Закулисье бензин
Взрывоопасная тема
Этот запах у многих ассоциируется со свободой передвижения и скоростью. Для некоторых он приятнее любого парфюма. Это запах мощи и уверенности. Это запах бензина...
На самом деле не все так романтично. Ведь бензин всего лишь легко испаряющаяся горючая жидкость, получаемая путем переработки нефти. Но как и для любого товара, вопрос качества для бензинов очень важен, так как именно от этого зависит не только нормальная работа двигателя, но и срок его службы, не говоря уже о таких «мелочах», как свечи, лямбда-зонд, каталитический нейтрализатор.
Теория качества
и законодательная база
Если обратиться к теории, то качество бензинов, производимых на АНХК, определено согласно ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные» для марок А-80, А-92 и ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» для «Премиум-95» и «Супер-98». Думаю, нет смысла приводить подробное содержание ГОСТов и технических условий, согласно которым выпускается бензин в Ангарске. Но дать основные характеристики будет полезно (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов
по ГОСТ Р 51105-97 (выборочно) |
Показатели |
Нормаль-80 |
Регуляр-91 |
Премиум-95 |
Супер-98 |
Октановое число (моторный метод), не менее |
76,0 |
82,5 |
85,0 |
88,0 |
Октановое число (исследовательский метод), не менее |
80,0 |
91,0 |
95,0 |
98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более |
0,010 |
Содержание марганца, мг/дм3, не более |
50 |
18 |
- |
- |
Содержание МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), % об., не более |
15 |
15 |
15 |
15 |
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более |
5,0 |
Массовая доля серы, %, не более |
0,05 |
Объемная доля бензола, %, не более |
5 |
Внешний вид |
Чистый, прозрачный |
Плотность при 15°С, кг/м3 |
700-750 |
725-780 |
725-780 |
725-780 |
Примечания. Содержание марганца определяют только для бензинов с марганцевым антидетонатором (МЦТМ). |
Таблица 2. Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов
по ТУ 38.001165-2003 (выборочно) |
Показатели |
А-80 (Аи-80) |
А-92 (Аи-92) |
А-96 (Аи-96) |
Октановое число (моторный метод), не менее |
76,0 |
83,0 |
85,0 |
Октановое число (исследовательский метод), не менее |
80,0 |
92,0 |
96,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более |
0,005 |
Содержание МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), % об., не более |
15 |
15 |
15 |
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более |
5,0 |
Массовая доля серы, %, не более |
0,05 |
Объемная доля бензола, %, не более |
5 |
Цвет |
Бесцветный или бледно-желтый |
Плотность при 15°С, кг/м3 |
759 |
774 |
780 |
В Европе в 2002 году вступили в силу нормы Евро 3. Это повлекло за собой ужесточение требований к автомобильному бензину по содержанию свинца с 0,013 до 0,005 г/л, по содержанию серы с 0,05% до 0,015% и по содержанию бензола с 5% до 1%. В связи с этим, введены также ограничения по содержанию ароматических углеводородов — не более 42%. К сожалению, требования ГОСТ Р 51105-97 и ТУ 38.001165-2003 уже не соответствуют жестким европейским стандартам. Если сравнить с этими нормами бензин, производимый на АНХК, то он соответствует Евро 2, но по некоторым параметрам приближается к нормам Евро 3. А это уже заметный прогресс. Вспомните, еще четыре года назад этилированный бензин считался обычным явлением, сейчас он практически не встречается.
Для того чтобы обеспечить единые требования к качеству выпускаемых бензинов, в июне 2003 года Министерством энергетики был издан приказ №231. Он утверждает инструкцию по контролю и сохранению качества нефтепродуктов. Этот документ достаточно содержательный — на 15 страницах мелким шрифтом изложено, что и как должны делать предприятия и организации при приеме, хранении, транспортировке и продаже бензина. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о сохранении качества и к производству бензина не имеет никакого отношения.
Таблица 3. Требования к автомобильным бензинам:
нормы Евро 3 и Евро 4 |
Параметры |
Евро 3 2002 г. |
Евро 4 2005 г |
Содержание бензола, max, % |
1,0 |
1,0 |
Содержание серы, max |
150 ppm |
50 ppm |
Содержание ароматических углеводородов, max,% |
42 |
35 |
Содержание олефиновых углеводородов, max, % |
18 |
18 |
Содержание кислорода, max, % |
2,3 |
2,7 |
Наличие моющих присадок |
обязательно |
|
Паспорт качества
Инструкция для потребителей |
Если клиент недоволен качеством обслуживания на автозаправочных станциях ЮКОС и Иркутскнефтепродукт, он имеет право:
1. Удостовериться в качестве бензина на данной заправке, прочитав «Паспорт качества», который вывешен на доске «Уголок потребителя». На каждую новую партию бензина есть паспорт качества, в котором указаны все данные на привезенное топливо: дата его изготовления, дата поступления на автозаправочную станцию, все показатели качества, определенные нормативной документацией, завод-изготовитель и т.п.
