искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Маршрут
по реке Белой

На Урик таких не берут

по реке Белой

В прежних наших путешествиях по левым притокам Ангары мы обследовали Китой. Сегодня наш путь лежит вверх по берегам реки Белой. Всего в нашей стране четыре реки с таким названием: в Башкирии, в Краснодарском крае, у нас — в Иркутской области и Бурятии и на Камчатке. Как Патриот Малой Родины я бы хотел надеяться, что наша Белая — самая красивая. Хотя про башкирскую Белую сам Юрий Шевчук поёт песню, а про нашу я песен не слышал... Какова же наша Белая? По длине она вторая после башкирской Агидели (исконное название той реки), по площади бассейна — самая маленькая, что естественно, так как наша Белая — горная река и по большей части несёт свои воды, зажатая в теснинах крутых хребтов и сопок. Названа так речка по причине распространения в её низовьях белых скал — выходов известняков и каолиновых глин. На географических картах есть равноправное название реки — Большая Белая. Берёт начало наша речка с отрога хребта Восточного Саяна — Бельских Гольцов, которые как и Китойские Гольцы, отходят на север от Окинского плоскогорья. Длина русла реки — 359 км. Площадь водосборного бассейна — 18 тыс. кв. км. Река имеет два крупных притока справа — Урик и Малую Белую, которые берут своё начало в Китойских Гольцах. Хотя с Уриком, на мой взгляд, вопрос сложный. Многие знакомые водные туристы и геологи рассказывали мне, что при сплаве вниз по Урику впечатление возникает противоположное — в могучий и полноводный Урик впадает слева маленькая речка Белая! Во всяком случае, что точно, так это то, что Белая становится настоящей Рекой только после впадения в неё Урика. Вообще, об этом пресловутом Урике мы слышали немало замечательных рассказов от уважаемых и солидных людей. По их словам, это и красивая, и богатая рыбой и зверем, орехом и ягодой, полностью дикая могучая горная река. На Урике есть настоящий каньон — ущелье Чёртовы Ворота, многочисленные пороги и высокий водопад. Заядлые рыбаки взахлёб рассказывали о том, как выуживали огромных тайменей в тёмных уловах этой реки. А про осенний ход ленка и хариуса по Урику я не раз за бутылкой «кедровской» слышал от своего родственника. Вот и захотелось проверить самому — возможно ли добраться до того чудесного Урика на автомобиле? Ну, а основной целью нашей поездки была разведка дорог и мест досягаемости «вообще» по берегу реки Большой Белой. И, наконец, не могу не сказать о том, что главная цель рубрики «Маршрут» в нашей газете — рассказывать вам, дорогие читатели, о родном крае, о нашей Малой Родине, поэтому встреченные нами места мы попытаемся обозреть как можно полнее.

«ГОРОД-СКАЗКА» И ОКРЕСТ

по реке Белой

Wellcome to Усолье-Сибирское

В недавние осенние деньки погода радовала, блестело солнышко, воздух был прозрачен. Примерно через час дороги (старт — на площади Кирова) мы увидели на горизонте белоснежные «небоскрёбы» и бетонная дорожная стела возвестила нас о том, что впереди «город-сказка» Усолье-Сибирское.

