искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Маршрут

Пройти сквозь горы

Погожим октябрьским утром мы выехали из Иркутска по Култукскому тракту в сторону реки Снежной. Экспромтом, без длинных сборов, захватив с собой только фотоаппарат и термос с горячим чаем. Благодатное «бабье лето» — длительный период сухой и теплой погоды в конце сентября — начале октября в этом году был как никогда благоприятен для путешествий на колесах. Шумные компании уже освободили туристические базы, и теперь можно неспешно и в одиночестве любоваться природой в местах совсем недавно довольно оживленных. Одним из таких сказочных мест в осеннюю пору являются Теплые озера на реке Снежной в 182 км от Иркутска. Природа щедро одарила эти места: заснеженные пики гор, голубые озера среди девственной тайги и горные реки с водопадами, причем ко всему этому удовольствию можно подъехать на машине практически вплотную. Асфальтированная дорога через разноцветную осеннюю тайгу до пос. Култука, а затем по берегу Байкала, с горным серпантином и возможностью непрерывно любоваться озером, живописна в любое время года, но осенью буйство красок придает ей чрезвычайный колорит.

Съездить на Теплые озера из Иркутска можно легко за один день, но чтобы не спешить, мы решили переночевать на озерах, либо где-нибудь по пути.

ЗАБЫТЫЕ ДОРОГИ ХАМАР-ДАБАНА

Реликтовые тополя в районе Снежной

Дорога до Култука всем хорошо знакома. Бывает, что осенью первый снег на некоторое время превращает ее перевалы в ловушку для большегрузных машин, не способных преодолеть крутые обледенелые подъемы. Но при сухом асфальте этот отрезок легко проходится за час-полтора. В Мотах мы решили завернуть к Шаманскому утесу на реку Иркут, от тракта до него всего 4 км. Живописный утес из красных песчаников в обрамлении желтых листьев — прекрасный фон для фотографий и легкого пикника в дорожном путешествии. На противоположном берегу Иркута видны одинокие фигуры рыбаков, на всем берегу ни одной палатки и ни одного отдыхающего. Это тоже плюс поздних осенних поездок: можно наблюдать красоты природы без летнего скопления отдыхающих. Солнечный день располагает к отдыху, и вместо короткой остановки мы задерживаемся здесь на добрых полчаса.

Еще одна традиционная остановка на спуске к Култуку на местном рынке с копченой и вяленой рыбой. Для себя мы отмечаем, что цена здесь на рыбу в 1,5-2 раза ниже, чем в Листвянке, и затем снова скоростной перегон по отличному асфальту. Дорога от Иркутска до реки Снежной вместе с остановками и обедом в одном из придорожных кафе заняла у нас не более 3 часов. Побережье в этом районе имеет ряд отличительных свойств. Горные вершины Хамар-Дабана тянутся вдоль юго-восточного берега Байкала на 350 км. Горы круто обрываются к Байкалу и являются естественной преградой для воздушных потоков, переносимых через Байкал. Осадков здесь выпадает больше, чем на смежных пространствах Сибири, что способствует буйству растительности, ботаники называют эти места «сибирскими тропиками». В долинах рек встречаются лужайки гигантского высокотравья высотой до 1,5 м, иногда даже скрывающие полностью взрослого человека, а в долине реки Снежной можно рядом с дорогой увидеть реликтовые тополя, рядом с которыми машина кажется игрушечной. Второй особенностью побережья является малое количество съездов с федеральной трассы: со стороны Байкала съезду с шоссе к берегу препятствует рельсовое полотно Транссибирской магистрали, а в горы проехать можно только в исключительно редких местах по долинам некоторых рек. Найти съезды к воде, на пляж Байкала или к горным рекам можно, но для этого надо методично проверить несколько десятков тупиковых съездов, прежде чем подвернется подходящий. Обычно, зная об этих особенностях, автомобилисты пролетают это побережье, устремленные на теплые заливы Посольского Сора без остановок, однако на самом деле редкие съезды под железнодорожные виадуки с хитрыми бродами по дну речек на самом деле есть. Этими проездами чаще пользуются местные рыбаки, автомобильные туристы из-за близости железной дороги на ночлег здесь обычно не останавливаются, предпочитая найти места более тихие и уединенные. Нам повезло, и мы после четырех неудачных попыток нашли очень замысловатый съезд и великолепное, еще не испорченное людьми место. С пляжа открывалась изумительная панорама на уже заснеженные горные вершины Хамар-Дабана.