2. Потребовать проверки качества бензина. Для этого на каждой автозаправочной станции Иркутскнефтепродукт и ЮКОС существует комплект приборов, с помощью которых можно определить плотность н/п, цвет, наличие воды, механических примесей.
3.Сделать лабораторный анализ топлива, если он не уверен в его качестве, и чтобы доказать свою правоту на заправке (за свой счет).
4. Потребовать специальный мерник, если, по его мнению, отпуск количества бензина оказался неверным. Оператор обязан провести контрольный пролив из данной колонки через образцовый мерник и в случае, если отпуск оказался неверным — долить нужное количество бензина (На АЗС/АЗК ЮКОСа это считается обязательным).
К сведению: операторы обязаны три раза за смену проверять дозу отпуска нефтепродукта, т.е. проливать каждую колонку специальным 10-литровым мерником, чтобы удостовериться в исправности колонки. Все топливо-раздаточные колонки и образцовые мерники соответствуют ГОСТу и проходят поверку Госстандартом.
5. Потребовать жалобную книгу.
6. Позвонить по телефону доверия ЗАО Иркутскнефтепродукт и задать все интересующие его вопросы (тел.34-04-33).
7. Обратиться в комитет по защите прав потребителей.
8. Задать любые интересующие вопросы прямо на автозаправочной станции, чтобы разрешить все недоразумения.
И еще. Многие клиенты не высказывают свое недовольство на месте и, не разобравшись в чем дело, делятся своими соображениями с другими автовладельцами. Во избежание недоразумений менеджеры настоятельно просят со всеми претензиями обращаться к ним, при этом вы получите подробную, квалифицированную информацию. |
Бензины, выпускаемые на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) заведомо качественные, при условии, что заводы не подпольные. Можно, конечно, спорить, какой НПЗ лучше, но обычно все сводится к технологии производства и степени изношенности оборудования. Надо сказать, что Иркутской области с этим повезло. С момента прихода на АНХК компании ЮКОС вопросам качества уделяется заметно больше внимания. Вложены немалые средства в модернизацию производства бензинов. Результат не заставил себя долго ждать. На сегодняшний день ангарский бензин многие по качеству сравнивают с омским. Хотя, по некоторым потребительским свойствам, бензин АНХК все же уступает настоящему омскому топливу. Причина проста — Омский НПЗ обладает более современным оборудованием и технологиями производства.
Для того чтобы сохранить полезные свойства бензина вплоть до его попадания в бак автомобиля, существует многоступенчатый контроль качества. Начинается он с момента отгрузки топлива с НПЗ. Для того чтобы не быть голословным, расскажу о подходе к контролю качества топлива, производимого в Ангарске.
Произведенный бензин разливается в железнодорожные цистерны, после окончания этой операции на партию топлива оформляется паспорт качества, отдельно на каждый вид. Такой документ сопровождает бензин до пункта назначения. Для Иркутска — это Жилкинская нефтебаза. Разумеется, все цистерны пломбируются. После прибытия на место перед сливом топлива в емкости нефтебазы происходит еще один контрольный забор из цистерн, и только после этого лабораторного анализа топливо сливается в резервуары. После этого проводится еще одна проверка бензина на соответствие заявленным параметрам, ведь в емкостях, как правило, всегда имеются остатки от старых партий. В итоге, свойства бензина, залитого в резервуары, незначительно отличаются, если сравнивать его с бензином до транспортировки. Но тем не менее благодаря запасу по качеству, все виды топлива, хранящиеся на нефтебазе в Жилкино, соответствуют ГОСТам или ТУ. Что подтверждается очередным паспортом качества при отгрузке топлива потребителям. Перевозится бензин с базы на АЗС бензовозами, и снова процедура контроля повторяется, но уже перед сливом из бензовозов в емкости АЗС или АЗК. Этот анализ менее детальный. Судить об этом можно, исходя из требований инструкции. Они следующие: «6.22 Перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяются наличие воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями.» То есть проверяется: плотность, цвет, прозрачность, содержание воды и наличие примесей. После завершения последнего контрольного этапа топливо закачивается в хранилище заправочной станции. Казалось бы, все, больше о вопросах качества говорить нечего, по крайней мере, если не брать в расчет процесс производства. Но это не до конца верно. Проконтролировать качество бензина, заливаемого в бак автомобиля, может любой желающий, по крайней мере, таковы правила на АЗС\АЗК, принадлежащих Иркутскнефтепродукту и ЮКОСу. На этот счет существует специальная инструкция для потребителей, в ней все расписано подробным образом.
