искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Тест номера
Русские сани

НА ЧЕМ ПРИКАТИТ ДЕД МОРОЗ

Русские сани

Испокон веков Деда Мороз раскатывает на традиционных санях-розвальнях, обычно запрягаемых тройкой резвых рысаков. Именно так под Новый год он развозит праздничные подарки. Встретить сегодня подобные сани на городских улицах большая удача, на смену им пришли автомобили. Раритетных саней во всем Иркутске — единицы. Это тем более удивительно, потому что в других городах и в Европе, где даже снег редкость, расписные и экзотические русские сани-розвальни стали модными и весьма востребованными. Эксклюзивные и коллекционные модели саней для Деда Мороза, расписанные под гжель, искусно обтянутые кожей или сплетенные из привозного ротанга, продаются на аукционах по ценам, сопоставимым со стоимостью легкового автомобиля. Сани-розвальни охотно покупают для украшения частных владений, интерьеров и подъездов к особнякам, они до сих пор служат зимним гужевым средством во многих деревнях и используются для экзотического катания детей и туристов, на них ежегодно проводятся гонки по бездорожью на парных упряжках (драйвинг). Как любое транспортное средство, сани-розвальни имеют установленный госстандарт, свои технические особенности и историю.

Чтобы прояснить ситуацию с санями-розвальнями, в канун Нового года мы обратились непосредственно на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Нам сообщили, что модные сани-розвальни ныне укомплектовываются по желанию заказчика сиденьями с подогревом и высокоэффективными тормозами (на случай если лошади вдруг «понесут»); дубовые полозья для лучшего скольжения отделываются пластиком с металлическим кантом, корпуса саней украшаются аэрографией, оглобли — резьбой и декоративным орнаментом, а дуги коренника, оголовья и дышла можно подобрать на любой вкус.

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ямщик лихой — он встал с полночи,

Ему взгрустнулося в тиши.

И он запел про ясны очи,

Про очи девицы-души

«Вы, очи, очи голубые,

Вы сокрушили молодца.

Зачем, зачем, о люди злые,

Вы их разрознили сердца!

Теперь я горький сиротина!...»

И вдруг махнул по всем по трем,

Как тройкой тешился детина

И заливался соловьем.

ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ

Русские сани
Тройка, запряженная серыми орловцами, своеобразный символ русской истории — неизменный атрибут национальных праздников, свадеб, гуляний и новогодних открыток. Русская тройка воспета в народных песнях, ее образ использован на заставке программы государственных телевизионных «Вестей». Мчащаяся по заснеженной дороге тройка — расхожий стереотип многих иностранцев в представлении о России, точно такой же знаковый символ как русский самовар, гармонь или бублики. Образ удалого ямщика в теплом овечьем тулупе, затягивающего протяжную песню — персонаж литературных произведений и фильмов о России. Мечта многих — хотя бы один раз в жизни прокатиться с ветерком на санях, запряженных тройкой лошадей. Тройка издавна пользовалась любовью русских людей и всегда вызывала удивление и восхищение иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная. Знаменитая фраза русского писателя Н.В. Гоголя: «И какой же русский не любит быстрой езды?» относится именно к езде на русской тройке.

Тройка — непереводимое русское слово, вошедшее во все иностранные словари именно в такой транскрипции — troyka. Русская тройка уникальна, она не имеет аналогов в других странах, французы воспринимают ее как русское чудо, нигде больше в мире она не получила такого распространения, как в России. Парная упряжка была популярна в Европе в начале XVII века, в фургон иногда также впрягалось четыре-шесть лошадей, а парадный царский выезд мог содержать даже 12 лошадей. Но самым удобным средством оказалась тройка: три лошади сильнее тянули фургон, чем две, а управлялись они куда легче четвертки. Тройку лошадей, запряженных в сани- розвальни, избрал для новогодней доставки подарков и Дед Мороз. Обычно новогодней тройкой он управляет сам и для того, чтобы не потерять навыков управления, ему приходится в течение года много тренироваться на севере, где он и проводит значительную часть своего времени. По его мнению, самое сложное подобрать лошадей в тройку. Главное — найти коренника. Чаще всего в тройку он запрягает орловцев одинаковой масти, на ровном резвом ходу, иногда русских рысаков. На подготовку тройки уходит около года. Только с годами лошади с разным темпераментом и уровнем подготовки съезжаются и успокаиваются. Тройка — единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз.