Участок трассы Слюдянка—Выдрино

Хамар-Дабан (Ореховый перевал) представляет собой систему горных массивов шириной от 40 до 90 км с округлыми формами вершин без резко выраженного гребня. Горные вершины, гольцы лишены растительности и достигают высоты 2000-2300 м над уровнем моря. Максимальная высота хребта 2371 м (гора Хан-Ула). В предгорье много ягодников: на болотах — клюква, по долинам рек — малина, черника и брусника. Большинство автомобильных дорог в Хамар-Дабане не сквозные и пробиты либо на ягодники и кедрачи, либо в лесхозы. Со стороны Тункинской долины сквозных дорог через Хамар-Дабан нет, со стороны Байкала можно проехать через Хамар-Дабан на Гусиное озеро и до лесхоза «Таежный» из Бабушкина. Основные реки — Утулик, Хара-Мурин, Снежная, Безымянная, Солзан, а также Бабха, Харлахта и Лангатуй. Все эти реки популярны и хорошо известны среди водников, однако для автомобилистов практически недостижимы, только в низшем течении на берега этих рек можно подъехать на автомобиле. Туристские маршруты тяготеют к тропам по долинам рек и вдоль хребтов, разделяющих долины рек, причем наиболее популярными являются Хамар-Дабанская дорога, а также Игумновский почтовый тракт, выходящий в верховьях реки Снежной на Хамар-Дабанскую дорогу.

Хамар-Дабанская дорога от Иркутска до Кяхты, называемая также Монгольским трактом, была построена в 1797-1805 гг. при правлении Екатерины II. На старых картах отмечена Хамар-Дабанская дорога и обозначены как зимовья места бывших почтовых станций, которые на пути от Байкала располагались на Казачьей поляне, на перевале Чертовы Ворота, на реке Утулик в устье реки Спусковой, в верховьях реки Шубутуй, в долине реки Снежной, хутор Байри. Во многих местах еще сохранились остатки грандиозного инженерного сооружения конца XVIII и начала XIX веков, а укрепления в виде ряжей и устоев на серпантине дороги выше метеостанции Хамар-Дабан на пути к вершине горы Черского вполне могли бы уже сейчас считаться памятником истории культуры.

Проехать по этим дорогам на автомобиле сейчас уже вряд ли возможно. Да и на танке можно только, когда нет выпавшего снега. Например, попытка во время военных учений несколько лет назад пройти по старой лесовозной дороге через перевал Хамар-Дабана из Бабушкина, вверх по долине реки Мысовка на озеро Гусиное (федеральная трасса Улан-Удэ — Кяхта), оказалась безуспешной из-за глубокого снега. Зимой перевал закрыт снегом до весны, так что нельзя проехать даже на военном БТР. С мая по октябрь дорога становится доступной для внедорожников.

Несколько раз ранее мне приходилось по ней проезжать. Когда я ехал по ней первый раз, ожидал, что с гор будет виден Байкал. На самом деле оказалось, что стоит свернуть в долину реки Мысовки, как Байкал исчезает из поля зрения совсем. Дремучая тайга, кедрач, промытая мощными весенними потоками воды до каменного основания, глубокая колея. Лесная дорога через Хамар-Дабан, протяженность которой около 100 км, занимает целый день, много развилок в кедрачи, и из-за незнания дорог легко сбиться с правильного пути. Если соберетесь повторять этот путь, рекомендую взять с собой в запас резервную канистру с бензином. На реке Удунгушке, впадающей в озеро Гусиное, можно остановиться для отдыха. Места здесь настолько дикие, что можно рекомендовать ехать сюда специально для рыбалки и отдыха. Дорога в нескольких местах подходит близко к ее живописным берегам, где можно порыбачить и искупаться. Быстрее доехать до Гусиного озера получается, объехав горы, по асфальту через Улан-Удэ, но если хочется окунуться с головой в дикий мир природы с таежными клещами, которых здесь превеликое множество, немного побуксовать в грязной колее, можно проехать по этой старой дороге на внедорожнике (но только не на легковой автомашине).

ТЕПЛЫЕ ОЗЕРА НА РЕКЕ СНЕЖНОЙ

Теплые озера

Перед мостом через р. Снежную (183 км), на левом берегу реки, находится сворот к живописным лесным озерам (5 км от тракта, 7 км от озера Байкал). Узкая асфальтированная дорога, больше похожая на парковую аллею, проходит сквозь густой смешанный лес, характерной особенностью его являются могучие черные реликтовые тополя, ствол которых смогут обхватить только четыре-пять человек. Осмотреть их можно, не выходя из машины, они растут прямо на обочине. Но значительно интересней подойти вплотную, чтобы проникнуться уважением к их размеру. Подобных по диаметру стволов тополя я не встречал нигде больше, только, пожалуй, в детских сказках о лесе, где обитает Баба Яга. Ботаники отмечают небывалую концентрацию реликтовых растений в этой местности — их количество превышает 40 наименований. Здесь выявлены реликтовые формы неогенового периода (тополь душистый, анемона байкальская), эндемики (мятник иркутский и др.), а также редкие и находящиеся на грани исчезновения растения.

Популярные среди отдыхающих Теплые озера находятся в густом лесу у подножия гор. За Изумрудным озером выделяется правильная пирамидальная гора, густо заросшая лесом до самой вершины, под названием Шапка Мономаха, она особенно живописна осенью в разноцветном убранстве листьев. Летом вода в озерах хорошо прогревается до +28°С, поэтому их называют Теплыми, зимой все озера замерзают. Считается, что в озерах существуют подводные, теплые источники, за счет которых подогревается вода в озерах. Все три озера между собой и рекой Снежной никак не связаны. Химический состав воды в озерах абсолютно разный — это еще одна загадка озер. На берегу самого крупного из них, на озере Изумрудном, находится турбаза «Снежная», работающая круглый год.

Озеро Изумрудное, самое большое в группе Теплых озер, имеет глубину более 47 метров. В озере водится окунь, щука, карп. Наиболее удачливые рыбаки, случается, ловят карпов весом до 10 кг. Рядом находится озеро Теплое глубиной 10-20 м, в нем также водятся окуни и щуки. В реке Снежной — хариус, ленок и таймень. Самое притягательное в этих озерах для отдыхающих, однако, не рыбалка, а теплая вода, позволяющая вдоволь накупаться. Встретить на берегах Байкала места, где вода прогревается до подобных температур — большая редкость. Плюс к этому безусловная живописность местности и возможность по хорошим тропам обойти все озера и прогуляться по долине реки Снежной. Зимой на склонах Хамар-Дабана накапливается глубокий снег, что позволяет осуществлять увлекательные лыжные прогулки и походы на снегоходах. В долине реки Снежной зимой прокладывается лыжня.

Озеро Сказка, самое меньшее из трех Теплых озер, расположено у подножия горы Шапка Мономаха, за горой Верблюжья южнее озера Изумрудного, к нему ведет хорошая тропа, по которой мимо озера Сказка можно выйти в долину р. Снежная. Озеро Сказка, глубиной 2 метра, имеет топкие торфянистые берега, смешанный лес подходит к самой кромке воды, перебираясь с кочки на кочку, можно выйти на самый край топкого берега. Зимой оно полностью промерзает, и поэтому в нем не водится рыба. Болотистые торфянистые берега в сочетании с легким содержанием радона в воде дали этому озеру еще одно, менее распространенное название — Мертвое озеро.

Берега озера Изумрудного имеют охранную зону, установка палаток на его берегу запрещена. Дикие туристы обычно останавливаются на берегу реки Снежной. По автодороге, теперь можно проехать за шлагбаум, мимо туристической базы выше по течению реки еще около километра (раньше эта дорога была перегорожена бетонными блоками). На берегу реки много мест для стоянок. А если не пожалеть подвеску автомашины, то можно преодолеть один прижим с крупными камнями и проехать еще около 5-6 км вверх по долине в направлении пика Любви.

Турбаза «Теплые озера» располагает домиками летнего типа на 2 и 4 человек на берегу живописного лесного озера, а также коттеджами из калиброванных бревен для круглогодичного проживания. Стоимость проживания колеблется от 350 до 1200 р. На берегу озера построен новый коттедж на 5 номеров с баром, бильярдом, спутниковым телевидением, собственной пикниковой зоной и пирсом, которого несколько лет назад еще не было. Имеется телефонная связь и охраняемая стоянка автомобилей, прокат катамаранов и русская баня. Для туристов, не проживающих на турбазе — платный вход на озеро Изумрудное и на территорию турбазы. Из турбазы проложены туристические маршруты на Соболиные озера, гору Мамай, пик Тальцинский (1806 м), водопады. Особой популярностью среди влюбленных считается сопка Любви, по местным поверьям, клятвы влюбленных на вершине этой сопки нерушимы.

По р. Снежной проходит административная граница между Иркутской областью и Республикой Бурятией. По долине этой реки идет тропа к популярным среди туристов Соболиным озерам. Река Снежная — самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Общая длина около 173 км. В 23 км от турбазы «Теплые озера» вверх по течению Снежной выше устья крупного левого притока — реки Ара-Буректай — примерно через 4 км на реке Снежной находится грандиозный 12-метровый водопад, где в трех скальных желобах падает вся вода реки. Удивительно, что до сих пор водопад не отмечен ни в одном официально изданном атласе или на самой детальной географической карте, хотя это бесспорно одно из самых удивительных природных явлений Хамар-Дабана. Летом по тропе из-за каньонов у р. Чернушка добираться до водопада приходится с преодолением двух перевалов за один день, зимой на снегоходах это можно осуществить за пару часов по замерзшей реке Снежной.

Оставив машины под охраной на турбазе «Теплые озера» мы с легкими рюкзаками отправляемся на экскурсию вокруг озер и вверх по долине реки Снежной. Обойти все три озера можно за час с небольшим. Не меньший интерес представляет и прогулка вдоль реки Снежной. Предварительно мы проехали, сколько было возможно на автомашине, пока дорогу не преградил остов сгоревшего джипа «Чероки», по неведомым для нас причинам нашедшего здесь вечную стоянку. Оставлять рядом без присмотра свою машину и продолжать путешествие пешком как-то не захотелось, поэтому, вернувшись снова на турбазу, мы оставили вторую машину тоже под присмотром охранников и уже без троп по пляжам р. Снежной пошли вверх полюбоваться плавающими осенними листьями в тихих заводях реки. Для всех эта пешеходная экскурсия стала кульминацией солнечного дня, а отснятые фотографии украшением семейных альбомов. После обеда с таежным костерком на берегу горной речки, насытившись пейзажами гор, было решено переехать на дельту реки Селенги.

ДЕЛЬТА РЕКИ СЕЛЕНГИ

От Теплых озер до дельты реки Селенги около 150 км. Селенга имеет протяженность 1024 км и приносит около половины объема речных вод в Байкал. Прибрежная низменность в районе впадения в Байкал р. Селенги очень обширна. Она простирается на расстояние около 100 км вдоль байкальского побережья. Средняя часть низменности занята речной дельтой, к которой по сторонам примыкают широкие древние террасы озера, невысоко поднятые над водой. Подходы судов к берегу в этих местах проблематичны из-за песчаного мелководья и непредсказуемого изменения подводного рельефа за счет песчаных выносов в озеро с речной водой Селенги. Трудность подхода судов к берегу, отсутствие автомобильных дорог из-за заболоченности дельты и обилие комаров отпугивают от этих мест отдыхающих, хотя на песчаных косах имеются многочисленные дикие места с песчаными буграми и хорошо прогреваемым мелководьем, на котором можно долго купаться в теплой воде. Дельта реки Селенги привлекательна в первую очередь для орнитологов. Для знакомства с дельтой нужна небольшая моторная лодка. Пешком путешествовать здесь невозможно. На машине можно вплотную подъехать к краю дельты около пос. Истомино, здесь рядом с дорогой на 32 км за деревней Истомино есть специальная вышка для наблюдения за птицами во время их массового перелета. Дельта интересна как место обитания множества околоводных птиц, на ее территории насчитывается 251 вид. Это крупнейшее в Восточной Сибири место концентрации птиц. Здесь гнездится 100-120 тыс. уток. В период осенней миграции через дельту пролетают 5-7 млн. птиц, включая гусей и лебедей. Дельта р. Селенги включена в список водно-болотных угодий международного значения как уникальное место обитания водоплавающих птиц.

Одна из наиболее близко расположенных к дельте Селенги туристических баз — новая туристическая база «Дали-Байкал-тур» (рассчитана на прием 170 чел.). Слово «дали» в названии туристической базы с бурятского переводится как птица. С этой турбазы организуются в частности и орнитологические туры. В наш приезд она оказывается уже законсервированной на зиму, но несколько домиков были оставлены в рабочем состоянии для возможных рыбаков. Один из них за 150 р. с человека за проживание мы и арендуем. Таких низких цен за проживание на берегах Байкала практически уже нет. Повсеместно стоимость проживания поднялась до 450-550 р. Найти эту туристическую базу достаточно просто — она единственная рядом с Посольском (расположена на берегу Байкала в 3 км от Посольска). Но вот въехать на территорию, минуя уже закрытые на зиму ворота, при свете фар оказывается сложно. Сторож садится к нам в машину и какими-то тайными тропами заводит нас прямо к домику. На следующее утро уже при дневном свете мы с трудом нашли выезд обратно. Турбаза открыта в этом году и работала первый сезон. Представляет собой целый поселок типовых одноэтажных летних домиков: 3 улицы с домиками на 4 человека каждый. В каждом домике электричество и рядом песчаный пляж, довольно неприветливый в это время года со шквалистым ветром и грозным накатом волн. Местный сторож говорит, что летом здесь ребятишки подолгу не вылазят из воды. Подобных туристических баз на побережье Байкала с каждым годом становится все больше. На Посольском Соре уже, например, негде поставить палатку. Все побережье разделено между туристическими базами и плотно застроено, в зоне отдыха «Байкальский прибой на 2005 г. насчитывается 37 баз отдыха, в зоне отдыха «Култушная» — 22 туристических базы.

На трассе наши машины разделились. Одна ушла обратно в Иркутск, экипаж второй решил заехать в Улан-Удэ, до которого от этого места оставалось чуть меньше 120 км.

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 38




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика