Маршрут Иркутск - Выдрино
Слаломная дистанция
Участок дороги М-55 Иркутск-Чита от Иркутска до Байкальска — один из самых популярных у жителей Иркутской области. Живущие в Слюдянском районе периодически ездят по нему в областной центр, в свою очередь иркутяне попадают по нему на юг Байкала, в Бурятию, Забайкалье и даже на Дальний Восток, а также в Монголию и китайскую Маньчжурию. Но более всего этот участок востребован с декабря по март, когда тысячи иркутян, ангарчан и жителей других городов и поселков области устремляются в нашу горнолыжную Мекку — Байкальск. В последние выходные трассу «утюжили» и мы.
Иркутск — Шелехов
Выезд из Иркутска на трассу М-55 проблем не составляет — после микрорайона «Синюшина гора» начинается 10-километровый участок до Шелехова. Непосредственно на границе города расположен стационарный пост ДПС, скорость перед которым ограничена 40 км/час. Иногда перед постом на обочине дежурит машина ГАИ. На
10-м километре (согласно километровому столбу), то есть в конце первого прямика от Синюшки до Смоленского кладбища, тех, кто едет здесь впервые, может сбить с толку развилка. Прямо — дорога на Смоленщину, Баклаши и Введенщину, налево уходит главная дорога. На протяжении дороги до Шелехова устойчиво работает связь всех сотовых операторов. Комфортная скорость движения в среднем около 100 км/час, хотя многие разгоняются и быстрее. Придорожный сервис представлен на участке тремя АЗС, причем последняя — передвижная (расположена на 14 км), отличается самыми низкими ценами, о качестве топлива сказать ничего не могу, но очереди заправиться сверхдешевым бензином не наблюдалось. Перед Шелеховом дорога предлагает первое испытание — в конце крутого спуска заметно сужается проезжая часть, а затем это «бутылочное горлышко» резко поворачивает направо.
ШЕЛЕХОВ, город, расположен в долине рек Олха и Иркут, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, в 16 км от Иркутска. О первых русских поселениях в долине реки Иркут говорилось уже в конце ХVII века. В то время возникли Иркутский Вознесенский монастырь, а при нём — Введенская слобода и Баклашинская деревня. Через двести лет в этих местах начали строить первенец алюминиевой промышленности, который и дал начало новому городу, носящему имя великого землепроходца — Григория Ивановича Шелихова. Статус города присвоили 27 января 1962 года. 10 февраля того же года был получен первый алюминий. В 2000-м году открыт городской краеведческий музей Григория Шелихова. Население — 68000 человек.
|
|
"Тещин язык" на 51-м километре |
|
Железнодорожный переезд после Глубокой |
Первая развилка — налево идет дорога на Олху и Большой луг. Переехав через мост, оказываемся в городе. Шелехов приятно радует количеством АЗС и АЗК: на пять километров дороги их пять штук, если считать от въезда в город до выезда из него, в среднем одна на километр. Цены на топливо такие же, как в Иркутске, а вот стоимость мойки автомобиля ниже, помыть кузов и салон можно за 200 рублей, а то и дешевле. Ориентироваться в городе просто, ведь дорога через него прямая, с одним кольцом в центральной части (дорога налево ведет на алюминиевый завод и ТЭЦ-5, направо — в центр города), везде — дорожные указатели. В районе автостанции (она находится с правой стороны от основной трассы, на расстоянии полукилометра от кольца) есть короткая дорога в Баклаши. Если же ехать прямо, никуда не сворачивая, через несколько минут город останется позади. На выезде из Шелехова несколько объектов автоинфраструктуры: магазины запчастей, шиномонтаж, автосервис, мойка, кафе.
