МАРШРУТ Ангарск-раздолье
Блуждания по Китою 2. Левый берег
|
В предыдущей публикации мы рассказали вам о правом береге Китоя — одного из крупнейших левых притоков Ангары. Сегодня продолжим рассказ, теперь уже об автомобильном маршруте по правому берегу. Как и в предыдущий раз, мы постарались проехать как можно дальше — где есть проходимые для обычного автомобиля дороги.
В день нашей поездки гидрометеоцентр прогнозировал погоду без осадков. Не обманули. Светило солнышко, в небе — бескрайняя синева, ни облачка. Стартовали, как обычно, от сквера им. Кирова, а через 40 минут уже были на объездной дороге вокруг Ангарска, самом новом участке федеральной трассы M53. В прошлый раз, чтобы попасть на правый берег Китоя, мы свернули влево на развязке Ангарск-Савватеевка. В этот раз едем дальше. По мосту переезжаем через Китой на его левый берег. Сразу за мостом (примерно в 1,5 километрах от виадука на Савватеевку) новая федеральная объездная дорога заканчивается, и четыре полосы сужаются до двух — это старая дорога от Ангарска на Усолье-Сибирское. Ещё через несколько сотен метров видим указатель влево — “Ясачная”. Когда-то давненько я ездил по левой стороне Китоя, но тогда (лет 20 назад) здесь не было хороших сквозных дорог, и мы поднимались вверх по дороге на Раздолье, которая идёт от села Тельма и далее через Большую Елань и Новожилкино (раньше называлось Большежилкино). Но эта дорога уходит с трассы на юг гораздо дальше — до Тельмы 25 километров. Она нас не интересует, потому что идет не по берегу Китоя. А нам интересно двигаться вдоль реки.
|
Борисово |
Итак, сворачиваем влево на Ясачную, сразу после “схождения” полос федеральной трассы. В открытые окна машины ударил отвратительный запах. Срочно закрываемся. Что это? Ага, вот и понятно… Удивительный “аромат” источает огромная свалка мусора рядом с дорогой. Ну почему у нас так? Теперь уже повсеместно — у каждого дачного посёлка или деревни свалка! Быстро проехали «зону». Показались дачи — здесь отдыхают люди, которые создали эти кучи мусора. Самой деревни Ясачная с дороги не видно, скорее всего, от неё ничего не осталось — она «ассимилировалась» с дачными посёлками. Хорошая двухрядная асфальтированная дорога идёт через симпатичный сосновый лесок — петляет, видимо, повторяя меандры, проток Китоя, которые слева. Временами к дороге подходят заросли тальника — вода здесь совсем рядом. Несколько раз по боковым съездам влево подъезжали к протоке — очень красиво! Протоки здесь узкие — основное русло реки левее, а здесь острова Большой и Ясачный. Здесь можно отдыхать на берегу — места приятные. По правую сторону мелькают дачи и перелески. Через пять километров от трассы видим дорожный указатель — село Новоясачная.
|
Китой за Борисово |
Что такое «ясачная»? Это слово древнее. И места здесь древние. Ещё Иркутска не было, а здесь уже «русским духом пахло». Когда-то, в середине 17 века, была здесь ясачная изба, в которой пост был, жили «служилые люди» – казаки. Они собирали в российскую казну с диких племён местных аборигенов – бурят и эвенков – ясак (натуральная подать, аналог нынешних налогов — пушнина, скот и т.п.). Ну, естественно, была ясачная комиссия, велась ясачная книга… вся бюрократия. Интересно, что такие древние названия до сих пор на карте и в жизни сохраняются. На самом деле после этого указателя никакого древнего села мы не увидели — огромное садоводство за сплошным забором. Через пару километров указатель «Калиновка». Тоже садоводства. Затем дорога выскакивает на лужок и прячется в лесу, а за лесом целый город дач — Архиереeвка.
|
Облепиха |
На центральной площади Архиереевки приличный магазин, за ним могучие кирпичные дома коттеджного типа. От начала нашего пути до центра Архиереевки 74 километра, от трассы — 16. Здесь, как бы в плену у дач, затаилась «реликтовая» улочка старой деревни Архиереевки. Одна улица деревенских изб, а вокруг дачи! За поворотом дороги есть ещё один «реликтовый» осколок деревни, и всё остальное — дачи. По официальным данным, в Новоясачной, Калиновке и Архиереевке живут 20 прописанных старожилов. Все, что осталось от этих деревень. По словам дачников, здесь сейчас идут любопытные социальные процессы. Дачники – ангарчане — это всё население посёлков, многие живут здесь круглый год, а работают в городе, да и близко от города — всего 16 километров каких-то, а воздух уже свежий. Cама Архиереевка, как и другие сёла по Китою, принадлежит Усольскому району, да ещё муниципальному образованию, находящемуся в Большой Елани. А проблематика в основном такая: вызывают, скажем, дачники пожарных из Ангарска (они же ангарчане!), а те говорят — у вас Усольский район, мы не обслуживаем! То же самое со «скорой помощью»… Многие удивляются — не знают, что на даче они уже в Усольском районе. А у местных (у тех, кого всего 20 человек!) другая проблема — ничего не оформишь «по-быстрому», «сельсовет»-то в Елани! А как старику попасть в Елань? Между этими пунктами прямого транспорта нет, только через Ангарск. Вот и решили архиереевцы создать новое муниципальное образование и отнести его к Ангарску. За что сейчас и ведут свою борьбу.
|
Дорога к Ясачному |
Из оставшихся стариков мне не удалось найти кого-либо, кто знал, почему так называется деревня. Что это за архиерей был? Последнего жителя удалось «достать» уже на конце деревни — старый бурят, гнал коров по дороге: «Несколько лет назад умерла моя мама — последний старый житель Архиереевки, она знала историю села, я не знаю. Больше никто не знает! Кто такой был тот архиерей? Не знаю…». Мы тоже не нашли ни в «сети», ни в книгах про деревню Архиереевку никаких исторических хроник.
|
Рыбак у Архиереевки |
Однако место это чрезвычайно интересное. На карте сохранилось старое название этого места — Кяхта (тюркское название травы пырей). На самом деле деревня стоит на лугу, где растёт пырей — злаковая трава. В старину такие места любили шаманы. Вообще, у нас в Сибири «Кяхт» несколько — и все они были шаманскими местами. На карте виден большой меандр, который делает Китой возле Архиереевки, почти кольцом огибает река какое-то обширное место. На противоположной стороне здесь несколько красивых зелёных островов, которые иногда называют «архиереевскими». Как раз за этими островами располагаются базы отдыха «Огонёк», «Зелёный мыс», «Китойские зори», о которых мы говорили в прошлой публикации. Самое интересное то, что в «архиереевском» народе есть молва о том, что место это — целебное. Сначала один человек рассказал мне о том, что сюда около 30 лет назад приехал неизлечимый раковый больной, которому врачи «давали сроку» один год, а прожил он в Архиереевке 28 лет. Потом другой человек рассказал подобное… Потом я услышал историю про то, что на островах этих вообще все болезни проходят. В общем, интересно, но официальных подтверждений этим слухам я не нашёл!
|
Магазин в Архиереевке |
Жаль покидать приветливую и живую Архиереевку с красивыми берегами широкого китойского русла — и хорошо здесь, привольно, и дышится легко. Дальше дорога проходит через лесок и выходит на болотистую низменную равнину — долина маленькой речки Целоты. За мостом на пригорке видна деревенька Целоты. От Архиереевки — около 6 километров. Сама деревенька до невозможности невзрачная, но навстречу нам выехал джип Cruiser 100 VX. Внутри Целот — «неизбывная тоска» — кривые заборы, покосившиеся почерневшие дома, есть полностью заброшенные усадьбы с «пустыми глазницами» – руины. На завалинках и в палисадниках сидят какие-то грустные люди. Целоты уже вдалеке от большой реки, за деревней мы выезжаем на грейдерный тракт, ведущий в Раздолье. До встречи с этой дорогой от Иркутска примерно 82 километра, от М53 — около 24 километров. Если бы мы поехали через Тельму, — было бы почти в два раза дальше, ну и пыли бы уже наглотались по «гравийке». Итак, мы получили новое прикладное знание — на Раздолье нужно ехать по дачной дороге через Ясачную.
