Рейс Трасса "АМУР"
От самого синего моря
|
|
Неизвестный у нас Freightliner Columbia при всем великолепии экстерьера создан всего лишь как практичный и эффективный тягач |
|
Узкие улочки, типовые многоэтажки и провинциальный уклад – Биробиджан оказался значительно скромнее, чем представлялось |
| Пожалуй, не было со времен БАМа столь масштабного и одновременно столь противоречивого мероприятия, чем долгожданное строительство автодороги М-58 «Амур», основное предназначение которой – связать-таки Приморье с остальной Россией. Помнится, не так давно на всю страну громко и помпезно было заявлено, что строительство близится к завершению, что между Москвой и Владивостоком появилось ничем не омраченное сквозное движение. Была шумная и «высокопоставленная» сдача «Золотого звена» с грандиозным монументом на фоне идеально ровного асфальта, были именитые автопробеги и экспедиции, отметившие «некоторые участки, еще не покрытые асфальтом», но все это как-то быстро и незаметно утихло. Тогда как перегонщики, добрая половина жизни которых занята форсированием «Амура», в один голос заявляют – дороги по-прежнему нет! Точнее, нормальной (даже в нашем понимании) дороги нет, а широко освещавшееся «сквозное движение» есть не что иное, как уже известные прыжки по «козьим тропам», проложенным прямиком через вершины гор. Кому верить? Строители трассы не устают сообщать об очередных победах, но упрямые перегонщики твердят – дороги не было и нет! Остается, как всегда, единственный способ докопаться до истины – увидеть М-58 собственными глазами. К тому же и повод не заставляет себя долго ждать – из Владивостока в Иркутск отправляется груженный японскими автомобилями Freightliner FLD 120…
Цивилизация
|
Сеть придорожных закусочных «Минутка» — ресторанное обслуживание, но вполне демократичные цены |
Впервые добраться до Приморья и не увидеть Владивосток – это, конечно, издевательство над здравым смыслом. Увы, именно так и получилось, надпись «Владивосток» на крыше здания аэровокзала подразумевала прибытие только в Артем – город-спутник восточной столицы. Здесь же находится главный офис и выставочная площадка фирмы ПТК – Приморской Транспортной Компании, в чью задачу сегодня входит не просто доставка двух Freightliner в Читу и Иркутск, но и отправка туда же корреспондента «А+С». Интересная особенность – если на Западе, в Санкт-Петербурге, предпочтение отдается Freightliner Century Class (особо популярному в Иркутске), то в Приморье приоритет смещается в сторону FLD, так похожему на незабвенный Classic. Короткие подготовительные операции (обе машины прошли тщательный технический контроль еще накануне) – и в путь!
|
Пост ГАИ в Уссурийске. Здесь активно не любят автомобили с транзитными номерами. Особенно большегрузные |
Дорога от Владивостока до Хабаровска может считаться эталонной – ни рытвины, ни выбоины. Правда, понимаешь это намного позже, когда позади остается большая часть «Амура». А пока же спокойно едешь в комфортной кабине Freightliner (холодно только – эти заокеанские гады подсунули «южную» машину), ни о чем особо не думаешь, разве что волнуешься на посту ГАИ на выезде из Артема, где инспектор вдруг решил пропустить один из двух Freightliner, чтобы задержать для «досмотра» другой. Обошлось, конечно, иначе бы просто некому было писать эти строки. Как некому было бы рассказать о сети придорожных кафе «Минутка», обслуживание (все официантки здесь – самые настоящие фотомодели!) в которых, как и ассортимент и качество подаваемых блюд – высший пилотаж. Замечательно и удивительно недорого – при таком уровне обслуживания мы привыкли платить в два-три раза дороже. Все хорошо и замечательно, но перед ст. Баневурово дорога вдруг резко становится узкой настолько, что едва обеспечивает разъезд двух встречных автомобилей. В скором времени она станет значительно шире (об этом свидетельствуют огромные гравийные просеки), однако сегодня проезд по этому участку идеальным не назвать.
