Off-Road Kia Sorento
Зимнее утро в Sorento
Ленивый таежный рассвет. Легкий морозец. Тишина. По направлению к Байкальскому тракту из темного леса выбирается какой-то красивый белый автомобиль, похожий не то на Lexus RX 300, не то на Mercedes ML. Что он здесь делает, на присыпанной снегом лесной колее? Похоже, водитель и сам не знает, что его сюда занесло, под этот коварный склон горы, окруженный глухой стеной равнодушных сосен. Но он просто светится счастьем, выезжая на твердую дорогу. Ведь еще пять минут назад ему казалось, что обратного пути нет, что без трактора «выйти к людям» уже не удастся.
Нет, мы еще плохо знаем современные внедорожники. И зря торопимся их поделить на «паркетники» и настоящих представителей off-road, на «бюджетные» модели и элитные. Потому что еще толком не знаем нынешних «корейцев». И теперь уже никто не скажет, где закончились лицензионные японские модели, а где начались оригинальные корейские, что кроется под теми или иными названиями и обозначениями. Например, что нам говорит надпись на декоративном кожухе двигателя — CRDI 16V? А можно ли за внешним цивильным обликом SUV «городского типа» догадаться о «вездеходном» шасси?
Замысел
По поводу надписи — это показатель нынешних технологий корейских моторостроителей. Турбодизель с непосредственным впрыском и четырьмя клапанами на цилиндр при объеме 2,5 литра развивает солидные мощность в 140 сил и момент в 314 Nm, причем их максимальные значения достигаются при невысоких оборотах: 3800 и 2000 соответственно. Что касается конструкции кузова и шасси, то в этом и заключается маркетинговый нонсенс от корейских автостроителей, способных внести в иерархию нынешних полноприводников вирус протеста. К черту единство формы и содержания, прочь конструктивные ограничения для «паркетников» и настоящих «землероев», пользуйтесь сразу всеми благами!
В общем, корейский внедорожник начала ХХI века KIA Sorento, который задумывался на смену KIA Sportage из века прошлого, должен подвергнуться детальному «разбору». Этот автомобиль хоть и не вчера появился на рынке, но в Иркутске еще из разряда непознанных. Регулярные поставки обещаются только сейчас, на волне новых интересов к продукции корейских автогигантов, набирающих в России высокие обороты популярности.
Но это по легковым моделям. А каковы перспективы внедорожников? По существу — «проасфальтовых» джипов в модном нынче «активно-спортивном» имидже? Дизельный KIA Sorento в версии с АКП и кожаным салоном — это именно такой автомобиль? По крайней мере, в ознакомительный «рейс» сразу удалось отправиться на высокооснащенном экземпляре, что с точки зрения потенциальных владельцев предпочтительней. Конечно, версия с бензиновым 3,5-литровым V6 была бы более уместна для первой разведки боем, но и ультрасовременный дизель не менее интригует. Кроме того, это экземпляр 2003 года выпуска, который за год уже наездил у нас 30 тысяч км. Так что, заодно можно узнать особенности машины в реальной эксплуатации! А еще, вот удача, попробовать новейшую версию именитых зимних шин Bridgestone Dueler DMZ3 — именно в такую резину был обут автомобиль.
Ну что, сын героического корейского народа, рожденный в канун национальных подвигов на Мировом футбольном первенстве 2002 года? Не ты ли есть дерзкий вызов европейским и японским SUV среднего премиум-класса?
Внешнее «поведение» KIA Sorento отличается естественным отношением к действительности. Он не такой наглый, чтобы вчистую копировать удачливых и успешных, но достаточно мудрый, чтобы не манерничать и не «кривляться» каким-то немыслимым оригинальным дизайном. Немножко «косить» под именитых, повторяя некоторые оформительские черты — это нормальная практика. Тем более, все сделано гармонично и даже с определенным превосходством в пропорциях — они более сбиты, более крепки на вид, что ли. Слаженность объемов не вызывает здесь излишне нежных чувств к содержанию, как это бывает в отношении многих современных кроссоверов. Короткие свесы, крупные 16-дюймовые колеса и мощный пластиковый обвес вкруговую опять же добавляют мужественности.
