История великих автофирм Nissan
Могучая река начинается с ручейков
Краткая история компании Nissan Motor Co.
|
DAT-41 • 1919 |
Nissan — по величине это вторая автомобильная компания Страны Восходящего Солнца после Toyota, которая ежегодно выпускает около 3,5 млн. автомобилей. Среди лидеров отрасли Nissan выделяется огромным количеством платформ. И тем не менее корпорация в конце прошлого века едва устояла на ногах, одновременно выпуская более 20 новых платформ! Хорошо, умные стратеги придумали выход из положения — Renault «взяла под локоток» и позволила устоять.
|
Lila JC — продукт фирмы Jidosha Seizo • 1924 |
Что мы знаем о Nissan? Ну, в первую очередь, что у нас это вторая японская фирма по степени «народной любви» после Toyota. «Ниссаны» в среднем проще и дешевле: десять раз надо подумать, прежде чем купить Toyota Caldina, когда рядом стоит весьма симпатичный и надёжный «одноклассник» Nissan Avenir, да ещё на тысячу-полторы у. е. дешевле! Мотористы говорят, что двигатели Nissan обладают большим ресурсом, чем двигатели Toyota, особенно дизели. Всё это просто замечательно. За последние пять лет эффективно сработала «Программа Возрождения Nissan» под руководством испанского «варяга» Карлоса Госна, которого Renault поставила у руля компании. Сейчас корабль уже выправился — производство и прибыли растут год от года, а Карлос Госн стал национальным героем Японии и получил многочисленные награды! Интересно, а с чего же всё начиналось?
КОНСЕРВНАЯ БАНКА СИСТЕМЫ «DAT»
|
Datsun 10 • 1932 |
А начиналось всё с одного талантливого самородка по имени Машудзиро Хасимото. Сын весьма не бедного трактирщика из пригорода Токио, Хасимото с детства увлекался механизмами. Папа, когда сын подрос, не поскупился и отправил отпрыска учиться в сердце автомобильного мира — Детройт. Хасимото провёл в Америке на рубеже веков долгих 11 лет, окончил Мичиганский университет, став настоящим двигателистом-профессионалом, и вернулся домой уже вполне «законченным» автомобильным инженером. Знания буквально «кипели» в голове молодого конструктора, что вылилось в создание собственного уникального автомобиля. Всё было сделано своими руками: настоящий цельнометаллический (большая редкость в то время!) кузов типа кабриолет приводился в движение двухтактным двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 10 л. с. По разным источникам считается, что «самобеглая коляска» Хасимото была создана в 1911 году. Заметьте, это намного раньше первых автомобильных опытов Кииширо Тойоды, который в то время вместе с папой занимался ткацким станком. А тут уже авто, да не копия «забугорного», а свой оригинальный, японский, да ещё металлический (в то время как Ford T был деревянным)! Но поднять производство собственной машины Машудзиро не мог, на это денег папы-кабатчика не хватало. И Хасимото стал искать финансовых инвесторов для строительства завода, или, как у них это называлось, дзайбацу. Первым делом он зарегистрировал собственную фирму со странным названием Kwaishinsha Co. Никто не знает, что такое «кваишинша», ни один источник не упоминает перевода, а жаль — словцо «прикольное». Инвесторы нашлись только к 1914 году — молодые предприниматели Кенджиро Ден, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеучи. Фирма стала называться Kwaishinsha Motorcar Works Co. Ltd. И целью её деятельности провозглашалась сборка автомобилей — и только. Вложив деньги в строительство дзайбацу, предприниматели потребовали, чтобы автомобиль назывался по их именам. Модели было присвоено наименование DAT, по первым буквам их фамилий: Den, Aoyama, Takeuchi. В это время в Соединённых Штатах уже вовсю «пыхтел» огромный конвейер Генри Форда, а тираж Ford T перевалил за миллион. Здесь же, в Японии, всё только начиналось. «Кваишинша» начала выпускать примерно по 20 машин в год. К 1916 году сменилось уже три модификации; последняя из них, DAT-41, имела 20-сильный двигатель объёмом 2,3 литра — это был уже серьёзный автомобиль с весьма привлекательной внешностью, а выпускался он несколько лет подряд.
РУЧЬИ СЛИВАЛИСЬ В ЕДИНУЮ РЕКУ...
|
Datsun 12 — это уже Austin Seven |
Три предпринимателя и бравый конструктор не стояли на месте — прибыль за первые три года позволила двигаться дальше. В 1916 году Kwaishinsha покупает такую же небольшую фирму Lila (по другим источникам, это была компания Jitsuyo Jidosha Co..., а Lila — название модели автомобиля, выпущенной после слияния), которая имела производство грузовиков в Осаке. Вся база переводится из пригорода Токио в Осаку, а основным продуктом становятся грузовики. Фирму переименовывают в Kwaishinsha Motorcar Co. Ltd. Началось многолетнее успешное шествие фирмы по пути процветания. В 1925 году амбиции хозяев взыграли с новой силой, и фирма была переименована в DAT Motorcar Co. Ltd. Затем три друга (а по некоторым источникам — три «паука в банке»!) подмяли под себя основного конкурента.
|
Datsun Sport • 1952 |
В те годы в Японии основным видом транспорта были лёгкие трициклы, видимо, сказалась «наследственность» — ведь самым популярным способом передвижения к тому времени уже несколько десятилетий были трёхколёсные велорикши. В 1926 году DAT покупает компанию Jitsuyo Jidosha Co. Ltd. — основного производителя моторных трициклов для рикши, которой в то время руководил англичанин, талантливый инженер Уильям Горхэм. Конкурентов не стало, с трициклами было покончено. С этого времени и с новым компаньоном фирма стала называться DAT Jidosha Seizo Co. Ltd., а Уильям Горхэм стал соратником и товарищем Машудзиро Хасимото. В 1931 году фирма была переименована в DAT Automobile Manufacturing Co. — ещё «ближе к делу». И всё было бы хорошо, да вот владельцы вдруг «ни с того ни с сего» совершили стратегическую ошибку... К 1931 году Хасимото и Горхэм создали конструктивно совершенно новый легковой автомобиль. И поскольку мозги у них «варили» на американский манер, они предложили назвать новую машину по-«англомански» — DATSON. «Son» — по-английски «сын», и название понималось как «Сын DATа». Отцы-основоположники согласились — им было приятно: получалось, вроде как и их сын. Ошибка была в том, что иероглифическое изображение слова «son» означает по-японски «убыток»! Самураи со «спрямлённым типом извилин» сразу усмотрели что к чему! Машину с таким названием покупать перестали. После резкого спада продаж фирма встала на грань банкротства, а замечательный конструктор Машудзиро Хасимото покинул команду. Вроде как сам виноват — так решили его бывшие товарищи...
ЯПОНСКИЕ «СЕВЕРСТАЛЬ» И «УАЗик»...
|
Datsun 17 • 1937 |
Может быть, и пропало бы всё, и быльём бы поросло... да нашёлся бравый 50-летний магнат, занимавшийся производством чугуна и стали, по имени Йошизаки Аикава. Давным-давно мечтал Аикава о своём производстве автомобилей, ведь он также учился на заре века в Америке, на металлургических заводах Детройта работал и «на своей шкуре» ощутил разгул автомобильной лихорадки, запущенной Генри Фордом. Сталелитейный концерн Аикавы — Tobata Casting Company покупает гибнущую фирму DAT «с потрохами». Первое, что делает «новый отец», — изменяет название продукта! Всего одна буква была изменена, и торговая марка стала именоваться DATSUN. Это имя живо и по сей день: а я-то думал, что это чисто японское словцо и произносил его «дацун»... Во-первых, «sun» по-английски «солнце» — символ Страны Восходящего Солнца. Во-вторых, «sun» по-японски значит «шустрый», «проворный»... Продажи легкового автомобиля под маркой Datsun стали расти, производство крепнуть. В 1933 году фирма слилась ещё с одним производителем — Nihon Sanyo, фирмой, занимавшейся тяжёлым машиностроением, а объединённая фирма почему-то получила старое название — Jidosha Seizo Co. Производственная база автомобильного завода была полностью переведена из Осаки в Иокогаму, туда, где находились заводы Tabato Casting Co. — так захотел президент фирмы Йошизаки Аикава.
