Параллельные миры Пекин / О. Хайнань
Китайские каникулы
|
Море, солнце и любовь — что еще надо для счастья? |
Зимой, как никогда, хочется поваляться под пальмой на песочке, жмурясь на солнышко. Вопрос только в том — куда податься? Таиланд — слишком банально, да и были мы уже там. Египет, Арабские Эмираты — далеко и хлопотно, к тому же «сухой» закон никак не вяжется с новогодним весельем. Вариант возник почти случайно: в газете попалась заметка о конкурсе красоты «Мисс мира», который ежегодно проводится на китайском тропическом острове Хайнань. Навели справки, купили тур — и вперед, навстречу празднику!
Пекин — город
контрастов
|
На центральной площади Тяньаньмэнь часы отсчитывают время до начала
Олимпиады-2008 |
Добраться до Хайнаня можно тремя способами. Первый — прямой чартерный рейс из Иркутска, время в полете (без посадки) 5 час. 40 мин. Второй и третий — регулярными рейсами через Пекин или Шеньян. Мы выбрали маршрут через китайскую столицу — он больше подходил нам по срокам, да и посмотреть Пекин хотелось.
А посмотреть есть что. Кто привык судить о Китае по продавцам с «шанхайки» (это относится и к автору этих строк, впервые попавшему в Поднебесную именно из-за сформировавшегося скептического отношения к стране), будет сражен наповал. Современнейший город с роскошными проспектами, многоуровневыми развязками, обилием неоновой рекламы и современных высоток — от центра до самых до окраин, которые в данном случае имеют только территориальное понятие.
|
Перелицованный Accord — один из самых популярных в Китае автомобилей
|
Китайская столица меняется буквально на глазах: строительные краны натыканы повсюду. Говорят, кто не бывал в Пекине хотя бы год, не узнает его — настолько радикальны перемены. Охотно верю!
С прошлым китайцы расстаются без всякого сожаления: да, кое-где еще торчат дома периода «культурной» революции, вроде наших «хрущоб», но все они доживают буквально последние дни и недели — идут под снос, а на их месте вырастают новые градостроительные творения.
|
Все автомобили в Китае (даже те, которые мы считаем внутрияпонскими) — только с левым рулем |
Приятно поразил и уровень отельного сервиса: по крайней мере, в 5-звездочных гостиницах он ничем не отличается от европейского. Мы остановились в отеле International на центральном проспекте Пекина, в 20 минутах ходьбы от самой большой площади в мире — Тяньаньмэнь и Императорского дворца. Помимо прочих составляющих отеля такого уровня (таких, скажем, как персональные тапочки и халат) в номере был прямой выход в Internet (боюсь, в России такого просто нет). А как вам человек во всем белом, специально поставленный, чтобы открывать дверь в общественной уборной. Мы не упустили возможность посетить панорамный ресторан на крыше этого 28-этажного здания, который за час делает полный оборот вокруг своей оси и откуда открывается вид всего Пекина.
|
Тропическая елочка: пальмовые ветки и кокосы |
Но подавляющее большинство пешеходов на улицах выглядит непритязательно — ведь хорошей зарплатой в Китае считается эквивалент $200. Более того: встретилось и откровенное проявление нищеты: местные бомжи спали прямо на колодезных люках — как у нас собаки.
Большой скачок
|
Площадь Тяньаньмэнь — крупнейшая в мире |
|
Велосипедная парковка в центре Пекина |
|
Центральный проспект Пекина: велосипедисты на фоне урбанистического пейзажа |
|
Этот знак — излишество. Парковаться на обочине никому в голову
не придет |
Существует штамп: Пекин — город велосипедистов. Еще лет пять назад это было так, но сегодня двухколесные транспортные средства стремительно вытесняются автомобилями. Да, велосипеды в Пекине еще есть, им отведена специальная правая полоса, но это лишь фон дорожного движения, не более. По количеству автомобилей на душу населения Китай занимает 109-е место в мире — 10 машин на 1000 человек (сравните: Россия-53-е, 156 автомобилей на 1000 человек). Но, во-первых, большинство 1,3-миллиардного населения в Китае проживает в сельской местности, где автомобиль действительно большая редкость. В Пекине же на 10 миллионов жителей приходится 2 миллиона автомобилей. И во-вторых, автомобилизация Китая идет стремительно — таких темпов в мире просто не было. Не удержусь, чтобы не привести некоторые цифры. В 1991 году в Китае было произведено 85 тысяч автомобилей, а его доля в мировом производстве составляла 0,2%. В 2003 году —
2839986 автомобилей (рост в 33 раза!) при доле в мировом производстве 14,5%. Китайцы сполна используют свой «особый путь» государственного капитализма, и нашим генералам автопрома есть чему у них поучиться. Ставка была сделана не на развитие собственных производств (которые большой роли в насыщении рынка не играют), а на привлечение иностранного капитала и технологий (на их долю приходится 70% выпускаемых автомобилей): в 1999-2003 годы в местный автопром было вложено 20 млрд. долларов (опять же для сравнения — в российский — менее 2 млрд.) плюс еще 9 млрд. будет инвестировано в ближайшие годы. По производству автомобилей к 2006-му году Китай выйдет на
3-е место в мире — после Японии и США. Более того, эксперты ООН прогнозируют, что к 2010 году автопром Китая обгонит Японию и выйдет на второе место.
|
Елочка из бутылок пива Heineken в одном из роскошных супермаркетов Пекина |
|
АЗС на воде |
|
Стоянка демократичного такси |
Едва ли не все мировые концерны — Volkswagen, Toyota, Peugeot-Citroen, General Motors, Honda, Audi, Hyundai представлены здесь своими сборочными предприятиями. Существует четкое разделение: массовое производство и элитные автомобили. Специально для местного рынка проектируются автомобили стоимостью до $10000. В то же время в Китае есть весьма богатые люди (в основном это государственные чиновники), которые желают разъезжать на дорогих и роскошных машинах. Скажем, Maybach, который здесь стоит $700 тыс., было продано больше чем где-либо: около 1000, тогда как в США около 500, а в Германии и вовсе 70. Рядом с нашим отелем были шоу-румы Porsche и Lamborgini. В потоке довольно много дорогих машин — Lexus LS 470, BMW 5-й и 7-й серии и особенно VW Passat, Audi A6, Mazda 6 и Honda Accord. Многие автомобили перелицовываются на местный манер (как тот же Honda Accord). Все они местной сборки — импорт строго квотируется (30 тысяч автомобилей в год), а пошлины пока высоки. В конце 90-х они были 200%, сейчас 100%, но к 2006 году в связи со вступлением Китая в ВТО должны быть снижены до 26%. К этому времени ожидается, что местный рынок начнет насыщаться, и вся эта армада производимых автомобилей хлынет в другие страны, в том числе и в Россию (что-то подобное сейчас происходит с бытовой электроникой, которая буквально заполонила наши прилавки). Это будет вторая российская автомобильная революция, сродни той, что произошла в начале 90-х, когда на рынок пришли б/у иномарки. Ведь китайские «совместные» автомобили достаточно качественны и очень недороги — значительно дешевле японских и даже корейских.
Еще поразила организация движения: по широченным проспектам поток движется в 4 ряда в каждом направлении. Все сложные перекрестки решены в двух, а то и в трехуровневых развязках. Большинство переходов выполнены надземными. Удивительно: накрутив по Пекину пару сотен километров, мы ни разу не попали в пробку. Мыслимое ли дело, скажем, для сопоставимой по населению Москвы.
Новое русское слово на букву "Х"
|
«Газель» по-китайски |
|
Строили, строим и будем строить |
|
Правило хорошего тона: к серьезному отелю надо подъезжать на солидном лимузине |
От Пекина до Саньи — второго по величине города тропического острова Хайнань и самой южной точки Китая чуть менее 4-х часов лета, но за это время попадаешь из зимы в лето (в Пекине было довольно холодно — где-то в районе 10 градусов мороза). Интересная фишка — в потолке салона Boеing встроены мониторы, на которых в разных масштабах демонстрируется маршрут и все данные по полету.
В переводе на русский Хайнань — остров южнее моря. Площадь 34000 кв. км, длина береговой линии 1500 км, население — 6,7 млн. Омывается чистейшей водой Южно-китайского моря. Административный центр — Хайкоу (население 1,2 млн.). Хайнань находится на одной широте с Гавайами, отчего получил название «Восточные Гавайи». Это единственный тропический остров Китая со среднегодовой температурой 24 градуса.