Экипировка
|
Под крышей можно найти даже альтиметр. |
|
Сервис для задних пассажиров невелик. |
|
В отделке дверей сочетаются мягкие и очень твердые материалы. |
|
Заветная ручка |
Однако Sorento хоть и не мягкий на вид, но и не столь грубый, вполне приземистый и гладко обтекаемый автомобиль со спрятанной запаской, чтобы не сомневаться в его «паркетном» воспитании. То есть несущем кузове, полностью независимой стоечной подвеске и какой-нибудь «жидкой» псевдоблокировке. В общем, сложившиеся стереотипы. Но в том-то и дело, что Sorento сохранил традиционное для внедорожников 90-х шасси, причем именно с жестко подключаемым передним мостом! Настоящая лонжеронная рама, задний зависимый мост, рычажная подвеска впереди, двухступенчатая раздатка.
Замечательно, только зря этот потенциал замаскировали за изящным и хорошо окрашенным пластиковым обвесом. Погрубее надо, погрубее! Противотуманки в бампере, электролюк, задний спойлер, заднее парковочное зеркало, литые диски — все это тоже больше дорожная атрибутика, нежели «вне». Да он и в городском пейзаже смотрится как нормальный универсальный автомобиль. Не громоздкий, даже компактный для двух тонн веса, и в то же время вполне видный. За счет щедрых наклонно-рубленых линий — дизайнерский «палаш» умело накромсал несколько крупных деталей в облицовке и задней части кузова.
А уж внутри так и вовсе ничего не говорит о внедорожной сущности автомобиля, разве что сравнительно высокая посадка над дорогой. Зато каким удобным оказалось кресло! Нет, не потому что кожаное и с электроприводами — это само собой. Потому что просто удачное по профилю и оптимальное по регулировкам: продольно, наклон подушки, спинки, поясничный подпор. Чуть бы больше жесткости, а так тот редкий случай, когда сразу удалось влиться, облокотиться, расслабиться и нормально устроить ноги, в том числе благодаря хорошему запасу подушки по длине. С таким креслом и все другое кажется нормальным. Хороший толстенький руль «наборный», из трех отделочных элементов, с регулировкой по высоте, с кнопками управления музыкой. Оптимальный по информации приборный щиток и богатая по содержанию центральная консоль в виде «вздыбленной» кобры.
Бум-бум, дынь-дынь. Это отклик отделочного пластика и декоративных панелек. Нет, совсем не фактурный шик, но качество подгонки деталей, цвет и общая структура салона в Sorento на достойном уровне. Объемные боксы, очечник, индивидуальный свет, электропакет, подогревы — все на месте. Информационный дисплей владеет наружной и внутренней температурой, последняя задается и поддерживается климат-контролем. К сожалению, нет информации по текущему расходу топлива. Из электронных систем активной безопасности имеется только ABS. Не густо, но достаточно. А это что за темный экранчик под потолком? Ба, да это же электронный альтиметр! Ну вот, хоть что-то отдаленно напомнило о джипе, возмутило, так сказать, фантомные ощущения.
|
Багажник приличный. |
|
|
Возможности его трансформации ограничивает третий диванчик. |
Впереди сидеть довольно просторно, если не считать, что при активной работе легоньким рулем можно шарахнуться о твердый дверной подлокотник. Но он прочный, подлокотник-то, не жалко. Сзади для пассажиров не все так безоблачно с пространством. Длинноногим не будет хватать высоты от пола до подушки, с великоразмерной обувью свободного пространства под передними креслами. Именно сзади становится понятно, что относительно невысокий кузов сидит на раме, отчего пол оказывается высоковат. По длине вроде запас достаточный, во всяком случае, в штатном положении раскладного по частям дивана. Нештатный — это возможность сдвинуть его вперед. Как неожиданно оказалось, для доступа на третий ряд сидений!
Да-да, здесь предусмотрены и такие, в сложенном виде с утопленной в пол багажника спинкой и вертикально торчащей подушкой, прижатой к торцу заднего дивана. Разложить диванчик не очень легко с непривычки, а разложенный он не оставляет сомнений — только для детей или для взрослых, кому ехать недалеко. Что ж, пять плюс два для такой машины — отличный бонус в достижении высокой универсализации. Правда, третий ряд сидений лишает салон такой грузовой прагматики, как ровный пол при полностью сложенных задних сиденьях. Это следует знать, поскольку в стандартных версиях Sorento, где нет «галерки», максимальный багажный объем делается с плоским полом.
Что касается штатного размера багажника, то его должно хватить для большинства жизненных случаев (практика показала, что коллективные выезды на отдых он обеспечивает запросто), а возможность частичного доступа через крышку-стекло само по себе большой плюс машине.
Экскурсия
Очень важно, что работа дизеля сюда вписывается корректно и даже весьма учтиво. Звук и вибрации на холостых оборотах не грубые. Ни с наружи, ни в салоне. И вообще, приятно иметь дело с новомодной дизельной тягой системы Common Rail, где топливо напрямую впрыскивается при помощи аппаратуры BOSCH. Как же это едет в паре с обычной 4-ступенчатой АКП, у которой все режимы — только кнопка Over drive?
В городских потоках, на магистральных улицах в этом автомобиле хорошо ехать за рулем и обозревать окрестности. Высоко, дальновидно, тихо и достаточно мягко. Никто не стремится «столкнуть» с дороги — социальное кредо у машины надежное. И в то же время ничего не располагает к агрессивному street-вождению. Мягкий в работе дизель оказался спокойным и по характеру. Он быстро осадил планы «пострелять» между перекрестками с резкими переставками на полосе.
|
|
Лесная прогулка стала самой увлекательной. |
|
Нет, на педаль газа, причем непривычно легкую, как будто электронную, двигатель реагирует охотно, почти без промедлений, с уверенным подхватом на низах и тактичным дизельным рыком. Да и на легкий руль никаких запаздываний — его «привод», как оказалось, здесь по-настоящему «паркетный», с достаточно острым реечным механизмом. Так что, реакции Sorento на команды весьма точные для городского движения. Маневры с учетом небольшого радиуса разворота тоже даются легко. Другое дело, что дизельная мощь в компании с автоматом оказались парочкой флегматичной. Короткий диапазон рабочих оборотов и раннее переключение на следующие ступени сдерживают спортивные порывы. А плавные, почти неощутимые переключения автомата только подчеркивают важность степенного перемещения. И на пришпоривание «кик-дауном» силовая часть реагирует с ленцой, поднять свой «авторитетный зад» явно не торопится. Отключение кнопки over-drive лишь незначительно группирует динамику дизельного Sorento.
Гоняться на загородной трассе здесь тоже не с руки. Ранние переключения автомата и «упертость» дизеля уже на 3000 оборотах как-то быстро отваживают от самой мысли что-либо найти в моторе эдакое особенное. Что по динамике отличало бы его от традиционных агрегатов с воспламенением от сжатия. На трассе усиливается ощущение нехватки мощности, как будто вес машины великоват для двигателя, теряющего много сил и на гидродинамику коробки. Конечно, и экстренный обгон с ускорением совершить можно, но все как-то без ощущения запаса мощности, без уверенности в нужной логике коробки. Вот когда подумаешь об автомате с ручной фиксацией передач! Все говорит о том, что здесь дизель служит своим исконным свойствам — обеспечивать тягу на низах. Так и есть, подъемы Байкальского тракта без труда берутся на 2000 оборотах, когда на коленчатый вал уже приложен максимальный момент.
Что характерно, тормоза на асфальте тоже не удивили какой-то свирепой жадностью к действиям. Надо достаточно сильно давить на педаль, чтобы заставить машину рьяно упираться в покрытие. Возможно, здесь как раз свою вялую долю внесли мягкие зимние «липучки» DM-Z3. Они же, наверняка, притупляют реакции на руль при резких маневрах. С учетом не самой уверенной обратной силы рулить на зимней трассе в целом получается спокойно и безопасно, если скорости выдерживать не слишком высокие, где-то до 120. Приемы типа переставки и объезд препятствий даются без особого напряжения. Кстати, шины на асфальте оказались бесшумные, на скорости в салоне в основном слышны старания двигателя, негромко доносящиеся через качественную изоляцию кузова.
В заслугу шинам, должно быть, надо отнести и мягкое «ковровое» покрытие на мелких рытвинках, хотя и сама подвеска здесь не расположена к жесткой работе. Есть, надо сказать, ощущения демпфирующих преимуществ рамного шасси с передней двухрычажкой. Но такие «американизмы» в поведении, как крены, покачивания и даже ощущение «пробоя» на внушительных дорожных грубостях, имеют место.
Поход
Захотелось углубиться куда-то в дебри, в природу, потянуло в это прохладное утро за «горяченьким». Узкая дачная дорожка с укатанным снегом, кусками голого полуразбитого асфальта и льда — наш типичный «зимник». Ну что, по такой дорожке на новых шинах Dueler гнать рысью Sorento получается без проблем. Курс держит уверенно и тормозит приемлемо, хотя на льду ABS, бывает, срабатывает неожиданно, когда не ждешь.
Неровности глотаются без страха, однако в изобилии попадались «полянки» с «шишкастым» ледяным покрытием. На них тряска в салоне становится заметной и требует сбросить скорость. Но только из бережливости, поскольку ощущений, что подвеска развалится, что машина начнет активно рыскать, или в салоне что-нибудь отвалится, нет. Наоборот, в такие моменты автомобиль группируется в какую-то единую энергоемкую силу, внушающую доверие. Ну, разве что задний мост пытается «вильнуть», но на то он и цельный мост.
Проскочил какой-то лесной заезд к заливу, сказочно обрамленный в густые сосновые ветви. Красивый заезд, надо вернуться, разведать потенциальное место для пикника. Машина быстро затормозила с одобряющим кивком, явно радуясь возможности нештатного маршрута, и через минуту уже печатала след на свежевыпавшем снегу.
Нет, снег в лесу еще не глубокий, да и колея оказалась сносной, совсем не бульдозерной или лесовозной. Для такого шасси абсолютно не опасной. В общем, расслабуха, можно даже на земляные отвалы «позаскакивать», проверяя диагональную проходимость. Нормально, есть запас в ходах подвески, клиренсе и свесах. Пусть с небольшим пластиковым щитом под двигателем, но рама с мощными поперечинами придавала уверенности в действиях. Разве что кустарники приходилось аккуратно объезжать, дабы не поцарапать краску. Залив где-то белеет сквозь деревья. А что машина идет под уклон, по коряжистому скользкому грунту с уступами, как-то не «дошло» сразу.
Наконец, спустился почти до берега, но признаки дороги на маленькой опушке вдруг сравнялись с плотной стеной деревьев. Что ж, надо разворачиваться. Задний ход. Вж-ж-жж — беспомощной пробуксовкой резануло тишину леса и сердце «джипера». Разгруженная на уклоне задняя ось, обутая явно в городскую «липучку», зря скоблила мерзлую почву со снежной прокладкой. Ни под газом, ни
внатяг, машина с места не дергалась. Съездил на «пикник»! Ау! Есть кому подтолкнуть? А ведь должно быть «кому», ведь это джип все-таки, или его видимость? В салоне абсолютно никаких признаков наличия полного привода! А может, здесь его и нет вовсе, ведь выпускают же для Америки и Японии моноприводные версии? Ужас-то какой и позорище. А может, здесь уже постоянный полный привод? Ну, тогда вообще конец, приехали. Почти паника.
Ох, корейские братья, зачем же вы так упрятали слева под руль маленький кругляшок с еле заметными спасительными символами? Полностью электрифицировали управление трансмиссией. Удобно, конечно, но уж больно конспиративно. Легкий поворот рукоятки в положение 4H. Через пару секунд без каких-либо стальных звуков на щитке зажегся крошечный полноприводный значок зеленого цвета. Даже не верится, что в машине что-то могло измениться.
Может, игрушка? Нет, все серьезно, фантомные ощущения в один миг переросли в реальный внедорожный образ. Sorento уверенно сдал задом и лихо развернулся. Тогда и стало понятно, что уклон на самом деле не такой уж безобидный. И что выбраться отсюда на одном заднем приводе никак не удастся. Оно и не получилось — колеса буксовали. Но после поворота заветной ручки с зеленой пиктограммой на щитке, имея жесткую связь осей, Sorento охотно «погреб» наверх под ровный рык дизеля. Непередаваемые ощущения победы! Пусть и не в самых гиблых для джипов условиях. Но и здесь важно было удерживать обороты на стабильном и невысоком уровне. При ошибке с газом можно сорвать колеса в букс и встать, чего никак делать нельзя.
Но именно тяга дизеля в паре с автоматом показали себя во всей красе, помогая не очень искушенному в оff-road водителю. Вряд ли бензиновому мотору так хорошо удастся идти внатяг, а дизель это делал даже без понижающей передачи в раздатке (включается тоже поворотом рукоятки). Были моменты, когда из-за уступов или корневищ машина почти останавливалась, пробуксовывая даже при стабильных оборотах дизеля. Но неведомый «толкач» в виде самоблокирующегося дифференциала задних колес не давал «окопаться».
Привал
С выездом из леса все неопределенные мысли о машине сразу определились. Этот «паркетник», если классифицировать его при помощи такого условного «шаблона», как Toyota, занимает нишу где-то между Prado и Lexus RX300. Стоит же заметно меньше обоих. Если интересует более динамичная версия, нужно выбирать машину с 200-сильным V6. Если подешевле и попроще, но тоже на бензине, есть вариант с 2,4-литровой «четверкой» мощностью 140 сил. Есть, кстати, более дорогие версии с секвентальной АКП и с автоматическим подключением полного привода в зависимости от дорожных условий. Но если Sorento должен использоваться как активный «лазутчик» по лесным ухабам, то дизельная версия, наверное, будет самой подходящей. Правда, для глубокого снега и грязи уже надо подбирать соответствующую резину.
И здесь впору узнать, как же такая машина прижилась в наших условиях? Ну, за год и 30 тысяч пока никаких конструктивных сбоев. Дизель хорошо принимает нашу солярку, при хранении в гараже не испытывает трудностей с зимними запусками, масло меняет по инструкции — через 10 тысяч, при этом на долив требует едва больше полулитра. Чего-то внепланового с машиной делать не требовалось, впрочем, как и не было сколько-нибудь серьезных «походов» по бездорожью.
Но вышколенной корейской сказки не получилось — в наших зимних условиях проявились некоторые любопытные особенности KIA Sorento. Видимо, сказывается высокий КПД дизеля с прямым впрыском, теплоотдача 2,5 литров объема ограничена — в сильные морозы в ненагрузочных режимах прогреться салону не просто. При этом по расходу топлива двигатель не блещет экономичными показателями: до 15 литров, хотя для двухтонной машины это и неплохо. А еще отмечаются «слабые» амортизаторы. Имеется в виду некоторая вальяжность подвески и ее слабое сопротивление сильным ударам. Опять же, как было лично проверено, на ямах «общего назначения» подвеска машины проявляет достаточную энергоемкость.
Как бы там ни было, а хорошо, очень хорошо, что к нам возвращается корейский автопром. С ним баланс сил на рынке становится куда интересней. Ведь Sorento — это только малая часть потенциальных «достопримечательностей» из страны утренней свежести.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KIA SORENTO
|
КУЗОВ
|
Тип |
универсал |
Конструкция
|
рамный |
Количество мест/дверей |
7/5 |
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип |
турбодизель common rail |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб.см |
2497 |
Степень сжатия |
19,45. |
Количество клапанов на цилиндр |
16 |
Мощность, кВт (л. с.), при об./мин. |
103(140) при 3800 |
Крутящий момент, Нм при об./мин. |
314 при 2000 |
ТРАНСМИССИЯ
|
Расположение двигателя |
спереди продольно |
Привод |
полный с подключением передних колес |
Коробка передач |
автоматическая 4-ступенчатая |
ТОРМОЗА
|
Механизмы передние/задние |
дисковые/дисковые |
ПОДВЕСКА
|
Передняя |
независимая пружинная на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя |
зависимая пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости |
КОЛЕСА
|
Шины |
225/75R16 |
РАЗМЕРЫ, ОБЪЕМ, ВЕС
|
Длина, ширина, высота, мм |
4567, 1863, 1730 |
База, мм |
2710 |
Клиренс, мм |
210 |
Колея спереди/сзади, мм |
1580/1580 |
Снаряженная масса, кг |
1985 |
Полная масса, кг |
2610 |
Объем топливного бака, л |
80 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Максимальная скорость, км/ч. |
170 |
Время разгона до 100 км/ч., сек. |
14,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА, Л/100 КМ
|
Городской режим |
11,2 |
Загородный режим |
6,9 |
Смешанный режим |
8,5 |
Василий ЛАРИН. Фото автора
Автомобиль был предоставлен фирмой General Systems (продажа и обслуживание новых корейских автомобилей), т. 52-98-16
"Автомаркет+Спорт" №43 03.12.04
|