Усолье — очень древнее поселение, основано казаками в 1669 году, всего на восемь лет позже Иркутска. Здесь издавна варили пищевую соль. Сейчас, кроме соли, ещё есть и химическая промышленность — об этом вам, надеюсь, известно. От Иркутска до въезда в Усолье — 79 км. Внутри Усолье выглядит гораздо хуже, чем с «фасада», с трассы. Хуже, чем в Усолье, нет асфальта во всей округе! Как только въехали в жилые кварталы, так «началось» и уже не кончалось до самого возвращения назад. Вроде бы шум с банкротством «УсольеХимпрома» затих, вроде бы предприятие работает, вроде бы принадлежит теперь солидной группе «Нитол», с центром в Москве. Но судя по состоянию дорог в городе, дела идут пока невесело — в этом плане градообразующее предприятие себя не проявляет. От Усолья до Мальты дорога не лучше — асфальт выбит большими кусками везде. Мой «штурман» — друг, который разделил со мной радость этой прогулки, имеет спортивный разряд по авторалли, так сказать, профи руля и педалей и от Усолья и дальше стал «проедать мне плешь» фразами типа: «Работай рулём! Хоть маленько-то утруждай себя рулением!». Да, я знаю — у него радикулит... У меня тоже... А у кого нет радикулита в наше время? Но ям на асфальте настолько много, что рулить почти бесполезно. Лучше «топить». Сразу за последним виадуком Усолья у развилки на обочине сидит на «корточках» девушка в мини-юбке, перед ней на асфальте сумочка стоит. Я спрашиваю у «штурмана»: «Чем торгует?». «Штурман» лениво отвечает: «Собой, отец, собой». Хм...а-а-а-а, понял...Через километр на дороге какая-то пробка, подъехали ближе — милицейский кордон — проверяют документы. Массаракш! Я вдруг почему-то «нагло», приняв левее колонны, проехал мимо — никто «и слова не сказал». Просочились мы, «как мокрецы». Сразу после этого на левой обочине отворот и указатель «Белореченск». Белореченск нам вроде не интересен, вроде как в стороне от нашего маршрута, едем дальше.

по реке Белой

Въезд в Мальту

Дорога постепенно поднимается на горку — это водораздел между Ангарой и Белой. По данным Госкомэкологии, весь этот «мыс» внутри, в толще своей, посредством грунтовых вод страшно заражён металлической ртутью. С 1973 до 1998 года на «Химпроме» использовался ртутный способ получения хлора, всего в атмосферу и водные стоки заводом выброшено за эти годы более 600 тонн ртути, а в грунт под электролизным цехом ушло более 490 тонн этого ядовитого металла... То, что ушло в грунт, теперь, как я думаю, будет столетиями вымываться грунтовыми водами в Ангару. Экологи называют это явление «техногенным месторождением ртути». Недавно я читал статью местного ихтиолога о том, что вся рыба в Ангаре ниже устья Белой (т.е. на самом деле — ниже Усолья-Сибирского) вплоть до Братска содержит от 3 до 40 ПДК ртути, и в пищу её употреблять просто опасно. Брр...

С такой печальной экологической думой я вырулил на самый бугорок. Здесь дорога пошла немного лучше. Перед Мальтой открывается красивый простор — долина реки Белой. От Усолья 17 км вышло — здесь мы поворачиваем налево, в Mальту.

КАК ПРОЕХАТЬ НА ЮГ?

по реке Белой

Сосновка

На «старой доброй советской» карте автомобильных дорог Иркутской области видна толстая красная дорога: Мальта — Сосновка — Хайта — Мишелёвка — Бельск — Сутупово — Русская Аларь — Голуметь — Инга — Новостройка. Ну и Шанхар — это уже не на Белой, а на Урике (target!). И всё вдоль реки видна дорожка. Вот на этот путь я и метил, и целился. Мне интересно именно вдоль реки — я родной природой любоваться хочу. Но не успели мы съехать с трассы, как узнали — эта карта врёт.

Как я уже сказал, — с M53 свернули влево — на Мальту. От трассы дорога спускается вниз, в долину Белой. Красота! Река широкая, синева в ней отражается, дорога спускается к селу, вниз, с бугорка, и подходит к самой речке. Привольно тут, в Мальте! На первом повороте (по карте едем) поворачиваем налево и через километр упираемся в пути ЖД, возвращаемся. Едем вдоль речки дальше, а поворотов налево больше нет. У обочины пожилой дядька, с виду матёрый такой мальтинец, садится в «Жигуль». Останавливаемся и спрашиваем: «Как бы нам на Сосновку проехать?». Рассмеялся искренне и говорит: «Отсюда, из Мальты, в Сосновку не проедете вообще. Нужно возвращаться по трассе и ехать через Белореченск, мимо Усольского свинокомплекса». Хе-хе. Блуждания — счастливая судьба журналиста. Возвращаемся. Недоумеваем — как же так? Мой товарищ говорит: «Эта карта — военная, она — для танковых частей»... Возврат — 4 км, и поворачиваем направо на Белореченск, вскоре за поворотом большие ворота — «Усольский свинокомплекс». Раз уж довелось проехать мимо такого заслуженного предприятия, нужно дать вам короткую справку. Свинокомплексу уже 27 лет, он производит более 12 тысяч тонн мяса в год, более 80% товарной свинины всей Иркутской области и обладает наивысшей производительностью труда в стране! Да-да, в стране: на каждого работника УСПК приходится 175 центнеров товарной продукции в год.