|
Datsun 14 — он же Austin Seven |
Отныне и целых два десятилетия история фирмы была связана с именем могучего Аикавы. В 1934 году по желанию основного собственника она была переименована в Nissan Motor Company Ltd. По некоторым источникам, в названии Nissan отражены названия слившихся компаний Аикавы: Нихон, Сейджо, Саньо. Поскольку имя Nissan придумал Йошизаки Аикава, то он и считается идеологическим «отцом» фирмы. Однако это исторически несправедливо — ведь мы-то с вами уже знаем, что настоящим «отцом» является инженер Хасимото! Хотя отдадим Аикаве должное: он был замечательным инженером-металлургом, с нуля в 1910 году основал свою сталелитейную фирму, вырастил её в могучую корпорацию и не дал погибнуть прекрасной автомобилестроительной фирме! Не будь Аикава замечательным металлургом, не стал бы он и будущим инвестором Nissan.
СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА ИМПЕРИИ
|
Первый послевоенный Datsun DA — внутри тот же Datsun 14 |
В 1934 году Аикава объявил, что отныне Nissan Motor Co. будет выпускать по 10-15 тысяч автомобилей в год — таковы его личные планы. Для их реализации глава концерна предложил прогрессивный путь — купить лицензию на хороший английский автомобиль. После недолгих «баталий» для этого был выбран четырёхместный седан Austin Seven. «Остин-семёрка» оснащался 4-цилиндровым мотором объёмом в 700 кубиков и мощностью 12 л. с., имел электрическую (!) «бибику» и мог разгоняться до 75 км/ч. Фирменный ниссановский продукт, выпущенный по лицензии Остина, назывался Datsun-12. Автомобиль имел успех на рынке и после пары модификаций стал называться Datsun-14. «Четырнадцатый Датсун» стал самым массовым довоенным автомобилем Nissan, более того, его производство было возобновлено и после войны — в тяжкие годы американской оккупации. На основе «Четырнадцатого» выпускался и кабриолет, который также успешно продавался.
|
Datsun Model 70 Special Phaeton |
В 1935 году на деньги главных компаньонов Аикавы и Аоямы был построен новый автозавод в Иокогаме — тот самый, который стал флагманским предприятием Nissan на десятилетия вперёд. Руководителям Nissan казалось, что дальнейший путь — открытая дорога, они ещё не знали, к чему вскоре приведёт страну политика воинствующих самураев. На протяжении всех 30-х годов в Японии усиливалась активность реакционных организаций «молодого офицерства». Эти самураи сделали первую попытку захвата власти в 1931 году, но путч был подавлен. Но было видно, что в воздухе витает идея «военно-фашистского» переворота. Однако Аикава об этом не задумывался. В 1935 году на гребне успехов продаж машин, лицензированных у Остина, к нему пришла идея грандиозного расширения производства, а для этого, как он считал, нужен был стратегический партнёр из США! В 1936 году переворот грянул — к власти пришло милитаристское правительство под руководством «кровавого» генерала Сэндзюро Хаяси, открыто поддерживавшего Гитлера. Началась тотальная милитаризация Cтраны Восходящего Солнца. США были объявлены врагом № 1 (как и Советский Союз, и другие страны Антигитлеровской коалиции). А что же Аикава? Он продолжал искать стратегического партнёра в США и даже начал серию переговоров об этом с General Motors! Странно, что такой монстр промышленности вдруг проявил политическую близорукость.
|
Datsun 110 — прародитель всех Bluebird |
Аикаве неоднократно «намекали» внутри различных лобби на то, что он «рулит не туда», но он этого как будто не замечал. После неоднократных попыток склонить GM к инвестированию в Nissan, Аикава сделал подобное предложение компании Ford Motor. К тому времени уже был принят новый милитаристский закон об японском автопроме, который декларировал приоритеты армии и военной промышленности как основные для автомобильной промышленности страны. Внезапно на автозаводе в Йокогаме произошёл большой пожар, нанёсший Nissan огромные убытки... А через некоторое время два ведущих инженера-конструктора, на которых держался весь процесс производства, вдруг скоропостижно скончались при загадочных обстоятельствах... Только тут Йошизаки Аикава стал понимать что к чему, но было уже поздно — производство Nissan впало в стагнацию. А в это время на конвейерах Toyota вовсю штамповались военные грузовички G1 для армии — братья Тойода не страдали политической близорукостью!
|
Datsun 310 — он же первый Bluebird |
С огромным трудом, обивая пороги, Аикаве удалось получить жалкие, по сравнению с Toyota, военные заказы для Nissan. Милитаристское руководство уже занесло его в «чёрный список». Но, как ни странно, Аикава не унялся. После отказа от сотрудничества Ford он заключил соглашение с американской компанией Graham-Page о совместной разработке новой модели легкового автомобиля. К концу 1937 года Graham-Page сделал такую машину по заказу Аикавы, и в серию пошёл Nissan 70 Special — большой, типично американский лимузин-«шестиоконник», а также фаэтон на базе последнего. Машина сильно напоминала Toyota Model A и, видимо, в связи с этим, стала довольно успешно продаваться. В годы войны продажи легковых Nissan упали почти до нуля. «На одном крыле» фирма кое-как перебивалась строительством грузовиков и лодочных моторов для военных катеров и шлюпок до 1943 года, когда заводы Nissan были полностью остановлены.
ВЕЛИКИЙ ХРОМОЙ
|
Nissan Cedric • 1960 |
В отличие от Toyota, производственные базы Nissan почти не пострадали от американских бомбардировок, главный завод остался целым. Спорадическое производство грузовиков Nissan возобновилось уже сразу после 1945 года, когда оккупационные власти дали разрешение на восстановление промышленных предприятий, имеющих возможность оказать пользу «для нужд армии США». Все страшные годы корпорацией продолжал руководить президент Аикава, которому после войны шёл уже седьмой десяток от роду. В 1947 году старый Аикава принял ещё одно стратегическое решение — возобновить на заводе в Йокогаме производство довоенного Datsun-14! Естественно, машину перелицевали и стали продавать под другим именем — Datsun-DA. Боже, как он был внешне ужасен! Кузовные панели делали из доступных частей утилизируемых американских машин. Именно в эти годы рядом в конвульсиях билась Toyota: население побеждённой Японии не покупало никаких новых машин — «хоть убейся»! Только «копеешные» американские б/у! Как ни странно, решение Аикавы оказалось верным — «Четырнадцатый-DA» был таким маленьким и дешёвым, что его стали покупать, в отличие от более дорогих тойотовских машин. Колесо со скрипом начало раскручиваться...
|
Patrol 4w60 |
Как раз в эти годы на работу в Nissan консультантом(!) устроился демобилизованный артиллерийский офицер — Сидзити Мураяма, у которого в результате фронтового ранения был повреждён коленный сустав, и нога не сгибалась вообще. Передвигался этот человек примерно как старик Паниковский в исполнении народного артиста Зиновия Гердта, товарищи по работе нередко подшучивали над ним — такова печальная участь каждого хромого. Однако это был не просто хромой — это был великий хромой! Амбиции и энергия Мураямы были столь велики, что всего за 5 лет он сделал головокружительную карьеру от простого инженера-консультанта до президента компании Nissan Motor Co.
|
Datsun Patrol • 1962 |
Встав «у руля», Сидзити Мураяма повторяет простой шаг многих гениальных руководителей промышленности — он добивается госзаказа на джипы для полиции и лёгкие грузовики для министерства торговли, а тем временем инициирует разработку модели на основе американских образцов, которые «валяются под рукой», а точнее — под ногами, в огромном количестве. Такой госзаказ был получен в 1951 году, а автомобилем, выпускавшимся по этому заказу, стал утилитарный внедорожник под названием Patrol (т. е. просто «Патруль»). Кроме полицейского джипа «Патруль», выпускался и пикап с аналогичной начинкой. Прототипом стал банальный американский Willis MB. Тут Nissan обскакала Toyota! На Toyota в это время был кризис и смена руководства, а джип они стали выпускать только в 1952 году.
|
Prince Skyline 2000 GT-B • 1967 |
Patrol — как много в этом слове! Ведь эта марка дожила до наших дней, и мы её отлично знаем. Да, когда-то джип Patrol позволил Nissan подняться с колен, а сейчас это всего лишь одна из десятков модельных линеек. На джипе Мураяма не остановился, а снова применил «типовой» ход: в 1952 году купил лицензию на одну из моделей Остина — Austin A40. Эта машина пошла в серию только через три года, в 1955 году, под названием Datsun-110. Внешне она напоминала наш «Москвичок-402», а внутри содержала нижнеклапанный мотор в 860 кубиков и полностью синхронизированную коробку передач. На базе нового госзаказа был выпущен и пикап на этой же платформе — Datsun-120. Пожалуй, эти две модели и обеспечили главный финансовый успех фирмы в 50-е годы. Далее на их основе были выпущены модификации с более мощными двигателями — Datsun-210 и Datsun-Sakura. Две эти машины приняли участие в австралийском ралли 1958 года, считавшемся самым тяжёлым в мире: «Двести десятый» занял первое место и получил Гран-при! «Сакура» из-за поломки форсированного мотора заняла только четвёртое место. Эта победа послужила ключом к началу экспорта автомобилей Nissan по всему миру.
|
Datsun Fairlady hardtop 2000 1968 |
К 1961 году на основе модели-победителя Datsun-210 был разработан Datsun-310. Это была симпатичная машинка-седан с «круглыми глазками», напоминающая наш родной «Москвич-403», с двигателем объёмом уже более литра (сначала 1,189, а немного позже — 1,3 л). Именно она пошла на экспорт в США под «международным» именем Nissan Bluebird («Синяя птица»). Маркетологи Nissan сразу задумывали Bluebird как удар по знаменитому немецкому «Жуку» на американском рынке, и этот удар им удался! Машина пользовалась устойчивым спросом, так как была современней, просторней, удобней и дешевле «Жука».
|
Datsun 1200 Pickup 1960 |
Окрылённые успехом ниссановцы запустили специально для американского рынка ещё две модели — Skyline и Cedric. В 1957 году Nissan «по случаю» приобрел пакет акций небольшой фирмы Prince Motor, занимающейся производством дизельных двигателей и созданием мелкосерийных больших высококлассных седанов. По некоторым источникам, фирма Prince принадлежала самому Мураяме, и так как он в Nissan был наёмным управляющим, то это была чистая афёра — один из шагов к овладению Мураямой долей в Nissan! На то время все модели Prince стали собственностью Nissan, и Prince Skyline (точный перевод «линия неба», на самом деле используется в смысле «Горизонт» — именно так называется эта машина) 1957 года пошёл на экспорт в США под брендом Nissan. Это был вполне приличный большой седан, и он пользовался хорошим спросом как семейный автомобиль. Марка дожила до наших дней, как ни странно, полностью сменив нишу на рынке...
|
datsun bluebird |
А вот судьба Cedric («Седрик» — это распространённое саксонское мужское имя, представляете — у нас бы машина называлась «Петро» или «Михайло»...) не сложилась, хотя эта машина и задумывалась как самая амбициозная для американского рынка. Дизайн Cedric Model 30 1960 года — типичный «дредноут» от Бьюика или Форда, передние стойки имеют обратный угол наклона, сзади крылышки... и при этом мотор в 45 л. с. ... Это «блюдо» американцы «глотать» отказались. И тогда стратеги рынка из Nissan подготовили новый удар...
КРАСАВИЦА И СОЛНЫШКО
|
Fairlady 300ZX 1983 |
На рубеже шестидесятых Nissan подготовил и ещё одну интересную машину. Точнее, её подготовила фирма Prince — несколько позже, чем Cedric, которая была создана на базе современного прототипа — Austin F95 Westminster. Двигатель был использован свой, «принцевский»: шестицилиндровый, объёмом 2,8 литра и мощностью 118 л. с. — весьма прилично для большого седана в те годы. Машина получила женское имя — Gloria, и пошла на рынок США под маркой Nissan. Дизайн «Глории» не был таким «подхалимским», как у «Седрика», да и выглядела она гораздо современней, чем и был обеспечен успех. Итак, вроде бы всё хорошо: рынок США «пробит», две модели успешно продаются: одна маленькая, народная; другая большая — для тех, кто побогаче. Казалось бы, на этом можно успокоиться... Кому-кому, да только не ВЕЛИКОМУ ХРОМОМУ из фирмы Nissan!
|
Nissan Fairlady 240z-G 1971 |
Сидзити Мураяма «через океан» разглядел «соколиным оком» ещё одну нишу на рынке США, где ещё можно было отвоёвывать место под солнцем: спортивные «тачки» для амбициозной и небедной молодёжи. В 60-х годах в Америке уже вовсю ревели «прямоточниками» Chevrolet Corvette и Ford Mustang. В этом секторе японцев никто всерьёз не воспринимал. Одно дело — семейные седаны, другое — «крутые спортивки». Но разработка такой машины была начата в Nissan собственными силами с начала 60-х. К 1965 году машина была готова. В Японии спорткар вышел под названием Datsun-1500, для рынка США было придумано специальное имя — Fairlady (устаревшее поэтическое слово: красавица или возлюбленная!). По современным понятиям, в машине не было ничего особенного: 1,5-литровый двигатель развивал около 100
|
Nissan Fairlady 240z-T 2by2 1978 |
л. с., максимальная скорость — только 120 км/ч. Для многих это странно, но успех был оглушительным! А по-моему, она была просто КРАСИВАЯ! Ведь и название было такое, и покупали её, видимо, именно за красоту.
