Экспертиза Масляные Фильтры
Вскрытие Покажет
Как известно, масло, циркулирующее по системе смазки двигателя, необходимо фильтровать от продуктов окисления, сажи и частиц износа деталей. Именно эти задачи и выполняет масляный фильтр. В большинстве современных двигателей они полнопоточные — все масло, циркулирующее по системе смазки, проходит через него. От конструкции и качества масляного фильтра зависит долговечность двигателя. Но если конструкция сейчас у всех одинаковая, то с качеством иногда возникают проблемы.
|
Штора, клапан, качество изготовления VIC дают полную уверенность в надежности. А вот фирменный фильтр Toyota для легких условий эксплуатации вызывает больше сомнений, чем уверенности |
Автомобильный масляный фильтр состоит из фильтрующего элемента, обратного и перепускного клапана, объединенных в одном корпусе. Чаще всего в качестве фильтрующего элемента применяется специальный картон с особой пропиткой, который укладывается гофрами в многолучевую «звезду», закрытую с торцов. От качества приклейки картона к фланцам зависит степень фильтрации. Если проклейка не сплошная, то неочищенное масло будет попадать к деталям двигателя, ускоряя их износ. Когда клеевой шов слабый, то давлением масла может его повредить, и опять же неочищенное масло будет попадать в систему смазки. Укладка фильтровального картона в «звезду» применяется для увеличения рабочей поверхности: чем больше площадь фильтрующей шторы, тем дольше будет работать фильтр. Распространено мнение, что многочисленные производители фильтров используют одинаковый картон, пропитывая его «фирменными» составами.
При полном засорении фильтровального картона продуктами окисления и износа двигатель может вообще остаться без смазки. На этот случай в фильтре предусматривается перепускной клапан, пропускающий неочищенное масло в систему смазки. Этот же клапан поможет в случае применения слишком густого масла или его застывания при низкой температуре, когда оно не в состоянии пройти через фильтр.
Обратный клапан в фильтре предусмотрен для предотвращения стекания масла из системы смазки, чтобы после пуска двигателя давление в ней быстрее достигало рабочего значения. О качестве работы обратного клапана можно судить по тому, как быстро гаснет индикатор аварийного давления масла на панели приборов («масленка») после пуска двигателя. Считается, что если «масленка» горит меньше семи секунд, то все в норме. Идеально, когда она гаснет сразу после пуска двигателя.
На иркутском рынке количество брендов фильтров перевалило за два десятка, и в среде автовладельцев часто обсуждаются их потребительские качества. Мы решили провести собственную экспертизу масляных фильтров и посмотреть, чему можно доверять. В качестве эксперимента выбран фильтр для двигателей Toyota с индексом С-110, которым обозначает его фирма VIC (она представлена японскими и корейскими изделиями, причем первые в два раза дороже, а вторые ввиду низкого качества пользуются низким спросом — в продаже удалось найти только один экземпляр, а так как нам требовалось как минимум два изделия, покупать его не стали).
Приобретенные фильтры были продемонстрированы специалистам: два «оригинала» Toyota были признаны подделкой из-за закрытой на сгиб, а не заклеенной коробки. Дополнительно были приобретены необходимые изделия опять же для двух видов — для легких и тяжелых условий эксплуатации.
TOYOTA 90915-10003 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 350-420 руб.
Коробка закрывается на сгиб, иероглифами и по-английски указаны индексы двигателей для применения. Аккуратное изделие черного цвета с четкими надписями, фланец закрыт пленкой с язычком для вскрытия и проколот для вентиляции. Уплотнительное кольцо красно-коричневого цвета фигурной формы с надежной фиксацией смазано консистентной смазкой. Обратный клапан оранжевого цвета, сквозь центральное отверстие хорошо виден перепускной клапан. Отверстия обратного клапана с заусенцами, резинка клапана прилегает по большому диаметру. Фильтрующий элемент цельноформованный из мелкопористого материала, вроде строительной пены, сухой, легко крошится ногтем. Форма фильтрующего элемента — 12-лучевая звезда с пластмассовым стаканом-каркасом внутри. В дне стакана перепускной стальной клапан большого диаметра. Опирается фильтрующий элемент на дно корпуса через фигурный стальной пружинящий фланец. Обратный клапан в верхней части разделен с фильтрующим элементом легковесным картонным 6-лучевым фланцем, назначение которого, скорее всего, центровать фильтрующий элемент в корпусе. Если не знать, что Toyota уже несколько лет применяет масляные фильтры с цельноформованным фильтрующим элементом (наряду с картонным), то изделие можно было бы принять за подделку — слишком мала, на первый взгляд, площадь фильтрования.
