Off - Road Camel Trophy Сибирь - USSR - 90
Приключение века.
15 лет назад по территории Иркутской области прошла экспедиция Camel Trophy Сибирь-USSR-90. Нашему постоянному автору Сергею Волкову довелось наблюдать ее непосредственно вблизи. Как и Camel Trophy Монголия-97, куда он был приглашен в качестве почетного гостя.
ЧТО ТАКОЕ CAMEL TROPHY
Легендарные внедорожные экспедиции Camel Trophy проходили с 1980 по 2000 год по самым экзотическим уголкам планеты. Тысячи желающих боролись на национальных отборочных соревнованиях за право участия в приключении. Каждое новое приключение проходило в новом месте — в высокогорных лесах Папуа Новой Гвинеи, тропических джунглях Трансамазонии, в сердце Африки или в безлюдных массивах Северной Австралии. Основной идеей первых проводимых экспедиций было совместное преодоление препятствий и прохождение сложного маршрута по бездорожью: только вместе, помогая друг другу, можно дойти до финиша.
В 1990 году Camel Trophy впервые был проведен в северном полушарии, да еще и в Сибири. Возможно, именно он дал толчок к началу джиперского движения в стране. 32 специально подготовленных внедорожника Land Rover Discovery (16 машин участников и 16 машин сопровождения) проехали от Братска до Иркутска.
Существует целая индустрия по производству спортивного снаряжения, видеопродукции, связанных с Camel Trophy. Небритые мужчины с рекламных плакатов просто-таки гармонируют с одеждой Camel Trophy Adventure Wear. Сначала фирменная одежда была цвета хаки, но сейчас в магазинах спортивной одежды, разработанной с учетом требований популярного автомобильного приключения, можно встретить всю гамму цветов. Сегодняшняя коллекция имеет две линии: Travel Equipment и Expedition Equipment. На Internet-аукционах выставляются трофеи российских участников международных соревнований Camel Trophy: лоты с подарочными автомобильными номерами, использованные во время Camel Trophy, фирменные значки членов команды и уже представляющие даже коллекционную ценность сами машины — ветераны легендарных экспедиций.
По условиям, на Camel Trophy не участвовали профессиональные гонщики. Никто из победителей не получал никаких денежных призов, основная движущая сила — дух искателей приключений, и единственная награда всем участникам: медная табличка с надписью на английском языке: «Ты сделал это», именем участника и подписями организаторов события. Чтобы добраться до финиша, командам приходилось помогать всему конвою. На приключении «Борнео-95» был введен специальный приз за сплоченность, ставший самым престижным. Лишь дружба, чувство товарищества и готовность каждого работать в команде позволяют конвою преодолевать сложности пути.
История Camel Trophy началась в 1980 году, когда три немецких экипажа на джипах Jeep Wrangler преодолели более 1000 миль по девственным лесам Трансамазонии в Бразилии. Пережив массу невероятных приключений, посредством телевидения и газет они стали знамениты на всю Европу. В 1981 году на маршрут в Суматре вышло уже пять Range Rover с немецкими экипажами, а финансовое обеспечение взяла на себя знаменитая табачная компания, выпускающая сигареты Camel. На следующий год в Папуа Новой Гвинее к приключениям присоединились голландцы, итальянцы и американцы, и событие обрело международный статус.
В первых экспедициях не было спортивных состязаний. Конвой из машин преодолевал немыслимое бездорожье, чтобы дойти до финиша вместе. В 1983 году в Заире (единственное приключение в Африке) пришлось преодолевать грязь по пояс при изнуряющей 45-градусной жаре. В амазонских джунглях в 1984 году из-за дождей участникам пришлось строить три 12-метровых моста из бревен. На Борнео в 1985 году из-за разбухших после дождей дорог, чтобы вызволить из грязи автомобили, пришлось вызывать вертолеты. Все эти приключения вызывали рост интереса к Camel Trophy, в том числе и со стороны телевидения.
С 1983 года соревнования стали проводиться на машинах Land Rover 90, а с 1987 года на турбодизельных Land Rover 110. Начиная с пробега Сибирь-USSR-90, приключение происходило на новых, специально оборудованных (усиленная подвеска, лебедка, вынесенный наверх воздухозаборник) Land Rover Discovery с 113-сильным турбодизелем. Благодаря этим экспедициям автомобили Land Rover приобрели имидж настоящих внедорожников.
СИБИРЬ — ЭТО ЗВУЧИТ
Экспедиция по Сибири, на волне интереса к перестройке, вызвала во всем мире повышенный интерес. Впервые за 10-летнюю историю Trophy в нем участвовало 16 команд, а количество журналистов превысило 300 человек. Символический старт пробега прошел на Красной площади в Москве, а затем самолетом Ан-124 «Руслан» из Лондона в Братск были доставлены 33 автомобиля. Второй самолет Ан-124 с продуктами и спиртным для фуршетов приземлился в Братске через 30 мин. Для посадки в Братске «Руслана» пришлось специально сносить двухэтажное здание рядом с рулежкой — самолеты с таким размахом крыльев до этого здесь не садились. Церемония старта прошла на переполненном городском стадионе. В одном из рекламных буклетов это событие было названо «1000 миль перестройки».
Организацией пробега в Иркутской области занималась Восточно-Сибирская ассоциация «Байкалит» и в первую очередь директор организационно-технической фирмы Анатолий Панцевич (ныне гендиректор «Toyota-центр Иркутск» и большой поклонник off-road). Мероприятие такого уровня впервые проводилось в России и вызывало многочисленные организационные трудности. Власти едва не поставили его под запрет, когда писатель В. Распутин заявил, что кощунственно священное имя Байкал связывать с рекламой американских сигарет. Подключились «зеленые», протестовавшие против пробега по Прибайкальскому национальному парку. По согласованию с областной администрацией мероприятие было срочно переименовано в «Camel Trophy Сибирь-90», а первоначальное название «Байкал» осталось только в статьях журналистов и изготовленных заранее значках.
Работы по подготовке проекта начались за год до старта. Официальная разведкоманда Camel Trophy после финиша приключения «Амазонка-89» на шести «боевых» машинах «пробила» маршрут, чтобы получить все необходимые разрешения, осмотреть альтернативные пути движения и решить все оргвопросы. Предполагалось, что маршрут пройдет вокруг Байкала по побережью, но оказалось, что это невозможно — на северном побережье просто нет условий для проезда машин. Было принято решение пробить маршрут от Братска через Лену на Байкал. Сначала разведку провели с двух вертолетов. Маршрут по долине Большой Речки через тайгу Прибайкальского национального парка с выходом на Иркутское водохранилище и по берегу Малого моря сложностей не представлял. Но вот решить, каким путем выйти с Лены на берег Малого моря, оказалось непросто. Автомобильной дороги здесь нет. После воздушной разведки был принят к разработке маршрут вверх по руслу реки Б. Тарель. Сверху тайга казалась непроницаемым ковром буйной зеленой растительности, напоминающей амазонские джунгли — никаких дорог здесь не было. При наземной разведке команде на шести машинах удалось пройти намеченным с воздуха маршрутом прямо по руслу реки. Один из организаторов Иан Чапмен, вернувшись в Лондон, заявил: «Там будут чрезвычайно труднопроходимые отрезки пути. Однако «Байкал-СССР-90» не будет таким бесконечным увязанием в грязи, как амазонская экспедиция. Поверхность будет самая разнообразная. Песок, хороший гравий, плохой гравий, пробеги через лес, каменистые участки пути и т. д.».
Разведка оказалась даже тяжелее самой экспедиции. Она проходила в конце июня — начале августа после летних дождей по разбухшим от грязи таежным дорогам. Одна из машин перевернулась. Двигались с постоянным использованием лебедок. В итоге, экспедицию решили провести в сухое время года: в конце мая — начале июня.
ОТ БРАТСКА ДО ИРКУТСКА
В конце мая 1990 года в Братск прибыл чартерный Ту-154 с участниками пробега. Ни разу ни до, ни после этого в нашей области не было одновременно столько иностранных журналистов. На предстартовом митинге на центральной площади Братска Анатолий Панцевич говорил: «Эта экспедиция обречена на успех. Это мировое событие стало самым заметным в начале перестройки в СССР». На официальной церемонии старта на переполненном братском стадионе были организованы показательные выступления машин и представление всех шестнадцати экипажей. Defender прошлись паровозиком в сцепленном состоянии по полю, продемонстрировали способность переезжать через толстые бревна и, наконец, под марш оркестра и рев трибун колонной ушли со стадиона.
По правилам соревнований каждый экипаж сам заботится о приготовлении еды и ночлеге. Все необходимое везут с собой в расчете на автономное существование. Еще в Англии машины были укомплектованы инструментом и продуктами, так что участникам оставалось только переложить свои личные вещи в приготовленные герметичные чемоданы «Пеликан» (8 на машину — по два на участника). На маршруте эти чемоданы можно было использовать как плавсредство, а однажды даже для преодоления канавы — подкладывая под колеса.
Не обошлось без казусов. За два дня до старта оказалось, что при погрузке в Германии были забыты весла для каноэ, за исключением одного комплекта. В авральном порядке на БЛПК взялись за изготовление весел. Оказалось, что для них нужна высушенная по специальной технологии древесина, которую после длительных поисков удалось найти только на мебельной фабрике. Весла делаются из клееной древесины и имеют сложную структуру, так как цельное дерево (массив) не обеспечивает необходимую прочность и геометрию. За сутки удалось найти мастера, способного изготовить по образцу 16 комплектов фирменных весел. Руководитель Camel Trophy И. Чапмен был просто поражен высоким качеством дубликатов и скоростью их изготовления.
На Братском водохранилище были организованы специальные двухдневные соревнования Special task по маршрутному прохождению дистанции на время, включавшие соревнования по снятию запасного колеса, перевозке его по навесной веревке через овраг и обратной установке на автомобиль, бег с напарником на 300 м с бревном на плечах, фигурное вождение между вешками. Другие «специальные таски» проводились в конце пробега на Малом море — соревнования по спортивному ориентированию, ночным гонкам по легенде и изматывающий заезд на надувных каноэ.
Между этими двумя Special task и прошли 10 главных дней Camel Trophy, когда конвой пробивался по таежным дорогам и по руслам сибирских рек к Байкалу. Поначалу, после паромной переправы на Братском водохранилище, трудностей было мало — грунт таежных дорог был твердым и конвой быстро набирал километры. Но на второй день пути начались сырые таежные дороги по заболоченной местности. Особенно тяжело пришлось конвою перед Качугом, в долине р. Эльда, где была сплошная грязь в сочетании с тучей комаров и мошки, атаковавших участников. Никакие импортные спецсредства от них не спасали — только отечественная «Дэта». Грязь размолачивалась колесами до глубокой колеи. Первые машины еще как-то внатяг могли пройти, но уже третья-четвертая машина садилась на раму. Особенно трудно приходилось тяжело груженным машинам поддержки. Машины буквально по 50 метров рывками на лебедках и человеко-силах протаскивались по глубокой колее, чтобы снова засесть в грязевой ловушке. Там, где было возможно, задние машины колонны объезжали разбитую колею прямо по лесу, заламывая бамперами молодые деревья. Подвеску не жалели — на скорости машины, подпрыгивая на ухабах, мощно падали в лужи, обильно разбрызгивая по сторонам грязь. Вскоре кузова и подвески начинали жалобно скрипеть. По маршруту оказалось множество полноводных бродов, которые могли преодолеть только машины с выведенным воздухозаборником — вода полностью скрывала колеса и заливала ветровое стекло. Для видеосъемки эффектной стала переправа через Лену, когда колонна с зажженными фарами вброд пересекала широкую реку. На стоянке, на берегу Лены японская команда поймала на спиннинг большого тайменя.
После Качуга, когда дороги кончились, при подъеме вверх по руслу реки Б. Тарель машина с английским экипажем полностью нырнула в воду. Все отснятые видеокассеты были испорчены. Подъем по руслу реки Б. Тарель до водораздельного перевала перед Байкалом изобилует глубокими бродами. На перевале вдруг оказались ледяные участки.
Со времени проведения экспедиции Camel Trophy больше никто не прошел по этому маршруту. Осенью 2004 г. мы предприняли подобную попытку, поднявшись на перевал со стороны Замы от Байкала, но безуспешно — раскисшая дорога и выпавший снег сделали дорогу непроходимой. Зато на перевале оказался приличный кедровник!
На Малом море на берегу залива Мухор были организованы еще одни «парадные» «специальные задания» — на глазах привезенных из Иркутска журналистов.
В ходе тасок участники испытывали свое мастерство вождения, физическую выносливость и способность находить дорогу. Как-то незаметно рекламная составляющая оттеснила на второй план концепцию мужского автопробега по бездорожью. И тут организаторы объявили о гонках на двухместных надувных каноэ: нужно собрать и накачать лодку, доплыть до острова и, обогнув его, вернуться на берег. После финиша многие участники просто падали от изнеможения.
На финише в Большой Речке для журналистов были организованы еще одни специальные задания для эффектной демонстрации возможностей машин по преодолению глубоких водных препятствий. Но по непонятным причинам они были смазаны выступлением «зеленых» и предписанием Прибайкальского Национального парка по приостановке соревнований (маршрут гонок был проложен, якобы, по руслу нерестовой реки — на самом деле из нее брался гравий). Дети с плакатами «Stop Camel Trophy», «Для БЦБК Байкал — лоханка для слива сточных вод, для Камэл Трофи — реклама для сбыта вредной продукции яда никотина», «Святой Байкал — не место для рекламы фирмы, наживающейся на здоровье» не могли даже объяснить журналистам, против чего они протестуют, а их появление рядом с дымящейся поселковой, километровой безобразной свалкой было вообще неуместным.
Но этот небольшой инцидент никак не повлиял на праздничное настроение финиша с традиционным шампанским и шуточным купанием участников пробега в парадной одежде в ангарской воде. Весело и эффектно! Вообще, всегда и везде организаторы старались продумать работу прессы и сценарий события. Кульминацией финиша стал «мальчишник» — заключительный эмоциональный банкет в ресторане «Интурист» для участников, прессы и приглашенных. На сервированных столах лежали традиционные металлические таблички каждому участнику с надписью на английском языке: «Ты сделал это!».
CAMEL TROPHY
БУДЕТ ЖИТЬ!
Старт экспедиции Camel Trophy-97 в мае в Монголии был дан осенью 1996 года, когда в российский оргкомитет Camel Trophy поступили 8250 заявок от претендентов на участие в экспедиции. Региональные отборы проводились в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве и включали: тест в беге на 3200 м, собеседование на английском языке и вождение автомобиля. В финальной части 32 человека в начале декабря собрались на трехдневные испытания в Сочи.
Идеология мужского приключения исходила от руководителя Camel Trophy Иана Чапмена, но после его ухода резко изменилась. В 1997 году к соревнованию стали допускаться женщины, а количество специальных заданий превысило экспедиционную составляющую, что превратило Camel Trophy в спортивное многоборье с использованием каноэ, велосипедов и элементов спортивного ориентирования на местности. Машины отошли на второй план, став лишь средством доставки от одного спортивного мероприятия к другому.
Переломным стали соревнования «Монголия-97», впервые собравшие команды из 20 стран. Также впервые не стало единого конвоя и преодоления препятствий общими усилиями, команды были вольны в выборе маршрута передвижения до условных пунктов сбора и в выборе попутчиков. Требовалось только прийти к определенному времени в пункт сбора. Только один раз, по инициативе всех участников на последнем этапе перед Каракорумом, ностальгия по командному духу взяла верх, и все команды договорились ехать вместе — как это было всегда на Camel Trophy. От продвижения табачной продукции марки «Camel» организаторы соревнований отказались, объявив соревнования зоной, свободной от никотина. Рекламная стратегия предполагала продвижение спортивной одежды и снаряжения, поэтому приоритетным стали состязания с демонстрацией туристического снаряжения (в Монголии их количество увеличилось до 80), а не прохождение маршрута.
Такого количества специальных спортивных заданий никогда не было на Camel Trophy — появились даже профессиональные спортсмены, например, чемпион Англии по горным велосипедным гонкам и чемпион Италии по ориентированию. В команды было разрешено включать женщин, которые были в пяти командах (Япония, Голландия, Марокко, Швеция и Англия). Полушутливые соревнования прошлых Camel Trophy (к примеру, кто быстрее разрубит бревно) сменились профессиональными соревнованиями по ориентированию с секундомером. Все эти новшества практически лишили мероприятие духа приключений и превратили его в спортивное многоборье, сильно напоминающее широко известную у нас ранее пионерскую игру «Зарница» и сдачу норм ГТО. Для перевозки многочисленного спортивного снаряжения (горный велосипед, каяк и т. д.) был сконструирован специальный багажник, что в итоге подняло центр тяжести машины вверх и стало причиной переворотов трех джипов. Японская фирма Sony раздала всем экипажам цифровые видеокамеры и объявила конкурс на лучший видеофильм. Значительно увеличилось количество обслуживающего персонала, но уменьшилось количество журналистов. Теперь от каждой страны аккредитовывались только два журналиста, что резко уменьшило резонанс от Trophy. Даже от традиционных металлических табличек, на которых выбивалось имя участника и надпись «Ты сделал это», организаторы Camel Trophy Монголия-97 отказались.
Все это привело к исчезновению в соревнованиях знаменитого командного духа, и как следствие, в 1999 году производители Land Rover отказались предоставлять машины для Camel Trophy. В 2000 г. Camel Trophy переместился с суши на воду и прошел на острове Вавау в королевстве Тонга в Южной Океании на каноэ без автомобилей. Это было последнее приключение брэнда. Основным средством передвижения в последнем событии Camel Trophy стала жесткая надувная лодка Ribtec, изготовленная специально для Camel Trophy, а в специальных заданиях широко использовались парусные лодки, водные монолыжи, акваланги и даже альпинистское снаряжение. Но история Camel Trophy на этом не прекратилась.
Camel Trophy дал мощный толчок для развития внедорожных клубов в России. Среди тех, кто испытал ауру событий Camel Trophy, основатели московского клуба 4х4, организаторы ежегодной Гобийской экспедиции иркутян «От Байкала до Гоби». В 2004 году состоялась 8-я Гобийская экспедиция, количество пройденных километров по Монголии превысило 50000 км, а в составе предыдущих экспедиций принимали участие граждане Швейцарии, Австрии, Италии и Литвы. По инициативе российских участников Camel Trophy-91, в 1992 году в Москве родился Russian Off-road center, известный сейчас как «Клуб 4х4».
С 1993 года в известковом песчаном карьере под Звенигородом стали проводиться соревнования на внедорожниках, вызвавшие огромный интерес зрителей. С 1996 по 1999 год на Кольском полуострове стали проводиться «Арктик трофи».
Были и попытки организации крупных международных рейдов. Так, открытый международный Хаммер-рейд 1998 г. «С Востока на Запад» с регистрационным взносом участников в сумме $12490 с экипажа из трех человек и сопутствующим шоу с участием звезд российской эстрады так и не состоялся.
Национальная ассоциация трофи-клубов России, организованная в 2000 году в Москве, в 2004 г. успешно провела ралли-марафон «Алтай-Гималаи», установив при этом мировой рекорд по высотному подъему своим ходом автомобиля на маршруте движения в Китае. Во многих регионах стали проводиться различные мероприятия, не несущие спортивной направленности — к примеру, экспедиция из Челябинска к центру Монголии. Через Иркутск ежегодно проходит две-три заметных автоэкспедиции. Например, в 2001 году прошли семь китайских джипов. Этот рейд от Пекина до Москвы был приурочен к заседанию Олимпийского комитета и Олимпийским играм 2008 г. в Пекине.
И, наконец, главная новость для всех истинных джиперов. Компания Land Rover объявляет о новом всемирном приключенческом проекте, пришедшем на смену почившему в 2000 году Camel Trophy под названием Land Rover G4 Challenge (подробности на официальном
сайте www.landroverG4challenge.com). G4 Challenge в 2005 году пройдет в Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Старт состоится в Бангкоке, а финиширует G4 в горах Боливии. Теперь машины и форма спортсменов будут красного цвета.
Добавим, что очередная 9-я Гобийская экспедиция на внедорожниках от Байкала до Гоби планируется в августе 2005 г. Открыт прием заявок на участие. Подробности будут выставлены на сайте www.baikal.irkutsk.ru /Раздел «Гобийская экспедиция»/.
Сергей ВОЛКОВ
"Автомаркет + Спорт" №19 13.05.05
|