|
Выезжаем из Архиереевки |
Из Целот поворачиваем налево — на Раздолье. Сразу за деревней прекрасная золотая нива, на горизонте тёмной полоской лес, как на полотнах великого Шишкина. За полем дорога уходит в густой лес, стоящий тёмной стеной по обочинам. Сама дорога «энтузиазма» не вызывает — грейдерная с гравийной и щебневой отсыпкой, встречаются неприятные участки с крупной щебёнкой. Машину трясёт, в днище лупят крупные камни, от встречных машин — непроглядная пыль. Если скорость превышает 70 км/ч, машину начинает ощутимо «водить» по гравию. Километров через 10 опять пересекли речку Целоту по деревянному мосту, только здесь она течёт уже в лесу, а не по лугам, и выглядит значительно красивее — настоящая лесная красавица-речка. У моста через Целоту стоят мотоциклы и пара автомашин, сидят люди с горбовиками — грибники. Пьют чай (а может, водку?) и улыбаются. Здесь удобное место для привала и обеда. Ещё несколько километров — дорожный указатель «Борисово». Где-то на середине пути между Целотами и Борисово пропала связь БВК.
|
Китой в Архиереевке |
Самой деревни Борисово от указателя почти не видно, движемся ещё около километра — слева от дороги открывается деревенька. С дороги видна пара улиц, уходящих вдаль. Симпатичная деревня. За околицей поле с аккуратными стогами сена. Километраж Борисова следующий: от Иркутска ровно 100 км, от трассы М53 — 42 км, от Архиереевки — 26 км, от Целот — 18 км. Поехали в Борисово — на карте видна лесная дорога, идущая почти 10 километров вдоль проток и выходящая к большой излучине основного русла Китоя. Сначала по улице идут деревенские дома, затем их сменяет явно дачная «архитектура», появляются яркие краски на фасадах и заборах. У дороги «судачат» две бабушки. Ну, думаю, — старожилки, расскажут чего-нибудь про эти места! Останавливаемся, здороваемся и спрашиваем: «Ну, что у вас тут в Борисове интересного?». Одна из «бабулек» сразу широко расплылась в улыбке и говорит: «А ни хрена! Что тут может быть интересного в этом Борисове? Вот подруга ко мне приехала, ха-ха-ха. Это интересно?». Я говорю, что, конечно, — это очень интересно. Тогда она, обрадовавшись, начинает «строчить как пулемёт». Рассказала, что деревенских в Борисове не осталось никого — все дачники, а она самая «закоренелая» из дачников, сама хоть и ангарчанка, а уже «вроде как» и борисовская. Последнее событие, говорит, которое потрясло всех жителей Борисова, это как «ворюги» подогнали трейлер к дому сторожа и «нагло упёрли» железный бак для воды, у всех на глазах. И никто, говорит, и слова не сказал — все боятся! А ещё бабушка полна воспоминаниями паводка 2001 года, когда вода «по всем огородам так и пёрла». Распрощавшись с приветливыми старушками, едем к реке.
|
В Целотах |
Дальше по дороге, что ведёт к берегам Китоя, начинаются лужки с мелким частым сосняком — типичные «рыжиковые» места. И точно — в сосняках то и дело видны тётки с ведёрками и корзинками. Дорога идёт вдоль протоки — справа тальники, слева сосновый лес. Дорога узкая с высокими отбортовками — разъехаться со встречным будет трудно. Только подумал об этом — навстречу Москвич-412! Тихонько, тихонько, бочком «на бруствер», и «москвичок» тоже — как-то разъехались. Дорога грунтовая по серому суглинку, если дождь размочит — будет жидкая и скользкая грязь. Местами встречаются большие промоины с водой, но вокруг в траве между кустов тальника накатаны объезды. Люди сами выбирают себе путь.
|
Вид на Целоты |
|
Китой выше Тойсука |
Проехав около 9 километров, встретили вывеску Усольского лесхоза о том, что это производственный участок хозяйства, и сбор облепихи запрещён. Через несколько сотен метров справа от дороги пошла «плантация казённой облепихи». Облепиха очень красива! И тут я попался! Впереди пошли очень глубокие колеи с водой на дне, по бокам твердые и плоские «полки». Объезда слева в траве я не заметил и поехал как обычно — правым колесом по среднему бугру между колеями, левым колесом по «полке». В конце участка полка стала узкой и обвалилась. Town Ace сел на задний мост! Оценив ситуацию, понял: нужно копать — срывать лопатой весь средний бугор между колеями. Благо, земля мягкая. Встал на колени, засучил рукава, взял сапёрную лопатку, которую всегда вожу с собой, и «вперёд»! Перед картером редуктора вырыл уже значительную яму, вспотел, как вдруг услышал шум мотора. К нам подъехал «брат» — тоже Town Ace, только 4wd. Водитель, пожилой бурят, добродушно заулыбался: «Что, сели?». Дела с «братьями по духу» было всего на пять минут — привязали «верёвку» к «таунам» и-и-и — дёрг! Мы на воле! Благодарим. Все улыбаются. Всем приятно. Для любого шофёра нет дела слаще, чем вытащить из «канализации» товарища. Старый водитель спрашивает у меня: «Куда ведёт эта дорога?». Я говорю: «К реке. Я тут впервые, но у меня есть карта». Он почему-то хотел по этой дороге проехать в Черемшанку — сам тоже впервые в этих местах. Черемшанка вообще на другой стороне реки, и дороги туда нет. Я ему сказал, что помню, что много лет назад в Раздолье был паром на ту сторону — в Черемшанку, а сейчас уже не знаю, есть ли. Спасители уехали назад, а мы поехали вперёд к Китою.
|
Тойсук. Руины |
Проехав от места «битвы» ещё километр, выезжаем на берег Китоя. Простор. Широкая излучина большой реки. Намыты километровые галечные косы. Справа шумит перекат, а ниже переката, у свала, в ямку закидывает удочку рыбак. В тальниках притаился Москвич-2141. Место отличное со всех точек зрения. Удобный доступ к реке — открываются несколько плёсов и перекатов, здесь можно порыбачить! Есть удобная луговина перед густым лесом — можно поставить палатку и отдыхать на природе «в полный рост». Кругом красота! Там, где дорога выходит из леса на берег, оглянувшись назад, увидели руины древних строений — один дом и пара землянок или юрт, вросших в землю. Это давно заброшенная заимка или даже улус с названием Тойсук. Как ни странно — это место есть на карте. В километре от него в Китой впадает речка Тойсук, на которой расположены Тальяны. Видимо, вообще такое красивое урочище сформировалось благодаря устью реки Тойсук напротив этого места, это так называемый древний конус выноса реки. От Тойсука лесная дорога вдоль берега уходит вниз по Китою. Мне кажется, что она приводит к множеству прекрасных «стояночных» мест по реке. А ещё на карте между Архиереевкой и Тойсуком есть несколько озёр — очень интересно, можно ли этой дорогой добраться до них, и что это за озёра? В будущем обязательно разведаем. Но сейчас мы туда не поедем, ведь наша цель — вверх по Китою. Километраж урочища Тойсук следующий: от Борисова — 9 километров, от Архиереевки — 35 километров, от трассы М53 — 51 километр, от Иркутска — 109 километров.
|
Но как гласит табличка, сбор ее запрещен |
Очень приятно: нашёл ещё одно место, куда можно поехать отдохнуть и порыбачить. Тойсук — слово какое-то дурацкое, а место… уезжать не хочется. Ну да ладно, «двинули». Возвращаемся в Борисово и выезжаем на тракт в Раздолье. Опять пыльный «грейдер». Навстречу попадаются лесовозы. Дорога стала хуже — более крупный щебень, и порой даже булыжники. Сзади нагоняет автобус ПАЗ — несётся с невообразимой скоростью, километров 80 в час! Мы, с нашими маленькими колёсами, с такой скоростью по крупным камням ехать не можем — «таун» водит из стороны в сторону, а у ПАЗа колёса огромные. Закрываем форточки и пропускаем ПАЗ вперёд, из окон автобуса пренебрежительно смотрят довольные «аборигены». Через несколько минут дорожный указатель «Раздолье». Стоп, Стоп, Стоп… Что-то ещё написано? Ага! Это местные «остряки-юмористы» приписали «дополнительную» информацию к дорожному знаку, да ещё и нарисовали бутылочку и рюмочку, и получилось — «Пьяное Раздолье»!
|
Дорога на Октябрьский |
|
Спуск к Октябрьскому |
|
Речка Сарасун |
Въехали в Раздолье. От Борисова — 9 км, от М53 — 51 километр, от Иркутска — 109 километров. Раздолье — добротный «советский» леспромхозовский посёлок. Очень большой и солидный. При въезде — красивая сосновая аллея, улица асфальтирована, дома аккуратные, ухоженные. Слева, за соснами аллеи типичные «леспромхозовские» дома на две семьи. При въезде никаких свалок не видели, да и вдоль улиц посёлка чисто! Никаких куч металлолома… Да, приятно. Вообще, сразу видно, что люди тут работают — у домов припаркована приличная техника: УАЗ-«буханка», лесовоз УРАЛ-377 с хлыстами, ЗиЛ-131 с тёплым «кунгом», джип Toyota Land Cruiser 80, Corolla и т.п. В другом месте стоял лесовоз с брусом — это значит, где-то работает пилорама. По въездной аллее доехали до «упора» и повернули налево — к реке. Улица асфальтирована, обочины чистые, зелёные, напоминают хорошие городские газоны. По улице идут хорошо одетые «ухоженные» женщины, несут сумки с покупками, едут велосипедисты, взрослый мужчина катит детскую коляску. Хорошо! Никаких следов запустения не видно. Вот это настоящий посёлок современных лесозаготовителей. Оказалось, что практически весь центр Раздолья асфальтирован! Просто здорово и приятно. У развилки дорог магазин и автобусная остановка. Кругом симпатичные опрятные люди. За остановкой боковая улочка в «закоулочки» — немного проехали посмотреть, но свалок и там не обнаружили, хотя дорога уже «дрыковская» и асфальта нет — просто здесь на окраине уже обычная деревня. Красивый посёлок. Какое же оно «пьяное»? Вроде бы самое что ни на есть трезвое Раздолье. Широкая улица вывела нас на берег Китоя… Кто я, где я? Это Раздолье или Сан-Франциско? Через реку переброшен красивый висячий мост, пешеходный, силуэтом действительно напоминает знаменитый Golden Gate в Сан-Франциско! Да, всё-таки есть прогресс на планете, когда я был здесь 20 лет назад моста не было, и люди ездили в Черемшанку на пароме.
|
Раздолье. Въезд в село |
В Раздолье понравилось. Есть, конечно, «отдельные недочёты», к примеру, набережную вот неплохо было бы построить… А то перед прекрасным висячим мостом — завал из коряг и старых стволов деревьев, нанесённых прошлыми паводками. Здесь мы выпили кока-колы и съели по паре чебуреков, любуясь видом на мост. Ну, всё — пора прощаться с Раздольем, впереди последний пункт нашего пути по левому берегу — посёлок Октябрьский.
Сразу за Раздольем дорога идёт резко вверх. Затяжной подъём — около 8 километров — дорога огибает гору Шаман, высотой около 900 метров. Напротив горы Шаман по реке идёт скальный прижим с обрывом в реку. Когда-то я проходил здесь пешком. До самого Октябрьского. Эх, молодость… Дорога стала на порядок хуже — сквозь грейдерное полотно пробиваются лбы скальников, местами по обочинам есть «высыпки» крупных булыжников. Рабочая скорость — 30 км/ч. Чем дальше от Раздолья — тем хуже дорога и ниже скорость движения. Здесь неподалёку находится группа пещер, в том числе знаменитая Иконинская пещера, которую очень любили спелеологи и туристы. В 1999 году, осенью, один из ангарских химических заводов сбросил в пещеру 42 баллона с ядовитым газом — трифторидом бора. Помню, был шум в СМИ по этому поводу. Директора завода оштрафовали, а пещеру очистили от баллонов и дегазировали силами спасателей МЧС.
|
Раздолье. Въезд в село |
Вот такие события вспомнились, пока я занимался рулением на затяжном подъёме на Шаманский перевал. Наконец, добрались до перевала. Дорога пошла вниз и почему-то стала ещё хуже — на жутком “грейдере” с большими валунами, торчащими из полотна, появились и довольно глубокие колеи. Теперь рабочая скорость — 10-20 км/ч. Спуск с Шаманского перевала — чуть больше 2 километров. Открываются взору «закитойские» дали. Внизу дорога пересекает речку Харахун. Мост деревянный, из бруса. Речка красивая — справа от моста она тихая, тенистая, над водой нависли «плачущие» берёзы, слева — шумящий перекат со звонкими струями. У моста отдыхает семья автопутешественников вроде нас. Папа, мама, старшая дочка и маленький сынок — повис на перилах моста, что-то бросает в речку. Машина у них тоже какая-то большая, похожая на нашу, — вроде «Люсида», точно не помню. Лица у всех весёлые — интересно кататься в выходной денёк!
За Харахуном дорога идёт в низменной пойме Китоя, но река не видна — она в паре километров слева, за лесом. Где-то здесь на Китое большой остров с интересным названием Заравняев. Когда-то я здесь ходил пешком… Дорога в низине превратилась в «сущий ад» — полуметровые перепады через метр-два и огромные грязные лужи. Скорость движения – 5-10 км/ч. За плавным поворотом открылась жуткая панорама — почти сплошная грязь и обширные лужи.
Путь от Раздолья до этого места — около 9,5 километров мы преодолевали почти 40 минут! Я уже привык все внимание держать «под носом» — на объезде препятствий и ям. Режим «старт-стоп», бензина, наверное, больше, чем в городе «жрётся»…Тут же, перед морями грязи, я, решив искать объезд, нажал на тормоз. И вдруг как в городе — сигнал «в спину»! Посмотрел в зеркало — «Нива» мигает фарами. Да ты откуда здесь такой нервный взялся-то, среди глухой тайги? Подъехал зачем-то в грязи под самый бампер… Махнул ему рукой, мол, проезжай, но он даже мимо просто так не проехал. Притормозил возле меня и прямо из окна в окно, ухмыляясь, сказал: «Мужик, ты ещё не в тайге — смотреть надо в зеркало-то!». Я улыбнулся и подумал: «Ну что ж, браток, везде «лохи-очкарики» встречаются. Терпи, тяжела твоя доля, ещё лет 50 небо коптить!». «Нива» уползла вперёд по грязи, а мы вернулись чуть-чуть назад и нашли объезд по лесу.
|
Главная улица в Октябрьском |
Этот участок успешно преодолели, а за ним следующее испытание — какая-то гигантская стиральная доска — полуметровые перепады через метр, будто на лодке по высоким волнам. И между этими валами грязные ямы в шахматном порядке. Вверх-вниз-вправо-влево…Вверх-вниз-вправо-влево… Начинаю «чуметь». Вспоминаются зомбирующие советские формулы типа: «Хочешь быть передовым — сей квадратно-гнездовым!». Скорость движения — 5 км/ч! Через пару километров такого движения дорога ещё раз повернула в сторону Китоя и вышла на деревянный мост — это речка Сарасун (не путать с речкой Харахун, которая осталась позади!). Это звенящая чистая горная речка. Остановились на берегу — умыли лица хрустальной водой и снова в путь. Немного передохнули после «адского трофи». Осталось совсем немного — несколько километров. За Сарасуном ещё одна жутковатая долинка — длинные промоины, метров по 10, полностью залитые водой, что там на дне — неизвестно. Чтобы не сесть «на брюхо», приходится объезжать по лугам среди кочек, что, в общем-то, тоже опасно. После этой долинки въезжаем в лес, и за поворотом видим стайку косматых деревенских собак — всё, сейчас будет посёлок. Итог: 20 километров от Раздолья до Октябрьского мы ехали примерно 1 час 35 минут! Обратно, конечно, будет быстрее — уже знаю объезды и конфигурацию, недаром раллисты пишут «легенду» заранее.
|
Раздолье. Улица, ведущая к реке |
Посёлок Октябрьский — не чета Раздолью. Маленький рабочий посёлок, когда-то здесь были охотучасток и леспромхоз. Дороги внутри посёлка едва ли не хуже, чем «трасса» к нему. Никакого благоустройства территории — полная дичь. Везде голая чёрная земля. Представляю, какая здесь «развезень» в дождь! На глаз — около 100 домов. Чем же сейчас тут живут люди? Ведь от Ангарска всего 70 км, а ощущение далёкого таёжного тупика.
Едем в магазин — центр коммуникации и информации в любой деревне. До магазина примерно с километр, но минут 20. Какие кругом колдобины! В магазине две женщины — одна продавец, другая покупатель. Обе уже в годах, добрые хорошие лица. Говорим, кто мы и откуда. Удивление — да чего журналистам-то делать в такой дыре? Первый вопрос задают нам они: «Вам понравились наши дороги?». После чего дружно смеёмся. Дальше начинается серьезный разговор. Узнали, что леспромхоз «почил в бозе» в начале 90-х годов. Часть людей после этого работала в Раздолье и других недалёких местах, — пока регулярно ходил автобус. Шесть лет назад автобусный маршрут ликвидировали из-за нерентабельности. Теперь посёлок отрезан от цивилизации. С весны этого года в посёлке нет света. Следовательно, не работают холодильники, телевизоры, стиральные машины, даже радио не могут люди послушать… Шутят: «Опять коммунизм наступит, а мы и не узнаем!». А как же с продуктами свежими, мясными и молочными? Продуктов в магазин привозят ровно столько, чтобы люди могли сразу разобрать, разнести по домам и съесть! Хозяйка магазина уже имеет богатый опыт в этом деле.
|
Мост на Черемшанку |
Сейчас в посёлке живут 240 человек и домов действительно около 100. А где работают кормильцы этих «заложников» бездорожья и разгильдяйства? Мужики работают в основном «за тридевять земель». Продавец говорит: «У меня, например, муж работает в частном леспромхозе в Аларском районе!». Это 300 километров отсюда… Вахтами ездит. Ну а мы тут, в Октябрьском, лесовозы увидели с хлыстами. А тут-то кто работает ? А тут, говорят, чужаки лес валят, откуда и кто, мы даже не знаем — они не докладывают, а местных мужиков они на работу не берут… Ну а вы, говорят, смогли бы жить без света в 21-м веке? Да-а-а… «Край жизни» нами достигнут…
|
Речка Харахун |
А дальше уже и ехать некуда по Китою. За Октябрьским есть ещё лесной хуторок — Дмитриевка, всего несколько домиков. Дорога туда с глубокими колеями, лесовозная, а ещё дальше есть метеостанция Дабады — туда только вездеходом.
Прощаемся с добрыми женщинами, живущими без холодильника и радио. Решили обмыть окончание маршрута и купили в магазине Октябрьского по бутылке настоящего пива «Миллер»! Тут в магазин заскочила кучка каких-то совершенно диких лесных мужичков в рваных свитерах и замызганных штанах с заплатами, и говорят продавщице: «Дайте нам пивка в долг на недельку, а?». А у крыльца стояла драная «шишига» — транспорт местных «ковбоев». Я спросил, показывая парням на «Таун Айс»: «Ребята, а до Дмитриевки мы на такой машине поднимемся?». Ребята вопросу явно удивились, но ответили серьёзно: «Не советуем… На такой — не советуем… Хотя можете пробовать, если что — бегите обратно в Октябрьский, ищите нас — мы вас на буксир возьмём — вытянем! Мы сейчас тут будем пиво пить — в посёлке!».
|
Местный юмор |
Какие бы места не встретились, а люди у нас везде добрые! Эх, Родина…
Обратно мы «пролетели» до Раздолья за 1 час 20 минут. Всего от Иркутска до Октябрьского 142 километра вышло (тут ещё несколько километров внутри Раздолья было), по одометру. Общий пробег прогулки по левому берегу Китоя — около 300 километров. Эх, хорошо, да мало, как говорят у нас на Руси!
Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Фото автора
Автмаркет+Спорт N 32
|