Ресурсные испытания Ваз-21033 / Toyota Fielder / Toyota Sprinter
Привычка ездить / Авоська / Замена
Привычка ездить
Однажды я с приятелем гулял по городу, пришло время обеда. Пошли на Центральный рынок есть позы. Пробираясь среди торговых рядов к лестнице на второй этаж, товарищ предложил купить чебуреков. «Да в них сплошные канцерогены, — возразил я, — на столетнем масле жарятся». «Наоборот — экологически чистый продукт, — парировал приятель. Из этого масла уже все выкипело, оно стало чистым, как Байкальская вода, поэтому чебуреки есть можно». «А как же они жарятся на твоей водичке?» — не унимался я. «По привычке!»
Иногда мне кажется, что и мои «Жигули» тоже колесят по привычке. Благодаря своей упрямой сущности, «тройка» урчит двигателем, наматывая километры дорог, несмотря на тяготы и лишения своей машинной жизни.
Сейчас на спидометре ВАЗ-21033, выпущенного в 1983 году, около 94 000 км, приближается 100-тысячный юбилей. «Первый круг» дается не просто, особенно в последние годы.
Напомню, что «тройка» мне досталась летом прошлого года с пробегом 65 000 км, с дымящим двигателем и «убитой» подвеской. Замена маслосъемных колпачков привела выхлоп автомобиля не просто в норму, а к значениям CO, близким к идеальным по отношению к отечественным автомобилям. Ремонт подвески «ограничился» заменой рулевой трапеции и всех шаровых опор. В коробку и мост было залито полусинтетическое масло ТНК. Двигатель и зимой и летом также эксплуатируется с полусинтетикой ТНК 5W40 — через каждые 8000 км пробега покупаю 4-х литровую канистру. Масло приходится периодически подливать: оно коварным образом просачивается через сальник между двигателем и коробкой. Чтобы устранить течь, необходимо снимать коробку. Летом я этого не сделал, а сейчас, зимой, с опаской смотрю на всякий «капитальный» ремонт автомобиля, ограничиваясь ежедневной проверкой уровня масла в картере.
Прошлогодний ремонт подвески тоже не был выполнен до конца. Как только на автомобиль были установлены новые рычаги и тяги, окончательно выяснилось, что необходимо заменить рулевой редуктор, что постоянно откладывалось и растянулось почти на год. Все это время редуктор призывно откликался на выбоины в дороге неумолкаемым стуком. Осенью я все же решился поставить новый рулевой редуктор. Кажется, что может быть проще для опытного автослесаря? Но тут начинаешь понимать, что такое российский автомобиль, даже собранный еще при социализме: даже новую запчасть подобрать непросто, а для установки необходимо приложить максимум сноровки и усилий. Детали не встают на посадочное место сразу и нуждаются в подгонке. На «тройке» под старым рулевым редуктором и лонжероном оказались две пластины, которые «выравнивают узел». Слесарь сказал, что установлены прокладки были еще на заводе при сборке и с подобным он еще не сталкивался. Без них новый редуктор на место не вставал, с ними тоже — пришлось повозиться. Результатом стало то, что после замены редуктора руль перевернули, забыв при соединение шлицов выставить баранку. Все было собрано, а спица руля стояла косо, оплеткой вниз. Ездить стало непривычно главным образом из-за того, что изменилось положение рук на руле. Редуктор при этом трогать категорически не хотелось, и я решил сам перевернуть руль, открутив его от колонки. Операция очень простая, вышел руль легко и обратно встал без проблем, правда, той точности, с которой он стоял раньше, достичь не удалось. Положение зубьев на шлицах такое, что руль смотрит то влево, то вправо. Вправо спица «косит» меньше — так и оставил. Между тем стук в подвеске с заменой редуктора уменьшился ненамного: стучал маятник руля и средняя тяга. В маятнике можно было заменить втулки, чего я делать не стал, купив новый с подшипниками. Тяга требовалась тоже новая. И вот новый маятник и тяга на месте, выезжаю из сервиса, обнаруживая, что при повороте маятниковый рычаг задевает за коллектор глушителя. Попытки отрегулировать маятник при помощи болтов результатов не принесли, пришлось воспользоваться молотком, которым тупо немного «приплющили» трубу и все равно об нее немного скребет. Придется еще раз по ней стукнуть, хорошо бы дыру не пробить.