А СЧАСТЬЕ ТУТ?

по реке Белой

Храм в Сосновке

Дальше свинокомплекса идёт сосновый лесок, а потом равнинка. И взору открывается чистенький посёлок Белореченск с белыми панельными домами. По сравнению с отталкивающим тёмно-серым Усольем, здесь просто рай — светлый какой-то посёлочек. Белореченск — это вообще знаменитое место. Лично я — за перенос столицы Усольского района в Белореченск, с переименованием района, естественно. Так будет красивее и справедливее... Шучу, конечно. Но не случайно так опрятно выглядит посёлок, и не случайно я так шучу. Дело в том, что здесь находится база сельскохозяйственного ОАО «Белореченское». Того самого знаменитого хозяйства, которое создал знаменитый Гавриил Степанович Франтенко — лауреат Национальной премии Петра Великого как лучший менеджер России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, депутат Законодательного Собрания Иркутской области и... и ещё десятки титулов есть у этого человека. А хозяйство его дает более половины денежного дохода Усольского района Иркутской области. Как всё интересно у нас на земле — только что давал негативную справку по Усолью, которое рядом, а про Белореченское — один позитив, да какой! Главное, конечно, у них — птицефабрика. Не какая-нибудь, а крупнейшая от Урала до Приморья — обеспечивает яйцом Иркутскую область, Бурятию, Читинскую область, Хабаровский и Приморский края, включая Владивосток. Производство — 500 миллионов яиц в год! А ещё это предприятие с замкнутым безотходным экологически чистым производственным циклом. В последние годы Гавриил Франтенко стал инициатором широкой диверсификации своей сельскохозяйственной империи. Развиваются другие направления: производство молока, мяса, выращивание грибов, разведение перепелов, высокопородное коневодство, пасека и даже производство биогумуса на основе дождевых калифорнийских (вроде бы) червей... В приоритетах также — развитие производства зерновых культур, на базе присоединения умирающих совхозов области, имеющих большие посевные площади, которых они уже «насобирали» около десятка. Сотни миллионов уже вложены «Белореченским» в развитие вновь принятых в свою семью совхозов — сотни людей получили новые рабочие места. А совсем недавно ОАО «Белореченское» приобрело чахнущее усольское ОАО «Молоко». Всё это почему-то у меня лично ассоциируется с фирмой Toyota. Такая же мощь, такая же экспансия, такая же позитивная энергетика в коллективе и во всех делах. Интересно — может быть, Франтенко систематически использует фирменные рецепты развития корпорации от Тойоты? Ну, типа «кайдзен»... Не знаю, но могу сказать точно — такое хозяйство как «Белореченское», целое государство в государстве, заслуживает отдельного разговора и отдельной творческой командировки журналистов... Да, кстати, после отворота с трассы и дорога стала лучше. А совсем недавно в новостях АС Байкал ТВ узнал, что «Белореченское» оплатило ремонт участка М53 в районе перекрёстка с дорогой на Белореченск. Это хороший пример для Усолья... Что касается энергетики во вселенском смысле, то я, проезжая через посёлок Белореченск, что называется «шкурой почувствовал», что здесь хорошо.

