга поставлена на поток, на Иркуте это еще большая редкость, хотя предложения подобных сплавов по цене $150-300 с человека за 2-5-дневный тур в Интернете можно найти.
Если в верховьях Иркута возможна организация однодневных сплавов, в нижнем течении, ниже дома отдыха «Анчук», где Иркут резко поворачивает в Зырказунское ущелье, для прохождения водного маршрута до населенных мест и автомобильных дорог требуется 2-3 дня в зависимости от уровня воды в реке и скорости ее течения. Трудно понять, почему река здесь прорезала хребет в западном направлении, а не спустилась на север к озеру Байкал, до которого оставалось всего 18 км. Этот удивительный факт дал основу для легенды о красавице Ангаре и богатыре Иркуте, который неспешно тек по Тункинской долине к своей суженой — реке Ангаре, дочери Байкала, но перед самым впадением в озеро узнал о коварном бегстве красавицы Ангары к Енисею. Рассерженный Иркут изменил направление своего течения, прорезал горы и бросился вдогонку за беглянкой Ангарой. В самом деле, в этом месте река образует большую петлю с глубоким скалистым Зырказунским ущельем, и спокойное равнинное течение превращается в стремительную и порожистую реку.
Начинающим водным туристам можно рекомендовать двух, трехдневный сплав по Иркуту от устья реки Малой Быстрой (18 км от Култука, от дома отдыха «Анчук») до пос. Моты (46 км Култукского тракта), куда подходит автомобильная дорога. Автомобилистам хорошо знакомы летние места отдыха по правому берегу Иркута от Смоленщины до Введенщины. Летом, особенно в выходные дни, все укромные места и пляжи заняты отдыхающими. Лесная дорога проходит по самому краю обрывистого берега Иркута между населенных пунктов Баклаши—Введенщина. Есть еще одно место в нижнем течении Иркута, куда можно подъехать на автомобиле — пос. Моты с красивым красно-песчаным Мотским утесом, расчерченным горизонтальными черными пластами, длинной полудугой, обрамляющей с востока русло Иркута. Вершину этого утеса видно с Култукского тракта от кафе «Святой источник» на 53 км. Берега Иркута выше пос. Моты до дома отдыха «Анчук», а это около 100 км реки — недоступны для посещений на автомобиле. Природа в этих местах сохранила свою первозданность: нет ни автодорог, ни дачных поселков, мало ягодников. Тайга здесь щедра кедровой шишкой, ягодой, черемшой и диким зверем. Рано утром можно услышать рев маралов и даже увидеть зверя на берегу.
|
Сейчас попасть в эти места быстро прямо из центра Иркутска можно на амфибии «Хивус-10». О зимних поездках по льду Байкала на этом судне «Автомаркет» уже рассказывал в начале года. Экскурсионные поездки на «Хивусе» по Иркуту новы для иркутян, в этом сезоне подобных путешествий до Большого порога вверх по Иркуту состоялось всего пять, причем два из них, весеннее и осеннее, было проведено нашей Гобийской командой. Экскурсионный однодневный тур до Большого порога идеален для воскресного отдыха: старт рано утром прямо из центра города, с набережной напротив острова Юность, и возвращение к этому же месту вечером, до темноты. За это время без напряжения можно подняться за 3-4 ходовых часа до мест, которые обычно в режиме сплава спортсмены достигают только на вторые сутки, и вернуться в этот же день, без каких-либо полевых ночевок, обратно в город.
ЧУДО-АМФИБИЯ
НОВГОРОДСКИХ УМЕЛЬЦЕВ
Идея передвижения на амфибиях-аэроходах с тягой от воздушного вентилятора по мелководью, воде и снегу не нова, но только недавно такие амфибии появились в Иркутске. Выпуск многоцелевых амфибийных катеров на воздушной подушке в 2-местном, 8- и 32-местном исполнении освоили в Нижнем Новгороде. Имя судну дали по созвучию с северным ветром — хивус. И правда, если неосторожно при движении судна выглянуть из люка наружу, кепка моментально улетает с головы, скорость катера по воде около 45-50 км/час, по снегу и гладкому льду, если есть место для безопасного движения, может достигать 80-90 км в час, что сопоставимо со скоростью ветра примерно 25 м/с.