TOYOTA 90915-YZZC5 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 200-250 руб.
Коробка закрывается на сгиб, надписи аналогичные, что и на предыдущем фильтре. Высота коробки на 3 мм меньше. Внешне фильтр очень похож не предыдущий, только чуть короче и легче. Уплотнительное кольцо фигурное, черного цвета, смазано консистентной смазкой и надежно зафиксировано. Обратный клапан черного цвета, сквозь отверстие четко видно отсутствие перепускного клапана. Отверстия обратного клапана с заусенцами, вокруг них сталь фланца покрыта ржавчиной. Резина клапана такой же формы, что и у предыдущего и так же прилегает по большому диаметру, но заметно жестче. Между фильтрующим элементом и клапаном ничего нет. Сам элемент из того же материала, что и предыдущий, и на таком же стакане, только лучей уже не 12, а 9, группами по три. Он опирается непосредственно на дно корпуса. Если у предыдущего фильтра площадь фильтрации вызывает недоумение, то у этого она еще меньше, соответственно меньше и время его полноценной работы. Продавцы утверждают, что это фирменные фильтры, только для легких условий эксплуатации и теплого климата. Может, оно и так, но официально такие фильтры нигде не значатся, их обозначений нет даже в списке аналогов других производителей фильтров (предыдущий есть). После разбора такого фильтра становится ясно, что он эффективно полный срок не отработает, а засорившись, оставит систему смазки двигателя без масла из-за отсутствия перепускного клапана. Без смазки будет работать двигатель при применении густого масла в холода, по крайней мере, до того момента, пока масло не разогреется. Так что, если об особенностях этого фильтра не предупредит продавец, недалеко до беды.
M Filter MH3347 ФинлЯндиЯ, 200 руб.
Коробка, закрываемая на сгиб, значительно больше самого фильтра — так что она даже помялась. Фильтр окрашен эмалью «металлик» золотистого цвета. Аккуратное изделие, с закрытым пленкой фланцем, но под пленкой сталь покрыта ржавчиной. Уплотнительное кольцо черного цвета прямоугольного сечения неплохо зафиксировано в пазу. Обратный клапан тоже черного цвета. Единственный фильтр, не имеющий на днище 14-гранника для отворачивания съемником. Резина обратного клапана мягкая и поджимается подпружиненным фланцем, что придает уверенности в хорошей работоспособности узла. Обратный клапан пластмассовый, сферической формы, прижимается пружиной и, несмотря на небольшой перекос, «сидит» плотно. Фильтрующий элемент площадью 68 тыс. кв. мм из картона желтого цвета, концы которого склеены. К стальным фланцам фильтрующий элемент, уложенный не идеально, приклеен надежно. Масло вряд ли найдет лазейку мимо фильтра и в процессе работы повредить его не сможет.
ЗIC С-110 ОЕМ 990915-10001 КореЯ, цена 70 руб.
Первая буква в обозначении этого фильтра больше похожа на кириллицу, чем на традиционную Z. На упаковке есть номера японских фильтров, аналогами которых он является. На коробке инструкция на русском языке по установке и очень мелкий рисунок, показывающий конструкцию изделия. Фланец закрыт плёнкой, уплотнительное кольцо фигурного сечения хорошо закреплено, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана с заусенцами, его резина, прилегающая по большому диаметру, жесткая. При температуре около 0 градусов становится еще жестче. Картон фильтрующего элемента, площадью 73 тыс. кв. мм, желтого цвета, тонкий на ощупь, соединен в кольцо склейкой, не выдержавшей наших манипуляций. Не критично, но настораживает. Фланцы фильтрующего элемента стальные, неплохо приклеенные. Обратный клапан пластмассовый, типа ВАЗ, расположен внутри фильтрующего элемента. Последний поджат пружиной.
SACURA C-1139 ЯпониЯ, цена 60 руб.
На коробке, кроме обозначения фильтра, надпись Toyota 90915-03001 (номер аналогичного фирменного фильтра). Аккуратный, светло-серого цвета фильтр с четкими надписями, фланец закрыт пленкой без отверстия, на пленке нанесены названия фирмы и логотип, а также надпись Genuine Filter. Уплотнительное кольцо фигурное, черного цвета, надежно зафиксировано, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана с заусенцами, сам клапан прилегает к фланцу по большому диаметру и чем-то напоминает ЗIC. Фильтрующий элемент из картона светло-коричневого цвета, площадью 70 тыс. кв. мм, тоже напоминает ЗIC. Концы картонной шторы заделаны стальным зажимом, со стальными фланцами картон склеен надежно. Внутренний стальной стакан фильтрующего элемента со спирально расположенными мелкими отверстиями, величина которых вызывает сомнение в работоспособности фильтра при густом масле. Фильтрующий элемент опирается на дно корпуса через мощную пружину и стальной фланец.
RABBIT RB-154 C-110 КореЯ, цена 60 руб.
На коробке приведены номера аналогичных фильтров Toyota, есть инструкция по установке на русском языке и рисунок с описанием конструкции. Аккуратное, черного цвета с четкими надписями изделие. Фланец закрыт пленкой с отверстием и большим язычком для отрывания. Черное уплотнительное кольцо фигурной формы установлено надежно. Обратный клапан красного цвета. Отверстия обратного клапана с большими заусенцами, сам клапан прилегает по большому диаметру. Светло- оранжевого цвета картон фильтрующего элемента имеет площадь 71,5 кв. мм, ее концы склеены, а торцы прочно соединены со стальными фланцами герметиком. Перепускной клапан находится внутри корпуса фильтрующего элемента, а сам корпус опирается на дно через подпружиненный фигурный фланец.
VIC С-110 ЯпониЯ, цена 150-175 руб.
Аккуратная коробка с заклеенной крышкой и с номерами аналогичных фильтров Toyota, на японском и английском языках приведены марки и рабочие объёмы двигателей и года выпуска автомобилей, на которые устанавливается фильтр. Черный корпус фильтра с четкими надписями на английском и японском языках. Фланец закрыт пленкой с язычком и с отверстием, резьба во фланце имеет свою особенность, каждый ее виток как бы раздвоен — это своеобразный способ предотвращения отворачивания. Черное уплотнительное кольцо фигурной формы надежно закреплено, обратный клапан коричневого цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, резина клапана мягкая, прилегает по большому диаметру. Картон фильтрующего элемента площадью 78,1 кв. мм, его концы соединены стальным зажимом, а к стальным фланцам он приклеен прочным герметиком. Обратный клапан стальной небольшого диаметра с несильной пружиной расположен внутри фильтрующего элемента, который опирается на дно через стальной фигурный фланец. Интересная особенность — на верхнем фланце фильтрующего элемента написана модель фильтра С-110 и дата его изготовления.
Fram PH 4967 Евросоюз, цена 150-170 руб.
На коробке большего, чем фильтр, размера на английском языке приведены модели автомобилей и двигатели, на которые устанавливается этот фильтр. Корпус фильтра меньшего, чем обычно, размера окрашен в черный цвет с хорошо читаемыми надписями. Пленки, закрывающей фланец, нет, уплотнительное кольцо черного цвета прямоугольного сечения держится неплохо, клапан обратного клапана также черного цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, со следами их зачистки. Резина клапана тонкая, мягкая, прижимается штампованной пружиной сложной формы по большому диаметру, но, похоже, прилегает к фланцу всей своей поверхностью. Перепускной клапан с резиновым седлом находится внутри фильтрующего элемента. Последний из неплохо уложенного картона желтого цвета скреплен стальной пластиной, со стальными фланцами и со стальным стаканом внутри, хорошо герметизирован и имеет площадь 67,2 кв. мм. Фильтрующий элемент к фланцу поджимается пружиной.
SCT SM 106 ГерманиЯ, цена 90 руб.
На коробке указаны аналоги фильтра: Mann, Champion, Filtron и Fram, а также марки, модели и двигатели, на которые фильтр устанавливается. Корпус фильтра синего цвета с четкими надписями и рисунками, поясняющими установку. Пленки, закрывающей фланец, нет, уплотнительное кольцо черного цвета, прямоугольного сечения, хорошо держится в пазу. Обратный клапан черного цвета. Отверстия обратного клапана без заусенцев, резина клапана мягкая и сложной формы, к фланцу прижимается по большому диаметру и фильтрующим элементом не центруется. Буртик резинки меньшего диаметра, чем у фланца фильтрующего элемента, но, похоже, это ни на что не влияет. Перепускной клапан внутри фильтрующего элемента с резиновым седлом. Фильтрующий элемент скреплен стальными фланцами и стальным стаканом внутри. Штора желтого цвета площадью 57,2 кв. мм уложена аккуратно, соединена в кольцо склейкой, хорошо скреплена и герметизирована со стальными фланцами и стаканом. На дно фильтрующий элемент опирается через изогнутый прямоугольный фланец.
Результаты испытаний маслЯных фильтров
| | Время горения индикатора «маслёнка» (сек.) |
Марка фильтра | Ориентировочная цена (руб.) | Первый пуск | Горячий двигатель | Холодный двигатель | Балл |
VIC C-110 | 150-175 | 2,0 | 0 | 1,7-2,4 | 5 |
M Filter MH3347 | 200 | 2,0 | 0 | 1,6-2,0 | 4+ |
Toyota 90915-10003 | 350-420 | 2,2 | 0 | 2,0-2,5 | 4+ |
Toyota 90915-10003* | 350-450 | 2,0 | 0,2 | 2,0-2,5 | 4 |
SCT SM 106 | 90 | 1,7 | 0 | 2,0-2,5 | 4 |
Fram PH 4967 | 150-170 | 1,9 | 0,2 | 2,1-2,7 | 4- |
Rabbit RB-154 C-110 | 66 | 2,3 | 0,3 | 1,9-2,8 | 4- |
Sakura C-1139 | 60 | 1,2 | 0 | 1,9-2,8 | 3+ |
ЗIC C-110 | 70 | 2,1 | 0,2 | 2,5-3,0 | 3 |
Toyota 90915-YZZC5 | 200-250 | 2,2 | 0 | 1,9-2,5 | 3- |
Toyota 90915-YZZC5* | 250 | 2,3 | 0 | 2,1-2,6 | 3- |
Примечание: * — фильтр в заклеенной коробке
TOYOTA 90915-YZZC5 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 250 руб.
|
Коробка с заклеенной крышкой, на ней иероглифами и на английском языке обозначение двигателей. Точная копия такого же фильтра, но в коробке, закрываемой на сгиб. Одно небольшое отличие все-таки нашлось, фланец с отверстиями обратного клапана с внутренней стороны покрыт ржавчиной, она даже на резине клапана отпечаталась. После близкого знакомства с таким изделием желания применить его не возникает, несмотря на фирменность и уверения продавцов о его пригодности для легких условий эксплуатации. У нас таких просто быть не может, даже летом.
ИСПЫТАНИЯ
Как в реальных условиях эксплуатации можно испытать масляные фильтры? Как наворачивается на штуцер? Туго, легко, на сколько оборотов? Через сколько секунд после первого пуска гаснет индикатор давления масла? Сколько секунд надо, чтобы давление пришло в норму при пуске горячего двигателя? Как поведет себя масленка-индикатор на панели приборов при пуске холодного двигателя? И не потечет ли масло из-под фильтра после его установки?
Сразу можно сказать — различия у фильтров имеются, но ни один не проявил запредельных наклонностей, масло не потекло ни у одного. Дольше трех с небольшим секунд «масленка» не горела ни с одним фильтром при любых обстоятельствах. Вот с наворачиванием на штуцер была неожиданность: ЗIC уперся во фланец уже после полутора оборотов, тогда как большинству для этого понадобилось более двух с половиной. Может быть, и этих 1,5 оборота будет вполне достаточно для нормальной работы. Но все-таки боязно и затянуть посильнее, и оставить незатянутым — а вдруг давлением масла резьбу сорвет.
Чтобы обобщить результаты работы, каждому фильтру выставлялись оценки по 5-балльной системе с плюсами и минусами. Результаты приведены в таблице. Кстати, на большинстве станций замены масел есть хороший выбор фильтров от самых недорогих до фирменных. Фирменные СТО работают, конечно, с фирменным товаром, но вряд ли откажут вам, если вы привезете с собой «любимый» фильтр. Правда, и ответственность в таком случае владелец автомобиля берет на себя.
Конечно, неплохо было бы проверить фильтры на степень фильтрации масла (величину пропускаемых частиц), давление срабатывания перепускного клапана, долговечность работы фильтра. К сожалению, оборудования, на котором можно было бы провести эти исследования, в регионе нет.
В заключение, практическое наблюдение. Перед установкой фильтра в него надо залить масло. Так вот, больше половины объема фильтра заполнять не надо, при заворачивании велика вероятность, что часть его вытечет. Если тонкой струйкой наполнить фильтр доверху, то потом подливать не требуется, масло впитается в картон, и будет необходимый уровень: картон смочен и быстро наполнится маслом с началом работы двигателя. |
TOYOTA 90915-1003 ЯпониЯ, Denso, Genuine Parts, цена 350-450 рублей.
Копия как снаружи, так и внутри фильтра с таким же обозначением, только в коробке, закрытой на склейку. Продавцы продают этот фильтр как изделие для тяжелых условий эксплуатации. Наши же условия для него, скорее всего, будут критическими.
Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт № 37
|