Русские сани

Сани плетеные

Новогодняя тройка Деда Мороза с расписными и вместительными санями для подарков по традиции оборудуется спецсигналом (колокольчиками на дуге), чтобы об ее приближении всем было известно заранее. В сухую ясную погоду литой перезвон поддужных колокольчиков слышен за пять верст, и служащие ямских новогодних станций могут заранее приготовить на замену свежих лошадей для всегда спешащего Деда Мороза. Когда на Руси стали считаться особым шиком тройки с малиновым звоном, двухфунтовые колокольчики в обрамлении десятка бубенчиков под дугу стали вешать все кому не лень, и отличить тройку Деда Мороза от обычных троек стало невозможно. В результате в 1836 г. Сенат строжайше запретил украшать колокольчиками частные тройки.

До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом — в последнем случае передняя лошадь «работала бульдозером», прокладывая всей упряжке путь по сугробам. Тройки, особым образом запряженные в экипаж лошади, впервые появились в первой половине XVIII века, когда дороги на Руси стали пошире. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII-начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы на деревянном ходу, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

Русские сани

Русские сани XVII века

Особое преимущество тройки проявилось при организации на Руси скоростной ямской почты. На основных дорогах через каждые 30-40 верст были построены особые станции — «ямские избы», где можно было заменить уставших лошадей на свежих. Самой скоростной в ямской почте считалась «эстафета», существовавшая для доставки указов царя и высших чиновников. В любое время суток эстафету ждала в ямских избах готовая к замене свежая тройка. Средняя скорость эстафеты составляла 8-12 верст в час (8,5-12,8 км/ч). В 1717 г. была организована почтовая служба между Москвой и Петербургом, проходившая трижды в неделю. В 1741 г. почтовый тракт протянулся уже от Москвы до Якутска.

Увеличение количества лихих троек на городских улицах повлекло случаи наездов на пешеходов. В 1731 г. императрица Анна Ивановна специальным указом учредила прототип современной Госавтоинспекции — разъезды драгун ловили лихачей, но порядок на улицах наступил только через полстолетия, после распоряжения Екатерины II отбирать у любителей быстрой езды лошадей, а кучеров брить в солдаты. Езда на тройках по городским улицам была запрещена. Исключение было оставлено только на время рождественских и новогодних каникул для тройки Деда Мороза.

В конце XIX столетия телегу поставили на рельсы и родилась конка — пионер общественного транспорта, прообраз городского трамвая. В Москве конка ходила даже по Красной площади вдоль стен Кремля. На Байкале конка применялась в особо суровую зиму 1903-1904 гг. во время русско-японской войны, когда ледоколам оказалось не под силу ломать мощный лед. Между станциями Байкал и Танхой сорокаверстный рельсовый путь был уложен прямо по льду. Вагоны по ледовой переправе перегонялись поштучно конной тягой. Возможно, именно, тогда остро встал вопрос о шипованных подковах для лошадей. Сейчас этой проблемы давно нет — можно подобрать шипованные подковы от разных производителей (ситуация, напоминающая конкуренцию производителей зимней резины для автомобилей).

В отличие от зимней автомобильной резины, шипованные подковы более проблематичны в уходе: выбирать тип шипов и прикручивать их к подковам рекомендуют только перед работой. Так как лошадь — живая тяговая сила, ветеринары не рекомендуют длительное время стоять лошади на шипах в конюшне: от неправильного распределения веса она может растянуть сухожилия, что в последующем чревато травматизмом ног. Неправильно выбранные шипы могут привести к последующей хромоте лошади. Чтобы отверстия для шипов не забивались, их также необходимо заполнять легкосъемными пробками. Шипы необходимо вкручивать только перед работой, когда в них нет необходимости, их надо вывинчивать из подков. И так каждое утро перед началом работы выбирают из комплектов шипов необходимый тип и заново вкручивают их в подкову. Точно также поступают опытные лыжники — каждый раз, по температуре подбирая лыжную мазь. В общем, значительно легче автомобилистам, меняющим летнюю резину на шипованную только один раз в году.