|
|
Судну на воздушной подушке не страшны никакие коварные байкальские трещины на льду и пропарины, оно одинаково легко идет как по воде, так и по
льду, способно преодолевать отмели, пологие береговые склоны, может двигаться по мелководью, глубокому снегу и болотам. Прекрасно преодолевает против течения бурные пороги. Благодаря этим особенностям его можно эксплуатировать в местах, недоступных другим видам транспорта в межсезонье, когда не ходят моторные лодки и катера и еще нет возможности передвигаться по льду на автомобиле. Ранней весной судно способно перемещаться по рассыпчатому игольчатому льду, когда не то что на машине, но даже пешком пройти по льду уже невозможно. Судно непотопляемо, и даже при разрыве всех восьми секций надувных двухъярусных скегов остается на плаву, так как его корпус выполнен герметичным — как у лодки. Судно оборудовано шестилопастным тяговым вентилятором и двумя вентиляторами для наддува воздушной подушки. Единственный его недостаток — ветровое ограничение по волне. Судовая инспекция категорически запретила эксплуатацию «Хивус-10» в акватории Байкала в летнее время, поэтому на лето он перебазировался на Ангару, на остров Юность, и стал регулярно катать желающих иркутян по Ангаре от набережной у памятника Александру III.
Амфибийный катер «Хивус-10» оборудован малошумным воздушным винтом, и в кабине шум примерно такой же, как в УАЗике. Во время движения можно спокойно разговаривать, а пространство внутреннего салона напоминает самолет, герметические иллюминаторы чуть большего размера и между рядами кресел можно установить раскладной стол для угощений и чашек кофе, тряски нет, на стол ничего не проливается. Никаких багажников для вещей сверху не предусмотрено, поэтому все необходимое снаряжение приходится загружать внутрь салона на пассажирские сиденья. Катер предназначен для круглогодичной эксплуатации, в салоне даже в сильные морозы поддерживается комфортная температура. Окна расположены по всему периметру, что дает прекрасный обзор и позволяет всем пассажирам любоваться природой. Хотя конструкторами и не предусмотрен выход пассажиров во время движения на крышу или на палубу (никаких ограничительных перил нет), прочный кузов позволяет стоять нескольким туристам на крыше, например, для фотографирования. Долго из-за сильного ветра не простоишь, да и небезопасно, можно потерять равновесие и упасть за борт.
Подобных катеров-амфибий на Байкале пока единицы. Один для организации спасательных работ у МЧС, второй — 4-местный «Пегас» у турбазы «Прибайкальская», третий — у туристическо-экскурсионной фирмы «Вездеход», еще один на зиму планирует перебросить с озера Хубсугул челябинская туристическая фирма. Так что этой зимой реально впервые организовать путешествие на двух «Хивусах» по льду вокруг всего Байкала с посещением озера Фролиха. О таком совместном проекте на зиму 2005 г. объявили Гобийская экспедиция и туристическая фирма «Дискавери».
ОТ ЦЕНТРА ИРКУТСКА
ДО БОЛЬШОГО ПОРОГА
От бульвара Гагарина вниз по Ангаре, а затем вверх по Иркуту до Большого порога около 3-4 часов хода в одну сторону, примерно 100 км вверх по течению Иркута. Обычно во всех описаниях Иркута отсчет ведется по направлению сплава от истока к устью. В нашем путешествии все происходит наоборот — сначала полноводное устье, где мутная вода Иркута смешивается с прозрачными водами Ангары, и только к обеду — наиболее именитое водное препятствие на Иркуте: бурные валы Большого порога. В зависимости от уровня воды и скорости течения, подняться вверх по реке до порога можно примерно за три часа. При большой воде это время увеличивается.
