Классификатор микрогрузовики
МУЛЬТИстоп и микроФУРА
Иногда, видя какую-то машину, думаешь, что это просто недоразумение. Будто автомобиль сделан ради прикола, и здравого объяснения его формам или размерам вряд ли можно найти. Например, парочка грузовиков, что были обнаружены на авторынке в Рабочем. Один из них лобастый Nissan Atlas Loco, другой — лилипутик Suzuki Carry. Тем не менее тому и другому есть свое оправдание существования на дорогах. Первый это так называемый «мультистоп» — развозной городской фургон, второй — микрогрузовичок, чье появление продиктовано японским законодательством, предоставляющим льготы для такого рода автомобилей.
Какие бывают грузовики |
|
|
Еще один мультистоп Atlas |
Toyota LiteAce Gultop |
|
|
Toyota Deliboy |
Nissan Cargo |
Мультистопы — это мелкосерийные фургоны, выпускаемые по упрощенной технологии и предназначенные для перевозки объемных, но не очень тяжелых грузов. Буквальный перевод этого термина дает полное представление о сути концепции — «много остановок». Обычно ими пользовались почтовые, курьерские службы и продавцы мелкооптовых продовольственных товаров, развозившие в основном молочную продукцию по розничным магазинам, а также передвижные «пункты быстрого питания». Кроме того, подобные машины использовали полицейские отделения и больницы, что можно видеть в некоторых американских или французских фильмах.
Я пишу в прошедшем времени, потому что в последние годы их производство практически повсеместно прекращено, так как эта предельно простая конструкция имеет ряд недостатков, главные из которых — малая степень унификации с базовыми автомобилями, в связи с чем возникают проблемы с обеспечением кузовными деталями и обслуживанием, а также несоответствие становящихся все более строгими мер безопасности. Особо популярны они были в Америке, где существовало несколько фирм, специализировавшихся на выпуске таких машин, использовав рамное шасси пикапов и минивэнов. Сейчас остались лишь две крупные фирмы. В Японии их выпускали собственно фирмы-производители. До сих пор это делают лишь Nissan и Toyota. Ранее с ними была Isuzu.
Почти у всех мультистопов боковая дверь экспедитора сдвижная для удобства открытия ее на тесных парковках или во дворах магазинов. Дверь может сдвигаться назад (пример — Toyota Deliboy) и вперед, как, например, у Nissan Atlas Loco. Для удобства маневрирования в стесненных условиях боковые и заднее стекла практически сделаны во всю высоту двери. У некоторых американских моделей можно по заказу установить специальный педальный узел, позволявший управлять машиной даже стоя, а также водительское сиденье может поворачиваться вокруг своей оси. У данной машины этого нет, но есть сзади двухместная «лавочка», видимо, для грузчика и экспедитора. Рядом с водителем нет привычного сиденья. Пол по всей машине высокий, но ровный, с небольшим возвышением лишь над мотором, и проходить можно внутрь грузового отсека и через переднюю дверь, и через заднюю.
Для проверки уровня масла достаточно поднять небольшую крышку под передней панелью. А для более серьезных работ придется откручивать десяток болтов, чтобы снять большой люк, под которым находится 2,7-литровый дизель с нижним распредвалом мощностью всего в 85 лошадей, приводящий задние колеса. Хотя есть и полноприводная модификация. Правда, непонятно, зачем она нужна в японских городах. При этом, как ни странно, машина предлагается только в варианте с механической 5-ступенчатой коробкой передач с рычагом на руле. Передние и задние колеса разной размерности, спереди на 15 дюймов (правда, должны стоять 15 с половиной), задние двухскатные 12-дюймовые. Если открыть привычный капот, то там окажутся лишь вольготно расположившийся посредине аккумулятор, набор инструментов и некоторые агрегаты.
Эта модель со стандартной крышей, хотя и без того она кажется чудовищно гипертрофированной по высоте — 242 см от дороги до крыши — ровно половина длины автомобиля. Высокая крыша еще добавляет почти 30 см, зато внутри можно ходить в полный рост. Большой внутренний объем кузова при движении на скоростях выше 70 км/час начинает издавать резонансный гул, так что его городское предназначение ограничено еще и этим вторичным фактором. Ну а в остальном это маневренный грузовик, способный экономично перевозить до 1,3 тонны груза.
|
Этим рычагом подключается раздатка... |
|
... а этими кнопками - передний мост и блокировка |
|
Моторный отсек Suzuki |
Хотя, конечно, ему далеко по экономичности до микрогрузовичков, расход топлива которых в городе 5-6 литров бензина. Помимо экономии топлива к их преимуществам можно отнести оперативность и «всепролазность». Причем не только в городе, в узких проездах и даже пробках, но и в буквальном смысле по проходимости они могут удивить многих джиперов, так как очень часты полноприводные их версии. Таков и Suzuki Carry. Основной привод у него на задние колеса, но при необходимости можно подключить «передок». Для этого нужно механически включить раздаточную коробку, потянув трос между сиденьями, потом кнопкой подключить передний мост и при необходимости заблокировать тоже с помощью вакуумного исполнительного механизма межосевую блокировку. И этот «несерьезный» автомобильчик на 12-дюймовых колесах пройдет по таким местам, что и некоторые «паркетники» спасуют. Уже проверено на опыте этой машины. В Японии способны оценить и другие качества микроавтомобилей (а все
льготы распространяются в равной степени и на легковушки, и на грузовички) — льготная налоговая ставка при постановке на регистрацию, возможность безгаражного хранения (а там машину не поставят на учет, пока не будет предъявлен документ о месте его хранения), ну и сняты некоторые ограничения по запрещающим знакам. Чтобы оказаться в льготной зоне, у автомобиля должен быть двигатель объемом не более 660 куб. см и габариты в пределах 3,3 метра в длину, 1,4 в ширину и 2 в высоту. Правда, с 1998 года габариты увеличены до 3,4 и 1,48. У грузовиков последних лет не редкость антиблокировочная система тормозов и подушки безопасности.
Выпуском таких грузовичков занимаются Daihatsu, Suzuki, Honda, Mazda и Mitsubishi. Конструктивно они очень схожи — у них трехцилиндровый мотор от 42 до 50 л.с. водяного охлаждения и 5-ступенчатая «механика», либо 3-ступенчатый «автомат». Различаться они могут лишь расположением мотора — либо под пассажирским сиденьем (как у этой машины), либо сзади под кузовом в раме.
Все эти машины предназначены только для внутреннего рынка. Правда, что-то похожее делают в Европе, в основном в Италии, а кто-то, может быть, помнит германские «Мультикары» (не путайте с «Унимогом»). Правда, они были чуть больше. Японские микрогрузовички могут нести на себе до 350 килограммов груза, а их полная масса обычно в пределах 1100-1300 кг, и иметь разнообразные кузова — бортовые, в том числе и с гидроподъемником, самосвальные, цистерны на 440 литров, тентованные и изотермические фургоны. Именно такой кузов у этой Suzuki Carry. Помимо обычной двустворчатой двери сзади у него есть боковая сдвижная с пассажирской стороны, что делает такую машину практически эталоном по удобству погрузки, учитывая к тому же минимально возможную погрузочную высоту. Внутри такой же минимализм в оснащении и пространство в кабине. Возможности двигателя, конечно, ограничены, но до 100 км/ч его разогнать можно, а в городе на негруженой машине можно и пятой передачей пользоваться. По-моему, этот автомобиль — неплохой помощник в семейных делах и дачных вывозках. Тем более учитывая его габариты, аппетиты и цену (2800 долларов), думаю, он не будет слишком обременителен.
Андрей ПОМАЗКИН
Телефон продавца Suzuki
89043516768
"Автомаркет+Спорт" №42 26.11.04
|