Опыт Эксплуатации Нива ВАЗ-21213
История одной Нивы
ДЕКАБРЬ 2004-го. ЗНАКОМСТВО
Последний месяц прошлого года не предвещал покупки нового автомобиля. Приближались новогодние праздники, а одометр моей 18-летней Corolla благополучно перевалил за 160 тысяч, а мой водительский стаж составлял более полутора лет. И все бы меня радовало в жизни, если бы не преклонный возраст моего автомобиля.
Однако никаких перспектив не было. Ровно до того дня, как на горизонте объявился родственник с полуубитой «Нивой». Обменять старушку-«японку» на отечественный внедорожник 12-ю годами моложе мне казалось очень соблазнительным. Благо и родственник в душе оказался большим поклонником японского автопрома, поэтому на бартер согласился без колебаний.
И вот 25 декабря, после всех необходимых операций в ГАИ, я пополнил число нивоводов-любителей, а родственничек, соответственно, почитателей японского second-hand. Когда поутихла радость от покупки, состоялось более тесное знакомство. Женя, это «Нива». «Нива», это Женя. Будем знакомы. Данный экземпляр советского джипостроения представлял унылое зрелище: покрытый многолетним слоем пыли и грязи, сине-зеленый цвет почти не просматривался; на обеих дверях — внушительных размеров царапины — это бывший хозяин в состоянии легкого опьянения въезжал в ворота гаража; колеса представляли зрелище жутковатое: ржавые диски, резина абсолютно лысая — не менялась еще с завода; салон страшный и сырой. Запуск мотора от принесенного аккумулятора, обнаружилось отсутствие полноценного глушителя, проще говоря, последний не справлялся с возложенными на него функциями. На ходу «вылетали» 3-я и 5-я передачи, а грохот при движении стоял просто неподражаемый. И еще многое другое. Целый полигон для применения фантазий, рук и финансов. Не скажу, что я был разочарован, меня поддерживала уверенность отца: сделать из этой машины «конфетку». И мы действительно ее сделали, но обо всем по порядку.
ЯНВАРЬ 2005-го. НАЧАЛО
Конечно, зима не лучшее время для езды на малознакомом, «необъезженном» автомобиле, но любовь к экстремальному времяпрепровождению заставляла меня испытать внедорожный потенциал «Нивы». Пришлось, правда, сделать некоторые капиталовложения: поставить вкруговую колеса на R14 с размерностью резины 205/60 (против прежних 175). Не сказать, что автомобиль стал намного ниже, всего на 1,5 см. Смена глушителя также положительно отразилась на характере «Нивы». Чтобы сделать автомобиль более приземистым, поставил огромные зеркала-лопухи. На облагораживание салона ушло еще 5 тысяч рублей: полочка, закрывающая багажный отсек, пластиковые держатели оной, чехлы, простенькая магнитола, коврики. Дополнительно, при минус 20 градусах, в гараже был произведен капремонт всех сидений (невероятно хлипкая стальная конструкция сидений — укор инженерам АвтоВАЗа), пол застлан ковролином, задача которого — снизить шум в салоне. Возиться с коробкой передач в такой мороз не хотелось, поэтому начал ездить без 3-й (5-я зимой вообще самоубийство). Чтобы 3-я не «вылетала», ее приходилось придерживать рукой, хорошо что она не самая ходовая.
Внедорожный потенциал «Нивы» я решил испытывать на даче, в 60 километрах от Иркутска, где зимой по своим нехитрым делам перемещаются лишь УАЗики да лесовозы. Лесовозную трассу я прошел без проблем, а вот с заснеженной целиной не справился. Может быть, сыграло свою роль отсутствие опыта применения блокировки и пониженной, или то, что на машине была всесезонка, да к тому же отечественного производства. Так или иначе «Ниву» я «посадил», причем качественно. Поработав на совесть саперной лопаткой и проклиная на чем свет стоит несчастный автомобиль, я уже в сумерках, напрягая все 80 лошадей, с помощью «какой-то матери» выбрался из этой западни.
Мои первые простые выводы: «Нива» — это «бешеная табуретка», автомобиль больше пригодный для сельской местности, чем для города. Очень теплый, при минус 20 в салоне просто жарко. Однако, мягко говоря, тесновато, посадочная формула скорее 2+2. Впечатления омрачает коробка — жду, когда потеплеет.