|
Выставочная площадка ПТК. В отличие от популярных в Иркутске Century Class, здесь основной упор делается на FLD |
|
Уссурийск. Низкорослый город компенсирует недостаток высотных зданий огромной площадью застройки. Временами кажется, что он не закончится никогда |
| Въезд в Уссурийск знаменуется ухудшением состояния асфальтового покрытия, частью огромного авторынка на горе (говорят, скоро он станет больше и авторитетнее «Зеленки»), и постом ГАИ, сотрудники которого активно не любят транзитные номера даже на легковушках, не говоря уже о большегрузных Freightliner. Вынужденная «стоянка», длительные беседы с инспекторами и долгое, бесконечно долгое преодоление низкорослого (один-два этажа в 80% домов), но широко раскинувшегося в приморской степи Уссурийска. Заодно, конечно, можно отметить огромное количество Freightliner FLD с русскими и европейскими прицепами (даже лесовозы!), КАМАЗы с фурами от Freightliner, тюнинговые (в хорошем смысле этого слова) японские машины – но только в том случае, если находишься не за рулем. Когда же управляешь машиной – все внимание сосредоточено исключительно на извилистой трассе в черте города и бесконечных поворотах за его пределами. Проходя по болотистой местности, дорога непрерывно петляет, порой так, что кажется, пересечет саму себя. Но удовольствие от вертлявого, но все-таки асфальта оказывается недолгим – болота дают о себе знать, и перед Хабаровском начинают появляться участки ничем не прикрытого гравия. Короткие (не более 2-3 км), обозначенные максимальной нагрузкой на ось, но все равно гадкие. Зато замечательно видно, кто и как гонит машину – везущие ее для себя преодолевают препятствия аккуратно, «шепотом», тогда как перегонщики штурмуют все гравийно-каменные преграды ходом, не снижая скорости. Зрелище не самое утешительное, особенно когда понимаешь, что через неделю эти автомобили будут продаваться в Рабочем в качестве «сеточных»….
|
Гигантский мост через Амур объединил в себе железную и автомобильную дороги. Здесь начинается М-58 |
|
Хабаровск. Пассажиры наглухо тонированного бандитского Crown без номеров только что получили от нас плату за проезд по городу |
| Хабаровск встречает постом ГАИ, строгими требованиями по отсутствию тонировки (это постановление мэра, даже машины ФСБ здесь растонировали). Хорошо, что стекла у нас совершенно прозрачные, иначе не миновать нам участи водителя Toyota Camry, которого прямо на посту заставили «обдираться». Но, как оказалось, правило «прозрачных стекол» действует в Хабаровске не для всех. Во время досмотра инспектор с кем-то пообщался по мобильному телефону, после чего на редкость быстро и безболезненно дал нам «зеленый свет», заодно посоветовав держать двери заблокированными – местные бандиты взяли привычку запрыгивать в кабины грузовиков, стоит тем остановиться на светофорах. Но слухи о прыгающих мелких вымогателях оказались несколько преувеличенными – уже через пару сотен метров от поста за нами увязался наглухо тонированный Crown без номеров, а его молодые и обаятельные седоки настоятельно порекомендовали нам следовать за ними. Отказываться от такого предложения себе дороже, так что движемся вслед за Crown. Через пару километров бандитская машина сворачивает с трассы и останавливается на АЗС – все, сейчас будет момент истины. Истина же в том, что плата за проезд по городу составляет 3000 рублей с машины. Но торг уместен, и нам удается ограничиться 500 рублями за оба Freightliner. Не могу утверждать, что звонок инспектора и появление бандитского Crown связаны между собой, однако водители грузовиков рассказывают, что лично слышали разговоры гаишников с бандитами. Те, кто похитрее, пытаются въехать в город окольными путями, минуя пост ГАИ, но затея не всегда оказывается удачной – аналогичный пост на выезде из Хабаровска ни за что просто так не пропустит «не учтенный» транспорт.