Как и весь Китай, Хайнань подтверждает тезис о том, что государственный капитализм при населении свыше миллиарда человек способен за пару десятков лет сделать из аграрной страны супердержаву. До самого конца 80-х Хайнань был закрыт для посещения иностранцами. Первые отели здесь были построены в 1996 году, а массовое строительство началось только с 1999 года. Сегодня на острове более 300 отелей, в основном класса четыре и пять звезд, а число туристов исчисляется сотнями тысяч. И это только начало — весь остров это одна большая стройка.
|
Статус отеля Sheraton подчеркивает автомобиль в холле |
|
Нерегулируемый перекресток |
|
В рыбных ресторанчиках меню представлено в натуральном виде |
Попадать из зимы в лето как минимум приятно: стоит еще на трапе самолета глотнуть свежего морского воздуха, пропитанного ароматом субтропиков, как уже не верится, что где-то есть зима и морозы. Все же тепло — естественная среда обитания человека!
Впрочем, в первые два дня было не очень-то и жарко: на небе тучи (вообще-то, на Хайнане 300 дней в году светит солнце), температура где-то градуса 22, а вечером и того меньше — нам пришлось даже доставать легкие свитера — о них так хотелось позабыть. Купание в море отложили (хотя любители Байкала в данном месте усмехнутся, ведь температура воды была 20 градусов). Но время зря не теряли — отправились на экскурсии.
Здесь нужно сделать небольшое отступление: экскурсионная программа на Хайнане более чем насыщенная: дельфинарий, остров обезьян, центр буддизма, ущелье бабочек, фольклорные деревни Ли и Мяо (коренного населения Хайнаня), радоновые источники Синлун, горячие источники Нань Тянь, музей Жемчуга, чайная церемония, подводная лодка. В общем, скучно не будет.
Обезьяний питомник мне напомнил фильм «Парк Юрского периода» — по скоростной канатной дороге мы попали на остров, где свободно разгуливают макаки. Всего их здесь 2000 и присутствия человека они ничуть не смущаются, более того, если кто-то проигнорировал предостережение гида, что сумки надо оставить в автобусе, могут запросто порыться в личных вещах и вытащить все
съестное. А уж если вы будете есть, скажем, мороженое или шоколадку — обязательно отберут. Обезьяны на острове демонстрируют незатейливые шоу — мило и весело.
|
Ударник труда |
|
Зачем покупать бананы, если они растут как сорняки |
|
Этот человек лазит по пальмам за кокосом быстрее обезьяны |
По дороге на остров обезьян можно наблюдать «дачи на воде» — коренное население в специально огороженных в море участках разводит разные морепродукты — говорят, очень доходный бизнес.
Подробно останавливаться на других экскурсиях не буду — это надо видеть. Скажем, в Музее бабочек собраны сотни экземпляров, цена некоторых доходит до $20000. А в Саду их можно наблюдать уже живьем.
И, конечно, обязательно надо сказать о дайвинге — если подводный мир на побережье Хайнаня уступает Красному морю, то ненамного. Мягкие кораллы, диковинные тропические рыбы, морские ежи, подводные рифы — все это можно видеть под водой.
Русские идут
Этот зимне-весенний сезон ознаменовался первым массовым приходом русских туристов на Хайнань. Если в позапрошлом году на острове побывали первые 500 наших соотечественников, в прошлом году — 1500, то в этом году только на Новый год — 4000. На нашем Boеing, летевшем внутренним рейсом Пекин-Санья, подавляющее число пассажиров были русскоязычными, китайцы только пугливо озирались на такое засилье. А вы бы как отнеслись, если бы в самолете Москва-Иркутск большинство пассажиров были китайцами?
|
«Шесть соток» на воде |
|
Свадебный лимузин |
|
Фруктовая лавка |
|
Фруктовоз |
|
Кокос — самый доступный фрукт на Хайнане. В переводе
на наши деньги его можно купить за 4 рубля |
|
Сад бабочек |
|
|
Залив Дракона и отель Holiday Inn |
Причем большинство туристов из восточных регионов — Владивостока, Хабаровска и, конечно же, Иркутска. Так что здесь запросто можно встретить знакомого, которого дома не видел несколько лет.
А там, где русские, начинает формироваться соответствующая субкультура. В этом году на Хайнань слетелись русскоговорящие гиды со всего Китая, в продаже повсеместно появилась Stolichnaya, в ресторанах русское меню, а персонал сувенирных лавок усиленно штудировал великий и могучий.
...Распогодилось только к Новому году: воздух прогрелся до 30 градусов, вода до 22, и последний день старого года был отмечен массовыми купаниями. В холле отеля была установлена импровизированная елочка — из веток пальм и кокосов. А к вечеру в главном конференц-зале начался новогодний банкет.
