Маршрут древние петроглифы
Знаки времени
Куда отправиться зимой на автомобиле? Один из вариантов — попытаться найти наскальные рисунки около Усть-Ордынского
В сравнении с соседней Монголией и долиной р. Селенга в Бурятии Прибайкалье бедно наскальной живописью, поэтому каждый из таких объектов уникален. Среди наиболее известных петроглифов Прибайкалья — наскальные рисунки на реке Лена недалеко от Качуга, писаницы на бело-мраморной скале Саган-Заба на берегу Байкала, петроглифы долины реки Анга и бухты Ая.
Ученые отмечают сложность датировок наскальных рисунков, возраст которых часто определяется на основании раскопок культурных слоев рядом с писаницами и датировкой по орудиям из близлежащих жертвенников, или весьма оценочно по характеру рисунка и изображенных на нем предметов. Принято относить фигуры лосей, оленей и других животных к неолиту, сцены с тамгообразными знаками к раннему железному веку, а рисунки с буддийской символикой к средневековью. Появились шутники, подрисовывавшие загадочные рисунки к петроглифам, которые не отличаются от древних.
При всем разнообразии рисунков нетрудно установить сходство большинства сюжетов наскальных рисунков (бараны с загнутыми рогами для Монголии, олени для Сибири, значительно реже человек и юрты). Среди рисунков можно встретить изображения вымерших животных — мамонта, страуса, или даже загадочного снежного человека — «алмаса».
Все описываемые рисунки при желании можно посетить и осмотреть за один световой день при выезде из Иркутска.
ГОРА МАНХАЙ
Наскальные рисунки на горе Манхай в долине реки Куда расположены примерно в 2-3 км вниз по течению реки от села Бозой (8 км от Качугского тракта, поворот после Усть-Ордынского на 81 км). Найти эту гору без проводника непросто, да и людей, помнящих о древних традициях и способных правильно указать местоположение горы Манхай и рисунков на ней, найти также весьма проблематично. Из числа опрошенных нами местных жителей никто из молодежи не знал этой горы, а пожилые женщины ссылались на запрет посещения этой горы и поэтому дороги туда не знали. Так и пришлось искать гору по наитию, с биноклем в руках. В Усть-Ордынском музее, в который мы заехали для консультаций, людей, знающих точное местоположение горы, не оказалось, но зато в экспозиции музея имелись скальные фрагменты с рисунками животных и всадника со знаменем оттуда. Остались ли подобные рисунки на горе, ответить также никто не смог.
Эта гора в традиции кудинских бурят занимает не менее важное место, чем гора Ерд в долине реки Анги. Обе одинаково священны и имеют куполообразную форму. С обеими горами связано присутствие наскальных рисунков, возле обеих гор проводились шаманские праздники. Но, к сожалению, причина выделения этих природных объектов из окружающего ландшафта древним человеком и наделения их священными свойствами сегодня уже не ясна и относится к области догадок и научных гипотез. Из памяти людей безвозвратно стерлись как причины празднования вокруг этих гор, так и символика наскальных изображений.
Поиск приводит нас в село Бозой. После длительных расспросов, наконец, удается найти учителя, который рассказывает, что рисунки находятся примерно в 2 км от села. Проехать к ним можно по левому берегу Куды. Через полуразрушенный горбатый мостик мы переезжаем через Куду и сразу упираемся в большой конус наледи. Дороги дальше нет. За наледью дорога сильно занесена снегом и к тому же идет по крутому склону рядом с обрывом над рекой. Проехать по ней, наверное, можно, если хочется пощекотать нервы и испытать судьбу — соскользнуть вбок вполне реально, поэтому решаем искать объезд. Поиски объезда занимают около двух часов, т.е. больше, чем вся дорога от Иркутска до пос. Усть-Ордынского. За это время мы успеваем немного побуксовать при попытке брода через реку, уже схваченную льдом, поплутать среди кочек замерзшего болота, что напоминает нам о степях Монголии, несколько раз слазить на обрывы гор, но искомой горы без проводника мы не находим. Похожую по описаниям гору со следами раскопок на вершине мы осматриваем наиболее придирчиво, но, увы, ни одного рисунка на ней нет! Или эта не та гора, или, что более вероятно, все рисунки уничтожены. В конце 60-х скальники вместе с древними рисунками были взорваны, чтобы проложить проселочную дорогу. Следы этой деятельности мы нашли, но рисунков уже нет.
Как оказалось позже, мы нашли Манхай-2. В 50-х годах на Манхае было раскопано курыканское городище и исследованы наскальные рисунки. К сожалению, большинство этих уникальных памятников древнего искусства позднее было полностью уничтожено каменоломнями Бозойского совхоза.
Напротив Манхая-2, куполообразной горы на правом берегу Куды, находится гора Манхай, которая представляет собой возвышенность почти правильной треугольной формы. Со всех сторон крутые склоны, и только узкий перешеек соединяет Манхай с соседним холмом. Это было, вероятно, идеальным местом для защиты во время набегов воинственных соседей. Считается, что эта гора служила местом укрытия одного из курыканских племен. На вершине горы обнаружено городище и место с жертвоприношениями. Ближе к вершине по периметру горы сохранились отдельные рисунки. Чаще всего встречаются изображения лошадей. Предыдущие исследователи находили здесь изображение верблюда, что дало основание утверждать — животные еще совсем недавно обитали в кудинской степи или приходили с караванами из Центральной Азии. Описаны также рисунки со сценами конной загонной охоты на коз и маралов.
В долине реки Куда известны также наскальные рисунки возле села Байтог в 25 км севернее Бозоя.
САГАН-ЗАБА
Скала Саган-Заба со знаменитыми наскальными рисунками, получившими мировую известность, находится севернее мыса Крестовский. Обычно ее посещают с воды при путешествии на катере. Но также можно близко подъехать к этой скале и на автомобиле, а затем немного пройти пешком. Посещать писаницы Саган-Забы удобно зимой по льду от мыса Крестовский, до которого можно доехать на автомашине. Вдоль берега по льду здесь 5 км. Если летом идти от мыса Крестовский до Саган-Забы поверху плато по проселкам и тропам, то на дорогу пешком уйдет больше 2-3 часов, зимой по льду легко дойти за один час. Летом можно также подъехать по горам на автомашине к вершине распадка, внизу которого на берегу Байкала расположена скала Саган-Заба. Дорога начинается от деревни Петрово (сворот перед пос. Еланцы и далее по проселкам около 15 км). Но вплотную к рисункам из-за крутого спуска к Байкалу подъехать невозможно, машину приходится оставлять на горе, в
1,5-2 км от берега, и спускаться вниз пешком. От мыса Крестовский по горам расходится достаточно много проселочных дорог, по которым можно проехать в пос. Бугульдейку или в долину р. Анги через летник Бирхин (залив Бирхин). Поселок Бугульдейка связан гравийной дорогой с пос. Еланцы и Косая Степь. По дороге в пос. Еланцы, на перевале вблизи Бугульдейки, находится заброшенный мраморный карьер с большими очищенными от земли участками монолитного мрамора, который интересен для посещения увлекающимися геологией.
Мыс Крестовский — наиболее примечательное место в этом районе. По-бурятски Крестовский мыс означает Дайн-Хошун — «мыс войны». С мыса открывается хорошая видимость на большое расстояние в обе стороны по берегу — до района мыса Голоустного на юг и до острова Ольхон на север.
|
Беломраморный утес Саган-Заба известен большим количеством наскальных рисунков. По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы — подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана». Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В
2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов от прежних, больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.), но их стремительное разрушение от внешних воздействий ветра и дождя, происходящее буквально на глазах современников за последние 15-20 лет, вполне могут свидетельствовать о, возможно, более поздней датировке этих рисунков. Для знаменитого швейцарского исследователя палеоконтактов с инопланетянами Эрих фон Деникина изображения рогатых людей на писаницах Саган-Забы, безусловно, были бы древними изображениями космонавтов в гермошлемах с антеннами и с электрошоком в руках. На самом деле, по версии ученых, на наскальном иконостасе Саган-Забы изображены танцующие шаманы, увенчанные традиционными шаманскими рогатыми коронами, с поднятыми вверх руками, в момент обращения их к Вечно Синему Небу.
Высота вертикальной плоскости скалы около 15 м. Изображения танцующих шаманов на скальной поверхности располагаются плотно группами. Фигуры выполнены точечной набивкой, возможно, нефритовыми зубилами и процарапаны на камне, поэтому отчетливо видны на поверхности скалы. Древние художники при высекании наскальных рисунков пробивали верхнюю, потемневшую от времени корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигали не тронутого временем слоя породы нормального белого цвета, поэтому контуры изображений своей белизной заметно выделяются до сих пор на общем желтом или сером фоне скалы. Все изображения обращены к зрителю «лицом», все стоят на полусогнутых ногах, у всех подчеркнуто широкие плечи, мощный треугольной формы торс, узкая талия. Почти все изображения имеют рогатые головы. По мнению бурятского ученого М.Н. Хангалова, рогатые головы антропоморфных изображений — не что иное, как рогатые железные шапки-короны шаманов 5-го посвящения, а в руках у них шаманские атрибуты — конные трости с бубенчиками.
На скале прекрасно сохранились отчетливые рисунки лебедей и оленей. Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят — орел, у хоринского племени — лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей — родовые тотемы лебедей.
С местностью Саган-Заба также связана легенда о пещере с зарытым там золотом, которую до сих пор не удается найти. На западном склоне пади имеется впечатляющая карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной шаманской пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания и описания можно отыскать в книгах 20-х гг. XX века. В отдельные щели можно проникнуть только зимой, легко проскальзывая по льду. Внутри можно встать во весь рост и увидеть в белом мраморе интересное монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх, в скалу. Возможно, однажды кому-нибудь из неутомимых исследователей повезет, и около рисунков, наконец, будет найдена пещера с сокровищами.
ШИШКИНСКИЕ ПИСАНИЦЫ
Одни из самых знаменитых сибирских петроглифов, описанных еще отцом сибирской истории Г. Миллером, сохранились на скалах правого берега р. Лены в местности «Шишкинская шаманка», в 18 км ниже поселка Качуг. От Иркутска до Качуга 248 км хорошей асфальтированной дороги, до рисунков можно доехать в среднем за 4,5 часа.
Вдоль отвесных скал рядом с рекой идет гравийная дорога, с которой хорошо видны отдельные рисунки. К ним легко подняться от дороги. Шишкинские скалы, сложенные мощными выступами и блоками плит красно-бурого песчаника, тянутся вдоль реки Лены примерно на 2 км. На скалах сохранились древние изображения лошади и быка, нарисованные красной краской в натуральную величину. По принятой учеными датировке, эти рисунки имеют возраст более 10 тыс. лет и являются самыми древними из числа наскальных рисунков на Шишкинских скалах. Другие многочисленные рисунки этой галереи, в т.ч. изображение лодки с гребцами, ученые относят соответственно к бронзовому и железному векам. Наиболее известна из их числа композиция длинного каравана с повозками и всадниками со знаменами, относимая учеными ко времени переселения курыканских племен на Лену. Этот рисунок обязательная репродукция во всех книгах о петроглифах Сибири, а древний всадник со знаменем с шишкинских скал без изменений воспроизведен на современном гербе Республики Саха (Якутия) и стал государственной эмблемой Якутии с 1992 г.
БУХТА АЯ
И ГОРА ЕХЕ-ЕРДОЙ
Бухта Ая находится на западном берегу оз. Байкал примерно в 3 км к северу от устья р. Анги, впадающей в оз. Байкал, и в 12 км от поселка Еланцы. Чтобы попасть к бухте Ая, надо после пос. Еланцы (200 км от Иркутска) и пересечения по мосту р. Анги повернуть вправо в горы по одной из автомобильных дорог, ведущих вверх. Непосредственно на плато мыса Ая идет крутой подъем, но на автомобиле можно заехать. Наскальные изображения в бухте Ая сохранились в трех местах. Здесь также расположена самая протяженная на западном побережье Байкала к настоящему времени пещера Ая-Рядовая и еще несколько других пещер.
Ая — по-эвенкийски означает «хороший, красивый, удобный». Защищенная от ветров бухта — идеальное место для отстоя во время шторма. Ее песчаный пляж имеет форму полукруга и вдается в материк на
800 м, ширина ее 600 м. В 2 км к северо-западу от пристани, на мраморном плато мыса Ая имеются пещеры. Известны пещеры Ая-Рядовая, Октябрьская (длина ходов 218 м, глубина 33 м), Вологодского (длина ходов 46 м, глубина 17 м) и Случайная (длина ходов 56 м, глубина 12 м). Самая большая пещера Ая поражает разветвленностью ходов, украшенных натечными известняковыми образованиями и кристаллами кальцита. Некоторые из ходов загромождены обвалившимися глыбами и понижаются в сторону Байкала.
Наскальные рисунки и надписи в пещерах явление довольно редкое. Все попытки найти какие-либо рисунки в пещерах Прибайкалья пока безуспешны. Буддийские надписи имеются только на стенах Темниковской (окрестности озера Гусиного), Мангутской и Баргузинской пещер в Бурятии.
На северном берегу бухты Ая на высоте около 20 м над уровнем воды сохранились древние наскальные рисунки, возраст их около 2500 лет. Рисунки занимают небольшую площадь (2,5-1,5 м) на ровной скальной поверхности под каменным козырьком. Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т.е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м. На скале имеются изображения человеческих фигур, лебедя, лося, быка, нерпы, осетра и других животных. Много тамгообразных знаков. Центральное место в композиции занимает фигура шамана размером 25-45 см. По версии ученых, эти рисунки неразрывно связаны с культовым праздником вокруг горы Ехе-Ердой. По преданию, возле рисунков на этой скале совершались жертвоприношения во время праздника у горы Ехе-Ердой. Шаманские обряды проводятся в этом месте до сих пор. Вплотную к скале с рисунками примыкает продолговатая мраморная плита, которая до сих пор служит жертвенным алтарем при шаманских обрядах. На нее кладут жертвенные приношения, возжигают травы и окропляют водкой при обрядах.
От горы Ехе-Ердой до наскальных рисунков на левом отвесном берегу бухты Ая около 8 км в одну сторону. По количеству рисунков это место значительно уступает писаницам на скале Саган-Заба или на горе Сахюрта. Рисунки расположены в труднодоступном месте, куда сложно подъехать даже на лошади.
Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами (сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры). Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25-45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-Заба, есть они также на скалах в Кудинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты.
Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 м над озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древних бурятских рисунков.
В 5 км на север от пос. Еланцы на левом берегу р. Анга на безлесной горе Сахюртэ (Кремневая гора) сохранились древние наскальные рисунки и городище. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор, расположена она в 7 км от берега Байкала. Рядом находится небольшое озеро Хурай-Нур, по преданию в нем обитали священные лебеди, считающиеся прародителями всех хори-бурят. По старинным шаманским преданиям ангинских бурят, супружеская чета Сарма саган нойона опустилась на остров Ольхон. В поисках удобного места для проживания они пришли на гору Сахюртэ в долине реки Анги, место им понравилось. Они сделали свои изображения на скалах и остались здесь жить. Среди шести человеческих фигур на скале есть изображение фигуры с большим животом — Сахюрша саган хатана (Кремнистая Белая госпожа).
Наскальные рисунки на горе Сахюртэ находятся в четырех местах на гладкой поверхности выступов белого, серого и розового мраморовидного известняка с юго-западной стороны горы. Размер рисунков от 10 до 50 см. По данным археологической экспедиции Иркутского государственного университета под руководством П. Хороших, давность наскальных рисунков различна.
Первая, наиболее древняя и интересная, группа рисунков находится на скале, сложенной из белого мраморовидного известняка, на высоте более 100 м над уровнем р. Анги, вблизи вершины. Рисунки размером от 10 до 35 см занимают площадь более 8 кв. м и сделаны глубоким сплошным высеканием фигур. Центральное место занимает сцена охоты на коз, маралов и лосей. Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и бегущая собака. Возраст этих рисунков ученые определяют более 2200-2500 лет. Но при этом обращает на себя внимание один из рисунков общей композиции охоты на коз и маралов с помощью собак: среди рисунков коз вписано в центре изображение в таком же исполнении, как и остальные рисунки, буддийской ваджры — ритуального предмета в буддизме, а значит, рисунок не может быть моложе XVI-XVII вв. Вряд ли ваджра была дорисована позже, она не нарушает композицию, а логично находится в центре, как будто рисовалась одновременно с другими рисунками коз.
Вторая группа расположена в 150 м на северо-запад от первой группы на гладкой поверхности серого мраморовидного известняка. Рисунки изображают всадников, стреляющих из лука косуль, яка, сцену встречи охотничьей собаки с медведем. Эта группа рисунков относится по оценке ученых примерно к VI-XI вв.
Третья расположена в 160 м на северо-восток от первой. Рисунки нанесены легкой резьбой на небольшом выступе серого мраморовидного известняка и изображают условный знак в виде неправильного шестиугольника с линиями внутри.
Часть рисунков на горе Сахюртэ не избежала общей участи и была разрушена во время разработки мрамора в 1913 г.
Еще одна группа рисунков находится напротив горы Ехе- Ердой на скалах левого борта долины р. Анги, где хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. К ним можно подъехать на автомобиле по дороге к Байкалу. Рисунки находятся на втором по ходу движения скальном останце, на левом борту долины. Интересно, что описания этих рисунков нет в краеведческой литературе, и, по рассказам местных жителей, они остались не осмотренными академиком А.П. Окладниковым во время его пребывания в этих местах.
Возможно, что все эти рисунки связаны со священной горой Ехе-Ердой. Гора находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги, недалеко от пос. Еланцы (8 км). Она одиноко возвышается среди ровной поверхности долины и из-за правильной куполообразной формы издалека может быть принята за искусственный насыпной курган. На самом деле гора высотой 40-42 м сложена громадными гранитными плитами, вросшими в землю сопки. По мнению геологов, на ней нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное происхождение. Нет и на ее вершине или рядом характерных обо — культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к этой горе во время праздника приносили и привозили камни. Изучение культа Ердынской горы и связь ее с комплексом наскальных рисунков в долине реки Анга еще ждет своих исследователей.
Сергей ВОЛКОВ
"Автомаркет+Спорт" №45 17.12.04
|