НА СОСНОВКУ

по реке Белой

Прекрасный сосновый бор дал название деревне

За посёлком Белореченск дорога раздваивается — куда ехать, мы не знаем. Язык, известное дело, до Киева доведёт! Останавливаемся и спрашиваем у прохожего, дядьки с велосипедом, как нам доехать до Сосновки — вопрос уже становится традиционным, как в кино. Оказывается, ехать за Белореченском нужно налево. Хорошим ориентиром служат трубы теплопроводов через дорогу. Сначала нужно на развилке свернуть налево под виадук этого теплопровода (а может, это что-то другое, но, похоже — трубы завёрнуты в толстую теплоизоляцию), а затем ехать по дороге вдоль этих труб, они всё время справа. А слева сосновый лес и какой-то многокилометровый бетонный забор. Что это, мы не знаем, но стали смутно догадываться, что какая-то воинская часть. И точно — через километр увидели типичный КПП. Впрочем, может, птицефабрика так выглядит? Когда «воинская часть» осталась позади, по обеим сторонам дороги сгустился плотный сосновый лес — очень красивый. Дорога прямая, как стрела, асфальт неплохой, но быстро ехать нельзя — на полотне большие волны, вызывающие раскачку. Поскольку вечной мерзлоты тут нет, то очевидно одно — отсыпка полотна была выполнена некачественно. Крейсерская скорость до 80 км/ч.

по реке Белой

Сельскохозяйственная столица Восточной Сибири

Примерно через 15 километров от Белореченска дорога поворачивает вправо, лес редеет и открывается вид на деревню Сосновку. Деревня очень красивая! Дорога здесь делает весьма живописный S-образный зигзаг. Слева, внутри первого колена зигзага автодороги, тенистое озеро, обрамлённое вековыми кряжистыми соснами, а немного дальше — снаружи второго колена зигзага дороги — необыкновенно красивый храм современной архитектуры, построенный из очень качественного современного кирпича, с железными крышами и золотыми маковками и крестами. Ни разу не встречал на селе такого красивого и богатого храма, обычно это руины или современный примитив из кругляка. Красивая деревня Сосновка, и небольшая — по дороге всего два километра. На выезде из деревни дорога ещё раз поворачивает налево и начинается многокилометровый, прямой, как стрела, участок через густой «Шишкинский» сосновый бор. Когда смотришь в сторону, — кажется, что сейчас узреешь в лесу того самого Мишку Косолапого. Сосны корабельные — высокие и стройные. Подлеска почти нет — коричневый слой опавшей хвои. Густой хвойный аромат льется в открытое окошко. Красота родной природы — вот за что я люблю дороги в нашей глубинке! У микроавтобуса «нет морды» и от этого ощущение такое, будто летишь на высоте 1,5 метров над дорогой среди чудного леса. Интересное воспоминание пришло в связи с этим. Как-то раз я ехал по городу, по улице Ленина, а на остановке стояла моя жена, но я её не заметил. В этот момент у меня как раз было это ощущение полёта над дорогой. А потом, дома, супруга рассказала, что увидела меня «каким-то странным взором» — без моего автобуса, как будто я «в смешной сидячей позе летел над асфальтом на высоте чуть больше метра»! Говорит — я проехал, а она стала хохотать от этого видения... Вот как бывает. Это у неё «наводка» была от меня, «биопольная»...

В КРАЮ БЕЛЫХ СКАЛ

по реке Белой

Хайтинские утесы из каолина

Через 7 километров за Сосновкой на левой обочине встретилась отличная, довольно высокая эстакада. А ещё через 6 километров дорога стала подниматься на гору и лес расступился, взору открылись дали, жёлтые нивы и тёмно-зелёные перелески. Затем, перевалив холм, дорога стала спускаться в долину, и внизу мы увидели весьма симпатичную деревеньку. Это Хайта. От Сосновки до Хайты — 16 км.

Хайта — тюркское слово, означает «скалистое место», от древнего «хай» — «скала». Дорога спустилась в долину речки Хайтинки (на старых картах речка называлась Хайта, а теперь почему-то Хайтинка — уменьшительно) и повернула вправо — в сторону долины Белой. Проехали километр-полтора за деревню, переехали мост через Хайтинку и увидели оправдание топонимики — скалистые утёсы на противоположном берегу реки. Красота необычайная! Речка тихая, небо в ней отражается. Лес сосновый, кряжистый. Утёсы белые — известняки. Здесь начинается провинция месторождений каолиновых глин, кругом под хвойной шапкой скрывается бело-серая каолиновая «кора выветривания» — почти сплошное сырьё для гончарного и керамического производства. Богатые природные кладовые! Хайтинка — речка старая, петляет по долине большими меандрами, от утёса к утёсу, а вдоль реки петляет дорога, которая сначала поднимается в горку, вокруг сосновая чаща, затем начинается спуск с горы и неожиданно асфальт кончается — дальше грунтовка.