Вообще-то, у китайцев новый год празднуется 8 февраля, а наш Новый год для них просто календарная формальность. Поэтому особого ажиотажа ни в городе, ни в отеле не чувствовалось. Однако новогодняя вечеринка удалась на славу. Сначала встречали Новый год по магаданскому времени, потом по приморскому, затем по читинскому... Когда пришло время встречать по китайскому (и по иркутскому — мы находимся в одном часовом поясе), веселье набрало полную силу. Китайцы с плохо скрываемым изумлением смотрели на наши песни-танцы-хороводы. А когда часы пробили 12, по всему побережью грохнули залпы салюта. Зрелище феерическое — каждый отель на нашем побережье как будто соревновался, у кого салют будет круче, и добрых полчаса все обозримое пространство вокруг расцвечивали залпы разноцветных огней. Ну и, конечно, было купание голыми в море в новогоднюю ночь — а зачем же мы еще сюда приехали!?
На Хайнань стоит слетать хотя бы, чтобы попробовать блюда местной кухни. Если вы приверженец традиционного стола с вкраплением местных блюд, можно обойтись отельными ресторанами. Но побывать в Китае и не опробовать экзотических блюд — преступление.
В первую очередь надо сходить в ресторанчики морепродуктов, где у входа выставлены многочисленные аквариумы — так сказать, меню в натуре. Как вам такие названия блюд: «Акула в соевом соусе», «Мурена на пару», «Тушеный морской угорь», «Пьяные креветки». Мидии, устрицы, ракушки, морские гребешки, лобстер, морские ежи, королевские креветки, кальмары, крабы — все это подается в самом разном виде (жареные, на пару, в супах). Любую живность можно выловить из аквариума сачком и отправить на кухню. Крупную рыбу можно глушить самому или попросить сделать это официанта.
Плюс, естественно, традиционная китайская кухня: свинина с ананасами, лягушачьи лапки (пробовали: напоминает курятину), китайские пельмени Цзяоцзы, салат из пророщенной сои и, конечно же, утка по-пекински. Во избежание желудочных расстройств лучше запивать все это водочкой (местная хоть и специфична — 56 градусов — но хороша). Автор этих строк таким правилом не пренебрегал и избежал (в отличие от спутницы) проблем с желудком. Сами городские «рестораны» по своему интерьеру больше напоминают советские столовые — местная специфика!
И, конечно же, стоит попробовать тропических фруктов — манго, папайи, лиджи, хлебное дерево и много еще что, название чего нам выяснить так и не удалось.
А вот автомобиль напрокат лучше не брать. За 2 недели мы ни разу не видели столь привычной по предыдущим поездкам вывески Rent-a-Car. При большом желании машину взять можно, и цены невысоки: день проката VW Jetta обойдется в $35-45. Да и дороги просто великолепны — в основном трехполосные магистрали с разделительным «пальмовым» газоном. Но уж слишком специфично на острове (в отличие от Пекина) движение. Обгон по встречной через две осевых здесь и нарушением-то не считается. Даже по магистральным дорогам здесь ездят по встречной! И не только велосипедисты и мотоциклисты, но даже грузовики! Проезд перекрестков в городе вообще что-то невообразимое. Нет ни светофоров, ни знаков приоритета, и движение напоминает неупорядоченное движение молекул. Я специально простоял у одного такого перекрестка минут 15, но так и не понял ни логику движения, ни то, почему не происходит аварий — автомобили, мотоциклы и пешеходы, двигающиеся в самых разных направлениях, расходятся буквально сантиметрами. Да что там говорить, если в городе никак не обозначен железнодорожный переезд (рельсы уложены вровень с асфальтом), причем путь поезда прикрыт высотными домами!
Лучше воспользоваться такси, тем более оно недорого: от нашего отеля до центра города (30 км) мы доезжали за $4-6 — в зависимости от успеха торга (со стороны это выглядело необычно, ведь таксисты не знают не только русского, но даже английского).
Туристическая инфраструктура Саньи пока недотягивает до привычных нам курортов — до той же Анталии. Скажем, нет парка развлечений, аквапарков, городских ночных клубов. Но здесь все меняется прямо на глазах: за 12 дней, что мы здесь были, пустырь превратился в огромную парковку для туристических автобусов. И так везде. Когда 8 лет назад мы впервые прилетели в Анталию, там не было не только большинства лучших на сегодня отелей, но даже аэропорта. Похоже, Санья и весь Хайнань пойдут по тому же пути. Причем главными инвесторами опять же станут россияне. Может быть, когда-нибудь очередь дойдет и до наших курортов?
Ефим НЕЗВАННЫЙ
Организация индивидуального тура:
Апекс ДГ Холдинг
"Автомаркет + Спорт" №03 21.01.05
|