К середине 60-х ниссановцы навели порядок с торговыми марками: в Японии — Datsun, за границей — только Nissan. «Красавица» послужила началом целому семейству молодёжных спортивных родстеров и купе. Постепенно из «гадкого утёнка» Datsun-1500 она превратилась в настоящего «лебедя» наших дней. В 1969 году вышла в свет «умопомрачительная красотка» — Datsun-240Z. В США машина называлась, понятно, Nissan Fairlady-240Z. «Зетка» произвела фурор: дифирамбы пели все — от обывателей до матёрых экспертов из солидных журналов. В молодёжной среде на жаргоне все спортивные Nissan стали звать «зетками», что в обратном порядке повлияло на саму фирму: дальше цифровые индексы менялись, а буква «Z» в названии оставалась... ниссановцы считали, что она приносит удачу. Ездить на «зетке» — это «круто», да и на самом деле, новая «красотка» была уже «о ста пятидесяти» л. с. и развивала максимальную скорость 210 км/ч. Кое-кто метко сказал: «Nissan Fairlady — это японская Ferrari!».
|
Nissan Fairlady 300 ZX version R |
Поставляя в США «Красавиц», ниссановские стратеги не забывали о том, что нужно прочно стоять на ногах во всех сегментах рынка. В середине 60-х была подготовлена модель, ещё меньшая по размеру, чем ставшая уже по-настоящему популярной Bluebird. Новая машинка позиционировалась как «средство для молодёжи» и получило название Datsun-1000, а в США — Nissan Sunny 1000 («Солнышко») — компакт с литровым двигателем. Если на него взглянуть с высоты наших дней, то можно с уверенностью сказать — это вторичный автомобиль. Невооружённым глазом усматриваются черты прародителя — Fiat 124 или нашей родной «копейки». Однако копирование и заимствование в автомобильной индустрии почти всегда приносило и приносит только выгоду: во всём мире «Солнышко» пошло «на ура».
|
Nissan Fairlady z-T 1981 |
В те годы стратеги Nissan стремились «рассесться во всю ширь» или «на все табуретки». В 1967 году компания выкупила остаточный пакет Prince Motor, и эта фирма стала одним из отделений большого Nissan. Cобытие было ознаменовано выдачей на рынок топ-модели на основе разработки высшего класса от «Принца» — Nissan Prince, через некоторое время ставшего Nissan Prince Royal, а ещё через несколько лет послужившего основой для знаменитого Nissan President. Кстати, правительственные круги и императорская семья в Японии с начала 70-х и до наших дней используют только эти автомобили.
|
Nissan Fairlady z432 1969 |
Рассказывая о 60-х годах «ниссановской бытности», надо сказать о развитии «джипостроения». C 1962 года пошёл в серию полностью новый Patrol — уже не Willis, а новый настоящий джип. Причём появилась целая линейка разных комплектаций, гамма двигателей и бензиновых, и дизельных. Новый Patrol имел понижающую передачу и опционные блокировки мостов. Межосевого дифференциала по-прежнему не было. Передний мост подключался произвольно и жёстко. Обновлённый «Патруль», как и легковые модели, начали широко рекламировать и экспортировать.
Итак, итоги 60-х для Nissan просто грандиозны: заняты все ниши на рынке, широко развит экспорт, США «лежат у ног японского Ferrari»... Кстати, чуть не забыл, когда взошло «Солнышко», экспорт Nissan превысил 1 миллион автомобилей в год. Это цифра! Ну и, ещё одна цифра: совокупный экспорт «Красавиц» с индексом Z в США превысил 500 000 штук!
ВИШНЯ, ВИШНЯ, ЗИМНЯЯ ВИШНЯ...
|
Ralphk-3 |
Наступили 70-е. Мураяма был стар и хром. Nissan был молод и здоров. А в мире происходили войны и передел сфер влияния, как это и было всегда... Большие и многочисленные, заряженные нефтью арабы были разгромлены маленьким и амбициозным Израилем, стремившимся к восстановлению исторической родины... Страны OPEC, как это бывает и в наши дни, «дали прикурить» всем парням, тем, что крепко держались за баранку... Наступил один из самых суровых нефтяных кризисов XX века. Многие автомобильные компании сократили своё присутствие на многих рынках по причине дорогого топлива. Но Nissan спасся — в духе времени выдал на рынок компактный экономичный автомобиль под фруктовым названием Cherry («Вишенка»). «Черешня» с двигателем 1,2 литра мощностью 54 л. с. потребляла всего 9 литров на 100 км и могла ехать с приличной скоростью — до 145 км/ч. В те годы было практически невозможно отыскать автомобиль с аппетитом менее 10 литров.
Пик кризиса пришелся на 1973 год — цена барреля нефти выросла в 4 раза. Известно, что к концу года затоварились Ford и Fiat. Но Nissan не испытал никаких трудностей со сбытом! Строчила по всем рынкам «черешневым пулемётом»... Сама по себе машинка Cherry была интересна ещё и тем, что представляла собой один из первых маленьких «хэтчбеков» — это был, на современном жаргоне, «двухобъёмник», что тогда тоже было передовым и новым. Уже позже появился «Гольф-класс»...
И НАКОНЕЦ ДОСЕЛЕ?...
|
nissan sunny |
В середине 70-х Сидзити Мураяма «ушёл на пенсию», и у руля корпорации встал не менее талантливый «муж» — Кацуи Кавамата. При Кавамате корпорация стала ВСЕМИРНОЙ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ. Появились производства Nissan в Европе и США, началась интеграция с «Сеатом», «Фольксвагеном» и даже «Альфа-Ромео».
Настолько всё ускорилось и уплотнилось в последние десятилетия, что перечислять какие-то модели или модификации бессмысленно, да это и выходит за рамки газетных публикаций... Хотя, пожалуй, ещё несколько важных вех упомяну, потому что они являются достоянием не только истории Nissan, но и вообще истории автомобильной цивилизации Планеты. Например, в 1982 году появилась модель Nissan Prairie, считающаяся ПЕРВЫМ так называемым МИНИВЭНОМ, или по другой терминологии — УПВ (универсалом повышенной вместимости) с ТРАНСФОРМИРУЕМЫМ салоном и постоянным полным приводом. В начале своей карьеры «Прерия» пользовалась ажиотажным спросом. В 1986 году Nissan выпустил абсолютно новый джип Terrano, который позиционировался как «комфортный вседорожник для семейного отдыха». В 1990-м году абсолютно новая модель Primera заняла 2-е место в конкурсе «Автомобиль года». А в 1993 году «Автомобилем года» стал Nissan Micra, чудесный маленький автомобильчик с замечательным дизайном, за который бригада ниссановских дизайнеров получила «сто пудов» всяких наград и регалий! В Америке к концу 90-х ниссановский Infiniti, всё больше и больше теснит Camry...
|
Nissan Hyper Mini 2000 |
Ну... нельзя же так, чтобы всё было безоблачно... Не зря же мудрец сказал: «В каждой бочке мёда обязательно должна быть ложка дёгтя!». В 1999 году, когда количество платформ Nissan превысило 20, как я вам уже говорил, а на запуск новых всякий автопроизводитель берёт кредиты, грянул кризис — кредиты вовремя вернуть не удалось. Долги Nissan кредиторам превысили 34 млрд. долларов... Это и была, собственно, ложка дёгтя... Но, как вы уже знаете, всё закончилось благополучно — Renault купила 36,5% акций Nissan, к руководству фирмой был приведён новый управляющий — знаменитый испанец Карлос Госн. И что же? А то, что в хитах наших дней опять ниссановская «зетка»: Fairlady 350Z стал КАБРИОЛЕТОМ 2005 года! Дизайн-проект этого автомобиля получил премию на Женевском автосалоне. Всё вернулось на круги своя... А это «ниссановская» или «реновская» «зетка»? Ой... Бог их разберёт... Глобализация всё это называется!
Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Автомаркет+Спорт № 40
|