Легенда Mazda Roadster
Современное ретро
Двухместный родстер — самый непрактичный автомобиль: маленький, низкий, прожорливый. Но именно он для многих — мечта. К сожалению, неосуществимая. Правда, в начале 90-х, когда наблюдался бум на родстеры, японские производители — Toyota, Honda и Mazda выпустили свои версии таких машин, в первую очередь отличавшихся доступной ценой.
|
Первое поколение Mazda Roadster выделялось модной тогда «слепой» светотехникой |
|
В 1998 году появляется второе поколение. Это был рекорд — десять лет на конвейере без изменений |
Mazda Roadster Miata/MX-5 была неким подобием английского Lotus Elan 1960-х годов. Надежный, простой конструктивно автомобиль был с успехом представлен на Чикагском автосалоне-89. Эстетов удивляла не только удачная со всех сторон конструкция, но и то, что обычно торопливые японские конструкторы смогли создать классический и одновременно элегантный силуэт.
Форма машины разрабатывалась в студии МХ в Лос-Анджелесе по результатам опроса тысяч американцев на тему «каким они хотят видеть спортивный автомобиль?» Кроме того, интервьюерам для оценки предоставляли некоторые дизайнерские образцы. Так получился (работа велась 4 года) некий «собирательный» образ, который получил признание потребителей. Особым спросом автомобиль пользуется в США у молодежи — за счет невысокой цены.
|
Эксклюзивный вариант Roadster NR-A |
|
Mazda рекламировала модель как спортивный автомобиль, воплощающий образ двухместного родстера прежних лет. Он позволял ощутить «радость прикосновения ветра к вашим волосам», но не имел недостатков, которые вытеснили с рынка MG и Triumph — дороговизна и сложность конструкции. А все потому, что, сохранив очарование автомобиля в стиле ретро, Mazda удалось выполнить современные требования по удобству управления, безопасности, комфорту и надежности. Резкий шум выхлопа объяснялся скорее стремлением к эффекту, чем технической необходимостью. Модель была оригинальна, но практична, обладая вполне современными характеристиками.
Исследуя конструкцию классических спорткаров, инженеры Mazda посчитали, что у нового автомобиля необходимо снижать массу. Монококовый кузов вместе с каркасом образовывал прочную структуру, отвечающую современным требованиям по безопасности, а применение высокопрочной стали делало ее относительно легкой при удовлетворительной жесткости. Легкие материалы использовались везде, где только возможно — даже в капоте и бамперах, не говоря уже про головку блока цилиндров. При массе автомобиля 955 кг четырехцилиндровый двигатель с впрыском топлива обладал мощностью в 114 сил. Было применено реечное рулевое управление с усилителем, короткий рычаг переключения передач, дисковые тормоза на всех колесах и подвеска на двойных неравноплечих поперечных рычагах для улучшения сцепления с дорогой. Лишь спустя десять лет в конструкцию машины были внесены незначительные изменения.
|
2003 год ознаменовался появлением версии Roadster Coupe |
|
Меньше чем за 15 лет компания выпустила 700 тысяч Mazda Roadster. Юбилейной стал красный Mazda MX-5, предназначенный для экспорта в США. Второе поколение появилось на свет в январе 1998 года — а до этого автомобиль был представлен на Токийском автошоу-97. Два года спустя с конвейера сошел миллионный автомобиль. Таким образом, Mazda Roadster попал в книгу рекордов Гиннесса — как самый популярный родстер. «Единство машины и водителя» — такой слоган этого автомобиля стал определяющим успеха.
Второе поколение стало скорее эволюционным — резких изменений не было, разве что несколько поменялся дизайн у передних фар и бампера. Увеличилась жесткость кузова и модернизирован двигатель. Вообще, моторов два — 1,6-литровый (модель B6-ZE) и новый 1,8-литровый (модель BP-VE) с системой S-VT с оптимизированными фазами распределения впускных клапанов (160 л.с.), что дает повышение мощности на всем протяжении оборотов. В топовой комплектации RS (естественно, с 1,8-литровым мотором) автомобиль имеет 16-дюймовые шины, демпфер Bilstein, панели крепления опор на передней подвеске, тормозные диски большого диаметра на связках и впервые 6-ступенчатую МКП Getrag с задним самоблокирующимся дифференциалом (на стандарт устанавливалась только 5-ступенчатые МКП).
|
Версия Roadster Turbo это удачный ход производителя, чтобы привлечь еще больше покупателей и оттянуть время для показа нового поколения |
|
|
|
Кроме серийных моделей с конвейера сходили и эксклюзивные Roadster NR-A (2001 г.), и Roadster Coupe (2003 г.). NR-A — это городской автомобиль, который тем не менее вполне может поучаствовать в Японии в любительских гонках специальной серии. 5-скоростная МКП, улучшенные подвеска и тормоза, а также увеличенный радиатор, салон с красными спортивными сиденьями, руль, изготовленный из редкого сорта дерева нарди (растет исключительно в Гималаях), двигатель 1,6-литровый DOHC — вот что отличало версию NR-A. Элементы безопасности Mazda Speed NR-A полностью соответствовали требованиям гоночной серии: каркас безопасности, защищающий водителя и пассажира при переворачивании, 4-точечные ремни безопасности, передние и задние буксирные крюки, самоблокирующийся дифференциал повышенного трения LSD (Limited Slip Differential), усиленная опора двигателя, увеличенные тормозные диски, амортизаторы Bilstein, спортивные ковшеобразные сиденья Mazdaspeed, передний стабилизатор и 15-дюймовые алюминиевые колесные диски.
Mazda Roadster, отличаясь от других машин семейства жесткой несъемной крышей, выпускался в базовой версии и трех модификациях (Type S, Type A, Type E — последние две вышли ограниченными сериями — 200 и 150 автомобилей соответственно). В разработке купе использовались технологии компании Mazda Engineering & Technology, специализирующейся на эксклюзивных моделях. Была модернизирована силовая структура кузова, что положительно сказалось на жесткости и управляемости автомобиля в целом, но при этом вес вырос всего на 10 кг. Внешность была модернизирована совсем чуть-чуть: немного иным оформлением передней и задней части кузова. Базовая версия оснащалась 1,6-литровым двигателем и 5 МКП. Все «тайпы» — рядными 1,8-литровыми моторами, но в Type E вместо шестискоростной «механики» установлен 4-скоростной «автомат».
|
Концептуальный Mazda Ibuku является возможным преемником живой легенды Roadster |
|
|
|
В 2003 году появляется агрессивная версия Roadster Turbo (предсерийный образец был показан осенью на Токийском автосалоне). Небольшой спойлер на крышке багажника, 17-дюймовое литье, настоящие спортивные сиденья с жесткой фиксацией и вставками под цвет кузова, металл в отделке приборной панели, вставки в дверях, металлические пластины в порогах дверей с гравировкой Roadster Turbo. Двигатель — 1,8-литровый BP-VE с механизмом изменения фаз газораспределения и турбокомпрессором с промежуточным охладителем (интеркулером) мощностью 172 л. с. и увеличенным на 20 процентов по сравнению с атмосферником крутящим моментом. Чтобы повысить степень охлаждения двигателя, увеличен радиатор, усилены сцепление и приводы, оптимизировано передаточное число главного вала, модифицирована подвеска — установлен комплект амортизаторов Billstein.
Кто же будет преемником Mazda Roadster/MX-5. Возможно, 2-местный концепт Mazda Ibuku, представленный на последнем Токийском автошоу (Ibuku в переводе с японского — «вдохнуть свежую энергию» или «добавить силу»). Лаконичный дизайн кузова с необычными фарами головного света и передним воздухозаборником кажется очень гармоничным. Преемственность здесь, как говорится, налицо: с поправкой на современное понимание дизайна. Особую привлекательность внешности придают безрамное лобовое стекло и вмонтированные в передние стойки фонари поворотников. Колеса большой размерности со спортивными низкопрофильными покрышками, стоящие в «раздутых» колесных арках, добавляют автомобилю динамичности — кажется, он стремится вперед, даже если стоит на месте. В открытом салоне на мягких кожаных креслах могут комфортно разместиться двое. Двигатель — 1,6-литровый 4-цилиндровый с «суперпередним» расположением (как и на Mazda RX-8): все самые важные и тяжелые агрегаты находятся в пределах колесной базы. По сравнению с оригинальным Mazda Roadster/MX-5 двигатель «подвинулся» вперед на целых 400 мм, поэтому даже блок охлаждения пришлось монтировать за креслом водителя. Но благодаря такому расположению автомобиль стал гораздо устойчивее на дороге — рыскание сведено к минимуму, что увеличило уровень управляемости и, как следствие, безопасности вождения — конструкторы считают это важнейшим успехом. Информации о сроках появления серийной версии нового поколения Mazda MX-5 пока нет.
Олег СЫЧЕВ
Фото MAZDA
"Автомаркет+Спорт" №44 10.12.04
|