Опыт эксплуатации Subaru Leon
Реанимация "Леньки"
Несмотря на то что я в разное время владел такими автомобилями, как Nissan Cedric и Terrano, Toyota Corolla, Corona и Chaser, но написать хочется о Subaru Leon. «Опять», потому что уже один раз писал о нем, тем более, что в 2004 году автомобилю исполнилось 20 лет! И еще потому, что «Леон» по-прежнему находится в нашей семье.
Немного истории: полноприводный Subaru Leon с 1,8-литровым EA82, механической КП с двухлетней местной эксплуатацией был приобретен осенью 1996 года с пробегом на одометре 159 тысяч. С тех пор прошло восемь лет, прибавилось более ста тридцати тысяч километров. Конечно, не бог весть какой пробег за столько лет. Зато большинство из этих километров можно брать в пропорции один за три, а то и за пять — технологические дороги угольного разреза того стоят.
Так как все обслуживание сводилось к замене масла и фильтра в двигателе каждые пять тысяч километров, остальные узлы похвастаться вниманием на них не могут: в КП и заднем мосту смазка впервые была заменена в 2002 году, задних ступиц и приборов вообще не касалась рука человека. Поэтому когда в феврале 2004 года выдалось свободное время, было решено полностью перебрать автомобиль, а по результатам ремонта решить, что с ним делать дальше.
Конечно, главная деталь автомобиля — кузов, именно его состояние определяет как внешний вид, так и возможность дальнейшей эксплуатации. Внешность портили смятые пороги, уставшие от борьбы с бездорожьем, да потертая, еще родная краска, пострадавшая в первую очередь зимой.
Ржавчины обнаружил совсем немного. Частично пескоструйка съела покрытие задних колесных ниш, намертво приржавели болты крепящие низ передних крыльев к ребру порогов. Пришлось высверливать. Превратился в труху жестяной щиток, прикрывающий трубу, соединяющую заливную горловину и бензобак. Под ковровым покрытием пола ржавчины не было. В целях профилактики передние крылья, колесные арки, днище покрыл битумно-каучуковым антикором.
Двигатель из-за подсыхания сальников распредвалов потел маслом, и хотя утечка от смены до смены составляла не более полулитра, решил заменить не только их, но и остальные. Все шесть сальников на двигатель плюс еще один на хвостовик заднего моста обошлись в 2350 рублей и две недели ожидания. Попутно заменил оба ремня ГРМ, перебрал стартер, генератор, что сводилось к очистке от грязи да замене смазки.
Сейчас часто пишут о плохих бензинах, моментально уничтожающих свечи. У меня по-прежнему все свечи «родные», марки NGK BRE 527Y, причина долголетия, очевидно, в малой форсировке двигателя: всего 100 л. с. с 1,8 литра. Сейчас «полторашки» намного мощнее!
В выхлопной системе приказала долго жить труба, соединяющая приемные трубы с глушителем. Полагая, что даже если и удастся найти «родную» трубу, то она, скорее всего, окажется в предсмертном состоянии, я изготовил ее сам из подходящего материала: изогнул нужным образом да приварил родные флянцы. Конечно, эрзац-труба получилась несколько тяжелей оригинала, зато толщина ее стенок в 2,5 мм навевает мысли о том, что они запросто переживут автомобиль.
Феноменальную живучесть демонстрируют передние стойки: не выказывают свое состояние ни словом, ни делом — то есть не стучат, не текут, потребовалось лишь заменить пыльники. А так как стойки с гидроподъемом, попутно заменил в нем жидкость, залив ZIC Dexron III. Наверное, хуже не будет.
Зато в отличие от передних, задние стойки можно считать больным местом этой машины. Сколько удавалось общаться с владельцами Subaru Leon, а также когда обзванивал объявления о продаже «Ленек» по запчастям, ни разу не попадались машины с родными задними стойками. В основном ставят «волговские» или «восьмерочные», пружины тоже от «восьмерки», один раз видел Leon с амортизаторами и пружинами от Audi.
Мой Leon тоже не исключение, укороченные волговские амортизаторы были установлены сразу после покупки автомобиля, сейчас вышла из строя уже четвертая пара таких амортизаторов, единственным достоинством которых были доступность и дешевизна. К сожалению, на этот раз они ушли не одни, прихватив с собой сломавшуюся пополам пружину. Очередная попытка найти родные стойки окончилась неудачей, зато купил задние стойки от Honda Civic. Цивиковские пружины были практически идентичны родным, но навиты из прутка на 1 мм большего диаметра, что обещало немного увеличить жесткость подвески. Вместо волговских решил установить укороченные передние стойки от Mark II, обрезал цилиндры и штоки, приварил леоновские опорные чашки пружин. Новые стойки выглядели весьма внушительно, но еще при сборке было замечено, что усилие отбоя весьма велико, а вот при сжатии шток проваливался почти без усилий. Это открытие, конечно, мало обрадовало, но времени на переделку гидравлики уже не было, поэтому оставил все как было, в надежде, что жесткие пружины скомпенсируют недостатки амортизаторов.
КП Subaru — это главная передача привода передних колес, демультипликатор плюс раздатка, передающая момент на задние колеса, и все это в одном корпусе. Именно этот сложный агрегат пребывал в наилучшем состоянии: все сальники еще даже не потеют, масло чистое, без признаков металла, все передачи легко включаются, при движении в обычном режиме нема как рыба, конечно, если включить пониженный ряд и разогнаться, можно услышать легкое гудение. Хотя кому это придет в голову, ведь пониженный ряд не для спринтерских забегов. Все обслуживание свелось к замене масла.
На приводах передних колес заменил пыльники и смазку, пыльники ставлю от «Нивы», на год-полтора их хватает. Правда, на этот раз их хватило лишь на пару недель! Самое поразительное, что машина с места не сдвигалась! Не знаю, где и из чего они были сделаны, интересно, что снаружи они растрескались, а изнутри растаяли, стали на ощупь вроде холодца. Пришлось купить новые, продавец, торговавший запчастями для «Нивы», уверял в качестве своего товара, как оказалось, не обманул.
Вынув привода, ничего не остается как попутно поинтересоваться состоянием колесных подшипников, хотя их здоровье меня волновало меньше всего, ведь здесь установлены NSK6207, аналогичные нашим 6207. Видимо, стремление сделать простую и надежную машину объясняет любовь конструкторов Subaru Leon к простым однорядным шарикоподшипникам. Ведь даже хвостовик заднего моста установлен на них, а в переднеприводной версии «леньки» и в задних ступицах тоже устанавливаются они!
Из вышеописанного понятно, что у «вэдового» «Леона» задние колеса вращаются на общепринятых конических роликоподшипниках. И все бы ничего, да по причине разрыва сальника в правой ступице подшипники пришли в полную негодность. Особенно попортил настроение размер 58х32х18. Нужно было либо искать родные, либо предстояла сложная переделка под отечественные подходящего размера.
Так как кроме подшипников требовалась и крестовина карданного вала, отправился в Иркутск, но на разборках не было ни кардана, ни рычага с подшипниками. А ведь нашел, но не там, где искал! Зайдя в первый попавшийся магазинчик, приобрел новую крестовину GMB за 400 рублей! Ободренный поехал в ТЦ «Автоград» и без труда приобрел два подшипника KOYO по 300 руб. за штуку!
Стыдно признаться, но тормозную жидкость не менял ни разу! За что и поплатился: штуцеры для удаления воздуха ни в какую не хотели отворачиваться, и если три из них все же удалось отвернуть, зато последний, установленный на тормозном цилиндре заднего колеса, отломился. Попытка высверлить его ни к чему не привела, выручил приятель, тоже владелец Subaru Leon, у которого оказался требуемый цилиндр.
Наконец, все собрано, первый запуск, и первые неожиданности: горит вполнакала лампочка зарядки, а лампа аварийного давления масла загорается через минуту работы двигателя. С давлением разобрался быстро, видимо, при снятии или установке двигателя повредил датчик давления, тюкнув его обо что-то. Датчик у меня был, замена заняла минуту делов.
С генератором поступил также, благо имелся, как говорят, заведомо исправный. И хотя исправным он был семь лет назад, но что с ним могло сделаться, он ведь не работал, а лежал на полке.
Но и замена ничего не изменила, главное, что и при всех включенных потребителях тока и отключенном аккумуляторе двигатель работал. Может, неисправности в проводке? Провел еще один тест: установил свой генератор на Leon приятеля — стало ясно, что виноваты все-таки генераторы. Оказалось, что вышли из строя диоды, причем не сгорели, а развалились, но так как они связаны проводниками, все выглядело исправно, да и тестер неисправности не показывал. Зато когда попробовали потянуть за выводы диодов пинцетом, они стали попросту отваливаться.
Из трех имеющихся в наличии генераторов (двух субаровских и от Nissan Cedric) удалось собрать один исправный, причем три «цедриковских» диода по причине их огромной величины пришлось установить снаружи, впаяв в схему с помощью изолированного привода.
Наконец, начинаю ходовые испытания, хотя фактически требовалось опробовать новые задние стойки. При полной нагрузке на щебеночном тракте они вели себя просто отлично, бесшумно работали, машина отлично держала дорогу. Зато на волнистом проселке они начали то и дело срабатывать до упора, налицо явно недостаточное сопротивление гидравлики на сжатие. Subaru стала напоминать бывшую у меня когда-то Toyota Corona.
В связи с нехваткой времени пришлось мириться с этим недостатком, отложив переделку амортизаторов на зиму. Теперь почти после года эксплуатации можно сказать, что Leon не просто на ходу, а в отличном состоянии: двигатель запускается даже после длительных стоянок в неотапливаемом гараже, мощности вполне хватает, расход масла крайне незначителен (от смены до смены без доливки), выхлоп бесцветный, лампочка давления гаснет еще при первых оборотах двигателя. Расход топлива, учитывая условия эксплуатации, от 7 до 10 литров, в среднем 8-8,5 л. Считаю, это неплохой результат для полноприводного автомобиля, хотя в первую очередь все зависит от стиля езды.
Как видите, несмотря на почтенный возраст, Leon не превратился в «дрова», на которые больше работают, чем ездят. Поэтому вопрос о продаже снят, как говорил чудаковатый Момо в фильме «Вассаби» о своем древнем автомобиле: она без отказа, так зачем ее менять на другую?
Геннадий АНАНЬЕВ
Черемхово
"Автомаркет + Спорт" №09 04.03.05
|