Через 5 километров от Хайты дорога вновь подходит к самой речке, и мы въезжаем в Мишелёвку.

по реке Белой

Долина реки Белой в Мальте

Мишелёвка — основана в в 60-х годах XIX века иркутским горным инженером Н.А.Мишелёвым, присланным сюда для разведки месторождения каолиновых глин. Постепенно здесь возникло целое поселение предприимчивых крестьян, которые стали заниматься гончарным ремеслом. Каолиновая глина, или каолин, состоит, главным образом, из минерала каолинита — гидросиликата алюминия. Каолин используется в производстве фарфора и других видов керамики как основное сырьё. Фарфор получают из первородной глины в смеси с добавками (кварцем и полевым шпатом) путём спекания при высокой температуре — до 1500 градусов. Кроме керамики, каолин используется в отбеливании высококачественной бумаги (причём, чем больше в бумаге каолина, тем лучше бумага), производстве фаянса и многих других производствах. Ценное сырьё! А месторождение на Хайтинке богатое. В 1869 году два брата — предприимчивые крестьяне из местного села Узкий Луг Данила и Филипп Переваловы, поставили в Мишелёвке фарфоровую фабрику. Всего через несколько лет они, бывшие крестьяне, превратились в богатых и уважаемых купцов Переваловых. А фарфор, который они производили, назывался Переваловским. К концу века считалось, что это второй в стране фарфор по качеству после петербуржского! Не раз Переваловы получали медаль на Нижегородской Ярмарке «За хорошее качество продукции». Эта фарфоровая фабрика и есть та самая, которая нынче называется «Хайтинская». Только нынче она не работает...

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

по реке Белой

Хайта

Улица Мишелёвская, по которой мы въехали в деревню со стороны Хайты, довольно симпатична — дома крепкие, заборы пока ещё стоят. Здесь Мишелёвка лепится на склоне высокого берега реки. Однако в боковых улочках, спускающихся к речке, видны следы обнищания и запустения: разрушенные крыши и упавшие заборы. В Мишелёвке сейчас около 8 тысяч жителей, на фарфоровом заводе работало около 3000 человек, т.е. в каждой семье есть работник завода — специалист в области производства фарфора! Вы представляете, какой социальный и духовный климат в этом посёлке, где все (!) кормильцы остались без работы! Мы проехали километра полтора вдоль реки, и дорога спустилась вниз — к заводу. На развилке дорог, как обычно — автобусная остановка и магазин. Традиционная методика — идём в магазин, чтобы получить свежую информацию из «первых уст». Продавец — полная женщина уже в годах, красивая, лицом напоминает Лидию Федосееву-Шукшину, очень приветливая, лучистая — с радостью рассказывает нам о себе и посёлке. Сама она, даже представить трудно, — дипломированный художник по фарфору с многолетним стажем! А стоит уже несколько лет и кастрюльками торгует. Говорит, что впервые серьёзно завод остановился в 2000 году — после значительного повышения цен на мазут. Поскольку печи завода работают на мазуте, то выпуск фарфора стал нерентабелен, невозможно стало конкурировать с дешёвым китайским фарфором, который наводнил все рынки и торговлю. У завода образовались большие долги за мазут — несколько десятков миллионов рублей. После акционирования предприятия областная администрация выставила акции на торги. Часть пакета была продана частным лицам, ненадолго завод заработал, но вскоре встал опять. В 2004 году сначала контрольный пакет, а затем и все 100% выкупил предприниматель из Ангарска — Владимир Васильевич Щульц, который сейчас выдвинул инвестиционный проект (он есть на сайте Иркутской областной администрации в разделе «Инвестиционные проекты») о переводе завода с нефтяного мазута на другой вид топлива — генераторный древесный газ. Себестоимость продукции должна при этом радикально снизиться и сможет противостоять китайскому фарфору. Пока неизвестно, в каком состоянии дело находится сейчас.

по реке Белой

Мишелевка

Когда мы выходили из магазина, на остановке собрался народ, — видимо, скоро должен был подойти рейсовый автобус. Лица у людей были, я бы сказал, злые, если не свирепые, некоторые были пьяны... Эти люди никому не нужны... Темная аура сгустилась над Мишелёвкой! А в 2001 здесь ещё и бедствие было, — летний паводок разрушил 30 домов, и люди остались без крова. Беда никогда не приходит одна! От магазина мы подъехали к фарфоровому заводу — высокий бетонный забор, ворота закрыты, — даже сфотографировать нечего.

ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

по реке Белой

Мишелевка

От Хайтинского завода, мимо здания местной администрации, мы проехали к широкому железобетонному мосту через Белую. Здесь наш путь лежит на другую сторону реки, наша следующая цель — старинное село Бельск. С моста в Мишелёвке открываются прекрасные виды — река широкая, простор, вверху курчавые, одетые лесом острова. Сделали несколько снимков — и «вперёд!». За мостом дорога поворачивает налево — вверх по Белой речке, здесь старый, выбитый асфальт, а километра через полтора — поворот направо — пыльная грейдерная дорога уходит вдаль от реки и круто поднимается в гору. Дело в том, что выше Мишелёвки по реке крутые сопки подходят вплотную к реке, начинаются прижимы и вдоль реки на Бельск не проехать. Пробег по Мишелёвке составил 7 км — «здоровая» она. Подъем всё круче и круче — вокруг зелёные склоны холмов, перелески на гребнях. Очень красивые места. После небольшого поворота влево, кажется, дорога уходит прямо в синее небо, вдруг выскакиваем на вершину холма и дух захватывает от необъятности и красоты далей. Где-то у горизонта в мареве синеют далёкие леса — нам туда. Кажется, там вдали — счастье. Несколько сопок, и дорога начинает спускаться вниз. Где-то здесь проходит граница административных районов Иркутской области — мы незаметно из Усольского района «переползли» в Черемховский. Слева между соснами показалась красивейшая излучина Большой Белой. Остановился сделать снимок. Да здесь уже, можно сказать, Большая Белая, потому что в километре от той излучины в реку впадает Малая Белая — крупнейший правый приток. Ещё чуть вниз и открывается панорама Бельска. Очень красиво — кажется, что Бельск — благодатное место. Урочище Бельска очень живописно — излучина реки в виде буквы S, дельтовидный обширный луг, на котором расположилось село, а позади тёмные сосновые сопки.

СРЕТЕНСКАЯ СЛОБОДА

по реке Белой

Башня Бельского острога

Бельск — старинное село, основано казаками в 1691 году. В «Чертёжной книге Сибири», составленной С.Ремезовым в 1701 году, это место обозначено как «Сретенская Бельская слобода». Был здесь острог поставлен и церковь, именованная Сретенской, что дало название слободе. Жили здесь и служилые, и посадские, и пашенные... Нынче остались, видимо, только последние.

Спустились с бугорка в Бельск. Девять километров от Мишелёвки вышло. Внизу не так живописно и радостно — вид деревни довольно неопрятный. На главной улице асфальт, но обочины грязные, пыльные, размываемые в дождь до чёрной жижи. В центре села сразу два магазина, но не весёлые они какие-то, навевающие тоску. И китаянка какой-то одежонкой и тапочками торгует у забора. Заговорили с женщинами на обочине — говорят, да, было плохо лет десять подряд, но сейчас «забрезжил рассвет новой жизни». А дело в том, что умирающий Бельский совхоз был куплен ОАО «Белореченское». Гавриил Франтенко решил и сюда жизнь вдохнуть. Вроде денег много выделено — миллионов пятнадцать. Уже свиноферма заработала «на всю катушку» и на зерновом фронте работа началась. Многие люди, уже терявшие надежду, получили работу, смогли собрать в школу детей к 1 сентября!

по реке Белой

Бельск. Вид с мишелевской дороги

Спросил у женщин — есть ли дальше дорога вдоль берега? И как проехать на Сутупово (на нашей старинной карте, опять таки, есть дорога по берегу прямо от Бельска до Сутупова)? Женщины сказали, что дальше по берегу тупик — прижим на реке, напротив впадения Малой Белой, и никаких дорог нет. Как проехать на Сутупово, не знают. Естественно, «тёткам» мы не поверили и поехали проверять. Главная улица закончилась и плавно перешла в луговой грязный просёлок с глубокими колеями, который вообще постепенно затерялся среди ям и кочек... «Штурман» очень удивился: «Точно говорят бабы — тупик». А я ему: «Бабы, бабы... Ты штурман или кто? Отвечай, как на Сутупово ехать?». «Дай карту...Блин, однако назад надо возвращаться...».

КРИВОЙ СКАЗАЛ — НАЛЕВО

по реке Белой

Луга за Мишелевкой

Что делать — вернулись к началу Бельска, стали расспрашивать народ. Узнали, что при въезде в Бельск нужно сразу, на первом перекрёстке, поворачивать направо. Это уходит дорога на Черемхово, а от неё отходят дороги на ВСЕ окружающие деревни! Дорога поднимается на гору, а на горе стоит водокачка, у водокачки мужик — наливает в бочку воду. Подъехали к нему на разведку дороги. Давно я не встречал «такой морды» — глазки-буравчики, хитрые-хитрые и злые какие-то, сам какой-то морщинистый, корявый и ощущение от него неприятное какое-то — камень за пазухой, говорят про таких... Вспомнились знаменитые слова песни — «там живут несчастные люди-дикари, на лицо ужасные, добрые внутри». От этого я несколько успокоился. «Ехай у кгору, на пэрвэм павароти налево у поля — там Елань, там успросишь дальше...» — сказал «кривой», как я его мысленно «окрестил». Поехали «у кгору». Первый поворот влево «попался» только через 14 километров, когда надежда была уже потеряна, и мы считали, что «кривой» соврал! А на нашей карте от Бельска до Сутупова всего 17 км. К нашему счастью, слева по полю вдоль леса полз «Газон» с сеном. Выполз на наш перекрёсток, «тормозим» его, спрашиваем. Водитель, пожилой седоватый мужчина — доброжелательно улыбается и полностью обнадёживает нас, что да, доедем по этой дороге до Елани, а дальше до Сутупова, а дальше до Парфёнова, ну а потом и до Русской Алари. «Штурман» опять удивляется: «А кривой-то не обманул...». Странно, что на нашей карте ни дорог этих нет, ни деревень — ни Елани, ни Парфёнова... Ну, тронулись (в прямом и переносном смысле)! Начинается настоящее приключение — едем «в никуда».

по реке Белой

Поворот на Елань — где-то здесь Сутупово

Дорога спускается с горки в глубокую низину, и за лесом открывается Елань — всего 2 километра от «трассы» Бельск-Черемхово. Елань находится в какой-то заболоченной низине — вокруг мокрые ложбины, вид деревни — крайне убогий, жуткие «вечные» зелёные лужи в грязи, заборы покрыты зелёной плесенью... У большой усадьбы стоят несколько человек еланцев — типичная деревенская семья. Подъезжаю тихо, потому что дорога изрыта ужасно, и через открытое окошко слышу ропот: «Городские, городские...». На вопрос, как попасть в Сутупово, бойкая деревенская тётка, жестикулируя, как итальянка, говорит: «Туда, потом туда, потом туда!». Тупо поворачиваюсь к «штурману»: «Ты понял?». Говорит, что понял, мол, давай, трогай, не теряй времени. Строго по указаниям «штурмана» выехал в поле, проехал по полю, затем повернул в поле... Покинули Елань... Елань мы «взяли наскоком», почему-то даже сфотографировать не успел. Да, в общем-то, зачем фотографировать такой развал...

Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Продолжение в следующем номере

Автомаркет+Спорт № 36




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика