Опыт эксплуатации Toyota Spinter, Toyota Sprinter Marino, Toyota Vista, Toyota Camry Gracia
Записки провинциального автомобилиста
Эксплуатация автомобиля на периферии в корне отличается от иркутской или ангарской — асфальтовые дороги большая редкость, в лучшем случае 92-й бензин сомнительного качества, почти полное отсутствие сервиса и запасных частей, а на севере еще и более низкие температуры. И тем не менее многие селяне все активнее пересаживаются на изделия японского автопрома. И забегая вперед скажу: я поддерживаю культивируемую журналистами «Автомаркета» идею, что более свежие и технологичные японские автомобили становятся все менее приспособленными к российской и тем более к периферийной эксплуатации.
Итак, живу я в поселке Чунский с населением около 20000 человек в 780 км от Иркутска и в 500 от Красноярска, если ехать по трассе. Благополучный в застойные годы, но полуразвалившийся в настоящее время поселок, с преимущественно разбитыми грунтовыми дорогами и частично сохранившимся асфальтом в центре. Климат северный — зимы холодные (до минус 45) и снежные. Правда, зимой дороги чистят, и выглядят они гораздо лучше, чем летом. Несколько мастерских гаражного типа, есть специалисты по кузовным работам, двигателям, ходовой части и трансмиссии. Ремонт выполнить можно, но запчасти придется заказывать. Права я получил в 1996 году и с того времени ездил на четырех автомобилях марки Toyota, на которых в общей сложности отколесил 75000 км.
Toyota Spinter
Первым был Sprinter 1991 года, купленный в апреле 1997 года за $8500. Машину пригнал на заказ из Владивостока местный перегонщик. Правда, моя бывшая жена считала, что начинать надо с чего попроще и подешевле, но победа осталась за мной.
Toyota Sprinter. Цвет темно-синий металлик. Кузов AE-100. Двигатель 5A-FE (1493 куб. см, 100 л. с.). Автоматическая КП. Салон SE: ц/замок, кондиционер, электропакет, магнитола.
Первое, что отметил: машина очень мягкая на ходу. За 40 км до дома мы пробили заднее левое колесо и торжественно въехали в наш городок на «банане». Моя иномарка была в Чуне первой и вызывала всеобщий интерес.
Начались суровые будни. Правда, условия эксплуатации были (и есть до сих пор!), по нашим меркам, близкие к идеальным. Машина хранится в теплом гараже, где даже в лютые морозы температура не опускается ниже 8-10 градусов тепла. Авто регулярно моется, полируется, чистится салон, меняются расходники. Годовые пробеги в пределах 10000 км, по бездорожью машина не ездит. Один-два раза в год бывают поездки в Иркутск или Красноярск. В своей первой машине использовал минеральное масло Chevron 10W-40, оптимальное по свойствам и выгодное по цене.
Проблема с пробитым колесом была решена покупкой отечественной резины Омск-Шина размерностью 175/70 R14. Были куплены также воздушный фильтр, резиновые коврики, полироль кузова и салона, насос, аптечка, трос, а также две шипованных покрышки Bridgestone WT-14 175/70 R14.
В сентябре 1997 года (то есть через 4 месяца после покупки) случились первые кузовные проблемы. Неловкий водитель УАЗа-«буханки» задним ходом въехал аккурат в левое заднее крыло «Спринтера», который преспокойно стоял на стоянке, оставив вмятину как раз над колесной аркой. После сего позорного происшествия он благополучно скрылся. В последующем пришлось судиться с больницей (машина принадлежала Чунской ЦРБ) о возмещении ущерба, на что было потрачено 7 месяцев и приличное количество нервов. Пока шел суд, я отремонтировал машину: ущерб составил 2000 рублей (кузовные работы, эмаль, покраска). Ремонт был произведен гаражным специалистом, и окраска оставляла желать лучшего, если не сказать, что была отвратительной: похоже, мастер имел весьма смутные понятия о малярных работах («переход» был виден и только с расстояния в 5 метров не бросался в глаза.)