Иркут, собирающий воду с горных систем Восточного Саяна и Хамар-Дабана, при продолжительных ливневых осадках в горах может стремительно поднимать свой уровень в нижнем течении на 1,5 м и затоплять прибрежные территории в пойме. Последнее сильное наводнение на Иркуте было в 1971 г, когда затоплены были значительные площади в Бурятии и Иркутской области, а по Иркуту в районе Смоленщины пенистая вода несла вырванные с корнями деревья и крыши домов. В 2001 г. серия небывалой силы ливней привела к размыву автомобильной дороги в верховьях Иркута и связь с Мондами на длительное время была прервана. Иркут в этом месте сместил свое русло почти на 50 м.
|
В начале лета 2004 г. (мы ходили по этому маршруту еще и в середине июня) уровень воды был выше обычного и камней было значительно меньше. Средняя скорость судна при этом составляла, согласно показаниям GPS, — 37 км/час. В предыдущую поездку встречалось много отдыхающих, сплавляющихся на разных типах самодельных плавсредств: плотах на автомобильных камерах, рафтах и надувных лодках. В октябре река оказалась совершенно безлюдной, много рыбаков, стоящих, подобно часовым, по колено в воде через каждые десять метров, было только напротив Кайской горы, выше по течению уже не встречались ни отдыхающие горожане, ни сплавляющиеся туристы.
Как и положено в каждом путешествии, неожиданности не заставили себя долго ждать. Сразу после захода в Иркут, перед автомобильным мостом, катер резко просел на правую сторону, став цеплять воду, как обычная моторная лодка, и сзади послышался неприятный скрежет. Оказалось, что лопнул правый ремень нагнетательного аппарата (передача вращения от карданного вала двигателя к зубчатому редуктору вентилятора осуществляется клиновым ремнем). Замена его не сложна, но у нас на регулировочном болте срезало резьбу и регулировать натяжение пришлось втроем, зато в дальнейшем никаких поломок не было.
Рядом с автомобильным мостом находится железнодорожный мост через Иркут, возведенный в 1907 году в ходе строительства Транссибирской магистрали. Спроектированный 100 лет назад, мост представляет собой уникальную инженерную конструкцию. Однако из-за очень большой интенсивности движения (поезда следуют через каждые 10-15 минут) и превышения расчетной нагрузки (мост строился под поезда весом около 80 тонн, а сегодня их вес достигает более 200 тонн) в структуре сооружения начали появляться дефекты. В 2001 году начался капитальный ремонт моста. Стоимость работ составила около 200 млн. рублей. Проектная документация практически не изменена: новые пролеты для моста внешне ничем не отличаются от конструкций начала XX века. Четыре новых пролета моста изготовлены всего за полгода и сейчас все они установлены вместо старых.
|
С короткими остановками для фотографий мы очень быстро поднимаемся вверх по течению: проходим еще под одним новым железнодорожным мостом напротив Шелехова. Кстати, выше этого моста, на левом берегу есть хороший песчаный пляж, обычно посещаемый отдыхающими на автомобилях в жаркие летние дни (заезд к нему по проселочной дороге на автомобиле через Мамоны). Сейчас он оказывается полузатопленным и совершенно пустынным.
Сразу после Введенщины по правому берегу реки начинаются первые скалистые утесы, в одном из них известна пещера. Это единственное свидетельство о пещерах в нижнем течении Иркута. Пещера расположена в отвесной скале правого берега р. Иркута в 1,5 километрах от известнякового карьера и в 2 километрах от села Введенщина. Вход в пещеру имеет вид щели шириной до полуметра, далее начинается просторный зал. Внутри пещеры холодно. По словам художника А. Шеметова, в ней лет 25 тому назад были найдены кости животных, костяные шилья и костяные накладки к луку. А. Шеметов указывает, что на одной костяной накладке к луку были вырезаны изображения барса и бегущих коз.
Раньше в Введенском работал паром, можно было на автомобиле попасть на левый берег Иркута и проехать проселками сначала вдоль берега, а потом через горы в пос. Моты. Сейчас паромная переправа работать перестала, и эти автомобильные маршруты стали недоступны. Автомобильных съездов к правому берегу Иркута с Култукского тракта на всем протяжении от Введенщины до Мот нет. Отвесные скальные утесы, часто обрывающиеся прямо в реку, и узкая полоска пляжа, иногда густо заросшая зеленой полосой деревьев, не оставляет шансов попасть на правый берег Иркута на автомобиле. Зато по воде можно достичь прекрасных безлюдных островов с песчаными косами в нижней части островов. Особенно красивы места чуть выше Введенщины, когда река образует тихие омуты перед скальными утесами. Мы как раз попали сюда во время, когда опавшая осенняя листва красивыми цветными узорами украшала поверхность воды.
|
|
В пос. Шаманка (рядом с пос. Моты) у паромной переправы традиционно делаем обстоятельную остановку. Рядом с берегом находится продуктовый магазин, и это у нас последняя возможность что-нибудь докупить из продуктов. Обычно всегда оказывается, что не хватает хлеба, чайной заварки или пива. Среди достопримечательностей, кроме природного монументального, красного шаманского утеса, теперь заслуженно значится и единственный на всем течении Иркута изящный подвесной пешеходный мост через реку, введенный в эксплуатацию в 2004 г. Через паромную переправу автомобилисты могут с Култукского тракта здесь переправиться на левый берег. Лесовозные дороги позволяют далеко проникать в таежные места, знаменитые своими брусничниками. Можно, придерживаясь основной дороги (она более накатана), выехать в Ангарск.
Сколько стоит покататься на катере "ХИВУС-10" (9 мест) |
Маршрут |
Расстояние (км) |
Время для прогулки (час) |
Общее время экскурсии (час) |
Стоимость (руб.) |
Иркутск - Большой порог (летний маршрут) |
120 |
2-4 |
1 день |
12000 |
20 км от порта Байкал (зимний маршрут) |
27 |
2 |
3 |
5200 |
Листвянка - б. Песчаная (зимний маршрут) |
81 |
2-3 |
1 день |
15000 |
Листвянка - о. Ольхон (зимний маршрут) |
240 |
|
2 дня |
34000 |
Стоимость зимних маршрутов |
|
|
1 день |
15000 |
Стоимость летних маршрутов |
|
|
1 день |
12000 |
Средняя стоимость 1 ходового часа 2400 руб. |
Выше пос. Шаманка берега реки до устья реки Быстрой в Тункинской долине доступны только с воды. Возможен подъезд к Иркуту в устье реки Зазара, но чтобы выйти на берег, приходится оставлять машину примерно в 1,5 км от реки, на вершине горы, с которой нет автомобильного спуска в долину Иркута. Для этих мест характерны дикие берега, густо заросшие смешанным лесом. Часто встречаются галечные пляжи, удобные для рыбалки и стоянок. Много живописных ручьев и небольших рек, каскадами, по крупным камням, отвесно впадающих в Иркут. Берега украшают отвесные скальные утесы, а сама река все чаще образует пороги и шиверы со звучными именами: Собачьи перекаты, Мотский порог, Косая шивера. Рекомендации по технике прохождения этих препятствий подробно отражены в путеводителях, но для «Хивуса» они совершенно не создают никаких проблем, и мы проходим, практически не замечая их. Описание Иркута для водников изобилует подробностями, которые на скорости движения «Хивуса», причем вверх по течению, оказывается, просто невозможно отождествить с берегом, например: «После 8 км спокойного плавания показываются грозные скалы, сжимающие реку: здесь расположена трехступенчатая шивера «Косая»: камни, валы до 70 см высотой — нужна разведка. Через 10-12 км — порог Бык, названный по характерной скале на левом берегу. За поворотом направо река делает резкий (почти на 180°) поворот налево. Плыть лучше в левой половине русла». Все это мы проскакиваем, так и не поняв, где из них Косая шивера, а где порог Бык.
|
Самым сложным препятствием считается Большой порог (II кат. сложности). Он, собственно, и является нашей целью. Порог Большой — это мощный поток среди крупных валунов, образующий стоячие пенистые валы, высотой до 1,5-2 метров. На небольшом стометровом участке реки падение воды составляет порядка 3-4 метра, что создает характерный шум в пороге, который слышен за несколько километров. Могучий поток прорывается между каменными глыбами, образуя пенистые стоячие валы причудливой формы. На резиновой лодке можно пройти вплотную к правому берегу между глыбами через слив, можно пройти по центру. Множество камней, обычно залитых в большую воду, создают высокие стоячие валы, и если неправильно направить лодку, такой вал легко ее опрокинет.
На всякий случай перед прохождением порога, а его хотят пройти из нашей команды все, мы готовим страховочный конец на палубе «Хивуса», который будет страховать спортсменов в байдарке, а непосредственных сплавщиков облачаем в каски и надувные жилеты. Памятное фотографирование. У сплавщиков примерно пять минут сплава до порога, чтобы освоиться с неустойчивостью байдарки и научиться синхронным гребкам весел. В этом вся суть мероприятия: без подготовки за считанные минуты освоиться с новой обстановкой и удержаться от переворота среди бурунов с незнакомым напарником, который тоже впервые в этом надувном резиновом банане. Остроту впечатлений усиливает холодная вода, при первом же прохождении стоячего вала заливающая с ног до головы гребцов и саму лодку. К нашей чести, все проходы оказались успешными. Конечно, без помощи «Хивуса» было бы обременительно после каждого прохождения порога снова подниматься с надувной байдаркой вверх по течению. А когда под боком «Хивус», никаких проблем: поднял байдарку на палубу и перевез ее снова выше порога, катайся, пока не надоест!
Выше Большого порога имеется еще Малый порог (крутая короткая шивера с множеством камней протяженностью 30-40 метров). Место примечательно хорошей рыбалкой на блесну и «нахлыстом»: ловятся хариус и ленок. Еще выше знаменитое Зырказунское ущелье с высотой скал 500-700 метров и порог «Кулич» (II категория сложности). Всего на участке Моты — устье р. Малой Быстрой насчитывается 7 порогов 2-й категории сложности, из них своей мощностью выделяется порог Большой. На протяжении 70 км (от устья р. Малой Быстрой до впадения р. Подпорожной) средний уклон реки Иркута составляет 2 м/км, в некоторых местах увеличивается до 3 м/км. Обычно на сплав по этому маршруту требуется три дня. Экскурсия на «Хивусе» укладывается в один день.
Несколько рекомендаций для будущих экскурсантов. Имейте в виду, что в начале лета на берегах Иркута в кустарниках много клещей, поэтому надо регулярно осматриваться. Если собираетесь сплавляться, особенно осенью через Большой порог, обязательно возьмите запасной комплект одежды, спасжилеты и каски, не надо рисковать и уповать на свое умение плавать.
Сергей ВОЛКОВ
|
|
ПРОЕКТ ЗИМНЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ
НА «ХИВУСАХ» ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА
И НА ОЗЕРО ФРОЛИХА
Прохождение различных ледовых маршрутов по Байкалу становится традиционным для каждого зимнего сезона. В 2003 г. «Автомаркет» участвовал в первом большом зимнем проекте: «Автомобильный ледовый рейд — 2003». Тогда впервые на лед Байкала вышло 13 автомашин с туристами. Зимой 2005 г., в конце января, когда автомашинам еще нельзя выходить на лед, планируется организация экспедиции на двух «Хивусах-10». Эти амфибии зимой 2003 г. успешно зарекомендовали себя на туристических маршрутах по льду Байкала в бухту Песчаная и вокруг острова Ольхон. Новый проект, предложенный Гобийской командой, туристической фирмой «Дискавери» и газетой «Автомаркет» впервые в истории Байкала предусматривает прохождение ледового маршрута на амфибиях «Хивус» в условиях становления льда, практически вокруг всего побережья северного Байкала и впервые с заходом по замерзшей реке на озеро Фролиха. Для осуществления этого проекта необходимо сформировать две группы желающих по 5-6 человек на каждый «Хивус», способных оплатить аренду «Хивусов» на 6-7 дней (суточная аренда судна 15000 р.). Это в среднем вместе с питанием и другими экспедиционными расходами составит по 3800 р. в сутки с каждого участника или по 26000 р. за 7 дней экспедиции с одного участника. Кроме озера Фролиха планируется посетить горячие источники в Хакусах и бухте Змеиной в Чивыркуйском заливе, Ушканьи острова, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники. Большая часть ночевок пройдет в зимних палатках среди торосов со специальным зимним экспедиционным снаряжением. «Автомаркет» в дальнейшем подробнее расскажет об этой зимней экспедиции. Желающие связаться с организаторами зимнего путешествия на «Хивусах» по льду Байкала пишите:
E-mail: volkov@irkutsk.ru
или в редакцию газеты «Автомаркет».
postmaster@automarket.irkutsk.ru |
"Автомаркет+Спорт" №37 22.10.04
|