Закат цивилизации
|
|
53-й километр. |
|
81-й километр |
Участок Шелехов — Чистые ключи — самый скоростной на трассе: широкий прямик позволяет комфортно держать как минимум 120 км/час, тем более, что поток машин после Шелехова резко уменьшается. На 28-м км после Чистых Ключей и после поворота на Введенщину (направо) начинается затяжной серпантин — он продлится до самого Култука (а по большому счету, исключая участок Култук — Слюдянка, почти до Байкальска). Здесь же начинает неустойчиво работать мобильная связь (в течение всего перевала она время от времени просыпается) и радио (которое медленно, но верно «затухает»). Дорога постепенно забирает вверх. Дорожное покрытие в хорошем состоянии, снежного наката практически нет. Километровые и другие дорожные знаки встречаются регулярно. Вместе с тем, ни о каких признаках какого-либо придорожного сервиса говорить не приходится. Последние его проявления остались на
21-м км.
Особенно сложный участок со спуском и поворотами проходит с 39 по 41 км, скорость временами опускается до 50 км/час (участок обслуживает Большереченское ДЭП-161). Перед Мотами (45 км) дорогу пересекает речушка с говорящим названием Каторжанка. К слову, среди поселенцев здесь были и известные люди, например, декабрист, морской офицер Николай Чижов, которого в 1833 году перевели в Моты Жилкинской волости Иркутского округа из Александровского винокуренного завода Иркутской губернии. В те времена от Иркутска до Мот тратился как минимум день пути, сегодня для этого нужно менее часа.
|
На следующие 132 км у М-55 новый хозяин |
Если в Мотах свернуть направо, то примерно через четыре километра покажется берег Иркута. На противоположном берегу возвышается величественный Шаманский утес. На пароме летом (а зимой по льду Иркута) можно попасть в деревню Шаманка. От нее в сторону Ангарска идет старая лесовозная дорога, но это уже для любителей экстрима. В Мотах находится старая АЗС контейнерного типа, цены от иркутских не отличаются, впрочем, как и на большинстве АЗС на маршруте. Следующая возможность залить в бак бензин будет только через 55 км — при въезде в Слюдянку. Здесь же в Мотах работает кафе и продуктовый магазин, из всех составляющих автомобильной инфраструктуры есть стоянка плюс таксофон.
Полезная информация |
Км |
Населенный пункт |
Наличие топлива |
Наличие мобильной связи |
Шиномонтаж |
Кафе \ Магазин |
А-80 |
А-92 |
А-95 |
ДТ |
МТС |
БВК |
Tele2 |
17 |
Шелехов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
-\+ |
21 |
Шелехов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\+ |
28 |
Чистые ключи |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
-\- |
45 |
Моты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+\- |
53 |
|
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+\- |
72 |
Глубокая |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+\- |
100 |
Култук |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+\+ |
107 |
Слюдянка |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+\+ |
127 |
Отворот на Мангутай |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
-\- |
140 |
Утулик |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\+ |
146 |
Байкальск |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+\+ |
152 |
Солзан |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+\+ |
167 |
Мурино |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-\- |
183 |
Выдрино |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+\+ |
Школа мастерства
|
Любишь баню - купи веник. |
|
Здесь будет мост, а пока в объезд. |
|
Года два назад дорога после Мот была в отвратительном состоянием: продавленные колеи в асфальте, гребенка и ямы. Даже летом на отдельных участках приходилось ползти 40-50 км/час. После реставрации дорога стала лучше, но легкой ее не назовешь. На 51-м км крутой поворот налево заставляет снизить скорость до 30 км/час. Затем идет подъем, в конце которого начинается знаменитый «тещин язык»: правый поворот приходится проезжать «шепотом». Появился снежный накат, но подсыпка делает его безопаснее. Скользко, проезжающие здесь фуры похожи на гигантские улитки, неспешно ползущие по склону. Место опасное, ограждений нет, непонятно почему, ведь уходили машины под откос не один раз. За «тещиным языком» ехать быстрее 50 км/час не позволяют многочисленные виражи.
53-й км примечателен потрясающим видом, открывающимся на долину в сторону Иркута. Рядом через дорогу есть родник, а чуть поодаль уютное кафе. Жаль только, что места для стоянки машин не много. Зато есть туалет. Ожила мобильная связь, причем всех компаний, прекрасно принимается радио — мы на высоте! Примерно через километр налево уходит дорога на станцию Подкаменная. После развилки видим, как тяжело приходится на обледенелой трассе заднеприводному Nissan Skyline: машина несколько раз нервно виляет кормой на гололеде. Через пару километров гололед усиливается — «Ская» приходится обгонять. Не самое приятное занятие на скользкой дороге при ограниченной видимости.
|
|
С 59-го по 61-й км серия весьма коварных поворотов: малые радиусы плюс неприятные уклоны и укатанный вплоть до гололеда снег. На 64-м км — безымянная деревенька. Обозначение удалось отыскать только по карте — Граматуха.
На 72-м км — село Глубокая (на карте значится как Большая Глубокая). Здесь есть небольшое кафе, заработали радио и мобильный, но только БВК. Как удалось выяснить, в центральной части села в укромном месте иногда дежурит наряд ДПС — на предмет нарушения скоростного режима. Село находится как бы в котловине и, спускаясь по склону, набираешь скорость, чтобы с ходу преодолеть крутой подъем.Через два километра — железнодорожный переезд: надо постепенно гасить скорость. Трасса идет под уклон, поворачивая направо, затем влево, асфальт покрыт укатанным снегом, встречается гололед. За оборудованным шлагбаумом переездом (здесь иногда можно встать надолго в ожидании поезда) дорога снова пошла в гору.
81-й км запомнился кладбищем автомобилей, в основном российских. Здесь же резко ухудшается качество дорожного покрытия и ехать быстро даже при чистом асфальте не получится.
Слюдянский район
|
|
|
Главный перекресток в Култуке |
|
|
|
Перегонщики |
Улыбнитесь, вас снимают... |
Автомобильный оазис в Байкальске |
|
|
|
|
|
|
Бывают и такие АЗС... |
...и прямая противоположность им |
Расположен на юго-западном побережье Байкала на границе с Бурятией. Имеет два города районного подчинения — Слюдянка и Байкальск, и 2 поселка городского типа — Култук и Байкал. Население 43891 чел. (90% — городское). Административный центр. Слюдянка расположен в 103 км по автомобильной дороге и в 125 км по железной дороге к югу от Иркутска. На территории района проходит 94 км транссибирской железной дороги, 108 км автодороги Москва-Владивосток, 96 км Кругобайкальской железной дороги, а также участок автодороги, ведущей в Монголию через пограничный пункт п. Монды.
|
|
На 84-м км начинается Слюдянский район, неподалеку установлен соответствующий стенд, извещающий, что участок с 86-го по 183-й км контролирует ДПС Слюдянского РОВД. Чем ближе к Култуку, тем больше напрягает так называемая асфальтобетонная трасса 7 метров в ширину (если верить автомобильному атласу). Основная часть горного серпантина уже позади, все чаще встречаются прямые участки дороги, на смену опасным поворотам приходят затяжные спуски и подъемы. На 90-м км можно купить веник из пихты или можжевельника у придорожных торговцев.
Начиная с 91-го км дорогу обслуживают слюдянские дорожники. Качество асфальта оставляет желать лучшего — участок с 92-го по 96-й км самый плохой на всем маршруте. А вот и первая «рыбная» площадка, где продается омуль и хариус горячего и холодного копчения, есть вяленая рыба. Купив пять хвостов горячего омуля по 20 рублей за штуку, едем дальше. Череда опасных поворотов, не доезжая километра до Култука, заставляют снизить скорость до 30-40 км/час. По словам старожилов, был случай, когда с серпантина слетел грузовик, груженный сухим молоком. Несколько дней после этого жители Култука собирали молоко на склоне горы.
|
|
Придорожная живопись |
|
|
Отдохнуть не желаете? |
Култук — по-татарски «мешок», «угол», «тупик». В Сибири так называли балку или овраг. На Байкале Култук — ветер, дующий от южной оконечности вдоль Байкала, который несет жестокие штормы и дождливую погоду. Култук является одним из старейших населенных пунктов Восточной Сибири. Весной 1647 года дружиной Ивана Похабова на месте поселка был поставлен Култукский острог. Достопримечательностей в Култуке несколько. Одна из наиболее интересных — Кругобайкальская железная дорога (построена в 1904 году). По ней можно совершить экскурсию от станции Култук до порта Байкал (напротив Листвянки). На 84-м км железной дороги построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей, самый длинный из них Половинный — 807 м.
Одно из крупнейших предприятий поселка — Култукское АТП. Его автобусы ежедневно перевозят пассажиров в Слюдянку, Байкальск, Аршан. В поселке есть магазины, кафе, почта, телеграф и три АЗС. Мобильная связь работает, а вот радио уже окончательно (теперь оно проснется в Выдрино) замолчало. В центре Култука дорога раздваивается: направо Аршан, Нилова пустынь и Монды, прямо Слюдянка. За выездом из Култука бежит речка Култучная, а метров через сто транссибирская железная дорога во второй раз пересекает трассу М-55.
СЛЮДЯНКА
Указатель с названием города установлен на 103-м км, но сам город начинается через
4 км. Мобильный принимает сигналы БВК и Теле2. Состояние дороги сносное, почти везде чистый асфальт. Шанс быть остановленным на втором после Иркутска стационарном посту ДПС (105-й км) где-то 50% (а при темноте все 90%). Не доезжая поста, на обочине крутого поворота стоит деревянный столб, а на нем, если присмотреться — видеокамера: вас снимают! Обратите внимание: здесь же стоит знак ограничения скорости до 40 км/час.
Первое упоминание о Слюдянке относится к 1899 году: в XIX веке здесь добывали слюду. В 1905 году после прокладки Транссиба открылась железнодорожная станция с единственным в мире вокзалом, построенным из байкальского мрамора. С 1936 года Слюдянка получила статус города. Слюдянку заслуженно называют «минералогической жемчужиной Прибайкалья». Например, месторождение «Перевал» славится своим мрамором. Его цвет — от белого до сине-голубого, благодаря голубому кальциту, входящему в его состав. В долине реки Слюдянка сохранились старые шахты, в которых в прошлом веке добывали слюду. А на заброшенных рудниках и штольнях по сей день встречаются люди, не равнодушные к минералам, ведь здесь вполне реально собрать неплохую коллекцию. Любители минералов могут посетить музей-усадьбу «Самоцветы Байкала», отражающую минералогию Южного Прибайкалья (ул. Слюдяная, 36). В коллекции музея представлено около 9000 экспонатов. При музее организован магазин, где можно не только купить какой-либо минерал, но и получить консультацию.
|
Турбазы в районе реки Снежной |
При наличии свободного времени можно совершить восхождение на Пик Черского
(2090 м), 25-километровая тропа рассчитана в среднем на три дня пути до вершины, хотя физически хорошо подготовленные туристы успевают и за два дня. Вверх по реке Слюдянка до старого мраморного карьера (8 км) идет хорошая грунтовая дорога. Далее начинается тропа вдоль реки, которая (на 17-ом километре от города) после крутого подъема выходит на большую Казачью поляну. Еще один крутой подъем и тропа выводит на водораздел рек Слюдянка и Подкомарная. Здесь на высоте 1000 метров находится метеостанция. Следующие 2,5 километра зигзагами поднимается вверх каменистая тропа — в прошлом Кяхтинский тракт. По узкому скалистому гребню тропа ведет на второй голец и заканчивается у вершины. В солнечную погоду отсюда виден Байкал и вершины Восточного Саяна. Более полное описание восхождения можно прочитать в Интернете по адресу: http://turizm.lib.ru/k/krylowa_g_n/krugobajkalkaipikcherskogo.shtml
|
Турбазы в районе реки Снежной |
За последнее время в городе появились новые магазины, рестораны, кафе. Есть все самое необходимое для автопутешественника: несколько АЗС, шиномонтаж, мойка, автосервис, магазин расходных материалов и запчастей. Скорость передвижения по Слюдянке ограничена 40 км/час, в отличие от транзитников местные скоростной режим не нарушают.
На выезде из города на последнем перекрестке справа возведена интересная скульптура — медведь, мартышка и очки.
Последний рывок
После Слюдянки М-55 идет параллельными курсами с железной дорогой. На некоторых участках просматривается Байкал, говорят, в хорошую погоду можно увидеть противоположный берег. 118-й км. Проезжаем мимо кафе и продовольственного магазина. Дорога позволяет держать скорость около 100-110 км/час. Стали чаще встречаться мелкие речушки. Проехали мост через Ручей, а несколько километров спустя дорогу пересек Сухой ручей. На 127-м км налево уходит дорога на станцию Мангутай. Перед 128-м километром проезжаем еще один мост — через реку Безымянная (количество рек и речушек с трудом поддается счету). Крутых поворотов хоть и меньше, чем раньше, но все же встречаются, особенно между 132 и 135 км. Со 139-го км начинается засилье турбаз: «Чайка», «Байкал», «Робинзон», через километр — «Утулик» на окраине одноименного села. Здесь есть магазины, кафе, АЗС, где 92-й бензин и дизтопливо. До Байкальска остается всего три километра.
Байкальск
Городу в этом году исполнится 45 лет. Расположенный на берегу южного Байкала у подножия красивейших гор Хамар-Дабана, он считается центром горнолыжного отдыха. Градообразующее предприятие — целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), первую продукцию дал в 1966 году. До недавнего времени вокруг комбината шумели нешуточные экологические страсти. Известен Байкальск тем, что в 2002 году здесь на горнолыжном курорте отдыхал президент России.
Горнолыжная база создана в начале 90-х гг., имеет пропускную способность 1100 человек в день. Действует с ноября по май. В бархатный период горнолыжного сезона, в воскресные и субботние дни марта, сюда ежедневно приезжают от 600 до 1,5 тыс. отдыхающих. Наибольший наплыв приезжих в воскресные дни. Тем, кто располагает временем, можно посоветовать приехать покататься на горных лыжах среди недели: меньше очередь и на порядок ниже стоимость за пользование подъемником. Кроме этого среди недели есть возможность воспользоваться услугами инструктора по обучению катания на сноубордах или горных лыжах. Имеются платная автостоянка, камера хранения и пункт проката горнолыжного снаряжения (более 300 пар). Работает комплекс баров и закусочных. Для желающих есть возможность воспользоваться плавательным бассейном в городе, теннисным и тренажерным залами, сауной и залом бокса спорткомплекса, а также бильярдной в гостинице «Байкал».
Снежный покров на склонах гор лежит с ноября по апрель,
т. е. почти полгода. Среднесуточная температура зимой около -10°С. Создание здесь горнолыжного центра и наличие хорошо развитых транспортных артерий постоянно притягивают любителей этого вида спорта. В Байкальске есть гостиница «Байкал» и оборудованный заводской профилакторий с двумя корпусами рядом с горнолыжной трассой.
Горнолыжный комплекс имеет шесть сертифицированных трасс: две широкие (до 40 м) спортивные трассы длиной 1870 и 2100 м, две слаломные — 500 и 800 м, ночную освещенную трассу — 1000 м, специально подготовленные склоны для начинающих — по 200 м каждый. Максимальный перепад высот 490 м. Общая протяженность трасс — 10100 м. Отметка над уровнем моря низшая у подножия склона — 515 м, высшая — 1005 м. На вершину отдыхающих доставляют четыре буксировочно-канатных дороги длиной от 400 до 1000 м и три детских подъемника для обучения катанию на склонах длиной 200 м. В Байкальске есть автосервисы и магазины автозапчастей, мойка и шиномонтаж. На трассе — стационарный пост ДПС. А вот светофоров нет вовсе.