МАРТ 2005-го. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
В солнечные весенние дни продолжалось мое знакомство с технической стороной автомобиля, причем преимущественно снизу, а точнее, в яме гаража. Именно тогда было сменено масло во всех агрегатах. Много «теплых» слов было сказано в адрес прежнего хозяина, когда мы обнаружили, что в заднем мосту, а также в раздатке масла почти нет, а ту субстанцию, что, вываливалась кусками, маслом не назовешь никак. Залили обычное трансмиссионное масло во все узлы. В двигатель — «Навигатор 10W40» от ЮКОСа, (как потом оказалось — ненадолго). Дошла очередь и до коробки: сменили вал привода — держался на двух болтах, от двух других остались одни прикипевшие головки; и пятую передачу в сборе (третья нареканий не вызывала, и после сборки все встало на свои места). Попутно выяснилось, что впереди у меня — амортизаторы Monroe, а вот задние обычные «нивовские», похоже, приказали долго жить. Что ж, возьмем на заметку.
Теперь за руль можно держаться обеими руками: на пятой передаче разгонялся до 130 по Байкальскому тракту: понял, что это предел. После «тойотовских» 160-170 это грустно.
У 213-й «Нивы» очень короткая база; если на бездорожье — это неоспоримое преимущество, то на трассе, особенно в гололед — способствует заносам. Руль приходится «подлавливать», а иногда и довольно серьезно.
МАЙ 2005-го. РЕМОНТ
В конце апреля выпал снег, и именно в этот день я понял, что автомобиль мой «закрылся» всерьез и надолго. Двигатель «стуканул» в тайге, в полусотне верст от Иркутска. Началось все со стука и скрежета в моторном отсеке, буквально через несколько минут загорелась лампа давления масла. При подъеме оборотов до 1000 лампа гасла, через пять минут предел стал 1500, а затем и вовсе 2000 оборотов. Посчитав такой признак несовместимым с жизнью, я решил судьбу не искушать и, оставив «Ниву» под присмотром, добираться до города. Доставить «Ниву», автомобиль весом в 1200 кг (тогда мне показалось, что все две тонны), удалось Nissan Terrano. Море солярки сжег «японский трактор» в таком внедорожном режиме, но с задачей справился.
|
Предстоял капитальный ремонт двигателя. Выяснилась и причина поломки: рассыпавшиеся кольца, остатки успокоителя цепи и еще, Бог знает, чего перекрыли подачу масла в масляный насос, но вкладыши на коленвале провернуть не успели. И если коленвалу предстояло еще служить и служить при добросовестной замене вкладышей, то поршни этим похвастать не смогли. Один из них прогорел насквозь, что привело к задирам на гильзе. И как итог — расточка блока в специализированном сервисе. В головке блока замене подлежали распредвал, клапаны, маслосъемные колпачки. В целом на комплектующие, а почти все они немецкого производства, было затрачено чуть более 7 тысяч. Уверен, что в любом сервисе ремонт такого масштаба обошелся бы раза в два дороже плюс невосполняемые нервные клетки.
На третий день ремонта, когда были установлены все важные комплектующие — полупомпа, вентилятор и стартер, а клапаны на совесть отрегулированы, залили «Лукойл Стандарт». «Нива» завелась. Погоняв двигатель на разных режимах, уже под вечер своим ходом выехал из гаража-операционной. Что ж, можно сказать, операция на сердце прошла успешно.
Обещанной профессионалами задумчивости при разгоне я в полной мере не почувствовал — так, семечки, лишь первая сотня. Однако ж движитель больше 3000 оборотов при обкатке не раскручивал.
По всей вероятности, май оправдывал свое имя; и чтобы жизнь не казалась малиной, моя «Нива» приподнесла еще один сюрприз — в виде высыпавшегося ШРУСа с левой стороны. Что ж, «гранате» была произведена замена. Германский аналог вытянул из бюджета полторы тысячи. Не откладывая в долгий ящик, сразу же решили перетрясти подвеску, которая зимой еще мало-мальски справлялась со своими функциями, а вот с наступлением весны, в так называемый период дорожно-ремонтных работ, содрогалась на ухабах металлическим лязгом каждого сочленения. Как оказалось, не мудрено, замене подлежали сайлент-блоки, четыре шаровых опоры, рулевая тяга в сборе и маятник таковой. В задней части кузова замене подлежали лишь амортизаторы, каковые я и заменил за 45 минут на германские Master Sport. Апогеем капремонта подвески стала регулировка углов установки колес, выполненная в специализированном сервисе.
Теперь ездовые качества «Нивы» нареканий не вызывают. Ход стал плавным: продольной раскачки не стало — амортизаторы великолепно справляются со своей задачей. И язык уже не поворачивается обозвать «Ниву» «бешеной табуреткой».
АВГУСТ 2005-го. «ЛЭНД НИВЕР»
Последнее, что отталкивало в автомобиле — это ее внешний облик. Серый, вернее сине-зеленый, «кубик» на колесах, лишенный всякой индивидуальности, каких по Иркутску бегают сотни. «Коцки» на дверях почти не видно из-за слоя грязи. Вылет колеса — 30 мм, поэтому проезд любой, даже самой незначительной лужи оставляет свой отпечаток на боках.
Двери зашпаклевали и выровняли за день, благо опыта в этом деле предостаточно. Закономерно встал вопрос о покраске, решить который не хотелось бы примитивно. Сине-зеленому цвету мы предпочли черный, в аккурат до ручек дверей, а дальше уже родной цвет. Плюс пара молдингов по бортам.
Теперь слово о внешнем тюнинге (но не в буквальном понимании этого слова — «надстройка», «доводка» двигателя). Наверное, ни на один российский автомобиль не выпускается столько деталей пластикового обвеса, способного кардинально поменять облик авто, сколько этого добра есть на «Ниву» (стоит заметить, правда, очень сомнительного качества). Все, чего душа пожелает, и на любом авторынке города.
Душа пожелала в первую очередь, конечно же, расширителей колесных арок, пластик на задние фонари, фальшрадиаторную решетку а-ля «Чероки» (хотя, возможно, и не совсем для «Нивы» — много нестыковок в креплении) и пластиковый отбойник на капот.
Мечтал украсить свою «Ниву» «кенгурятником» и навесным запасным колесом. Не устроила цена последнего — 3500 рублей — дороговато. Пришлось пойти альтернативным путем. Несколько дней раздумий, схематичный чертеж на бумаге, трубы и сварочный аппарат — и вот конструкция готова, причем намного жестче заводской (проверяли с заводским аналогом, последняя начинает конвульсионно трястись уже на 80-90 км). В довесок к запаске отец изготовил лестницу на заднюю дверь. Не уверен, что данное устройство будет когда-либо востребовано, но обладание единственной в городе «Нивой» с лестницей приятно воздействует на самолюбие.
На этом работы по созданию эксклюзив-«Нивы» не закончились. Увидев еще позапрошлой весной на автосалоне в «СибЭкспоЦентре» Land Cruiser с лебедками на задних колесах («Крузак», правда, был старательно закидан черноземом с окрестных полей, но это не помешало мне разглядеть искомое), мы изготовили аналогичные. Ноу-хау для «Нивы». Принцип работы прост, как мычание: трос крепится на задних колесах лебедками с одной стороны, а с другой — за неподвижный упор (дерево, столб или вбитая в грунт труба) позади автомобиля. Включается задняя передача — и «Нива» сама себя вытаскивает, как тот пресловутый Мюнхгаузен.
Одним словом, обещанный полигон для рук, фантазий и финансов мы получили. Постарались преобразовать банальную «Ниву» в какое-то подобие «Лэнд Нивера». Последними капитальными вложениями послужили аккумулятор Topla, сигнализация с центральным замком и тонировка задних боковых стекол (тонировать передние я благоразумно отказался, имея прецеденты с ГАИ в период эксплуатации наглухо затонированной Corolla). За неполный год эксплуатации сумма средств, вложенных в «Ниву», чуть-чуть не дотягивает до ее первоначальной стоимости. От прежнего автомобиля мало что сохранилось, если даже бывший хозяин, увидев эту «Ниву», впал в депрессию и с медицинской точки зрения был очень плох.
СЕНТЯБРЬ 2005-го. ПРОЩАНИЕ
Воистину говорят: пути Господни неисповедимы. Я убедился в этом в одно из теплых сентябрьских воскресений, когда, как обычно, приехал на авторынок в Рабочем просто побродить по автомобильным рядам (хобби у меня такое.) И ничем бы этот выходной не отличался от остальных, если бы в момент, когда я собирался уезжать, ко мне не подошел коренной житель соседствующей с нами республики и не сделал предложение, «от которого нельзя отказаться». Всему этому, видимо, предшествовали безуспешные поиски на рынке автомобиля с колесной формулой 4х4 и шильдиком «Лада» на решетке, и поскольку на мое счастье выбор в тот день был невелик, гость нашего города возжелал приобрести именно мою автомашину. Перечить было бы с моей стороны верхом безрассудства (не дай Бог, передумает!), и, не откладывая дела в долгий ящик, мы на следующий день оформили договор купли-продажи.
Так закончилась для меня эпопея с «Нивой». На смену ей придет (я думаю) драгстер того же тольяттинского производства. Но это уже другая история.
SANEK (Sanek_Z@bk.ru)
Автомаркет+Спорт № 36
|