Был у «тройки» еще один стук — из-под днища. Визуальный осмотр выявил, что «грохочет» ручной тормоз, который никаким образом не удавалась закрепить так, чтобы он не бил по корпусу. Помог случай. Возвращаюсь домой с Братского водохранилища на приличной скорости. Неожиданно на пути возникает кусок асфальта — тормозить было поздно, «пустил» булыжник между колесами. Передняя часть автомобиля пролетела успешно — булыжник угодил в днище. После мощного удара «Жигули» сразу утробно забубнили. Подумал, что оторвался глушитель, но оказалось только резонатор. Ручник тоже перестал работать: трос заклинило. С такими повреждениями можно было ехать и, когда добрался до дома, то в течение часа все устранил. После этого ручник не стучит, видимо, опасаясь нового булыжника.
Сейчас — вот наваждение — забрякали бамперы. Оказалось, что на них ослабли крепежные болты. Одновременно все. Пробовал затянуть гайки — бесполезно, болты со сточенными фасками прокручиваются в пазах. Хотел открутить — тот же результаты. Умные люди говорят, надо болты отпилить и привернуть новые. Конечно, надо. Пока же засунул между кузовом и бамперами деревянные плашки, чтобы бренчало меньше. Боюсь, так до лета и проезжу с ними.
Единственное, что не доставляет хлопот — свечи зажигания. Когда на спидометре было 73000, установили cвечи Bugaets с усилителями искры, чтобы испытать их на практике («А+С» №22, 3 июля 2005 г., статья «Пламенные юбочки»). С этими свечами «тройка» прошла уже 20000 км. Последнее «вскрытие» показало, что свечи в хорошем рабочем состоянии, со светло-коричневым налетом на «юбочках». К свечам Bugaets претензий нет, они, как пуговицы в райкинской репризе, пришиты насмерть, не оторвешь — поджигают топливную смесь исправно. Чего не скажешь о газораспределительном механизме. Последняя регулировка клапанов выявила, что «коромысла» на первом цилиндре поизносились в месте, где они соприкасаются с «кулачками» газораспределительного вала. Грядет и «капиталка» двигателя, он «сапунит», при этом компрессия в цилиндрах около 10 «очков». Настроившись на философский лад, решил — раз машина едет и неплохо, кстати, то и незачем лезть в ее двигатель. Пока можно и заняться ремонтом кузова. Вот правое переднее крыло прогнило сверху, после того как на него в свое время пролили электролит, вынимая аккумулятор. А копни старый автомобиль, такое повылазит, столько придется ремонтировать, так что пусть пока ездит, пока едет.
Зимний опыт эксплуатации показал, что топор для нее такой же обязательный атрибут, как и «баллонник». Впервые это я понял прошлой зимой, когда решил помыть автомобиль.
«Банная» процедура прошла быстро и даже качественно. Перед выездом на холод «Жигулям» продули замки, вытерли уплотнительные резинки дверей, я даже стоял с раскрытыми дверями автомобиля некоторое время, и все-таки он у меня замерз. От автомойки я поехал прямо домой, поставил автомобиль около подъезда, а выйдя на улицу через два часа, не смог открыть двери. Замки, проворачивались хорошо, да и только. К счастью, крышка багажника после нескольких рывков оторвалась от кузова, даже не выдернув уплотнительной резины, которая окончательно вмерзла в кузов. В багажнике у меня лежит топор, которым я по старой доброй традиции решил открыть двери. Воспользовавшись остатком брызговика, который тоже хранится в багажнике, стал отжимать водительскую дверь, подложив под топор резину. Дверь гнулась, как пластмассовая и, тем не менее открылась. На следующий день была оттепель, которая к вечеру сменилась стужей. Я опять подъехал к дому, вышел с пакетом вещей через час и обнаружил, что багажник не открывается, примерз, твою мать. Как же я без багажника, ведь там топор, лопата штыковая, запаска в конце концов? Пришлось подниматься в квартиру за кухонным топором, чтобы опять вскрывать автомобиль. На этом мои приключения с зимней помывкой автомобиля не закончились. На днях опять загнал «тройку» на мойку, выехал, остановился неподалеку и выяснил через 5 минут, что все замки залиты водой и даже ручки дверей застыли. Поехал обратно в бокс, чтобы разморозили автомобиль. Все продули, все двери спрыснули аэрозолью, выехал и через 5 минут обнаружил, что кнопка багажника застыла. А как я без багажника, там ведь топор, лопата. Возвращаться в автомойку не хотелось, поэтому пришлось применить грубую силу: положив на кнопку замка багажника тряпку, я вбил ее ударом ноги вовнутрь, а затем тихонечко вытащил обратно. Только после этого кнопка заработала.
Анализируя свой опыт общения с отечественным автомобилем, я все больше убеждаюсь, что российские машины предназначены для технарей: просто ездить, не вникая в технические нюансы и не решая все новых проблем, на них невозможно.
