Длительный тест Toyota Estima
Минивэн повышенной проходимости
В июне 2003 года, продав верой и правдой служившую мне 14 месяцев 11-летнюю Carina, я с другом направился во Владивосток за следующим своим автомобилем. В идеале хотелось пригнать две машины: одну — себе, вторую для продажи. Заманчивые перспективы окупить все расходы, связанные с данной поездкой, говорили за этот вариант. Прогноз был следующим: мне — свежую Toyota Estima, Ipsum без пробега или внедорожник типа Surf, но в годах, а на продажу — любой легковой Nissan или Toyota малого класса. Второй вариант: одна машина, но хорошая, основательная, свежего года выпуска, естественно, для себя, марки Toyota.
Покупка
Проходя по трижды утюженным накануне рядам «Зеленого угла», напарник вдруг обратил мое внимание на одну из Estima, явно к продаже пока не готовую. Грязная машина, со следами морской пены и, по всей видимости, еще японской грязи, светло-серебристая Estima-Emina имела бензиновый 2,4-литровый двигатель 2ТZ-FE, светлый «Х»-салон, два люка в крыше — один электрический, второй — с ручным приводом над головой водителя. Продавец лениво бросил: «Шесть восемьсот», что вполне меня устраивало. После поверхностного осмотра машины были обнаружены два серьезных «косячка»: явно слабые передние стойки и небольшие повреждения панелей передних дверей в салоне. После короткого торга цена снизилась до 6500 условных единиц. Быстро покончив с оформлением, приобрели два комплекта зимних покрышек на дисках. Я — для ставшей теперь моей машины, а напарник — для грузовичка Nissan Vanette, оба комплекта зимние. Автобус был «обут» в прекрасную летнюю резину (забегая вперед, скажу, что хватило ее на два лета).
Перегон
Часов в пять вечера, искупавшись в теплой и горько-соленой морской воде, отправились в путь, рассчитывая утром быть в Хабаровске. В Спасске, на стационарном посту, часов в девять вечера, произошла первая не очень приятная встреча с работниками ГИБДД. Останавливали всех перегонщиков — полный досмотр и слишком много вопросов. В девятом часу утра, миновав Хабаровск, отдал руль своему сменщику.
Хороший асфальт располагал к быстрому передвижению. Скорость — 120-140 км/ч и переносные знаки «30» и «40», на одном из которых попались и мы. За четырехкратное превышение скорости расплатились двумя купюрами достоинством 100 рублей с совершенно лысым прапорщиком лет пятидесяти в очках, видимо, поправлявшим семейный бюджет в теплый субботний денек.
После Биробиджана асфальтовая дорога кончилась, и начались знаменитые гравийки-пыльники. При осмотре машины я обнаружил, что правая стойка погибла, потеряв всю жидкость, левая потекла, но еще держалась. Машину из-за этого стало все сильнее раскачивать в продольном направлении. Скорость, естественно, пришлось снизить, и от перегонщиков мы явно отставали. По гравийной дороге еще можно было ехать, а вот глубокие ямы доставляли немало хлопот. Передняя подвеска проваливалась до отбойников, а когда они лопнули, пустые амортизаторы начали стучать прямо по опорам. Так начался самый тяжелый отрезок нашего путешествия — строящийся участок трассы Чита—Хабаровск. А дело было, напомню, в 2003 году, тогда скоростных участков на той дороге было всего ничего, а вот скальных пород после взрывных работ и прохода мощных бульдозеров под колесами моей машины прошло немало.
|
Дальнейший путь до Читы стал настоящим приключением. Двое суток и более тысячи километров стройки, дикая природа Забайкалья, сотни строящихся мостиков, броды через ручейки и речки. С бензином проблем не было на всем протяжении трассы, а вот придорожный сервис отсутствовал почти полностью. Шиномонтажные мастерские здесь можно пересчитать по пальцам одной руки, а проблема пробитых колес, учитывая качество дороги, весьма актуальна. Погода на всем маршруте была сухой и жаркой, очень располагала к купанию в холодной воде таежных речек, которые мы пересекали. Только в Читинской области, где-то в районе Шилки, пошел дождь, там же мы имели первый и единственный прокол колеса. Сначала думал решить проблему просто: поставить литой диск с зимней покрышкой и ехать дальше, но к своему ужасу при примерке диска обнаружил небольшое несоответствие размеров отверстий диска и шпилек ступицы. Когда эту проблему решили с помощью напильника, выяснилось, что стандартным баллонным ключом литой диск не закрепить. В этой ситуации приятно вспоминать многочисленных перегонщиков, что бы про них ни говорили, барыги, мол, рвачи и пакостники, однако почти каждая проезжающая колонна останавливалась у стоящей на домкрате машины с вопросом, не нужна ли помощь, хотя мы, в общем-то, не «голосовали». Баллонника под литье ни у кого не было, пришлось ставить докатку-«банан», на которой «дохромали» 50 километров до Шилки, где была шиномонтажная мастерская. Конечно, бескамерные колеса там не ремонтировали, и, с трудом найдя в единственном, кажется, автомобильном магазине городка подходящую по размеру камеру, мы вернулись в мастерскую, где нам и выполнили ремонт.
Километров за 200 до Читы снова появился асфальт и первые признаки цивилизации — встречное движение, закусочные и более-менее цивилизованные АЗС. Читу обошли по объездной утром четвертого дня пути. Часов в десять вечера проехали Улан-Удэ, а это уже, можно сказать, дома.
Потерями от перегона были два амортизатора вместе с опорами, приговоренные мной еще во Владивостоке, пробитое колесо (прошло потом еще тридцать тысяч километров) и шесть тысяч рублей на бензин и обеды в редких придорожных кафешках. Амортизаторы KYB вместе с опорами были установлены еще до постановки машины на учет в ГАИ — в первую неделю после приезда.
Конечно, сразу хотелось испытать машину в дальнем путешествии и, забрав детей из летнего лагеря, прихватив также и жену, поехали к моим родителям в Омск. Трансформации салона позволяли двум взрослым и двум детям свободно размещаться на ночлег в машине. Мы были абсолютно независимы от гостиниц и кемпингов, останавливаясь на ночлег там, где хочется. Кондиционеры здорово помогали в жару, особенно в городских пробках, которые неизбежны при проезде через Новосибирск. А потом были поездки на природу в Тункинскую долину, туры в Улан-Удэ и Бабушкин. В общем, за первое лето к пробегу машины прибавилось почти двадцать тысяч километров. Расход топлива по трассе составлял 10-11 литров на 100 км при размеренной езде со скоростью 120-140 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости неизбежно увлекало вниз стрелку указателя топлива в баке. По городу расход доходил до 14-15 литров, что для почти двухтонной машины считаю нормальным.
Двигатель
2 TZ-FE сбалансирован идеально и бесшумен в работе при 4-х цилиндрах и 2,5 литрах рабочего объема выдает всего 135 л.с., но их достаточно, чтобы разогнать машину до 170 км/ч (разгонял, причем не под гору!). Тяга движка тракторная, везет тяжелую машину почти одинаково, независимо от загрузки салона. Привод ГРМ — цепь. Расход масла между заменами (через 10000 км) по щупу визуально отсутствует. Масло использовал Petrol-Canada 5W30, полусинтетику, по совету специалистов «Кузьмихи-сервис». Фильтры — только оригинал, купленные в магазине той же «Кузьмихи». Запуск в любое время года без проблем, хотя сильно машину не «вымораживал», все-таки гараж есть. Тысяч через сорок местного пробега, после отключения аккумуляторной батареи, стали плавать обороты двигателя при прогреве, а еще примерно через тысячу километров наблюдалось падение холостых оборотов до 200-300 об./мин. Двигатель бился в конвульсиях, но упорно не глох. Я решил, что умер датчик расхода воздуха, собирался уже ехать на диагностику, но через некоторое время все нормализовалось. Субъективно, к 60-й тысяче местного пробега, возрос расход топлива за 100 км примерно на литр, возможно, это связано еще и с тем, что в последнее время использую только 92-й бензин.
Единственным поводом для вскрытия полов и изучения внешнего вида двигателя стала утечка масла по клапанной крышке. Снял последнюю, смазал герметиком соприкасающиеся поверхности, устранил, таким образом, утечку. Свечи двигателя не выкручивал и не смотрел ни разу, хотя не помешало бы.