Следующая неприятность со «Спринтером» произошла в октябре 1997 года из-за моей неопытности на ровном месте, на федеральной трассе Тайшет-Чуна. По встречной шел бензовоз, я взял немного правее, чтобы упростить разъезд. Правыми колесами съехал на бровку дороги, и когда нужно было нажать на газ и немного повернуть руль обратно влево, чтобы выйти из заноса, я случайно нажал тормоз, после чего впечатался левой передней оконечностью в задний противоподкатный брус бензовоза. Машина не перевернулась, но слетела в кювет, и тогда я впервые испытал на себе эффективность ремней безопасности (хотя «продвинутые драйверы» надо мной посмеиваются). Автомобилей таких было мало, поэтому на разборках и в магазинах ни оптики, ни кузовщины не было. На то, чтобы достать передние левое крыло, габарит и фару, ушло 3 месяца: детали заказывались из Владивостока и привезены были не с первого раза. В итоге многих мытарств проблема ремонта была решена в двух разных сервисах, и только после этого был получен приемлемый результат. Общая стоимость ремонта составила 8920 рублей. После этого до апреля 1998 года особых проблем, за исключением подтекающего сальника в рулевой рейке и замены погнутого при аварии диска, не было. (Кстати, диск оказался на «14» с четырьмя отверстиями, PSD 100, в те времена также большой дефицит).
В дальнейшем машина стойко перенесла еще одну аварию с переворотом на крышу в июне 1998 года, однако за рулем был уже не я. Ремни безопасности не подвели — просто мы сидели вверх ногами. И музыка играла... На этот раз машину ремонтировал в Иркутске. Качество кузовного ремонта от чунского практически не отличалось, хорошо хоть «косяки» свои мастера признали и цену за ремонт уменьшили. Обошелся он в итоге в 12000 рублей (кузовщина, передняя оптика, габариты, лобовое стекло, левые стекла дверей). Левый порог остался замятым, и вся сторона бликовала на солнце.
В апреле 1999 года машина была продана за $2000. Позволю себе напомнить, что в августе 1998 года доллар подскочил с 6 до 22 рублей. Если брать в рублях, то получается, что я потерял на продаже авто всего 2000 рублей, хотя в долларах потеря ужасна.
Резюме. В этой машине кроме масла, фильтров, пыльников, приводов и дексрона в коробке ничего не менялось, да и не требовало замены. Двигатель, КП и ходовая были надежны и беспроблемны. Разгонная динамика удовлетворительная, расход топлива находился на уровне 10 л/100 км по поселку и 7-8 литров по трассе, доливки масла между заменами не требовалось. Подвеска была немного жестковата, особенно на грунтовых дорогах. Отопление и вентиляция салона достаточны, а кондиционер оказался просто незаменим летом и при движении по пыльной грунтовке. Хорошая машина, которую не стоит брать для получения первых водительских навыков, так как это разорительно. А может, мы просто не сошлись характерами.
Toyota Sprinter Marino
В апреле 1999 года на авторынке в Рабочем после долгого блуждания я приобрел Toyota Sprinter Marino 1992 года за $2750 на «механике». Хотел Corolla 100 на «автомате», но не было ничего подходящего по цене.
Toyota Sprinter Marino. Цвет серебристый. Кузов AE-100. Двигатель 5A-FE (1493 куб. см, 100 л. с.). Трансмиссия МКП. Салон SE (ц/замок, кондиционер, управление вентиляцией и отоплением на бегунках, электроприводы всех стекол, магнитола («левая»), электрорегулировка зеркал.
Учитывая цену, машина просилась в хорошие руки: не работал кондиционер, магнитола была «педальной» корейской и выглядела в салоне как бельмо на глазу (впоследствии я ее с удовольствием выбросил). Под ней вместо штатного бардачка-полочки была сомнительного происхождения пластиковая заглушка. В приборной панели не работал одометр, а уровень топлива после полной заправки падал на ноль. Я был одержим идеей устроить машине хорошую жизнь и когда ее впоследствии продавал, все работало как часы.