|
Присадки
Говоря о качестве бензинов, нельзя обойти стороной тему присадок, ведь все производимое в стране топливо содержит в своем составе те или иные их разновидности. Смело можно утверждать, что применяемый раньше тетраэтилсвинец для повышений октанового числа сейчас в промышленном производстве не используется. Исключения составляют редкие партии бензинов кустарного происхождения. Надо сказать, что в Иркутской области случаев выявления этилированного бензина не было давно.
В чем вообще заключается смысл использования присадок? Основные задачи следующие — повысить октановое число и сделать процесс сгорания топлива оптимальным. На ангарском НПЗ в технологическом процессе используется, как правило, два вида присадок: МТБЭ (метилтретбутиловый эфир) и экстралин. Оба вида являются разрешенными к применению. Впрочем, как и железосодержащие присадки (ферроценты). Кстати, ферроценты разработаны на Ачинском НПЗ. И, скорее всего, не от хорошей жизни, так как вреда от них двигателю больше, чем пользы. Зато они обладают рекордно низкой стоимостью. При постоянном потреблении ферродированного бензина как минимум страдают свечи, как максимум — кислородный датчик и каталитический нейтрализатор. Одним словом, для мотора подобный бензин, как для человека неочищенный самогон. Пить противно, а наутро жить не хочется.
Проверить, качественный ли бензин вы заливаете в бак на заправке, сложно, но кое-что прояснить можно. Например, ангарский бензин, по заверениям специалистов, если его капнуть на руку, оставляет при высыхании едва уловимое белое пятно. Кроме того, некоторые виды присадок делают запах бензина специфическим, но отличить бензин по запаху по силам только специалисту. Конечно, все это, что называется, «на глазок», хотя существует более точный способ, при помощи которого легко выявить, например, ферродированный бензин. Для этого после заправки автомобиля (лучше всего, если перед посещением АЗС в бензобаке будет минимальное количество топлива) следует проехать километров 200-300 желательно по городу, а после этого вывернуть свечи и оценить их состояние. Если они покрыты красновато-кирпичного цвета налетом — все ясно, в баке бензин с железосодержащими присадками. В этом случае выбор за вами, где в дальнейшем заправлять автомобиль. Заканчивая говорить о присадках, хочу привести несколько стихотворных строк о том, как делается «левый» бензин...
В темно-красном ведре
разведу я погуще присадку,
В темно-синем ведре
я водою бензол разведу
И в цистерны залью,
размешав деревянной
лопаткой...
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
Настоящее и будущее
Сегодня в Иркутске по продажам лидирует продукция Ангарского НПЗ, хотя на рынке по-прежнему присутствует омский бензин. По одним данным, доля последнего растет — появляются новые АЗС, торгующие А-96 Омского производства. По другим, есть информация о сокращении общего количества поставок Омского бензина в иркутский регион. Видимо, правда находится где-то посередине. Вместе с тем, потребление топлива растет, это факт. Если речь идет о ценах, то они пока остаются стабильными. Что будет после нового года, говорить преждевременно. А вот качество бензина постепенно меняется в лучшую сторону. Примером может служить информация о том, что на АНХК сокращают применение дорогостоящих присадок при производстве высокооктановых бензинов. Что в свою очередь улучшает качество получаемой продукции. Так же во время проведения последних ремонтных работ были заменены катализаторы на блоках гидроочистки и риформинга. Теперь возможно получать практически товарный бензин с октановым числом 96 единиц на установке риформинга.
Хочется верить, что и в будущем качество производимого топлива на АНХК будет стремиться к европейским стандартам, ведь не за горами время, когда все производимое в России топливо должно будет соответствовать нормам Евро 3. Что ж, поживем — увидим. Качественного всем бензина на заправках.
Сергей ВАРУТИН
"Автомаркет+Спорт" №45 17.12.04
|