|
Выезд из Владивостока. Отличное многополосное шоссе. Жаль, продлится такое удовольствие недолго |
Сам город запомнился 30-градусным морозом, нечищенными со времен первого снегопада дорогами (как они тормозят на таких наледях?) и огромным количеством светофоров. Без них не обходится ни один перекресток, они расставлены и развешаны буквально везде. Как грустно шутят дальнобойщики – наверное, в Хабаровске есть завод по производству светофоров, и зарплату на нем выдают собственной продукцией, так что всякий работник может повесить какое угодно количество светофоров там, где он чаще всего переходит дорогу. Шутка, конечно, но в Хабаровске она не кажется веселой…
Амурские волны
|
Хабаровск. Бесконечные светофоры, нечищенные дороги, но простые и осмысленные развязки |
|
И в Приморском крае, и в Амурской области абсолютная монополия на АЗС принадлежит НК «Альянс» |
| Выезд из города и есть начало той самой, многострадальной и всенародно известной М-58 «Чита-Хабаровск». Надо сказать, первые метры впечатляют – гигантский новый мост через Амур, ставший одновременно автомобильной и железнодорожной переправой, сооружение действительно грандиозное. Едешь по нему, едешь, а он все не заканчивается, только тень от Freightliner перемещается где-то далеко внизу, по скованной льдом могучей реке. Ровный асфальт продолжается и за мостом, заставляя усомниться в правдивости жутких рассказов дальнобойщиков о немыслимых «козьих тропах» М-58. До Биробиджана остается около полутора сотен километров, за окнами сменяют друг друга овеянные легендами, воспетые в песнях места сражений Гражданской войны – Волочаевка, Партизанское. Дорога по-прежнему имеет весьма приличный вид, хотя ее состояние после въезда в еврейскую автономию и проигрывает первым километрам «Амура». Проложенная по бесконечным болотам, окруженная унылым однообразным пейзажем, трасса незаметно упирается в стелу с надписью «Биробиджан», выполненную по-русски и на иврите.
|
Водителя этой Camry заставили снимать тонировку прямо на посту ГАИ |
Столица еврейской автономии – небольшой провинциальный городок с узкими улочками и типовой двух- и пятиэтажной застройкой. Все первые этажи зданий представляют собой сплошную вереницу продовольственных магазинов, аптек и парикмахерских. Статус национальной автономии заметен только по уже упоминавшейся стеле да небольшим памятникам на миниатюрной привокзальной площади. Судя по количеству деревьев, летом Биробиджан становится уютным и зеленым, вот только в полной мере насладиться прелестями лета не позволит мошкара, тучами слетающаяся в город с окрестных болот. Впрочем, вся кажущаяся убогость Биробиджана становится высшим проявлением цивилизации, стоит отъехать от него всего 50 километров. Здесь кончается асфальт…
|
Здесь заканчивается непрерывное асфальтовое покрытие и начинаются многочисленные объезды по острому гравию |
|
Мороз и ледяные дороги Хабаровского края нередко приводят к подобным последствиям |
| Теперь основным покрытием дороги почти до самой Читы станут лед и гравий, изредка перемежающиеся с короткими участками асфальта. Сквозной проезд, о котором так долго и настойчиво твердили, представляет собой бесконечное петляние по разбитым в прах дорогам областного и местного значения. Однако все признаки активного строительства М-58 налицо – на гравийных насыпях работает тяжелая техника, в болотистых низинах под полотно будущей трассы укладываются гофрированные трубы, превращая движение по дороге в непрерывное рысканье по объездам. Если судить по размерам и расположению насыпей – будущая трасса станет представлять собой действительно классный способ с ветерком прокатиться от западных до восточных границ страны, по срезанным вершинам крутых перевалов и гигантским искусственным ущельям. Просеки, пробитые в глухой тайге за последние два месяца, позволяют думать о как минимум шестиполосном автобане, в который должен превратиться будущий «Амур». Вот только когда?
Вопрос, кстати, совсем не ради красного словца – масштабы «нехороших поступков» при строительстве дороги потрясают. Об этом открыто говорят и те, кто волею судеб вынужден преодолевать эту трассу, и сами «федералы» (так здесь называют строителей «Амура»). Простой пример – дали человеку абсолютно новый КАМАЗ, но через полгода отняли и заменили на откровенное старье. Куда ушла новая машина, остается только догадываться.
|
Мост через Зею. Немного хорошего асфальта по обе стороны, остальное гравий |
|
Гравий, лед и глина с небольшими вкраплениями разбитого асфальта. Часть Амурской области приходится преодолевать именно по таким дорогам |
| Но трасса все-таки строится. Частично, пока отдельными разрозненными участками, но строится. Так, уже приготовившись к штурму безобразных направлений (назвать это дорогами нельзя) в Облучье, мы были приятно удивлены современной дорожной развязкой и (два месяца назад ничего подобного здесь не было) десятками километров нового асфальтового прямика. Здорово! И как же обидно вновь возвращаться на промерзлый гравий, начинающийся от границ Амурской области. Признаться, само существование этого региона для человека непосвященного может стать открытием – в сводках новостей Амурская область никак себя не обозначивает, никакими выдающимися событиями не отличается. Некогда процветающий аграрный край, на уборку урожая в который командировали водителей со всего Приморья, теперь Амурская область представляет собой глубоко депрессивный регион. Бескрайние заброшенные поля, чахлые деревеньки, добавляющие друг другу сил мороз и ветер – все это на фоне полуживой дороги местного значения. Говорят, все поля скупили неизвестные люди из Москвы, да так ни разу и не удосужились бросить в амурскую землю хоть горсть семян.