АВОСЬКА
Плохо, когда хочешь много и сразу, еще хуже, когда не знаешь, чего хочешь! Так и с нами, женщинами, одной подавай машинку под цвет пальто, другой, чтоб маленькая была, третьей...
Мне после езды на джипе захотелось легкий динамичный экономичный автомобиль с приличной проходимостью, да к тому же вместительный, который бы года два-три не требовал внимания. И все это за 9-10 тысяч долларов. Вот такая задачка встала передо мной нынешним летом.
Прозвонила несколько аукционных фирм, нанесла визит, посидела с умным видом перед экраном компьютера —- такого автомобиля нет в природе. Либо денег надо раза в два больше, либо претензий поубавить. В итоге остановилась на универсале Corolla.
Появился он в моей жизни аккурат перед днем рождения, и я, намучившись без машины месяца три, решила, что это судьба. «Судьба» была 2001 года с «хорошим» пробегом и поношенным салоном под маркой Toyota Corolla Fielder.
Первое, что сделала, было достаточно банально:
— Поменяла масло на Castrol Magnatec 10W40, свечи, фильтры, тормозные колодки, охлаждающую жидкость (залила антифриз Castrol);
— Поставила российский аккумулятор Медалист;
— Установила сигнализацию Tomagawk с автоподогревом и обратной связью;
— Поменяла резину, установила зимний комплект на новые диски.
Не скажу, что это именно тот автомобиль, о котором я мечтала. Ездит, проблем особых не приносит, масло ест. Ничем особым не выделяется, да и удовольствия от езды не доставляет. Полторалитровый двигатель предполагают спокойную, без рывков, но экономичную поездку по городу. Так и оказалось, и можно занести в плюсы 6-7 литров расхода топлива в городском режиме.
Другой плюс — ходовая. Поездив на джипе, по-прежнему «не замечаю» препятствий, что никак не сказалось на автомобиле — крепкая «авоська» оказалась. Плюс — грузовая вместимость. Сложив задний ряд сидений, в багажник поместили четыре стула, стол и сервант в собранном состоянии. Рабочий, грузивший всю эту мебель, не без зависти выдохнул «Мне б такую!».
Ну, а минусы — дело вкуса, оставлю их для себя, остановившись на деталях объективных. С наступлением морозов в машине стало холодно, очень уж плохо прогревается салон-«авоська». Постояла моя Corolla как-то на морозце возле дома часов 6-7 и насмерть замерзла — отказалась заводиться. Ни масло, ни аккумулятор здесь были ни при чем: теплолюбивая оказалась. Приходится использовать возможности автозапуска и «прогреваться» каждые 3 часа. А вообще мой вывод после очередного автомобиля б/у: если не хотите проблем, не покупайте машины с большим пробегом, с поношенным салоном и по случаю дня рождения.
ЗАМЕНА
Менять свой Mirage 1990 года выпуска, вообще-то, я не собирался, хотя в последнее время он начал доставлять достаточно хлопот. Готовясь к дальнейшей эксплуатации, заменил сайлент-блоки, подшипники полуосей, навесной подшипник коленвала, чуть ли не все пыльники. Последние два года постоянно отказывал стартер. Ремонт кардинальных изменений не приносил — решил заменить. Но, как все эти годы, подобрать необходимый в «Автограде» и среди контрактных не смог. Пришлось в мастерской на Култукской покупать новый за 6400 руб. С этим стартером проехал буквально несколько десятков километров: порвался ремень ГРМ. Здесь уже поломка посерьезней — погнутые клапаны, а возможно, и втулки, в двигателе могла появиться микротрещина. Контрактных двигателей 4G15 не было, о головке двигателя (ее замена самый лучший вариант) приходилось только мечтать.
Автомобиль для журналиста, как ноги для волка, — в буквальном смысле кормит. Словом, в начале ноября пришлось приобретать новый автомобиль. И здесь, как перед любым потенциальным покупателем встало несколько проблем. Первая — деньги: я мог рассчитывать тысяч на 150-160 руб. Второе: мощность — до 1 января нынешнего года пенсионеры (каковым я являюсь) не платили транспортный налог с автомобиля до 100 л.с. И третья — не хотелось переплачивать деньги за ОСАГО при мощности автомобиля, начиная с 95 л.с. Так что выбор у меня был небольшой — или приобретать подержанную иномарку 1996-97 года, но в хорошей комплектации, или остановить выбор на беспробеговых по родной России универсалах в «деревянном» исполнении Corolla/Sprinter 1999-2000 годов. Уже было договорился о покупке Corolla 2000 года выпуска за 150 тыс. руб., да еще с комплектом зимней резины, но владелец на ходу передумал — помните слухи о повышении таможенных пошлин, они как раз пришлись на это время — и решил «попридержать» автомобиль. Вечером звоню еще нескольким продавцам — все выжидают.