В ходе эксплуатации проблем с двигателем и коробкой не было никаких, масло (полусинтетика Лукойл 5W-40) и фильтры менялись через 10000 км. Менялись также ремни ГРМ, смазку в коробке и дифференциале заменил на синтетику Shell 75W-90. По ходовой были заменены задние стойки на KYB, сайлент-блоки на стабилизаторах поперечной устойчивости, а также пыльники на приводах. В салоне своими силами провел химчистку (тот был изрядно прокурен), заменил спидометр с тахометром. Установил магнитолу Sony, под нее — штатный бардачок-полочку, а назад — динамики Shivaki 6x9 дюймов: результат получился отличным. Проблемы были с бензонасосом: когда его достали из бензобака, выяснилось, что бензонасос от Mitsubishi, и чтобы его втолкнуть, кулибины отогнули планку крепления, к тому же верхний ограничитель поплавка уровня топлива был сломан, поэтому при заправке стрелка падала на ноль, а сигнальная лампа уровня топлива не горела из-за неисправного датчика на корпусе бензонасоса. Все проблемы были решены установкой бензонасоса и датчика от Toyota Carina, которые подошли, как родные. Верхний ограничитель из пластмассы я напаял сам. Что мне нравится в иномарках — заменил неисправную деталь на родную, даже б/у, и можешь о ней забыть.
На этой машине я проехал 18000 км. В мае 2001 года я продал ее в хорошем состоянии за $2650.
Резюме. Преимущества «механики» — более высокая динамика и топливная экономичность (по поселку 9 л/100 км, по трассе — 6-7 л/100 км. Расход масла нулевой. Но нужен автоматизм при переключениях. Подвеска жестковата — точь-в-точь как у предыдущей машины. Не рекомендую автомобиль водителям ростом выше 175 см — потолок низкий, сзади троим тесно из-за выраженной боковой поддержки «двухместного» кресла, да и колени в передние сиденья упираются.
Toyota Vista
В ноябре 2001 года отправился во Владивосток и, воспользовавшись услугами вашего собкора Алексея Кремезнова, который оказал реальную помощь при покупке авто для меня и моего товарища, купил Toyota Vista 1995 года за $5050. В течение двух дней проблемы по покупке и отправке сеткой в Иркутск были решены.
Toyota Vista. Цвет: верх — «снежная королева», низ — «серый». Кузов SV-40. Двигатель 4S-FE (1839 куб. см, 125 л. с.). «Автомат». Салон VX (центральный замок, кондиционер, электроприводы стекол и зеркал, магнитола с CD).
Во Владивостоке было куплено также литье Yokohama на 14`, «липучка» 185/70, масло Shell Super 10W-40, три масляных фильтра, воздушный фильтр, ремень ГРМ, автохимия для кузова и салона.
Машину получал в Иркутске. Мороз -32. Японский антифриз превратился в кашу, хорошо, что сопровождающий сетку догадался снять крышку с радиатора. Масло на щупе напоминало битум, а хваленое Shell 10W-40 в пластмассовой канистре навсегда застыло. Машину на буксире потащили к знакомому. Там она благополучно оттаяла, а мы тем временем приобрели антифриз Consol, синтетику Сhevron 0W-30, свечи NGK и сдали коварный Shell в магазин. Заменив все это, отправились домой своим ходом.
В сравнении со «Спринтером» Vista в движении более плавная, подвеска более мягкая, а шума от дороги и колес значительно меньше. От движения на скорости 120 км/ч получаешь удовольствие.
За время эксплуатации проблем с двигателем и коробкой не было. По ходовой я заменил задние стойки на традиционный KYB. При измерении клиренса обнаружилось, что машина по сравнению с паспортными данными просела спереди на 4, а сзади на 5 (!) см, поэтому поставил спереди пружины KiLen, а сзади Suplex. Когда стал приглядываться к аналогичным авто, то обнаружил, что 2/3 из них просели, по крайней мере, сзади. Не знаю, как в городе, а у нас параметры геометрической проходимости очень важны. Заменил правый передний ШРУС, поставил корейского производства и весьма качественный — при дальнейшей эксплуатации он о себе не напоминал. Единственным недостатком был слабоватый для этой машины 1,8-литровый двигатель — он заметно скисал на подъемах.
Проехав на автомобиле около 20000 км, в декабре 2003 года я продал его за $6600 мужику из Оренбурга. Выяснилось, что такие машины там в дефиците, а иномарки из Европы сплошь и рядом продаются по фальшивым документам или с криминальной растаможкой.
Резюме. Замечательная машина для экономного неторопливого водителя. Просторный салон. Отличные вентиляция и кондиционер. Хорошая музыка. Топливная экономичность: 10 л/100 км по городу, 8/100 — по трассе. Расхода масла нет. Мягкая комфортная подвеска даже на грунтовке. Недостаток — нединамичный двигатель.
Toyota Camry Gracia
Тогда же, в декабре 2003 года на рынке в Рабочем купил Toyota Camry Gracia 1997 года, универсал за $9500. Сначала я хотел купить «Висту» в 50-м кузове, но подходящих экземпляров не было — только с двигателем 1,8 л и без CD, а также с двигателем D4, что меня не устраивало.
Toyota Camry Gracia. Цвет серебристый. Кузов SXV-20. Двигатель 5S-FE (2168 куб. см, 140 л. с.). «Автомат». Салон G (ц/замок, климат-контроль, электролюк, электроприводы всех стекол и зеркал, магнитола с CD, 6 динамиков + савбуфер, панель приборов Optitron, автосвет, электроприводы водительского сиденья, ABS, две подушки безопасности, ветровики на дверях и над люком).
В «Грации» воплотились все мои мечты и желания: начиная от климат-контроля и заканчивая дисковыми тормозами всех колес и мощным двигателем. Но постулат, что на рынке покупаешь кота в мешке, дал о себе знать сразу после покупки. Чтобы заменить масла, фильтры, антифриз и частично жидкости в «автомате», я заехал на СТО. Попросил мастера проверить пыльники приводов, но он то ли не разглядел, то ли был не в теме, но дезинформировал меня, сообщив, что пыльники в порядке. Вечером заехал в сервис к знакомому, чтобы растопить «незамерзайку» в омывателе. Там-то я сам посмотрел на пыльники приводов и обнаружил, что они рваные по всей окружности, и только зима не позволила погибнуть ШРУСам. Пыльники приводов поменяли, но с большими техническими для персонала уже другой СТО трудностями, которые заключались в отсутствии столь необходимых инструментов, таких как молоток и плоскогубцы. Пришлось все это переделывать дома самому. И то правда: как сам для себя, никто для тебя не сделает.
В том же замечательном автосервисе было перелита жидкость в АКП, что привело к ее выдавливанию через щуп. Проверил уровень по инструкции по эксплуатации, слил масло из поддона коробки, налил столько, сколько нужно по щупу. Выдавливать масло перестало, больше об этом не вспоминал.
Пришлось поменять в этой машине несметное количество разнообразных мелких расходников: пыльники задних амортизаторов, лампочки подсветки бардачка, приборной панели, прикуривателя, пепельницы, индикатора передачи D в приборной панели и в переключателе скоростей. Провел чистку и небольшой ремонт CD-проигрывателя. По ходовой заменил передние стойки и верхние опоры амортизационных стоек. У Gracia это, согласно литературе, слабое место, которое нуждается в замене в среднем раз на 50000 км. Заменил задние тормозные колодки. В двигатель залил синтетику Chevron 5W-40: весьма доволен этой смазкой, она меня никогда не подводила. Жидкость в АКП заменил частичной трехкратной заменой.
Через два месяца эксплуатации двигатель стал троить на холостых оборотах. Несмотря на то что поменял два комплекта платиновых свечей NGK и Denso, дефект оставался. Излечена эта болезнь была очистителем топливных систем в бензобаке и поездкой в Красноярск на скорости 160-170 км/ч по трассе. После первой зимы из-под клапанной крышки появилось «потение» масла. Дефект устранен снятием крышки и применением обычной герметик-прокладки.
Когда ехал по грунтовке, обильно посыпанной камнями, навстречу пронеслись два мотоциклиста, после чего на лобовом стекле появилась вмятина от прилетевшего камня диаметром около сантиметра, слава богу, в незаметном месте. Левому переднему габариту повезло меньше: он разлетелся полностью. Заменен на новый без особых проблем. «Ветровик» с люка снял, так как на скорости выше 100 км/ч возникал противный аэродинамический шум. Салон был умеренно прокурен, провел химчистку своими силами, благо опыт есть. Сейчас машина приведена в полный порядок, ближайшие текущие работы, которые я хочу провести — замена правого переднего ШРУСа, задних стоек и пружин.
Вместимость универсала выше всяких похвал — один раз возвращались с речки вдевятером: четверо детей с комфортом в багажнике и пятеро взрослых в салоне. За год эксплуатации я проехал 12000 км.
Резюме. Отличная машина, «мягкий уголок на колесах». Комфортная подвеска, просторный салон, на скорости выше 80 км/ч плывет над дорогой, не замечая ничего: только мягкое покачивание, в салоне никаких звуков. До 140 км/ч разгоняется резво, после 140 разгон замедляется, но за 180 стрелку положить можно. Климат-контроль — сказка. Установил режим в салоне и забыл, нажал на кнопку — вот тебе температура за бортом. Топливная экономичность — средняя. По городу — 12-13 л/100 км летом, 15-16 зимой. По трассе — 9-10 л/100 км. Расхода масла нет. Музыка просто супер. Торможение с ABS очень нравится, машина тормозит ровно, в юз не срывается. Недостатки: слабые верхние опоры передних амортизаторов, большое количество мелких замененных расходников, в общем-то, у новой машины.
Общие итоги
Такой вот я дотошный — раздражает даже незначительный скрип, поэтому я с ним борюсь всеми силами и средствами. Но зато я продаю машины в гораздо лучшем состоянии, чем они ко мне попадают. Эксплуатация машин щадящая, об этом всем в нашем поселке известно, и пока с продажей у меня не было проблем.
За время эксплуатации всех вышеперечисленных автомобилей делаю следующие выводы.
- Любая машина, пусть даже и славящаяся своей прочностью Toyota, нуждается в своевременном квалифицированном сервисе и хорошем уходе. При отношении к машине как к расходному материалу она будет постоянно капризничать, а со временем постепенно развалится, несмотря на запас прочности.
- Годы идут, а наш отечественный автосервис неподвластен времени. Хотим как лучше, получается как всегда — лозунг наших СТО.
- Если в первой машине за два года эксплуатации не потребовалось никаких замен ходовой части и двигателя, то на четвертой машине поменял кучу всякой разной ерунды, помимо расходников. Может быть, и не сильно убедительно все это звучит, но мои личные впечатления именно таковы: качество подержанных авто ухудшается с каждым годом, а проблемы с сервисом становятся более объемными, а вне городов часто неразрешимыми.
Посему вопрос о том, какую машину я хотел бы приобрести в следующий раз, нужно разделить на две части: что я смогу купить и что смогу эксплуатировать в Чуне. Ответ — только Toyota, но без новомодных причиндалов типа D4 и клиноременных вариаторов. В ноябре 2004 года я был на авторынке в Рабочем и, представьте себе, мне ничего не понравилось! Комплектаций таких, как моя Gracia, не было, а из всего остального мне приглянулись только Subaru Lancaster да трехлитровый Harrier, но для меня они слишком дороги. Может быть, обращусь в аукционную фирму, о впечатлениях сообщу.
Спасибо за возможность высказаться
на страницах газеты, с уважением,
ваш постоянный читатель А.А.
Автор также выражает благодарность своему племяннику за неоценимую помощь в создании и редактировании статьи.
Впечатления о своих автомобилях (фото желательны)
присылайте на наш E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru.
"Автомаркет + Спорт" №06 11.02.05
|