|
Лучший способ преодолеть ледяные перевалы Бурятии |
Разбавить тоску от унылости и запустения прекрасно помогает пост ГАИ в Белогорске – эти ребята могут обобрать и нищего. Тут и фейс-контроль, и самая тщательная сверка номерных агрегатов. Такую бы энергию в мирных целях использовать, однако белогорские гаишники направляют ее исключительно на поиск любой мелочи, за которую можно (и нужно!) взять денег. С нас взяли всего 4000 рублей (старший на посту прямо и открыто заявил, что торг в данном случае невозможен), тогда как шедшие перед нами в Читу два Freightliner «проштрафились» на $400. Интересно, а от государства эти стражи дорожного порядка тоже зарплату получают?
|
Снегопад сыграл злую шутку с водителем этого Nissan – «поймав» обочину, он попытался резко вернуться на трассу, но вылетел прямехонько в левый борт встречного Freightliner |
|
| Избавившись от корыстных служителей закона, вновь попадаем на гравийку, сплошь покрытую ледяными накатами. Теперь так будет до Свободного (исключая покрытый асфальтом мост через Зею), где расположен настоящий военный космодром, но состояние дороги таково, что просто мечтаешь вернуться с такого псевдоасфальта на гравий. Уложенный без всякой подложки прямо на песчаные лесные почвы, этот асфальт не просто расползся во все стороны, он представляет собой глубокие колеи, испещренные многочисленными шишками, ямами и выбоинами. К тому же дорога идет прямиком по горам, не делая попыток сгладить подъемы или уменьшить кривизну спусков. Весело, особенно для груженого Freightliner. Местные дорожники пытались решать проблему радикально – срезали вспучившийся асфальт до песка, но помогло это ненадолго, до появления новых «неровностей». И, словно пришельцы из будущего, перед глазами то и дело возникают фрагменты строящегося «Амура» — вот незаконченный мост, вот наполовину готовая насыпь, а вот и оставшиеся на зимовку «федералы». Будущая дорога близка, ровна, но пока недостижима.
|
У этого строящегося моста заметна активность дорожников. И техника на месте, и работа движется |
Тем временем, пейзаж за окном становится все более диким и безлюдным. Глушь, тайга. Даже лиса, перейдя дорогу прямо перед капотом Freightliner, не подумала убегать в лес, а спокойно остановилась на обочине и проводила нас взглядом. Потому дорожный указатель с надписью «Чита 1370 км» показался чем-то неестественным, словно случайно попавшим сюда из другого мира. Для нас же следующим очагом цивилизации станет Сковородино.
|
Федеральная трасса М-58 пройдет по этому мосту. Пока же приходится постоянно пересекать ее под прямыми углами, двигаясь по дорогам местного значения |
|
Настоящий военный космодром в глухой амурской тайге – вот уж чего ожидаешь увидеть меньше всего |
| Морозный туман, вывеска «шЫномонтаж» на въезде и блуждание по частному сектору, ограниченное знаками «30» на каждом столбе – так приветствует путешественников Сковородино. Областной или даже местной дороги нет – одни дворовые проезды, не заплутать в которых сможет не всякий. Выезд сопровождается несколькими крутыми подъемами и немыслимым серпантином у железной дороги. Теперь дальнейший путь неразрывно связан с железнодорожным полотном – узкая полоса обледенелой гравийки идет вдоль насыпи, мимо коротких участков будущей М-58, въезд на которые запрещен и попросту нереален. Возможность вернуться на федеральную трассу появляется только в Тахтамыгде, заодно позволяя с облегчением вздохнуть на гравии после дикого асфальта местных дорог. Этот участок «Амура» построен недавно, и пересекаемые им водные преграды почти не имеют собственных названий – на табличках перед мостами и мостиками часто встречается «Ручей», «Безымянная», или, например, «Аячи 1», «Аячи 2» и тому подобное. Дорожной инфраструктуры в виде кафе и парковок почти нет, а то, что встречается, имеет весьма примитивный вид. Редкие участки свободного от леса пространства всецело отданы во власть ветру – не зная преград, он вовсю беснуется, заметая дорогу и раскачивая проезжающие машины. Но счастье от «Амура» недолго – уже через 200 километров гравийка вырождается в настоящую «стиральную доску», заставляя резко сбрасывать скорость. Каков хозяин – такова и дорога, о чем недвусмысленно намекают заброшенные базы «федералов» по обочинам. Как издевательство выглядят 50 метров асфальта у Ерофея Павловича (название населенного пункта).
|
Здесь начинается тот самый 107-километровый участок, преодоление которого может занять и целый день |
Въезд в Читинскую область сродни входу в собственный дом – кажется, протяни руку и окажешься в Иркутске, словно и нет впереди еще почти двух тысяч километров. Сама дорога продолжает оставаться гравийной, но состояние ее заметно улучшается. Став шире и ровнее, обзаведясь внятными указателями, насквозь пробивая горные хребты и протягиваясь по титаническим насыпям в ущельях, «Амур» неумолимо приближается к Чите. Отдельные участки песчаного грунта заметно потряхивают Freightliner, но гравийное покрытие уже утрамбовано до почти гладкой поверхности, на которую так и просится асфальт. Впрочем, и у гравия есть свои преимущества – такая дорога словно сама себя подсыпает, облегчая бесконечные затяжные спуски и подъемы тяжелому грузовику. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Не миновала сия участь и федеральную трассу – после крутого четырехкилометрового тягуна перед Могочей, на самой вершине горы М-58 перестает быть цельным сооружением, вновь превращаясь в вереницу недостроенных фрагментов, проезд по которым закрыт. Предстоит нелегкое путешествие по «козьим тропам», получившим такое название у дальнобойщиков за свою узость и непрерывное петляние по горам. Но тропа – всего лишь слово, реальность оказывается неизмеримо хуже…
Параллельный мир
Узкая лента разбитого до основания асфальта, кажется, не способна обеспечить встречный разъезд даже двух велосипедов, не говоря уже о грузовиках. Жуткие наледи и ограниченная видимость, отягощенная многочисленными закрытыми поворотами, заставляют ехать буквально наудачу. Тут бы с черепашьей скоростью тащиться, но груженый Freightliner вряд ли окажется способен подняться в такие горы по чистому льду, так что приходится разгоняться и вылетать на вершину подъема практически вслепую. Ощущения, надо сказать, не из самых приятных. Вновь фрагменты М-58, вновь возвращение на «козью тропу», опять «Амур» и снова ледяной серпантин – в такие минуты Чита становится далекой и призрачной, словно и не приближается к нам с каждым километром. Но самое дикое, фантастическое и одновременно потрясающее зрелище ожидает впереди, когда с наступлением сумерек оба Freightliner выходят на 107-километровый участок недостроенной М-58. Еще недавно тут вовсю трудились «федералы», сейчас же царит полная тишина и запустение – строители даже технику вывезли. То, что выхватывают из кромешной тьмы фары автомобилей, не поддается сколько-нибудь адекватному описанию. Взорванные до основания горы, огромные насыпи будущих мостов и сами мосты, не имеющие пока горизонтальных пролетов и торчащие из земли бетонными ребрами доисторических чудовищ. То, что называется дорогой, представляет собой одну полосу крупного щебня, вьющуюся по краям рукотворных пропастей. Степень крутизны некоторых подъемов такова, что забраться в них удается только с пробуксовкой (по гравию!). Рассчитывать приходится только на себя и Freightliner – в случае чего помощи ждать неоткуда. Активные дорожные работы свернуты, так что спасительный БЕЛАЗ или трактор «федералов» придет не скоро. Если вообще когда-нибудь придет. Раньше, бывало, разведут дорожники морозным утром костер прямо под бульдозером, прогреют его до черной копоти на стеклах и отправятся на заработки. Подойдет такой трактор к временному мостику, подцепит его и оттащит чуть в сторону. Все, проезд перегонщикам закрыт. Но трактористу до этого и дела нет, он увлеченно копается под капотом. Ничего не остается, как собрать всем миром энную сумму и вручить ее трактористу, после чего мост возвращается на место. До следующего каравана японских легковушек…
|
За переездом появится возможность вновь ненадолго вернуться на федеральную трассу |
А вот гофрированные трубы – настоящая головная боль. Точнее, места, где их планируется впоследствии уложить. Дорога тут отсутствует, превращаясь в бесконечную череду узких петлеобразных объездов. Подсчитать точное количество таких ям невозможно – они встречаются едва ли не через каждые 50-100 метров. Ночь, глухая тайга, нереальные, словно нарисованные чьим-то больным воображением пейзажи – через пару часов возникает полное ощущение того, что движешься по заброшенной планете, где больше никогда не ступит нога разумных существ. Чтобы иметь представление о состоянии дороги и средней скорости на этом 107-километровом участке, достаточно знать время его преодоления. У нас ушло на это 4 часа 20 минут, и это еще очень быстро! Но ощущение покинутой планеты за это время перерастает в твердую уверенность, так что первое придорожное кафе на выезде из «спецучастка» словно не возвращает к цивилизации, а само непонятным образом очутилось в этом мертвом мире. До Читы остается 480 километров.
|
Сковородино. Об уровне сервиса в таком заведении
даже думать не хочется |
Далее дорога вновь переходит в разряд областных, периодически сливаясь с отдельными участками «Амура». Покрытие, как и принято на дорогах местного значения, отвратительное – узкая гравийная гребенка с примесью глины и льда. Не лучше обстоит дело и в населенных пунктах – так, в Бушулее в течение последних ста лет вообще не было дорог, есть повод радоваться и имеющейся. Здесь постоянно возникают проблемы с электричеством, но местное население уже привыкло жить при свечах. Никто на превратности судьбы не жалуется. Может, и дорога им тут не нужна?
|
Морозное утро в Амурской области. Дорога, хоть и имеет статус областной, но выглядит вполне сносно |
Перед самым Чернышевском, на одной из объездных петель, встречаем довольно свежую, но полностью разбитую Toyota Carina. Пробит поддон, уничтожена задняя подвеска, сломан передний бампер, сработали обе подушки безопасности. Машина открыта, в ней лежат личные вещи водителя, но вокруг ни души. Что здесь произошло, остается только догадываться – если перегонщик сам не справился с управлением, то почему он бросил открытую машину? Вероятнее другое – автомобиль угнали от кафе, пока водитель кушал, но где-то хорошенько «приложились». Такие случаи здесь не редки. Впрочем, есть и еще одно, самое печальное предположение – лишенные после строительства М-58 верного заработка (раньше они занимались погрузкой автомобилей на ж/д платформы), некоторые жители Чернышевска периодически выходят на «большую дорогу», где попросту грабят перегонщиков…
|
Знаменитый на всю страну монумент «Москва-Владивосток». Увы, это еще не вся трасса |
|
Гофрированные трубы – то, из-за чего «Амур» зачастую представляет собой череду сплошных объездов |
| После Чернышевска 20 километров ухабистой гравийки вдруг сменяются 45-километровым участком идеального асфальта. Дорога абсолютно прямая и совершенно новая – еще в конце лета ничего подобного здесь не было. Грустно, что после бреющего полета по такой дороге приходится вновь возвращаться на промерзлый гравий. Теперь асфальт начнется только за 150 километров перед Читой, у километрового столба с цифрой 2027. Не всегда ровный, кое-как латанный, но все-таки настоящий асфальт! Все, остается только добраться по нему до поста ГАИ на въезде в город, где на отметке 2137 км федеральная трасса М-58 «Амур» заканчивается. Задание выполнено, «Амур» преодолен, но впереди еще больше тысячи километров до Иркутска. Впереди ночной штурм промороженных хребтов Читинской области, форсирование ледяных, абсолютно не чищенных перевалов в Бурятии (для их преодоления придется надевать на колеса цепи), радость за слюдянских дорожников, не забывающих о своей работе даже в обильный снегопад, и разочарование от Култукского серпантина, не тронутого ножом снегоуборочной техники. «Амур» остался позади. Сквозное движение по нему действительно существует, но вот сама дорога есть не всегда и не везде. Сменится ли когда-нибудь «сквозное движение» на нормальную комфортную поездку? Возможно, вот только случится это ой как не скоро – постоянные перемещения бригад строителей с участка на участок, огромное количество недоделанных и откровенно заброшенных объектов никак не приближают М-58 к завершению. Торжественно сдать «золотое звено» с огромным монументом и короткими фрагментами асфальта по обе стороны обелиска – это даже не половина дела и уж точно не повод для громких церемоний. Радоваться будем, когда проезд по трассе «Чита-Хабаровск» перестанет быть пыткой. Как говорят дальнобойщики, хоть бы внуки до этого времени дожили…
Огромная благодарность фирме «TLC-Трак» (т. 513-113, 729-434, (39510) 4-32-18) за помощь в организации и проведении журналистской поездки
Вячеслав Старцев Владивосток-Иркутск
Автомаркет+Спорт № 2
|