Car Audio сабвуферы
Клубный бас в вашем автомобиле.
Автозвуковая индустрия в Иркутске идет вперед семимильными шагами. Еще несколько лет назад в городе, как грибы после дождя, стали появляться различные мелкие мастерские, а позже и крупные студии по продаже и установке звуковых компонентов в автомобили. И если раньше ввиду недоразвитости этого сектора рынка запросы клиента ограничивались лишь необходимым стандартным набором — «магнитола да пара колонок», то сейчас эти запросы и соответственно список услуг той или иной фирмы поднялись на качественно иной уровень. Примером тому может послужить недавно прошедший первый региональный фестиваль автотюнинга, на котором были представлены одни из самых интересных и выдающихся «музыкальных» автомобилей региона. И те, кому посчастливилось их лицезреть, наверняка задумались об инсталляции в свою машину аудиосистемы посерьезнее, чем просто магнитолы с парой китайских колонок.
|
Ассортимент низкочастотных динамиков огромен. Ценовые рамки также весьма свободны |
А расскажем мы сегодня о таком важном компоненте любой серьезной аудиосистемы, как сабвуфер.
Сначала ответим на главные вопросы: «Что такое сабвуфер, для чего он нужен и по каким параметрам их можно классифицировать?».
Итак, сабвуфер (англ. SubWoofer) — это акустическая система, воспроизводящая звуковые частоты в пределах 20-120Гц. Под акустической системой подразумевается электромеханический преобразователь электрических звуковых сигналов в акустические. В основном это преобразование осуществляется при помощи электродинамических головок-динамиков. В сабвуферах используются низкочастотные динамики, отличающиеся большой мощностью и способностью воспроизводить низкие частоты. Но в таких динамиках звуковые волны, излучаемые передней стороной динамика, подавляются звуковыми волнами, исходящими сзади в противофазе. Поэтому динамики устанавливаются в корпус с определенным объемом. Он зависит от размера и параметров динамика.
|
|
Сабвуферы нужны для четкого и мощного воспроизведения низких звуковых частот, не воспроизводимых обычными акустическими системами. При прослушивании музыки или просмотре фильмов сабвуфер создает эффект присутствия, оттого что качество низких частот заметно улучшается. В автомобильной музыкальной системе к сабвуферу особые требования: его акустическое оформление должно иметь небольшой объем, корпус должен быть устойчив к сильным вибрациям, а диффузор динамика — к влаге.
Этот автозвуковой компонент, как и большинство подобных товаров, не имеет верхней ценовой планки. Цены на «сабы», скажем в «Автограде», начинаются от символических 2500 рублей за «любительский» Sony X-ployd, а дальше... Дальше больше, а цена зависит от великого множества факторов, благодаря которым и можно подобрать сабвуфер для достижения любых целей, от тривиального прослушивания зажигательного техно до участия в SPL-соревнованиях. И вот некоторые из этих факторов.
|
В продаже имеются элегантные защитные колпаки на динамики |
Во-первых, это размер динамика. Именно этот параметр всегда указывается первым в рекламных, а иногда и в справочных публикациях. На Иркутском рынке сабвуферов фигурируют в основном три самых распространенных размера: 8, 10 и 12 дюймов. Реже встречаются 15-дюймовые динамики. Но здесь сразу же стоит упомянуть выражение, уже ставшее «крылатым» — больше, не значит лучше. Чем больше размер динамика, тем больше ему требуется объема акустического оформления, соответственно он будет занимать больше пространства в автомобиле. Оптимальным выбором с точки зрения баланса практичности и КПД можно считать динамики размером в 10 и 12 дюймов. Они нормально работают в небольших объемах и большинство из них обладает высоким запасом мощности. 15-дюймовые — очень специфичные аппараты, требующие высокого уровня квалификации установщиков и очень придирчивы к форме и объему акустического пространства. Сабвуферы этих «ходовых размеров» предлагает множество фирм-производителей, таких как Sony, JL Audio, Focal, JBL, Fusion и многих других. Разброс цен также довольно велик: например, 12-дюймовый «бюджетник» фирмы MacAudio предлагается по цене 3500 руб., в то время как настоящий «профи» — 10-дюймовый Focal стоит почти 19 тысяч деревянных!
На рынке автозвука предлагаются как «голые» динамики, так и уже готовые корпусные конструкции. Корпусный сабвуфер — это динамик в готовом акустическом оформлении, чаще всего в закрытом ящике или фазоинверторе (о видах акустических оформлений подробнее поговорим ниже). Преимущество «корпусника» в том, что, купив его, не нужно тратить время и деньги на изготовление акустического объема и на установку, а это очень трудоемкий и творческий процесс, нередко по цене многократно превышающий стоимость самого динамика. Не лишена готовая корпусная конструкция и недостатков, главным из которых является невозможность настройки под музыкальный вкус конкретного слушателя. Если вы слушаете преимущественно «Колбасный Цех», Benny Benassi и прочий клубный саунд, то будьте уверены, корпусные сабвуферы — для вас. Они прекрасно справляются со своей прямой обязанностью — доставлять в салон много зажигательного и «вкусного» баса, но... Если вы тонкий ценитель классической музыки, испанской гитары или рок-аккордов, то «корпусник» тут вам не помощник. Для таких случаев покупаете «голый» динамик и бегом в установочную студию, где все подберут, состыкуют и настроят, а ваш слух будет в полной мере вознагражден качественным звуком.
Корпусные же сабвуферы подразделяются на два вида: активные и пассивные. Тут все просто: активный имеет в своем корпусе уже установленный усилитель мощности низкой частоты со своим регулятором громкости и может подключаться напрямую от источника сигнала (магнитолы, CD-ресивера). На многих активных сабвуферах также существуют регуляторы уровня баса и частоты раздела (звуковой частоты), благодаря которой сабвуфер перестает воспроизводить звук с более высокими частотами. Пассивный — это только корпус с установленным в нем динамиком. Для работы такого сабвуфера нужен дополнительный внешний усилитель достаточной мощности. А это дополнительные затраты. Однако активный «саб» — это все же бюджетный вариант для неискушенного потребителя. Сравнительно небольшая мощность и узкий диапазон регулировок являются существенными минусами таких аппаратов. Выбор активных сабвуферов у нас невелик, в «Автограде» мне удалось найти лишь четыре таких динамика, но с корпусами разных форм и размеров по ценам от 4000 до 12 тыс. руб. Форма выбирается в зависимости от места установки в автомобиле.
|
Динамик JLAudio — достойный представитель «середнячков», при правильной установке обеспечивающий отличное качество звучания |
По форме корпусов сабвуферы, готовые к установке, можно разделить на две неравные подгруппы. К первой, ставшей в последнее время весьма малочисленной, относятся так называемые «трубы». Они технологичны в серийном изготовлении и меньше весят, поскольку в них нет прямых плоскостей, а цилиндр можно сделать тоньше при той же жесткости. Крепятся они тоже проще, но многие считают (и справедливо), что «труба» занимает неоправданно много места в багажнике. Ко второй категории относятся прямоугольные ящики, которые представляют собой призму с трапецией в основании, положенную на бок. Ящики этого типа прямо предназначены для установки за задним сиденьем, скошенной гранью вплотную к спинке. То есть форма ящика выбрана для того, чтобы сабвуфер в багажнике как влитой припадал к спинке и чтобы просто не противоречил естественной геометрии багажного объема вызывающим образом. Есть, кстати, еще одна категория корпусных сабвуферов — специализированные, предназначенные для конкретных моделей или семейств моделей автомобилей, но их довольно мало, и мне их найти в продаже не удалось.
|
Главное преимущество корпусной конструкции — легкость установки |
Любому динамику, особенно низкочастотному, обязательно нужно акустическое оформление — пространство, в котором он сможет производить звуковые колебания. Существует множество их видов, но мы расскажем о самых основных.
Итак, закрытый ящик — является наиболее простым видом акустического оформления сабвуфера. Динамик устанавливается в абсолютно герметичный корпус. Преимуществом закрытого ящика являются хорошие передаточные характеристики, однако главным недостатком является малая отдача на самых низких звуковых частотах.
|
Эта парочка — настоящие профи в мире сабвуферов |
Фазоинвертор — тип корпуса с установленным на одной из стенок туннелем определенной длины и диаметра. Параметры фазоинвертора зависят от параметров динамика, объема корпуса и частоты, на которую он настраивается. Главную роль здесь играет воздух, заключенный в его объеме. Выше частоты настройки масса воздуха препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причем звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор, меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а весь звук выходит из фазоинвертора. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД на 3 ДБ, по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах.
|
Для нормальной работы любого субвуфера необходим дополнительный усилитель мощности |
Пассивный радиатор — акустическое оформление, во многом схожее с фазоинверторным. Отличием является то, что вместо туннеля фазоинвертора в корпус устанавливается еще один динамик без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от диффузора пассивного излучателя, складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу диффузора пассивного излучателя, можно изменить нижнюю рабочую частоту сабвуфера.
Бэндпасс (полосовой резонатор) — динамик устанавливается внутри корпуса на прочной панели. Тыльная часть динамика работает на закрытый объем или фазоинвертор, фронтальная часть только на фазоинвертор. Бэндпассы отличаются наибольшим КПД среди остальных видов акустического оформления.
Лабиринт — задняя сторона динамика работает как зигзагообразный звуковод, образованный рядом перегородок. Длина звуковода выбирается равной половине длины звуковой волны на нижней граничной частоте сабвуфера.
|
Активный саб JBL — усилитель внутри, фазоинвертор направлен вниз |
Открытый корпус (free air). Существуют динамики, которые предназначены для установки в открытый корпус (бесконечный объем). Такие динамики можно поставить только в заднюю полку автомобиля. Там разделять волны будет сама полка, а в роли коробки будет багажник. В этом случае необходимо уделить внимание прочности полки, а также отсутствию щелей, позволяющих проникать звуковым волнам в противофазе в салон.
Как видим, вариантов масса, и выбор есть всегда. Какой тип акустического оформления предпочтительнее для того или иного случая, в этом материале рассказывать, думаю, нецелесообразно — об этом вам подробно расскажут специалисты из установочных студий (лидеры на этом рынке услуг — Epicenter, Блюзмобиль-Иркутск, Carrera, Vector), а мы напоследок постараемся разграничить всю массу предлагаемой продукции на три категории.
Первая — это сабвуферы бюджетного класса по цене от 50 до 150 у.е Неплохие экземпляры в этой категории предлагают фирмы Maxwatt, Prology, Audio Art и Mystery. Бюджетники обладают сравнительно небольшой мощностью, невысокой чувствительностью и нелинейными искажениями.
|
Сабвуфер-труба - малочисленная категория корпусников |
Вторая группа — это «середнячки», за которые просят от 150 до 400 у.е. Здесь пальму первенства держат Fusion, Audiobahn, DLS, JL Audio. С сабвуферами категории «профи» можно легко участвовать в соревнованиях по автозвуку или просто наслаждаться великолепным качеством воспроизведения низких частот и имея простор действий для настройки. Такие аппараты предназначены для истинных музыкальных гурманов автозвуковых соревнований. Качественные профессиональные сабы выпускают фирмы Focal, DLS, JL Audio. Цены на профессионалов начинаются от 400 долларов и... заканчиваются очень не скоро.
Так что каждому свое, но такой подход к автомобильной акустике по-любому выигрывает у варианта «магнитола + 2 блина в задней полке», не правда ли?
Андрей РИХТЕР
"Автомаркет + Спорт" №25 24.06.05
|