Русские сани
Сейчас популярны зимние подковы с шипами с противоснежными фильцами. В местных конюшнях вряд ли есть специалисты, способные правильно подобрать шипы подков под грунт, особенности телосложения лошади и характер выполняемой работы. Для ухода за подковами с шипами существуют специальные наборы инструментов, с ключами, приспособлениями для очистки и самими шипами для различных грунтов, которые ни в коем случае не должны быть одинаковыми. Шипы для льда и их расположение на подкове сильно отличаются от предназначенных для грунта.

С появлением железной дороги и автомобилей массовое катание в санях на тройке постепенно ушло в область преданий и забав. Сейчас это в основном красивый экзотический вид спорта. Состязание запряжек, или, на современном языке, драйвинг — проводится с 1970 года по особым правилам, утвержденным Международной федерацией конного спорта. Особенно популярен драйвинг в Венгрии, Польше, Германии, Франции, США и Канаде. В России первые соревнования по драйвингу состоялись в Тверской области в 1999 г. на парных и одноконных упряжках. Зрелищные гонки на тройках, которыми обычно сопровождались все массовые зимние народные гулянии, возродить в стране пока не удалось. Найти нарядную тройку из чистопородных орловских рысаков — национальной русской породы, наследия графа Орлова, специально подобранных по масти — серые в яблоках, возможно только в нескольких городах России, причем в основном в крупных. Нарядные конные кортежи с пажами, как в старину, востребованы на свадебных торжествах, стали модными и престижными. Например, стоимость проката в Москве «Екатерининской кареты», изготовленной по заказу Мосфильма для исторического антуража, обойдется в $800, свадебного кабриолета (тройки) — $600, катание в санях с одноконной запряжкой $150, в санях на тройке орловских рысаков $400 (все за первый час проката, затем цена значительно снижается).

Цены на катание в санях-розвальнях в иркутском музее «Тальцы» на 47 км Байкальского тракта более доступны. Прокатиться в барском тулупе на санях-розвальнях — основном транспорте сибиряков XIX века — теперь может любой желающий (250-300 руб. за час). Сани-розвальни традиционно застилаются сеном и шкурами, пассажиры катаются полулежа.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САНЕЙ-РОЗВАЛЬНЕЙ

В старину сани собирались без гвоздей с помощью распоров и пеньковой веревки. Самое главное для саней — малый вес. Сани-розвальни бывают двухместные, четырехместные и шестиместные. Основным конструктивным элементом саней служит несущая рама, устанавливаемая на полозья, обычно изготовляемые из березы. Полозья изготавливаются по старинному рецепту. Сначала заготавливается древесина березы, когда она дает сок, береза распаривается в кипятке и ее изгибают для полозьев. Перед зимой полозья для лучшего скольжения обрабатываются собольим или норковым жиром. В старину зажиточные крестьяне оббивали полозья металлической лентой, в современных моделях полозья отделывают пластиком, наподобие горных лыж с металлическим кантом по краям. Хранить такие сани летом необходимо перевернутыми, в сухом и прохладном месте в диапазоне температур от 0 до 10°С. При более высоких температурах сани рассыхаются.

ОГЛОБЛЯ. Одна из двух круглых жердей, укрепленных концами на передней оси саней или экипажа и служащих для запряжки лошади. Изготавливается в Сибири из березы. Современникам оглобля больше знакома по народной пословице: «Повернуть оглобли» (прост.) — в значении уйти ни с чем, получив отказ, не добившись цели. Оглобли крепятся к туловищу лошади через седельник (специальное русское приспособление с войлочными прокладками на спине лошади). Тяговое усилие передается через седельник и хомут, чтобы оглобли не мешали туловищу лошади, их концы крепятся к дуге, индивидуально изготавливаемой под лошадь.

Русские сани

Сани шестиместные

ДУГА И ХОМУТ. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Деревянная дуга — уникальное русское изобретение, нигде в мире больше ее не встретишь. Дуга и гужи благодаря своей упругости смягчают толчки и удары, так что хомут всегда лежит спокойно на конских плечах. Шлея не позволяет хомуту соскальзывать с шеи лошади при торможении и спуске. Так как дуга, хомут и оглобли представляют собой довольно увесистую конструкцию, часть усилия с плеч и холки при помощи седелки, чересседельников и подбрюшника перераспределяется на спину лошади.

Дугу гнут из нагретого моченого дерева по особой технологии. Если сделать неправильно, она сломается в самый неподходящий момент, ведь дуга испытывает очень большие динамические нагрузки. Недаром встарь хорошая дуга была гордостью ямщика.

Сейчас дуга, сохраняя свою историческую подковообразную форму, служит для разнообразных экспериментов «лошадиного тюнинга»: наряду с привычными звуковыми сигналами (колокольчиками и бубенчиками), на нее также стали устанавливать проблесковые мигалки и противотуманные огни. Как издревле повелось, троечная упряжь обильно украшалась. Красочно декорировались хомуты. Широко использовался металлический набор из литых деталей разной формы, к уздам и шлеям прикреплялись кисти, свисавшие спереди и по бокам лошадей. Но особое внимание уделялось дуге коренника: ее богато украшали художественной росписью и резьбой.

ОГОЛОВЬЕ. Его можно выбрать на любой вкус. Устройство всех уздечек сходно: суголовный ремень, на котором держатся нашеечные ремни (они же сторонки), подбородный ремень (иначе подгарок) и налобник. Уздечки чаще всего делаются из тянутой сыромятины и ценны тем, что тянутся, но не рвутся. Ремни в них делают не плоскими, а круглыми, что дает дополнительную прочность. В круглых уздечках кожа сложена пополам и прошита. Конники, как и автомобилисты стараются покупать оригинальный инвентарь от известных производителей, избегая подделок из Индии и Турции. Качественными кожаными, тесьмяными и резиновыми поводьями считаются ремни, одетые в резиновый чулок с пупырышками, в поддельных поводьях кожаный ремень не цельный и чаще рвется.

Русские сани
ГРЫЗЛО, КОЛЬЦО, ТРЕНЗЕЛЬ. Эти слова для автомобилистов вряд ли понятны, они обозначают металлические приспособления для воздействия на рот лошади через вожжи давлением самого железа. В основе всех разновидностей трензелей лежит принцип давления на углы рта лошади, чтобы можно было управлять направлением движения. В отличие от автомобилей, поворотное усилие передается не через руль, а посредством уздечки — длинных поводьев (вожжей), одним концом подсоединенным к трензелю во рту лошади. В сочетании со звуковыми командами кучера: «Тпру! Ну, Пошла! Хоп-хоп!» обеспечивается маневрирование транспортного средства. В других странах подобные команды лошадям звучат иначе, например, в Монголии эквивалент русскому «Хоп-хоп!» произносится как «Чу-чу!».

ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК. Ремень, протягиваемый от одной оглобли к другой через седелку, как часть конской упряжи. За изделиями из кожи и сыромятными необходим постоянный уход, чтобы они не пересохли. Хранят их в подвешенном состоянии на стенах конюшен, чтобы хорошо проветривались, при намокании они плесневеют и рвутся. Подбирают их по размерности пород — S, M, L.

ПОПОНЫ. Утеплительные накидки на лошадь. В мороз после работы при длительной стоянке на лошадь накидывают попоны из суконной ткани или специальной, сохраняющей тепло ткани. Обычно работа лошади начинается, как и у автомобиля, с прогрева, сначала с шага, потом переходят на рысь, третьей скорости соответствует галоп. Обычный ритм для лошади — 3-4 часа работы, затем — 2-3 часа отдыха. Первая рысь для прогрева — 5 минут, потом шаг, вторая рысь — 10 мин. Расход фуража на 30-40 км: полведра овса утром и полведра вечером. В средние века у крестоносцев вместо попон были популярны металлические защитные сбруи, сейчас в моде попоны из влагонепроницаемых тканей с тефлоновым покрытием. В продаже большой выбор попон разнообразной цветовой гаммы: конюшенные для длительного пребывания лошади без движения и прогулочные уличные зимние попоны из современных материалов.

Прогулочные попоны обычно длиннее и тоньше конюшенных. Отличительной их особенностью является отсутствие шва вдоль позвоночника и непромокаемость ткани. Прогулочные попоны оснащены дополнительными крепкими застежками и обязательно обножками для задних ног, что позволяет попоне удерживаться на месте, когда лошадь валяется.

Русские сани

— А вот это называется «оглобля»

сани-розвальни. Сделать это легче всего на одном из московских аукционов. Так, сообщается, что недавно предприимчивые французы додумались покупать в Москве русские сани для зимнего катания. Экипаж на полозьях, расписанный под «гжель», был изготовлен по спецзаказу на одном из московских заводов. Мастера долго удивлялись: где в окрестностях Парижа найдутся лошади, обученные ездить русской тройкой. Для удобства французов сани снабжены подогревом и дополнительными тормозами. На осеннем аукционе, проводимом ЗАО «КСИОК» в Москве, со значительными скидками были выставлены следующие лоты (стоимость обыкновенных саней-розвальней составила 100-120 тыс. руб.).

КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩЕГО ДЕДА МОРОЗА ОТ ПОДДЕЛЬНОГО

Главной отличительной особенностью настоящего Деда Мороза считается его способность творить новогодние чудеса с помощью волшебного хрустального посоха. Если Дед Мороз по вашей просьбе прикосновением хрустального посоха творит чудеса, значит, он настоящий. В отличие от одинокого американского собрата Санта Клауса, российский Дед Мороз имеет верную подругу Снегурочку, всегда помогающую ему зажигать праздничные огни на новогодних елках. Официальная резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге*, откуда он в декабре начинает свое новогоднее турне со Снегурочкой.

По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза, кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога С.В. Жарниковой, традиционный облик Деда Мороза включает:

Русские сани
Борода и волосы — густые и седые (серебристые, белого цвета), закрывают все лицо, чтобы нельзя было узнать знакомого или родственника. Эти, обычно накладные, детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой), несут еще и символьный характер белого цвета, который с древних времен у центральноазиатских народов ассоциировался с благополучием, счастьем и богатством.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звезды, гуськи, кресты и другой традиционный русский орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зеленой шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или еще кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но все же допустима.

Русские сани
Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трехпалые перЧатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трехпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

ПоЯс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Какие сани розвальни сечас можно купить
Наименование изделияМасса кг не болееВместимость чел.Ширина ммВысота бе оглоблиДлина ммКолея ммЦена Тыс. Руб
Кабриолет4206165018002700 - 140-180
Пролетка4504155018002400 - 155-200
Шарабан32021650140019001250100-150
Сани 3-х местные1503150011502300 83065-100
Сани 6-х местные2206165011502550 83085-120
Сани плетеные1102120010002000115090-130

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или черных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, также в серебристо-белой цветовой гамме. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох, соответствующий этим описаниям. Фантазия художников- декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Русские сани
СнегуроЧка — уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Ее головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

* Город Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодской области, в 524 км от областного центра Вологды — родина Деда Мороза. Путевка на родину Деда Мороза в этом году подорожала в два раза. Встреча Нового года на родине зимнего волшебника обойдется в 13000 руб. на три дня. Все путевки были распроданы еще в конце сентября. Ожидается, что на празднование Нового года в Великий Устюг приедет свыше 3000 туристов.

Сергей ВОЛКОВ
Записал с помощью Канцелярии Деда Мороза

Автомаркет+Спорт № 1




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика