Опыт эксплуатации Toyota TownAce
Мой "городской ас"
Об этом заслуженном микроавтобусе мы уже публиковали статью в 2000 году. Тогда автобус прожил в Иркутске около 5 лет, в том числе у последнего и нынешнего (трепетно его любящего) хозяина почти 4 года. Сейчас автомобиль в Иркутске уже 10 лет, соответственно у последнего хозяина он уже 9 лет. А ведь это автомобиль 1985 года выпуска — в сентябре 2005 года ему исполняется 20 лет! За истекшее с момента написания предыдущей статьи время наш герой один раз попал в аварию, которая, к счастью, не закончилась «летальным исходом». Сейчас он, на взгляд хозяина, стал даже бодрее, чем в самом начале своей иркутской жизни. Дело в том, что он пережил два ремонта: кузовной (как следствие аварии) и капитальный ремонт двигателя (как следствие естественного износа деталей). Два ремонта подвергли все системы машины детальной ревизии, в результате которой были выявлены некоторые слабые места, которые и потребовали соответствующего лечения. Вообще-то хозяин этой машины минималист по натуре. Все делает в рамках необходимого минимума, и не больше. К машине он относится, как к табуретке: стоит, не шатается, и ладно. Выполняла бы свое функциональное назначение, а прочее — от лукавого.
Технические данные Toyota TownAce |
Кузов YR20 — пассажирский семиместный трансформируемый; двигатель 2Y-C(U), 1,8 л, бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый; привод на задние колеса; год выпуска 1985. Трансмиссия гидромеханическая. Топливо — Аи-92. Расход топлива — 14 в городе, 10 — по трассе. Клиренс под картером АКП — 21 см (поднят, «родной» клиренс был 17,5 см). |
Теперь о жизни автобуса в последние годы. Нынешним владельцем он был куплен у другого иркутянина в 1996 году. К этому времени машина по одометру прошла немногим больше 100 тыс. км. Со слов предыдущего владельца было известно, что у него машина прошла всего 10 тыс. км за год. После машина прошла за 9 лет более 80 тыс. км. Несмотря на то что это расстояние в два раза больше экватора, очевидно, что эксплуатация была не слишком интенсивной — только семейные прогулки по выходным дням и небольшие путешествия в отпуске, в среднем около 10 тыс. км в год. По мере приближения показаний одометра к 200 тыс. км постепенно нарастали симптомы износа двигателя: цепь привода ГРМ шумит (а сразу после запуска вообще звонко бренчит), «гидротолкатели» клапанов стучат, расход масла увеличился при поездках по трассе до 200 граммов на 500 км (например, в Аршан съездил — доливай стакан масла), расход топлива в городе до 18 литров. Все это привело «папу Тауна» к грустным мыслям о необходимости капитального ремонта двигателя.
Тут «как раз» и авария «подошла». Скользящий встречный удар «Жигулями» в левый передний угол. Водитель «Тауна» успел принять вправо и полностью остановиться, заметив врага на встречной, но враг был настойчив и все же ударил «в лицо». Водитель был пристегнут, но, как ни странно, кивок головой был такой (на месте!), что пришлось разбить нос и очки о рулевое колесо. Левый лонжерон смялся, но в передней зоне — до передней подвески, у «Тауна» длинная «морда», что очень полезно при лобовых авариях. Даже двигатель не пострадал. Из оборудования вышли из строя радиаторы печки и кондиционера. Ну и как обычно — оптика, крыло, капот, бампер. При ударе в такие машины как «Таун» таких машин как «Жига» последние стремятся «зарыться» под автобус. Поэтому его лобовое стекло осталось полностью целым.
Заметим, что вообще важно осознать принцип — чем машина выше, тем безопаснее. Помнится, была как-то страшная авария на площади Кирова несколько лет назад — в «Таун» с народом врезалась «Волга» ГАЗ-24 тоже с народом. В результате в «Волге» погибли люди, а у пассажиров «Тауна» были только ушибы. Ну, а нашему автобусу сначала пришлось делать кузовной ремонт, а не капитальный, возрождать из пепла радиатор печки, так как найти готовый не удалось. Радиатор кондиционера весьма успешно выкинули на мусорку — у нас не Африка... Когда машина поехала, выяснилось, что сломан левый амортизатор. В результате ревизии пришли к выводу — на всякий случай обновить всю переднюю подвеску: четыре шаровые и амортизаторы. Рычаги у «Тауна», как известно, «неубиваемые» — такие же, как на внедорожнике Surf (двойные поперечные).
Когда последствия аварии были преодолены, настало время капитального ремонта двигателя. По совету друзей, за этим хозяин «Тауна» обратился к довольно известному в Иркутске мастеру Юре. Фамилия его нам не известна, можем только сказать, что в то время он работал в старом боксе на улице Кожзаводской, рядом с «Гарант-авто». Юра предложил следующие условия: 8 тысяч за работу и примерно столько же на запчасти, с условием, что запчасти он покупает сам. Ну и «по ситуации». На запчастях, говорит, можно сильно сэкономить — раза в два, но он это не советует. Сказал, что вообще-то двигатель 2Y есть замечательное и крайне надежное творение японского гения и обычно ремонта требует малого, ну типа простых замен изношенных деталей, а совокупные пробеги выносит гигантские. Вот и я в Интернете читал, что у одного простого русского парня «Таун» с 2Y прошел более 500 тыс. км в качестве рабочего фургона. И ничего, еще жив! Срок работы, сказал Юра, 3-4 дня. Через день попросил заехать, чтобы ознакомиться с состоянием полностью разобранного мотора. Этот визит дал интересную для хозяина информацию: износ зеркала достаточно велик, нужно заново хонинговать гильзы, вкладыши еще хорошие — не меньше 100 тыс. км еще пройдут, ну и обычное на замену — цепь с натяжителем, гидротолкатели, кольца, колпачки, все прокладки, все сальники. Из-за хонингования, видимо, срок ремонта затянулся на 7 дней. Юра сказал, что возил блок на какой-то завод, вроде бы в Шелехов, где хороший мастер на хорошем станке хонингует. Несмотря на это, цену Юра не повысил. Хонингованный блок также показали хозяину, чтобы сам видел разницу. Впечатлило! В результате хозяин заплатил 16 тысяч и получил готовый, бодрый и молодой сердцем и душой «Таун» через неделю. Мастер сказал, что обкатываться гильзы и кольца будут 2,5 тыс. км, а после этого «Таун» уже «поедет». Но, по впечатлениям хозяина, «Таун» «поехал» сразу, а после 2,5 тысяч стал просто «летать». Ну и что в итоге «капиталки»? Масло не выгорает совсем, двигатель «шепчет», приемистость чуть ли не как у новой легковой, расход топлива вернулся к 14 в городе и 10 по трассе.
Конечно, тут сразу заметно «невооруженным глазом», что пресловутый Мастер Юра личность замечательная, именно с большой буквы Мастер. У этого человека четко связаны слово и дело, а это большая редкость, особенно в среде автомехаников. От людей мы узнали, что на самом деле Юра вообще уникальный человек — когда-то он был драматическим актером, но потом, чтобы укрепить материальное положение семьи в эпоху «разрушения империи», приобрел «крепкую мужскую профессию». Да, есть такая профессия — двигатели ремонтировать... Надеюсь, в дальнейшем «А+С» разыщет этого Мастера и возьмет у него подробное интервью...
В связи с эксплуатацией «Тауна» в последние годы были и еще некоторые интересные мелочи, о которых хотелось бы рассказать.
В частности, кроме хороших мастеров на свете, к сожалению, есть и плохие. Был такой эпизод, например. Для «Тауна» купили новые верхние шаровые, так как появился вертикальный люфт передних колес. И вообще в подвеске появился громкий скрип. Кроме этого загудел левый передний подшипник. На замену заехали в автосервис «Мастер» на Шевцова. Шаровые и подшипник там поменяли, но скрип (громкий!) остался. Кроме того, при сборке колес забыли поставить стопоры тормозных колодок, и колодки стали греметь при торможении. Скрипеть после этого сервиса стало по-другому как-то. Сосед посоветовал заехать на осмотр подвески в другой сервис — на крутом левом берегу Ангары, на улице Герцена. Там машина осталась на сутки. В результате нашли много разных вещей, которые потребовали затрат денег, например, рулевой вал заменили и еще что-то. Но скрип остался! Стал громче! Мастер из этого автосервиса сказал, что это скрипит не подвеска, а кузов. У вас, говорит, «лонжерончик со сварочками» — видно, что авария была, вот и скрипит кузов. Идите, говорит в кузовную мастерскую, можем посоветовать куда. В горестном настроении приехал хозяин «Тауна» в родной дворик. На душе «кошки скребут» — шутка ли, ездить-то нельзя, передняя подвеска-то не шутка. И был бы он безутешен, если бы сосед не помог. Веселый такой, неунывающий сосед по имени Валера. Сказал, раз скрипит нужно «протавотить» шаровые, чтобы не скрипели. Шаровые у «Тауна» с масленками, их нужно «тавотить» время от времени. Короче говоря, «протавотили», и скрип прекратился.
Итого, что мы имеем? В известном автосервисе поставили новые сухие шаровые, мастера-подвесочники оказывается не знают, что если из магазина шаровую ставить, то надо ее смазкой набить! Мы даже допустить мысли не могли такой, что шаровые без смазки поставят... С сухими шаровыми и неисправными тормозами сдали машину в эксплуатацию. Кстати, стопорные пружинки для тормозных колодок, являющиеся чуть ли не «страшнейшим дефицитом», были найдены на следующий день у них в мастерской на подоконнике. А другие мастера, вообще специализирующиеся на подвесках (на Герцена), не могут определить, что это скрипит шаровой палец, и ищут причины скрипа в кузове. Запомнился хозяину «Тауна» один из этих мастеров — в большой американской шляпе и в куртке с бахромой! Типичный «ковбой», или, как точно перевел это слово с иностранного языка умный человек, — «корова-мальчик»! Ну и пас бы себе коров...
И еще одно. После капитального ремонта потекла ячейка радиатора. Видимо, пошевелили старенький, он и расклеился. Снимать-паять — целое дело. Пробовал «папа» разные жидкие герметики — не помогли. А Мастер Юра, который делал капитальный ремонт, посоветовал использовать герметик ELF в красной упаковке. Совет Мастера он и есть Совет Мастера! Этот герметик залепил дырку сразу. И держится уже не первый год.
Послесловие. Почему же выбор пал на такой старый Town Ace? Да еще с многолетней эксплуатацией в Иркутске? Приведем по этому поводу мнение его хозяина.
Аргументов именно за старый «Таун», как говорится, тонны! За 9 лет эксплуатации «Таун» ни разу не отказал в дороге! Не было случая, чтобы машина не завелась. Ни разу. За 9 лет. Представьте себе! Машине 20 лет, а очагов сквозной коррозии нет. Ни одного. Даже там, где краска и грунт давно ободраны. Вообще, у него ничего не ломается. Никогда. Само по себе. Могут сломать злые люди, конечно, но сам «Таун» не ломается вообще. Это большая и очень удобная для семьи машина фантастической надежности. Видимо, надежность его на уровне самолета... Или подводной лодки. В «Тауне» просторно, светло и тепло. У хозяина есть мотолодка «Прогресс» на станции в Ершах. Нет лучше «Тауна» машины для того, чтобы привезти рыбацкий скарб, людей и много канистр топлива в Ерши. Сиденья среднего ряда в салоне поворачиваются как по ходу, так и против хода — получается кают-компания, где очень удобно выпивать и закусывать на лоне природы. У него карбюраторный мотор, который потребляет любого качества бензин и при этом «не чихает». В нашей стране это актуально и в ХХI веке, особенно по сравнению с GDI и прочими новыми системами, которые отказывают «из-за плохого бензина». Конечно, современные «жрут» меньше... Но этот не используется как «разгонная тачка». Это благородная Машина Выходного Дня. Пусть кушает досыта: ведь аппетит у него меньше УАЗовского...
Старый «Таун» экономически выгоден — он фантастически дешев в эксплуатации, особенно по сравнению с современными моделями. Здесь имеются в виду цены на расходные запчасти подвески и фильтры с резинками, а только эти детали и меняются с годами (амортизаторы, шаровые, резинки, воздушный и топливный фильтры и свечи). У новых машин все гораздо дороже. У «Тауна» ни разу не потек ни один сальник. За 9 лет и 8 зим! К тому же само семейство Town Ace измельчало — автобусы Noah, например, имеют меньшее пространство внутри. Грузоподъемность старого «Тауна» 850 кг — как у нормального грузовичка, Noah — уже 750 кг. После капитального ремонта ресурс у двигателя опять 200 тыс. км. Зачем менять такую машину? Видимо, только из соображений так называемого престижа. Но такие соображения чужды хозяину «Тауна».
Дмитрий Тимофеев"Автомаркет + Спорт" №23 10.06.05
|