Турбазы Южного Байкала |
Название, адрес |
Стоимость проживания за сутки, руб. |
Питание |
Автостоянка (сутки) |
Дополнительные услуги |
Горнолыжная база отдыха «У озера», Байкальск, м/н Красный ключ, тел. 8-242-3-32-05 |
От 450 |
Завтрак включен в стоимость проживания, обед - 140 руб., ужин - 110 руб. |
+ |
Баня, сауна, солярий, бильярд, прокат горных лыж, коньков |
Турбаза «Байкал», Слюдянский р-он, 139-й км трассы М-55, тел. в Иркутске 24-15-90 |
от 300 |
Самообслуживание (есть кухня) |
(20 руб.) |
Баня, прокат горных лыж |
База отдыха «Чайка»*, Слюдянский р-он, 139-й км трассы М-55, тел. 8-242-3-21-63 |
от 385** |
3-х разовое, 300** руб. |
+ |
Экскурсии |
База отдыха «Утулик», Слюдянский р-он, п. Утулик, тел. 8-242-3-20-41 |
от 400 |
2-х разовое, включено в стоимость проживания |
+ |
Баня, прокат снегоходов и коньков |
Турбаза «Снежная», Слюдянский р-он, 182-й км трассы М-55, тел. в Иркутске 24-30-56 |
от 200 |
3-х разовое, 250 руб. |
+ |
Баня, сауна, снегоходы, экскурсии |
* - база работает только летом ** - цены 2004 года
|
Впереди «граница»
Сразу за Байкальском начинает чувствоваться неприятный запах от того самого комбината, которому город обязан своей жизнью. Следующий населенный пункт находится на 152-м км — Солзан. Особых достопримечательностей нет, из придорожного сервиса только продовольственные магазины. По дороге по-прежнему встречается много мостов через реки, их количество впечатляет. Со счета сбились где-то в Байкальске. Последними были речка Солзан и Ущелье. 167-й км, Мурино, последнее село на иркутской земле, впереди Бурятия. Резко ухудшилось качество дорожного покрытия. Скорость упала до 80 км/час. Но уже с 178-го км трасса позволяет ехать быстрее 100 км/час, асфальт ровный, похож на новый. На 182-м км выстроен современный автозаправочный комплекс. Он еще не открылся, но цены на топливо уже указаны, рядом готовится к открытию магазин автозапчастей.
Меньше чем через километр после АЗК рекламный щит информирует о том, что в пяти километрах направо от трассы можно отдохнуть на турбазе «Теплые озера» (она же «Снежная»). Озера находятся в густом лесу у подножия гор. Летом вода в них хорошо прогревается, поэтому их называют «Теплыми». На берегу самого крупного из них и находится турбаза. Проживание на «Снежной» организовано в домиках летнего типа на четыре человека, есть благоустроенная гостиница. Можно попариться в русской бане, поиграть в теннис, сходить на экскурсию или в поход. На автомобиле или пешком можно добраться до Байкала и полюбоваться его красотами. Турбаза расположена в реликтовом лесу, который сохранился с доледникового периода. Пожалуй, любой отдыхающий обратит внимание на величественные деревья огромных размеров, а летом на папоротник по пояс, что совершенно нехарактерно для окружающей это место природы. Для автопутешественников есть охраняемая стоянка.
Конец путешествия
Подъезжаем к мосту через реку Снежная, 183-й км. После моста — уже Бурятия и первое село республики — Выдрино. Село большое, в десяти минутах ходьбы от Байкала. Бросилось в глаза невероятное количество спутниковых тарелок. Установлены, наверное, на каждом четвертом доме. В Выдрино мы заночевали и на следующий день выехали обратно в Иркутск. Обратная дорога короче, даже несмотря на начавшийся ночью снегопад (на горных перевалах снег стал причиной нескольких аварий).
К вечеру добрались до Иркутска, потратив на преодоление 183 километров 2 часа 50 минут, учитывая остановки.
Сергей ВАРУТИН,
фото автора
"Автомаркет + Спорт" №06 11.02.05
|