На следующий день с товарищем двинулись в Рабочее. Цены поднялись значительно. И теперь уже за «деревянный» Sprinter просят 170 тыс. руб. Сторговались на 165 тыс., но с условием диагностики автомобиля в сервисе. Знакомые, осмотрев машину, вынесли вердикт: ремень ГРМ посвистывает, задний сальник коленвала необходимо менять. В остальном, вроде, все в порядке. Начинаем оформлять документы. Я напоминаю о подсвистывании ремня ГРМ, текущем сальнике. Предлагаю компромисс: за замену ремня ГРМ и натяжных роликов плачу я, а за замену сальника он скидывает цену — иначе наша сделка не состоится. В итоге добился скидки 2500 руб., правда, затем замена сальника обошлась в 4300 руб., так как небольшая течь была не только в сальнике, но и из поддона двигателя. Оплату справки-счета пришлось производить тоже мне, а заодно покупать и новые транзитные номера (100 руб.), так как срок действия старых был уже просрочен. В итоге автомобиль обошелся мне в 163300 руб.
Чего-то сверхъестественного от грузо-пассажирского автомобиля ожидать не приходилось. Немного помягче ход, чем на моем Mirage, непривычная задумчивость при трогании с места (раньше у меня была 5-ступенчатая МКП), но это присуще большинству «автоматов» с невысокой мощностью двигателя (94 л.с.). Сиденья из кожзаменителя — подобные ставили у нас на «Жигули» начала 80-х годов выпуска. Простенький радиоприемник с подобным же динамиком, из которого в городе из-за помех не слышно даже новостей, не говоря уже о музыке. Словом, мой новый автомобиль произвел на меня впечатление неухоженного самодвижущегося сарая, в котором трудно почувствовать себя уютно. Пришлось заказывать дорогие чехлы, а так как наступила зима, то и подогреватель на водительское сиденье. Придется ставить новую аудиосистему.
Перво-наперво решил заменить ремень ГРМ с натяжным роликом. Сам ремень был в неплохом состоянии, что подтверждает небольшой пробег (52 тыс. км), а подсвистывания происходили из-за неотрегулированности натяжного ролика. Заменил масло в двигателе, а заодно провел и антифриз. Прибор показал, что он выдержит только 15-градусный мороз. Пришлось менять и его, как и масляный и топливный фильтры, жидкость в КП. Вообще, на мой взгляд, японцы на автомобилях с небольшим пробегом не утруждают себя следить за маслом и другими жидкостями. В автоматической коробке передач состояние технической жидкости было такое, что трудно представить, как этот важнейший узел, соединяющийся с двигателем и приводом, еще работал. Сменил универсальную резину на зимнюю б/у японского производства.
Все эти хлопоты пришлись на последние числа октября и начало ноября, хотя автомобиль я купил 11 октября. Оформление произвел в коммерческом регистрационном отделении — полтора часа на все про все за 250 руб. Переставил сигнализацию с Mirage, а заодно «переобул» Sprinter в универсальные Bridgestone с того же Mirage, которые и близко сравнивать нельзя с обувкой вновь приоритетного автомобиля. Вообще, меня удивляет, как профессионалы-перегонщики не боятся гнать автомобиль 4 тыс. км на лысой резине.
Это все, что я успел сделать за первые шесть дней после покупки автомобиля. Потом была авария, о которой я уже писал в статье «В круге первом...» ( «А+С» N41 от 18 ноября). Как происходило восстановление автомобиля, развиваются события с СК «Ангара» — тема другого разговора. Пока же стоит отметить, что в СТО «АРС-Авто» мне восстановили автомобиль за две недели, что и позволило накануне морозов произвести необходимую подготовку. За все время после покупки проехал немногим более 1000 км. В теплое время расход бензина составлял порядка 9 л. на 100 км в смешанном цикле. Сейчас свыше 12 в основном в поездках по городу. Чтобы не утомлять читателя подробной таблицей затрат (без учета ремонта и топлива), скажу, что общая сумма на сегодняшний день вместе с покупкой топлива составила 33420 руб. Если прибавить эту сумму к стоимости самого автомобиля, то мы получим почти 200 тыс. руб., добавив к которым порядка $3-4 тыс., можно купить новый импортный автомобиль российской сборки, а не кота в мешке.
Анатолий ЯМБАЕВ / Ирина ХАБАДАЕВА /Николай НАУМОВ
Автомаркет+Спорт № 1
|