Альтернатива СВП "Аллигатор"
Земноводное
«На сегодняшний день у клиентов компании появилась уникальная возможность безопасно и с комфортом путешествовать по льду Байкала в течение года. Это связано с приобретением в 2004 году судна на воздушной подушке «Аллигатор», — такое сообщение можно увидеть на интернет-сайте туристической компании «Гранд Байкал». Два номера назад мы рассказали о первом большом круизе нового аппарата. Но еще раньше, узнав о новом судне, нам захотелось познакомиться с ним поближе.
|
Воздушные рули — главный орган управления судом |
|
В просторном моторном отсеке пара двигателей ВАЗ-2112 расположена вольготно. Места вокруг хватит еще как минимум на один такой же мотор |
|
Радиаторы охлаждения двигателей вынесены наружу — только так летом можно обеспечить нормальный тепловой режим двигателей |
|
Ходовые огни — обязательный элемент водного транспорта... |
|
...как и швартовые кнехты |
|
Лопасти винтов могут менять угол атаки от «полный вперед» до «полный назад» |
Когда мы приехали к причалу, «Аллигатор» лежал, присыпанный снежком, распластавшись на байкальском
льду. Из-за спущенной воздушной подушки он был похож скорее на камбалу; по крайней мере, «отдыхающий» рядом катер «Хивус-10» выглядел бодрее — его «подушка» была накачана, как борта у надувной лодки. Однако наша цель — «Аллигатор», поэтому мы вместе с капитаном катера и его помощником идем «будить» земноводное.
Ночевка на берегу зимнего озера — это вам не стоянка в городе. Слава богу, что двигатели «Аллигатора» оснащены электрическими подогревателями (котлами), а в салоне есть газовая горелка. Благодаря этому уже через двадцать минут стекла рубки очистились ото льда, и «проснулись» оба двигателя. Между прочим, здесь установлены впрысковые моторы ВАЗ-2112, которые и заводятся легко, и работают совсем тихо. Каждый из двигателей приводит во вращение по одному тяговому винту и одному нагнетателю, создающему воздушную подушку.
Если присмотреться внимательнее, то во внешности «Аллигатора» можно найти немало общего с... электрическими аттракционными машинками из летних парков! А что — и форма корпуса схожа, и резиновая «юбка» по периметру присутствует. Впрочем, на этом сходство и заканчивается, так как у развлекательных автомобильчиков «юбка» нужна для амортизации ударов при столкновениях, а у СВП она выполняет функции, если так можно выразиться, подвески. Грубо говоря, внутри этой «юбки» (правильнее — ресиверов) и между ними ничего нет. Туда с помощью нагнетателей закачивается воздух, при определенном давлении приподнимающий аппарат над поверхностью. При этом воздух свободно «вытекает» за пределы «подушки», но эти «утечки» компенсируются за счет постоянной работы нагнетателей. А чтобы свести их к минимуму, снизу к ресиверам крепят специальное гибкое ограждение, которое, собственно, и называют «юбкой». Эта «юбка» практически постоянно контактирует с поверхностью, но сцепных свойств с ней имеет не больше, чем подол свадебного платья невесты.
Однако двигатели уже прогрелись — пора в путь. Капитан занимает свое место за рулем катера и отпускает два «ручника»... Простите, на самом деле это рычаги сцепления, которое передает момент на тяговые винты и нагнетатели. Раздается сигнал клаксона, и начинают вращаться сначала один, а затем и второй «вентиляторы». В рубке сразу же становится шумнее — «лишние» децибелы привносят и «трансмиссия», и воздух, перемалываемый винтами. Вообще же, работа трансмиссии — четырех валов к винтам и нагнетателям — здорово напоминает работу трансмиссии старой «Нивы», с ее вечными шумами и вибрациями. Здесь явно сказываются особенности индивидуальной сборки каждого экземпляра СВП — нет точно проработанной соосности и сбалансированности всех валов и осей. Впрочем, шумность достаточно умеренная — на многих самолетах она заметно выше.
Тем временем капитан добавляет обороты двигателей, и «Аллигатор», словно вздохнув, приподнимается надо льдом. Все, можно ехать. Или лететь? Скорее, все-таки лететь, так как «Аллигатор», как уже говорилось, кроме «юбки», ничем не касается поверхности (в данном случае льда). Из-за этого и управление катером весьма и весьма специфичное. Выбравшись на простор озера, первое время удивляешься тому, что «Аллигатор» не желает двигаться ровно. Под протесты вестибулярного аппарата катер постоянно рыскает по траектории, порой становясь почти перпендикулярно направлению движения. Иногда его зигзаги напоминают движения настоящего аллигатора. Хорошо, что автомобили так не ездят!
Кстати, об автомобилях. Если бы меня, сонного, привезли и погрузили в рубку «Аллигатора», то, проснувшись, я бы запросто решил, что нахожусь в салоне вазовской «десятки» — передняя панель-то вместе с рулем позаимствована именно от нее! Но если присмотреться к приборам, то обнаруживаешь на ней еще один тахометр вместо спидометра и второй указатель температуры двигателя вместо топливомера. Все правильно — двигателей-то два! И если топливные указатели переместились на дополнительную панель слева, то спидометра нет вовсе. Его роль исполняет спутниковый GPS-навигатор — обязательный для «Аллигатора» прибор, без которого можно запросто заблудиться на просторах зимнего Байкала.
|
Мы в катере или в легковушке? |
|
Можно ли встретить такую комбинацию приборов на обычном автомобиле? |
|
Ручки газа чем-то похожи на авиационные. А вот рычаги сцепления снизу — точь-в-точь как на легковушках |
|
Выход из салона специфичный, похожий на люк БТРа |
|
Хорошо видны прикрепленные к навесным бортовым секциям ресиверы, к которым, в свою очередь, крепится гибкое ограждение-«юбка» |
|
По сравнению с «Хивусом» «Аллигатор» выглядит серьезнее и элегантнее |
|
Пассажиры чувствуют себя так же, как и в салоне микроавтобуса. Спасательные жилеты — своего рода «замена» подушкам безопасности |
У кого-то прогулка на СВП вызывает сравнения с движением по льду на совершенно «лысой» резине (возможно, был опыт). А вот у меня возникли ассоциации с... компьютерной игрой-авторалли, в которой мне удается управлять машиной, только наблюдая за ней сзади-сверху. С «точки зрения» водителя управление невозможно — жмешь на клавиши поворота, машина «воротит нос» в нужную сторону, но продолжает движение по первоначальной траектории. «Аллигатор» ведет себя почти так же. Хочешь повернуть — крутишь руль — катер поворачивает куда надо, но продолжает скользить боком в первоначальном направлении. И далеко не сразу вектор тяги винтов пересиливает инерцию. А ведь еще и на ветер поправку делать необходимо: встречный может заметно снизить максимальную скорость, а боковой будет «толкать» катер в сторону.Что интересно, пассажир спереди еще как-то видит и чувствует рыскания катера, а вот остальные, наблюдая за пейзажем через боковые окна, перестают замечать их. Им вообще подобные нюансы безразличны. Все они сидят в удобных креслах — практически таких же, как в междугородных автобусах. К шуму привыкаешь быстро. К небольшой вибрации тоже. Тряски при движении нет вообще: даже при преодолении небольших ледяных торосов или снежных переметов катер, в лучшем случае, слегка качнется — в нем даже газовый баллон не закреплен!
Как управлять «Аллигатором»? В теории все не так уж и сложно: есть два «ручника» сцепления, две педали, две ручки газа и один руль. Про сцепление мы уже говорили. Ручек газа — по числу двигателей. Руль тоже вопросов не вызывает. А вот педали нужны для изменения вектора тяги винтов: отпущенные дают ход вперед, нажатые наполовину — нейтраль, а полностью выжатые обеспечивают реверс. Причем винты запросто можно заставить работать «враздрай» — при маневрах в ограниченном пространстве свойство неоценимое. Вот только педали далеко не каждый мужик и далеко не сразу может выжать до конца — усилие на них ого-го!
Синхронно орудовать рычагами газа несложно. Научиться крутить руль с опережением тоже легко. Причем, если не увлекаться рулением и применять аккуратные предупредительные подруливания, курсовые рыскания судна можно свести к минимуму (с ростом скорости управлять катером становится легче). Но поворачивать не так-то просто: это только в компьютерных играх или реальных автогонках можно играючи поставить машину боком и проходить поворот в заносе. А «Аллигатор» одинаково легко скользит в любом направлении. Тот же «Хивус» находится в более выигрышном положении — он хоть немного цепляется за лед или воду своими скегами и прямую держит уверенней.
Еще сложнее остановиться в нужном месте и с нужной ориентацией. Просто сбавить газ нельзя: СВП «плюхнется» на лед или воду (а то и на песок или асфальт!) еще до того, как сбросит скорость. И при приземлении можно, во-первых, «одарить» пассажиров синяками (а после и самому «получить» от них), а во-вторых, запросто оторвать «юбку» и повредить ресиверы. Поэтому первое действие перед остановкой — выжим педалей. Вектор тяги винтов при этом становится нулевым или даже отрицательным (правда, с падением скорости управляемость также будет сходить на нет). И только когда скорость снизится до минимума, можно убрать газ, и катер мягко опустится на поверхность. Но без опыта «угадать», где произойдет остановка, невозможно. Свидетельства тому: несколько вмятин на привалочном брусе катера спереди и одна — на ограждающем кольце левого винта!
При остановке даже над водой можно не волноваться. «Аллигатор», как истинное земноводное, имеет положительную плавучесть, обеспечивающуюся не только остатком воздуха в ресиверах, но и корпусом-понтоном, поделенным на пять отсеков: форпик, пассажирский, топливный, нагнетательный и моторный. Все они (кроме нагнетательного) герметичны и даже повреждение одного из них не даст катеру затонуть.
Кроме герметичного корпуса, «Аллигатор» имеет еще несколько обязательных атрибутов корабля: по бокам рубки закреплены швартовые кнехты; на стойке-дуге — ходовые огни (слева красный, справа зеленый); в форпике, кроме пары аккумуляторов, положены становой якорь и швартовые канаты. А что вы хотели — СВП относится к водному транспорту. Конечно, «Аллигатор» может передвигаться даже над асфальтом, только маневренность у него при этом будет, как у скользящего по льду кирпича.
Зато в таком аппарате можно забыть о колдобинах на дороге и «лежачих полицейских»: судно способно с ходу преодолевать препятствия (торосы или иные уступы) до сорока сантиметров высотой (волнение допускается до полуметра). Правда, увлекаться не стоит: торчащие льдины могут порвать «юбку» и распороть ресиверы (экипаж «Хивуса», к примеру, всегда возит с собой запасной скег). Впрочем, и заштопать ресиверы можно едва ли не проволокой.
Скорость ветра, при которой разрешено эксплуатировать катер, не должна превышать 12 м/сек. Ну и, главное, максимальная скорость судна: над водой она равняется 72, а надо
льдом и все 90 км/ч! Правда, во время нашего заезда получилось развить только 64 км/час — помешал боковой ветерок, постоянно «корректирующий» наш курс.
Если честно, то расставаться с «Аллигатором» не хотелось — он «заглотил» меня своей неординарностью и универсальностью. Да, у катера есть недостатки — это и шумность, и огрехи в отделке пассажирского салона, и качество некоторых деталей (кстати, автомобильных!). Но все-таки «Аллигатор», на наш взгляд, привлекательнее любой другой амфибии. В нем вполне комфортно, тепло и уютно. Он обладает поистине уникальными возможностями и его интересно даже просто рассматривать, не говоря уже о возможности прокатиться.
Основные технические характеристики СВП «Аллигатор» |
Длина/ширина/высота (max), м |
8,5/3,65/2,5 |
Водоизмещение, порожнее/полное, кг |
2075 / 2850 |
Полезная нагрузка, кг |
690 |
Пассажировместимость (включая экипаж), чел. |
9 |
Автономность (на эксплуатационном режиме), час |
10-12 |
Макс. скорость на воде (штиль), км/ч |
75 |
Крейсерская скорость, км/ч |
45 |
Высота подушки средняя, м |
0,4 |
Мин. расход топлива, л/ч |
20-25 |
Двигатели (тип, модель) |
бензиновые, впрысковые, ВАЗ-2112 |
Мощность двигателей, л. с. |
2х80 |
Бензин |
АИ-91,92,95 |
Тип гибкого ограждения |
двухъярусное, с податливыми съемными элементами нижнем ярусе. |
Алексей СТЕПАНОВ
"Автомаркет + Спорт" №09 04.03.05
|