Параллельные миры Таиланд
Тайские автомобильные хроники
Таиланд... Потрясающая страна, как будто специально созданная природой для отдыха. Мягкий влажный климат и соленая вода дарят телу здоровье, а местное население, отличающееся особой доброжелательностью, вежливостью и приветливостью — облагораживает душу.
Пожалуй, про Таиланд туристический известно всем. Но до сих пор никто не рассказывал про Таиланд автомобильный. А рассказать есть о чем...
|
Тюнинг здесь в почете |
Впервые попав в это удивительное королевство, я был поражен обилием и разнообразием его автомобильной жизни. Многие считают, что Таиланд — отсталое и бедное государство с крайне низким уровнем жизни. Это далеко не так. В Таиланде очень много новых японских автомобилей, которых я ранее не видел ни в одном каталоге. Toyota Corolla, размером превосходящая автомобили D-класса, Isuzu D-Max, новейшие Nissan Urban и Toyota HiAce: Дело в том, что крупнейшие автогиганты Японии имеют в Таиланде свои заводы и выпускают на них новейшие модели, ориентированные на внутренний рынок Таиланда, а также Вьетнам и другие приграничные государства. Особенность местных автомобилей — отсутствие новомодных систем непосредственного впрыска топлива и отопителя салона. Кондиционер является стандартным оборудованием, без которого с конвейера не сойдет даже самая недорогая машина. Новые автомобили выделяются в транспортном потоке красными регистрационными знаками, которые им выдаются при регистрации и заменяются на белые через три года эксплуатации.
Среди автомобилей в Таиланде рекорды популярности бьют полноразмерные пикапы японских и американских марок. Очевидного преобладания какой-либо конкретной марки замечено не было — тайцы одинаково охотно покупают и Toyota, и Nissan, и Mitsubishi, и Isuzu, и Chevrolet. Главное, чтобы компоновка была как минимум King Cab (две двери, пять мест), но основная масса все-таки Double Cab (четыре двери, пять мест). Самое забавное — пикапчики выпускаются даже на базе Suzuki Samurai! Легковые модели менее популярны и распространены в основном в крупных городах — Паттайе и Бангкоке.
|
Осмотр арендованного автомобиля. Рядом - HiLux Vigo |
Пикапы осуществляют и большинство местных пассажирских перевозок. Над кузовом устанавливается навес, вдоль борта — лавочки со спинками, задний борт, как правило, удаляется, а его место занимает широкая подножка. Все это сооружение окрашивается в красный цвет и густо хромируется где только можно. Называется такая «маршрутка» Songtaew. Правда, в Паттайе она используется и как обычное такси. Поскольку в Таиланде отсутствуют запреты на установку синих и красных огней на автомобили, такие «маршрутки» сияют как новогодние елки, что позволяет безошибочно «вычислить» их в транспортном потоке и вовремя «проголосовать». Обычные такси (имеющие специальную бордово-желтую раскраску Toyota Allion) также украшены разноцветными огнями снаружи и внутри. Однажды на стоянке супермаркета попалось такси, водитель которого хвастался перед коллегами недавно установленной аудиосистемой — в багажнике все пространство занимал огромный сабвуфер с неоновой подсветкой, а в салоне дико грохотала какая-то европейская мелодия. Не хотел бы я быть пассажиром у этого «меломана».
Дороги в Таиланде весьма и весьма неплохие. Поскольку асфальт не выдерживает таких температур, покрытие дорог в бетонном исполнении. Бетон держится просто великолепно, следов разрушений и ремонтов не видно. Разделительные полосы и обочины обозначены, помимо краски, еще и световозвращающими пирамидками, вмурованными в покрытие дороги, светящимися разными цветами с противоположных направлений: попутные — оранжевым цветом, встречные — красным. В темноте они помогают не ошибиться с направлением и не выскочить на встречную — распространенное происшествие при левостороннем движении, поскольку дороги в основной массе очень узкие.
|
Самый массовый транспорт Таиланда |
Удивило почти полное отсутствие дорожной полиции. Она практически не встречается, занимаясь в основном оформлением ДТП. В связи с чем местные ездят как хотят. Но «как хотят» по-тайски — это совсем не одно и то же «как хотят» по-русски. У нас принято хамить на дорогах и относиться к другим участникам движения, как к врагам, которых необходимо унизить. Тайцы — народ спокойный и вежливый. У них принято пропускать других участников движения в любой ситуации — даже когда вы выезжаете со второстепенной на главную. Если главная — скоростная магистраль, то остановится примерно пятая машина, если же обычная дорога — остановится и пропустит первая же машина. У них принято пропускать встречный транспорт, если на его полосе находится препятствие. Все это происходит спокойно, без суеты, сигналов и мигания фар. Именно поэтому пробки в Таиланде образуются только в случае ДТП и быстро рассасываются без помощи полиции.
Частой причиной ДТП в Таиланде являются собаки. Как рассказал нам американец, живущий в Таиланде уже более 20 лет, собаки являются священными животными и причинить им вред — страшный грех. Если таец не может пристроить щенков, он несет их в храм, где за ними ухаживают монахи и ищут им новых хозяев. Щенки, играя, часто выбегают на дорогу, и тайцы, уклоняясь от наезда на собаку, выезжают на встречную. В результате — лобовое столкновение. Благо, скорости на узких дорогах небольшие, поэтому страдает только железо.
|
Таких нет уже и в США |
Вдоволь насмотревшись на особенности местного дорожного движения, я решил испытать его на себе. Дело происходило на одном из островов, население которого всего 24 тысячи человек, поэтому движение не столь оживленное, как в Паттайе или Бангкоке, но и дороги не в пример уже. Поэтому, направляясь в прокатную контору, я слегка волновался — левостороннее движение, узенькие дорожки, огромное количество мотоциклистов и засилье больших пикапов.
Пару слов скажу о прокатном бизнесе в Таиланде. Арендные конторы встречаются намного чаще, чем в Иркутске газетные киоски. В аренду можно взять даже Мercedes, чем частенько пользуются русские, желающие хоть здесь побыть «новыми». Европейцы и японцы более практичны и выбирают машины попроще. Как правило — небольшие джипы Suzuki Caribbean Sporty (двухместный пикап на базе Samurai), Suzuki Escudo, Isuzu Wizard и т.д. Стоимость суточной аренды Suzuki Caribbean Sporty составляет всего 600 батов, что на наши деньги всего около 450 рублей! Просто даром, если сравнивать со стоимостью аренды «Оки» в Иркутске. Свой выбор на этом автомобиле остановил и я.
В прокатной конторе с меня попросили в залог мой загранпаспорт и спросили, в какое время мне нужен автомобиль. Здесь же ознакомили с основными правилами аренды, основными среди которых (к моему большому сожалению) явились запреты на покидание дорог с твердым покрытием и выезд на пляж. К сожалению, потому, что Suzuki Caribbean Sporty является достаточно серьезным автомобилем — цельные мосты спереди и сзади, подвешенные на малолистовых рессорах, с жестким подключением переднего привода с ручными муфтами, понижающей передачей в трансмиссии и пятиступенчатой механической КПП. Все это хозяйство опирается на покрышки класса А/Т от Bridgestone размерностью 235/75 R15. Результат — клиренс выше, чем у моего Toyota HiLux Surf при очень короткой базе и больших ходах подвесок. Неплохой арсенал. Недостаток — бензиновый двигатель объемом всего 1,3 литра. Автомобильчик оснащен кондиционером, украшен серьезным «бабушкоотбойником» и толстенной дугой безопасности над кабиной.
|
Автобус в аэропорту |
К 9 часам утра сотрудники прокатного агентства доставили автомобиль к входу в отель и передали нам ключи, не забыв напомнить о запрете на съезд с дороги. Позавтракав и искупавшись, мы с женой отправились в наше мини-путешествие. Надо сказать, что дома у нас автомобили с «автоматом», и на привыкание к «механике» ушло около 10 минут. После этого мы выехали на большую дорогу.
Сразу же после выезда с территории отеля мы «наткнулись» на уже упомянутую тайскую вежливость — ехавшая по нашей левой полосе маршрутка учтиво остановилась, позволяя нам выехать и занять наше место в потоке. Ехать по левой полосе было прикольно — привычный правый руль оказался на своем месте, чувство левой обочины пришло сразу благодаря разметке и великолепной обзорности в большие зеркала. Начало путешествия было положено с посещением автозаправки. Современные заправочные комплексы оборудованы цифровыми колонками, на пульте которых можно набрать сумму, на которую желаешь заправиться, или количество литров. После этого колонка начинает отсчет топлива, а вы идете платить. Правда, на каждой колонке есть оператор, который за небольшие чаевые проделает все эти операции. 95-й бензин стоит примерно 20 руб. за литр — и это при том, что мы находимся на острове, что увеличивает транспортную составляющую, и при том, что Таиланд сам бензин не производит (нет месторождений нефти) и закупает его за границей. Мы же сидим практически на заводе по производству бензина и покупаем его за 19 рублей! Нет в жизни справедливости...
|
Тонировка по-тайски. От лобового стекла остается только щель |
|
Самодельный чоппер продается за 3000 у.е. |
На выезде с заправки нас снова пропустили оба потока, и мы отправились осматривать достопримечательности. Ездить по Таиланду оказалось очень легко и приятно. Легко — потому что, несмотря на узкие дороги и обилие автомобилей, вас никто не стремится обогнать, подрезать и т.д. Приятно — потому что те места, которые можно посетить самостоятельно на автомобиле не входят в программы местных экскурсий. Единственное — надо чаще смотреть в левое зеркало, чтобы не обидеть движущегося поближе к обочине мотоциклиста.
Мотоциклы в Таиланде — самый массовый вид транспорта. Да и как может быть иначе в стране, где всегда тепло, нет снега, и мотоциклист не считается изгоем на дороге. На мотоциклах ездят тайцы в возрасте от 10 и до 90 лет. Прав на его вождение не надо, хотя сам мотоцикл необходимо ставить на учет. Ездят семьями — отец семейства, мать, ребенок и собака в корзинке на рулевой колонке. Женщины возят малолетних детей, руля одной рукой (коробка механическая, но сцепление автоматическое), другой прижимая дитя к груди. Мотоцикл есть у каждого члена семьи. Автомобиль — один на семью. Есть даже такси-мотоциклы, берущие зараз двух пассажиров. Прокат мотоцикла стоит на наши деньги 150 рублей в сутки за модель с «механикой» и 180 рублей — за модель с «автоматом». В залог оставляется загранпаспорт. Я брал мотоцикл на последние два дня пребывания, когда стало лень ходить пешком. Мотошлемы на двух персон прилагаются. Штраф за езду без мотошлема — 500 бат или 420 рублей. По сравнению со стоимостью аренды самого мотоцикла — сумма серьезная.
|
Супер-Самурай |
О популярности мотоциклов говорит и такой факт: в день нашего отъезда по дороге в аэропорт нам попалась КОЛОННА мотоциклистов. Именно так. Мотоциклов было заметно больше тысячи, и растянулась колонна на несколько километров. Как нам поведал водитель, состоялась презентация нового торгово-сервисного центра Honda, и все встреченные нами мотоциклы относились именно к этой марке. Зрелище впечатляющее. Иркутские байкеры в количестве 200 человек по сравнению с этой колонной — небольшая кучка энтузиастов.
|
Тук-Тук - традиционный тайский минибас |
В зеркала надо чаще смотреть и по другой причине. В курортных зонах полиция, пожарные и «скорая помощь» не используют специальных звуковых сигналов, даже клаксонов. Включены только проблесковые маячки. Поэтому если у вас «на хвосте» появится машина с включенным спецсигналом, вы рискуете её не заметить. Не заметил ее и я. Двигаясь в неспешном темпе, я редко смотрел в зеркала и поэтому поздно увидел машину «скорой помощи» с включенными «мигалками», которая безуспешно пыталась обогнать меня на узкой дороге. Только тут я резко ушел на обочину, пропуская «скорую». Было очень стыдно...
В целом пользоваться машиной в Таиланде удобно и приятно. Основная масса населения объясняется на английском, поэтому заблудиться проблематично — тайцы очень отзывчивы и непременно помогут найти нужную дорогу. Автосервисы достаточно распространены, но правила прокатных контор запрещают к ним обращаться. Если что-то произошло, необходимо позвонить в прокатную фирму, и она отправит своего специалиста или эвакуатор. Благо, сотовая связь в Таиланде работает везде. И связь очень дешевая — звонок в Россию стоит всего 5 рублей в минуту.
Возвращали машину так-же в отеле — служащие подъехали, осмотрели, проверяя на ней наличие следов грязи (даже под машину заглянули), поблагодарили за то, что мы воспользовались услугами их проката и вернули паспорт.
Порадовало развитие off-road-движения в Таиланде. Off-road-клубы есть в каждом более-менее крупном населенном пункте. Техника в них самая разнообразная — от прародителей Mitsubishi Pajero времен войны в идеальнейшем состоянии до «Круизеров». Но с «Круизерами» не все гладко — у них есть мощнейший клановый конкурент, причем выходец из той же самой семьи Toyota. Когда я увидел этот аппарат возле отеля, стоящий рядом с Land Cruiser 100, то обомлел. Потом мне стало завидно и обидно, ведь у меня у самого прародитель этой машины, но его потомка я в России не увижу никогда. Имя ему — Toyota HiLux Vigo. Огромный рамный четырехдверный пикап с цельными мостами, мощным турбодизелем на огромных катках уже в базе производит устрашающее впечатление. Он больше самого «великого и ужасного» Land Cruiser, но стоит при этом намного дешевле. Поэтому «Круизеру» и нет места на тайской земле. Но тайцам этого мало. Они его еще и лифтуют! Очень впечатляющая машина, жаль, прокатиться не удалось.
|
Очень красивый автомобиль |
Вообще, в Таиланде, похоже, лифтуют все, что имеет полный привод. По дорогам мелькают лифтованные Ford Ranger, Nissan Terrano, Mitsubishi Strada и даже Suzuki Samurai! Причем последний имел весьма нескромный лифт подвески, пытаясь дотянутся до «старших братьев». Не слабо бросить вызов самому «Бессмертному»! Тюнинг внедорожников очень высоко развит. Огромное количество всех возможных комплектов для подвески и лифта кузова предлагаются во всех автомастерских, здесь же услуги по их установке за один день, изготовление силовых бамперов, каркасов безопасности, установка лебедок и кенгуринов, подножек и багажников на крышу. Каждый лифтованный джип, а это примерно каждый восьмой в потоке, несет наклейку местного off-road-клуба. Можете представить себе масштабы этого движения.
Соответственно развита и посвященная этой тематике печать. Внедорожных журналов мне попалось с десяток, но истинно внедорожный, на мой взгляд, был только один, который я и приобрел. Более 200 страниц, посвященных джипам — это сильно. Российская печать до этого еще не доросла.
|
Типичная островная автомастерская |
И еще несколько слов про встреченные в Таиланде машины. Сильно удивило большое количество старинных автомобилей — редких даже в стране-производителе. Это и встреченный на дороге прародитель «Паджеро» времен Второй мировой, и стоявший на территории «нашего» отеля Oldsmobile. Все они находятся в идеальном состоянии и на ходу. Также встретились любопытные автомобили, которые никогда не попадут в Россию. Это и Vigo, который у нас заменит меньший по размерам Surf/4Runner, и довольно любопытный автомобиль, который я, к сожалению, не сфотографировал. Представьте себе Harrier, увеличенный примерно в полтора раза и посаженный на раму и агрегаты Surf — и получите Toyota Fortuner, среднеразмерный SUV с внешностью Harrier и размерами и конструктивом HiLux Surf. Любопытнейший экземпляр, от которого я бы не отказался в качестве замены старому доброму «Сурфу».
Кстати, в Таиланде не считается зазорным ездить на старых и ржавых автомобилях. Владельцы таких машин не ощущают своей ущербности и пользуются равными со всеми правами и уважением на дороге. Это, несомненно, следствие религии, ведь буддизм призывает довольствоваться малым.
Конечно, это не полный рассказ — ведь я не был в Бангкоке, который разительно отличается от остального Таиланда изобилием дорогих элитных автомобилей, и ездил только по одному острову. Но думаю, что он вполне отображает специфику основного автомобильного Таиланда, с его узкими дорогами, мотоциклистами и пикапами.
Дмитрий МОСОВ Фото автора и журнала Off-Road Magazine (Таиланд).
Автомаркет+Спорт № 46
|