Трансмиссия
КП четырехступенчатая, простая и надежная коробка, используемая на Mark II, Crown и Cresta, некоторых внедорожниках и микроавтобусах. Масло для АКП марки Castrol заменил с промывкой при поездке в Омск, ушло 16 (!) литров. Замечаний и аномальной работы КП в процессе эксплуатации не возникало, хотя позволял себе и длительную буксовку на дачных заснеженных дорогах, буксировал автомобили, в том числе и УАЗ. А вот карданный вал пришлось ремонтировать дважды. Крестовины начали позвякивать почти сразу после перегона из Владивостока, а осенью, после активной езды по бездорожью с многочисленными пробуксовками, появился опасный люфт, и пришлось менять задние крестовины. Замену проводил самостоятельно, с опытным, но не совсем трезвым напарником, что, естественно, сказалось на качестве соединения, хватило примерно на 10000 км. Вторая замена крестовины прошла более успешно, поскольку производилась руками квалифицированных слесарей, с проверкой геометрии. До сих пор (а прошла машина после этого уже более 20 тысяч) карданный вал в порядке. Больше никаких работ по коробке и механизму трансмиссии не проводилось.
Подвеска, ходовая часть, самая проблемная в машине, поначалу не вызывала нареканий. После замены опор, а также передних и задних амортизаторов, машина стала жестковатой на ход, но управляемой и вполне предсказуемой даже при прохождении «ступняка». Кроме того, исчезли все стуки в подвеске. После нескольких поездок с семью взрослыми мужиками в салоне понял, что нужно что-то делать с задними пружинами. Езда с загрузкой всех сидячих мест проходила практически на «отбойниках», даже при поездках впятером задние пружины явно не справлялись, и глубокие ямы сильным стуком об отбойники отдавали по всему салону и телам пассажиров.
Решение проблемы пришло неожиданно. Как-то раз, возвращаясь из дальней поездки, остановился передохнуть на дорожной развилке, где ангарская объездная соединяется с федеральной трассой. У местной закусочной стояли перегонщики, один из них поинтересовался моей Estima. Из разговора выяснилось, что сам он из Красноярска, там у него такая же Estima. Поделился проблемами и опытом эксплуатации: замучила передняя подвеска, гремит, ничего поделать не может, все поменял, кроме амортизаторов. Я искренне посоветовал ему заменить амортизаторы, поставить KYB, как у меня (замечаний к ним реально не было, и нет до сих пор). Я, в свою очередь, посетовал на свою беду. Ничего, говорю, с задней подвеской сделать не могу, пробивает ее. Подсказанное им решение было просто потрясающим: «Да, — говорит, — купи пару передних пружин от «Нивы», подходят один в один, а характеристики совсем другие, в самый раз для наших дорог и тяжелых задниц пассажиров».
Не теряя времени, заехал по пути домой в «Автоград», приобрел пару указанных выше пружин за 600 рублей и в этот же вечер произвел замену. Результат был великолепен. Машина стала жестче, и теперь уже с полной загрузкой мест я не притормаживал на каждой ямке, чтобы не повредить копчики несчастным пассажирам задних кресел.
Примерно тысяч через двадцать негромко застучало что-то в передней подвеске. Снял стабилизаторы (т.н. линки), стук не исчез, затем заменил рулевые тяги, хотя родные, в общем, были в хорошем состоянии. Затем подошла очередь опор амортизаторов. Только после их замены стук прекратился. Оказывается, источником противного звука были подшипники этих самых опор, а так как чашки опор этой машины находятся не под капотом, как в большинстве легковых машин, а в салоне, то, соответственно, звук этот у меня был намного громче. Заодно заменил резинки стабилизатора поперечной устойчивости. Подвеска стала более упругой, стуки прекратились.
Дорожный просвет позволял заезжать на машине во все привычные для нашей семьи места отдыха. Однажды пришлось попасть на проселочную дорогу на Ipsum одного очень хорошего человека. Он по доброте душевной доверил нам свой автомобиль для срочной поездки в чрезвычайной ситуации. Тогда я действительно оценил качества Ipsum по достоинству и понял преимущества своей Estima. Его выступающие снизу части не пропустили ни одну неровность, ни один дорожный камень, который случайно оказывался внутри колеи. Ехали, в общем, буквально на брюхе. В тот день я повредил бензопровод этого популярнейшего в Иркутске минивэна, оторвал переднюю защиту двигателя и датчик уровня топлива. Вот пример полной неприспособленности авто к нашим дорожным условиям, и замечательно, что я не стал обладателем такой машины. Понятно, что сдуру можно любой автомобиль изувечить, но дорога та была не самая убитая, а загрузка автомобиля — всего два человека.
Электрооборудование
Сгорел предохранитель системы регулировки зеркал и часов после того, как сын залил эту кнопку соком. После года эксплуатации перестал работать обогрев заднего стекла. Пока не искал причину, да и стекло, в общем-то, летом не потеет, а зимой, когда задняя дверь вместе со стеклом постоянно покрыта толстым слоем
льда со снегом, пользуюсь боковыми зеркалами. Зимой иногда подводил стартер, отзываясь на поворот ключа в замке зажигания звонкими щелчками, запуская двигатель с четвертой-пятой попытки, с наступлением тепла неисправность не проявляется, но надо было бы снять его для ревизии. Все остальное оборудование работает без замечаний. Телевизор работал полгода, после чего на синем фоне появилась большая надпись Warning — пока не доходят руки отключить эту блокировку.
Кузов. Эргономика
Один из самых вместительных в данном классе. Позволяет легко путешествовать семьей из четырех человек, а на близкие расстояния используется для активного отдыха на природе. Три велосипеда (в разобранном состоянии), походный столик, палатка, мангал для шашлыка, газовая печка, спальные мешки на всех, масса других полезных и не очень вещей и еще пять человек, включая водителя — сколько всего вмещается в объемный салон Estima! Попробуй-ка, залезь вчетвером в какой-нибудь Ipsum, вместе с тремя «великами»! А памятная осенняя ночь в районе Самарты на высокогорном озере Ильчир, когда дождь намочил буквально все и всех, грозя испортить впечатления от поездки. Тогда дети в салоне машины, убрав задние сиденья, сидя на полу, развлекали себя игрой в подкидного «дурака», не мешая при этом двум взрослым дремать впереди. Кроме отдыха на природе, автомобиль часто использовался для более прозаических целей: перевозки крупногабаритных вещей, мебели и строительных материалов. Его вместительный салон оказался приспособлен для перевозки материалов из Иркутска для ремонта квартиры. Половое покрытие длиной более 3-х метров аккуратно легло между передним стеклом и задней дверью, правда, гипсокартон пришлось резать в магазине, чтобы поставить его по длине в салон, но любой профиль и двери входили без всяких обрезок. Также и два шкафа-купе, перевезенные из Шелехова за один прием все в том же салоне. Еще был кухонный гарнитур, который при этом оставил место и для пассажиров. Количество перевезенных телевизоров, стиральных машин и электрических печек моих знакомых давно перевалило за десяток. В общем, практичности в размерах кузова и вариантах трансформации салона машине не занимать.
Если говорить о дизайне, то, несомненно, Estima еще и один из самых красивых в классе. Кузов яйцеобразной обтекаемой формы, на мой взгляд, не устарел до сих пор. Современные, образца 1999-2000 года, модные нынче технологические уроды вроде Toyota Opa или Nissan Cube отдыхают. Их, похоже, создавал компьютер, которому мама перед сном в детстве не читала сказок.
Удобство входа-выхода выше всяких похвал. Рост водителя — без ограничений, для пассажиров салона посложнее, все-таки пол высоковат, это один из самых больших недостатков среднемоторной компоновки автомобиля. Вход и выход в ту же Honda SW или Toyota Noah для пассажиров удобнее. Водителю за рулем просто великолепно, обзор отличный, ощущение превосходства над всей легковой суетой под ногами, как в городском автобусе или большом внедорожнике.
Отопление и кондиционеры работают отлично. Эксплуатация от +40 до -40 градусов позволяет поддерживать комфортную температуру в салоне. Одна печка вполне справляется. Кондиционера хватило бы и одного, но второй оказался не лишним, особенно в летних пробках больших городов.
Итоги пока подводить рано, машина эксплуатируется, но преимущества и недостатки за два года себя показали. Итак, несомненные преимущества автомобиля: большая вместимость, комфорт салона, неприхотливость двигателя и КП, достаточно большой дорожный просвет, эффектная внешность.
Недостатков всего два — высокий расход топлива и слабая передняя подвеска. Возможно, для кого-то они покажутся значительными. Опять же много или мало 11 литров на 100 км по трассе и 14 в городе для машины весом более 2-х тонн?
А вообще, это первый автомобиль, «задержавшийся» у меня более одного года, по счету седьмой.
Не буду продавать. Ремонт в квартире еще не закончен, мебель вся необходимая не куплена, опять же лето впереди, так что будем ездить.
С уважением,
Егор КОТОВ,
Слюдянка
"Автомаркет + Спорт" №21 27.05.05
|