Базовые ценности Школа мастерства
Ездить быстро, но долго
Берегись автомобиля!
Чтобы получить право на управление автомобилем, многого не надо. Сейчас эта процедура упрощена до предела, можно даже не учиться совсем — просто «купить права». Все равно что купить право на убийство. Как многие до сих пор не понимают ответственность, которую берут на себя? Но и обычная автошкола — это как бы начальные классы общеобразовательной школы. Дает общие, поверхностные навыки. Здесь учат водить машину, а не управлять ею. Поймите разницу.
|
Немного теории... и много тренажеров |
|
Сможете на этом "инструменте" сыграть 10 циклов "от и до" за 28 секунд? |
Управлять машиной человек учится потом уже в процессе, методом проб и ошибок, порой непоправимых. Проездив относительно долго, водитель сам себе присваивает звание мастера, и в этот момент его поджидают самые большие неожиданности и разочарования. Попав в какую-либо ситуацию, он или его знакомые удивляются: «Как же такое могло случиться? Столько лет за рулем». Просто обычно навыки управления развиваются в неверном направлении, подкрепляемые общепринятыми стереотипами-заблуждениями. Часто эти заблуждения просто переходят из поколения в поколение. Не учитывается то, что многое меняется — растут скорости, плотность движения, изменяется конструкция автомобиля.
Сейчас, как никогда ранее, приходится думать не только за себя, но и за других участников движения, ведь разница в квалификации в наше время просто огромная, а самоуверенность водителей переходит в безрассудство, и все это на фоне поголовных неврозов и психозов вследствие взвинченного темпа жизни дает печальную статистику ДТП. Кажется, мы стали заложниками своего детища, которое словно вышло из-под контроля и подобно монстру Франкенштейна готово погубить своего создателя.
Дело мастера
Каждый на своем месте должен быть мастером своего дела. Это относится и к управлению автомобилем. Мы впитали с бензином автошкол «золотые правила». Первое — поворачивай руль в сторону заноса. Второе — на гололеде тормози, прерывисто нажимая педаль. Но все это сейчас лишь частные случаи, а самым первым правилом должно быть «Никогда в экстренной ситуации не тормози и не поворачивай руль одновременно». Это основа, на которой сейчас построено обучение во всех школах повышения водительского мастерства.
Появление таких школ — необходимость, которая была осознана еще задолго до автомобильного бума последних лет. У истоков изучения проблем управления стоял бывший гонщик Эрнест Цыганков, чей фундаментальный подход на научной основе и практике автоспорта послужил основой для методик десятков «контраварийных» и «экстремальных» автошкол, хотя те едва ли в этом открыто сознаются. Но всеми признается лучшей школа основателя — Центр высшего водительского мастерства Эрнеста Цыганкова. Иркутский филиал ее стал восьмым по счету и первым в азиатской части России (есть отделение и в Украине).
Идея открытия Школы повышения мастерства в Иркутске появилась около двух лет назад в одной из неформальных встреч в клубе «Моторспорт» в процессе подготовки к гонкам. Кто из братьев Степановых — Алексей или Сергей — озвучил ее первым, теперь не помнят даже сами, но она получила поддержку гонщика Александра Пушкаря. Вначале идея выглядела как открытие школы по обучению водителей приемам экстремального вождения, но после изучения ресурсов Интернета по этому вопросу стала очевидной насущность безопасного вождения. И не удивительно, что из десятков школ был выбран именно Центр Цыганкова как самый авторитетный. В конце минувшей зимы Степановы начали действовать, позвонив в Москву и сообщив о своем намерении открыть филиал в Иркутске. Им объяснили, что сначала придется пройти курс на общих основаниях, а дальше будет видно, но в ближайшие три месяца все занятия уже были расписаны. И только после майских праздников подошла очередь. Сначала прошли базовый двухнедельный курс как обычные курсанты. Теоретический курс вел сам профессор Цыганков. Для практических занятий пришлось арендовать в прокатной фирме «восьмерку». Усердие сибиряков было отмечено Цыганковым, а отличные показатели по итогам обучения принесли желаемый результат. Несмотря на первоначальный скепсис, с которым была встречена просьба о разрешении открытия первого в Сибири филиала (а подобные прошения поступают едва ли не из всех более-менее крупных городов) братьям было доверено провести один полный курс в качестве инструкторов. После чего они получили необходимые документы, методические материалы и право на использование имени Центра. Вернувшись домой, с многократно увеличенным энтузиазмом взялись за практическое воплощение. Самостоятельно своими руками ими были сделаны парты-тренажеры, тестирующий тренажер и демонстрационный для преподавателя.
