Перегон Иркутск-Чита
Идем на Восток
Часто доводится слышать от прибывающих «своим ходом» из Приморья людей, будь то профессиональные перегонщики или бродяги-путешественники, что «только бы до Читы добраться, а там уже идеальное шоссе хоть до самой Европы». Наверное, после штурма многокилометровых гравийных участков строящегося «Амура» любое проявление асфальта и впрямь кажется абсолютно ровным автобаном, но так ли хороша дорога на самом деле? Отчего бы не посмотреть собственными глазами, тем более что в свой первый российский рейс по федеральной трассе М-55 отправляется магистральный тягач Freightliner Classic с груженой фурой.
|
Настоящий зимний пейзаж на Култукском тракте возник совершенно неожиданно — в предгорьях по обе стороны перевала снега все еще нет |
На людей посмотреть, себя показать — наряду с непосредственно доставкой груза по назначению это стало неотъемлемой частью всего путешествия. Везде, где появлялся Classic, не было предела восторженным взглядам и многочисленным расспросам. Хотя чему тут удивляться — этот покрытый хромом заокеанский монстр не только красив сам по себе, но чрезвычайно редок. Достаточно сказать, что на момент его покупки во всей Северной Америке среди сотен выставленных на продажу Century Class оказалось только три Freightliner Classic — с этими машинами неохотно расстаются и там. Так что скопление зевак, облеплявших машину при остановках в более или менее обитаемых местах, дружно бросающие инструмент и синхронно поворачивающие головы путевые рабочие на железной дороге, крайне заинтересованные в технических характеристиках тягача гаишники — всего этого за два дня дороги досталось с избытком.
В начале большого пути
Иркутск провожает яркой солнечной погодой, словно желая счастливого пути и извиняясь за промозглую сырость последних дней. Оставшиеся после недавних дождей и мокрого снега лужи затянуты тонким льдом, на улице более чем свежо, но в кабине Freightliner тепло и уютно. За спиной каких-то пятнадцать тонн груза — колесные диски и резина, принадлежащие одной известной иркутской фирме. Часть груза предстоит оставить в Улан-Удэ, остальное с нетерпением ожидает Чита. Ну что ж, не будем медлить — вперед!
|
Пробка из более чем сотни автомобилей на переезде в Глубокой — зрелище для федеральной трассы нехарактерное |
Нет особого смысла подробно останавливаться на особенностях Култукского тракта — этот участок трассы хорошо знаком практически каждому иркутянину. Но в этот раз обилие закрытых поворотов и раллийных «шпилек» предстало на фоне настоящего зимнего пейзажа с глубокими сугробами по обочинам и солидными шапками мокрого снега на мохнатых лапах елей. Сколько именно осадков выпало на перевале, доподлинно неизвестно, однако снегоуборочная техника уже работает вовсю. Причем смена времен года произошла резко и совершенно неожиданно — с первыми метрами подъема поздняя осень с голыми деревьями и полянами жухлой травы уступила место снежному раздолью. Кто-то даже успел вылепить и поставить недалеко от кафе «Святой источник» (там, где стоит сплошь увязанное ленточками дерево) снеговика, но белый покров пока не в состоянии противиться силе солнечных лучей — весело бликующие при свете дня небольшие ручьи и лужи на трассе предупреждают, что до наступления зимы время еще есть. Как и о том, что с форсированием перевала лучше не медлить — первые сумерки готовы превратить воду в лед. Увы, быстрому подъему мешают КАМАЗы — как обычные, так и в эффектном «еврообвесе», они натужно гудят дизелями, изрыгая в воздух отнюдь не европейскую норму выхлопа, и при этом еле-еле тянутся в гору. Рельеф местности частенько заставляет и нас двигаться вслед за ними с черепашьей скоростью, но при каждом удобном случае Freightliner обходит их с приличным запасом ускорения.
|
Пост ГАИ в Слюдянке миновали благополучно, но две узкие «шпильки» на подъезде к нему заставили длинномер Freightliner выезжать на встречную полосу |
Железнодорожный переезд в Глубокой — одно из наиболее проблемных мест, а потому предупреждения о приближении к опасному участку начинаются заблаговременно: плакаты, таблички и даже растяжки между деревьями всячески рекомендуют быть внимательнее, а при отказавших тормозах свернуть в специально обустроенные разъезды. На самом переезде — пробка не менее километра в каждую сторону от ж/д путей. Вероятно, мы просто оказались здесь во время интенсивного движения поездов, но затор из более чем сотни автомобилей на федеральной трассе все равно впечатляет.
|
Слюдянка. Впереди по курсу — банальное в наших краях ДТП, основной причиной которого стало нахальное выруливание на главную дорогу |
Спуск с перевала вновь сопровождается сменой времен года — возвращается бесснежная осень. Теперь так будет до очередного штурма горных серпантинов, но случится это уже в Бурятии. Пока же минуем Култук, Слюдянку (без особых проволочек на посту ГАИ) и, очарованные открывшимся видом на далекий заснеженный Хамар-Дабан, продолжаем путь на восток. Впереди — мангутайский спуск, не самое приятное для дальнобойщиков место. Относительно прямая дорога с несколькими пологими и совсем не опасными поворотами в гололед превращается в настоящий каток, пройти по которому что вверх, что вниз без предварительной подсыпки решится далеко не всякий. Но гололеда еще нет, и мы благополучно прибываем в Утулик, где делаем короткую, но обязательную остановку у кафе «Полина» — это своеобразный чек-пойнт для водителей большегрузов, символизирующий либо начало, либо успешное преодоление серпантина.
|
Кафе «Полина» в Утулике — своего рода чек-пойнт для водителей большегрузов. Здесь начинается или заканчивается преодоление опасного серпантина |
Приближение к Байкальску первым начинает ощущать нос — кто здесь был, тот знает, что напоминает запах работающего БЦБК. Затем в работу включается зрение, успевающее заметить в сгущающихся сумерках широкие трассы горнолыжной базы и убогость городских бараков. Мрачно, а плетущийся перед самым капотом Freightliner со скоростью не выше 20 км/час Mark II с огромным жерлом глушителя только усиливает ощущение хаоса и безысходности. Затем «Марк» так же тупо, без всякой иллюминации и почти от правой обочины уходит на левый поворот, освобождая нам дорогу на Солзан. Здесь расположено небольшое, но пользующееся заслуженной популярностью кафе «Дорожное» — чаще всего именно в этом месте предпочитают останавливаться дальнобойщики, перегонщики и просто путешественники. Еще немного, и по мосту через Снежную мы минуем границу Иркутской области.
Обратная сторона Байкала
|
Солзан. Кафе «Дорожное» пользуется заслуженной популярностью у проезжающих, есть и большой круг постоянных клиентов |
Окончательно темнеет. Восхищаюсь видом гигантской луны (в городе она кажется совсем маленькой), но водителю некогда разделять мои восторги — все его внимание сосредоточено на дороге, состояние которой после пересечения административной границы явно не улучшилось. Волны, кочки, ямы и нашлепки на узкой дороге сменяют друг друга настолько быстро и бессистемно, что малейшая невнимательность грозит серьезными последствиями. Относительно ровная дорога начинается километров через 20 после поворота на Бабушкин, но и она осквернена двумя «сопливыми» спусками в районе Танхоя. Первый имеет несколько пологих поворотов, второй относительно прямой, но в гололед оба становятся непроезжими — отсюда и название. Преодолеть их в такое время без посторонней помощи пока удавалось только на Freightliner, тогда как европейские и отечественные тягачи (даже с полным набором блокировок) беспомощно шлифовали лед, скатывались с дороги и прекращали всякие попытки дальнейшего движения. Секрет в оптимальной развесовке «американцев» и выверенном соотношении давления на задние оси с крутящим моментом двигателя — все-таки и в Штатах такие машины зачастую эксплуатируются в сходных условиях.
|
Пост ГАИ в Сотниково — одно из наиболее проблемных мест на трассе М-55, но с погодными условиями и состоянием дорожного покрытия никак не связанное |
Ближе к Татаурово в асфальте начинает появляться мраморная крошка, и состояние дорожного покрытия резко улучшается — такая смесь способна сделать трассу практически вечной. Вот только в самом населенном пункте не выдержал и мрамор — несколько приличных колдобин заставляют предположить, что движение здесь весьма интенсивное. И вновь подъем на перевал, сопровождаемый снегом и под колесами, и с неба. Но перевал не чета Култукскому — здесь всего несколько опасных поворотов и сугробы лишь на самой вершине, однако ночь и снегопад вынуждают почти весь спуск пройти на горном тормозе.
|
Улан-Удэ. Выезд со второстепенных дорог прямо перед носом идущего по главной транспорта характерен не только для Иркутска |
|
Развитый придорожный комплекс в пос. Шалуты. Такому разнообразию услуг позавидуют и населенные пункты покрупнее |
Кажется, плотный ужин был совсем недавно, но преодоление поста ГАИ в Сотниково требует дополнительной энергии. Небольшое, убогого вида и содержания придорожное кафе все-таки способно пополнить запас сил, хотя и заказ тут приходится ждать не менее 20 минут, и полное самообслуживание в лучших советских традициях предусмотрено. Раньше водители большегрузов оставляли здесь машины и пешком ходили на пост ГАИ (благо, он сразу за поворотом), чтобы узнать, какая смена сегодня работает и в каком настроении пребывает личный состав. Как правило, результатом переговоров становилось отсутствие необходимости в весовом контроле и загромождении фурами всей прилегающей к посту территории. У нас же сегодня нет ни перегруза, ни превышения максимальной длины, так что смело въезжаем на пост и спокойно, без предчувствия чего-то нехорошего, останавливаемся под взмахом полосатого жезла. Верно — к нашему Freightliner Classic вопросов у блюстителей дорожного порядка не возникло, зато некоторое непонимание случилось с идущим за нами пустым самосвалом (!) Century Class. После проверки документов инспектор славянской внешности уже приготовился пожелать нам счастливого пути, но его коллеги из числа местного населения живо заинтересовались упакованной рекламной стойкой в кузове самосвала. Объяснение, что стойка предназначена для демонстрации на читинской выставке, куда и следует автомобиль, их не удовлетворило, и дискуссия о возможном контрабандном провозе произведений искусства («А может, у вас там Рембрандт завернут?»), а заодно и о конструкции рекламной стойки («А почему она из трех частей состоит?») растянулась минимум на полчаса. В конечном счете гаишники, похоже, так ничего и не поняли, но отпустили нас с миром, позволив пересечь городскую черту и заночевать на парковке перед мотелем «Донай», чьими отличительными особенностями можно назвать яркое, хорошо различимое с дороги разноцветное освещение и оригинальную надпись «кафе-сауна».
Точка на карте
|
Freightliner. Такое расположение стоп-сигналов, расстояние между которыми не более полуметра, способно запросто сбить с толку всех, кто следует сзади |
|
Федеральная трасса М-55 в деревне Десятниково сужается фактически до одной полосы — впору организовывать разъезды или реверсивное движение |
Въезд в город на большегрузе затруднен — многолетний вялотекущий ремонт моста заставляет делать 50-километровый крюк. На мосту действует ограничение максимальной массы, и что позволено легковушкам, сурово карается для грузовиков — ГАИ не дремлет. Приходится миновать замысловатую двухуровневую развязку с трассой на Кяхту и трястись по убийственно изрытым остаткам асфальта до АЗС на окраине Улан-Удэ, где запланирована встреча с представителем фирмы, которой мы должны оставить часть груза. Отмечаем огромное количество маршрутных такси, в 95 случаях из 100 представленных бессменным Ssang Yong Istana. Маршрутный бизнес развит в столице Бурятии не в пример иркутскому, дело дошло уже до тюнинга маршрутных такси — почти каждый микроавтобус с целью повышения собственного статуса и привлечения пассажиров несет на себе следы того или иного украшательства, от тонировки стекол (это есть почти у каждого) до хромированных лестниц, релингов, надписей Istana на бортах и Rammstein на лобовом стекле. Прибываем вовремя, но встречающая сторона к месту рандеву явно не торопится, давая нам возможность повнимательнее познакомиться с особенностями местного дорожного движения. Вывод прост и очевиден — все как в Иркутске, не хуже и не лучше. Та же патологическая страсть к движению по левому ряду и по осевой линии, то же наглое выныривание со второстепенных дорог с постоянно возникающими аварийными ситуациями. Впрочем, зная нравы местного населения в быту (некоторое время мне довелось жить в этом городе), в целом поведение улан-удэнцев на дорогах можно считать образцово-показательным. А почти половина всех автомобилей, носящая следы кузовного ремонта (без покраски, чтобы лишний раз деньги не тратить) — прямое следствие такого поведения. Но большие могучие машины здесь уважают — во всяком случае, наши Freightliner пробрались к месту разгрузки (ТД «За рулем») совершенно беспрепятственно. Хотя еще до встречи с представителем фирмы состоялся поистине анекдотический телефонный разговор, настолько прекрасный, что требует дословного воспроизведения:
— Это водитель из Иркутска. Мы на АЗС, ждем вас. — Хорошо, а какой номер у вашей машины? — Сто. — Номер, говорю, у вашей машины какой? — Сто. — Номер, номер назовите! — Да это я не шепелявлю, номер у машины такой — «сто»! Один-ноль-ноль!..
|
Улан-Удэ. Торговый Дом «За рулем» — здесь нам предстоит освободиться от части груза |
Медлительность местного мышления и долгое обдумывание предстоящих действий проявились и во время разгрузки. Не буду приводить утомительные подробности, скажу лишь, что получасовая разгрузка фуры потребовала трехчасовой подготовки, сопровождавшейся непрерывными звонками по телефону с просьбой ускорить процесс и клятвенными обещаниями, что вот-вот все будет сделано. Когда же все наконец закончилось, противный свист и шипение за кабиной Freightliner сообщили, что маневры на пятачке перед ТД «За рулем» не прошли даром — отломился штуцер пневмомагистрали, подающий давление к тормозам фуры. Плохо дело, одним только горным тормозом всю дорогу пользоваться не будешь, однако решаем заняться ремонтом после выезда из Улан-Удэ. Вновь разбитый асфальт и знакомая развязка, но теперь наш путь лежит по трассе М-55. Первая остановка в Шалутах, комплексу придорожного сервиса в которых смогут позавидовать и населенные пункты покрупнее: два отличных кафе (почему-то скромно названных «столовыми»), продовольственные и промтоварные магазины, АЗС, магазин автозапчастей. На пронизывающем ветру выясняем, что ремонт штуцера не представляется возможным, и после нескольких попыток сообразить какой-нибудь переходник, решаем соединить магистраль напрямую, при помощи хомута и шланга. Получилось, а первая же проверка тормозов на змеевидных поворотах в долине Селенги подтвердила — все работает без нареканий.
|
Этот Isuzu Forward замер здесь в ожидании новой кабины, чтобы потом появиться на рынке как «беспробежный» |
Песчаная почва, скалы и покрытые редким лесом сопки — долина Селенги удивляет поистине неземными пейзажами. Огромная, словно созданная рукой гиганта, причудливая скала на вершине пологой сопки, пересохшие, обнажающие миллионы лет геологического прошлого русла речек, многие из которых наполняются только зимой и заливают всю округу, осыпавшиеся к берегам мелких ручьев холмы с вырванными неведомой силой соснами — зрелище неповторимое. Любоваться депрессивными космическими ландшафтами можно бесконечно, но федеральная трасса, заметно сужающаяся в Тарбагатае и становящаяся фактически однополосной в Десятниково, возвращает на грешную землю. А с подъемом на очередной перевал и одновременно с началом зоны ответственности мухоршибирских дорожников трасса приковывает взгляд не хуже самого увлекательного шоу. Многочисленных заплат и нашлепок на все ямы явно не хватает, острые края разрушенных обочин присыпаны (порой до половины дороги) толстым слоем красного песка, быстро становящегося грязной жижей под начавшимся снегопадом. Неудивительно, что на S-образном повороте перед самым перевалом бьются даже местные водители, хорошо знакомые с дорогой — успевая вписаться в первую петлю, на выходе из второй они нередко оказываются в придорожном лесу.
|
Пост ГАИ перед Читой неплохо подготовился к длительной осаде — эта огневая точка способна обуздать любого нарушителя ПДД |
Спуск с перевала ничем не отличается от подъема — дорожники из Мухоршибири свое дело знают. А вот при выходе на равнину трасса пролегает сквозь деревеньку с необычным названием «Бар». С чем это связано, определить не удалось, поскольку заведения с аналогичным названием здесь нет и никогда не было. Правда, еще в советские времена существовала тут столовая, знаменитая неисчислимым количеством мух, стаями отваливавшихся от потолка и падавших прямиком в тарелки посетителей.
|
Читинская область. Форсирование Яблонового хребта омрачилось скверной погодой |
Перед Мухоршибирью, сразу за еще одним поворотом на Кяхту, состояние дорожного полотна превращается из скверного в очень скверное — глубокие ямы раскиданы по всей ширине трассы, а их обруливание на Freightliner становится сродни безвыигрышной лотерее: избежав попадания в одну, тут же рискуешь «бухнуть» подвеской сразу в двух. Сама Мухоршибирь также оставила не самые радужные впечатления — разваленные, разобранные по бревнам и кирпичам постройки, пустые глазницы разбитых окон, заброшенные поля и дорожники, лопатами вколачивающие свежий асфальт в очередную яму. Бесполезно — оптимальнее всего двигаться по обочинам. Но уже через 15 километров, с окончанием ответственности мухоршибирцев, заканчивается и дорожная тряска, направление начинает принимать вид асфальтированного шоссе. Еще немного, и слева промелькнет большой, но до поры до времени скрытый деревьями бетонный монумент с надписью «Читинская область». Здравствуй, Забайкалье!
Пели сосны корабельные
|
Читинская область. Жуткие проплешины, валяющиеся повсюду отпиленные макушки сосен — так сегодня выглядит лес, в который чуть раньше и заходить было нельзя |
|
Читинская область. Кафе «Транзит» недалеко от Хилка отличается едва ли не самым скудным на всей трассе ассортиментом, но популярностью у дальнобойщиков, перегонщиков и челноков все равно пользуется |
Поначалу рельеф местности никак не меняется, лишь ставшая вдруг очень неплохой дорога напоминает о прибытии в другой регион. Но уже через несколько десятков километров сначала робко, а затем все мощнее к обочинам подступает лес. Как следует из выцветших придорожных плакатов, эти идеально прямые, мачтовые сосны составляют часть государственного лесофонда, а потому всякое их использование запрещено. Долг каждого гражданина — защищать этот лес от огня и иных повреждений и не входить в него без крайней необходимости. Но полюбоваться на великолепные забайкальские сосны, эту жемчужину тайги, теперь вряд ли удастся — все они спилены под корень, и напоминают о своем былом существовании только пнями и валяющимися повсюду макушками. Жуткое зрелище. На подобное варварство не способен ни один, даже самый страшный смерч и ураган — это делают местные жители. Воровством леса сегодня никого не удивить, но чтобы так нагло, в нескольких метрах от федеральной трассы. Спиливая сосны, местные жители отрезают от них ненужные им верхушки, после чего подручными средствами (лошади, мотоциклы, иногда автомобили) по одному-два бревна тащат скупщикам — вырезанная тайга по обе стороны трассы буквально испещрена импровизированными дорогами и просеками, по которым вывозится ворованный лесофонд. Причины банальны — поголовная безработица деревень в окрестностях Петровского Завода и лицензии на отгрузку леса за рубеж, полученные несколькими предпринимателями. Достаточно иметь лицензию и развесить в округе объявления, что ты принимаешь у населения лес по такой-то цене, как недостатка в древесине не будет. Во всяком случае, пока есть что воровать и кому воровать — бизнес этот не всегда мирный, и безымянные могилы заезжих бомжей-гастарбайтеров вдоль дороги встречаются довольно часто. И словно вопреки всякому здравому смыслу, на федеральной трассе, среди вырубленного под корень леса, расположился блок-пост ГАИ, состоящий из нескольких бетонных блоков, шлагбаума во всю ширину проезжей части и небольшого вагончика-бытовки. В самом деле, если местное население все равно будет пилить лес даже на территории поста, почему бы не перестать обращать на это внимание, всецело переключившись на досмотр транзитного транспорта? А заодно и предупредить, что жители окрестных деревень давно и прочно используют М-55 не иначе, как в качестве внутридворового сельского проезда, легко и непринужденно передвигаясь по ней в любом состоянии, на любом виде самодвижущейся техники.
|
Въезд в Читу через пару сотен метров. Обилие мусора по обочинам дороги, 18.80 за литр Аи-92 и нескончаемый забайкальский ветер, раскачивающий фуру |
Между тем, к состоянию самого дорожного полотна особых вопросов не возникает — относительно ровная дорога с постоянно ремонтирующимися и подновляемыми мостами и мостиками (везде на них лежит свежий асфальт) продолжается до самого перевала через Яблоновый хребет. Близость к китайской границе и массовая ассимиляция жителей Поднебесной с забайкальцами выражается не только в несчетном (и неизвестном) количестве китайцев, браконьерничающих в здешних лесах, но и в дублированных по-китайски вывесках придорожных кафе. В селении Хохотуй, например, вообще стоит аккуратно оформленная стела, сплошь исписанная иероглифами. Нам же предстоит добраться до «русскоязычного» кафе в нескольких километрах от Хилка, где и заночевать перед последним рывком на Читу. Странное дело — из всех посещенных на М-55 придорожных кафе в «Транзите» (так оно называется) оказался самый скудный и необновляемый ассортимент, из которого больше половины к нашему приезду уже отсутствовало, однако кафе пользуется повышенной популярностью среди перегонщиков и челноков.
Начавшийся в шесть часов утра подъем по серпантину Яблонового хребта вновь сопровождается снегопадом и сугробами, а также очень нервной «копейкой», упорно пытающейся, но из-за нехватки лошадиных сил никак не могущей обойти на подъеме Freightliner. Конвульсивные выныривания из-за фуры, натужные, вялотекущие и оттого опасные попытки обгона, безнадежное отставание и прятание под хвост автопоезда заставляют смотреть не столько на мокрую и занесенную снегом извилистую дорогу, сколько в зеркала заднего вида. Странно, у местных водителей нервы вроде покрепче. И лишь когда на горизонтальном прямике нетерпеливая «копейка» все-таки оказалась впереди Freightliner, код «38» на ее номерном знаке все объяснил. В целом трасса столь ранним утром безлюдна — еще не двинулись в путь большегрузы и перегонщики, припаркованные у примитивных кафе-вагончиков на самом перевале, а потому подъем на Яблоновый способна омрачить только скверная погода. Спуск, состоящий из двух этапов с короткой горизонтальной «ступенькой», оказывается значительно положе и длиннее, к тому же перестает радовать качеством асфальтового покрытия. Жесткие стыки, массивные, ничуть не уступающие иркутским «полицейским» волны и провалы становятся обычным явлением до самого подножия хребта.
Финишная прямая
|
Типично американское, но весьма актуальное предупреждение: «Если вы не видите мои зеркала, то и я не вижу вас. Пожалуйста, оставайтесь сзади» |
С рассветом идущая между покрытых клочками леса сопок дорога превращается в скучную и однообразную серую ленту, хотя и проходит по овеянной сотнями мифов и легенд местности. Вот промелькнуло идеально круглое, наполненное целебными радоновыми водами и скрытое от любопытных глаз искусственными лесопосадками озеро Арей — по преданию, его выкопали воины Чингисхана, дабы лечить раны и болезни. Вот бывший когда-то у самой дороги, но теперь сместившийся на пять километров левее источник знаменитой минеральной воды Кука — на сопках видны корпуса санатория, где-то там сейчас находится и скважина. Навстречу один за другим следуют караваны перегонщиков, обещая в скором времени пополнение авторынков очередными Corolla, Caldina, Demio, AD, Cube и прочими не особо выдающимися, но хорошо раскупаемыми машинами. Состояние у автомобилей, мягко говоря, разное — так, на парковке у кафе перед Улетами (165 км до Читы) встретились грузовик Isuzu Forward с хорошенько «отрихтованной» кабиной и Honda Odyssey со сработавшими подушками безопасности. Первый ждет новую кабину, вторая может передвигаться самостоятельно и даже не несет на кузове следов каких-либо повреждений. Будут ли висящие безвольными дряблыми мешками airbags «Хонды» восстановлены полностью или все ограничится «обманками» — в любом случае, обе машины появятся на рынке как беспробежные.
|
Варварское хищение леса в окрестностях Петровского Завода приняло поистине промышленные масштабы — ворованный лесофонд, не стесняясь, возят по федеральной трассе |
|
Читинская область. Пост ГАИ среди вырубленного леса выглядит просто издевательством над здравым смыслом |
Несколькими своими излучинами трассы М-55 едва не касается Ингода — раньше в верховьях этой реки в изобилии водился хариус и таймень, но уже несколько лет о хорошей рыбалке в этих местах приходится только мечтать. Не доезжая Домны (ранее здесь был расквартирован истребительный авиаполк, о чем напоминают руины аэродрома и полуразрушенные пятиэтажки домов офицерского состава) на дороге возникает пост ГАИ — последний стационарный перед въездом в Читу. Уже въезд на его территорию не сулит ничего хорошего: впереди, по ходу нашего движения и, естественно, спиной к нам идет гаишник с вытянутым в сторону проезжей части жезлом. Понятно, останавливать будут всех. Предположения подтвердились — не найдя вожделенного и почти обязательного перегруза, гаишники начинают измерять общую длину автопоезда. При максимально допустимых 20 метрах у нас получается 19.95, но стражи порядка ссылаются на неизбежную погрешность измерений и предлагают нам стать еще короче, чтобы вписаться в нормы уже наверняка. Приходится сдвигать седло ближе к кабине и повторять измерения. Теперь уж точно превышения длины нет, получившиеся полметра на погрешность не спишешь, и нам разрешают двигаться дальше. Въезд в город отмечен ковром из пустых пластиковых и стеклянных бутылок, коробок и прочего мусора по обочинам, ценниками с цифрами 18.80 рублей за литр Аи-92 (ранее по области было 18.60), круговыми развязками и пронизывающим до костей забайкальским ветром. Осталось добраться по узким городским улочкам до места разгрузки и даже немного поучаствовать в процессе освобождения фуры от покрышек, пока флегматичные местные грузчики не осознали-таки необходимость своего присутствия. Все, мы свободны. Груз доставлен, наличие непрерывного асфальтового покрытия на трассе М-55 установлено. Понятно, что пройтись с ветерком по идеально ровному хайвею никто не рассчитывал, но в целом состояние дороги скорее порадовало, чем разочаровало. Ветерок — этого в Забайкалье сколько угодно, а вот дорога не всегда соответствует высокому федеральному статусу. Но путь есть, путь достаточно беспроблемный даже для груженого Freightliner — юркие, динамичные и маневренные легковушки наверняка справляются с каверзами этой трассы заметно быстрее и проще.
Вячеслав СТАРЦЕВ
Иркутск—Чита—Иркутск
Автомаркет+Спорт № 38
|