Было решено, что школу такого уровня надо делать не в Шелехове, как задумывалось первоначально, а в Иркутске. И лучшего места, чем здание РОСТО, нельзя было придумать. Отремонтировали и оборудовали учебный класс, подготовили площадку для практических занятий. В начале октября первая группа начала занятия в классе Иркутского Центра высшего водительского мастерства.
Мы с тобой
одной крови
Мне довелось оказаться в первой группе курсантов. Я прошел укороченный курс обучения — только теория и тренажеры. Не было у меня практических занятий. Потому что не было машины. Мой СR-X стоит на кузовном ремонте в сервисе. Каково было бы мое отношение к этим курсам, если бы не эта история и профессиональный интерес? Едва ли столь же внимательным. Практика показывает, что большая часть проходящих курсы либо женщины, чье чувство ответственности изначально выше, и они не страдают мужской самоуверенностью, либо те, кто побывал в аварийных ситуациях или авариях. Обычно после этого водитель начинает задумываться — что-то не так во взаимоотношениях с автомобилем.
По моей просьбе, после окончания одного из занятий инструкторы рассмотрели мою ситуацию, хотя обычно этого не делают, так как словами и на пальцах невозможно описать множество нюансов. После разбора полета я осознал, что ситуация, в которую я попал — полностью моя вина. Хотя до этого пытался объяснить это нелепой случайностью. Во-первых, я не придал значения очевидной неисправности — приспущенному заднему колесу, во-вторых, после того как машина начала выходить из-под контроля, не смог вовремя почувствовать момент возникновения опасности, в-третьих, мои действия были примитивны, так как базировались на «прописной истине» — руль в сторону заноса, пытаясь «поймать» ее. В результате меня размотало и выбросило через разделительную на встречную полосу вверх колесами. Да, я совершал рискованный маневр, проскакивая слаломом между машинами, из-за чего «слабое» колесо разбортировалось, но этот случай далеко не самый сложный. Выход сколь неожиданен, столь и прост. Надо было вовремя «выставить» руль прямо и... прибавить газ. В этом случае машина стабилизировалась бы, и только после этого нужно медленно остановиться. Многие решения порой могут показаться парадоксальными с точки зрения логики, но вполне объяснимыми с точки зрения физики.
|
"Хорошо поработали. Сейчас начнем руление одной рукой" |
Умный человек сможет выйти из сложной ситуации, а мудрый — не попасть в нее. В Центре обучают и уму, и мудрости. Я не чувствовал машину как продолжение себя, а именно это чувство вырабатывается в Центре. Тогда плотно прижатой к сиденью спиной я бы определил заранее, что есть какое-то отклонение в поведении машины, а если бы даже аналогичная ситуация сложилась из-за внезапного прокола, то спина также подала бы первые сигналы тревоги. Именно спина — главный «прибор», через который идет обмен информацией с машиной. И поэтому очень большое значение придается правильной посадке, а также положению головы — откинутая или наклоненная голова не позволяет правильно ориентироваться в пространстве. А руки, ноги и глаза — это «механизмы» более важные, чем двигатель и тем более магнитола. Сам Эрнест Цыганков построил свою систему обучения на неразрывности четырех составляющих дорожного движения «водитель-автомобиль-дорога-движение».
Чему учат в школе
|
"Шестой, перехват руля делаем в точке 11" |
Итак, как выглядит процесс обучения с «парты»? Не надо думать, что на занятиях вам сразу скажут: «Забудьте вашу автошколу, как кошмарный сон», но кое-какие стереотипы придется ломать, а в основном приобретать новые навыки, о необходимости которых даже и не подозревали. В школе не работают над изменением психотипа человека, исходя из того простого факта, что это попросту невозможно, да и опасно. Будь водитель флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик, каждый под свой характер выработает алгоритм действий в любой ситуации, основанной на базовых упражнениях. В Центре не учат каким-то схематичным, механическим действиям применительно к конкретному эпизоду. Здесь обучают грамотному управлению, которое развивает уверенность, ее не стоит путать с самоуверенностью. Школа дает толчок к творческому подходу к управлению, прививая навыки безопасного вождения. Основа закладывается в первую неделю занятий.
Час занятий первой недели отводится на теорию. Изучаются силы, действующие на автомобиль при движении, построение правильных траекторий прохождения поворотов, неровностей, препятствий, чувство положения колес на дороге, рассматриваются экстренное маневрирование, различия в поведении автомобилей с различным типом привода и типичные критические ситуации — в общем, все то, что впоследствии переносится на занятия на автодроме. Следующие два часа в день — это тренажеры. На протяжении всего курса на тренажере проводятся замеры результатов, позволяющие отслеживать динамику обучения, а на обучающих — правильную посадку, постановку рук, руление одной и двумя руками, согласованные действия всеми органами управления, тренировка мышечной памяти и периферийного зрения. Когда «кабинетная» часть будет пройдена, обучение переносится на полигон, где моделируются изученные в теории ситуации, а отработанные на тренажерах приемы используются в управлении. Первый этап — теория и тренажеры — возможно и пропустить, но только в случае, если удастся сдать норматив, и инструктора определят правильность выполнения упражнения. Кому-то может показаться, что норматив 28 секунд на 10 циклов руления «от упора до упора» не реален. Да и действительно никому еще не удавалось с первого раза его выполнить. Кроме одного человека — Александра Пушкаря. Но уже через неделю практически все прошедшие курс укладываются в это время или показывают близкое к нему. Хотя начинают обычно с 40-50 секунд. Я при первом тестировании показал результат 38 секунд. В конце курса — 27. Сами инструкторы «крутят» в районе 22-х. Работа на тренажерах это довольно интенсивная физическая нагрузка. Особенно памятны «шестиминутки» — руль нужно крутить, увеличивая скорость вращения через определенные интервалы времени, поминутно изменяя направление вращения. После такого тренажа пульс подскакивал до 120 ударов в минуту. Серьезная работа разряжалась игровыми моментами. Например, инструктор ходит по классу и неожиданно подает руку — при этом надо, не изменяя скорости вращения руля, ответить рукопожатием, перейдя с вращения двумя руками на одну. Или инструктор держит тетрадку над столом на высоте метр и бросает ее — за время, пока она падает, надо успеть сделать быстрое движение рулем, как бы корректирующее занос. По-моему, занятия никому не показались скучными.
От теории к практике
Если теорию и тренажеры можно пройти, даже не имея прав, то для практических занятий нужно иметь хотя бы символический полугодовой опыт управления автомобилем. Практическую часть занятий наблюдал со стороны. Хотя, конечно, никакие тренажеры не заменят практики. В некоторых аналогичных школах курсантам предлагаются специально подготовленные машины. В Центре Цыганкова все обучаются на своих автомобилях из того соображения, что каждый должен прочувствовать все нюансы именно на своей машине с учетом ее особенностей. Также не из экономии, а в «воспитательных целях» во время занятий инструктор не садится в машину, чтобы водитель сразу привыкал к самостоятельности. Связь поддерживается по рации — инструктор, наблюдая со стороны, делает замечания, и обычно в последний день практического курса замечаний уже не делается — при таком интенсивном «накате» упражнения отрабатываются до автоматизма очень быстро. Начинается все с простых «восьмерок» и «змеек», потом увеличивается амплитуда, скорость, создаются искусственные неровности и «открытые колодцы» — все это позволяет отшлифовывать руление, чувствовать баланс тяги, габариты, загрузку и разгрузку колес при маневрировании, правильно строить траектории.
И некоторое время отводится выполнению полицейского разворота. Вообще-то, практической пользы от этого упражнения для обычных водителей нет (разве что для водителей спецслужб и охранных агентств) — просто он как любимый номер программы, который включают по просьбам учащихся. Этому и другим специфическим приемам обучает Александр Пушкарь. Хотя для тех, кто пожелает продолжить обучение по «зимней» программе, «полицейский разворот» пригодится — он используется как элемент для выхода из вращений. После окончания курса прошедшие обучение получают сертификаты и новое отношение к автомобилю и безопасности движения. Также у них есть возможность продолжить совершенствование уровня мастерства на более высоких ступенях обучения по индивидуальным программам. Двухнедельное обучение «базовым» навыкам стоит 9000 рублей, из которых 3500 — тренажерно-теоретическая часть. Отработка приемов «зимнего» управления обойдется в 6000 рублей — самый актуальный для наших дорог курс обучения, изучающий способы борьбы с заносом, вращением, приемы стабилизации, экстренного торможения и использование для этого ручного тормоза и левой ноги. Дорого ли это? Сложно судить, но есть такая поговорка: лучше платить за обучение, чем за ремонт и лечение.
Андрей ПОМАЗКИН
P.S. По-моему, в первую очередь такие курсы не мешало бы пройти всем таксистам — вот уж у кого зашкаливает самооценка.
"Автомаркет+Спорт" №41 19.11.04
|